Скачать 207.43 Kb.
Дата25.08.2019
Размер207.43 Kb.
ТипРеферат

«введение в предмет. Классификация видов легкой атлетики»




«ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ»


  1. классификация видов легкой атлетики, характеристика легкоатлетических упражнений.

  2. происхождение и развитие видов легкой атлетики.

  3. основные этапы в развитии легкой атлетики в России.

  4. легкая атлетика в системе физического воспитания.

  5. представительство видов легкой атлетики в ЕРСК.

  6. содержание и задачи курса легкой атлетики и основные требования, предъявляемые студентам факультета физической культуры и спорта ПИ ЮФУ.


КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ.


Вид легкой атлетики

Разновидности

Варианты и дистанции

Ходьба

Спортивная ходьба

по беговой дорожке стадиона



2 км

3 км


5 км

10 км


20 км

30 км


50 км

двухчасовая


по шоссе


10 км

20 км


30 км

50 км


двухчасовая

Бег

Бег гладкий

короткие дистанции



30 м

50 м


60 м

100 м


200 м

300 м


400 м

средние дистанции



500 м

600 м


800 м

1000 м


1500 м

1 миля


2000 м

длинные дистанции

3000 м

5000 м

сверхдлинные дистанции


10 000 м

15 000 м


20 000 м

25 000 м


30 000 м

ультрамарафон



50 км

100 км


200 км

500 км


1000 км

1500 км


30 миль

40 миль


50 миль

100 миль


200 миль

1000 миль



на время


часовой бег

двухчасовой бег

12-часовой бег

24-часовой бег

48-часовой бег

144-часовой бег




Бег в естественных условиях

по местности (кросс)

500 м

1 км


2 км

3 км


4 км

5 км


6 км

8 км


10 км

12 км


по шоссе

10 км

15 км


20 км

полумарафон (21 097,5 м)

25 км

30 км


марафон (42 км 195 м)

50 км


100 км

ультрамарафон:

50 км

100 км


200 км

500 км


1000 км

1500 км


30 миль

40 миль


50 миль

100 миль


200 миль

1000 миль



горный бег

7 км

12 км



Бег

с препятствиями

барьерный бег



55 м

60 м


80 м

100 м


110 м

200 м


300 м

400 м

бег с препятствиями


1500 м

2000 м


3000 м

Эстафетный бег


на короткие дистанции



4 х 60 м

4 х 100 м

4 х 200 м

4 х 110 с/б

4 х 100 с/б


на средние дистанции



4 х 400 м

5 х 500 м

3 х 800 м

4 х 800 м

10 х 1000 м

4 х 1500 м

100 х 1000 м


на смешанные дистанции

400 + 300 + 200 + 100 м

100 + 200 + 300 + 400 м

800 + 400 + 200 + 100 м

произвольно по городу


Прыжки





С разбега через вертикальное препятствие

В высоту (перешагивание, перекидной, фосбюри – флоп, перекат, волна)

Прыжок шестом



С разбега через горизонтальное препятствие

В длину (согнув ноги, прогнувшись, ножницы)

Тройной

Метания





Мяч

150 гр

Граната

700 – 750 гр (м)

500 – 550 гр (ж)



Копье

800 гр (м)

600 гр (ж)



Диск

2 кг (м)

1 кг (ж)


Молот

7, 257 кг (м)

4 кг (ж)


«Веса»




толкание ядра

7, 257 кг (м)

4 кг (ж)

Многоборья




Семиборье (м, ж)



Жен – 100 с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м (в два дня)

Десятиборье (м, ж)



Муж – 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 с/б, диск, шест, копье, 1500 м (в два дня)

Характеристика легкоатлетических упражнений

Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях и составленные из этих видов многоборья, которые подразделяются на виды и разновидности.

В высшем физкультурном учебном заведении легкая атлетика – учебно-научная дисциплина, содержащая теорию и практику данного вида спорта, методику его преподавания.

Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Такая разносторонняя физическая подготовка особенно необходима в юном возрасте. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность.



Ходьба – обычный способ передвижения человека. При длительной и ритмичной ходьбе в работу вовлекаются почти все мышцы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ, что имеет оздоровительное значение. В соревнованиях применяется спортивная ходьба – наиболее сложная по технике, но самая эффективная. Скорость ее более чем в два раза выше скорости обычной ходьбы. Она требует более высокой интенсивности работы, а значит повышенных энергетических трат. В связи с этим занятия спортивной ходьбой оказывают значительное влияние на организм спортсмена, укрепляют его внутренние органы и системы, улучшают их работоспособность, положительно влияют на развитие силы и особенно выносливости, воспитывают волевые качества.

Соревнования по ходьбе проводятся на дорожке стадиона, в помещении и по шоссе. Участники соревнований по ходьбе обязаны соблюдать особенности техники ходьбы – не терять соприкосновения с дорожкой (фаза полета свидетельствует о переходе на бег). За нарушение этого правила участника снимают с соревнований.



Бег – естественный способ передвижения. Это наиболее распространенный вид физических упражнений, который входит во многие виды спорта. Значительное число разновидностей бега является органической частью различных видов легкой атлетики. При беге в большей степени, чем при ходьбе, предъявляются высокие требования к работоспособности всего организма, т.к. в работу вовлекаются почти все мышечные группы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, значительно повышается обмен веществ.

Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств в соответствии с возможностями занимающихся. Так, например, длительный бег с небольшой скоростью, особенно в лесу, парке имеет большое гигиеническое значение и является одним из лучших средств оздоровления. Бег с более высокой скоростью предъявляет повышенные требования к занимающимся, особенно к их сердечно-сосудистой и дыхательной системам, и служит отличным средством для развития выносливости. Бег с очень высокой скоростью включается в тренировку для развития силы и быстроты.

В процессе занятий бегом воспитываются волевые качества, приобретается умение рассчитывать свои силы, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности.

В соревнованиях по легкой атлетике различные виды бега и эстафет занимают ведущее место.

В легкой атлетике различают бег гладкий, с препятствиями, эстафетный и в естественных условиях.

Гладкий бег проводится на беговой дорожке стадиона по кругу (против движения часовой стрелки) на определенную дистанцию или на время. Бег до 400 м включительно проводится по отдельным дорожкам для каждого бегуна. Бег на остальные дистанции проводится по общей дорожке. Время, затраченное на прохождение установленной дистанции, фиксируется секундомером. В беге на время продолжительность бега ограничена временем, а результат определяется длиной дистанции в метрах, пройденной за это время.

Бег с препятствиями имеет две разновидности:1. барьерный бег, проводимый на беговой дорожке с однотипными препятствиями, расставленными равномерно по дистанции (каждый спортсмен движется по отдельной дорожке); 2. бег с препятствиями (стипль-чез), проводимый по беговой дорожке с прочно установленными барьерами и ямой с водой в одном из секторов стадиона.

Эстафетный бег – командный бег, в котором дистанция разделена на этапы. Цель эстафетного бега – с наибольшей скоростью пронести эстафету от старта до финиша, передавая ее друг другу. Длина этапов может быть одинаковой (короткие и средние дистанции) и разной (смешанные дистанции). Эстафетный бег проводится на дорожке стадиона, иногда – по улицам города (кольцевая или звездная эстафета).

Бег в естественных условиях по пересеченной местности (кросс проводится на дистанции до 12 км, а на более длинные дистанции – по дорогам). Проводятся традиционные пробеги между населенными пунктами.

Прыжки как способ преодоления препятствий, характеризуются кратковременными, но максимальными нервно-мышечными усилиями. На занятиях легкоатлетическими прыжками совершенствуется умение владеть своим телом и концентрировать усилия; развиваются сила, быстрота, ловкость и смелость. Прыжки – одно из лучших упражнений для укрепления мышц ног, туловища и для приобретения прыгучести.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) через вертикальное препятствие, где преследуется цель прыгнуть возможно выше. – прыжок в высоту и прыжок с шестом; 2) через горизонтальное препятствие, где стремятся прыгнуть возможно дальше, - прыжок в длину и тройной прыжок. Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах.



Метания – упражнения в толкании и бросании специальных снарядов на дальность. Результаты измеряются в метрах и сантиметрах. Метания характеризуются кратковременными, но максимальными усилиями не только мышц рук, плечевого пояса, туловища, но и ног. Чтобы далеко метать легкоатлетические снаряды, необходимы высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умения концентрировать свои усилия. Занятия метаниями способствуют не только развитию этих качеств, но и гармоничному развитию мускулатуры всего тела.

В зависимости от способа выполнения легкоатлетические метания делятся на три вида: 1) броском из-за головы (копье, граната, мяч); 2) с поворотами (диск, молот); 3) толчком (ядро).

Различие способов метаний связано с формой и весом снарядов. Легкие снаряды можно дальше метнуть из-за головы с прямолинейного разбега. Более тяжелые снаряды удобнее метать с поворотами, а такой тяжелый снаряд, как ядро, не имеющий специальной ручки, удобнее толкать.

Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Многоборья предъявляют очень высокие требования к спортсменам. Кроме высокого технического мастерства, им нужны быстрота спринтера, сила метателя, прыгучесть и ловкость прыгуна, смелость барьериста и шестовика, выносливость бегуна на средние дистанции. А выполнение программы многоборья в целом требует отличной общей выносливости и высокоразвитых волевых качеств.

Занятия многоборьями – отличный путь для разностороннего физического развития для начинающих легкоатлетов. Они создают хорошую основу и для специальной тренировки в отдельных видах легкой атлетики. Достижения в многоборьях определяются суммой очков, начисляемых по специальной таблице.


Происхождение и развитие видов легкой атлетики
Литература: Легкая атлетика. Учебник для ИФК // Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова.

  1. Возникновение и развитие легкой атлетики – стр. 12 – 13.

  2. Эволюция техники легкоатлетических упражнений – стр. 22 – 25.

  3. Развитие методики тренировки – стр. 25 – 36.

  4. Бег на короткие дистанции – стр. 201.

  5. Эстафетный бег – стр. 220.

  6. Бег на средние дистанции – стр. 255.

  7. Бег на длинные дистанции – стр. 286.

  8. Бег на сверхдлинные дистанции – стр. 301.

  9. Спортивная ходьба – стр. 312.

  10. Барьерный бег – стр. 334.

  11. Бег с препятствиями – стр. 373.

  12. Прыжки в высоту с разбега – стр. 387.

  13. Прыжок с шестом – стр. 419.

  14. Прыжки в длину с разбега – стр. 456.

  15. Тройной прыжок – стр. 486.

  16. Метание копья – стр. 517.

  17. Толкание ядра – стр. 549.

  18. Метание диска – стр. 575.

  19. Метание молота – стр. 590.

  20. Десятиборье – стр. 607.

  21. Семиборье – стр. 633.

Древнегреческое слово «атлетика» в переводе на русский язык – борьба, упражнение. В Древней Греции атлетами называли тех, кто соревновался в силе и ловкости. В настоящее время атлетами называют физически хорошо развитых, сильных людей.

Название «легкая атлетика» - условное, основанное на чисто внешнем впечатлении легкости выполнения легкоатлетических упражнений в противовес тяжелой атлетике. В ряде стран легкую атлетику называют атлетикой или упражнениями на дорожке и поле (в США, Англии, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Румынии, в странах Южной Америки).


Бег на короткие дистанции


Бег на короткие дистанции является самым древним видом легкоатлетических упражнений, входящих в современную легкую атлетику. Еще на античных олимпиадах атлеты соревновались в беге на один стадий (192, 27 м) и 2 стадия.

В наше время бег на короткие дистанции в соревнованиях стал проводиться впервые в Англии, и предпочтение было отдано дистанции 100 ярдов (91,4 м; 1860 г.).

Первым официальным мировым рекордсменом в беге на 100 м (10,6 с) ИААФ утвердила Д. Липпинкотта (США). Этот результат он показал в полуфинале Стокгольмской олимпиады (1912 г).

Результат 10,3 с был показан в 1930 г. канадцем Перси Уильямсом. В 1936 г. Джесси Оуэнс (США) доводит рекорд до 10,2 с. Этот рекорд продержался до 1956 г и был улучшем Вилли Уильямсом (США) до 10,1 с.

Рубеж 10,0 с впервые преодолел спортсмен из США Д. Хайнс в 1968 г (9,9 с). В этом же году на Олимпийских играх в Мехико был зарегистрирован его рекорд по электронному хронометражу – 9,95 с, который был улучшен лишь в 1983 г на 0,02 с Кельвином Смитом (9,93 с).

Рекорды мира в беге на 200 м на дорожке с полным (100 – метровым) поворотом фиксируются с 1951 г. Первый рекорд мира (20,6 с) был установлен Эндрю Стенфилдом (США). Результат 20,0 с был показан лишь в 1966 г Томми Смитом (США), который через два года, на Олимпийских играх в Мехико, показывает результат 19,83 с. Только в 1979 г. П.Меннеа (Италия) улучшил результат до 19,72 с.

В беге на 400 м первый рекорд мира был зафиксирован в 1864 г – англичанин Дербишир пробежал 440 ярдов (402, 25 м) за 56,0 с. К 1899 г. результат был улучшен до 48,5 с усилиями английских и американских спринтеров. До 1950 г рекорд улучшался вего трижды и стал 45,2 с (Л.Джонс, США). Затем в 1960 г в финальном забеге Римской олимпиады О. Дэвис (США) и К. Кауфман (ФРГ) финишировали с результатом 44,9 с.

Т. Смит в 1967 г довел рекорд до 44,5 с, а в 1968 г Л. Эванс (США) преодолевает дистанцию за 44,0 с. В этом же году на Играх Х1Х Олимпиады в Мехико Л. Эванс показал в условиях высокогорья рекордное время – 43, 86 с.

Бег на короткие дистанции раньше других видов легкой атлетики был признан доступным для женщин и был включен в программу Олимпийских игр 1928 г (в беге на 100 м результат победительницы, американки Э. Робинсон - 12,2 с). Через 20 лет олимпийская женская программа пополнилась новой дистанцией – 200 м, в 1964 г спортсменки стали выступать и на дистанции 400 м. Мировой рекорд (1934 г) польской бегуньи С. Власевич в беге на 100 м был равен 11, 7 с, в беге на 200 м – 23, 6 с (1935).

В беге на 100 м у женщин первый рекорд при электронном хронометрировании был зафиксирован в 1968 г. В. Таес из США показала результат 11, 08 с. Рубеж 11,0 с впервые был пройден М. Ольснер – Гер (ГДР) в 1977 г – 10, 88 с.

В 1979 г Марита Кох (ГДР) доводит рекорд в беге на 200 м до 21, 71 с, в 1982 г в беге на 400 м – до 48, 16 с. В 1980 г Я. Кратохвилова (ЧССР) впервые показывает результат лучше 48 с – 47, 99 с.

Спринтерский бег в России получил распространение позже, чем в западных странах. В первых официальных соревнованиях по легкой атлетике в России (1897) в программу был включен бег на 300 футов (91,5 м) и на 188,5 сажени (401,5 м). Дореволюционные рекорды России в беге на 100 м равнялись 10,8 с у мужчин (В. Архипов) и 13, 1 с у женщин (Н. Попова).


Основные этапы в развитии легкой атлетики в России

Литература: Легкая атлетика. Учебник для ИФК // Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова, стр. 13 – 22.
Легкая атлетика в системе физического воспитания

Литература: 1. Легкая атлетика. Учебник для ИФК // Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова, стр. 11 – 12.

2. Комплексные учебные программы по физическому воспитанию.

Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания. Разнообразные легкоатлетические упражнения и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках и метаниях позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного возраста, пола и разной степени физической подготовленности. Многие из этих упражнений могут выполняться на простейших площадках и на местности.

Положительное влияние легкоатлетических упражнений предопределило их широкое включение в программы физического воспитания школьников, молодежи, в планы тренировки по различным видам спорта, в занятия физической культурой людей старшего возраста.

Легкоатлетические упражнения занимают ведущее место в системе физического воспитания вузов, средних учебных заведений и школ. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов общеобразовательной школы нацеливает учителя физической культуры на создание единого физкультурно-оздоровительного режима школы. Ведущая роль на занятиях физической культуры принадлежит легкой атлетике. И не случайно, что в учебных нормативах для всех классов общеобразовательной школы большое внимание уделяется бегу, прыжкам и метаниям.

Школьный возраст – время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуется функциональная возможность организма. Регулярные занятия легкой атлетикой позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту. Легкоатлетические упражнения в силу своей естественности и доступности должны органически входить в процесс возрастного формирования учащихся. Однако они могут принести пользу только при условии их применения с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей.

Содержание учебной работы по легкой атлетике в школе определяется программой физического воспитания учащихся. Программа предусматривает организацию ежедневных занятий всех учащихся физической культурой, создание целостной системы школьного физического воспитания. В комплексе с другими видами спорта программа по легкой атлетике направлена на решение таких задач, как укрепление здоровья и повышение работоспособности учащихся, развитие двигательных качеств и умение применять их в различных условиях.

Материал программы начальных классов по легкой атлетике предусматривает обучение школьников простейшим формам ходьбы и бега, прыжков и метаний. Постепенно, в каждом учебном году, материал программы расширяется и усложняется. К окончанию неполной средней школы учащиеся должны овладеть техникой бега, метаний, способами прыжков в длину («согнув ноги») и в высоту («перешагивание»). В 10 – 11 классе обучают старту в эстафетном беге, метанию гранаты на точность и дальность, совершенствуется техника прыжков. Большое внимание уделяется тренировке юношей в преодолении полосы препятствий.

Программой всех классов предусмотрено развитие двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости, быстроты движений, гибкости) средствами легкой атлетики.

Основная форма проведения занятий – урок. Согласно программе школьные легкоатлетические уроки планируются на 1 и 4 четверти. Одна из форм внеклассной работы – задания на дом. Но основная форма внеклассной работы по легкой атлетике – секционные занятия.

Упражнения легкой атлетики практически доступны и студентам. Они равномерно развивают основные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, позволяют регулировать вес тела, закаляют волю, воспитывают умение преодолевать трудности, вырабатывают целеустремленность.

Курс легкой атлетики для студентов педагогических колледжей и ИФК, наряду с другими базовыми предметами учебного плана, обеспечивает профессиональную подготовку будущих специалистов физической культуры и спорта для работы в образовательных учреждениях различных типов. Легкая атлетика как учебная дисциплина включает изучение истории, теории и методики преподавания, овладение техникой легкоатлетических упражнений, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности педагога физического воспитания и спорта.

В процессе учебной практики в университете и колледже и на педагогической практике в школе у студентов формируются профессионально – педагогические навыки проведения отдельных ОРУ и специальных упражнений, затем частей урока и, наконец, урока в целом, разработки учебной документации, анализа сокурсников.

Для оценки достижений подготовленности в легкой атлетике, стимулирования занятий этим видом спорта и лучшей организации соревнований установлено деление спортсменов на разряды. В связи с развитием массового легкоатлетического спорта и непрерывным ростом достижений нормы периодически пересматриваются.



Представительство видов легкой атлетики в ЕРСК

ЕРСК (Единая Российская спортивная классификация) является одним из важных программно – нормативных документов системы физического воспитания.

Главной функцией и главным назначением ЕРСК является повышение спортивного мастерства на основе единых разрядных норм и требований по видам спорта в зависимости от пола и возраста.

По легкой атлетике спортсменам присваиваются спортивные звания и разряды: спортивные звания – «МСМК», «МС»; спортивные разряды – «КМС», спортсмен 1, 2, 3 разряда, спортсмен 1, 2, 3 юношеского разряда.

Показателями спортивных достижений различного уровня трудности являются различные требования и нормы, выполненные при определенных условиях. Они установлены с учетом спортивного мастерства, пола и возраста участников. Спортивные звания и разряды присваиваются спортсменам в возрасте, установленным Правилами соревнований, при условии выполнения разрядных требований и норм.



Спортивный разряд действителен в течение двух лет со дня его присвоения. Для подтверждения разряда необходимо выполнить те же разрядные нормы или требования, что и для получения разряда.

Спортивные звания и разряды присваиваются, если в состав ГСК и старших судей соревнований входили судьи следующей квалификации:

    • звание «МСМК» - пятеро судей международной и всесоюзной категорий;

    • звание «МС» - трое судей всесоюзной категории;

    • разряд «КМС» - трое судей не ниже республиканской категории;

    • 1 разряд – трое судей не ниже 1 – й категории;

    • 2 разряд и 1 юношеский разряд – трое судей 1 – й и 2 – й категории;

    • 3 разряд и 2, 3 юношеский разряд – трое судей 2 – й, 3 – й категории.

Разрядные требования (мужчины и женщины):

«МСМК» - занять 1 – 8 места на Олимпийских играх;

      • 1 – 6 места на чемпионате мира;

      • 1 – 3 места на чемпионате Европы;

      • 1 – 3 места на Кубке мира;

      • 1 – 2 места на Кубке Европы;

      • войти в состав эстафетной команды, занявшей 1 – 3 места на Олимпийских играх или чемпионате мира; или 1 – 2 места на чемпионате Европы или Кубке мира; или 1 места на Кубке Европы.

«МС» - занять следующие места:

  • 1 – 3 место на чемпионате Европы среди юниоров;

  • 1 – 6 место на чемпионате России по кроссу: среди спортсменов 20 лет и старше на дистанциях 2, 3, 5 км (жен) и 8, 12, 14 км (муж);

  • 1 место на чемпионате России по кроссу среди юниоров (18 – 19 лет) на дистанциях 2, 3 км (жен) и 3, 5, 6 км (муж).

«КМС» - занять следующие места в финальных соревнованиях по кроссу от городского до Российского масштаба (территориальные чемпионаты) на дистанциях 1500 м, 2, 3, 5 км (жен) и 3, 5, 8, 10, 12, 14 км (муж)



Соревнования

КМС

1 разряд

20 лет

и старше

18 – 19

лет

16 – 17

лет

20 лет

и старше

18 – 19

лет

16 – 17 лет

Чемпионат России

7 - 15

2 - 6

1 - 4

16 - 40

7 - 15

5 - 12

Финальные соревнования по кроссу:

краев, областей;

городов с населением более 1 млн. человек;

городов (300 тысяч человек);

городов (50 тысяч человек).


1
1 – 2


1
-

-
1
-


-

-
1
-


-

2 – 6
3 – 8


2 – 6
1 - 3

1 – 3
2 – 4


1 – 2
1

-
2 – 3


1
1

Финал кросса ВС РФ

1 - 6

-

-

7 - 15

-

-



Условия выполнения разрядных норм и требований по легкой атлетике:

  1. звание «МСМК» присваивается спортсменам, показавшим результаты на соревнованиях не ниже чемпионата России, Москвы и Санкт – Петербурга;

  2. звание «МС» присваивается спортсменам, показавшим результаты на соревнованиях, предусмотренными планами, не ниже областного масштаба, а также на чемпионатах городов с населением не менее 200 тысяч человек;

  3. звания «МСМК» и «МС» в видах легкой атлетики, в которых учитывается скорость ветра, присваиваются при соблюдении условий, необходимых для регистрации рекордов;

  4. звание «МСМК» в беге на 100, 200, 400 м, 100 с/б, 110 с/б, 400 с/б присваивается при автохронометраже;

  5. звание «МС» присваивается в беге на 60 м и 60 с/б при автохронометраже, на 100 м при ручном хронометраже и выполнении норматива дважды в течение года на разных соревнованиях;

  6. разряд «КМС» и 1 разряд по кроссу присваивается бегунам, которые имели предыдущий разряд на дистанции по беговой дорожке при участии не менее 50 спортсменов;

  7. для присвоения званий «МСМК» и «МС» в Комитет по физкультуре и спорту должна быть представлена дополнительная справка, подписанная главным судьей и старшими судьями, а также рабочие протоколы данного вида.



Содержание и задачи курса легкой атлетики и основные требования, предъявляемые студентам ПИ ЮФУ.
Освоение курса «Легкая атлетика» предполагает следующие формы учебной работы: лекции, семинарские занятия, обзорно – методические и практические занятия, учебную практику, индивидуальные занятия с преподавателем, учебно-исследовательскую работу студентов, их самостоятельную практику, спецкурсы, педагогическую практику в школе, летних лагерях и т.д.

В лекциях освещаются основные вопросы современного состояния науки и практики в вопросах техники, методики обучения и спортивной тренировки по основным видам легкой атлетики, а также организации учебно-тренировочной работы.

На семинарских занятиях углубляются и закрепляются знания, полученные на лекциях и практических занятиях, осуществляется контроль за самостоятельной работой студентов.

На практических занятиях осваивается техника и методика обучения видам легкой атлетики, изучаются комплексы различных упражнений, занимаются судейской практикой.

Обзорно – методические занятия направлены на обобщение наиболее важных разделов практического курса и ознакомление с техникой и методикой преподавания наиболее сложных видов легкой атлетики.

Учебно-исследовательская работа студентов предполагает написание рефератов по учебным разделам и освоение элементарных навыков научно – исследовательской деятельности.

В процессе изучения курса легкой атлетики студенты самостоятельно осваивают основную и дополнительную литературу, выполняют домашние задания, готовятся к семинарским и обзорно – методическим занятиям, участвуют в организации и судействе соревнований.

Успеваемость студентов проверяется по их теоретической и спортивно – технической подготовленности в форме зачета и экзамена. Текущий учет представляет собой систематическую проверку качества выполнения изучаемых видов легкой атлетики, подводящих и специальных упражнений, правил соревнований, домашних заданий.

Экзамен предусматривает проверку теоретических знаний студентов в объеме всей программы. Общая оценка выставляется с учетом проверки практической подготовленности студентов.

Для студентов, специализирующихся в легкой атлетике, изучение курса сочетается с педагогическим физкультурно-спортивным совершенствованием и защитой курсовой работы по легкой атлетике.