Скачать 120.28 Kb.
Дата29.08.2019
Размер120.28 Kb.

Здоровье это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия



Закаливание
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!». Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои, и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной и общественной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Так чтобы повысить тонус, стать жизнерадостным, преградить простуде все пути к своему организму, нужно обязательно использовать самое универсальное природное средство - закаливание. Закаленный человек мало подвержен любым заболеваниям. Поэтому закаливание организма можно с уверенностью отнести к привычкам здорового образа жизни. Воздействие солнца, воздуха и воды на организм человека (в разумных пределах, без передозировки) очень полезно.

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Закаливание - это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Закаливание – обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости.

Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен.



История развития учения о закаливании.

В истории учения можно выделить два периода: научный и донаучный.

Донаучный период начался одновременно с развитием человечества. Первые сведения о пользе регулярных холодных ванн и свежего воздуха есть еще в папирусах Древнего Египта.

Знаменитое «спартанское воспитание» было, по сути, основано на закаливании: так, мальчики с семи лет должны были ходить в любую погоду босиком, а в теплое время года – обнаженными. Кстати, женщины Спарты закалялись наравне с мужчинами, они «упражнялись в борьбе, беге и метании диска, чтобы тела их были сильны, и они могли выйти из мук деторождения, сохранив свое здоровье».

В Древнем Китае как методы закаливания были известны солнечные ванны, водные процедуры, упражнения и массаж. Как гласит «Трактат о внутреннем», «мудрый лечит ту болезнь, которой еще нет. Давать лекарства от болезни, которая уже пришла в тело – это поступок, подобный тому, чтобы ковать оружие, когда враг уже начал бой, или копать колодец, умирая от жажды».

У римлян главным способом закаливания были термы, которые не уступали любому современному фитнесс-центру: там были помещения для массажа, зал для гимнастических упражнений, бассейны с холодной и горячей водой, ванны с травяными настоями, лечебными грязями, песочные ванны.

А великий Гиппократ был первым, кто превратил накопленный практический материал в единую систему. Он писал, что «холодные дни делают тело упругим и подвижным, а у тех, кто сидит в тепле, мышцы изнежены и слабы, оттого они страдают обмороками и кровотечениями».

Авиценна в своем «Каноне врачебной науки» первым проанализировал физиологические механизмы закаливания, поставив во главу угла регуляцию кровообращения: «купание в холодной воде осаживает присущую телу теплоту вовнутрь, а затем она опять приливает к поверхности тела, усилившись в несколько раз».

На Руси закаливание было сочетание двух главных факторов: снега и бань (почти как у древних римлян, за вычетом снега), и носило массовый характер. Зато Средние века были потерянным для закаливания временем. Кто бы тогда под пристальным взглядом церкви осмелился бы показывать заботу о теле, а не о душе?

В эпоху Возрождения возродилось и представление о закаливании, которое вернулось в систему воспитания детей (работы Томмазо Кампанеллы, Джона Локка).



Научный период

Первый серьезный научный труд о закаливании, «О значении для животного организма искусственно вызванных колебаний температуры», принадлежит перу врача А.Назарова и был написан в 1881 г. Его работа стала отправной точной для трудов многих блестящих физиологов, например, В. Горниевского.

В 1901 году Г. Сперанский, ученик Н.В. Филатова, знаменитый педиатр, выпустил первую книгу о закаливании детей грудного и ясельного возраста. В. Пирусский в Сибири и А.Вирениус в Петербурге пытались внедрить детское закаливание; однако в то время на государственном уровне их попытки остались почти без поддержки.

В СССР теоретической и практической роли закаливания придавалось очень большое значение. Была создана база для дальнейшего развития закаливания, как науки.

И сейчас, когда механизмы терморегуляции и метаболизм изучают, буквально разбирая на молекулы, возможны новые серьезные открытия. Однако, что бы ни узнали ученые, огромная польза закаливания останется неоспоримой, как это было и в Спарте, и в Риме.

Содержание понятия закаливание.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

В России закаливание издавна было массовым. Примером могут служить деревенские бани с парными и снежными ваннами. Однако в наши дни большинство людей ничего не делают для закаливания, как самих себя, так и своих детей. Более того, многие родители из опасения простудить ребенка уже с первых дней месяцев его жизни начинают заниматься пассивной защитой от простуды: укутывают его, закрывают форточки и т.д. Такая "забота" о детях не создает условий для хорошей адаптации к меняющейся температуре среды. Напротив, она содействует ослаблению их здоровья, что приводит к возникновению простудных заболеваний. Поэтому проблема поиска и разработки эффективных методов закаливания остается одной из важнейших. А ведь польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование.

Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.

Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа, как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Средства закаливания.

Воздух. Солнце. Вода.

  

Воздух — наиболее доступное в течение всего года средство закаливания даже тех детей, которым по состоянию здоровья другие виды закаливания могут быть противопоказаны. Поэтому необходимо, чтобы дети как можно больше времени проводили на свежем воздухе и чтобы помещения, в которых они находятся, всегда хорошо проветривались. Эффект закаливания воздухом тем выше, чем большая поверхность кожи соприкасается с ним. Вот почему желательно стремиться к тому, чтобы дети приучались ходить в зимнее время в помещении, а в теплую погоду и вне его в облегченной одежде.  



Большое значение имеют воздушные ванны. Их можно проводить через 1 —1/2 ч после приема пищи в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей: на открытых верандах, террасах, под навесом или в тени деревьев, в лесу, на берегу реки или моря. В ненастное время и зимой они проводятся на верандах или в комнатах при открытых фрамугах и форточках.
Полезно сочетать воздушные ванны с занятиями по гимнастике, подвижными играми, работой в саду и на огороде, так как двигательная активность предохраняет от переохлаждения. Вначале дети принимают воздушные ванны в майках, трусах и легкой обуви, в дальнейшем, по мере закаливания, в трусах и, если позволяет почва, босиком.
Начальная и максимальная продолжительность воздушных ванн, а также минимально допустимая температура воздуха зависит от возраста. Доведение продолжительности ванн до максимальной производится постепенно, примерно на 1 — 2 мин каждые 3 дня. По мере привыкания детей к воздушным ваннам их следует заканчивать обтиранием, обливанием или душем. В летнее время здоровым детям 2 — 7 лет после воздушной ванны можно разрешать купание в бассейне, реке, море. Дети, относящиеся по состоянию здоровья ко второй группе, в течение всей осени и зимы принимают воздушные ванны в майках и трусах или бумажных комбинезонах.
Закаливание солнцем
Солнечные ванны следует проводить со здоровыми детьми, достигшими двух лет, в утренние часы (9 — 11 ч в средних широтах, 8 — 10 ч на юге) при температуре воздуха в тени не ниже 20° С и не выше 32° С, на специальных площадках, не раньше чем через 1 1/2 — 2 ч после приема пищи. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головы, обнажают, а на глаза надевают защитные очки с темными стеклами.  Дети ложатся  на индивидуальные подстилки или топчаны, ногами к солнцу.

Продолжительность ванны сначала 4 мин, затем ежедневное увеличение на 1 мин с доведением для детей двух лет до 20 — 30, для детей 3 — 7 лет — до 35 — 40 мин. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен через одинаковые промежутки времени поворачиваться, обращая к солнцу спину, бок, грудь, другой бок. После солнечной ванны полезно влажное обтирание, обливание или купание. Курс солнечных ванн не должен превышать 25—30 ванн за лето.

Для детей, выделенных по состоянию здоровья во вторую группу( рекомендуется 20 ванн с максимальной продолжительностью 15—20 мин и последующим обтиранием.

Во время приема солнечных ванн дети должны находиться под постоянным наблюдением воспитателя и медицинского персонала. При появлении вялости, беспокойства, сильного покраснения лица и тела ребенка переводят в тень. Солнечные ванны отменяются, если после них появляются сыпь на коже, бессонница, головные боли, повышенная утомляемость.

В зимнее время в средней полосе и особенно на Крайнем Севере,  где имеется большой   недостаток солнечных  лучей,  рекомендуется облучать детей ртутно-кварцевыми лампами — хорошим источником ультрафиолетовых лучей. Эти процедуры должны проводиться под наблюдением медицинского персонала.
Закаливание водой
Водные процедуры возбуждают нервную систему, а потому их следует проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровообращению, а, следовательно, и питанию.
Умывание, которое ежедневно проводится по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температура воды с 28°С постепенно снижается (на 1° каждые 2—3 дня) и доводится для детей на втором году жизни до 20°С, на третьем — до 18°С, трех лет и старше —до 14° С. Наряду с этим обмываемая площадь тела с возрастом увеличивается: детям до двух лет обычно моют лицо и кисти рук, детям до 3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, детям от трех лет и старше можно обмывать и верхнюю часть груди.

Охлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям. В целях профилактики полезно приучать ноги к низкой температуре при помощи ножных ванн. К тому же, ежедневные ножные ванны, а также массаж, которым сопровождается вытирание ног, снижают их потливость и служат профилактикой против плоскостопия. Можно обливать ноги из лейки либо погружать их в таз с  водой температура которой постепенно, через каждые 3—4 дня, снижается на 1° и доводится с 36 до 20°С для детей 1,5—3 лет и до 18—16° С для детей 4—7 лет.

Полезны и контрастные ножные ванны, при которых ребенок поочередно 3—4 раза переносит ноги из таза, где температура воды все время остается постоянной (36°С), в другой таз, где температура воды через каждые 2—4 дня понижается на 1—2° и доводится с 35 до 18°С. Уровень воды в тазу должен доходить до середины голени ребенка.

Продолжительность процедур для детей дошкольного возраста 3—5 мин. Желательно, чтобы ребенок во время ножных ванн двигал ногами (топал, сгибал и разгибал пальцы). Ножные ванны оказывают наилучший эффект, если они проводятся сразу после утреннего или дневного сна, когда ноги теплые.



Обтирание, которое можно начинать с 3-месячного возраста, также хорошее средство закаливания. Для его проведения в большой таз с водой нужной температуры кладут индивидуальные рукавички из мягкой материи, которыми производят обтирание. В воду хорошо добавить морскую или поваренную соль (2 столовых ложки на ведро). Все надо приготовить заранее, чтобы дети в обнаженном виде не ждали процедуры. Мальчиков и девочек с трех лет следует обтирать отдельно.
Тело ребенка обтирают по частям хорошо смоченной рукавичкой и тут же растирают сухим банным полотенцем. Маленьким детям, лежащим на пеленальном столе, сначала обтирают конечности, затем шею, грудь, живот и спинку. Детей, умеющих хорошо стоять на ногах, обтирают в положении стоя; сначала им обтирают всю верхнюю, а затем всю нижнюю половину тела. Детей 5—7 лет приучают обтираться самостоятельно, помогая им смочить рукавичку и обтереть спинку. Рукавички после употребления кипятят и просушивают. С ослабленными детьми перед обтиранием водой в течение 1—2 недель следует проводить сухие растирания кожи куском чистой и мягкой материи до слабого ее покраснения.
Обливание из лейки и душа считается более сильным средством закаливания, чем обтирание, так как вода попадает сразу на все тело, оказывая воздействие не только температурное, но и механическое (давление падающей воды). Поэтому с детьми, относящимися по состоянию здоровья ко второй группе, обливание проводить не следует. Чтобы избежать сильного давления воды на кожу ребенка, наконечник душа или лейки располагают не выше чем на 40—50 см над головой ребенка. Перед началом процедуры температура воздуха с помощью электрического рефлектора доводится для детей 1,5—2 лет до 20—22°С, для детей 3—7 лет — до 18— 20° С. Дети становятся в таз с теплой водой (37—38° С) или на деревянную подставку, помещенную в ванну; их голову покрывают резиновым колпаком или шапочкой. Процедура, продолжительность которой должна быть не более 40 сек, заканчивается растиранием тела мохнатым полотенцем до покраснения кожи. Летом в хорошую погоду обливание и душ рекомендуется проводить на воздухе. 
Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) — одно из любимых детьми закаливающих мероприятий. При купании на организм одновременно действуют воздух, солнце, вода (ее температура, движение, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Купание в открытых водоемах должно строго контролироваться. В условиях дошкольных учреждений к купанию в открытых водоемах допускаются только здоровые дети (первая группа), которым исполнилось 2 года.
Начинать купаться следует в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 25° С и температуре воды 23° С. Нельзя купаться натощак или раньше чем через 1 1/2 ч после приема пищи. Продолжительность первых купаний должна быть не более 2 мин. В дальнейшем ее постепенно можно увеличить для детей 2—5 лет до 5, для детей 6—7 лет — до 8—10 мин. Купать детей надо по утрам, после того как они примут солнечную ванну и немного побудут в тени. В жаркие дни можно разрешить купание и второй раз, через 1 1/2—2 ч после полдника.
Одновременно в воде могут находиться шесть детей. При этом один воспитатель, умеющий плавать, должен быть вместе с детьми в воде, другой остается на берегу и следит за находящимися там детьми.

Во время купания дети должны все время двигаться, играть в мячи, резиновые игрушки. Детей, которым исполнилось 5 лет, можно обучать плаванию. При купании запрещается без причины кричать, подавать сигналы о помощи, заходить дальше указанного места, толкать друг друга, нырять, окунаться с головой.


Нельзя забывать, что если ребенок во время купания синеет, начинает дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть. После купания детей быстро обтирают индивидуальными полотенцами и дают им возможность поиграть и побегать в тени. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется. 
Водоем должен быть обязательно проточным, берег — сухим, чистым, дно — без ям и камней, с постепенным углублением. В населенных пунктах лучше всего для купания детей отгородить часть общего пляжа и водоема, имеющего проверенное дно, спасательные круги, шлюпки. Вне пляжа необходимо отметить границы хорошо проверенного участка, при этом глубина его при скорости течения 0,5 м/сек не должна быть более чем по грудь ребенку среднего роста. Нельзя купать детей там, где выше по течению купают или поят скот. На берегу для раздевания детей хорошо иметь индивидуальные подстилки. 
Источник Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. Изд. 2-е, перераб. М., "Просвещение", 1975.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Здоровье это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия

Скачать 120.28 Kb.