страница1/3
Дата11.05.2018
Размер0.51 Mb.
ТипЗакон

Закон республики беларусь 20 октября 1994 г. N 3335-xii об особо охраняемых природных территориях


  1   2   3

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 19 марта 2001 г. N 2/451

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

20 октября 1994 г. N 3335-XII
ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
(в ред. Закона Республики Беларусь от 23.05.2000 N 396-З)
Настоящий Закон определяет правовые основы функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, являющихся национальным достоянием народа Беларуси, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования. При объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий социально-экологические интересы имеют приоритет над экономическими.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Особо охраняемые природные территории
Особо охраняемые природные территории - участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования.

Основной целью объявления территорий особо охраняемыми природными территориями является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.


Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях
Законодательство Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих отношения в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования.
Статья 3. Категории и виды особо охраняемых природных территорий
Категории и виды особо охраняемых природных территорий определяются в зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, установленного режима охраны и использования, а также уровня государственного управления их функционированием.

Устанавливаются следующие категории особо охраняемых природных территорий:

заповедник;

национальный парк;

заказник;

памятник природы.

Заповедники и национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями республиканского значения.

Заказники и памятники природы могут быть особо охраняемыми природными территориями республиканского или местного значения.

Заказники и памятники природы подразделяются на виды в соответствии со статьями 30 и 36 настоящего Закона.
Статья 4. Земли особо охраняемых природных территорий
Земли особо охраняемых природных территорий являются землями природоохранного назначения и не подлежат передаче в частную собственность.

Изъятие и предоставление во владение либо пользование земель особо охраняемых природных территорий осуществляются в порядке, установленном земельным законодательством Республики Беларусь.


Статья 5. Право собственности на особо охраняемые природные территории
Особо охраняемые природные территории находятся только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению и приватизации, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Юридические лица частной формы собственности и физические лица не имеют права создавать или иным образом приобретать право собственности на особо охраняемые природные территории.

Владение и пользование особо охраняемыми природными территориями осуществляются уполномоченными государственными органами, юридическими лицами государственной формы собственности в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Статья 6. Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования
Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования осуществляются Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иными уполномоченными на то государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Статья 7. Полномочия Правительства Республики Беларусь в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования
Правительство Республики Беларусь в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования:

определяет государственную политику в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования;

утверждает Схему рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

принимает решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

утверждает границы, площадь и состав земель особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

утверждает положения об особо охраняемых природных территориях республиканского значения;

определяет государственный орган, в оперативное управление которого передается особо охраняемая природная территория республиканского значения;

определяет сроки создания государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией республиканского значения;

определяет сроки передачи земель особо охраняемой природной территории республиканского значения в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление особо охраняемой природной территорией республиканского значения;

обеспечивает финансирование функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий;

устанавливает порядок лицензирования деятельности по обеспечению регулируемого туризма, отдыха и оздоровления населения на территории национальных парков;

устанавливает порядок утверждения, использования и охраны символики особо охраняемых природных территорий;

устанавливает порядок осуществления государственного контроля охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

осуществляет иные полномочия в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.


Статья 8. Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования в пределах своей компетенции:

обеспечивает реализацию государственной политики в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования;

организует разработку и согласование Схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

определяет порядок подготовки представлений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий;

принимает решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования памятников природы республиканского значения без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей;

утверждает охранные документы памятников природы республиканского значения, объявленных без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей;

утверждает границы памятников природы республиканского значения, объявленных без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей;

определяет государственный орган, в оперативное управление которого передается памятник природы республиканского значения, объявленный без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей;

определяет критерии объявления памятников природы;

определяет перечень охранных документов памятника природы;

вносит представления о резервировании территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями;

вносит представления об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий;

информирует население о режиме охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

осуществляет государственный контроль охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

изучает, обобщает и распространяет опыт зарубежных стран в этой области;

организует пропаганду экологических знаний и бережного отношения к природным комплексам и объектам;

осуществляет иные полномочия в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Статья 9. Полномочия местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования
Местные Советы депутатов в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования в пределах своей компетенции:

принимают решения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь;

осуществляют государственный контроль охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

осуществляют иные полномочия в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования в пределах своей компетенции:

принимают решения о резервировании территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями;

принимают решения об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения;

утверждают границы, площадь и состав земель особо охраняемых природных территорий местного значения;

утверждают положения об особо охраняемых природных территориях местного значения;

утверждают проекты территориальной организации заказников и памятников природы местного значения;

определяют государственный орган, в оперативное управление которого передается особо охраняемая природная территория местного значения;

обеспечивают финансирование функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий;

организуют осуществление природоохранной деятельности на особо охраняемых природных территориях местного значения;

информируют население о режиме охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

осуществляют государственный контроль охраны и использования особо охраняемых природных территорий;

организуют пропаганду экологических знаний и бережного отношения к природным комплексам и объектам;

изучают предложения общественных организаций (объединений), юридических и физических лиц по вопросам функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий и принимают по ним соответствующие решения;

осуществляют иные полномочия в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.


Статья 10. Государственное планирование развития сети особо охраняемых природных территорий республиканского значения
Государственное планирование развития сети особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляется, как правило, путем утверждения Правительством Республики Беларусь по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения.

Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения разрабатывается на основании результатов научно-практических исследований, проводимых Национальной академией наук Беларуси и другими заинтересованными научными и проектными учреждениями.

Утвержденная Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения учитывается при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства и мелиорации земель, градостроительных проектов и программ социально-экономического развития.
Статья 11. Объявление, преобразование и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий
Объявление, преобразование и прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляются в порядке, определенном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими отношения в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также их объявления, преобразования и прекращения функционирования.

Территория приобретает или утрачивает статус особо охраняемой природной территории с момента принятия соответствующего решения о ее объявлении или прекращении функционирования уполномоченным на то государственным органом.

Особо охраняемые природные территории передаются в оперативное управление государственным органам в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Объявление и преобразование заповедников, национальных парков, заказников республиканского значения осуществляются, как правило, в соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения.

Преобразование особо охраняемых природных территорий осуществляется также в случаях необходимости изменения их категории или вида.

Прекращение функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляется в случаях окончания выполнения возложенных на них задач, уничтожения особо охраняемых природных комплексов и объектов и в других предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь случаях в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Беларусь.


Статья 12. Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Режим охраны и использования заповедника, национального парка и заказника устанавливается положениями, утверждаемыми в порядке, установленном статьями 19, 24 и 31 настоящего Закона.

Режим охраны и использования памятника природы устанавливается его охранными документами, утверждаемыми в порядке, установленном статьей 37 настоящего Закона.

Хозяйственная и иная деятельность в границах особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с положениями о них или их охранными документами.

Землевладельцы и землепользователи, земельные участки которых входят в состав земель, образующих особо охраняемые природные территории, обязаны соблюдать установленный режим охраны и использования этих территорий.

Размещение и реконструкция объектов строительства в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения осуществляются по проектам, согласованным с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и другими государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

В соответствии с установленным режимом охраны и использования заповедников и национальных парков для них разрабатываются проекты их территориальной организации. В случае необходимости проекты территориальной организации разрабатываются для заказников и памятников природы.

Проекты территориальной организации заповедников, национальных парков, заказников и памятников природы республиканского значения утверждаются государственными органами, в оперативное управление которых они переданы, по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Проекты территориальной организации заказников и памятников природы местного значения утверждаются государственными органами, их объявившими, по согласованию с соответствующими территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Режим охраны и использования особо охраняемых природных территорий учитывается при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства и мелиорации земель, градостроительных проектов и программ социально-экономического развития.
Статья 13. Резервирование территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями
Резервирование территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми природными территориями, осуществляется для предотвращения нарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности.

Резервирование территорий, которые планируется объявить заповедниками, национальными парками, заказниками и памятниками природы республиканского значения, осуществляется, как правило, в соответствии со Схемой рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения решениями областных исполнительных и распорядительных органов по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Резервирование территорий, которые планируется объявить заказниками и памятниками природы местного значения, осуществляется решениями соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов по представлениям территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Режим, границы и состав земель зарезервированных территорий устанавливаются государственным органом, принявшим решение об их резервировании, по согласованию с собственниками земельных участков, землевладельцами и землепользователями, земли которых расположены в границах зарезервированных территорий, и учитываются при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства и мелиорации земель, градостроительных проектов и программ социально-экономического развития.

Земли в границах зарезервированных территорий не изымаются у землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков и используются по целевому назначению с соблюдением режима охраны и использования этих территорий, установленного решением об их резервировании.
Статья 14. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий
В целях предотвращения или смягчения вредных воздействий на природные комплексы и объекты, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, на прилегающих к ним территориях могут устанавливаться охранные зоны.

Границы охранных зон особо охраняемых природных территорий определяются расчетным методом исходя из условия недопущения отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц на природные комплексы и объекты, расположенные на особо охраняемых природных территориях, которое может привести к нарушению и деградации этих природных комплексов и объектов.

Режим, границы и состав земель охранных зон особо охраняемых природных территорий устанавливаются государственным органом, принявшим решение об объявлении или преобразовании особо охраняемой природной территории по согласованию с собственниками земельных участков, землевладельцами и землепользователями, земли которых расположены в границах охранных зон, и учитываются при разработке проектов и схем землеустройства, лесоустройства и мелиорации земель, градостроительных проектов и программ социально-экономического развития.

Собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, земельные участки которых расположены в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, обязаны соблюдать установленный режим охранных зон.


Статья 15. Научно-исследовательская деятельность на особо охраняемых природных территориях
Научно-исследовательская деятельность на особо охраняемых природных территориях проводится путем организации стационарных круглогодичных, многолетних и периодических исследований, направленных на изучение природных комплексов и объектов, наблюдения за динамикой природных процессов в целях оценки и прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

Научно-исследовательская деятельность на особо охраняемых природных территориях координируется Национальной академией наук Беларуси, а также научно-техническими советами, создаваемыми при государственных природоохранных учреждениях, осуществляющих управление заповедниками, национальными парками.

Научно-технический совет заповедника, национального парка создается для обсуждения основных вопросов научно-исследовательской деятельности, проводимой в заповеднике, национальном парке, обоснования природоохранных мероприятий и регулируемого природопользования.

Научно-технический совет заповедника, национального парка возглавляется руководителем государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление заповедником, национальным парком.

Научные эксперименты с природными комплексами и объектами, расположенными в границах особо охраняемых природных территорий, которые могут привести к нарушению установленного режима охраны и использования этих территорий, запрещаются.
Статья 16. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, связанных с особо охраняемыми природными территориями
Граждане и общественные организации (объединения) имеют право вносить предложения и оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, функционированию, охране и использованию особо охраняемых природных территорий.

Государственные органы должны рассматривать предложения граждан и общественных организаций (объединений) при принятии решений об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природных территорий, а также установлении режима их охраны и использования.

Граждане и общественные организации (объединения) имеют право запрашивать и получать у соответствующих государственных органов полную, достоверную, своевременную и общедоступную информацию, касающуюся вопросов функционирования, охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Статья 17. Финансирование функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также мероприятий, связанных с их объявлением, преобразованием и прекращением функционирования
Финансирование функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий, а также мероприятий, связанных с их объявлением, преобразованием и прекращением функционирования, осуществляется за счет средств:

республиканского бюджета;

местных бюджетов;

бюджетных фондов охраны природы;

поступающих от научной, туристической, рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление особо охраняемой природной территорией;

поступающих в возмещение вреда, причиненного особо охраняемой природной территории в результате противоправной деятельности юридических и физических лиц;

внесенных в порядке добровольных взносов от юридических и физических лиц, в том числе иностранных;

иных источников, не запрещенных законодательными актами Республики Беларусь.


  1   2   3