Скачать 370.17 Kb.
Дата28.08.2019
Размер370.17 Kb.

Зарубежный и российский опыт использования объектов наследия в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи


Глава 4.

Зарубежный и российский опыт использования объектов наследия в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи.


Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации личности в различных сферах жизнедеятельности общества, в результате участия молодёжи в работе патриотических организаций, образования, мероприятий, которые проводятся на институциональном уровне. С целью обогащения российского опыта патриотического и нравственного воспитания молодых людей, актуальным является изучение наиболее успешных зарубежных подходов к работе с молодёжью.

Проведенный в ходе настоящего исследования анализ практических результатов успешных программ и проведения современных мероприятий позволяют использовать, с учетом региональных и культурных особенностей России, элементы зарубежного опыта в сфере государственной молодёжной политики и в деятельности общественных объединений Российской Федерации. Работа с молодёжью охватывает широкий спектр деятельности социального, культурного, образовательного и политического характера, которая осуществляется вместе с молодёжью и для молодёжи, в которую в последнее время были также включены спорт и услуги для детей и молодых людей. Такая деятельность относится к сфере специализированных форм досуга, которую организуют общественные организации, профессиональные специалисты по работе с молодёжью и которая основывается на неформальных процессах обучения и образования «вне школы» и принципе добровольного участия. Полагая, что поддержка разнообразных форм работы с молодёжью может являться дополнительным фактором для успешного экономического и социального развития многие государства разрабатывают программные и правовые документы по основным направлениям молодёжной политики. В зарубежных странах принимаются законодательные акты по осуществлению программ, направленных на обучение в течение всей жизни, оказание финансовой поддержки молодёжным организациям и проектам, в том числе по использованию культурного наследия для обучения и воспитания.

Осуществление молодёжной политики в зарубежных странах можно условно подразделить на европейскую и англо-саксонскую модели. Выбор модели обусловлен типами государственного устройства, степенью участия стран в интеграционных объединениях и другими факторами. Европейская модель характеризуется выстроенной системой взаимодействия различных сфер политики, в которой есть приоритеты, цели, задачи и ожидаемые результаты. Для англосаксонской модели, применяемой в Соединенных Штатах Америки и Канаде, характерен подход поддержки исключительно добровольческой деятельности и молодёжных организаций без системного участия государства в реализации молодёжной политики. Молодёжная политика Великобритании носит черты как англосаксонской, так и европейской модели.

Япония, используя европейскую модель молодёжной политики, опирается на исторические традиции использования системы образования для централизованного и управляемого процесса воспитания у молодёжи моральных ценностей, гордости за свое отечество. Этические нормы, основанные на пяти конфуцианских добродетелях (гуманность, долг, благонравие, мудрость, искренность), были предметом изучения ещё в средневековых школах Японии. Японская система морального и патриотического воспитания тесно связана с государственной системой образования. В декабре 2006 г. правительством Японии был принят обновлённый закон об образовании, особое место в котором отводится «воспитанию любви к малой родине» и истории страны. В преамбуле закона написано: «Мы будем осуществлять воспитание и обучение в целях создания новой культуры, следуя традициям <…> Мы будем утверждать основы обучения и воспитания с тем, чтобы раскрывать будущее нашей страны»1. Целью образовательной реформы явилась «ликвидация упадка морали, привитие любви к родине и народу». Закон об образовании вменяет в обязанность учителям иметь самим и передавать ученикам «чувство патриотизма и национального достоинства», чтобы воспитывать молодых амбициозных людей, которые будут с достоинством строить свою страну. Постановлением Правительства «О свободе слова и патриотизме в Японии» была введена система оценки патриотизма в школах, что вызвало критику со стороны общественности, считающей недопустимым оценивать «Чувства любви к своей стране и национальное самосознание японца» по бальной шкале.

В Республике Казахстан основными документами, регулирующими жизнь молодёжи, являются: Закон о государственной молодёжной политике, Концепция воспитания и Концепция государственной молодёжной политики. Важнейшими задачами являются: «создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей»; и «реализация прав ребёнка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья». Значительное внимание уделяется и эстетическому воспитанию казахской молодёжи, что дополняет трактовку духовно-нравственного воспитания. Формирование нравственно-духовных ценностей молодёжи осуществляется через приобщение к художественной культуре, приобщение к мировым художественным ценностям разных эпох и народов, через призму национального и общечеловеческого.

Большинство стран (особенно это характерно для федеративных государств) имеют трехуровневую структуру реализации молодёжной политики (вертикальные, горизонтальные связи и участие молодёжных организаций) что формирует возможность эффективной реализации молодёжной политики на региональном и муниципальном уровнях, с учётом потребностей и нужд местной молодёжи. Главная задача современной европейской молодёжной политики – создать условия для позитивного перехода от молодости к взрослой жизни, характеризующейся, прежде всего, самостоятельностью и ответственностью. За время пребывания в молодёжной возрастной группе человек должен овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания. Целями молодежной политики является создание возможностей для занятости молодых людей и формирование ресурсов и мотивации для использования этих возможностей, используя образовательные процессы и профессиональную подготовку.

В последние 20 лет наблюдается процесс увеличения внимания к молодёжной политике, совершенствования механизмов её реализации, принятия новых законодательных актов. Особенно этот процесс заметен в работе международных институтов. В 2001 г. Европейский Союз принял Белую книгу «Новые стимулы для европейской молодёжи», в 2005 г. был принят Европейский молодёжный Пакт, в 2009 г. утверждена новая стратегия молодежной политики Европейского союза «Молодёжь – инвестирование и предоставление возможностей». Так называемая Белая книга «Новые стимулы для европейской молодёжи» (European Commission White Paper a New Impetus for European Youth)2 содержит приоритетные направления развития молодёжной политики в Европе на ближайшую перспективу. Целью её принятия являлось объединение всех заинтересованных лиц, действующих в сфере молодёжной политики, и предоставление молодым людям возможности более активно участвовать в процессе принятия решений. В Белой книге пять основных тематических разделов: участие, образование, занятость (включая профессиональное обучение и социальную интеграцию), благосостояние (включая самостоятельность и личную культуру) и европейские ценности (включая мобильность и взаимоотношения с остальным миром).

Программа «Молодёжь в действии» (2007-2013 гг.), утверждённая Европейским парламентом и Советом Европы, явилась инструментом неформального и информального (самостоятельного) образования в Европе, дающим молодёжи возможность получить необходимые ей знания, умения и навыки, обеспечивала участие в гражданских делах и повышение занятости молодежи с ограниченными возможностями. Неформальное образование осуществляется за рамками официальной системы образования, привлечение молодых людей происходит на добровольной основе, однако сам процесс является спланированным и направленным на личностное и социальное развитие молодёжи.

В 2008 г. на конференции министров по делам молодёжи государств-участников Европейской культурной конвенции Совета Европы была принята декларация «Будущее молодёжной политики Совета Европы: Повестка дня 2020» (The Future of Youth Policy of the Council of Europe: Agenda 2020)3, которая определяет три приоритетных направления европейской молодёжной политики на ближайшие годы: права человека и демократия, культурное многообразие и межкультурный диалог, социальная интеграция молодых людей, с шестью предметными областями в каждом из направлений. В апреле 2009 г. утверждена стратегия молодёжной политики Европейского союза на 2010-2018 гг. под названием «Молодёжь – инвестирование и предоставление возможностей»4. Стратегия признает, что молодёжь является наиболее уязвимой группой общества, особенно в период экономического и финансового кризисов. Вместе с тем в стареющем европейском обществе молодёжь является ценным ресурсом. Поэтому стратегия основана на сочетании двух подходов: вложение средств в молодое поколение и его благополучие; наделение молодых людей более широкими социальными полномочиями в целях обновления общества и его ценностей. Молодёжная стратегия предполагает сотрудничество стран ЕС в целях создания более широких возможностей для молодёжи, расширения её доступа ко всем социальным ресурсам, укрепления солидарности между обществом и молодым поколением.

Новая стратегия основана на межсекторном подходе и включает, как краткосрочные, так и долгосрочные меры в таких сферах, как образование, трудоустройство, творчество, предпринимательство, социальная включенность, здоровье, спорт, участие в гражданских делах и волонтёрство. Важнейшей сферой молодёжной политики является поддержка творчества и предпринимательства молодых людей, привлечение их внимания к сферам науки и искусства. В сфере образования важнейшим инструментом должна стать поддержка дополнительного (неформального) образования, повышение его качества, формальное признание его результатов и интеграция в систему существующих профессиональных квалификаций. Стратегия также указывает на необходимость межведомственного и межотраслевого подхода к молодёжной политике на всех уровнях: европейском, национальном, региональном и местном, причём этот подход должен быть обеспечен как горизонтальными, так и вертикальными связями. Период до 2018 г. разделён на трехлетние этапы. В конце каждого трехлетнего цикла, составляется доклад по вопросам молодёжи с целью двойной оценки прогресса в достижении общей цели молодёжной стратегии ЕС и установления приоритетов молодёжной политики на предстоящий рабочий цикл.

Итоги первого этапа (2010-2012) подтвердили актуальность молодёжной стратегии ЕС и общих целей:

а) создание равных возможностей для всех молодых людей в образовании и на рынке труда;

б) содействие развитию гражданственности, социальной интеграции и солидарности.

Исследования, проведенные в рамках молодежной стратегии ЕС, подтвердили важность приобщения молодёжи к творчеству и культуре, используя передовой опыт и предложения по устранению препятствий, таких как стоимость и расстояние. Второй трехлетний цикл молодёжной стратегии (2013-2015) посвящен ликвидации проблем, появившихся у молодых людей в результате кризиса в странах ЕС. Наряду с развитием инновационного и творческого потенциала молодёжи будет уделено внимание занятости и предпринимательству, расширению доступа к рабочим местам, социальной интеграции, здоровью и благополучию.

Сейчас в Европейском союзе осуществляется ещё одна новая программа (2014-2020 гг.) по образованию, молодёжи и спорту – «Эразмус плюс» (Erasmus+) с общим бюджетом примерно 16 млрд евро. Основным отличием новой программы от её предшественниц является то, что она объединила все существовавшие ранее программы: «Непрерывное образование» (состоит из подпрограмм «Леонардо да Винчи», «Комениус», «Грюндтвиг», «Эразмус» и «Жан Монне»); «Молодежь в действии» и пять других международных программ, включая «Эразмус Мундус» и «Темпус». Программа нацелена на выход за пределы предыдущих программ, путём поощрения взаимодействия и взаимного обогащения в различных областях образования, профессиональной подготовки и молодёжи, снимая искусственные границы между различными действиями и проектными форматами, способствуя новым идеям, привлекая новых участников из сферы труда и гражданского общества и стимулируя новые формы сотрудничества. Программа «Эразмус плюс» рассматривается как эффективный инструмент для удовлетворения реальных потребностей развития человеческого и социального капиталов в Европе и за её пределами.

Молодёжная политика европейских стран основана на неформальном образовании, главная задача которого – стимулировать обмены и дискуссии среди молодёжи, волонтёрскую деятельность и активную гражданскую позицию. Через различные образовательные программы уделяется внимание становлению самосознания, национальной идентичности подрастающего поколения, однако концепции патриотического воспитания молодёжи как таковой в объединенной Европе нет.

Об отношении к патриотизму в европейских странах можно судить по опубликованной в журнале «Новая Польша» (№4 за 2014 г.) статье «О европейском патриотизме»5. Автор утверждает, что понятие патриотизм ассоциируется, прежде всего, с государственностью и утверждением национальных ценностей. С безусловной самоотдачей и склонностью посвятить себя благу государства и сограждан. Сегодня патриот самореализуется, формируя окружающую его действительность, ценностью для него является забота об общем благе и укрепление общественного капитала страны. Сплачивавший уходящее поколение европейцев миф об отцах-основателях, действовавших в объединительном духе, уже недостаточно привлекателен для нового поколения. Весьма вероятно, что поколение «Эразмуса»6 вообще не будет задумываться над новой моделью европейского патриотизма, признав патриотизм изжитой и не подходящей к реалиям нынешней свободной Европы концепцией.

Построение новой экономической модели, в основе которой лежит развитие творчества, инноваций и образования, а также широкое использование цифровых технологий, как и само будущее Европы, напрямую зависят от молодёжи, что было признано в «Обновленной социальной повестке» Европейского союза, направленной на создание новых возможностей для его граждан (2009). Важным направлением европейской молодёжной политики является связь культуры с творчеством7. В последние десятилетия стало очевидным, что творчество (креативность) является не только талантом, данным конкретному человеку, но квалификацией, которую могут и должны приобрести люди, обучаясь и совершенствуясь. Как следствие, творчество рассматривается как цель в процессе воспитания и образования детей. Творчество является ключевым фактором культурного самовыражения, а культура играет роль катализатора для творчества. Творчество и инновации являются бурно развивающимися факторами предпринимательства и приобретения навыков, необходимых для новых рабочих мест. Они способствуют экономическому процветанию, а также социальному и индивидуальному благополучию и поэтому рассматриваются в качестве ключевых компетенций для обучения в течение жизни.

С началом экономического кризиса в 2007 г. творчество стало рассматриваться в качестве основного личного умения справиться с проблемами и новыми требованиями. Гибкое мышление, нетрадиционные методы и творческие способы решения проблем – необходимые подходы к инновациям, которые являются главным двигателем экономики Европейского Союза. Связь между культурой, экономикой, образованием и творчеством в последние годы обсуждается на различных конференциях. Европейский год творчества и инноваций (2009) явился отправной точкой для дальнейших исследований о важности творчества в жизни молодых людей. В качестве примера можно привести конференцию, состоявшуюся в Швеции (2009) на тему «Стимулирование творческого поколения – детей и молодёжи к новой культуре и медиа-пространству», в которой приняли участие более 350 экспертов, практиков и политиков из 30 стран. В дискуссии относительно способов стимулирования творчества и инноваций, особое внимание было уделено «оцифрованной жизни»8 и деятельности в Интернете подрастающего поколения. Молодое поколение активно использует новые возможности приобретения знаний и творческого участия в повседневной социальной жизни и придаёт большое значение этой деятельности. В то же время было подчеркнута необходимость изучения молодыми людьми рисков, связанных с этими видами деятельности, так как «цифровой разрыв» между поколениями не только влияет на знания и поведение, но и человеческие отношения.

В странах Европы для обучения и воспитания молодёжи используется культурное наследие. В октябре 2005 г. была принята Рамочная Конвенция Совета Европы о значении культурного наследия для общества. Статья 2 определяет культурное наследие как «совокупность ресурсов, унаследованных от прошлого, и которое люди считают, независимо от своей принадлежности, отражением и выражением своих постоянно меняющихся ценностей, верований, знаний и традиций. Оно включает все аспекты окружающей среды, которые возникли в результате взаимодействия между людьми и пространством в ходе исторического развития». Конвенция акцентирует внимание на общем наследии Европы, все формы которого вместе составляют общий источник памяти, понимания, самобытности, сплоченности и творчества, и идеалов, принципов и ценностей, родившихся из опыта, накопленного благодаря прогрессу и конфликтам прошлого, и способствующих развитию мирного и стабильного общества, основанного на уважении прав человека, демократии и верховенстве закона.

В Конвенции особо подчеркнута связь культурного наследия и знаний. Стороны, подписавшие этот документ, приняли обязательство

- укреплять связь между образованием в сфере культурного наследия и профессиональной подготовкой;

- способствовать включению измерения культурного наследия во все уровни образования;

- содействовать междисциплинарным исследованиям в области культурного наследия, культурных общин, среды и их взаимодействия.

Знакомство с культурным наследием приобретает всё большее значение в образовательных и культурных учреждениях Европы. Европейский Союз, ЮНЕСКО и другие международные организации, уделяя внимание защите культурного и природного наследия, используют это наследие в качестве инструмента для обогащения процесса обучения и воспитания населения, прежде всего молодых людей. Задача заключается в том, чтобы поддерживать в европейцах чувство их общей культурной самобытности путём привлечения внимания европейцев к малоизвестным объектам культуры регионального и местного значения, организовав не только процесс обучения, но и повышения качественного уровня культурно-познавательных туристских маршрутов по местам, имеющим большое значение для европейской культуры.

Использование культурного наследия в процессе образования даёт возможность молодёжи усвоить важность наследия как такового и его роли в развитии общества. С целью обобщения и распространения имеющегося опыта группа педагогов и работников культуры из Бельгии, Австрии, Италии, Нидерландов, Франции, Румынии и Польши начала осуществлять проект, направленный на приобретение навыков непрерывного образования, используя культурное наследие для воспитания. Этот проект, созданный на базе партнёрства преподавателей четырех учебных заведений и пяти учреждений культуры, координатором которого является Landcommanderij Alden Biesen (Бельгия) – государственный культурный центр агентства искусств и наследия Министерства культуры Фламандского правительства, который расположен в старинном замке9. Центр организует национальные и международные проекты и курсы, семинары и конференции в сфере европейской культуры и образования. Здесь проходит крупнейший Международный многоязычный фестиваль сторителлинга10 в Европе. Проект получил название «Возможности использования культурного наследия для воспитания и приобретения ключевых компетенций» (Acquisire competenze chiave attraverso l’educazione al patrimonio culturale – Aqueduct). Был разработан методологический подход и руководство по осуществлению проекта Aqueduct, в котором представлены различные методики обучения и воспитания11. Проект Акведукт направлен на оказание помощи преподавателям и другим воспитателям, с тем, чтобы коллективный опыт стимулировал использование культурного наследия в обучении и воспитании, не только для получения знаний, но и для разработки ключевых компетенций в личном развитии, сотрудничестве, общении, культурном самовыражении, приобретении духа инициативы и предпринимательства.

Использование культурного наследия для воспитания, не может ограничиваться исключительно исторической, художественной и культурной тематикой, но включает в себя комплекс ресурсов за их пределами («extra muros»), который предлагает большой потенциал с точки зрения роста и поддержания мотивов, инновационные подходы в междисциплинарных исследованиях, эффективных в отношении деятельности учебных заведений. Акведукт является руководством для преподавателей, студентов, стажёров и учителей, детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, а также сотрудников учреждений культуры. Между партнёрами проекта распределены сферы ответственности. Лейденский университет (PLATO)12 отвечает за теоретическую часть, касающуюся получения ключевых компетенций. Три других образовательных учреждения (Лёвен, Грац и Клуж) нацелены на реализацию методов обучения по освоению компетенций, отличающихся от традиционных.

Два учреждения культуры (Краков, Болонья) способствуют продвижению региональной культуры и наследия, выступая посредниками между культурным наследием и населением, предоставляя свои знания методологию деятельности, сеть контактов, популяризацию и так далее. Три остальные учреждения культуры партнерства являются примерами памятников культурного наследия (два замка и аббатство) с устойчивыми связями, как с посетителями, так и со школами, они предоставляют в распоряжение форму, содержание и практику своей деятельности. Независимо от партнёрских связей были созданы девять «тандемов», каждый из которых состоит из учебного заведения и учреждения культуры с целью запуска пилотных проектов которые используют методику Акведукта для приобретения ключевых навыков. Примеры передовой практики были собраны всеми странами партнерства, а также в Марокко, Швеции, Португалии, Ирландии и Англии. Проект Акведукт определяет отношения между воспитанием, с использованием культурного наследия и образованием, ориентированным на приобретение ключевых компетенций для непрерывного обучения в течение всей жизни (Life Long Learning). Организаторы этого проекта, придерживаясь определения культурного и природного наследия, данного ЮНЕСКО13, подходят к организации процесса воспитания с точки зрения современного более широкого толкования понятия наследие, которое включает не только архитектурные памятники и другие объекты, а также нематериальное наследие: традиции, ритуалы, праздники, традиционные ремесла и другие виды деятельности, унаследованные от наших предков.

Если в прошлом наследием был исключительно объект для сохранения, то сегодня обращается внимание на потенциальное значение наследия, полезное для достижения социальных целей. Оно может играть роль оздоровительной и расслабляющей среды, что является благом для людей, и в то же время добавлять ценность качеству культурной жизни и деятельности человека, таких, как воспитание, обучение, личное развитие, общение. Эффективное использование наследия укрепляет социальную сплоченность, взаимопонимание между поколениями, содействует развитию межкультурного сотрудничества, и даёт возможность молодёжи приобрести необходимые ключевые компетенции. Воспитание с использованием наследия основывается на том, что сама культурная и историческая среда, даёт возможность молодым людям получить опыт участия в процессе активного познания или самостоятельного открытия; поощряет их рассматривать и обсуждать результаты анализа. Они не только обучаются познанию конкретного культурного контекста, но в процессе изучения получают широкий спектр компетенций и навыков. Во многих случаях стимулятором развития является предпринимательство. Исследование культурного наследия может показать полезные примеры предпринимательства в прошлом. В то же время при активном исследовании наследия, ориентированном на приобретение навыков также поощряет предпринимательство. Процесс обучения превращается в инициативные поездки, открытия, знакомство с положением дел, событиями и людьми, что дает значительно лучший результат усвоения знаний, чем при пассивной передаче знаний в традиционных образовательных системах.

В июне 2014 г. в Чолпон-Ате (Киргизия) прошел III Форум молодых интеллектуалов, посвященный Году туризма в СНГ, на тему «Молодежь СНГ – экокультура и туризм, охрана природы, инновации». В форуме принимали участие представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Учитывая роль молодёжи в сохранении культурного и природного наследия, отмечая важность эффективного управления природоохранными и культурно-историческими объектами, принимая во внимание общие культурные и исторические ценности народов стран СНГ, участники Форума подчеркнули необходимость активизировать эту деятельность, способствовать развитию культурно-познавательного, творческого и экологического туризма. В итоговом документе Форума подчёркнута готовность активно сотрудничать в деятельности по сохранению природного и культурного наследия, участвовать в выработке единых подходов и механизмов по вовлечению молодёжи в процессы сохранения и популяризации экологического и культурного наследия на всём пространстве Содружества. Особое внимание обращено на реализацию проекта ЮНЕСКО/МФГС «Укрепление роли молодёжи в сохранении разнообразия культурного и природного наследия и развитии культурно-познавательного туризма в странах СНГ». Этот проект был представлен и поддержан Международной научно-практической конференцией «Наука — Сервису», проводившейся в Российском государственном университете туризма и сервиса (декабрь 2014 г.)

Пилотный проект ЮНЕСКО/МФГС14 «Укрепление роли молодёжи в сохранении разнообразия культурного и природного наследия и развитии культурно-познавательного туризма в странах СНГ» (2014-2017) направлен на повышение потенциала стран СНГ в сфере управления наследием и сохранения разнообразия культурного и природного наследия во всех его формах с привлечением молодёжи к участию в мероприятиях по укреплению роли культуры для устойчивого развития с учётом принципов Конвенций ЮНЕСКО 1972, 2003 и 2005 гг., Программы ЮНЕСКО «Всемирное наследие плюс устойчивый туризм», Резолюций ООН «Будущее, которого мы хотим» и «Культура и устойчивое развитие», а также следуя глобальной цели «Международного Десятилетия сближения культур» (2013-2022). Главными целями программы является поддержка межкультурного диалога посредством культурно-познавательного, творческого и экологического туризма с привлечением молодёжи; разработка в странах СНГ учебных программ и курсов для образовательных учреждений по вопросам сохранения наследия, на основе методических пособий ЮНЕСКО Ассоциированные школы ЮНЕСКО и международную сеть кафедр ЮНЕСКО, а также организация учебно-туристских туров по объектам Всемирного наследия с целью укрепления роли молодёжи в сохранении культурного и природного наследия.

Учитывая мобильность молодёжи в 1987 г., возникла идея организации маршрутов культурного наследия Совета Европы (The Cultural Routes of the Council of Europe). Замысел состоял в том, чтобы с помощью путешествий в пространстве и во времени пропагандировать европейскую культурную идентичность и гражданственность как единое целое, одновременно показав многообразие культур европейских стран, использовать доступ и знакомство с культурным и природным наследием как ресурс развития взаимопонимания и диалога между сообществами и внутри них. Официальный лозунг маршрутов – «Откроем для себя наш континент!».

Расширенное частичное соглашение, принятое Комитетом министров в 2010 г., о маршрутах культурного наследия, определяет их как «проект по сотрудничеству в сфере культурно-образовательного наследия и туризма, направленный на развитие и продвижение маршрута или серии маршрутов на основе исторического пути, культурной концепции, выдающейся личности или явления, имеющих транснациональную важность и значение для понимания и уважения к общим европейским ценностям». В маршрутах культурного наследия Совета Европы заложен значительный потенциал для сотрудничества на европейском, национальном, региональном и местном уровнях. В настоящее время в программе задействовано 29 сертифицированных маршрутов, которые охватывают 70 стран, в том числе некоторые страны африканского и азиатского континентов. Однако почти 40% этой сети находится на территории Франции, Италии, Испании, Португалии, Германии и Великобритании. Среди маршрутов культурного наследия Совета Европы: Маршруты викингов; Исторические и легендарные личности Европы; Европейские маршруты еврейского наследия; Индустриальное наследие в Европе; Архитектура без границ; Сельская среда обитания; Ганзейские города, маршруты и памятные знаки.

Первым маршрутом, который был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и объявлен «Главным европейским маршрутом культурного наследия» (Primary European Cultural Itinerary) был «Путь Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела». Каждый участник путешествия может получить паспорт пилигрима, в котором ставятся специальные печати, во всех средствах размещения, в церквях и монастырях, являясь подтверждением прохождения Пути.

Самым протяженным маршрутом (более 4500 км) является «Вия Регия» (Via Regia). Проект был предложен в 2002 г. конференцией Саксонских политиков под названием «Вия Регия – европейская королевская дорога», как имеющий символическое значение исторический маршрут, существующий более двух тысяч лет, который будет способствовать процессу европейской интеграции. Маршрут Вия Регия проходит по территории Испании, Франции, Бельгии, Германии, Польши, Украины, Белоруссии и Литвы. Это экономическая, культурная и туристская сеть, применяющая новые формы международного сотрудничества стран Европы, в 2005 г. сертифицирована как «Главный европейский маршрут культурного наследия Совета Европы».

Правила выдачи сертификата «Маршрут культурного наследия Совета Европы» определяются Резолюцией Комитета Министров от 8 декабря 2010 г. - CM/Res(2010)52. В этом документе изложен перечень критериев соответствия и приоритетных сфер деятельности. Основным критерием является репрезентативность темы для европейских ценностей и её общность для нескольких стран Европы, а также позволяющей молодёжи осуществлять культурные и образовательные обмены. К приоритетным сферам деятельности относятся: сотрудничество в исследованиях и разработках; популяризация европейского материального и нематериального наследия, разъяснение его исторического значения, сходства в различных регионах Европы; культурные и образовательные обмены для молодых европейцев; современная культурная и художественная практика; культурно-познавательный туризм и устойчивое развитие культуры. Полный текст резолюции приводиться в Приложении 3, в конце настоящей монографии.

Техническую помощь в деятельности Совета Европы оказывает некоммерческая ассоциация Европейский институт маршрутов культурного наследия (European Institute of Cultural Routes), созданная в Люксембурге (1998). Она рассматривает заявки на новые проекты, проводит мониторинг деятельности и координирует работу организаций-партнёров, занимается распространением информации и хранит архив документов. Программа «Маршруты культурного наследия» является средством практического использования ценностей Совета Европы, утверждает роль культуры и культурного разнообразия в обществе, создает потенциал для социального и экономического развития и благоприятствует обмену передовым опытом и знаниями между людьми. Исследования, проведенные Европейской Комиссией и Советом Европы, показывают, что организация таких маршрутов положительно влияет на инновационную деятельность и конкурентоспособность малых и средних предприятий. Россия присоединилась к Расширенному частичному соглашению о культурных маршрутах Совета Европы в 2012 г., координация обеспечения участия в этой деятельности осуществляется Минкультуры России согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации15.

Культура и туризм являются важными сферами сотрудничества в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества 16 (ЧЭС). Культурное наследие стран ЧЭС является бесценным источником для устойчивого культурного, экономического и социального развития. В список всемирного наследия ЮНЕСКО входит 93 объекта культурного и природного наследия региона ЧЭС, в то время как более 160 объектов заявлено в Предварительном списке. Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО включает 27 наименований народного творчества и устных традиций региона ЧЭС. Вопросы культурно-познавательного туризма / маршрутов культуры в течение длительного времени стоят на повестке дня Рабочей группы ЧЭС по сотрудничеству в сфере туризма и Рабочей группы ЧЭС по культуре. Рабочая группа по сотрудничеству в сфере туризма в 2013-2015 гг. уделяет внимание проблемам развития туризма и охраны культурного наследия, стимулируя меры по сохранению культурного, природного и нематериального наследия, культурного разнообразия, уделяя первоочередное внимание международным механизмам сотрудничества в Черноморском регионе и развитию региональных культурных проектов. В декабре 2013 г. на Сорок второй сессии Генеральной Ассамблеи был заслушан и утвержден доклад «Материальное и нематериальное культурное наследие – способ соединения культурных маршрутов и туризма в государствах-членах ЧЭС»17.

Развитие культурных и туристских маршрутов имеет значительный потенциал для экономического, культурного и социального роста в регионе ЧЭС. Развитие культурной и туристической политики может способствовать сохранению материального и нематериального культурного наследия, содействию экономического развития и занятости населения, укреплению и поощрению разнообразия туристических услуг, сохранению поселений, развитию культурного взаимопонимания. В октябре 2012 г. были предложены следующие проекты: «Маршрут розы» (Республика Болгария); «Маршруты чеканных монет» (Греческая Республика); «Маршрут римских императоров» (Республика Сербия); «Шелковый путь» (Турецкая Республика); «Винные пути Азербайджана» (Азербайджанская Республика); «Виноградные и винные маршруты Армении» (Республика Армения); «Легенда об аргонавтах» (Грузия), а также «Парусник XIII века «Киликия» (Республика Армения). Государства-члены ЧЭС принимают участие в маршрутах культурного наследия Совета Европы: «Ганзейские города, маршруты и памятные знаки» (Россия); «Маршруты викингов» (Греция, Россия, Турция, Украина); «Маршруты финикийцев» (Греция, Турция); «Маршрут оливковое дерево» (Албания, Греция, Сербия, Турция); «Маршрут «Царский путь» (Украина); «Транс-романика - романский маршрут европейского наследия» (Сербия); «Винные пути Европы» (Армения, Азербайджан, Грузия, Греция, Молдова, Румыния); «Маршрут по европейским кладбищам» (Греция, Россия, Сербия).

Было бы целесообразно, используя опыт Совета Европы и Организации черноморского экономического сотрудничества организовать на территории России сеть познавательно-исторических туристских маршрутов культурного наследия (Наследие России) и утвердить порядок их сертификации. Европейский подход к проблемам воспитания молодёжи и ценностной её ориентации исходит из того, что молодым людям нужно дать максимальные возможности для внесения своего вклада в цивилизационное развитие общества, эффективного участия в реализацию общеевропейских демократических ценностей. Процесс формирования европейского юношеского самосознания осуществляется на основе расширения образовательных возможностей и возможностей культурного развития. Сегодня воспитание гражданина Евросоюза является приоритетным направлением в работе с молодёжью. Одним из основных документов, регулирующих молодежную политику, является Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни муниципальных и региональных образований. Она регламентирует все сферы жизнедеятельности молодежи, предусматривает социокультурную интеграцию молодёжи, её деятельное участие в развитии гражданских институтов, демократического сообщества. Молодых людей учат знать и отстаивать свои права, прививаются прагматические качества, нацеленные на «социально-политическую активность молодёжи», поощряя развитие волонтёрских качеств, основанных на гуманизме, милосердии, толерантности.

Помимо общеевропейских принципов работы с молодёжью в большинстве стран Европы практически отсутствует концепция нравственного формирования человека, различные проекты формирования духовной культуры, нравственного воспитания личности молодого человека не получают государственную поддержку. Интересные практики деятельности по культурно-нравственному воспитанию молодёжи в отдельных странах-участницах ЕС реализуются только на уровне частных, групповых инициатив некоммерческих организаций, а также через миссионерскую деятельность в рамках той или иной религии.

Сложившая отечественная и зарубежная практика патриотического воспитания, осуществляемого с использованием объектов культурного и природного наследия, как уже было представлено в разделе 2 настоящей монографии, осуществляется в таких направлениях, как краеведение, музейная педагогика, туризм, экскурсии, библиотечное дело, деятельность молодёжных организаций, событийные мероприятия, семейная сфера.



Краеведение с комплексом различных средств обучения и воспитания подрастающего поколения в США и Израиле рассматривается как эффективное направление в деле воспитания патриотизма у молодёжи. Краеведение, как система дополнительного образования, служащая воспитанию патриотизма у молодёжи в системе дополнительного образования активно применяется в США. В этой связи заслуживает внимания много раз переизданное методическое пособие для американских школьников старших классов, которое называется «A Plan to Educate Young Americans about Their Nation's Rich Cultural Heritage»18 (План обучения молодых американцев богатству их национального культурного наследия). Пособие разработано для учителей и используется в качестве методологической опоры для проведения дополнительных образовательных мероприятий, целью которых является воспитание у старшеклассников любви и гордости к родной стране. Особое значение в организации занятий уделяется ознакомлению с объектами культурного и природного наследия различных регионов США. Книга имеет следующие тематические разделы.

  1. Краткое резюме, содержащее рекомендации по использованию методики преподавания.

  2. Данные об апробации методики на практике.

  3. Стратегии развития методики обучения молодёжи патриотизму.

  4. Темы для занятий (например, «земля и люди» – тема, в рамках которой рассматривается национальное культурное богатство страны в контексте взаимодействия жителей государства и объектов природы, окружающих их).

  5. Цели и стратегия (стратегия по вовлечению учащихся в практические семинарские занятия по классификации и теоретизированию практического опыта, приобретенного в ходе практических занятий с объектами природного или культурного занятия – в ходе образовательных экскурсий или кемпингов).

  6. Содержание и организация (методические рекомендации организационно-технического характера по проведению внеклассных лонгэтюдных занятий по изучению объектов наследия на природе)19.

  7. Предлагаемые программы (тематика возможных занятий, занятия имеют междисциплинарный характер, а обучение в соответствии с, выбранными направлениями20 продолжается в течение учебного года, практические выездные занятия чередуются с семинарскими, на которых обсуждается исследованный материал).

  8. Описание программ (предполагается, что программы дополнительного образования, избираемые старшеклассниками реализуются в небольших, подобных клубах или объединениях школьников)21.

Авторами активно используется междисциплинарный подход, игровая деятельность, экскурсионные и экспедиционные программы, активно используются исторические артефакты, объекты культурного и природного наследия. В целом, воспитание патриотизма представляется как долгий, комплексный и сложный процесс, которому способствует не только школьное и дополнительное образование, но и средства массовой информации, просветительские мероприятия, события и факты, привлекающие внимание молодежи, общественные структуры. Авторы пособия предлагают структурную схему комплексного патриотического воспитания молодёжи (см. рисунок 4).

Рис. 4. Структурная схема комплексного патриотического воспитания молодёжи.


Краеведение и туризм активно применяется для патриотического воспитания подростков в Израиле. Среди множества учебников, пособий и монографий, посвященной данной тематике можно выделить следующие: «Западный берег реки Иордан»22, «Методические указания по краеведению и воспитанию молодежи: Иерусалим – золотой город»23, «План обучения школьников культурному наследию с помощью экскурсионных программ»24, «Экскурсии по золотому Иерусалиму – пособие для школьников»25, «История еврейского народа в камне: уроки краеведения и экскурсии»26. Проанализировав рассмотренные учебники и методические пособия, можно сделать вывод о том, что в Израиле для патриотического воспитания молодёжи активно применяется долговременная модель туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности, которая является средством социализации и воспитания подростков средней школы. Модель базируется на структурно-временных туристско-краеведческих циклах.

Целью используемой израильтянами модели является формирование определенных черт характера школьников, устойчивых социальных установок, удовлетворение потребности в самореализации, возможность личностного роста и другие. Содержание модели отражено в программах годовых циклов основных функций туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности. К критериям социализации можно отнести нормативное формирование поведения подростков, содержания стереотипов, ценностей, определение социальной позиции учащихся. К содержанию программ относятся конкретные приёмы, формы и методы работы, с помощью которых реализуются педагогические цели и задачи модели. В модель заложены такие основные методы педагогического взаимодействия как методы формирования сознания учащихся, стимулирования и мотивации их деятельности и контроля по освоению материала, которые также эффективны в основных функциях туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности.

Используемая в Израиле модель туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности состоит из двух структурно-временных и туристско-краеведческих циклов, состоящих из:

- внешних компонентов – походы, экспедиции, экскурсии и т.д.;

- внутренних компонентов – реализация задач в образовательной, познавательной, воспитательной, развивающей, оздоровительной функциях.

Годовые туристско-краеведческие циклы определяют основные этапы процесса социализации и воспитания в показателях «личностного» роста подростков:

- их знания, умения, познавательные интересы, ступени туристского мастерства в образовательно-познавательной функции;

- в сформированных нравственных качествах, чертах характера, в стремлении к самопознанию, самосовершенствованию в воспитательной функции;

- стремления к физическому совершенству и здоровому образу жизни в оздоровительной функции.

На основании учёта меняющейся потребностно-целостной мотивации подростков все туристско-краеведческие и экскурсионные циклы имеют последовательные, дополняющие друг друга и усложняющиеся из года в год гуманистические цели и содержание, выполняющиеся на основе соблюдения адекватных технологий. По замыслу израильских педагогов, использование разработанной ими модели туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности должны приводить к определенным интеллектуальным изменениям подростков, которые выражаются в повышении качества знаний по таким предметам как история, литература, география, биология; в умении самостоятельно, творчески работать, в расширении кругозора подростков и в формировании патриотической установки по отношению к государству Израиль27.

В российской педагогической науке получили широкое распространение специальные методики использования экскурсий и историко-краеведческих исследований для расширения интеллектуального кругозора учащихся старших классов школ и колледжей, освоения различных навыков практического характера, воспитания в них патриотизма и высокой нравственности, трепетного отношения к своей малой Родине. Историческое краеведение тесно связано с широким комплексным изучением родного края, играет важную роль в глубоком познании прошлого и настоящего, осознании перспектив будущего в развитии общей культуры и нравственности общества в целом. Историческое краеведение занимается не просто изучением дат и событий, а старается создать яркое, образное впечатление от явлений истории, культурной и политической жизни края, до его природных богатств. Современная деятельность, связанная с привлечением молодых людей к освоению культурного и природного наследия через краеведческое движение и культурно-познавательный туризм, имеет в России большие исторические традиции, уходящие корнями в императорский и советский периоды развития отечественной педагогики. Ещё в Российской империи передовые учёные и педагоги, среди них особо стоит выделить П.Ф. Лесгафта, обратили внимание на значение туризма и экскурсий в воспитании и образовании, укреплении здоровья детей. Краеведческое и туристское движение в СССР охватывало многие миллионы молодых людей. Для молодых самодеятельных туристов было разработано свыше 22 тыс. маршрутов походов по родному краю, 1100 классифицированных категорийных маршрутов. Таким образом, туризм и краеведение в советский период были поистине массовыми формами не только оздоровления учащихся, но и повышения культурного и образовательного уровня молодёжи, а также развития духовно-нравственного потенциала молодого поколения. В настоящее время в Российской Федерации активно развивается молодёжный внутренний туризм, а также возрождается краеведческое движение. Прежде всего, краеведение развивается в системе среднего образования, где в настоящее время работают более 15 тыс. школьных краеведческих музеев.

Объекты природного и культурного наследия региона, представляют собой краеведческий наглядный материал, который способствует более целостному глубокому ознакомлению учащихся с особенностями развития общества, политическими, экономическими и культурными преобразованиями, происходящими в нём. Незнание истории родной местности, её природных, культурных и духовных богатств, приводит к непониманию молодым поколением современных процессов, идущих в его родной среде и на малой Родине. Использование объектов культурного и природного наследия в качестве краеведческого материала вносит наглядность и эмоциональность в преподавание истории, а, следовательно, добавляет в процесс воспитания больше конкретизации и убедительности. В этом случае можно говорить о некоем эмоциональном стимуле для творческой мысли. Основой такой деятельности служат краеведческие экскурсии по объектам наследия малой Родины, родного края.

Историко-краеведческая работа с молодёжью в учебных учреждениях является одним из действенных средств повышения эффективности воспитания патриотизма у учащихся и обучения в школьной и внешкольной деятельности. Следует учитывать тот факт, что историческое краеведение с использованием объектов культурного и природного наследия как система дополнительного образования обладает многофункциональностью, т.е. сочетает в себе следующие функции: познавательную, обучающую, развивающую и, наконец, воспитательную. Оно может являться одновременно прикладным и исследовательским, нести в себе основы общественно-полезного, воспитательного и образовательного характера. Историко-краеведческий материал, представленный объектами наследия, способствует освоению Отечественной истории на эмоционально-чувственном уровне за счёт близкого, вещественного, доступного и понятного подростку материала, что является важнейшим фактором в воспитании патриотизма у старшеклассников.

Тем не менее, многие учителя в российских школах до сих пор воспринимают краеведение и объекты наследия только как вспомогательный фактор и дополнительный компонент к образовательной программе, ограничиваясь на уроках малозначительными иллюстрациями и зарисовками, не используя их самостоятельного воспитательного потенциала. Актуальность использования объектов культурного и природного наследия как историко-краеведческого материала в целях воспитания патриотизма у подрастающего поколения заключается в следующем:

- главная методологическая задача исторического краеведения, использующего в качестве наглядного материала объекты культурного и природного наследия, состоит в осознании молодёжью неразрывной связи своей малой родины (края, региона, местности, семьи) с единым общероссийским историко-культурным и социально-экономическим процессом;

- краеведческая воспитательная работа с применением объектов наследия является одним из важнейших средств активизации интеллектуальной деятельности учащихся, помогает овладеть технологиями исследовательской работы;

- объекты наследия способствуют образному восприятию действительности, при помощи чего историческое краеведение существенно помогает в выработке у учащихся научных взглядов, убеждений, навыков, умений для применения их на практике;

- использование объектов культурного и природного наследия в историческом краеведении непосредственно расширяет кругозор, воспитывает любовь к родному дому и формирует чувство гордости за свою малую Родину.

Краеведческий подход в воспитании патриотизма у учащихся имеет глубокие методологические основы, которые заключаются в решении задачи постановки диалектических взаимоотношений между живым созерцанием окружающей действительности и развитием самостоятельного научного мышления, обладающего умением видеть не только частное, но и общее, познавать историю родного края в неразрывном единстве со своим государством в целом.



1 http://moyuniver.net/istoki-patrioticheskogo-vospitaniya-i-obnovlennyj-osnovnoj-zakon-ob-obrazovanii-yaponii/

2 http://pjp-eu.coe.int/documents/1017981/1663178/EC_whitepaper_en.pdf/2321fea8-ae3f-4adb-bbe5-4d7cb7bbbb83

3 http://pjp

eu.coe.int/documents/1017981/3084919/Agenda2020_Declaration_EN.pdf/a95702e2-dcd0-4d2a-b5a7-980046e2a25e



4 http://pjp-eu.coe.int/documents/1017981/3084919/doc1648_en.pdf/92968c65-3ffe-4085-ba6b-ddd51e220e09


5 http://www.novopol.ru/index/php?id=2053

6 «Эразмус», программа Европейского союза по образованию, молодёжи и спорту.

7 http://pjp-eu.coe.int/en/web/youth-partnership/culture-and-creativity


8 Новые технологии дают принципиально новый набор непрерывных измерений (прямого воспроизведения) человеческой жизни. Желание полной «оцифровки» жизни называется life streaming. Streaming (англ.) - потоковая передача данных - способ воспроизведения аудио- и видеоматериалов из интернета или мобильного телефона без предварительного скачивания в компьютер.


9 Координатор проекта:

• Landcommanderij Alden Biesen (Belgio)



www.alden-biesen.be Referenti: Guy Tilkin e Renilde Knevels.

Партнеры проекта:

• Katholieke Hogeschool Leuven (Belgio) Лёвенский Католический Университет

www.khleuven.be

Referenti: Leen Alaerts, Jo Van Dessel, Ruth Wouters

• PLATO, Leiden University (Olanda)

www.fsw.leidenuniv.nl/plato/ Referenti: Jaap Van Lakerveld e Ingrid Gussen

• Transylvania Trust Foundation (Romania)



www.transylvaniatrust.ro Referenti: Boglarka Bohonyi e Timea Berki

• Babeş-Bolyai University (Romania)



www.ubbcluj.ro Referente: Szilard Toth

• Istituto per i Beni Artistici, Culturali e Naturali della Regione Emilia-Romagna (Italia)



www.ibc.regione.emilia-romagna.it Referenti: Valentina Galloni e Margherita Sani

• Malopolska Institute of Culture (Polonia)



www.mik.krakow.pl Referenti: Katarzyna Dziganska e Marcin Klag

• Centre de Culture Européenne – Abbaye Royale Saint-Jean d’ Angély (Francia)



www.cceangely.org Referenti: Stéphane Colsenet, Frédéric Samuel, Gishly Didon, Alain Ohnenwald

• Pädagogische Hochschule Steiermark (Austria)



www.phst.at Referente: Christa Bauer

10 Сторителлинг, способ передачи информации путём увлекательного рассказа, вариант неформального обучения людей через причинно-следственные взаимосвязи и призму ценностей.

11 http://the-aqueduct.eu/download/Aqueduct-Manual_IT.pdf

12 PLATO, центр научных исследований и развития в области образования и профессиональной подготовки Лейденского университета. Основан в 1983 г. Проводит исследования, разработку учебных программ и материалов, моделирование воспитательных мероприятий.


13 Статьи 1 и 2 Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой в 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.



14 Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран-участников СНГ.


15 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 738-р [Об участии Российской Федерации в Расширенном частичном соглашении о культурных маршрутах Совета Европы] (с изменениями на 26 декабря 2013 года).

16 Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) была основана 25 июня 1992 г. в Стамбуле, когда была принята Декларация саммита глав государств и правительств одиннадцати стран - Республика Албания, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Республика Болгария, Грузия, Греческая Республика, Республика Молдова, Румыния, Российская Федерация, Турецкая Республика и Украина. Республика Сербия присоединилась к Организации в качестве государства-члена в 2004 г.

17 http://www.shikardos.ru/text/materialenoe-i-nematerialenoe-kuleturnoe-nasledie-sposob-soedi/


18 A Plan to Educate Young Americans about Their Nation's Rich Cultural Heritage by Tisdale, Mary E. Published, 1992, Publisher [Washington, D.C.] : United States, Dept. of the Interior, Bureau of Land Management. Pages 74.


19 Рекомендации по проведению образовательных выездных мероприятий содержат приблизительную тематику занятий, по форме мероприятия более всего напоминают научные антропологические экспедиции. Занятия предполагают привлечение педагогов-специалистов разных профилей: экспертов-историков, инструкторов по спортивному туризму, искусствоведов – в зависимости от темы, изучаемой посредством образовательного мероприятия.

20 Направления могут быть разными, но программы обучения патриотизму строятся вокруг практического знакомства с объектами наследия – культурными, либо природными. Школьник может избрать программу культурологической или искусствоведческой направленности, тогда его практическими занятиями будут выездные экскурсии по объектам архитектурного наследия, что будет сопровождаться привлечением специалистов- консультантов в области искусствоведения. Если направленность программы ориентирована на ознакомление с объектами природного наследия, тогда практические занятия будут напоминать походы или экспедиции по национальным паркам, что должно сопровождаться привлечением инструкторов по спортивному туризму, спортивному ориентированию и т.п.

21 В разделе подробно в схемах описывается реализация программ дополнительного образования (при взаимодействии со сформированной из старшеклассников по принципу клубов по интересам социальной структурой)

22

23

24

25

26

27


Главная страница
Контакты

    Главная страница



Зарубежный и российский опыт использования объектов наследия в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи

Скачать 370.17 Kb.