страница1/2
Дата05.09.2019
Размер462 Kb.
ТипПротокол

«Волейбол» Дополнительная образовательная программа для детей среднего школьного возраста


  1   2



Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей Иультинского района»


Принята на заседании

Педагогического совета

протокол от «06» мая 2016 г. № 8



УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора

МАОУ ДО «ЦДОДИР» _________________Ю.Г.Фролова

Приказ по основной деятельности

от «22» августа 2016 г. № 73




Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа

физкультурно-спортивной направленности

«Волейбол»

Возраст обучающихся: 10-18 лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Салоха Юлия Владимировна,

тренер-преподаватель

п. Эгвекинот

2016г.


Раздел 1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность, предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.

Волейбол — командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья.

Игровая обстановка в волейболе меняется быстро. Каждая атака создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают волейболистов постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует также проявления высокой самостоятельности.

Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем  поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.

Теоретическая подготовка юных волейболистов должна включать в себя и вопросы основ знаний, таких как:


  • гигиена занимающихся, их одежда,

  • профилактика травматизма,

  • правила игры,

  • сведения об истории волейбола,

  • сведения о современных передовых волейболистах, командах.

Теоретические сведения должны сообщаться ученикам в ходе практических занятий в разных частях занятия, в паузах между упражнениями, в перерывах между играми.

Содержание, роль, назначение и условия реализации данной программы закреплены в следующих нормативных документах:



  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Актуальность программы для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.

Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, проблему формирования физических качеств, пробуждения интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить, отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.

Цели программы:


  • сохранение и укрепление здоровья детей, привитие навыков здорового образа жизни посредством игры в волейбол;

  • воспитание моральных и волевых качеств воспитанников, содействие развитию чувства товарищества и взаимопомощи.

Достижению данных целей способствует решение следующих задач:

образовательные:

  • обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • развивать необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);

  • обучать правильному выполнению упражнений.

развивающие:

  • способствовать укреплению здоровья;

  • содействовать гармоничному физическому развитию;

  • развивать двигательные способности детей;

  • создавать надежную базу физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.п.

воспитательные:

  • прививать любовь к спорту, навыки здорового образа жизни;

  • воспитывать чувство ответственности за себя;

  • воспитывать нравственные и волевые качества.

Данная программа направлена на приобретение обучающимися теоретических сведений о волейболе, овладение приемами техники и тактики игры, приобретения навыков участия в ней и организации самостоятельных занятий.

В ходе изучения предлагаемой программы обучающиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.

Практический раздел программы предусматривает:


  • овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;

  • формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания и согласования;

  • приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;

  • содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.

Объем и сроки освоения программы: программа рассчитана на 3 года обучения. Объем учебной нагрузки для групп первого года обучения – 148 часов, для групп второго и третьего годов обучения – 222 часа.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 10 – 18 лет: В секцию принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.

Обучение проводится в форме учебно-тренировочных и теоретических занятий, работы по индивидуальным планам, медико-восстановительных мероприятий, тестирования развития общефизической и специальной подготовки занимающихся, медицинского контроля, участий в соревнованиях, судейской и инструкторской практики.

Основным документом, регламентирующим учебно-воспитательный процесс, является рабочая программа, составленная для каждого года обучения и вида физической подготовки.

Учебно-воспитательный процесс включает в себя обучение по программам трех образовательных ступеней. Недельная нагрузка и количество часов зависят от уровня и года обучения группы.

Перевод каждого учащегося в группу следующего года обучения осуществляется решением педагогического совета по результатам контрольных нормативов, принятых в конце учебного года. В случае несоответствия показателей, обучающийся будет повторно заниматься в группе этого же года обучения.

Медицинский контроль здоровья учащихся осуществляется на основании справок от врача. Перед соревнованиями обучающиеся проходят периодические медосмотры.



Система профилактико-восстановительных мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия.

Планируемые результаты обучения: результатом освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Волейбол» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области теории и методики физической культуры и спорта:

  • история развития волейбола;

  • место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;

  • основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;

  • основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта;

  • необходимые сведения о строении и функциях организма человека;

  • гигиенические знания, умения и навыки;

  • режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;

  • основы спортивного питания;

  • требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;

  • требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.

в области общей и специальной физической подготовки:

  • освоение комплексов физических упражнений;

  • развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий волейболом;

  • укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.

в области избранного вида спорта:

  • овладение основами техники и тактики в волейболе;

  • приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;

  • повышение уровня функциональной подготовленности;

  • освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;

  • выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по волейболу.

в области других видов спорта и подвижных игр:

  • умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для всех в подвижных играх правилами;

  • умение развивать профессионально необходимые физические качества в избранном виде спорта средствами других видов спорта и подвижных игр;

  • умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;

  • навыки сохранения собственной физической формы.


По окончании первого года обучения, учащиеся должны:

  1. Знать общие основы волейбола;

  2. Иметь представление о технических приемах в волейболе;

  3. Уметь правильно распределять свою физическую нагрузку;

  4. Уметь играть по упрощенным правилам игры;

  5. Владеть понятиями терминологии и жестикуляции;

  6. Иметь навыки технической подготовки волейболиста;

  7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;

  8. Освоить технику верхних передач;

  9. Освоить технику передач снизу;

  10. Освоить технику верхнего приема мяча;

  11. Освоить технику нижнего приема мяча;

  12. Освоить технику подачи мяча снизу;

По окончании второго года обучения, учащиеся должны:

  1. Уметь играть по правилам;

  2. Освоить технику верхней прямой подачи мяча;

  3. Освоить технику нападающего удара;

  4. Владеть навыками судейства;

  5. Уметь управлять своими эмоциями;

  6. Знать методы тестирования при занятиях волейболом;

  7. Знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола;

  8. Уметь работать в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;

  9. Владеть техникой блокировки в защите;

  10. Владеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям в защите и нападении.

По окончании третьего года обучения, учащиеся должны:

  1. Владеть техникой прямой подачи в прыжке;

  2. Уметь принимать мяч от сетки;

  3. Владеть контр - атакующими действиями в волейболе;

  4. Уметь работать в команде, уметь согласовывать свои действия и находить взаимопонимание;

  5. Уметь делать отвлекающие действия при вторых передачах;

  6. Получить навыки командных действий в защите и нападении;

  7. Владеть тактикой нападения;

  8. Владеть тактикой защиты;

  9. Уметь действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;

  10. Постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения;

  11. Уметь доводить дело до конца и добиваться поставленной цели.



Раздел 2. Учебный план




Виды спортивной подготовки

Кол-во часов

1 год обуч.

2 год обуч.

3 год обуч.

1

Теоретическая

7

7

7

2

Техническая

71

112

112




перемещение

4

4

4




приём

15

25

25




подача

14

24

24




передача мяча

15

25

25




нападающий удар

11

17

17




блокирование

12

17

17

3

Тактическая

40

55

55




тактика игры в нападении

20

36

36




тактика игры в защите

20

19

19

4

Физическая

22

38

38




4.1. Общефизическая подготовка

14

28

28




4.2. Специальная физическая подготовка

8

10

10

5

Контрольные испытания, соревнования

8

10

5

6

Инструкторская практика







5




ИТОГО

148

222

222

Раздел 3. Учебно-тематические планы

1 год обучения.



Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Теоретическая подготовка

7




2

Физическая подготовка

4

18




ОФП

2

8




СФП

2

6




подвижные игры, эстафеты




4

3

Техническая подготовка

14

57




перемещение

1

3




приём

3

12




подача

3

11




передача мяча

3

12




нападающий удар

2

9




блокирование

2

10

4

Тактическая подготовка

8

32




тактика игры в нападении

4

16




тактика игры в защите

4

16

5

Контрольные испытания, соревнования.

2

6




Итого:

35

113


2 год обучения



Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Теоретическая подготовка

7




2

Физическая подготовка

5

33




ОФП

3

17




СФП

2

8




подвижные игры, эстафеты




8

3

Техническая подготовка

17

95




перемещение

1

3




приём

3

22




подача

4

20




передача мяча

4

21




нападающий удар

3

14




блокирование

2

15

4

Тактическая подготовка

10

45




тактика игры в нападении

6

30




тактика игры в защите

4

15

5

Контрольные испытания, соревнования.

2

8




Итого:

41

181


3 год обучения



Раздел

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Теоретическая подготовка

7




2

Физическая подготовка

5

33




ОФП

3

17




СФП

2

8




подвижные игры, эстафеты




8

3

Техническая подготовка

17

95




перемещение

1

3




приём

3

22




подача

4

20




передача мяча

4

21




нападающий удар

3

14




блокирование

2

15

4

Тактическая подготовка

10

45




тактика игры в нападении

6

30




тактика игры в защите

4

15

5

Контрольные испытания, соревнования.




5

6

Инструкторская практика




5




Итого:

39

183



Раздел 4. Содержание программы
1. Теоретическая подготовка

Теоретический раздел программы предусматривает наличие тем, обеспечивающих формирование не только знаний, связанных со спортивной игрой «Волейбол», но и мировоззренческих знаний: по истории развития этого вида спорта, о медико- биологических и гигиенических основах спортивной деятельности, о средствах и методах спортивной тренировки, а также приобретение научно-практических знаний по современным способам восстановления организма после физических нагрузок и профилактики травматизма. Физическая культура и спорт в России.

Понятие «физическая культура». Физическая культура как составная часть обшей культуры. Ее значение для укрепления здоровья, физического развития. Роль физической культуры в воспитании молодежи. Основные сведения о спортивной квалификации. Спортивные разряды и звания. Порядок присвоения спортивных разрядов и званий. Юношеские разряды по волейболу.

Состояние и развитие волейбола в России, мире.

История развития волейбола в мире и в нашей стране. Достижения волейболистов России на мировой арене. Спортивные сооружения для занятий волейболом и их состояние. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд волейболистов на соревнованиях.



Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

Решающая роль социальных начал в мотивации спортивной деятельности. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувств: ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. Инициативность, самостоятельность и творческое отношение к занятиям. Регуляция уровня эмоционального возбуждения. Основные приемы создания готовности к конкретному соревнованию. Идеомоторные тренировки.



Гигиенические требования к занимающимся спортом

Понятие о гигиене и санитарии. Понятие о рациональном питании. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Режим питания. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Вредные привычки - курение, употребление спиртных напитков. Профилактика вредных привычек.



Влияние физических упражнений на организм спортсмена

Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте. Проведение восстановительных мероприятий в спорте. Активный отдых. Самомассаж. Основные приемы и виды спортивного массажа.



Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте

Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Общее понятие об инфекционных заболеваниях, источники инфекции и пути их распространения. Меры личной и общественной профилактики. Травматизм в процессе занятий волейболом; оказание первой помощи при несчастных случаях. Доврачебная помощь пострадавшему, транспортировка пострадавшего. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям.



Общая характеристика спортивной подготовки

Понятие о процессе спортивной подготовки. Взаимосвязь соревнований, тренировки и восстановления. Формы организации спортивной тренировки. Характерные особенности периодов спортивной тренировки. Единство обшей и специальной подготовки. Понятие о тренировочной нагрузке. Основные средства спортивной тренировки. Методы спортивной тренировки. Значение тренировочных и контрольных игр. Специализация и индивидуализация в спортивной тренировке. Использование технических средств и тренажерных устройств. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.



Планирование и контроль спортивной подготовки

Сущность и назначение планирования, его виды. Составление индивидуальных планов подготовки. Контроль уровня подготовленности. Нормативы по видам подготовки. Результаты специальных контрольных нормативов. Учет в процессе спортивной тренировки. Индивидуальные показатели уровня подготовленности по годам обучения. Основные понятия о врачебном контроле. Измерение и тестирование в процессе тренировки и в период восстановления. Частота пульса. Степ-тест. Уровень физического развития волейболистов. Самоконтроль в процессе занятий спортом. Дневник самоконтроля. Его формы, содержание, основные разделы и формы записи.



Физические способности и физическая подготовка

Физические качества. Строение и функции мышц. Изменение в строении и функциях мышц под влиянием занятии спортом. Методика воспитания физических качеств.



Основы техники игры и техническая подготовка

Основные сведения о технике игры, о ее значении для роста спортивного мастерства. Средства и методы технической подготовки. Классификация приемов техники игры. Анализ техники изучаемых приемов игры. О соединении технической, тактической и физической подготовки. Разнообразие технических приемов, показатели надежности техники, целесообразная вариантность. Просмотр кинокольцовок, видеозаписей игр.



Спортивные соревнования

Спортивные соревнования, их планирование, организация и проведение. Значение спортивных соревнований. Спортивные соревнования как важнейшее средство роста спортивного мастерства. Ознакомление с командным планом соревнований, с положением о соревнованиях. Правила соревнований по волейболу. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований.


2. Физическая подготовка

2.1. Общая физическая подготовка (ОФП)

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревку).

Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Бег: 20,30,60 м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40 м (с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет).

Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет), 100 м (с 15 лет).

Эстафетный бег с этапами до 40 м (10-12 лет), до 50-60 м (с 13 лет).

Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10).

Бег или кросс 500-1000 м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность;

метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега;

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов.

Спортивные и подвижные игры.

Баскетбол, гандбол, футбол, бадминтон и др.

Основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении.

Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень».

Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10,15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.



2.2. Специальная физическая подготовка (СФП)

Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5,6 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, а затем спиной и т.д. По принципу «челночного» бега передвижение приставными шагами. То же с набивными мячами в руках (2-5 кг) в руках, с поясом-отягощением.

Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360°, прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т.д. То же, но подают несколько сигналов; на каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением перечисленных заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг). Из положения, стоя на гимнастической стенке - одна нога сильно согнута, другая опущена вниз, руками держаться на уровне лица: быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же с отягощением (пояс до 6 кг).

Упражнения с отягощениями (мешок с песком до 10 кг для девушек и до 20 кг для юношей, штанга - вес устанавливается в процентах от массы занимающегося и от характера упражнения - приседание до 80 раз, выпрыгивание до 40 раз, выпрыгивание из приседа до 30 раз, пояс, манжеты на запястьях, голени у голеностопных суставов, жилет): приседание, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа и выпада, прыжки на обеих ногах.

Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1-1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т.д. (выполняют ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены (с 14 лет - прыжки на одной ноге).

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Запрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте.

Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).

Из упора, стоя у стены одновременное и попеременное сгибание лучезапястных суставов (ладони располагаются на стене, пальцы вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивают). То же, но опираясь о стену пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа - передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами (с 15 лет). Из упора присев, разгибаясь вперед вверх, перейти в упор лежа (при касании пола руки согнуть). Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер (с 14 лет для мальчиков). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча).

Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеру. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Упражнения с гантелями для кистей рук. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные волейбольные передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние до нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания)

Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя); в зависимости от действия партнера (партнеров) изменять высоту подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т.д. Многократные броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках групповых тактических действий (направления первой и второй передач). То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же в рамках командных действий.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.

Упражнения с резиновыми амортизаторами. Стоя спиной к гимнастической стенке в положении наклона вперед, руки назад (амортизаторы укреплены на уровне коленей), движение руками с шагом правой ногой вперед (как при нижней прямой подаче). Стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение руками из-за головы вверх и вперед. То же одной рукой (правой, левой). То же, но амортизатор укреплен за нижнюю рейку, а занимающийся стоит у самой стенки. Движение рукой вверх, затем вперед. Стоя на амортизаторе, руки внизу - поднимание рук через стороны вверх, поднимание прямых рук вверх и отведение назад. То же, но круги руками. Стоя правым боком к стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), движение правой рукой как при верхней боковой подаче.

Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой: правой рукой влево, левой - вправо. Броски набивного мяча (1 кг) через сетку, расстояние 4-6 м. С набивным мячом в руках у стены (2-3 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху. Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии в пределах площадки и на точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки.

Упражнения с волейбольным мячом (выполняют многократно подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах в опорном положении и в прыжке с места, с разбега. Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча (1 кг) в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота 1,5-2 м) или на полу (расстояние 5-10 м) с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу, укрепленному на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной стенки. Удары выполняют правой и левой рукой с максимальной силой.

Удары по мячу, укрепленному на амортизаторах, с отягощениями на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасывания партнера у сетки и из глубины площадки. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу, укрепленному на амортизаторах. То же, но броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания).

В парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал или бросок с сильным заключительным движением кистей вниз вперед, или вверх вперед (плавно). То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх - одной. В ответ на сигнал бросок набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивание).

Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить его в стену; приземлившись, поймать мяч и т.д. Мяч отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене - бросить мяч вверх назад, повернуться на 180° и в прыжке отбить его в стену. То же, что предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний момент мяч задерживает в руках и тут же подбрасывает на различную высоту и т.п. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера - вначале мяч подбрасывают после поворота, затем во время поворота и до поворота. Перечисленные упражнения, но после перемещения и остановки. Многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного мяча, набивного или волейбольного, укрепленного на амортизаторах.

Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°. То же, что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1-1,5 м от сетки; исходное положение принимают после шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановку и исходное положение принимают по сигналу. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой. То же, но остановку и прыжок выполняют по сигналу. Перемещения у сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча.

Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки: один занимающийся двигается приставными шагами с остановками и изменением направления, другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнера. Упражнения вдвоем, втроем на согласованность действий на основе перечисленных упражнений.

Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке подбрасывает мяч над собой; блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент, когда нападающий выпустит мяч из рук. Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча в рамках группо­вых тактических действий в нападении, блокирующий выбирает место и блокирует (заключительная фаза, как в предыдущем упражнении). Предыдущие два упражнения, но блокирующих у сетки трое, блокируют двое.

3. Техническая подготовка

техника нападения

1.Перемещения:

-прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки;

- сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими приемами.

2.Передачи сверху двумя руками:

-в стену стоя, сидя, лежа, с изменением высоты и расстояния, в сочетании с перемещениями;

-на точность с применением приспособлений;

-чередование по высоте и расстоянию;

-из глубины площадки к сетке: в зонах 2-4, 4-2, 6-4, 6-2 (расстояние 4м), 5-2, 6-4 (расстояние 6м);

-стоя спиной в направлении передачи;

-с последующим падением и перекатом на бедро;

-вперед вверх в прыжке на месте и после перемещения;

-отбивание мяча кулаком у сетки стоя и в прыжке.

3.Подачи:

-нижние –соревнования на точность попадания в зоны;

-верхняя прямая подряд 10-15 попыток, на точность в левую, правую, дальнюю и ближнюю половину площадки, соревнования на количество, на точность;

-верхняя боковая подача.

4.Нападающие удары:

-прямой сильнейшей рукой из зон 4,3,2 с различных по высоте и расстоянию передач у сетки и из глубины площадки;

-прямой слабейшей рукой;

-с переводом вправо из зоны 2 с поворотом туловища вправо (для правшей).
техника защиты

1.Перемещения и стойки:

-стойка, скачок вправо, влево, назад;

-падения и перекаты после падений – на месте и после перемещений;

-сочетание способов перемещений, перемещений и падений с техническими приемами защиты.

2.Прием мяча:

-сверху двумя руками нижней подачи, верхней прямой подачи (расстояние 6-8м);

-прием мяча снизу двумя руками нижних подач, верхней прямой подачи, от передачи через сетку в прыжке;

-нападающего удара в парах, через сетку на точность;

-сверху двумя руками с последующим падением, снизу одной рукой с выпадом в сторону с последующим падением и перекатом на бедро (правой вправо, левой влево);

-прием отскочившего от сетки мяча.

5.Блокирование:

-одиночное в зонах 2,3,4, стоя на подставке, нападающий удар по мячу, подброшенному партнером и с передачи;

-блокирование в прыжке с площадки;

-блокирование нападающего удара с различных передач по высоте;

-блокирование удара с переводом вправо;

-блокирование поочередно ударов прямых и с переводом.
4. Тактическая подготовка

тактика нападения

1.Индивидуальные действия:

-выбор места для выполнения второй передачи (у сетки лицом и спиной в направлении передачи, из глубины площадки-лицом);

-подачи (способа, направления);

-нападающего удара (способа и направления);

-подача на игрока, слабо владеющего приемом подачи, вышедшего на замену;

-выбор способа отбивания мяча через сетку (передачей сверху, стоя или в прыжке), снизу (лицом, спиной к сетке);

-вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2, стоя лицом и спиной к нападающему;

-вторая передача нападающему, сильнейшему на линии;

-имитация нападающего удара и «обман»;

-имитация второй передачи и «обман» через сетку.

2.Групповые действия:

-взаимодействия игроков передней линии при второй передаче (игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4);

-игроков задней и передней линии (игроков 6,5,1 с игроками зоны 3(2) при первой передаче).

3.Командные действия:

-система игры со второй передачи игрока передней линии (прием подачи и первая передача в зону 3(2), вторая передача нападающему, к которому передающий обращен лицом (спиной).



Тактика защиты

1.Индивидуальные действия:

-выбор места при приеме верхних подач прямой и боковой;

-при блокировании;

-при страховке партнера, принимающего подачу, нападающий удар;

-блокирующих, нападающих;

-выбор способа приема подачи (сверху от нижней, снизу от верхней, сверху двумя руками с падением);

-способа перемещения и способа приема от нападающих ударов;

-блокирование определенного направления.

2.Групповые действия:

-взаимодействие игроков в задней линии между собой при приеме подачи, нападающих ударов, обманных приемов;

-взаимодействие игроков передней линии, не участвующих в блокировании с блокирующими;

-игроков зоны 6 с блокирующим игроком зоны 3 и страхующими игроками зон 4 и 2;

-игроков зон 4 и 2 (соответственно) при приеме нападающих ударов и обманов.

3.Командные действия:

-расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет:

А)игрок зоны 3.

Б)игрок зоны 4, а игрок зоны 3 оттянут назад,

В)игрок зоны 2 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 2,

в положениях «б» и «в» игроки 4 и 2 идут на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 соответственно в зону 4 и 2 для нападающего удара;

-система игры «углом вперед» с применением групповых действий, изученных в данном году обучения.

  1   2