Скачать 120.51 Kb.
Дата30.11.2017
Размер120.51 Kb.
ТипЗадача

Закаливание предполагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма





Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.

Цель закаливания – тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям.

Основная задача: осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольников средствами природы с учетом уровня их индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс их формирования.

Закаливание детей дошкольного возраста включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой, водные, воздушные и солнечные процедуры.

При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы: постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей.

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд требований:



  • Провести комплексную оценку здоровья детей

  • Определить тип и дозировку закаливания

  • Выбрать метод

  • Скорректировать действия педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания

  • Учитывать противопоказания к закаливанию организма:

- высокая температура тела;

- отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьей;

- протест и страх ребенка;

- температура окружающего воздуха ниже нормы;

- менее пяти дней после перенесенного острого заболевания.

Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным, практически круглосуточным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур.

Правильно организованная система закаливания:

- поддержит температурный баланс тела;

- нормализует поведенческие реакции ребенка;

- улучшит показатели физического развития;

- повысит уровень сопротивляемости организма к простудным заболеваниям.

Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

• если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,

• если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,

• повышенная температура у ребенка вечером,

• страх у ребенка перед закаливанием.




Закаливающие мероприятия в МДОАУ д/с «Солнышко»

Мероприятия

Время проведения

группы

Воздухом

- утренний прием на свежем воздухе;

- утренняя гимнастика;

- воздушные ванны;

- прогулки;

- взбадривающая гимнастика


постоянно

температура до – 15

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно после дневного сна




средние, старшие, подготовительные

все группы

все группы

все группы


все группы



Водой

- умывание рук, лица и шеи

- обширное умывание


- обливание ног

- полоскание рта




ежедневно

ежедневно


в летний период

ежедневно





младшие группы

средние, старшие, подготовительные группы

все группы

все группы, начиная со 2 младшей



Дополнительные процедуры

- солнечные ванны

- босоногохождение


- ходьба по корригирующей дорожке
- закаливающее дыхание
- массаж рук


в летний период

постоянно до и после дневного сна

после дневного сна, ежедневно
ежедневно 2-3 раза в день

ежедневно




все группы

все группы

все группы

со 2 младшей группы


со 2 младшей группы


Методические рекомендации по проведению закаливающих процедур в ДОУ
Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным, практически круглосуточным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур.

К специальным закаливающим процедурам относятся - закаливание воздухом, водой, хождение босиком и др.

Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна.

Состояние теплового комфорта во время сна обеспечивается правильным подбором одежды и температуры воздуха помещений. Обязательным условием такого сна является хранение постельных принадлежностей в теплом помещении. Температуру воздуха в группе снижают после укладывания детей, а за 20-30 мин до подъема проветривание прекращают.

Одним из важных моментов закаливания детей являются прогулки на свежем воздухе. Продолжительность прогулок регламентируется возрастом детей, временем года, погодными условиями. Дети до 3-х лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре наружного воздуха не ниже -15°С, а 4–7 летние – при температуре не ниже –18 – -20°С. При низких температурах время прогулки допускается сокращать.

Наибольший оздоровительный эффект наблюдается при проведении физических упражнений (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры) на открытом воздухе. В ненастные дни занятия проводятся в физкультурном зале при открытых окнах.

Хорошим средством закаливания, укрепления свода стопы является хождение босиком. После дневного сна проводят контрастные воздушные ванны. Ребенок в трусах и майке, в обуви или босой (не потный) перебегает из прохладной (+18˚С) комнаты в теплую (+23˚С) и обратно в течение 3 мин.

Методика закаливания.


  • Умывание.

  1. Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

  2. Намочить обе ладошки и умыть лицо.

  3. Ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.

ПРИМЕЧАНИЕ: через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно, каждую руку дети обмывают по 2 раза, проговаривая «раз, два».



  • Полоскание полости рта.

Хорошим средством закаливания и предупреждением заболеваний зубов, слизистой оболочки рта и носоглотки является систематическое полоскание рта водой комнатной температуры. Для полоскания используется 1/3 стакана воды.

Обучают детей постепенно. Для этого приглашают не более 2-3 ребят. Дают им стаканчики с кипяченой водой и воспитатель показывает, сколько нужно набрать в рот воды, как сжать челюсти, как работать щечками, чтобы водичка «урчала», как «выпустить ее на свободу». Когда ребенок научен этой процедуре, он выполняет ее под наблюдением младшего воспитателя в умывальной комнате каждый раз после еды.

Вода готовится заранее и ставится на отведенное для этого место.
Ходьба босиком

В начале детей приучают некоторое время ходить в носочках по ковру. Затем просто по полу. Лучше делать это во время ежедневных физических упражнений.

Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается от 2-х до 3-х месяцев в зависимости от подбора детей.

Игровой массаж (по А.Уманской и К.Динейки»)
Игровой массаж включает адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки:


  • Закаливающее дыхание.

  • Массаж рук.

  • Массаж ушных раковин.

  • Закаливающий массаж ступней ног.

  • Обширное умывание

  • Босохождение.


ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с но­сом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть ис­пользован и в работе со старшими детьми. Проводится 2—3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2. Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщатель­но очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыль­ям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и вы­полняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

— Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди, Тете покажи.

— Надо носик очищать, На прогулку собирать.

— Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.

— Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.

— Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.

— Хорошо гулять в саду И поет нос: «Ба-бо-бу».

— Надо носик нам погреть, Его немного потереть.

— Нагулялся носик мой, Возвращается домой.


МАССАЖ РУК

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует при­лив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной ус­тойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.



«Поиграем с ручками»

1. Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.



2. Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем — растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.



3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.



Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, Никого не обойду.

С ноготками поиграю, Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю», Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою, Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, Отдыхает детвора.
ОБШИРНОЕ УМЫВАНИЕ

Обширное умывание как эффективный вид закаливания реко­мендуется для детей среднего и старшего возраста.

Проводится после сна.

Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.



«Умывайка»

«Раз» — обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» — обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» — мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» — мокрой левой ладонью проводит от кончиков паль­цев правой руки до локтя.

«Пять» — мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновре­менно вперед.

«Шесть» — мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» — мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» — ополаскивает руки.

«Девять» — отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» — вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз — обмоем кисть руки,

Два — с другою повтори.

Три — до локтя намочили,

Четыре — с другою повторили.

Пять — по шее провели,

Шесть — смелее по груди.

Семь — лицо свое обмоем,

Восемь — с рук усталость смоем.

Девять — воду отжимай,

Десять — сухо вытирай.
«БОСОНОЖЬЕ»
Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким ко­лебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.



Группа

Виды ходьбы и дозировка



Теплый период

Время

Холодный период

Время

Ранний возраст

2-3 лет

Ходьба и бег по одеялу и полу


5—30 мин

Ходьба и бег по ков­ру в носках

5:—30 мин

Младшая группа

3-4 г.

Ходьба и бег по теп­лому песку, траве


5—45 мин

Ходьба по ковру босиком

5—30 мин

Средняя группа

4-5 лет

Ходьба и бег по сухому и мокрому песку, траве


5—60 мин

Ходьба босиком по

ковру и в носках по

полу

Бег босиком по полу



5—30 мин

Старшая группа

5-6 лет

Ходьба и бег по

зем­ле, воде




5—90 мин

Ходьба и бег боси­ком по комнатному полу

5—30 мин

Подготовительная к школе группа

6-7 лет

Ходьба и бег по

различным видам

почвы, покрытиям


От 5 мин

и

неограни-



ченно

Свободный бег и

ходьба в группе



5—30 мин


Главная страница
Контакты

    Главная страница



Закаливание предполагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма

Скачать 120.51 Kb.