страница1/20
Дата15.04.2019
Размер4.61 Mb.

Возрастная физиология и школьная гигиена пособие


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

В.Ф. Черник

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА

ПОСОБИЕ

Минск, 2015

Возрастная физиология и школьная гигиена:пособие/В.Ф. Черник– Минск, 2015. – 250 с.

Пособие«Возрастная физиология и школьная гигиена»содержит практический материал: практические и тестовые задания, контрольные вопросы,тематический контроль знаний и ответы к нему. Представленный в нем материал обеспечит обучение, самоконтроль знаний и послужит полезным справочником для освоения студентами курса. В нем раскрыты методы оценки развития растущего организма, умственной работоспособности;гигиенические требования к условиям и режиму обучения школьников, а также физиологические и гигиенические нормативы, необходимые педагогу для компетентного подхода к организации учебного процесса, питания, двигательной активности, закаливания, режима дня, трудовой деятельности, отдыха детей и подростков.

Оно имеет практическую направленность, поскольку содействует формированию профессионализма современного педагога, позволяет получить практические умения навыки по организации педагогической деятельности с детьми разных возрастных групп.

Пособие адресуетсястудентам, обучающимся по специальности профиля А– Педагогика.



ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение физиолого-гигиенических основ обучения и воспитания детей и подростков является обязательным элементом формирования педагогического мастерства, фактором, без которого невозможно организовать качественный учебный процесс, внедрить в него образовательный, воспитательный и эстетический компоненты. Возрастная физиология и гигиена детей и подростков – базовые дисциплины для формирования компетенции и профессионализма будущего педагога, поскольку они позволяют на научной основе оценивать физиологическое и психическое состояние ребенка, консультировать родителей в случае отклонений от нормативного развития.

Учебная программа по дисциплине «Возрастная физиология и школьная гигиена» помимо лекционного теоретического материала включает выполнение практических заданий в аудитории и дома,способствующих приобретению практических умений и навыков, позволяющих компетентно оценивать физиологические и гигиенические нормы развивающегося организма, психическую активность и биологическую зрелость детей и подростков. Приобретенные знания физиологических особенностей растущего организма необходимы для выработки индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, консультирования родителей по вопросам поведения и снижения успеваемости детей.

По данной дисциплине написаны учебно-методические пособия для теоретического изучения дисциплины, имеющие гиф УМО: В.Ф. Черник «Основы гигиены школьников и детей дошкольного возраста», Минск, БГПУ, 2011 и В.Ф. Черник, В.П. Сытый, С.П. Амвросьева «Возрастная физиология», Минск, БГПУ, 2013, предназначенные для студентов педагогических специальностей. Вместе с тем, при обучении студентов, организации контроля и самоконтроля знаний ощутима нехватка практических материалов, имеющих профессиональную направленность, что и вызвало необходимость написания данногопособия.

Пособие содержитматериалы, необходимые при организации практических занятий и закреплении теоретических знаний по дисциплине,проведении самостоятельной внеаудиторной работы. Оновключает три части. Первая часть «Возрастная физиология» содержит разделы, в каждый раздел включены: теоретические вопросы для обсуждения, практические задания, задачи и упражнения, контрольные вопросы, тестовые задания и ответы к ним. Вторая часть «Школьная гигиена» имеет аналогичную структуру. Третья часть«Самопроверка знаний студентов по возрастной физиологии и школьной гигиене» содержит модуль контроля знаний студентов по темам. Здесь материал дан в виде заданий по каждой теме и кратких ответов на каждое из них. Их назначение – облегчить работу студентов по изучению материала, имеющего практическую направленность.

Практические задания пособия носят учебно-исследовательский характер;упражнения, тесты, контрольные вопросы, тематический самоконтроль знаний, содействуют усвоениюфизиологическихособенностей растущего организма, гигиеническихнорм и требований корганизации и построению учебного занятия. Ответы-комментарии к задачам и упражнениям, а также ответы на задания для тематического самоконтроля знаний должны послужить стимулом для изучения дисциплины и подготовки к практическим занятиям.

Материал пособия ориентирован на связь со школьными технологиями, формирование профессионализма современного педагога. Полученные практические навыки позволят будущему педагогу строить учебные занятия с учетом физиолого-гигиенических подходов к детям разных возрастных групп. В книгу включены практические задания, не требующие дорогостоящего и дефицитного оборудования, выполнимые как в аудитории, так и дома. С их помощью студенты могут получить практическую информацию об основных физиологических параметрах организма ребенка, подростка и научиться выявлять возможные отклонения от нормы, требующие особого педагогического подхода.Подобраны наиболее оптимальные и информативные практические задания, способствующие формированию профессиональной компетенции. Многие из них, а также задачи и упражнения, тестовые задания предусмотрено использовать для самостоятельной работы студентов, в том числе для дистанционной формы обучения.

В Приложении 1пособия приводятся нормы роста и физического развития, питания, полового созревания детей и подростков и другие справочные материалы, которые помогут ответить на контрольные вопросы, выполнить задания и сделать по ним обоснованные выводы. В Приложении 2 даны ответы-комментариик заданиям и упражнениям, выполняемым с использованием рисунков.Приложение 3 содержит таблицы по организации учебно-воспитательного процесса в школе. Краткое содержание нормативных документов по общеобразовательным учреждениям представлено в электронном приложении. При подготовке пособия использованы иллюстрациииз перечисленных в списке литературы источников.



ЧАСТЬ I

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА В ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИИ С ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ

Форма занятия – дискуссия

Теоретические вопросы для коллективного обсуждения

  1. Развитие и его факторы (рост, формообразование, дифференцировка).

  2. Закономерности индивидуального развития: гетерохронность, непрерывность, последовательность и др.

  3. Критические периоды постнатального онтогенеза

  4. Физическое развитие детей и подростков. Половые различия физического развития детей и подростков.

  5. Акселерация, ее виды и причины. Ретардация.

  6. Характеристика групп здоровья детей. Индивидуальное, коллективное и популяционное здоровье детей.

  7. Влияние педагогических факторов на здоровье школьников.Соответствие организации учебного процесса психофизиологической природе ребенка.

  8. Возрастные изменения пропорций и длины тела как показатели уровня соматической зрелости и готовности детского организма к обучению в школе. Готовность организма ребенка к обучению в школе с 6 лет.

  9. Физиологическое обследование детей в различных возрастных группах (возрастные изменения частоты сердечных сокращений, артериального давления, жизненной емкости легких, частоты дыхания).

Практическое задание 1. Изучение возрастной периодизации человека

Для работы необходимы: таблицы, характеризующие этапы развития человека, рисунки ранних и поздних стадий постнатального развития человека.

Методические рекомендации по выполнению практического задания

1. Отметьте физиологические признаки, характерные для:

-младенчество– до 1 года;

-раннего детства – от 1года до 3-х лет;

-первого детства (дошкольный возраст) – 4–7 лет;

-второго детства (младший школьный возраст) – 8–12 лет– мальчики и 8–11 лет девочки;

-подросткового периода (подростковый возраст): мальчики – 13–16 лет и девочки – 12–15 лет;

-юношеского периода (юношеский возраст): юноши – 17–21 год и девушки – 16 –20 лет.

2. Дайте определение понятия «критический период развития». Назовите критические периоды в постнатальном развитии организма человека. Поясните, чем обусловлена критичность каждого периода?


  1. Каковыособенности поведения подростка в связи со спецификой пубертатного периода?

Задачи и упражнения

  1. На рисунке 1 показано созреваниеосновных физиологических систем организма. Каким системам организма соответствуют обозначения А, Б, В, Г. Проведите сравнительный анализ гетерохронного их развития. Почему нервная система у ребенка развивается наиболее интенсивно?Сверьте ответ с комментариямик рисунку 1 в Приложении 2.

%



Возраст, лет

Рис.1.Динамика развития разных систем организма



  1. Дайте оценку одного из показателей физического развития школьника (дошкольника) с помощью метода сигмальных отклонений (см. Приложение 1, таблицы 1,2 ).

  2. Дайте оценку одного из показателей физического развития школьника (дошкольника) с помощью центильного метода (см. Приложение 1, таблицы 3–8).

  3. Для определения школьной зрелости используют тест Керна-Ирасека. Определите уровень готовности детей к школе по созданному ими после словесной команды рисунку, еслимальчики набрали – 4,5, девочки – 5,0 баллов.Рассмотрите организацию учебных занятий и режим продленного дня с этими детьми.

  4. Изучите у ребенка уровень развития моторики, необходимый для обучения в школе. Для этого исследуйте координацию движения его руки при срисовывании групп точек по образцу. Оценка задания: 5 баллов – изображение точек отсутствует или нарисованы каракули, 4 балла – изображенные точки не напоминают искомую геометрическую фигуру, 3 балла – группа точек грубо похожа на образец, 2 балла – незначительное нарушение симметрии точек, 1 балл – взаимное расположение точек воспроизведено точно.

6. По росту и массе тела девочки 10–11 лет опережают мальчиков на год, но после полового созревания мальчики догоняют девочек. С чем это связано?

Контрольные вопросы

  1. Что такое онтогенез? Какие периоды включает онтогенез человека?

  2. Что такое возрастная периодизация? Каковы критерии возрастной периодизации?

  3. Какие факторы влияют на развитие зародыша и плода?

  4. Перечислите и охарактеризуйте этапы постнатального развития.

  5. Что понимают под термином «развитие»?

  6. В чем заключается отличие понятий роста, дифференцировки органов и тканей, формообразования?

  7. Какие закономерности роста и развития человека можно выделить?

  8. Какие анатомо-физиологические признаки характерны для новорожденного?

  9. Какие анатомо-физиологические признаки характерны для детей (первого и второго детства)?

  10. Какие анатомо-физиологические признаки характерны для подростков?

  11. Какие системы органов быстрее развиваются у детей и почему?

  12. Какие системы быстрее развиваются у подростков?

  13. Какие особенности формирования органов и систем органов в онтогенезе вы можете выделить?

  14. Как проявляется гетерохронное развитие систем организма?

  15. Чем отличается биологический возраст школьника (дошкольника) от паспортного?

  16. Что такое «школьная зрелость». С помощью каких тестов она определяется?

  17. Какие периоды называют критическими и сенситивными?

  18. Каковы морфо-физиологические особенности новорожденного?

  19. Каковы особенности развития ребенка в периоды раннего, первого и второго детства?

  20. Каковы основные физиологические особенности подросткового периода?

  21. Что понимают под физическим развитием? По каким показателям его оценивают?

  22. Охарактеризуйте понятия: «акселерация» и «ретардация» развития?

  23. Как проводится оценка физического развития девочек и мальчиков по центильным таблицам?

  24. Как определяется биологический возраст детей и подростков?

Тестовые задания
1. Что изучает возрастная физиология?: а) рост и развитие ребенка и подростка; б) особенности функционирования органов и систем на различных этапах онтогенеза; в) строение тела человека; г) развитие плода; д) изучение возрастных закономерностей становления функций органов и систем; е) изучение периодов развития организма; ж) разработку методов воздействия на организм, обеспечивающих его оптимальное развитие и функционирование; з) поддержание физического и психического здоровья будущего поколения

2. Какие факторы включает процесс развития?: а) рост, дифференцировка, формообразование; б) рост, формообразование; в) рост, дифференцировка; г) формообразование, дифференцировка.

3. Плодный (фетальный) период начинается к началу: а) 8 недели; б) 4 недели; в) 3 мес; г) 5 мес; д) 9 мес.

4. Какая продолжительность периода новорожденности?: а) 3 нед; б) 4 нед; в) 1 нед.

5. Выберите период «первое детство»: а) 1–3 года; б) 4–7 лет; в) 8–12 лет; г) 12–14 лет.

6. Каковы возрастные границы пубертатного периода у мальчиков: а) 13–14 лет; б) – 12–16 лет; в) 17–18 лет.

7. Каковы возрастные границы пубертатного периода у девочек: а) 11–15 лет; б) 12–16 лет; в) 17–18 лет.

8. Акселерация характеризуется:

а) ускорением морфофункциональногоразвития и полового созревания организма детей и подростков; б) ускорением психического развития детей и подростков; в) замедлением физического и психического развития детей и подростков.

9. Какая система организма наиболее активно развивается у детей?: а) иммунная (лимфоидная ткань); б) половая; в) сердечно-сосудистая; г) нервная; д) эндокринная.

10. Группы здоровья детей: а) здоровые; б) с функциональными нарушениями (больные в стадии выздоровления); в) больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; г) больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации; д) все верно.

11. Для определения физического развития детей используют признаки:

а) соматоскопические; б) биохимические; в) генетические; г) соматометрические.

12. Укажите соотношение окружности головы и длины тела: А – у новорожденного; Б – у ребенка 7 лет: а) 1/4 длины тела; б) 1/3 длины тела; в) 1/5 длины тела; г) 1/6 длины тела

13. Насколько увеличивается длина тела у подростка в год?: а) на 3–4 см; б) на 17–20 см; в) на 10–12 см.

14. В каком возрасте ребенок должен самостоятельно ходить?: а) в 12 мес; б) в 8 мес; в) 14 мес; г) 18 мес

15. Что определяет нервно-психическое развитие детей дошкольного возраста: а) развитие речи; б) развитие сенсорных систем; в) игровая деятельность; г) двигательная активность; д) приобретение простых навыков; е) все верно

16. Какие параметры свидетельствуют об адаптации детей дошкольного возраста к учреждению дошкольного образования?: а) полноценный сон; б) аппетит; в) выполнение педагогических требований; г) сформированность гигиенических навыков; д) настроение; е) посещаемость дошкольного учреждения; ж) все верно

17. Каковы профилактические рекомендации детям?: а) соблюдение режима дня; б) рациональное питание; в) двигательный режим; г) закаливающие процедуры; д) все верно

18. Какие факторы определяют здоровье ребенка?: а) социальные; б) генетические; в) средовые; г) все верно

19. Здоровье ребенка характеризуется: а) физическим развитием; б) психическим развитием; в) функциональным состоянием организма; г) резистентностью организма; д) все верно

20. Какие параметры определяют функциональное состояние организма ребенка?: а) пульс; б) частота дыхания; в) содержание гемоглобина; г) поведенческие реакции (состояние его психики); д) все верно

21. Рост организма регулируется следующим набором гормонов: а) СТГ, тироксин, андрогены; б) СТГ, адреналин, инсулин; в) СТГ, трийодтиронин, АДГ.

22. Укажите границы нормальных показателей АД у детей: а) 10–90 центилий; б) 5–10 центилий; в) 90–95 центилий; г) 25–75 центилий.

23. Для объяснения явления акселерации был предложен ряд гипотез: а – физико-химическая; б – нутриентивная; в – генетическая; г – урбанистическая. Соотнеситеназваниягипотез с их характерными особенностями: 1.– Гипотеза, объясняющая акселерацию улучшением питания детей за счет увеличения потребления жиров и белков животного происхождения, а также витаминов; 2. – Гипотеза, принимающая во внимание социальные изменения в обществе, расширение географических и межнациональных возможностей бракосочетаний; 3. – Гипотеза, связывающая появление акселерации с увеличением интенсивности воздействия электромагнитных излучений, в том числе солнечных лучей; 4. – Гипотеза, учитывающая влияние городских условий жизни, исключающих физические перегрузки, но способствующих более широким занятиям физической культурой и спортом.

24. Физическое развитие школьников классифицируют как гармоничное (а), дисгармоничное (б) и резко дисгармоничное (в) в зависимости от соотношения между массой тела, окружностью грудной клетки и длиной тела. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для гармоничного, дисгармоничного и резко дисгармоничного физического развития: 1. – Соотношение отличается от средних для данного возраста показателей на 10–20 %. 2. – Соотношение отличается более, чем на 20 %. 3. – Соотношение соответствует средним для данного возраста показателям.

25. Для характеристики индивидуального развития используют четыре типа возрастов: а) паспортный, б) биологический, в) психический, г) социальный. Какие из перечисленных ниже признаков характерны для паспортного, биологического, психического и социального возрастов: 1– Характеризует процесс становления личности. 2.– Характеризует уровень достигнутого развития морфофункциональных структур организма. 3.– Характеризует уровень развития высших познавательных процессов. 4.– Характеризует число прожитых человеком лет от рождения.

Ответы к тестовым заданиям

1– а, б, д, е, ж, з; 2–а; 3–д; 4–б; 5–б; 6–б; 7–а; 8–а; 9–г; 10–д; 11–г; 12– I-а, II-г; 13–в; 14–а; 15–е; 16–ж; 17–д; 18–г; 19–д; 20–д; 21–а; 22–г; 23–1б,2в,3а,4г; 24–1б,2в,3а; 25–1г,2б,3в,4а.



Практическое задание 2. Оценка физического развития центильным методом

Для выполнения практического задания необходимы: ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента.

Методические рекомендации по выполнению практического задания

Проведите измерение длины (см) и массы тела (кг)окружности грудной клетки в покое (см). Показатели измерений занесите в таблицу 1.


Таблица 1. «Показатели антропометрических измерений студента (школьника)»:

Длина тела

Масса тела

ОГК

см

№ коридора

кг

№ коридора

см

№ коридора



















Используя показатели антропометрических измерений студента (школьника), определите по центильным шкалам (см. Приложение 1, таблицы 3–8.) соответствующий коридор для каждого признака (рост, масса тела, ОГК), номера которых занесите в таблицу «Показатели антропометрических измерений дошкольника (школьника)». Рассчитайте гармоничность развития и дайте оценку физического развития с помощью таблицы 2.

Таблица 2. Пояснения к центильным шкалам



Номеркоридора

Центили

Характеристика показателей физического развития

Практические рекомендации

1

1–3

Очень низкие величины

Необходимо обследование организма ребенка

2

3–10

Низкие величины

Необходимо обследование при наличии отклонения в здоровье

3


10–25

Величины ниже средних

–––––

4

25–75

Средние величины

––––––

5

75–90

Величины выше средних

––––––

6


90–97

Высокие величины

Необходимо обследование при наличии отклонения в здоровье

7

97–100

Очень высокие величины

Необходимо обследование организма ребенка


Практическое задание 3. Исследование физического развития методом индексов

Для выполнения практического задания необходимы: ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента, калькулятор.

Методические рекомендации по выполнению практического задания

  1. Для оценки физического развития школьника (дошкольника) методом индексов проведите антропометрические измерения длины тела (см), массы тела (кг), окружности грудной клетки в покое (см). Результаты измерений занесите в таблицу «Показатели антропометрических измерений студентов», содержащую следующие графы: - длина тела (см);-масса тела (кг);-окружность грудной клетки (см).

2. На основании полученных индивидуальных измерений вычислите: должный рост и вес, индекс массы тела, развитие грудной клетки по индексу Эрисмана. Результаты измерений занесите в таблицу «Результаты оценки физического развития дошкольника (школьника) методом индексов», содержащую следующие графы:-название индекса;-формула для определения индекса;-расчет индекса;-оценка физического развития; -профилактика избыточной массы тела школьника.

Примечание: Индекс массы телаявляется оценочным показателем оптимальности массы тела.

Формула для детей и подростков: ИМТ=масса тела (кг):рост2 (м). Оценочные показатели нормы для девочек: 3 года – 15,9; 5 лет – 16,1; 7 лет – 16, 3; 10 лет – 16,7; 12 лет – 18,3; 14 лет – 19,5; 16 лет – 20,7; 18 лет – 21,9. Оценочные показатели нормы для мальчиков: 3 года – 15,8; 5 лет – 16,2; 7 лет – 16,3; 10 лет – 16,5; 12 лет – 17,7; 14 лет – 19,9; 16 лет – 21,4; 18 лет – 22,5.



Индекс Эрисмана (ИЭ) используется в качестве показателя развития грудной клетки ребенка. Формула для детей и подростков: ИЭ= ОГК покоя (см) – длина тела (см) : 2, где ОГК – окружность грудной клетки.

Величина индекса до 1 года – 9 –13,5; 2–3 года – 4–9; 6–7 лет – 0–4; 8–18 лет – 1–3. Более низкие или более высокие показатели свидетельствуют о нарушении развития грудной клетки.



Практическое задание 4. Оценка физического развития методом сигмальных отклонений

Метод сигмальных отклонений основан на сравнении показателей физического развития обследуемого со средними показателями соответствующей возрастно-половой группы стандартных оценочных таблиц. Такие оценочные таблицы получают путем массовых обследований разных возрастно-половых групп населения конкретного региона каждые 7–10 лет. Полученные данные обрабатываются вариационно-статистическим методом, в результате получают среднюю величину каждого показателя (М) и среднее квадратичное отклонение – сигму (б), характеризующую допустимую величину колебаний от средней величины. По величине сигмальных отклонений можно судить об уровне и гармоничности физического развития.

Различают следующие уровни физического развития:- высокий, индивидуальные показатели находятся в пределах М+ 2б и более;-выше среднего, индивидуальные показатели находятся в пределах от М + 1б до М + 2 б;-средний, индивидуальные показатели находятся в пределах М ± 1 б;-ниже среднего, индивидуальные показатели находятся в пределах от М – 1 б до М – 2 б;-низкий, индивидуальные показатели находятся в пределах М – 2 б и менее.

Для выполнения практического задания необходимы: ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента, спирометр, ручной и становой динамометры, калькулятор.

Методические рекомендации по выполнению практического задания

Для оценки физического развития надо измерить следующие антропометрические показатели: длину тела (см), массу тела (кг), ОГК в покое (см), силу кистей рук и разгибателей спины (кг), ЖЕЛ (л). Данные занесите в таблицу «Индивидуальные показатели физического развития дошкольника (школьника), содержащую следующие графы: рост (см), масса (кг), ОГК (см). На основании полученных индивидуальных значений (Х) – роста, массы и окружности грудной клетки и средних (М) показателей (таблицы 1, 2 Приложение 1) , вычислите индивидуальные отклонения и средние квадратические отклонения ( б), используя формулу :

(X1 – M) 2+ (X2 – M) 2 + (X3 – M) 2+… (Xn – M) 2

б = –––––––––– –––––––––––––––-––––––––––––––––-,

n

где б – среднее квадратическое отклонение;n– количество обследованных детей;X1; X2; X3, Xn– показатели физического развития ребенка.Результаты занесите в таблицу 3. Сделайте выводы об уровнях физического развития детей.



Таблица 3 .– Индивидуальное отклонение в единицах измерения и среднее квадратическое отклонение (б) обследуемого

Признак

Показателиобследуе-мого (Х)

Средниепоказатели(М)по нормативной таблице

Индивидуальное отклонение Х–М в единицах измерения

Среднее квадратическое отклонение, б

Рост (см)

Масса (кг)



ОГК (см)













Контрольные вопросы:

    1. Что понимают под физическим развитием? Дайте характеристику физического и нейропсихического развития ребенка.

    2. Дайте определение критических периодов. Каковы их характерные черты? Укажите на значение критических периодов в возникновении врожденных пороков развития.

    3. Что такое антропометрия?

    4. Чем отличаются соматометрические, физиометрические и соматоскопические показатели физического развития?

    5. В чем суть метода сигмальных отклонений, используемого для изучения физического развития детей?

    6. В чем суть центильного метода, используемого для изучения физического развития детей?

    7. Какие особенности физического развития отмечаются у детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта?

    8. Что такое акселерация и ретардация и каковы их причины?

    9. Что такое биологический возраст и каковы критерии его определения?

    10. Какое значение имеет учет биологической зрелости детей по соответствующему возрасту уровню физического развития в работе педагога или психолога?

    11. Дайте характеристику стадий полового созревания (Таблица 9, Приложение 1).

    12. Объясните физиологическую сущность процесса полового созревания.

    13. В чем особенности развития леворуких школьников?Каков индивидуальный подход педагога к ним?

    14. В чем особенности развития медлительных школьников. Каков индивидуальный подход педагога к ним?

2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. ПРОФИЛАКТИКА ЕГО НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ШКОЛ

Форма занятия – дискуссия

Теоретические вопросы для коллективного обсуждения

  1. Костная система и ее функции.

  2. Химический состав костей, возрастные изменения химического состава костей.

  3. Рост костей

  4. Возрастные особенности формирования отделов скелета: позвоночного столба, грудной клетки, таза, кисти, черепа и др.

  5. Функции и возрастные особенности скелетных мышц.

  6. Развитие массы, силы мышц, скорости движения, выносливости у детей в разные возрастные периоды.

  7. Динамический и статический режимы мышечной работы.

  8. Развитие двигательных навыков у детей. Оптимальный двигательный режим.

  9. Изгибы позвоночного столба, их образование и сроки фиксации.

  10. Формирование осанки. Правильная посадка во время работы за столом.

  11. Нарушения осанки. Сколиоз: причины и профилактика. Причины и профилактика деформаций скелета у детей дошкольного возраста.

  12. Школьная мебель: подбор, расстановка, правила рассаживания учеников. Современная школьная мебель.

  13. Роль учителя в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата в ходе письменного урока.

Практическое задание 1. Изучение возрастных особенностей скелета

Для выполнения практического задания необходимы: скелет человека, кости различных отделов скелета, рисунки распилов трубчатых костей, муляжи разных групп мышц, таблицы рисунков по опорно-двигательному аппарату.

Методические рекомендации по выполнению практического задания

1. На рисунках в атласе рассмотрите разные по форме кости. С помощью графо-логической схемы покажите классификацию костей.

2. Назовите основные закономерности развития скелета.

3. Каковы возрастные изменения суставов?

4. Каковы возрастные особенности позвоночного столба?

5. Каковы возрастные особенности черепа, грудной клетки, таза, кисти, стопы?



Задачи и упражнения

  1. Каково значение метаэпифизарного хряща и надкостницы для роста трубчатых костей в детском и подростковом возрасте?

На рисунке 2 (в, г). укажите следующие ее элементы трубчатой кости: -диафиз; -эпифизы; метаэпифизарный хрящ (метафизы); -суставные хрящи. Какому возрасту соответствуют стадии окостенения, обозначенные буквами а–г? Сверьте с комментариями к этому рисунку в Приложении 2.

g:\mother_picures\add\рис 13 стр 40.jpg
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20