Скачать 43.77 Kb.
Дата09.02.2018
Размер43.77 Kb.
ТипЗакон

Вопросы к зачетному занятию по гигиение детей и подростков



ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТИЮ

ПО РАЗДЕЛУ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»


ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
1. Гигиена детей и подростков: предмет и содержание. История и этапы развития. Роль отечественных ученых в становлении и развитии гигиены детей и подростков.

2.Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка. Факторы, влияющие на рост и развитие. Возрастная периодизация.

3. Понятие “здоровье”. Критерии его оценки. Показатели здоровья у детей и подростков по С.М. Громбаху. Группы здоровья.

4. Понятие “физическое развитие” и его значимость в оценке состояния здоровья ребенка врачем-педиатром. Факторы, влияющие на физическое развитие детей и подростков.

5. Методы исследования физического развития. Основные показатели физического развития, правила их измерения и оценки у детей различного возраста и пола.

6. Методы оценки физического развития (генерализирующий и индивидуализирующий). Сравнительная характеристика индивидуализирующих методов оценки.

7. Понятие “биологический возраст”. Критерии его оценки, значимость установления на доклиническом этапе. Комплексная оценка физического развития по методике В.Н. Кардашенко.

8. Акселерация, ее проявления, причины. Гигиенические проблемы акселерации, задачи врача-педиатра в профилактике ее отрицательных последствий для растущего организма. “Школьная зрелость”, критерии ее оценки.

9. Понятие адаптации с гигиенических позиций, адаптация детей к дошкольному учреждению (этапы, диапазоны, классификация по степени тяжести). Задачи педиатра в формировании здорового ребенка.

10. Адаптация детей к школе. Гигиенические критерии оценки адаптации детей к школе и факторы, ее определяющие. Задачи школьного врача в формировании у детей и подростков здорового образа жизни.

11. Гипокинезия у детей дошкольного и школьного возраста, ее влияние на здоровье. Двигательная активность: понятие, принципы нормирования, количественная оценка, методы оценки и контроля.

12. Возрастная структура заболеваемости у детей и подростков. Профилактика простудных заболеваний у детей.

13. Закаливание: понятие, физиологическая сущность, основные принципы. Физиолого-гигиенические особенности и методики проведения закаливания у детей и подростков.

14. Физиолого-гигиенические принципы построения режима дня, биологические ритмы растущего организма. Основные методы исследования и оценки функционального состояния и работоспособности организма.

15. Гигиенические принципы организации учебно-воспитательной работы в школьно-дошкольных учреждениях. Особенности нервной системы у детей дошкольного и школьного возраста.

16. Основные принципы построения режима дня для детей дошкольного возраста и его гигиеническое обоснование с учетом анатомо-физиологических особенностей организма данного возраста. Компоненты режима дня.

17. Основные принципы построения режима дня для детей преддошкольного возраста и его гигиеническое обоснование с учетом анатомо-физиологических особенностей организма для данного возраста. Компоненты режима дня.

18. Основные принципы построения режима дня для детей младшего школьного возраста и его гигиеническое обоснование с учетом анатомо-физиологических особенностей организма для данного возраста. Компоненты режима дня. Особенности режима дня у детей начавших обучение с шестилетнего возраста.

19. Основные принципы построения режима дня для детей среднего школьного возраста и его гигиеническое обоснование с учетом анатомо-физиологических особенностей организма для данного возрастного периода. Компоненты режима дня.

20. Основные принципы организации режима дня у детей и подростков старшего школьного возраста и его гигиеническое обоснование с учетом анатомо-физиологических особенностей организма для данного возрастного периода. Компоненты режима дня.

21. Гигиенические требования к организации учебных занятий для школьников, обоснование длительности урока и его построение. Физиолого-гигиенические принципы распределения учебной нагрузки в течение недели, четверти. Особенности организации учебного процесса у детей, обучающихся с 6 лет.

22. Утомление, усталость, переутомление, диагностика этих состояний на доклиническом уровне и роль врача-педиатра в первичной профилактике заболеваний.

23. Гигиена умственного труда, особенности физиологических реакций при умственном труде, критерий тяжести труда, утомление и его особенности у детей. Профилактика данных состояний.

24. Гигиенические требования к организации учебных занятий в школьников в домашних условиях. Роль врача педиатра в привитии навыков личной гигиены и воспитании здорового образа жизни.

25. Гигиена умственного труда в школе. Процесс развития утомления и переутомления у подростков, факторы способствующие переутомлению.

26. Физиолого-гигиенические принципы обучения детей в младших классах. Продолжительность фазы активного внимания у младших школьников и обоснование правильности построения урока. Фазы отдыха. Гигиенические требования к организации перемен.

27. Гигиенические принципы организации трудового обучения в школе. Гигиенические требования к планировке и оборудованию мастерских школ.

28. Влияние труда на физическое развитие и здоровье детей и подростков. Профотбор и профориентация школьников.

29. Физиолого-гигиенические основы воспитания детей и подростков, средства и формы. Медицинский контроль за физическим воспитанием.

30. Особенности подросткового возраста. Влияние основных учебно-воспитательных и профессионально-производственных факторов на организм подростков. Врачебно-производственная консультация подростков, ее цели и задачи. Основы законодательства по охране труда подростков.

31. Гигиенические требования к планировке, устройству, оборудованию и содержанию дошкольных учреждений. Гигиенические требования к оборудованию и работе пищеблоков в дошкольных учреждениях.

32. Гигиенические требования к планировке, устройству, оборудованию и содержанию школ. Гигиенические требования к оборудованию и работе пищеблоков школ.

33. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму, вентиляции, естественному и искусственному освещению помещений школ и дошкольных учреждений. Причины развития близорукости у детей, мероприятия по ее профилактике.

34. Содержание и методы работы врача и среднего медперсонала дошкольных учреждений.



35. Содержание и методы работы врача и среднего медперсонала школ.

36. Организация питания в детских коллективах. Врачебный контроль за питанием в детских учреждениях и школах.