Скачать 97.54 Kb.
Дата05.09.2019
Размер97.54 Kb.

Возрастные особенности детей 6-7 лет



«Возрастные особенности детей 6-7 лет. Психологическая готовность детей к обучению в школе»

В возрасте 6-7 лет у детей складываются предпосылки для начала систематического школьного обучения. У них возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Дети начинают проявлять интерес к творчеству, у них развивается воображение, дети стремятся к самостоятельности. Складываются предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Развивается произвольность и воля. Детям 6-7 лет свойственно преобладание общественно-значимых мотивов над личностными. Развивается эмпатия, сочувствие. Самооценка ребенка 6-7 лет достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем свое поведение. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.



Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.

Социальное развитие:

  • дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;

  • хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

  • способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);

  • стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:

  • тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

Организация деятельности:

  • дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,

  • они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,

  • ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,

  • они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,

  • способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

Речевое развитие:

  • дети способны правильно произносить все звуки родного языка,

  • способны к простейшему звуковому анализу слов,

  • обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).

  • грамматически правильно строят предложения,

  • умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,

  • свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль,

  • способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,        

  • способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения

Интеллектуальное развитие:

  • дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,

  • они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов,

  • с удовольствием воспринимают любую новую информацию,

  • имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Развитие внимания:

  • шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.

Развитие памяти и объема внимания:

  • количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),

  • преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии,

  • дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения),

  • способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка),
    не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
    .

Развитие мышления:

  • наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление,

  • доступна логическая форма мышления.

Зрительно-пространственное восприятие:

  • способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);

  • способны определять и различать простые геометрические  фигуры (круг, овал,    квадрат, ромб и т. п.),

  • способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;

  • способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.


Зрительно-моторные координации:

  • способны срисовывать простые геометрические фигуры,  пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.


Слухо-моторные координации:

  • способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;

  • способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.


Развитие движений:

  • дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;

  • способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;

  • способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;

  • способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения,
    способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,

  • способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);

  • способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Личностное развитие, самосознание, самооценка:

  • способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками,
    стремятся соответствовать требованиям взрослых, стре мятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;

  • самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться,

  • не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).


Мотивы поведения:


  • интерес к новым видам деятельности;

  • интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;

  • проявляют познавательные интересы;

  • устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.


Произвольность:

  • способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил),

  • способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.

        Как мы видим, различные сферы шестилетки развиты неодинаково и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотрительно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.

О готовности к школе.

Вас наверняка уже начали волновать вопросы о том, как подготовить ребенка к школьному обучению, что должен знать и уметь будущий первоклассник?



Итак, существует несколько видов готовности ребенка к школе:

  1. Психофизиологическая готовность

  2. Психолого-педагогическая готовность

  3. Социально-личностная готовность.


О психофизиологической готовности.

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья.

Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному (т.е. паспортному) возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.



Критерии готовности ребенка к школе:

  1. Морфологические

- абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг.)

- пропорции тела (Филиппинский тест)

- смена зубов

2. Физиологические

- моторика (наличие фазы полета при беге, способность к прыжку, способность к броску)

- работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут)

- чувство времени должно приблизиться ко взрослому

Проще всего оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. В дошкольном возрасте (5-6 лет) дети переживают полуростовой скачок роста.

Для того, что бы узнать, прошел или нет полуростовой скачок, нужно провести Филиппинский тест. Попросите ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Полуростовой скачок заключается в существенном удлинении рук и ног. Тест точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику скелета, а степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Физиологами установлено, что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь – психическом.

Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие дееспособность ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму.

И, наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается ко взрослому по внутреннему ощущению времени.

При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности в занятиях физкультурой, а так же в общении со своими сверстниками (ребенок оказывается не в состоянии играть с другими детьми в подвижные игры). Поэтому развитие крупных движений – один из важных показателей степени подготовленности к школе.



О психолого-педагогической готовности.

ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ

Еще одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

Произвольное поведение – это умение слушать и умение слушаться.

Как показывает практика, лишь немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции.

Произвольность проверяется тестом «Графический диктант». Ребенку предлагается нарисовать 3 узора по клеточкам, следуя словесной инструкции.

Формируйте у ребенка произвольное поведение – умение подчинять свое поведение воле, а не чувствам.

В этом могут помочь, например, следующие игры:

- конструирование

- игра «Да и Нет не говорить»

- игра «Поймай букву»

- игра «Шифровки» и т.п.

Так же следует обратить особое внимание на развитие внимания, мышления и памяти.

ВНИМАНИЕ

Нередко кажется, что все школьные беды ребенка – от его невнимательности. Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс не может протекать без внимания, то есть чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения в школе.

Развивать внимание у ребенка помогут такие игры, как например:

- игра «Что изменилось?»

- игра «Найди отличия»

- игра «Опиши соседа»

- игра «Сделай как я» и т.п.
МЫШЛЕНИЕ

Для развития мышления можно использовать такие игры как:

- игра «Поиск противоположного»

- игра «Поиск аналогов»

- игра «Назови одним словом»

- игра « 3-ый лишний» и т.п.


ПАМЯТЬ

Для развития памяти можно использовать такие игры как:

- игра «Что исчезло?»

- игра «10 слов»

- игра «Фотоаппарат»

Сейчас коротко о социально-личностной готовности.



Социально-личностная готовность ребенка заключается в формировании у него готовности к новым формам общения, новому отношению к окружающим и самому себе, к принятию новой социальной позиции школьника.

Формируйте у ребенка мотивацию к учению, рассказывайте о школе (и положительные и отрицательные моменты), рассказывайте о требованиях школы, развивайте коммуникативные навыки, учите ребенка правильно реагировать на неудачи, на замечания учителей и т.д.