Скачать 79.09 Kb.
Дата05.09.2019
Размер79.09 Kb.

Возрастные особенности детей – лет






ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ

(I младшая группа).

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей в первой младшей группе.

  2. Убедить родителей в целесообразности выбора тех воспитательных и развивающих средств, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей.




  • В период раннего возраста происходит психологическое отделение от матери. Это связано с тем, что у ребенка возникают новые физические возможности, интенсивно развиваются психологические функции (биологическая зависимость; ситуация «МЫ»).


Происходит бурное развитие познавательной активности.

  • Расширяются познавательные интересы ребенка. О наличии познавательных интересов свидетельствую вопросы ребенка (что – зачем?).

  • Ребенок стремится познакомиться как можно с большим количеством предметов и игрушек и овладеть предметными действиями с ними (ведущая деятельность предметная, мышление наглядно - действенное). Усвоение предметных действий происходит в результате прямого научения или подражания действиям взрослого. Для того, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо освоение ребенком разнообразных действий с одним и тем же предметом, поэтому окружающая среда не должна перегружаться большим количеством игрушек.

  • Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок. Поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

  • Малыш 2—3 лет может не понимать разницы между жи­вым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Раз­ницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.


Развитие и обучение.

  • Активная роль в развитии ребенка принадлежит ему самому. Поэтому необходимо обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств. Знакомясь с миром он должен видеть. Слышать, трогать руками, пробовать на вкус и запах.

  • Детям 2 – 3 лет полезны различные самообучающие игрушки (матрешки, пирамидки, вкладыши).

  • Обучение в этом возрасте происходит на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому, и правильному и неправильному.

  • Маленький ребенок обучается только тому, что его заин­тересовало, и принимает что-то только от того человека, ко­торому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

  • Для развития ребенка важно рисование. Рисунок еще трудно назвать рисунком. Это каракули. Но на третьем году жизни уже появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом.




  • Стремление родителей как можно раньше начать знакомство с буквами и цифрами и с другой ненужной ему информацией подменяет развитие ребенка ранним обучением.



Особенности развития психических процессов.

  • В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия (наряду с развитием мышления, внимание, памяти; восприятие является доминирующим), т.к. в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами употребления предметов, но и со свойствами предметов: формой, величиной, цветом. Причем в предмете ребенок может выделить только наиболее яркие признаки.

  • Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-дей­ственный характер. Это означает, что познание окружающе­го мира происходит в процессе реальных предметных мани­пуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.


Непроизвольный характер развития психических процессов.

  • Психические носят непроизвольный характер. Дети не могут сразу прекратить что – либо делать, не могут сесть и запомнить. Узнать или запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или запомнилось само по себе. Увлекательной деятельностью ребенок может заниматься максимум в течение 10 минут.

  • Ребенка 2 – 3 лет сложно включить в регулярные занятия, организуемые по инициативе взрослого, т.к. ему трудно удерживать внимание даже в течение небольшого отрезка времени, особенно если затеянная взрослым игра не столько интересна, сколько полезна для него.


Развитие речи.

  • Интенсивно развивается речь. Овладение речи является одним из основных достижений ребенка 2 – 3 г.ж. К 3 гг. в активном словаре ребенка насчитывается уже более 400 слов. Быстро растет пассивный словарь. Ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый.

  • В речи встречаются все части речи, разные типы предложений. Произнесение слов становится более правильным. Этому способствует то, что к 3 м годам усваиваются все основные звуки языка.

  • Речь становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта.


Речь и общение.

  • Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения. Потребность в общении формируется при активном взаимодействии взрослого и ребенка. Необходимо стимулировать высказывания ребенка, побуждать его говорить о своих желаниях. «Психологическая сказка о мальчике. Который заговорил в 5 лет». Родители просто с ног сбились, водя ребенка по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья садилась обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить когда вы и так все за меня говорили!»


Общение с другими детьми

  • Обычно только появляется и не становится еще полноценным. Моменты общения кратковременны. Хотя наблюдается интерес к сверстнику, стремление привлечь к себе его внимание.

  • Ребенок раннего возраста, общаясь с другими детьми, всегда исходит из своих собственных побуждений, желаний, совершенно не учитывая желания другого.

  • Решающая роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому.

  • Сверстник еще не представляет для такого малыша осо­бого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для -друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: дру­гой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, ко­торую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, про­лил компот на скатерть и т. п.

Игра.

  • Ребенок еще не играет, а манипулирует с предметами (ведущая деятельность предметно – манипулятивная). Ребенок не играет. А манипулирует с предметами и игрушками, сосредотачиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее. В конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах уже появляется. Используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом (кубик превращается в машину). Такие игры непродолжительны и возникают эпизодически. Играть вместе дети еще не умеют, они играю рядом.

  • Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях инте­рес и способность видеть красоту в простом сочетании цве­товых пятен и линий, в изысканности конструкции незави­симо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет и может ли быть названа каким-то при­вычным словом. В этом смысле многие ребята наряду с изобразительной демонстрируют и выразительную тенденцию в своем творчестве, если педагог не ставит перед собой за­дачу перевести их на стезю предметно-имитирующего твор­чества- Такие дети не столько интересуются целью своей ра­боты, сколько получают наслаждение от процесса творчества. Оценка результата в этом случае более свободна, поскольку не скована рамками первоначального плана создания пред­метного изображения.


Эмоционально – личностная сфера и поведение.

  • Дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены эффекту эмоционального заражения. Ребенок 2—3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одно­го эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция — игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, погла­живание и т. п; Такими играми изобилует народная тради­ция пестования детей.

  • Настроение подвержено частой смене, причем с резкими переходами. Эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно. Дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно. Эмоции и переживания дети не могут сдерживать. Эмоции выступают в качестве основного мотива деятельности.

  • Для детей 2—3 лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приво­дит к резкому снижению эффективности обучения- Диском­форт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, теснота пояса кол-гот или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздра­жение кожи от соприкосновения с шерстью и т. п. Педагог должен быть уверен, что малыша в данный момент ничто не беспокоит.

  • Дети раннего возраста максимально связаны наличной ситуацией, т.е. тем, что они непосредственно воспринимают, поэтому все их поведение является импульсивным. Ничто из того, что лежит вне этой наглядной ситуации их не привлекает.

  • Все желания ребенка обладают одинаковой силой. Выбрать, остановиться на чем-то ребенок еще не может.

  • Дети открыты, искренни. Они еще не умеют скрывать свою симпатию к кому – либо или к чему – либо.

  • Из – за того, что у ребенка доминирует восприятие, и он ограничен наглядной ситуацией следует еще одна любопытная особенность – маленький ребенок неспособен солгать, что-то выдумать. Только к концу раннего возраста у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.

  • Возрастные страхи: страхи к незнакомым животным. Людям; новым ситуациям, страх темноты.

  • «Трудный возраст» Строптивость, упрямство, негативизм. Кризис трех лет. Развитие самосознания.




  • В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 2— 3 лет:

    • — им присуще наглядно-действенное мышление; их ин­теллектуальное развитие зависит от того, насколько богата ок­ружающая развивающая среда, т. е. позволяет ли она раз­нообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;

    • — речь находится в стадии формирования;

    • — обучение эффективно только на фоне психоэмоционально

комфортного состояния;

    • — внимание, мышление, память непроизвольны.