Скачать 390.16 Kb.
Дата07.03.2019
Размер390.16 Kb.

Возможностей организма курсантов н. А. Гранкин



УДК 796.01:612:796.8
ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И РЕЗЕРВНЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА КУРСАНТОВ

Н.А. Гранкин – старший преподаватель

Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова,

Ул. Л.Толстого, д. 1, (10 военный городок), г. Тюмень, Россия, 625001

З.М. Кузнецова – доктор педагогических наук, профессор

Набережночелнинский государственный педагогический университет,

ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806
E-mail: kzm_diss@mail.ru
Аннотация. Гиревой спорт, являясь прикладным видом спорта, средства которого широко применяются в процессе физической подготовки курсантов военных учебных заведений, создает предпосылки для раскрытия различных физических и психических возможностей, как в плане обучения, так и в плане формирования личности, но при этом мало внимания уделяется функциональным возможностям организма. Материал. В статье представлены результаты исследований развития функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов экспериментальной и контрольной групп, занимающихся гиревым спортом. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, метод многофакторной экспресс-диагностики профессора С.А. Душанина и резервных возможностей организма «D&K-Test», функциональные пробы дыхательной системы, методы математической статистики. Результат. Выявлены особенности изменения функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов до и после педагогического эксперимента. Все существующие механизмы энергообеспечения характеризуется мощностью и метаболической емкостью. Отмечено, что у курсантов экспериментальной группы достоверно значимо изменилась метаболическая емкость, определяющаяся общим количеством энергии, поставляемой процессом энергообеспечения; емкость анаэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма выросла на 19,06 %; аэробная метаболическая емкость, характеризующая способность организма курсантов к выполнению нагрузок различной величины преимущественно аэробной направленности, составила 13,63%; способность противостоять утомлению, уровень общей работоспособности как показатель общей метаболической емкости вырос на 15,38 %; мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения выросла на 25, 8 %; мощность гликолитического источника энергообеспечения, показывающая уровень развития скоростной выносливости, увеличилась на 19,43%; мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности выросла на 62,14 %; порог анаэробного обмена – на 13,64 %. Заключение. Прирост показателей функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов экспериментальной группы обусловлен влиянием комплекса специальных упражнений, направленных на формирование индивидуального ритма дыхания и повышение показателей деятельности дыхательной системы в целом.

Ключевые слова: курсанты, гиревой спорт, функциональное состояние, резервные возможности организма, физическая работоспособность, показатели дыхательной системы.
THE INDICES OF FUNCTIONAL STATE AND SPARE CAPACITIES OF CADETS’ ORGANISM
Nikolay A. Grankin teacher

Tyumen Higher Military -Engineering Command School (military Institute) named after marshal of engineering troops А. I. Proshlyakov, 

Tolstoy str., 1 (10 military campus), Tyumen, Russia, 625001

Zinaida M. Kuznetsova – doctor of Pedagogics, professor

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University,

28, Nizametdinov str., Naberezhnye Chelny, the Republic of Tatarstan, 423806, Russia
E-mail: kzm_diss@mail.ru
Annotation. Kettlebell lifting, being the applied kind of sport, the means of which are widely used during the process of cadets physical training at military educational establishments, creates the pre-conditions for different physical and physic abilities demonstration, both in education and in personality formation. However, not enough attention is paid to functional abilities of an organism. Material. The article presents the results of the functional state development and spare capacities of cadets’ organism study in the experimental and control groups of people, going in for kettlebell lifting. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis and summarizing, the method of multifactorial near-patient testing created by professor S.A. Dushanin and spare capacities of an organism “D&K-Test”, functional tests of respiratory system, the method of mathematical statistics. Results. The peculiarities of the functional state change and spare capacities of cadets’ organism before and after the pedagogical experiment are revealed. All existing mechanisms of energy supply are characterized by power and metabolic capacity. It was noted that the cadets’ metabolic capacity in the experimental group has validly changed. It is determined by general amount of energy, provided by the process of energy supply; the capacity of anaerobic source of energy supply of an organism’s muscular activity increased to 19,06 %;aerobic metabolic capacity, which characterizes the ability of cadets’ organism to the loads of different volume fulfillment , predominantly of aerobic orientation, was 13,63%; the ability to resist tiredness, the level of general working capacity as the index of general metabolic capacity increased to 15,38 %; the power of creatine phosphate source of energy supply increased to25, 8 %;the power of glycolytic source of energy supply, which shows the level of speed endurance development, increased to 19,43%; the power of aerobic source of muscular activity energy supply increased to 62,14 %; the threshold of anaerobic metabolism – to 13,64 %. Conclusion. The indices of functional state and spare capacities of cadets’ organism increase in the experimental group is conditioned by the influence of the special exercises complex directed at individual rhythm of breathing formation and the indices of respiratory system in general increase.

Keywords: cadets, kettlebell lifting, functional state, spare capacities of an organism, physical working capacity, respiratory system indices.
Актуальность. Гиревой спорт, являясь прикладным видом спорта, средства которого широко применяются в процессе физической подготовки курсантов военных учебных заведений, создает предпосылки для раскрытия различных физических и психических возможностей, как в плане обучения, так и в плане формирования личности [1,2,3,4,5,6,7,8,9,11]. Но при этом мало внимания уделяется функциональным возможностям организма. Квалифицированные курсанты, занимающиеся гиревым спортом, выполняют в среднем нагрузку, суммарный объем которой равен 60 тоннам в микроцикле и более 180 тоннам в мезоцикле. Такая интенсификация тренировочного процесса требует от курсанта наличия больших резервов функциональных возможностей организма. В связи с этим построение тренировочного процесса с направленностью на повышение функциональных и резервных возможностей организма является одной из важнейших задач в подготовке курсантов, занимающихся гиревым спортом.

Целью работы явилась оценка функциональных и резервных возможностей организма курсантов, занимающихся гиревым спортом, в процессе реализации методики воспитания выносливости и формирования индивидуального ритма дыхания.



Организация исследования. Исследование проводилось на базе ТВВИКУ г. Тюмени в период 2012 - 2015 гг. В опытно-экспериментальной работе принимали участие курсанты, занимающиеся гиревым спортом в группах совершенствования спортивного мастерства, в возрасте 17-22 лет. Были сформированы одна экспериментальная (ЭГ) и одна контрольная (КГ) группы, по 16 человек в каждой. В рамках педагогического эксперимента реализована экспериментальная методика воспитания выносливости и формирования индивидуального ритма дыхания, включающая в себя реализацию аэробных упражнений, регулярное и последовательное применение дыхательных упражнений и формирование на этой основе ритма дыхания, а также постепенное наращивание тренирующих воздействий аэробной, смешанной направленности.

Методы исследования. Метод многофакторной экспресс-диагностики профессора С.А. Душанина и резервных возможностей организма «D&K-Test» [10]. На велоэргометре курсанту предлагалось последовательно выполнить 2 нагрузки умеренной интенсивности с частотой вращения педалей 60-80 об/мин, разделенные 3-минутным интервалом отдыха. Каждая нагрузка продолжалась 5 минут, в конце в течение 30 секунд подсчитывалась ЧСС. Расчеты производились путем подстановки экспериментальных значений ЧСС и мощности работы в следующую формулу:

PWC170 = W1 + (W2- W1) х (170-f2) / f2-f1,

где W1 и W2 - мощность первой и второй нагрузок;

fl и f2 – частота сердечных сокращений в конце первой и второй нагрузок.

Функциональные пробы дыхательной системы, такие как проба Штанге (длительность задержки дыхания на вдохе), проба Генчи (время задержки дыхания на выдохе), проба Розенталя (пятикратное измерение жизненной емкости лёгких) и жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Все полученные данные были подвергнуты статистической обработке с привлечением следующих критериев: проверка нормальности распределения проведена по критерию Колмогорова-Смирнова (критерий W); для проверки гипотезы о разности двух средних значений применялся двухвыборочный t-критерий Стьюдента для независимых выборок и парный двухвыборочный t- критерий Стьюдента; в случае неподчинения выборок нормальному распределению сравнение проводилось по непараметрическому критерию U-критерий Манна-Уитни. Статистическая обработка проведена на компьютере с использованием статистических пакетов SPSS-13, электронных таблиц MicrosoftExcel.



Результаты исследования. В таблице 1 представлено изменение показателей функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента.

Так, до проведения педагогического эксперимента анаэробная метаболическая ёмкость у курсантов-гиревиков КГ равнялась 72,11±0,98 у.е., у курсантов-гиревиков ЭГ – 74,24±0,51 у.е.; при исследовании аэробной метаболической емкости результат в КГ был равен 249,69±3,21 у.е., а в ЭГ он составил 251,38±3,47 у.е.; общая метаболическая емкость была равна 296,93±3,90 у.е. в КГ и 301,58±12,53 у.е. – в ЭГ; мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения была зафиксирована на отметке 27,14±0,71 у.е. у курсантов контрольной группы и 27,74±1,58 у.е. – у курсантов экспериментальной группы; показатели мощности гликолитического источника энергообеспечения были равны следующим значениям: в КГ – 30,00± 0,79 у.е., в ЭГ – 30,55±0,53 у.е.; мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности была определена как 66,29±2,71 у.е. в КГ и 65,66±0,84 у.е. в ЭГ; порог анаэробного обмена в КГ составил 64,97±1,04 у.е., а в ЭГ он был равен 63,77±0,66 у.е.; частота сердечных сокращений ПАНО у курсантов КГ была равна 162,81±1,59 у.е., у курсантов ЭГ – 161,63±3,04 у.е.


Таблица 1 – Изменение показателей функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента




Группы

серий иссл-й, парамет ры

статист

ики

АНАМЕ

АМЕ

ОМЕ

МКФ

МГЛ

МАИЭ

О

W

ПАНО

ЧСС

ПАНО




1 (X±^)

74,24

±0,51

251,38

±3,47

301,58

±12,53

27,74

±1,58

30,55

±0,53

65,66

±0,84

63,77

±0,66

161,63

±3,04

ЭГ

n=16

2 (X±^)

91,73

±1,39

291,05

±1,44

356,41

±2,75

37,13

±0,94

37,91

±0,55

40,49

±0,55

73,84

±0,85

172,13

±2,16




t р-

>2,119

>2,119

>2,119

>2,119

>2,119

>2,119

>2,119

>2,119




р

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05




Разница

(2-1)

17,49

39,67

54,83

9,38

7,37

-25,16

10,07

10,50




Прирост

%

19,06

13,63

15,38

25,28

19,43

62,14

13,64

6,10

КГ

n=16

1 (X±^)

72,11

±0,98

249,69

±3,21

296,93

±3,90

27,14

±0,71

30,00

±0,79

66,29

±2,71

64,97

±1,04

162,81

±1,59

2 (X±^)

74,93

±0,76

255,36

±3,35

300,32

±3,59

29,14

±0,69

32,18

±0,81

69,30

±2,65

66,57

±1,51

164,19

±2,07




t р-

<2,119

<2,119

<2,119

>2,119

>2,119

<2,119

<2,119

<2,119




р

>0,05

>0,05

>0,05

<0,05

<0,05

>0,05

>0,05

>0,05











Разница

2,82

5,67

3,38

2,01

2,18

3,02

1,59

1,38

Прирост

%

3,77

2,22

1,13

6,89

6,78

4,35

2,39

0,84

Примечание: АН

AME – анаэробная метаболическая ёмкость; A

VIE – аэробная метаболическая

емкость; OME – общая метаболическая емкость; МКФ – мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения; МГЛ – мощность гликолитического источника энергообеспечения ; МАИЭО – мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности; W ПАНО – порог анаэробного обмена; ЧСС ПАНО – частота сердечных сокращений ПАНО


Анализ результатов после педагогического эксперимента показал, что показатели функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов возросли в обеих группах, но при этом в ЭГ большей степени.

Показатель «анаэробная метаболическая ёмкость» (AHAME) характеризует емкость анаэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности организма за период эксперимента, прирост показателя у курсантов ЭГ составил 19,06%, а у курсантов КГ составил 3,77%. Аэробная метаболическая емкость (АМЕ) характеризует способность организма к выполнению нагрузок различной величины преимущественно аэробной направленности. В ЭГ прирост АМЕ составил 13,63%, а в КГ увеличение этого показателя составило лишь 2,22%.

Общая метаболическая емкость (ОМЕ) характеризует способность противостоять утомлению и уровень общей работоспособности. В ЭГ курсантов наблюдается достоверный значимый прирост, который составил 15,38% (р <0,05).

Мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения проявляется реактивностью и силовой выносливостью организма занимающихся. Данный показатель преимущественно обусловливается общим объемом работы на максимальную и взрывную силу и является очень важным для представителей гиревого спорта, так как гиревикам необходимо выполнять постоянные взрывные подъемы гирь в условиях проявления значительных мышечных усилий. В контрольной группе этот показатель увеличился на 6,89%, в экспериментальной группе – на 25,28%.

Мощность гликолитического источника энергообеспечения характеризует показатели развития скоростной выносливости. В контрольной группе в этом показателе произошел прирост на 6,78%, в экспериментальной группе – на 19,43%.

Показатель МАИЭО характеризует мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности. За период эксперимента в экспериментальной группе данный показатель достоверно значимо вырос на 62,14%.

Порог анаэробного обмена характеризует уровень развития аэробных возможностей мышц и уровень специальной выносливости (экономичность, техничность, обучаемость). Показатели порога анаэробного обмена характеризуют состояние реакции кардиореспираторной системы на увеличение механизмов анаэробного обеспечения путем задействования мышц с различным метаболическим профилем. В процессе подготовки курсантов-гиревиков выявление порога анаэробного обмена позволяет оценить характер изменений работоспособности, что является центральным звеном в системе рационализации тренировочного процесса. У курсантов ЭГ также наблюдается достоверный прирост, который составил 13,64%, а в КГ он составил лишь 2,39%,

Исследуемый показатель ЧСС ПАНО является критерием эффективности использования аэробного источника энергообеспечения. На изменение данного показателя огромное влияние оказывает объем работы анаэробной гликолитической направленности. В ЭГ курсантов прирост ЧСС ПАНО равнялся 6,10%.



Таким образом, в ЭГ курсантов за счет целенаправленного воздействия на механизмы энергообеспечения мышечной деятельности произошло увеличение емкости и мощности основных источников. Применение специальных упражнений в рамках предложенной методики позволило повлиять на совершенствование процессов адаптации за счет использования целенаправленных дополнительных средств воздействия на различные стороны функционирования организма курсантов- гиревиков, повысить эффективность их подготовки. Диапазон индивидуальных изменений показателей, характеризующих функциональное состояние и резервные возможности организма курсантов экспериментальной группы, свидетельствует об оптимизации процесса функциональной подготовки и установлении изменений, характеризующих адаптогенный эффект.

Результаты исследования показателей физической работоспособности курсантов-гиревиков контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 2.




Таблица 2Изменение показателей физической работоспособности курсантов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента

Группы

исследования

n

серий иссл-й, параметры статистики

PWC 170

(кг/м/мин)

МПК

(л/мин)

МИВ (ус. ед)




1 (X±S)

1175,31± 14,90

3,46±0,06

461,75± 12,03




2 (X±S)

1434,93± 16,41

4,07±0,07

558,53±15,06

ЭГ

t р.

>2,119

>2,119

>2,119

n=16

р

<0,05

<0,05

<0,05




Разница (2-1)

259,62

0,61

96,78




Прирост %

18,09

14,93

17,33




1 (X±S)

1189,44± 11,00

3,39±0,09

466,44±4,18

КГ

n=16

2 (х±^)

1292,82±12,82

3,63±0,09

499,11±5,23

t р.

>2,119

<2,119

<2,119

р

<0,05

>0,05

>0,05




Разница (2-1)

103,38

0,24

32,67




Прирост %

8,00

6,59

6,55





Сравнительный анализ показателей физической работоспособности курсантов экспериментальной группы показал, что их результаты достоверно выше результатов курсантов контрольной группы (р<0,05). Так, в контрольной группе в тесте PWC 170 при исходных значениях 1189,44±11,00 кг.м/мин произошел прирост на 8,00%; в экспериментальной группе при исходных данных 1175,31±14,90 кг.м/мин прирост PWC 170 составил 18,09%.

Максимальное потребление кислорода (МПК) имеет прямую зависимость от общей массы задействованных в двигательной деятельности мышц и состояния транспортной функции поступления кислорода в организм. В экспериментальной группе курсантов при исходных данных МПК 3,46±0,06 л/мин прирост составил 14,93%, а в контрольной группе курсантов при исходных значениях МПК 3,39±0,09 л/мин произошел прирост лишь на 6,59%.

Показатель «максимальный индекс выносливости» (МИВ) характеризует общее состояние развития выносливости у спортсмена. Выполнение соревновательных упражнений в гиревом спорте характеризуется длительным временем и требует наличия высокого уровня развития выносливости, как силовой, так и общей. Мышечная активность не может оставаться на высоком уровне в течение большого промежутка времени, так как наступают естественные процессы утомления, что приводит к снижению работоспособности. Следовательно, чтобы поддерживать физическую работоспособность на высоком уровне в течение длительного времени, необходимо создать условия для расслабления или отдыха основных задействованных мышц. В гиревом спорте чередование напряжения и расслабления работающих мышц является естественным. Это обусловлено биомеханическими и техническими характеристиками выполнения соревновательных упражнений. От умения своевременно напрягать и расслаблять мышцы и от уровня развития выносливости зависит способность к достижению успеха спортсменом-гиревиком.



В показателях МИВ у ЭГ курсантов при исходных значениях 461,75±12,03 у.е. прирост составил 17,33%. В контрольной группе при исходных значениях 466,44±4,18 у.е. прирост составил 6,59%, что достоверно ниже, чем у курсантов ЭГ.

Более значительное увеличение исследуемых показателей у курсантов-гиревиков ЭГ обусловлено, на наш взгляд, совершенствованием механизма снабжения кислородом тканей и клеток, что произошло за счет использования упражнений, направленных на координацию дыхательных ритмов и расширение резервов дыхания в рамках экспериментальной методики.

В конце эксперимента у курсантов-гиревиков были зафиксированы следующие результаты, характеризующие уровень физической работоспособности: PWC 170 в ЭГ составил 1434,93±16,41 кг.м/мин, в КГ – 1292,82±12,82 кг.м/мин; МПК в ЭГ составил 4,07±0,07 л/мин, в КГ – 3,63±0,09 л/мин; МИВ в ЭГ составил 558,53±15,06 у.е, в КГ – 499,11±5,23 у.е.

Соревновательный результат в гиревом спорте во многом определяется показателями функционирования дыхательной системы. Результаты исследования показателей деятельности дыхательной системы курсантов КГ и ЭГ представлены в таблице 3.



Таблица 3Изменение показателей дыхательной системы курсантов экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента


Группы

серий иссл-й, параметры статистики

Проба

Штанге

(сек)

Проба

(Генче)

(сек)

Проба

Розенталя

(мл)

ЖЕЛ

(мл)

ЭГ1

n=16

1 (X±S)

62,94±0,92

29,00±0,58

145,69±3,13

4353,81±15,54

2 (X±^)

80,75±1,20

38,50±0,57

94,00±10,70

4572,50±12,11

t р.

>2,119

>2,119

>2,119

>2,119

р

<0,05

<0,05

<0,05

<0,05

Разница (2-1)

17,81

9,50

-51,69

218,69

Прирост %

22,06

24,68

54,99

4,78

КГ

n=16

1 (X±^)

64,00±0,87

28,88±0,71

138,56±2,87

4330,63±21,30

2 (X±^)

68,88±3,90

31,94±0,70

127,25±8,32

4423,88±17,25

t р.

<2,119

>2,119

<2,119

>2,119

р

>0,05

<0,05

>0,05

>0,05

Разница (2-1)

4,88

3,06

-11,31

93,25

Прирост %

7,08

9,59

8,89

2,11





Были получены следующие показатели пробы Штанге: в ЭГ курсантов при исходных значениях 62,94±0,92 с прирост составил 22,06% (р<0,05); в КГ при исходных данных 64,00±0,87 с показатели увеличились на 7,08% (таблица 3). В функциональной пробе Генчи были зафиксированы следующие результаты: в ЭГ при исходных результатах 29,00±0,58 с прирост составил 24,68% (р<0,05); в КГ при исходных данных 28,88±0,71 с к завершению педагогического эксперимента показатели увеличились на 9,59%.

При исследовании показателей пробы Розенталя у курсантов контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента наблюдается тенденция к снижению результатов от первого к пятому измерению. Это говорит о быстрой утомляемости дыхательной мускулатуры, о её функциональной слабости. В начале эксперимента у курсантов экспериментальной группы произошло снижение показателя на 145,69±3,13мл, тогда как в контрольной группе показатель ухудшился на 138,56±2,87 мл. По окончании эксперимента показатель пробы Розенталя изменился в обеих группах, однако характер изменений был разным: в ЭГ прирост показателя равнялся 54,99%.

Показатель жизненной емкости легких характеризует максимальный объем, в пределах которого человек может изменять глубину своего дыхания. Повышение показателей ЖЕЛ свидетельствует о высоком функциональном уровне системы дыхания. В экспериментальной группе при исходных данных 4353,81±15,54 мл прирост составил 4,78%. В контрольной группе при исходных данных 4330,63±21,30 мл произошел прирост лишь на 2,11%. Преимущество курсантов ЭГ в показателях деятельности дыхательной системы достигнуто, на наш взгляд, за счет повышения выносливости дыхательных мышц и увеличения их объема.



В конце эксперимента у курсантов контрольной и экспериментальной групп были зафиксированы следующие результаты: Проба Штанге в ЭГ – 80,75±1,20 с, в КГ – 68,88±3,90 с; Проба Генчи в КГ – 31,94±0,70 с, в ЭГ – 38,50±0,57; Проба Розенталя в КГ – 127,25±8,32 мл, в ЭГ – 94,00±10,70 мл; ЖЕЛ в КГ – 4423,88±17,25 мл, в ЭГ – 4572,50± 12,11.

Заключение. Таким образом, применение методики воспитания выносливости и формирования индивидуального ритма дыхания курсантов, занимающихся гиревым спортом, с использованием упражнений для развития дыхательных мышц и формирования индивидуального ритма дыхания в рамках реализации физических упражнений аэробной направленности способствовало повышению показателей деятельности дыхательной системы. Предложенный подход к совершенствованию системы спортивной подготовки курсантов открывает дополнительные резервные возможности функционального состояния для роста их спортивного мастерства и улучшения показателей результативности соревновательной деятельности.

Литература

  1. Абзалов, Р. А. Развивающееся сердце и двигательный режим / Р. А. Абзалов. – Казань : КГПУ, 1998. – 96 с.

  2. Афтимичук, О. Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О. Е. Афтимичук, З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2015. – № 2 (35). – С. 28-38. DOI 10.14526/01 _1111_04

  3. Ванюшин, М. Ю. Адаптация кардиореспираторной системы спортсменов разных видов спорта и возраста к физической нагрузке / М. Ю. Ванюшин, Ю. С. Ванюшин. – Казань : Печать-Севис XXI век, 2011. – 138 с.

  4. Воротынцев, А. И. Гири – спорт сильных / А. И. Воротынцев. – М. : Советский спорт, 2002. – 268 с.

  5. Граевская, Н. Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему / Н. Д. Граевская. – М. : Медицина, 1975. – 279 с.

  6. Горбов, А. М. Гиревой спорт / А. М. Горбов. – М. : Изд-во АСТ, 2006. – 191 с.

  7. Дембо, А. Г. Спортивная кардиология : руководство для врачей / А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский. – Л. : Медицина, 1989. – 464 с.

  8. Зайцев, В. М. Занимайтесь гиревым спортом / Ю. М. Зайцев, Ю. И. Иванов, В. К. Петров. – М. : Советский спорт, 1991. – 48 с.

  9. Мишин, С. Н. Координация дыхания и двигательных действий в упражнении «толчок» гиревого спорта / С. Н. Мишин, В. Ф. Тихонов // Вестник спортивной науки. – 2009. – № 1. – С. 12-15.

  10. Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минобороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200 // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». – Режим доступа: http://www.garant.ru.

  11. Солодов, И. П. Гиревой спорт : Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / И. П. Солодов, В. Б. Шванев, О. А. Маркиянов, Г. П. Виноградов, В. С. Соловьев, Б. Н. Глинкин, А. Л. Атласкин, В. Ф. Тихонов. – М. : Советский спорт, 2009. – 105 с.

  12. Тихонов, В. Ф. Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки / В. Ф. Тихонов, А. В. Суховей, Д. В. Леонов. – М. : Советский спорт, 2009. – 84 с.

References

  1. Abzalov R. A. Razvivayushcheesya serdtse i dvigatel'nyi rezhim [Developing heart and motional regimen], Kazan : Kazan State Pedagogical University, 1998, 96 p.

  2. Aftimichuk O. E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No.3(35), pp.28-38. DOI 10.14526/01_1111_04

  3. Vanyshin M. Y. Adaptatsiya kardiorespiratornoi sistemy sportsmenov raznykh vidov sporta i vozrasta k fizicheskoi nagruzke [Cardiorespiratory system adaptation of sportsmen of different kinds of sport and age to physical load], Kazan : Press-Service XXI century, 2011, 138 p.

  4. Vorotyntsev A. I. Giri – sport sil'nykh [Weigh – sport of powerful people], Moscow : Soviet sport, 2002, 268 p.

  5. Graevskaya N. D. Vliyanie sporta na serdechno-sosudistuyu sistemu [Sport influence on cardiovascular system], Moscow : Medicine, 1975, 279 p.

  6. Gorbov A. M. Girevoi sport [Weightlifting], Moscow : AST publishing house, 2006, 191 p.

  7. Dembo A. G. Sportivnaya kardiologiya : rukovodstvo dlya vrachei [Sports cardiology: a manual for doctors], Leningrad : Medicine, 1989, 464 p.

  8. Zaytsev Y. M. Zanimaites' girevym sportom [Go in for weightlifting], Moscow : Soviet sport, 1991, 48 p.

  9. Mishin S. N. Vestnik sportivnoi nauki, 2009, No. 1, pp.12-15.

  10. Ob utverzhdenii Nastavleniya po fizicheskoi podgotovke v Vooruzhennykh Silakh Rossiiskoi Federatsii: prikaz Minoborony RF ot 21 aprelya 2009 g. № 200 [About instruction adoption in physical training in Armed Forces of the Russian Federation [electronic resource]: order of the Ministry of Defense of the Russian Federation, April, 21, 2009  № 200]

  11. Solodov I. P. Girevoi sport [Weightlifting], Moscow : Soviet sport, 2009, 105 p.

  12. Tikhonov V. F. Osnovy girevogo sporta: obuchenie dvigatel'nym deistviyam i metody trenirovki [The basis of weightlifting: motional actions teaching and the methods of training], Moscow : Soviet sport, 2009, 84 p.


Подано: 27.08.2017

Принято: 31.08.2017
Гранкин Николай Александрович – старший преподаватель, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (военный институт) имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова, ул. Л. Толстого, д. 1,(10 военный городок), г. Тюмень, Россия, 625001

Кузнецова Зинаида Михайловна – доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский государственный педагогический университет, ул. Низаметдинова, дом 28, г. Набережные Челны, Россия, 423806, Е-mail: kzm_diss@mail.ru
Для цитирования: Гранкин Н.А., Кузнецова З.М. Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. – Т. 12. – №3. – С.