Скачать 457.53 Kb.
страница1/3
Дата27.06.2019
Размер457.53 Kb.

Все о стрессе


  1   2   3

Проектная работа по ОЖС



ВСЕ О СТРЕССЕ.

Автор: Кемешова Катя


Руководитель: Учитель ОЖС Березина О.Б.


МОУ школа № 8
2006 г.

Содержание

1.Стресс и его происхождение…………………………………………………………..2

1.1. Происхождение стресса

1.2. Стресс - что это?

1.3. Можно ли жить без стресса?

2.Психическое здоровье детей………………………………………………………….. 3

2.1. Экзаменационный стресс

2.2. Экзамен с точки зрения преподавателя

2.3. Статистика

3.Результаты анкетирования……………………………………………………………..5

3.1. Как определить наличие стресса

3.2. Признаки стресса

3.3. Причины стресса

4.Советы психолога……………………………………………………………………….7

4.1. Советы выпускникам

5.Способы снятия нервно-психического напряжения………………………………….7

5.1. Что делать, чтобы нейтрализовать стресс

5.2. Упражнения для снятия напряжения

5.3. Релаксационные упражнения

6.ЕГЭ……………………………………………………………………………………….9

6.1. ЕГЭ

6.2. Мнение врача

6.3. Что делать детям на ЕГЭ

7.Приемы и методы борьбы с экзаменационным стрессом…………………………...10

7.1. Как собрать себя за 2 недели

7.2. Стратегия успешной сдачи экзамена

8.Ошибки при подготовке………………………………………………………………..11

8.1. Закономерности запоминания материала

9.Результаты, выводы и предложения…………………………………………………..12

9.1. Советы родителям информация для родителей

9.2. До экзамена

9.2.1. Правила по преодолению стресса

9.2.2. Как лучше готовиться к экзаменам

9.2.3. Как подготовиться к экзаменам

9.3. На экзамене

9.3.1. Поведение

9.3.2. Подготовка к ответу

9.3.3. Во время ответа

9.4.После экзамена

10. Вывод………………………………………………………………………………….21

11. Словарь………………………………………………………………………………..22

1. Стресс и его происхождение.
Происхождение стресса.

Сегодня многие жалуются на наш нервный век - понятие «стресс» прочно вошло в житейский обиход. Отчего же столь многие из нас подвержены стрессу? Как возникают стрессы?

Большинство людей в ответ на вопрос, в чем они видят основной источник нервного напряжения, жалуются на недостаток времени и чрезмерное количество дел, которые необходимо выполнить. Установлено, что современные американцы в среднем работают на 300 часов в год больше, чем четверть века назад. Ощущение «загнанной лошади» преследует многих, и даже привело к появлению термина «хроническая усталость», как частого спутника и виновника стрессов. При этом нелишне заметить, что американцы все-таки избавлены от множества бытовых проблем, отнимающих столько времени и сил у наших соотечественников.

Специалисты по психическому здоровью отмечают: опасным источником душевного разлада выступает все обостряющееся у многих людей чувство одиночества, покинутости, эмоциональной изоляции. На протяжении многих лет Америка исповедовала культуру личных достижений.

Главной ценностью человека выступал он сам, его собственное благополучие. Однако, сконцентрировавшись на себе, человек вдруг обнаруживает, что он окружен такими же самососредоточенными индивидуумами, абсолютно безучастными к нему и к его переживаниям. Сегодня у нас в противовес казенному коллективизму активно насаждается напористый индивидуализм. Кое-кто из россиян уже ощутил, что у этой блестящей медали есть и оборотная сторона.
Стресс - что это??

В переводе с английского, стресс - это давление, нажим, напряжение. А дистресс - горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г.Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г.Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качества примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою её единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. При этом, говоря житейским языком, взволнует человека та или иная ситуация или оставит равнодушным, иными словами, выступит причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, её опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

При стрессе вы, как правило, ощущаете сильное беспокойство:






вы чувствуете, что не можете контролировать ситуацию и справиться с проблемой. Есть у стрессового состояния и четкие симптомы.
Это сильное сердцебиение, повышенная потливость, раздражительность, чувство сильной усталости, потеря аппетита, головокружение. Могут возникать неадекватные эмоциональные всплески, бессонница, мигрени, астматические явления, нарушения пищеварения, синдром раздраженной прямой кишки (или в просторечии – "медвежья болезнь"), общее плохое самочувствие и неспособность расслабиться. Стресс может вызвать и депрессию, при которой у человека наблюдается резкая смена настроений, ухудшается аппетит и сон, занижается самооценка, возникают мысли о самоубийстве или даже попытки осуществить его на практике. Депрессия очень коварна, ибо воздействует на мотивацию поступков, затрудняя тем самым подготовку к экзаменам. Мало кто знает, что у стресса есть и положительные стороны. В малых дозах он просто необходим, т.к. сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за нашу "настройку" на адекватное поведение в опасности.
Можно ли жить без стресса?

Наука утверждает - нельзя. Жизнь - это постоянный источник конфликтов, а также каких-то изменений, к которым мы должны адаптироваться. По большому счету жизнь и есть главный источник стрессов, поэтому полностью от них избавиться можно только с приходом смерти.


Если искоренить причины стрессов невозможно, то в наших силах хотя бы устроить собственную жизнь так, чтобы освободиться от неприятных последствий стрессов, компенсируя негативные эмоции позитивными.

Можно ли избавиться от стресса?

Измученный гонкой за успехом (или борьбой за выживание), утративший душевные связи и уверенность в себе, человек оказывается в тисках обстоятельств провоцирующих стресс.

Внутреннее напряжение проявляется в подавленном настроении, чреватом неожиданными эмоциональными вспышками, в общем ухудшении самочувствия. Отсюда недалеко и до депрессии – вечной спутницы стрессов. Можно ли с этим бороться?

Рекомендаций как избавляться от стрессов существует очень много. Все они, как правило требуют либо колоссальных усилий над собой (аутотренинг, медитация и т.п.), либо значительных временных затрат (поход к психотерапевтам и т.п.), или смены обстановки и даже человеческого окружения (переезд в другую местность, смена работы, семьи и т.п.). В большом городе все это крайне проблематично. Варианты с поеданием успокаивающих таблеток чреваты возникновением лекарственной зависимости. И уж совсем не пристало современным людям по-дедовски залечивать грусть-тоску алкоголем, нанося последний критический удар по печени, едва справляющейся с той загрязненной пищей, которую мы покупаем в супермаркетах.
2. Психическое здоровье детей.
Экзаменационный стресс

Татьяна Ткачук: Экзамены - как бы мы ни ждали их и ни готовились, всегда - стихийное бедствие. Напряжение, которое испытывают сдающие экзамен, можно приравнять к выполнению работ на пределе физических возможностей. И если одного стресс стимулирует, другого вводит в ступор. Стоят ли экзамены затраченных на них нервов? И определяют ли они реально уровень знаний учащихся.


Экзамен с точки зрения преподавателя.

Для многих преподавателей экзамены – не меньший стресс, чем для школьников (школьников), а нередко и больший. И готовиться тоже приходится, причем нередко более тщательно, чем экзаменующимся. Сперва необходимо подготовить билеты. Часто уже есть прошлогодние списки билетов, но они все равно десять раз просматриваются, пересматриваются, дополняются и уточняются в соответствии с тем, что было дано в течение семестра именно этой группе студентов. Составлять билеты по всему курсу – занятие не простое. С одной стороны, нужно соблюсти некоторый баланс, проследить, чтобы не было перекоса, чтобы не оказалось так, что один билет очень сложный, а другой – слишком легкий. С другой стороны, составляя билеты (особенно к устному экзамену), приходится высчитывать примерное время на подготовку и ответ по этому билету. Для устного экзамена объема ответа должен быть таким, чтобы подготовиться можно было за 20-40 минут, а ответить за 10-15. Конечно, это идеальная ситуация, очень часто ответы затягиваются, но если каждый будет отвечать по часу, преподавателю придется ночевать в кабинете в обнимку с ведомостью. После того, как билеты составлены, их нужно утвердить. В процессе утверждения нередко случается, что половина билетов никуда не годится и их надо переделывать. Сам день экзамена – большое испытание. Встать нужно рано и опаздывать на собственный экзамен – дурной тон. К приходу школьников хорошо бы подготовить кабинет (по крайней мере, добыть ключи, что не всегда просто), получить в деканате все необходимые документы и ведомости. Когда школьники начинают отвечать, начинается самый тяжелый этап. Вопреки бытующему мнению, преподавателю важно, чтобы школьники получили хорошие оценки. Иначе как определить успешность самого преподавателя? Если у него все двоечники – грош ему цена как специалисту. И не только он сам это понимает, руководство учебного заведения рассуждает точно так же, и в случае провального экзамена взыщет с него за каждого школьника. С другой стороны, преподавателю, как человеку, искренне болеющему за свой предмет, ходившему в снег и дождь на уроки, готовившему материалы и т.п. просто по-человечески обидно, когда к его предмету относятся негативно. Так или иначе, выставлять оценки ему все равно приходится. А оценивать устный ответ, если это не явное «отлично» или «неудовлетворительно» очень сложно. Нормально пообедать в день экзамена нет возможности. А длится такой день для экзаменатора нередко по 5-8 часов. И все это время необходимо быть внимательным, сконцентрированным, адекватным и доброжелательным. Не удивительно, что многие выдерживают с трудом. Ко всему прочему, с уходом последнего школьника рабочий день экзаменатора не заканчивается. Теперь необходимо заполнить кучу бумаг, составить протокол, а после того, как сдаст последняя группа, проанализировать результаты экзамена по соответствующей форме. Ведь предстоит еще отчитываться перед руководством. Берегите, школьники, ваших преподавателей. Они такие же люди, как и вы, они так же влюбляются, женятся, разводятся, стоят в очередях вечерами в магазине, ездят в метро и готовятся к экзаменам. И работа у них – далеко не самая легкая….
Статистика.

49 процентов опрошенных сказали, что боятся плохого билета (то есть здесь вопрос удачи - повезет или не повезет?), 21 процент боится недоброжелательности экзаменатора, 11 процентов назвали причиной неуверенность в себе (как черту характера - "я не очень уверен в себе"), 10 процентов сослались на плохое физическое самочувствие и только 8,5 процента студентов указали на низкий уровень собственных знаний.

Выпускные экзамены смогут выдержать не более 20% школьников. Стресс, связанный с подготовкой и сдачей экзаменов, может выдержать без пагубных последствий для организма и психики только абсолютно здоровый выпускник. Результаты Всероссийской диспансеризации детей, которая проходила в прошлом году, свидетельствуют, что абсолютно здоровых детей в России не больше 30 процентов, а среди выпускников - меньше 10, сообщает газета «Известия». Чтобы свести к минимуму последствия экзаменационного стресса, врачи советуют готовиться к нему заранее. А психологи открывают специальные курсы для слабонервных выпускников.

В результате исследования, проведенного Институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМH, выяснилось, что наиболее серьезные последствия экзаменационный стресс вызывает у школьников, отнесенных ко 2-й и 3-й группам здоровья, то есть имеющих функциональные нарушения и хронические заболевания.

"Мы контролировали состояние 600 московских школьников в период экзаменов, - рассказала «Известиям» Мария Степанова, зав. отделом гигиены обучения и воспитания школьников Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМH. - У детей, особенно у девочек, наблюдалась бессонница, половина из них похудели, у многих повышалось давление и оставалось высоким даже спустя несколько дней после сдачи экзамена. Дети жаловались на головные боли, головокружение, беспокойный сон, тошноту, диарею, плаксивость, раздражительность. Другими словами, они находились в состоянии стресса. Особенно часто (в 45% случаев) такие состояния отмечались у тех, кому пришлось сдавать кроме письменных еще и устные экзамены. У детей, имеющих хронические заболевания, отмечалось их обострение и общее ухудшение состояния здоровья".

Напряжение, которое испытывают сдающие экзамен, можно приравнять к выполнению работы на пределе физических возможностей. И если здорового ребенка стресс стимулирует, помогает ему сконцентрироваться на экзамене, то больного вводит в ступор. Очень трудно даются экзамены ученикам, страдающим нервными и психическими заболеваниями. А по сведениям Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, каждый четвертый сегодняшний выпускник психически неблагополучен.

Результаты всероссийской диспансеризации детей показывают, что здоровых детей в России не больше 30 процентов, а среди выпускников - меньше 10 процентов. Выпускные экзамены могут выдержать не более 20 процентов школьников.

Недавние исследования ученых из медицинской школы Хьюстона в США показали, что под влиянием столь сильного страха у сдающих экзамены могут произойти даже нарушения генетического аппарата, более того, может повыситься вероятность онкологических заболеваний.


Психологическая подготовка к экзамену должна начинаться хотя бы за месяц. В ней должны принимать участие и дети, и родители.

     Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

·      В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

·   Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.




3. Результаты анкетирования в 9-11 классах.


№ диаграммы

Вопросы

9 А

9 Б

10 А

10 Б

11

Средний %

1

Очень боюсь дополнительных вопросов

40%

52%

18%

33%

42%

37%

2

Боюсь завалить экзамен

67%

72%

86%

61%

76%

72%

3

Сомневаюсь в полном знании предмета

74%



16%

18%

56%

80%

49%

4

Перед экзаменом (контрольной) очень раздражаюсь

33%

52%

27%

11%

33%

31%

5

Плохая память

26%

12%

27%

44%

48%

31%

6

Часто болит голова

19%

24%

36%

28%

57%

33%


Признаки стрессового напряжения

1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.


2. Слишком частые ошибки в работе.
3. Ухудшается память.
4. Слишком часто возникает чувство усталости.
5. Очень быстрая речь.
6. Мысли часто улетучиваются.
7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
8. Повышенная возбудимость.
9. Работа не доставляет прежней радости.
10. Потеря чувства юмора.
11. Постоянное ощущение недоедания.
12. Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде.
13. Невозможность вовремя закончить работу.

Если мы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма, то необходимо внимательно изучить его причины.


Причины стрессового напряжения.

1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что входит в ваши обязанности.


2. Вам постоянно не хватает времени - не успеваете ничего сделать.
3. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите.
4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-то внутреннего напряжения.
5. Вам постоянно хочется спать - никак не можете выспаться.
6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
7. Вам почти ничего не нравится.
8. Дома, в семье, у вас постоянные конфликты.
9. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью.
10. У вас появляется комплекс неполноценности.
11. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.
12. Вы не чувствуете уважения к себе - ни дома, ни на работе.

Вероятно, здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждый человек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причины стрессового напряжения, возможно характерные только для его организма.




Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека, которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу рациональную (разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.


4. Советы психолога.


Советы выпускникам.

- Не начинайте работать головой, пока не успокоится тело: все будет бесполезно;


- переключите все внимание на дыхание. Оно должно стать ровным и спокойным: медленный вдох, медленный выдох. Не пожалейте несколько минут на то, чтобы его выровнять;
- расслабьтесь по всем правилам (см. упражнение). Если вы заранее тренировались, это займет не более 10 минут;
- снимите напряжение болтовней, смехом, шутками. Кому-то захочется отжаться от пола? Сделайте и это. Главное, чтобы расслабление не заняло слишком много времени.
- попейте воды. Если не удается избавиться от нервозности питьем, протрите или сбрызните водой лицо, руки;
- рассмотрите окружающие вас незнакомые предметы внимательно, опишите их про себя. Это займет всего несколько минут, но вы сможете отвлечься и расслабиться.
5. Способы снятия нервно-психического напряжения.
Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!    

Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.    

В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.  

В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.

Как управлять своими эмоциями

Можно разрядить свои эмоции, высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют,  ты один, то можешь выразить свой гнев, поколотить подушку или выжимая полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, верхней части рук и в пальцах. Производи любые спонтанные звуки — напряжение может быть «заперто» в        горле.

Самую  полноценную разрядку дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие спортсмены обладают только физическим, но и душевным здоровьем. Благотворно действует на человека природа. Прогулка     в лесу, созерцание движения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

Дыхание уступами. Три- четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком  вдохе, что очень важно при стрессе. Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты от психических перегрузок - смех и плач. Смех оказывается своеобразной защитой нервной системы. Его можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении соединяются целебные свойства плача и смеха.     

  


Упражнения на снятие эмоционального напряжения

1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

2. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.

3. Слегка помассируйте кончик мизинца.

4. Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут.

Упражнения для снятия нервно-психического напряжения.

1.Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д. 

2.Спортивные занятия,    

3. Контрастный душ.

4.Стирка белья,    

5. Мытье посуды.  

6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.       

7. Скомкать газету и выбросить ее.  

8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и кинуть подальше.

9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку. 

10. Слепить из газеты свое настроение.       

11. Закрасить газетный разворот

12. Громко спеть любимую песню     

13. Покричать то громко, то тихо.     

14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную»

15. Смотреть на горящую свечу,

16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

17. Погулять в лесу, покричать.

18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.
ПОМОЖЕТ АУТОТРЕНИНГ

  1   2   3