страница1/5
Дата01.02.2018
Размер0.95 Mb.

Зинатулин С. Н. Дыхательный тренажер Фролова в медицине и валеологии Информационно – методические материалы


  1   2   3   4   5



Зинатулин С.Н.




Дыхательный тренажер Фролова

в медицине и валеологии

Информационно – методические материалы



г.Новосибирск 1999 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время большое внимание уделяется дыхательной системе не только в связи с большой значимостью ее среди заболеваний, являющихся причиной инвалидизации и смертности населения, сколько с возможностью воздействия дыхательных упражнений на лечение, реабилитацию и профилактику различных заболеваний органов и систем. Богатый фактический материал, накопленный в народной и современной медицине, свидетельствует о важной роли дыхания в системе сохранения и развития здоровья, отличающейся физиологичностью, экологической чистотой, высокой эффективностью, безвредностью и, практически, отсутствием протовопоказаний.

Полученные в последние годы клинические и экспериментальные данные, особенно по изучению специфики газопереноса, развития и иннервирования легочной ткани и бронхов, нереспиратороной функции легких, гомеостатических связей легочной ткани с другими органами и системами организма, воздействий негативных экологических факторов на различные элементы легочной, сердечно – сосудистой, иммунной и других систем организма, связи патологии матери в течение беременности, внутриутробных отклонений и состояния плода, свидетельствуют о важной роли дыхания, не только как процесса газопереноса, но и как фактора стабилизации гомеостаза многих физиологических систем организма.

Предлагаемый вниманию читателей труд явился результатом многолетних наблюдений по использованию аппарата Фролова пациентами с патологией легких, сердечно – сосудистой системы, желудочно – кишечного тракта, опорно – двигательного аппарата, нейрно – психических заболеваний и пр., а также людей, попытавшихся с помощью разработанных дыхательных упражнений, просто улучшить состояние своего здоровья в связи с возрастными изменениями, экологической напряженностью, или с целью повышения физической активности и т.д. Приведенные в книге факты не только свидетельствуют о важной профилактической, лечебной и реабилитационной роли предлагаемой технологии, но и о существовании «нового» эволюционно – биологического пути решения многих задач современной медицины и валеологии в сохранении и развитии здоровья людей.

Доктор медицинских наук, профессор Н.И.Цирельников

1. Введение

Уважаемый читатель!

Каждый из нас желает быть здоровым в течение всей жизни. «И старость – в радость, если есть здоровье». В России мы привычно пытаемся «списать» наши болезни на кризис в здравоохранении, экономике, экологии. Но в странах Европы, Америки, где нет этих кризисов, заболеваемость и смертность остаются высокими.

Общеизвестны данные о том, что состояние здоровья человека зависит в большей степени от самого человека, чем от врачей или экологии. Медицина ориентирована на лечение болезней, на подавление механизмов болезни в процессе патогенетической терапии. Но стабильное улучшение здоровья, избавление от болезней через увеличение резервных возможностей организма, повышение адаптационных возможностей организма достигается только при активном участии пациента.

Но и в этом случае, при разработке и реализации индивидуальной программы здоровья врачу необходимы специальные знания, опыт.

В данных материалах излагаются основные вопросы применения дыхательной гимнастики на дыхательном тренажере Фролова (ТДИ-01) в реабилитации и профилактике различных заболеваний, в валеологии, физкультуре и спорте. Материалы даны с учетом современных данных в области физиологии, биохимии и др., которые являются основой в традиционном обучения врачей. Анализ теории и практики эндогенного дыхания, новой гипотезы о дыхании в данной работе не проводился – это тема отдельной работы, требующая к тому же большого объема исследований, в том числе и фундаментального характера.

Мы благодарим всех врачей, научных сотрудников первыми начавших разрабатывать интереснейшую тему.
Здоровья Вам, коллеги, и успехов в работе!



  1. Эволюция, цивилизация и здоровье.

Эволюция жизни на определенном этапе проходила без человека, создавая условия для его появления. В процессе развития многоклеточных организмов соответственно усложнялась организация высшей нервной деятельности и, одновременно, усложнялась и совершенствовалась функциональная дыхательная система. Таким образом, по мнению Пьера Шардена последовательный прогресс сознания в формирующейся материи достиг того уровня, на котором появление человека оказалось естественным и необходимым, закономерным. В биологической эволюции наш прогресс невелик, но в «феномене человека» развитие системы дыхания выражается появлением совершенной формы регуляции дыхания. У человека эта совершенная форма обусловлена возможностью произвольной регуляции дыхания – целенаправленного респираторного тренинга, повышения резервных, адаптационных возможностей организма.

Появление человека ознаменовало новый, человеческий этап эволюции. Развитие человека протекало (и проходит) одновременно в потоке биологической и культурной эволюции. Наибольший прогресс достигнут нами в потоке культурной эволюции. Но одновременно с «плодами» цивилизации, с прогрессом её мы вынуждены преодолевать и проблемы, обусловленные технократическим характером цивилизации: экологические (загрязнение воздуха, воды, почвы, продуктов питания, негативные излучения промышленной и бытовой аппаратуры и т.п.), социально – психологические (нарушение развития и адаптации в обществе, ноогенные неврозы, алкоголизм, наркомания и пр.), медико – биологические (патоморфоз психических и соматических заболеваний, осложнения химио-, радиотерапии, проблемы адаптации инвалидов, адаптация к специфическим условиям проживания и труда – Крайний Север, Антарктида, подземные и подводные работы, частая смена климато – географических зон, часовых поясов у вахтовиков, работников транспорта и пр.). Таким образом человек вынужден жить и работать при действии таких факторов (экстремальные воздействия, антропогенные факторы внешней среды и пр.), адаптация к которым эволюционно не предусмотрена. Вследствие этого, как показали исследования лаборатории функциональных резервов организма под руководством профессора Кривощекова С.Г. (Институт физиологии СО РАМН) формируется состояние несовершенной адаптации. То есть – ситуация когда адаптация в принципе невозможна, возникают ответные изменения в функциональных системах организма, выражающиеся в усилении активности одних систем и угнетения других. Человек, как продукт биологической эволюции оказался в условиях, на которые его организм «не запрограммирован» и поэтому не имеет стабильных и эффективных механизмов регуляции и адаптации.

Но эти условия и проблемы созданы самим человечеством, нам их и решать. Как справедливо отмечает П.Кууси «…если мы не сумеем приспособить культурную эволюцию к естественному процессу биологической эволюции, период нашего проживания в скором времени неминуемо закончится, …человек должен научиться управлять эволюцией своего вида,…если мы научимся управлять нашей эволюцией, мы выживем…».

Одним из направлений в решении этих проблем и явилось развитие медицины. Попутно заметим, что не совсем корректно относить многие заболевания к «болезням цивилизации». Большое количество известных и распространенных ныне болезней были известны и 500 и 1000 лет назад и даже ранее. Прогресс медицины позволил нам определить основные механизмы развития болезней, принес успех в лечении и профилактике инфекционных заболеваний, эпидемий.

Но медицина наша до сих пор была в основном «медициной болезней». Современная медицина – это наука об искусстве диагностики и лечения заболеваний, учтено более 50000 заболеваний, достигнуты огромные успехи, помогающие человеку в кризисных ситуациях, в случаях врожденных уродств, инфекционных заболеваний. Но одновременно мы убедились в целостности человека и поэтому закономерно появились такие направления как психосоматика, психоиммунология, психоэндокринология и пр.

Человечество осмыслило огромное количество информации и вышло на качественно новый уровень мировоззрения. Тысячелетние искания и опыт человечества в биологии, медицине, психологии, социологии, философии, религии привели нас к пониманию того, что Человек – величайшее чудо Вселенной, каждый человек уникален и необходим в данный момент на планете, а здоровье человека – бесценно! В научном мире переход на эволюционно новый уровень мировоззрения обусловил появление валеологии.

Валеология – вобрав в себя всю позитивную информацию о человеке и его здоровье, в реальной жизни каждого из нас, валеология проявляется как научно обоснованное искусство здоровой жизни.

Возникновение валеологии – естественное явление культурной эволюции и необходимое условие дальнейшей эволюции человека (и биологической, и культурной). Благодаря валеологии мы совершаем “человеческий скачок” в эволюции, здоровье человека будет иметь приоритетное значение, а валеотехнологиии, экотехнологии, формируя валеосферу нашей жизни, окажутся ведущими направлениями развития экономики и общества.

В центре внимания валеологии – человек и его здоровье. Биосоциодуховная сущность человека отражает принцип триединства начал мироздания. В человеке соединены, непрерывно взаимодействуют и проявляются биологическое, социальное и духовное начала. Человек, как открытая система, находится в состоянии непрерывного энерго-информационного обмена с окружающей средой, что проявляется в форме взаимоотношений биологического, социального, духовного характера. Основой здоровья являются те отношения, которые создаются и сохраняются самим человеком.

Отношение к своему здоровью проявляется в двух основных позициях:

1. Пассивное, потребительское отношение к своему здоровью – характерно потребление медицинских услуг, эликсиров, пищевых добавок и т.п., но без активной работы человека над своим здоровьем. Ответственность за здоровье возлагается на здравоохранение, такое поведение ведет, естественно – к кризису, сокращению продолжительности жизни

2. Активное, деятельное, творческое отношение к здоровью. Ответственность за свое здоровье человек берет на себя, активно осуществляет сбор информации, совершает конкретные эффективные действия по созданию своего здоровья. Об этом поведении, о таком отношении к здоровью П.К.Иванов сказал так”… я на себе строю эволюцию. Мое тело ищет новую дорогу – не ту, по которой приходилось идти всем предкам и потерять свое здоровье”

Богатейший опыт и академической и традиционной медицины подтверждает, что в решении основных задач валеологии наиболее эффективны те методы оздоровления и профилактики, в которых сам пациент принимает активное участие, в которых задействована личность пациента, его сознание.

Это позволяет наиболее полноценно использовать весь потенциал человека, все его резервы – и биологические и психологические, обеспечить устойчивую саморегуляцию внутренней среды организма, энергоинформационный обмен, потому, что «мы не просто тела, мы также поля энергии, в которых сознание или разум постепенно производят изменения, влияющие на то, что мы называем здоровьем».

Программы самооздоровления, основанные на дыхательной гимнастике можно отнести к категории наиболее результативных, доступных, экономически эффективных и экологически безопасных.





  1. Дыхательная гимнастика в истории человечества.

За прошедшие тысячелетия наше миропонимание существенно изменилось. Историческая, медицинская литература содержит колоссальный объем сведений, отражающих постоянный интерес человека к дыханию, к этой волнующей тайне бытия, невидимой «нити жизни». Соответственно уровню знаний в научных, философских школах разрабатывались различные концепции, теории дыхания, практиковались специфические методики дыхательных гимнастик.




    1. Учение о дыхании в философии и медицине.

Мифология и первобытная философия.


Дыхание является одной из важнейших форм постоянной связи с внешней средой. Природа первоначально противостояла человеку как совершено чуждая, всемогущая и непонятная сила. С момента осознания человеком себя как части природы возникла необходимость изучения её в целях приспособления к различным условиям среды обитания. Страх перед непокорной и загадочной природой породил страстное желание достичь успеха в изучении её, в приобщении к тайне Жизни. Воззрения первобытной философии приписывали личную жизнь всей природе вообще. Отождествление движения воздуха в природе (ветер, ураганы) с движением воздуха при дыхании послужило основой для объяснения ветра как дыхания Бога.

Изучая себя как часть Природы, человек с удивлением отмечал таинственную, неразрывную связь между характером дыхания и состоянием здоровья. Начало жизни после родов у человека и животных совпадало с началом дыхания. Последний вздох убитого врага, умирающего соплеменника означал прекращение жизни. Совершенно непонятным было состояние сна, когда единственным проявлением жизни было движение воздуха при дыхании.

Эта загадочная сила, эта нетленная часть «Я», в момент смерти навсегда покидающая тело и уходящая с последним дыханием, (а в момент рождения – приходящая с дыханием) получила свое отражение в представлениях о бессмертной душе, о духах. Отождествляя дыхание и душу, человек таким образом приобщал себя к природе, к Богу, к его дыханию, к его душе. Согласно различным легендам и мифам, с помощью которых люди пытались объяснить тайну появления жизни на Земле, Бог создал человека и оживил его своим дыханием, вдохнул в него жизнь. Э.Б.Тейлор так описывал зарождение понятия о личной душе или духе у человека в примитивном обществе. «Душа есть тонкий невещественный человеческий образ, по своей природе нечто вроде пара, воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мысли в том существе, которое она одушевляет. Она способна покидать тело и переноситься быстро с места на место. Верхние дыхательные пути при этом считались местом прохождения духов, души. Данные воззрения имели реальное отражение в ритуальных действиях. Убежденность в живительном значении дыхания привела к появлению магических приемов лечебного характера. Считая дыхание исхождением души, наши предки уверены были, что при совершении обрядов оно обладает у жрецов и участников священнодействия особой, колдовской силой, изгоняющей злых духов – «святостью». Это привело к обычаю дуть на младенца, воду, масло.

Таким образом, в сознании человека дыхание являлось атрибутом жизни телесной и духовной. Этот факт подтверждается при анализе семантических языковых единиц, фиксирующих в словах, понятиях, представлениях, образах определенные психические и соматические, неразделенные в мышлении первобытного человека, феномены.

Понятие о близости души и дыхания может быть прослежено в семитической и арийской этимологии и доведено, таким образом, до главных источников мировой философии. У евреев «нефеш», дыхание, употребляется для обозначения «жизни, души, ума животного», тогда как «руах» и «нешама» представляют переходное от «дыхания» к «духу». Этим выражениям соответствуют арабские «нефс» и «рух». То же самое встречается в санскритских словах «атман» и «прана», греческих «психе» и «пнеума», в латинских «анима», «анимус», «спиритус».

Равным образом славянское «дух» перевело понятие «дыхание» в понятие о «душе или духе». В диалекте цыган то же слово «дук» со значением «дыхания, души, жизни». Совершенно очевидно, что в выражениях констатируется единство функции дыхания, психических процессов и представлений о душе. Вопросы дыхания, связь его с состоянием психики, здоровья, в последующем, на различных этапах развития философии, естествознания получили дальнейшее развитие.


3.2 Философия и медицина Востока о дыхании
Верования народов Востока придавали дыхательным упражнениям мистический смысл. Лучшие оздоровительные методы Востока всегда имели своей целью соединение духовности с мышлением, мышления с чувствами, чувств с дыханием, дыхания с движением.

В общих чертах напомним о некоторых из них.

Буддизм – система мировоззрения и практики, направленная на совершенствование индивида, достижение состояния нирваны (безграничной свободы от проблем существования). В учении Будды одним из средств достижения нирваны является медитация (сосредоточение мысли, концентрации внимания). Одна из медитативных техник буддизма- это концентрация на дыхательном процессе.

Даосизм – одно из самых замечательных в истории человечества философских учений. С целью физического и духовного совершенствования даосы разработали процедуры, составной частью которых являются дыхательные упражнения. В трактате IV века «Баопуцзы» пишется: «Начинающий вдыхает через нос воздух, задержав его, считает до 120, затем выдыхает через рот. Вдох и выдох должны проводится беззвучно. Близ ноздрей следует держать гусиное перо, и когда умение достигает того уровня, что перо перестает дрожать, то первый этап искусства дыхания можно считать завершенным. На следующем этапе счет постепенно увеличивается, пока не достигнет тысячи, причем практикующий заметит, что не стареет, а молодеет». Системы «Кунг-фу», «у-шу», «Зыонгшинь», «Кхиконг» также включает раздел о контроле и управлении дыханием.

В древних сборниках «Вед», поэм «МАХАБХАРАТА», «РАМАЯНА», свода законов «Ману» и других источниках вырисовывается происхождение методов физической тренировки йоги. В ведических текстах, затем в Упанишадах все большее внимание уделяется дыханию как центральной проблеме бытия, равной Богу: «Дыхание в середине поистине есть Индра». Дыхательные манипуляции облегчали достижение религиозного экстаза. Сложная система дыхания йогов исходит из того, что энергия Мирового духа содержится в воде, воздухе. В учении йоги понятие «прана» означает жизненную энергию, без которой человек не может существовать. Источником «Я» оказывается космическая сила. Согласно их взлядам «прана» поглощается только при полном дыхании через нос. Для этого разработаны дыхательные упражнения – пранаяма. Пранаяма – это учение об управлении органами с помощью праны, о сознательном управлении дыханием, оно требует сосредоточения внимания на дыхательном процессе. В йоговском дыхании специально выделяют четыре фазы: вдох (пурака), задержка (речака), выдох, задержка после выдоха. Особое внимание уделяется задержке дыхания, во время которой, как считают йоги, в организм усиленно поступает жизненная энергия – «прана». Считается, что после усвоения пранаямы человек готов к «внутреннему перевоплощению» и в дальнейшем – к психосоматической гармонии.

Для медицины и философии Востока характерен тезис о важности дыхания в телесной и духовной жизни, о полезности дыхательных упражнений.

Сегодня хорошо известно, что учащение, углубление дыхания (гипервентиляция легких) резко меняет картину биотоков мозга, а при минимальной мозговой неполноценности приводит к изменению сознания, судорогам. По – видимому, древние интуитивно, методом проб и ошибок, открыли действительно чудесную зависимость между характером (качеством) дыхания и ясностью сознания.

Для дыхательных гимнастик древневосточной медицины и боевых искусств характерно определение дыхания как биоэнергетического процесса, доступного для целенаправленной произвольной регуляции через изменение функций аппарата внешнего дыхания (частота, глубина вентиляции, апное на вдохе, выдохе и пр.) в сочетании с определенными ментальными программами (медитация, самовнушение) позволяющего достичь феноменальных показателей биологического, психического характера.

Эти знания были положены в основу оздоровительных методик и боевых систем, где ведущим принципом, одним из главных условий успеха являются систематические тренировки дыхания. Созданные на Востоке оздоровительные системы, приемы и методы управления дыханием не утратили своего значения и успешно практикуются как методы «комплиментарной медицины», дополняющие научно апробированные методы академической медицины.

В медицинском аспекте интересны исследования Абу - али - ибн - Сина, который рассматривал дыхание как важнейший прогностический принцип и в «Каноне врачебной науки» подробно излагает доступные на тот период данные об анатомии, физиологии органов дыхания, различных нарушениях дыхания, пишет о дыхании «при различных естествах и состояниях», о дыхании в различных возрастах. Он пишет о том, что «движения при равномерном, естественном, свободном от повреждений дыхании происходит вследствие движений грудобрюшной преграды…»

Дыхание бывает «большое, малое, долгое, короткое, быстрое, медленное, редкое, частое, узкое, широкое, легкое, затрудненное, сильное, слабое, горячее, холодное, ровное и неровное, прерывистое, удвоенное, стоячее и др».

Многие наблюдения этого автора в области дыхания интересны и в наше время.


3.3.Эволюция учения о дыхании на Западе


В европейской философии и медицине проблема дыхания получила динамичное, в

соответствии с научными достижениями, развитие.

Платон, полагая душу бессмертной, определял ее как идею разлитого дыхания. Феофаст написал книгу «О дыхании». Подтверждением имевшихся тогда знаний о возможности изменять дыханием состояние человека служат описания смерти философов Диогена и Закона. О смерти Диогена писали «принял он смерть, закусив себе губы зубами и задержавши дыхание». Зенон «умер на месте, задержавши дыхание…»

У представителей ионийской философии идеи о тождестве, единстве дыхания и души нашли выражение в стоической логике.

Душа – это дыхание, врожденное в нас, поэтому она остается после смерти, однако же она подвержена разрушению и неразрушима только душа целого, частицами которого являются живые существа. Зенон, Антипатр (в книге «О душе»), Посидолий говорят, что душа есть теплое дыхание, которое нас одушевляет и которым мы движемся. «Бог есть живое существо, бессмертное, разлитое… Ведущая часть его души простирается по эфиру (воздуху, воде, земле, огню)».

О дыхании упоминается и в работах представителей италийской философии. Пиррон упоминает легкое дыхание и трудное дыхание, сравнивал душу с движением теплого воздуха при дыхании. Древнегреческий философ Анаксимен считал воздух началом бытия: «Как наша душа, существующая воздухом, владеет нами, так дыхание и воздух объемлют весь мир». Взяв за основу учение Анаксимена врач Алкмеон Кротонский создал пневматическую систему медицины – пневматику. Согласно этой системе воздух является первоматерией, организуя человека, как и вся Природа состоит из воздуха.. Древнегреческий врач Диокл из Кариста важное значение придавал «пневме» (воздуху), указывая, что воздух проникает в организм не только через рот и нос, но и через поры кожи, считая, что нарушение движения пневмы является одной из причин болезней.

В «Трактате о природе богов» Цицерон упоминал о функции легких, о том что душа состоит из огня и воздуха, смешанных должным образом, что «воздух является богом, что он рождается, неизмерим, бесконечен, всегда в движении».

Секст Эмпирик, греческий врач и философ, олицетворяет разум с Логосом писал: «втягивая в себя этот божественный разум при помощи дыхания, мы становимся, по Гераклиту, разумными».

Клавдий Гален, развивая учение о пневме, создал, по сути, свою теорию высказал гениальное предположение о взаимосвязи дыхания и деятельности мозга посредством «психической пневмы».

Повседневные, эмпирические наблюдения за дыханием привели к появлению определенных знаний о лечебном влиянии дыхания на здоровье, к врачебным рекомендациям. И сегодня мы с немалым удивлением узнаем, что еще Платоном описано применение поверхностного дыхания для устранения спазма бронхов. Древнегреческий врач Еризимах рекомендовал Аристофану задержки дыхания как средство против кашля. Выдающиеся врачи Древнего Рима Гален и Цельс советовали задерживать дыхание для профилактики и лечения чуть ли не всех заболеваний.

При всем существенном различии философских, религиозных, научных позиций между Востоком и Западом, в европейской философии и медицине также закономерно появилось и было общепринято положение о теснейшей взаимосвязи жизни и дыхания, взаимозависимости функции дыхания и состояния здоровья, были выработаны определенные приемы регуляции дыхания.

Дальнейшее накопление знаний и опыта в этом направлении было значительно ограничено в средние века, особенно в эпоху инквизиции. В этот период мы почти не продвинулись в познании и понимании нашего дыхания.

В европейской философии и медицине существовало положение о важности дыхания, единстве дыхания и души, неразрывности дыхания, здоровья, жизни. Эти взгляды не изменились в средние века, получили определенное дополнение. В основном труде по анатомии и физиологии «Проблемата Аристотеля» легкое рассматривалось как основной орган, участвующий в дыхании. Считалось, что большая часть воздуха остается внутри «расходится к составам разным», выдыхаемый воздух охарактеризован как «злой». Мигель Сервет (16 век) душу сравнивал с дыханием, писал о взаимосвязи функции сердца и легких в жизнеобеспечении организма. Сохранилось описание попытки реанимации человека с применением массажа сердца и искусственного дыхания великим врачом эпохи Возрождения Андреем Везалием в 1543 г.

Освободившись от оков инквизиции разум человеческий продолжал познание мира. Существенный прорыв в знаниях о дыхании и его влиянии на все основные функции и процессы человеческого организма, на восстановление целостности здоровья, в профилактике болезней, в увеличении резервных возможностей человека мы получили именно на волне, в процессе научно – технической революции.

А началось все это три столетия назад. Во второй половине XVII века английский врач Маyow установил, что живая мышь и горящая свеча поглощают из воздуха одну и ту же часть (spiritus nitroaereus).

В том же XVII веке нидерландский инженер Дреббель строит изобретенную им подводную лодку. В ходе этих работ установил, что при сжигании селитры получается газ, которым можно дышать. В 1777 г. А.Лавуазье назвал этот газ кислородом. Он же установил, что при окислении органических веществ в организме, также как и при сгорании их на воздухе или в атмосфере кислорода, кислород поглощается, выделяется углекислый газ и освобождается тепло. Лавуазье считал, что жизнь неразрывно связана с процессами медленного горения (биологическое окисление). В этот период в науке утвердилось мнение о близости явления тканевого дыхания горению в атмосфере кислорода.

Говоря о научных, фундаментальных исследованиях по газообмену, физиологии и патологии дыхания, нужно начать с И.М.Сеченова. «Отец русской физиологии» в течение длительного времени исследовал газообмен. Его фундаментальными трудами по физиологии дыхания и газообменной функции крови заложены основы разработки проблемы гипоксии, являющейся одной из ключевых проблем теоретической и практической медицины и в настоящее время. Много внимания уделял И.М.Сеченов исследованию углекислого газа, углекислоты, процессам поглощения и выделения его солевыми растворами, кровью, «качал СО2 », как писал он сам. Его докторская диссертация «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения» посвящена влиянию острого отравления алкоголем на дыхание и температуру тела.

В последующем Пашутин В.И. создал общее учение о кислородном голодании, Альбицкий П.М. – установил значение фактора времени в развитии гипоксии, компенсаторные реакции организма при недостатке кислорода. Он же говорил и о биологическом значении углекислоты, обычно содержащейся в организме.

В огромном количестве работ рассматриваются гипоксия, адаптация организма к гипоксии и гиперкапнии( Е.А.Карташевский, Н.В.Веселкин, Н.И.Сиротинкин, И.Р.Петров, И.И.Голодов, М.Е.Маршак, Н.Г.Жиронкин, И.С.Бреслав, В.А.Сафонов, Г.Г.Исаев, Н.А.Агаджанян, В.А.Березовский, З.К. Сулимо - Самуйло, А.Г.Дембо, А.З.Колчинская, А.М.Вейн, О.Г.Газенко, М.Ф.Гулый, Р.Б.Стрелков, С.Г.Кривощеков, Гневушев В.В., Т.Д.Кузнецова, В.Б.Малкин. Н.И.Волков и др.).

В последние годы у клиницистов возрастает интерес к проблеме гипервентиляционного синдрома, гипокапнии, гипоксии, коррекции и профилактике этих состояний медикаментозными средствами и безлекарственными способами, к вопросам гипоксических тренировок. Но, как справедливо отмечают А.М.Вейн, И.В.Молдавану, существует «капитальная неинформированность нашей медицинской общественности в отношении проблемы гипервентиляционных нарушений». Этим во многом объясняется недостаточное внимание диагностике острых и хронических форм гипервентиляционного синдрома, коррекции и профилактике этих расстройств.

Исследования в области анатомии, физиологии, биохимии дыхания, разработка диффузионной модели газообмена, создание теории функциональных систем, изучение механизмов адаптации способствовали появлению различных методик коррекции нарушений функции дыхания и газообмена. Условно эти методики можно разделить на безаппаратные (дыхательные гимнастики), и аппаратные способы регуляции и коррекции дыхания. Эти методы не просто дублировали друг друга, а каждый имеет свою специфику, отражающую уровень научных знаний на период создания их.

В первой половине XX века дыхательные упражнения чаще использовались при заболеваниях органов дыхания, а также применялись в профессиональной подготовке певцов, дикторов, в отдельных видах спорта, в хореографии. Наиболее известными в это время были системы трехфазного дыхания разработанные Лео Кофлером (Германия), Ольгой Лобановой и Евгенией Лукьяновой (Россия). Необходимо отметить, что Л.Кофлер и Е.Лукьянова были тяжело больны туберкулезом легких и полностью вылечились только благодаря дыхательной гимнастике. О.Лобанова также избавилась от тяжелого заболевания легких с помощью системы Кофлера.

Изучение кислородотранспортной функции крови, тканевого дыхания, гипоксии и адаптации к ней позволило разрабатывать различные методы гипоксических тренировок.

Исследования метаболизма углекислого газа, углекислоты, кислотно – щелочного равновесия привело нас к методикам гиперкапничеких тренировок, открыли для нас новый аспект тренировок.

Фундаментальные работы в области реаниматологии и анестезиологии (аппараты искусственной вентиляции легких), в спортивной медицине (акваланги), в профессиональной патологии (респираторы, противогазы, духовые инструменты и пр.) открыли новый аспект тренировок дыхания. Было установлено, что возможно применять дополнительное сопротивление дыханию для улучшения вентиляции, газообмена (даже при дыхательной недостаточности), а также применение дополнительного дыхательного пространства, компьютерных программ биологической обратной связи, электростимуляции диафрагмы и т.п.

Таким образом, научный прогресс во второй половине ХХ века открыл нам новые аспекты, новые возможности и новые варианты дыхательных гимнастик, в том числе и с применением таких необычных факторов, как сопротивление дыханию, дополнительное дыхательное пространство.

Вторая половина ХХ века обогатила нашу практику дыхательными гимнастиками, разработанными В.Дурымановым, Ю.Булановым, А.Стрельниковой, К.П.Бутейко, Н.А.Агаджаняном, Ю.Г.Вилунасом, С.Грофом, В.Ф.Фроловым, В табл.1,2 представлена основная информация о методах тренировки дыхания.

Таблица 1. Дыхательные гимнастики.

Безаппаратные методы

Аппаратные методы

Цигун, у-шу, зыонгшинь, пранаяма


Методики трехфазного дыхания:

Система Л.Кофлера

Система О.Лобановой – Е.Лукьяновой

Метод ВЛГД (волевая ликвидация глубокого дыхания), Бутейко К.П.

Метод Ю.Буланова (задержки дыхания)

Метод ПОУМОД (произвольное уменьшение минутного объема дыхания), Агаджанян Н.А. и др.

Парадоксальная дыхательная гимнастика, А.Н.Стрельникова

Голотропное дыхание (ребефинг) С.Гроф

«Рыдающее» дыхание , Ю.Г.Вилунас

Эндогенное дыхание, В.Ф.Фролов

Методы ДДП (дополнительное дыхательное пространство) – дыхание через трубку, (А.Галузин); респираторы, противогазы, акваланги.


Гипоксические тренировки (гипоксикаторы)

Нормобарическая гипоксия (Стрелков Р.Б.), интервальные гипоксические тренировки (Кривощеков С.Г.) и др.

Дыхательный вибратор, дыхательный осциляторный электротренажер, электростимулятор диафрагмы, компьютерные комплексы биологической обратной связи, дыхательный вибратор, «Манук», РИД,

Тренажер дыхательный индивидуальный

ТДИ-01 (тренажер Фролова)


Таблица 2. Дыхательные гимнастики.



Факторы тренировки

Методы тренировки


Гипоксия

(гипоксический стимул)





Нормобарическая гипоксия, интервальная гипоксическая тренировка, задержки дыхания (Буланов Ю.Б. и др.).



Дыхательный тренажер Фролова.


Гиперкапния

(гиперкапнический стимул)

Задержки дыхания (Буланов Ю.Б. и др.)


Метод ВЛГД (К.П.Бутейко),

Методики возвратного дыхания гиперкапнических смесей



ТДИ-01

Гиповентиляция




Метод ВЛГД (Бутейко К.П.)


Метод ПОУМОД (Агаджанян Н.А.)

Гипервентиляция

Глубокодыхательные гимнастики – пранаяма и др.

Увеличение частоты дыхания

Метод С.Грофа

Глубокодыхательные гимнастики

Уменьшение частоты дыхания

Методы трехфазного дыхания, пранаяма.

Дыхательный тренажер Фролова

Сопротивление дыханию на вдохе

Дыхательный тренажер Фролова

Сопротивление на выдохе

РИД, «Манук», дыхательный вибратор, трехфазное дыхание, «рыдающее дыхание»,


дыхательный тренажер Фролова, безаппаратное эндогенное дыхание



4. Дыхательная гимнастика как способ реабилитации и профилактики

Мир един в своем многообразии, един и неделим человек. Бесконечная дифференциация медико – биологических дисциплин, узкая специализация в медицине тем не менее убеждают нас в уникальности организма человека, личности его. Научные достижения последних лет, открытие и изучение энергоинформационных процессов в Природе приводят нас к новому уровню понимания целостности человека, показывают способности клетки, организма к самовосстановлению, к самоисцелению посредством «аутофармакологии» организма. Возрастает популярность естественных методов оздоровления – очищения организма, психической саморегуляции и т.п.

Мы убедились в наличии у человека мощных систем регуляции внутренней среды организма (кислотно – щелочное состояние, гомеостатические механизмы водно – солевого обмена, обмена веществ, терморегуляции, газовый, гормональный, гемокоагуляционный гомеостаз и т.п.). В результате понимания целостности и неделимости нашего организма были разработаны теории функциональных систем, принципы системного анализа стали ведущими при оценке патологического процесса, состояния здоровья, программ лечения и реабилитации.

В этой области для нас наиболее важны теория акад. Бехтеревой Н.П. о болезни как об устойчивом патологическом состоянии, о возможности дестабилизации этого состояния в процессе лечения и теория акад. Анохина П.К. о функциональных системах, описывающая дыхательную систему как многоуровневую, глобальную психофизиологическую систему.


Дыхательный объем





Жизненная емкость




Резервный воздух



Глубина вдоха


Частота дыхания




Окислительные

процессы

в тканях

Дыхательный


Центр
Хеморецепторы


Ударный объем



ЦНС

Кора

головного

мозга





Частота пульса




Скорость кровотока





Состояние

периферических сосудов

Количество гемоглобина

Кислородная емкость крови

Количество

эритроцитов


Эритропоэз



Дыхательная функциональная система (по П.К.Анохину).



Общая функциональная схема дыхательной системы




Кора больших полушарий и другие отделы ЦНС


Сино-каротидный нерв



Блуждающий нерв


Дыхательный

регулятор

М т

е о

х р

а н

н ы

о й

р к

е о

ц н

е т

п у

р







Х

е

м

о

р

е

ц

е

п

т о

р

н ы

й



К

он

т

у

р

  1   2   3   4   5

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Зинатулин С. Н. Дыхательный тренажер Фролова в медицине и валеологии Информационно – методические материалы