Скачать 66.18 Kb.
Дата04.09.2019
Размер66.18 Kb.
ТипИнтервью

Военно-патриотическое воспитание студентов



ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ
Зиамбетов В.Ю.

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург

В одном из своих интервью корреспондентам Российской газеты (Российская газета № 5708(35) от 20.02.2012 года) Владимир Путин сказал: «Надо на качественно новом уровне организовывать работу по военно-патриотическому воспитанию школьников, развитию военно-прикладных видов спорта и физической культуры в целом…»

Опрос и тестовые испытания студентов показывают низкий уровень знаний, умений и навыков, полученных еще в школе по основам военной службе, особенно на последних курсах обучения. Опрос офицеров воинских частей показал, что значительная часть солдат с высшим образованием, несмотря на образование и социальную зрелость, демонстрируют низкую мотивацию к прохождению военной службы, нерешительны в ситуациях, когда необходимо принимать решения и нести ответственность [1,с.63]. Таким образом, в период обучения юноши в высшем учебном заведении возникает некий вакуум в области военно-патриотического воспитания и военной (допризывной) подготовки будущих защитников Отечества. Многие педагоги, а так же Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, считают, что необходимо тщательно избегать такой негативной особенности болонской системы образования, как значительное снижение роли воспитательного характера обучения, в том числе и в образовании студентов. Высшее учебное заведение должно оказывать значительное воспитательное воздействие, не оставляя родителей одних в борьбе с воздействием отрицательных сторон общественной жизни на еще формирующуюся личность студента.

Большую роль в деле формирования личности гражданина и патриота играет военно-патриотическое воспитание, осуществляемое в высшем учебном заведении.

Недостаток разработанности темы в научно-методической литературе, отсутствие любого вида целенаправленной подготовки юношей-студентов к прохождению военной службы определили постановку цели – обратить внимание на существующее противоречие и обосновать значимость, эффективность применения военно-патриотического воспитания и военно-прикладной физической подготовки студентов для их подготовки к достойному выполнению воинского долга.

Задачи:


1) определить способы поддержания готовности студентов к службе в армии, их военно-патриотического воспитания в условиях университетского комплекса;

2) определить наиболее эффективные средства образовательных воздействий для проведения внеучебных форм организации военно-патриотического воспитания и военно-прикладной физической подготовки.

Методы исследования: обобщение и анализ документов, научных данных; анализ независимых характеристик; наблюдение; анкетирование; опрос; метод сюжетно-ролевой игры.

Практическое значение работы заключается в том, что она позволяет разносторонне повысить уровень готовности студенческой молодежи к прохождению военной службы, а также заполнить пробелы в целостном учебно-воспитательном процессе студентов вузов.

Данная работа, по большому счету, направлена на формирование личности юноши как мужчины, гражданина, как будущего главы семьи, отца, супруга. Чтобы юноша учился понимать, думать, действовать как мужчина, а потом уж, если придется, был готов с оружием в руках защитить Родину. Главная задача – содействовать обществу, государству, системе образования в воспитании личности гражданина нашей страны с помощью осуществления деятельности по подготовке молодежи к военной службе в дальнейшем.

Военно-патриотическое воспитание всегда тесно связано с историей Отечества и военно-прикладной физической подготовкой, они прекрасно дополняют друг друга, делая образовательный процесс более гармоничным, полным и логичным. Ведь необходимо не только знать, осознавать, испытывать потребность, но и уметь, а также применять на практике. Все это в комплексе очень хорошо реализуется на занятиях по физической культуре. Автор считает, что для военно-патриотического воспитания и сохранения физической готовности студентов к военной службе, необходимо более активно и системно использовать военно-прикладные физические упражнения на занятиях по физической культуре. Большой эффект данной работы достигается при сочетании с ней краткого военно-исторического информирования в начале занятия, особенно, когда дата занятия совпадает с памятной датой. Применение военно-прикладных физических упражнений позволяет успешно реализовывать группу принципов общесоциальной направленности физической культуры, и в частности, принцип оборонной и военно-прикладной направленности. А также эффективно реализуется принцип воспитывающего характера обучения на занятиях по физической культуре. Проведение этой работы поможет не только подготовить студентов к деятельности, с которой им необходимо встретится сразу после выпуска из учебного заведения, но и повышает роль вузов в воспитании гражданина и патриота государства.

Российская Федерация имеет самую яркую и славную военную историю и об этом необходимо напоминать студентам, давая краткую характеристику тем или иным событиям, связанным с памятной датой. Федеральный закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» (1995г.) определяет 16 дней воинской славы. Кроме этого имеются 58 праздников и памятных дней Вооруженных сил Российской Федерации, имеющих большое историческое значение для государства. В учебном году вуза на занятия по физической культуре отводится 62 – 64 занятия и по условиям исследования у студентов в начале каждого занятия по физической культуре проводилось краткое военно-историческое информирование в течении 1 – 2 минут. Набольший воспитательный эффект достигался при совпадении описываемых в исторических событиях действий с предстоящими действиями, которые предстояло выполнить юношам на занятии в процессе военно-прикладной физической подготовки.

Обязательность посещения студентами занятий по физической культуре, позволяет включить в данный процесс большое количество молодых людей и при этом, не нанести ущерб образовательному процессу по дисциплине «Физическая культура». Двигательные умения и навыки часто без особых проблем переносятся на военно-прикладные упражнения (метание мяча – метание гранаты, движение рук в спортивной ходьбе – в строевом шаге, выполнение строевых приемов и др.). Военно-прикладные упражнения успешно применялись на занятиях вместе общепринятыми средствами физической культуры, при этом не нарушалась структура и логика образовательного процесса (метание гранаты на дальность и метание гранаты в цель, бег на выносливость индивидуально и в строю). В военно-физической подготовке наиболее распространенными упражнениями являются разновидности лазания и переползания, метания и переноски партнера, преодоления элементов полосы препятствий и бег на длинные дистанции [1,с.62]. Несмотря на то, что военно-прикладные упражнения имеют свою специфику, военно-физическая готовность – часть общей физической готовности.

Наибольшей популярностью пользовалось комплексные упражнения: преодоление полосы препятствий или сочетание бега и стрельбы.

Грамотное использование военно-прикладных физических упражнений на занятиях по физической культуре, делают занятия более разнообразными, и это повышает интерес студентов к занятиям.

Автор данной работы рекомендует активное применение военно-прикладных физических упражнений на занятиях по физической культуре в сочетании с проведением военно-патриотического воспитания, которые позволят значительно повысить готовность юношей к военной службе. Моральная и физическая готовность - основа общей готовности призывника и солдата к защите своего Отечества. Минимальный набор военно-прикладных двигательных умений и навыков у молодого солдата (бывшего студента ВУЗа) позволит ему быстрее адаптироваться к военной службе с наименьшими психическими и физическими затруднениями. Это подтверждают проведенные нами опросы как среди военнослужащих по призыву, так и среди командования воинских частей.

Мы считаем, что в современных условиях образования нельзя забывать о возможностях современного общества и интересах молодежи. Необходимо использовать весь спектр форм, средств и методов образовательных воздействий, в том числе и вне стен образовательного заведения, нестандартных и разнообразных методических приемов, в тоже время интересных и ненавязчивых. К таким средствам относятся современные военно-спортивные игры пейнтбол и страйкбол, которые в исследовании доказали свою эффективность в деле подготовки юношей к военной службе [2, с.399].

Военно-спортивная игра пейнтбол отличается высокой эффективностью при формировании специфических военно-прикладных умений и навыков: умение стрелять из различных положений и находить позицию; передвигаться бегом и вполуприседи; переползать и преодолевать препятствия, видеть тактическую обстановку и реализовывать задачу в команде; определять ход развития учебного боя и ориентироваться в нем; и все это в условиях сопротивления условного противника, когда в студента стреляют. Подобные умения и навыки позволяют солдату быстрее понимать и адаптироваться на учебных занятиях на полигоне и вовремя учений. Формируются основы безопасного поведения, правильного обращения с оружием. Воспитывается весь спектр морально-волевых и физических качеств.

Таким образом, для поддержания готовности студентов к военной службе и их военно-патриотического воспитания на занятиях по физической культуре в вузе необходимо систематически применять военно-прикладные физические упражнения в сочетании с кратким военно-историческим информированием. При проведении внеучебных физкультурно-спортивных мероприятий по подготовке студенческой молодежи к военной службе, наиболее эффективным средством является военно-спортивная игра пейнтбол.


Список литературы
1. Зиамбетов, В.Ю. О необходимости применения военно-прикладных физический упражнений на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях/ В.Ю. Зиамбетов// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: науч-метод. журнал Российской Академии Образования № 3. – М: Науч.-издат. центр «Теория и практика физ. культуры и спорта», 2010. – С.62-24. – ISBN 1817-4779.

2. Зиамбетов, В.Ю. Военно-спортивная игра пейнтбол как эффективное средство военно-прикладной физической подготовки молодежи/ В.Ю. Зиамбетов// Вестник Оренбургского государственного университета: научный журнал №4. – Оренбург: Изд-во ГОУ ОГУ, 2011. – С. 399-400. – ISBN 1814-6457.