Скачать 490.81 Kb.
страница1/3
Дата09.02.2018
Размер490.81 Kb.
ТипТворческая работа

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе


  1   2   3


Отдел образования администрации Шахунского района

Творческая работа

(описание педагогического опыта)

Тема «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе».

Выполнил учитель

начальных классов

МОУ Хмелевицкая СОШ

Балакина Ольга Николаевна

Стаж работы учителем

начальных классов-22 года.

Шахунья 2010



Содержание.

1.Введение.

1.1.Тема опыта

1.2.Значимость и актуальность проблемы для педагога.

1.3.Характеристика противоречий, которые привели к постановке проблемы.

1.4.Условия возникновения и становления педагогического опыта.

1.5.Разработанность аспектов проблемы в теории и практике обучения на

современном этапе развития школы.

2.Цели и задачи педагогического опыта.

2.1.Методы исследования в ходе формирования опыта.

2.2.База исследования.

2.3.Сроки исследования.



3.Теоритическая часть.

3.1.Обоснование выбранной темы.

3.2.Ведущие психолого-педагогические и методические идеи.

3.3.Результаты анализа изученной литературы.



4.Практическая часть.

4.1.Этапы работы по теме.

4.2.Методы и приемы практической работы по проблеме.

4.3.Формы организации учебной работы по проблеме.

4.4.Описание различных видов упражнений, заданий.

4.5.Описание фрагментов уроков, экскурсий, дидактических игр.

4.6.Авторское планирование.

4.7.Описание дифференцированных заданий.



5.Заключение.

5.1.Эффективность проведенной работы по результатам диагностик.

5.2.Описание диагностических методик,тестов, текстов контрольных работ.

5.3.Степень реализации поставленных во введении задач и достижения цели.

5.4.Риски, неудачи и трудности, отмеченные в ходе внедрения опыта.

5.5.Механизм диссеминации опыта.



6.Литература.

7.Приложения.

1.Введение.

1.1.Тема опыта «Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе».

1.2.Значимость и актуальность проблемы для педагога.

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – с 60,9 до 67, 6%, а имеющих хронические полях заболевания – 15,9 до 17,3%. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза. Число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%. С нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%. С нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года, с переходом ребенка из класса в класс, показатели состояния здоровья? Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе. Именно здоровьесберегающие технологии являются составляющими здоровьесберегающей педагогики, главной отличительной особенностью которой является приоритет здоровья среди других направлений работы школы.



1.3.Характеристика противоречий, которые привели к постановке проблемы.

Современная школа призвана не только давать ребенку знания, но и гарантировать сохранение его здоровья. Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей. Проработав в школе более 20 лет, я уже знала с какими трудностями мне придется столкнуться:

-интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника);

-педагогические технологии, ориентированные на достижение высоких результатов в обучении, но не учитывающие функциональные возможности учащегося;

-функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);

-отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;

- копьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).

Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть связано с:

-возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки;

-выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей;

-усложнение характера взаимоотношений «учитель-ученик» и межличностных отношений внутри класса.

1.4.Условия возникновения и становления педагогического опыта.

Самообразование и участие в обобщении опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой по проблеме здоровьесбережения является неотъемлемой частью работы каждого учителя.Наша школа стала эксперементальной площадкой при НИРО по вопросу «Организационно-содержательное обеспечение деятельности районного ресурсного центра здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении». Я с моими коллегами участвуем в этом эксперементе.



2.Цели и задачи педагогического опыта.

Целью моего опыта является формирование у учащихся понимания здоровья как состояния гармонии своего внутреннего мира во всех его аспектах – биологическом, социальном и духовном, а также гармонии взаимодействия с миром внешним, природой и социальной средой, через получение практических навыков такого взаимодействия.

Задачи:

  • сформировать практические навыки учащихся, умение принимать решения, избегать критических ситуаций, при необходимости действовать и оказывать первую помощь окружающим в сложных условиях, связанных с угрозой здоровью или жизни.

  • Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия.

  • Развивать у младших школьников самостоятельное мышление и формировать учебные навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения.

2.1.Методы исследования в ходе формирования опыта.

В начале опыта я провела анкетирование родителей с целью знакомства с детьми, провела анализ нормативных документов, познакомилась с программой «Уроки здоровья и основы безопасности жизни»,разработанную доктором биологических наук, заведующей кафедрой здоровьесбережения в НИРО О.С.Гладышевой, изучила литературу по этому вопросу. В процессе работы проводила опросы самих детей, так как только вместе можно добиться положительных результатов. Применяла новые методы (сказкотерапия,музыкотерапия), здоровьесберегающиие технологии (интегрированный урок, проблемное обучение, мозговой штурм, портфолио ученика, развивающее обучение).



2.2.База исследования.

Свое исследование я проводила в МОУ Хмелевицкая СОШ на базе начальной школы(с 1класса и по 4 класс) используя программу «Уроки здоровья», разработанную в НИРО под руководством Гладышевой О.С. и новые здоровьесберегающие технологии.



2.3.Сроки исследования.

Свою работу по исследованию данной проблемы я разбила на несколько этапов.

1 этап - проектный: анкетирование, изучение нормативных документов, литературы по данному вопросу.

2 этап - опытно-экспериментальный: прохождение курсов «Здоровьесберегающие технологии» в НИРО в 2007 году, поиск эффективных форм, методов, средств организации процесса обучения, где главным компонентом является здоровьесбережение.

3 этап - внедренческий: апробация программы «Уроки здоровья», проведение мониторинга, определение проблем.

4 этап - обобщающий: подведение итогов работы, коррекция, обмен опытом.



3.Теоритическая часть.

3.1.Обоснование выбранной темы.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.

Здоровье-основа формирования личности, ив этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание».Ребенок должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.



3.2.Ведущие психолого-педагогические и методические идеи.

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предисторию.

Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся». Причем несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:



  • В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.

  • Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.

  • Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

3.3.Результаты анализа изученной литературы.

Аспекты укрепления, сбережения и сохранения здоровья в научной литературе занимают важное место.

Особо следует отметить вклад в решение проблемы здоровья А.Г.Бусыгина. Им разработаны фундаментальные философские основы теории и практики сохранения здоровья здорового человека, дано новое представление о соотношении Жизни - Здоровья — Знания - Интеллекта - Мудрости на основе философско-математической формулы здоровья и «двойной спирали Жизни, Здоровья и базовых потребностей».

Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления и сохранения здоровья молодежи для будущей жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л.П.Вашлаевой, М.Я.Виленского, Т.К.Виноградовой.

Анализ научной литературы показывает, что проблема воспитания здоровья, формирования здорового образа жизни у учащихся далеко не новая. Делались попытки ее решения на философском (Гиппократ, Б. Ф. Базарный); психологическом (Л. Выготский, Н. К. Смирнов); медико-валеологическом (Н. М. Амосов, М. М. Безруких, Д. В. Колесов, М. М. Мельникова, Б. Н. Чумаков) и педагогическом (А. Г. Бусыгин, М. Я. Виленский, В. Е. Иванова) уровнях. В то же время проблема формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы еще не в полной мере осмыслена. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.

Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления и сохранения здоровья для будущей жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л. П. Вашлаевой, А. П. Видюка, А. А. Сидоренко, Е. И. Тороховой.

Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей школьников в укреплении и сохранении собственного здоровья, здоровьесберегающей деятельности, способствующей полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный и творческий потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет подрастающему поколению требования осознанного саморазвития, самосовершенствования, здоровьесбережения.

3.4.Нормативная модель новообразований личности учащихся как ожидаемого результата.

личность, образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума

осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности



УЧЕНИК

регулярные занятия спортом


самоконтроль и личностное саморазвитие



правильная организация своей жизнедеятельности

физически, нравственно, духовно здоровая личность

Такими бы я хотела видеть своих учеников.

4.Практическая часть.

Проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решать эти проблемы комплексно. С родителями своих первоклассников провела цикл бесед «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника». Очень помогла здесь медсестра школы, которая дала родителям много полезных рекомендаций. Родители выявили некоторые причины школьных болезней:

-недостаточная освещенность кабинета;

-несоответствие высоты школьных столов;

-несоблюдение детьми режима дня;

-плохое питание.

Причины были не только выявлены, но были найдены пути их решения. Очень помогло то, что наша школа выиграла грант. Мы смогли приобрести новую школьную мебель, сменить освещение. Родители наладили контроль за питанием в школьной столовой и старались, чтобы их дети соблюдали режим дня. Они принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе (веселые старты, малые зимние олимпийские игры, дни здоровья),в школьных мероприятиях ( «Витамины круглый год», «Наше здоровье в наших руках»),в тестировании (приложение 4).

Однако необходимо заметить, что в современной школе добавилось много других недостатков. Влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы.

1.Интенсификация обучения.

2.Снижение двигательной активности.

3.Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни.

4.Нарушение зрения и осанки.

5.Ухудшение нервно-психического здоровья.

Необходимо было создать систему мер по охране и укреплению здоровья школьника через использование педагогических технологий и методических приемов.То есть, использовать здоровьесберегающие технологии.Как сказал профессор Смирнов Н.К.: «Здоровьесберегабщие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка..Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития». Исходя из этого, я приняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья детей. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют серцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы - это рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Как это сделать?

1.Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:

-использование положительных установок на успех ( «Я смогу», «У меня все получится» и др.)

-умение настроить себя и других на положительную волну ( «Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»).

-рисование различных значков на полях тетради, которые отражают настроение детей (методика Лутошкина А.Н., позволяющая быстро узнать степень готовности класса).

2.Выстраивать урок приходиться в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей. В силу возрастных особенностей необходимо учитывать, что первые 3-5 минут урока идет «вырабатывание». Оптимально устойчивая работоспособность длится 10-15 минут, после этого наступает состояние утомления, если не сменить тактику. Для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного утомления детей и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки. Их провожу, учитывая специфику предмета, часто с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и дыхательной гимнастики (приложение 3).

В состав упражнений для физкульминуток я включаю:

-упражнения по формированию осанки,

-укреплению зрения,

-укреплению мышц рук,

-отдых позвоночника,

-упражнения для ног,

-потягивание,

-массаж груди, лица, рук, ног,

-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ, поэтому я ввожу упражнения для глубокого дыхания. Они дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку. В 1-2 классах физкультминутки проводила я сама, а в 3-4 классах их проводили уже дети. Ведется журнал, где на каждом уроке учитель ставит оценку за проведение физкультминутки учащимся. Это вызывает дополнительный интерес и дух соревнования у ребят.

3.Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно - ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя деятельность учащихся, я использую нестандартные формы проведения учебных занятий:

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок - творческая мастерская;

- урок-конкурс;

- урок - творческая игра;

- урок-путешествие (приложение 2);

- урок-викторина.

Использую стратегии: мозговой штурм, ключевые слова, чтение с пометками.

Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:

-работа в группах,

-работа в парах сменного состава,

-деятельность с элементами соревнования,

-взаимооценка,

-ребенок-консультант и др.

В 1-2 классах я часто применяла сказкотерапию, где дети учились вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением , которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Эксперементально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, литературного чтения, технологии и др.

Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на :

-развитие внимания;

-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;

-развитие произвольных движений и самоконтроля;

-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;

-развитие мышления и речи.



Технология развивающего обучения. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Например, когда мы начали изучать умножение, я спросила детей:

-Как вы думаете, что такое умножение?

-С каким арифметическим действием оно связано?

-Для чего нам нужно умножение?

В результате обсуждения выстроилась программа изучения, которая дала возможность прогнозировать предстоящую работу, следовательно, активно участвовать в выборе способа учения, в выборе заданий. Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня есть возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые - меньше ощущают свое отставание от сильных учеников. Они стремятся их догнать.

Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. Я люблю работать с компьютером. Его я применяю на уроках информатики, окружающего мира, литературного чтения, математики, истории, уроках здоровья (приложение 1). Ребята, имеющие дома компьютер, получают задания с его использованием.

4.При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа.

5.Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий. Объем домашних заданий и степень их сложности я соразмеряю с возможностями каждого ребенка. Предлагаю детям самим выбрать вариант задания. Пример вариантов: И. Бунин «Листопад» -1) выразительное чтение, 2) наизусть отрывок, 3) иллюстрирование стихотворении.

Все здоровьесберегающие технологии стараюсь применять в комплексе.

5.Заключение.

5.1.Эффективность проведенной работы по результатам диагностик.

Прошло 3 года с начала опыта и можно уже подвести некоторые итоги. Дети стали гораздо меньше болеть, поэтому улучшается качество знаний учащихся. На уроках постепенно увеличивается объём работы, как следствие повышается внимание и хорошая работоспособность детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: дети не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях. Очень важен тот факт, что на уроке каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную ему ступеньку. Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия. Текущий мониторинг результативности опыта проводился ежегодно в течение последующих трёх лет с 1 по 3 классы.




Успеваемость и качество знаний учащихся
5.3.Степень реализации поставленных во введении задач и достижения цели.

Можно спросить себя: «Всего ли ты достигла, таков результат твоей работы, каким ты его хотела видеть?» Наверно, нет. Не все удалось выполнить, где-то жизнь внесла свои коррективы, но я знаю, что мои ученики многого достигли. Ребята стали лучше учиться. Повысился приоритет здорового образа жизни(активное участие в конкурсах ЗОЖ), повышение роста физического развития и физической подготовленности(2 место в рейтинге «Спорт» среди 4-6 классов школы, несколько медалей на зимних олимпийских играх в школе). А самое главное- это дружный сплоченный коллектив.



5.4.Риски, неудачи и трудности, отмеченные входе внедрения опыта.

Формирование физически, нравственно, духовно здоровой личности младших школьников - дело необходимое и очень интересное, если подходить к нему творчески обоснованно и действовать постепенно, анализируя каждый шаг и при необходимости корректируя учебный процесс. Оно требует знания возможностей учеников, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и обучаемого.

Но ходе работы встретилась и с рядом трудностей:

- проводить работу в системе;

- постоянное отслеживание результатов;

- оформление дополнительного дидактического материала;

- постоянное применение знаний учащимися в дальнейшей работе, что не всегда происходило;

-не все здоровьесберегающие технологии удалось применить.


5.5.Механизм диссеминации опыта.

С разработками данного опыта делилась с учителями и воспитателями на МО нашей школы.

Проводила родительское собрание в 3 классе на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье».

6.Литература.

1. Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках. // Начальная школа. – 1997. № 6.- с. 38-40.

2.Савинова С.В., Геручкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе.- Волгоград.- 2003.- 56с.

3.Феоктистова В.Ф.Образовательные здоровьесберегающие технологии.-Волгоград.-2009.

4.Ермакова И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после.-2006.-№12.

5.Разговор о правильном питании.-М.-2005.-с.60-61.

6.Ковалева Е.Л. Учиться легко и весело.- Волгоград.-1996.

7.Татарникова Л.Г. Я и мое здоровье. .- Волгоград.-2002.

8. Гладышева О. С. Уроки здоровья : Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.-НИРО.-2008.

9. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. - Минск: Университетское, 1998.

10 . Методические рекомендации по разделу "Воспитание. Здоровый образ жизни" курса "Педагогика" /Сост. В.П. Щербинина. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 59 с.

11. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей.- Минск.-1989.

12. Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. Гродно, 1992.

13. Зиганов М. Учимся читать и считать: Готовим ребенка к школе. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1997.

14. Москаленко О. Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.

15. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М., 2007.

16. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии).-М.,2002.

17.http://pedsovet.org

18.http://festival.1september.ru

19.http://www.ychitel.com

20.http://comp-doctor.ru

Приложение 1



Проект урока информатики, данного учителем начальных классов МОУ Хмелевицкая СОШ Балакиной О.Н.(3 класс)2010 год.

  1   2   3