страница1/8
Дата07.02.2019
Размер0.5 Mb.
ТипРеферат

«Воспитание выразительности и координации движений в художественной гимнастике посредством применения музыкальных игр и танцев»


  1   2   3   4   5   6   7   8

Государственное бюджетное учреждение

спортивная школа Центрального района

Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБУ СШ

Центрального района

______________ М. Ю. Баранов

«___» ______________2018 г.
Методическая работа:
«Воспитание выразительности и координации движений в художественной гимнастике посредством применения музыкальных игр и танцев»

Автор: Афанасьева Е.С.

тренер отделения

художественной гимнастики

ГБУ СШ Центрального

района СПб

Санкт-Петербург, 2018 г.

Содержание
Введение

Глава I. Состояние вопроса в теории и практике физической культуры

1.1 Определение выразительности движений

1.2 Характеристика музыкальной выразительности

1.3 Психофункциональные особенности девочек 6-8 лет

1.4 Применение игрового метода в учебно-тренировочном процессе

1.5 Резюме

Глава II. Задачи, методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы

2.2.2 Педагогическое тестирование

2.2.3 Педагогический эксперимент

2.2.3 Методы математической статистики

2.3 Организация исследований

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Анализ показателей выразительности исполнения движений девочками 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой

3.2 Методика воспитания выразительности и координации движений посредством музыкальных игр и танцев

3.3 Анализ результатов педагогического эксперимента

Выводы

Список используемой литературы

Практические рекомендации

Приложения

Введение
Художественная гимнастика - один из видов программы Олимпийских игр со сложнокоординационной деятельностью, требующей от спортсмена не только широкого круга умений, навыков и качеств, но и проявление высокой степени двигательной выразительности (1).

Актуальность. Современные произвольные упражнения стали очень сложными, появилось много новых своеобразных соединений и элементов. В связи с этим интерпретация основных средств выразительности в композициях произвольных упражнений бесконечно разнообразна. Высокая степень владения искусством выразительного гимнастического движения проявляется в способности спортсмена точно передавать в процессе исполнения упражнений характер и эмоциональное содержание музыки, что в художественной гимнастике принято называть выразительностью (6).

Поскольку художественная гимнастика является достаточно молодым видом спорта, возникает необходимость развития выразительности у девочек 6-8 лет, начинающих заниматься художественной гимнастикой. Поэтому практически с первых занятий необходимо развивать данное качество.

Однако до настоящего времени остается недостаточно изучен вопрос формирования выразительности движений у девочек данного возраста. Исходя из этого, на основе изучения психо-функциональных особенностей были проведены исследования.

Целью исследования явилось разработка методики применения музыкальных игр в учебно-тренировочном процессе занятий по художественной гимнастике для развития выразительности.

Объектом исследования явился тренировочный процесс девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Предмет исследования. Развитие выразительности девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой, посредством музыкальных игр.

Гипотеза исследования. Мы полагали, что с помощью специально подобранных музыкальных игр можно более эффективно развивать выразительность движений у девочек 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Научная новизна. Впервые разработаны методические подходы к использованию музыкальных игр в качестве средств развития выразительности детей 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Практическая значимость выражается в разработке методических подходов применения музыкальных игр в качестве средств развития выразительности детей 6-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой.

Полученные данные могут служить руководством для тренеров и спортсменов в совершенствовании композиции упражнений и исполнительского мастерства.

выразительность художественная гимнастика тренировочный

Глава I. Состояние вопроса в теории и практике физической культуры




1.1 Определение выразительности движений

Еще в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений.

Большое влияние на развитие музыкально-двигательной культуры оказала система Франсуа Дельсарта, который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой. Работы Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие пантомимы, классического танца, послужив фундаментом для создания одного из направлений в гимнастике - ритмопластического.

Теория выразительности двигательного навыка легла в основу гимнастики Л.Н. Алексеевой. В ее системе "гармонической гимнастики" уделялось большое внимание этюдной работе импровизации, пантомиме и танцу.

Среди явлений, вызвавших повышенный интерес к гимнастике, культуре движений, выразительной пластике, нельзя не упомянуть Айседору Дункан (42).

Художественная гимнастика - один из немногих видов спорта, предметом обучения и оценки которых является искусство выразительного движения. Несмотря на явную гимнастическую специфичность, понятие "выразительное движение" относится к области психологии. Этим термином в психологических исследованиях обозначается внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, в мимике и экспрессии.

О. Елизарова (12) относит выразительность движений к эстетической стороне физических упражнений. Автор отмечает, что для обеспечения выразительности движений требуется высокая техника их выполнения, т.е. совершенное владение навыками, когда все элементы движения доведены до автоматизма. Это достигается при высокой степени совершенства, управлением движениями, когда сознание спортсмена устремлено не столько на технику выполнения, сколько на придание ему эстетического образа.

Высокая степень владения искусством выразительного гимнастического движения проявляется в способности спортсменок точно передавать в процессе исполнения упражнений характер и эмоциональное содержание музыки, что в художественной гимнастике принято называть выразительностью (50).

Но современные произвольные упражнения, по словам З. Вербовой (6), стали очень сложными, появилось много новых своеобразных соединений и элементов. Интерпретация основных средств выразительности (таких, как прыжки, равновесия, повороты, взмахи, волны, наклоны) в композициях произвольных упражнений бесконечно разнообразна. Богатство разнообразия зависит от музыкального произведения и от индивидуальных возможностей гимнастки. Именно с помощью хореографии, по мнению Лисицкой Т. (26), решается одна из основных и наиболее сложных задач становления мастерства в гимнастике - это проблема воспитания выразительности движений. Особенно высокие требования к ней предъявляются в художественной гимнастике, где спортсменки стремятся к более образному решению композиций, которое невозможно без знания устойчивых выразительных средств хореографической классики.

По мнению известного искусствоведа В. Ванслова (5)"основную массу хореографических движений средств балета образуют движения и позы именно эмоционально выразительные".

Ряд авторов Кряж В.В. (23), Вербова З. (6), Костровицкая В., Писарева А. (22), Евстратова Н.А. (11) указывают, что способность к эмоциональному переживанию - это еще не выразительность, так как само проявление эмоциональности должно облекаться в прекрасную пластическую форму. Поэтому если форма не выработана, эмоции остаются без воплощения. Выразительность движений проявляется, казалось бы, в "мелочах" - хорошей осанке, красивом положении головы и выражении лица: без наклонов головы, без ее поворотов ни одна поза не имеет законченного вида, выразительность лица и глаз одухотворяет позы. Умение принять правильное положение рук: они принимают самые разнообразные положения, выражая своей пластикой детали эмоционального состояния гимнасток. С помощью рук создаются наиболее характерные черты стиля, детализируется и раскрывается содержание фрагмента. При сложных и стремительных поворотах руки подчинены условиям взятия "форса". Следовательно, выразительность - это качество, проявляющееся в хорошей технике, в правильной школе движений, это хороший "апломб" и темп во время вращений, элегантность, большая амплитуда при полной ясности эмоционального содержания (6).

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщины, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым под музыкальное сопровождение. Установлено, что в отличие от других видов упражнений они основываются на принципах целостности, динамичности и танцевального характера исполнения (6,8).

Целостность упражнений заключается в согласовании движений различными звеньями тела (симметричные, однонаправленные и разнонаправленные, асимметричные) выполняемых слитно и последовательно. Примером целостных упражнений служат "волна" и волнообразные движения, взмахи.

Динамичность заключается в способности гимнастки выполнять движения в соответствии с различным темпом, ритмом, амплитудой и силой музыкального сопровождения.

Танцевальный характер упражнения приобретают в связи с тем, что выполняются под музыкальное сопровождение. И благодаря этому содержат в себе эмоциональный заряд, передают характерные оттенки и средства выразительности сопровождаемой их музыки (8).

По утверждению Кулагиной И.Е. (24), Елизаровой О. (12), музыка и движение - трудно назвать более универсальное средство эстетического и нравственного воспитания ребенка. Движение облегчает восприятие и запоминание музыки, помогает запомнить движение. Все это постепенно воспитывает у детей чувство ритма, музыкальную память, развивает эстетический вкус.

Музыкальные акценты подчеркивают дополнительными движениями отдельных частей тела. Это могут быть акцентированные выразительные повороты головы, подчеркнутое смещение туловища и другие двигательные акценты, которые вносят в движения очень важные нюансы, устанавливающие эстетическую выразительность. В двигательных акцентах очень важно соблюсти меру эстетически выразительного выполнения. Для него характерно соответствие выраженности музыкального и двигательного акцентов.

При изучении упражнений художественной гимнастики важнее всего добиваться согласованности движений, составляющих упражнение, с его музыкальным материалом. Для двигательного аппарата эти упражнения полезны тем, что тренируют передвижение в разных направлениях. Особую пользу приносит необходимость ориентироваться в создаваемых композициях, в замысловатых рисунках составляющих упражнения (25).

Учитывая неразрывность понятий "музыка" и "движение", Лисицкой Т.С. (26) установлено, что музыкальное произведение влияет на выбор выразительных средств: элементов мимики, пантомимики, выразительной окраски, прыжков, поворотов, равновесий, поз. Можно проиллюстрировать это на следующих примерах.

Музыка героического характера порождает целый ряд эмоциональных особенностей. В позах и движениях гимнасток это обычно выражается поднятой головой на вытянутой шее с твердым внимательным взглядом. Руки напряженно вытянуты, кисти продолжают их линию. Для всей позы характерны активность и устойчивость. Впечатление активности усиливается от положения на высоких полупальцах.

В музыке романтико-лирического характера, для которой характерно спокойное, созерцательное настроение с некоторой долей грусти, неудовлетворенности. В наибольшей степени настроение выражается в положении расслабленных с безвольно повисающей кистью руках. Исполнительницы принимают много низких положений - сидя, в стойке на коленях, полумосты. Полурасслабленность и пассивность поз подчеркиваются опорой на одну лишь ногу, в то время как другая - полусогнута, расслаблена.

Характер бравурных испанских, латиноамериканских танцев - страстный, ликующий и даже резкий - заставляет исполнительниц выдвигать вперед подбородок, вскидывать голову. Взгляд твердый, решительный. Положение рук конкретно: на поясе, бедре. Позы активны, поступательны, напряжены.



  1   2   3   4   5   6   7   8

Главная страница
Контакты

    Главная страница



«Воспитание выразительности и координации движений в художественной гимнастике посредством применения музыкальных игр и танцев»