страница1/5
Дата04.10.2019
Размер0.83 Mb.
ТипПрограмма курса

Внешнеэкономическая деятельность


  1   2   3   4   5




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского»

Борисова И.И.


Правовое обеспечение

внешнеэкономической деятельности

учебно-методическое пособие




Нижний Новгород


2010

ПРОГРАММА КУРСА


Тема 1. Организация внешнеэкономической деятельности в России.


1.1. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: ее сущность и виды.

1.2.Функции внешнеэкономической деятельности.

1.3. Внешнеэкономический комплекс и его структура.
Тема 2. Государственное регулирование ВЭД в России.
2.1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД.

2.2.Органы исполнительной власти, регулирующие ВЭД: их структура и функции.

2.3.Организации, содействующие развитию ВЭД.

Тема 3. Внешнеэкономические операции и внешнеэкономические сделки


3.1. Сущность внешнеэкономических операций.

3.2. Внешнеэкономическая сделка

3.3. Существенные условия для классификации внешнеэкономической сделки.

3.4. Логистический аспект внешнеторговых сделок

Тема 4. Обеспечение валютно-финансовых условий внешнеторговой сделки

4.1. Валютные условия внешнеторговой сделки: понятие и экономическая необходимость.

4.2. Валюта цены и способы ее определения.

4.3. Валюта платежа.

4.4. Валютные оговорки.

4.5. Понятие финансовых условий .

4.6. Условия расчетов, применяемые во внешней торговле.

4.7. Формы расчетов


Тема 5. Базисные условия поставок.
5.1. Понятие и цели «Инкотермс».

5.2. Распределение обязанностей продавца и покупателя.

5.3. Классификация базисных условий поставок.

Тема 6. Таможенное регулирование и валютный контроль ВЭД


6.1.Таможенные режимы: понятие и их виды.

6.2. Условия и способы помещения товара под конкретные таможенные режимы. Экспортный и импортный режимы: понятие и система регулирования в России.

6.3.Система регулирования режимов реимпорта и реэкспорта.

6.4. Система валютного контроля за экспортно-импортными операциями, его цель и порядок обеспечения. Необходимость осуществления экспортного контроля.


Тема 7. Кредитование во внешнеэкономической деятельности.
7.1. Виды кредитов и формы кредитования.

7.2. Формы кредитования импортеров.

7.3. Формы кредитования экспортеров.

7.4. Нетрадиционные формы кредитования


Тема 8. Контракты во внешнеэкономической деятельности.


    1. Документальное обеспечение при подготовке и реализации  внешнетоговой сделки. Виды документов

    2. Структура и содержание внешнеторгового контракта 


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Организация внешнеэкономической деятельности в России.
1.1. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД): ее сущность и виды.

1.2. Функции ВЭД:

1.3. Классификация субъектов ВЭД, их основные характеристики.
1.1. Внешнеэкономическая деятельность, ее виды и формы

Внешнеэкономическая деятельность предприятия (далее ВЭД) – один из аспектов внешнеэкономических связей, под которым понимают сферу организационной, экономической и коммерческой деятельности предприятий, направленной на взаимодействие с иностранными партнерами.

Внешнеэкономическая деятельность, в отличие от внешнеэкономических связей, осуществляется на уровне предприятий с полной самостоятельностью в выборе партнера, внешнего рынка, номенклатуры товара, сроков и объемов поставки.

ВЭД отличается правовой автономностью (существует отдельная нормативно-правовая база для внешнеэкономической деятельности), экономической и юридической независимостью.

В соответствии с законодательством РФ к видам ВЭД относят:



  1. внешнеторговую деятельность;

  2. международное инвестиционное сотрудничество;

  3. международную производственную кооперацию;

  4. валютно-финансовые и кредитные операции;

  5. международное научно-техническое сотрудничество.

Внешнеторговая деятельность – предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Формами внешнеторговой деятельности является:



  • экспорт;

  • импорт;

  • реэкспорт;

  • реимпорт.

Международное инвестиционное сотрудничество – взаимодействие с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Цель сотрудничества – расширение выпуска экспортируемой продукции, повышение ее конкурентоспособности, облегчение процессов реализации на внешнем рынке.

Международное инвестиционное сотрудничество реализуется в следующих формах:



  • международный финансовый лизинг;

  • предприятия с участием иностранных инвесторов.

Международная производственная кооперация – сотрудничество в конкурентно связанных между собой процессах технологического разделения труда.

Формами международной производственной кооперации по классификации Европейской Экономической Комиссии являются:



  • предоставление лицензий с оплатой продукцией, выпущенной по этой лицензии;

  • поставка производственных линий и заводов с оплатой произведенной на них продукцией;

  • совместное производство на основе специализации;

  • подрядная кооперация.

Валютно-финансовые и кредитные операции – в качестве вида ВЭД рассматриваются, с одной стороны, как сопровождающие внешнеэкономическую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа; с другой стороны – в качестве самостоятельных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.

Научно-техническое сотрудничество – проявляется в виде технического обмена, выполнения научных исследований на заказных началах.
1. 2. Функции ВЭД:

  1. Способствует выравниванию уровня экономического развития.

  2. ВЭД осуществляет соизмерение национальных и мировых изделий производства.

  3. Реализует преимущества международного разделения труда.


1.3. Внешнеэкономический комплекс и его структура.
Материальной основой ВЭД является внешнеэкономический комплекс (ВЭК), который представляет собой совокупность отраслей и подотраслей, предприятий и организаций, производителей экспортной продукции и потребляющих импортные товары и услуги. Структурно ВЭК включает предприятия-производителей и содействующую ВЭД инфраструктуру.

К инфраструктуре ВЭД относят:



  • информационно-консультационные структуры;

  • кредитно-банковскую систему;

  • страховые фирмы;

  • первичные товарные рынки;

  • оптово-посреднические фирмы;

  • транспортно-экспедиционные службы.


Тема 2. Государственное регулирование внешнеэкономической

деятельности в России.
1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД.

2.Органы исполнительной власти, регулирующие ВЭД: их структура и функции.

3. Организации, содействующие развитию ВЭД.
2. 1. Цели и принципы государственного регулирования ВЭД

Основные цели регулирования ВЭД:



  1. Создание условий доступа российских предприятий на мировые рынки посредством оказания государственного, финансового и информационного содействия.

  2. Защита национальных интересов и внутреннего рынка.

  3. Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношении с различными государствами.

  4. Использование ВЭД для ускорения создания в России рыночной экономики.

Госрегулирование ВЭД осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. Единство внешнеэкономической и национальной политики.

  2. Единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией.

  3. Обеспечение равенства всех участников ВЭД.

  4. Единство таможенной территории РФ.

  5. Приоритет экономических мер госрегулированию.

  6. Защита государством прав и законных интересов участников ВЭД.

  7. Исключение необоснованного вмешательства в ВЭД.

  8. Разграничение прав и ответственности федерации и ее субъектов в области управления ВЭД.


2.2. Органы исполнительной власти, регулирующие ВЭД:

их структура и функции

Управление ВЭД осуществляют:



  1. Министерство промышленности и торговли.

Главная цель – реализация государственной программы в области ВЭД, координация и регулирование ВЭД российских предприятий, регулирование валютно-кредитных отношений с иностранными государствами, привлечение иностранных инвестиций и их размещение на территории России. Данное министерство принимает участие в разработке прогноза внешнеторгового баланса РФ, определяет объем поставок для средств государственных нужд (совместно с другими министерствами), определяет объем бюджетных средств, необходимых для реализации заказа. Министерство участвует в контроле за деятельностью субъектов РФ в области ВЭД и ВЭС и обеспечивает выполнение обязательств России по заключенным международным договорам.

В системе министерства действует ряд специализированных организаций: например, научно-исследовательский конъюнктурный институт.



  1. Федеральная таможенная служба (ФТС) – центральный правоохранительный орган в сфере ВЭД.

Основные функции:

  • обеспечивает экономическую безопасность и защищает государственные интересы;

  • ведет борьбу с контрабандой, нарушителями таможенного законодательства, обеспечивает соблюдение законодательства РФ;

  • взимает таможенные сборы и платежи;

  • осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление;

  • ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру ВЭД (ТН ВЭД);

  • обеспечивает выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела.

Система управления таможенным делом в РФ включает 3 уровня:

    1. ФТС (внешний);

    2. таможенные управления;

    3. таможни и таможенные посты.










Федеральная таможенная служба



Региональные таможенные управления



Таможни



Таможенные посты






Таможни центрального подчинения






Зарубежные представительства таможенной службы ФТС России





Региональные таможенные управления

Дальневосточное таможенное управление




Приволжское таможенное управление




Северо-западное таможенное управление




Сибирское таможенное управление




Уральское таможенное управление




Центральное таможенное управление




Южное таможенное управление





Таможни центрального подчинения

Внуковская таможня




Домодедовская




Центральная таможня (кинологический центр ФТС России)




Центральная акцизная таможня




Центральная базовая таможня




Центральная энергетическая таможня




Шереметьевская таможня





Зарубежные представительства ФТС

Представительство ФТС России в Гватемале




Представительство ФТС России в Федеративной Республике Германия




Представительство ФТС России в Финляндской Республике



3. Центральный банк РФ.

Непосредственно внешнеэкономическая деятельность банка сводится к тому, что он представляет интересы страны в банках других стран, в международных финансовых организациях, выдает лицензии на осуществление финансовых операций в иностранной валюте коммерческим банкам.

Как орган управления в сфере ВЭД предприятий ЦБ управляет официальными золотовалютными резервами страны, осуществляет валютный контроль за деятельностью предприятий.

Существуют 3 органа валютного контроля:


  • правительство;

  • центральный банк;

  • Федеральная таможенная служба.

3. Организации, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности предприятий.




  1. Торгово-промышленная палата (ТПП) – негосударственная, некоммерческая организация, которая призвана содействовать всем формам предприятий в России и развитию международного сотрудничества. Деятельность ТПП регулируется ФЗ "О торгово-промышленных палатах в РФ" 1993г.

Задачи ТПП в ВЭД:

  • содействие в развитии российского экспорта;

  • оказание помощи российским участникам ВЭД в освоении новых форм внешнего сотрудничества и осуществления торговых операций;

  • помощь зарубежным предприятиям в поиске надежных российских партнеров;

  • повышение квалификации в сфере ВЭД российских предприятий.

ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в работе 8 международных палат.

Под эгидой ТПП действует морская арбитражная комиссия, Третейский суд, Международный арбитражный суд.

В систему ТПП входят:


  • АО "Совинцентр" – услуги делового и бытового характера;

  • ВО "Союзэкспертиза" – специализированное независимое агентство, которое проводит экспертизу экспортных и импортных товаров по заявкам предприятий;

  • "Союзпатент" – занимается патентированием изобретений, ведет регистр фирм и товарных знаков;

  • "Внешэкономсервис" – оказывает услуги по поиску покупателей и продавцов, поставки технологического оборудования, экспортно-импортные операции по заказам предприятий;

  • "Российское агентство экономии рисков" – занимается прогнозированием рисков – 3 вида: риск национализации. риск экспроприации, риск ограниченного доступа к произв. и финансовым ресурсам. Анализ потенциальных объектов инвестирования.

  1. Отраслевые объединения промышленников и экспортеров.

В сфере внешнеэкономической деятельности выполняет следующие функции:

  • координация ценовой политики;

  • защита общих интересов на мировых рынках;

  • создание системы контроля количества, качества, цены экспортируемых товаров;

  • участие в разработке внешнеэкономической политики по основным товарным группам.

  1. Коммерческие банки.

  • Российский банк реконструкции и развития – финансово-инвестиционные проекты, связанные с перестройкой экономики. Финансирование проектов, связанных с импортозамещающими производствами.

  • Экспортно-импортный банк – финансирование экспортеров.

  • Ассоциация делового сотрудничества.


Тема 3. Внешнеэкономические операции и внешнеэкономические сделки
3.1. Сущность внешнеэкономических операций.

3.2. Внешнеэкономическая сделка

3.3. Существенные условия для классификации внешнеэкономической сделки.

3.4. Логистический аспект внешнеторговых сделок


3.1. Сущность внешнеэкономических операций

С позиций предприятий (фирм) внешнеэкономические операции - это средства достижения целей во внешнеэкономической деятельности.



Внешнеэкономическая операция – комплекс действий по подготовке, заключению и выполнению международной торговой, производственной, финансовой или инвестиционной сделки. При осуществлении операции передается право собственности на материальные или финансовые активы или оказываются услуги зарубежному контрагенту.

Правовой основой международных коммерческих операций является институт международной коммерческой сделки. Это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих порядок и формы совершения сделок, заключаемых с иностранным партнером.

К источникам права, регулирующим такие сделки относят:




- международные соглашения, конвенции, правила, применяемые в случае, если данная страна является их участником или официально признала их для применения;




- национальное законодательство, в частности, система нормативных актов, регулирующих ВЭД;







- сложившиеся традиции взаимоотношений субъектов права в международной торговле.

3.2. Внешнеэкономическая сделка

Внешнеэкономическая сделка – действия, направленные на установление, изменение или прекращение правовых отношений с иностранными контрагентами.

Данное определение не является исчерпывающим и тем более общепринятым. Квалифицировать внешнеэкономические отношения могут различные элементы  в зависимости от целей правового регулирования.

Российское законодательство не содержит понятия внешнеэкономической сделки.

3.3. Существенные условия для классификации внешнеэкономической сделки.

Для классификации сделки, как внешнеэкономической существенно:

1. Нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах.  В соответствии с Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.) международный контракт заключается между сторонами (контрагентами), находящимися в разных странах. Контракт будет считаться международным, если он заключен фирмами одной государственной принадлежности, предприятия которых географически расположены в разных государствах. Контракт не может быть признан международным, если он заключен фирмами разной государственной принадлежности находящимися на территории одного государства.

Этот классификационный признак существенен, в частности, в связи с необходимостью коллизионного регулирования внешнеэкономической сделки.

2. Для целей таможенного, валютного, налогового регулирования юридически значимо перемещение товаров, капитала (финансовых средств), услуг через таможенную границу РФ и выполнение работ, услуг на территории иностранного государства.

3. Юридическая связь отношений с правопорядками двух или более государств, что может быть выражено участием в сделке лиц, принадлежащих к различным государствам. Так в международный коммерческий арбитраж в России могут по соглашению сторон передаваться: споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческие предприятия хотя бы одной из сторон находятся за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации (п.2 ст.1 Закона о международном коммерческом арбитраже).

ГК РФ не определяет особых существенных условий внешнеэкономического договора, по которым должно быть достигнуто соглашение, для того чтобы контракт считался заключенным, не установлены также специальные правила относительно момента и места заключения договора.

Для внешнеэкономических сделок по гражданскому законодательству РФ специфичными являются правила применения иностранного законодательства и императивное требование письменной формы сделки.

В соответствии со ст. 162 ГК РФ внешнеэкономические сделки должны совершаться российскими предпринимателями  в простой письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет за собой недействительность сделки.

По законодательству многих зарубежных стран не требуется обязательного письменного оформления внешнеэкономической сделки. Согласно ст.11 Венской конвенции 1980 г. не требуется, чтобы договор купли-продажи заключался или подтверждался  в письменной форме. При присоединении к ней СССР была сделана оговорка о неприменимости положений ст.11 Конвенции, если хотя бы одна сторона имеет свое коммерческое предприятие в СССР. В порядке правопреемства Конвенция и оговорка к ней действуют и для РФ.

Российским законодательством определены способы заключения договора (ст.434 ГК РФ). Установлено, что договор в письменной форме может быть заключен путем: составления единого документа, подписанного сторонами; путем обмена посредством применения различных средств связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

В соответствии с Венской конвенцией этими средствами связи являются почта, телеграф и телетайп.

В международной практике в виде единого документа (контракта) оформляются, как правило, крупные и сложные сделки. Наиболее распространенный вид сделок, купли-продажи, во многих случаях оформляется путем обмена предложением (офертой) и его подтверждением (акцептом), направляемых по почВ международной торговле преобладают сделки купли-продажи, оформляемые соответствующими контрактами. Эти сделки имеют давние традиции, соответствующие нормы права детально разработаны.

Источниками правового регулирования международных договоров купли-продажи являются:



международные договоры;



национальное законодательство;






торговые обычаи.

Международные договоры регионального характера - устанавливают режим торговли между двумя государствами или группами государств, обычно имеют наименование: "Договор о торговом и экономическом сотрудничестве"; "Соглашение о торговле и платежах"; "Договор о торговле и мореплавании". В таких соглашениях, по мимо торгового режима (влияет на цену товара), могут быть зафиксированы договоренности о контингентах взаимопоставляемых товаров (что может иметь значение для получения необходимых лицензий и разрешений), о применении расчетов по клирингу, согласована валюта платежей и др.

К международным договорам регионального характера относятся и Общие условия поставок (ОУП), регулирующие, с той или иной степенью детализации, условия заключения, изменения м прекращения контракта, согласование базиса поставки, согласование контрактных условий по срокам поставки, количеству и качеству товара, упаковке, маркировке, гарантиям и др. В коммерческой практике российских предприятий и фирм в настоящее время применяются: ОУП СЭВ 1968/1988 гг. (в торговле с партнерами из стран, входивших в СЭВ); ОУП СССР - КНР (действуют с 1.07.1990 г.) и др. При применении положений ОУП на них необходима ссылка в контракте.

При расхождении положений ОУП и Венской конвенции приоритет отдается ОУП. Это прямо предусмотрено в ст. 90 Венской конвенции.

К международным договорам универсального характера, регулирующим отношения купли-продажи, относятся: Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.); Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (Гаага, 1986 г.); Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Нью-Йорк, 1974 г.); Протокол об изменении Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (Вена, 1980 г.); конвенции и соглашения по международному арбитражу.

Особое значение в регулировании международных отношений купли-продажи имеет Венская конвенция 1980 г., учитывающая принципы и институты различных правовых систем и имеющая в связи с этим компромиссный и достаточно универсальный характер. Конвенция определяет порядок заключения договора, а также общие положения купли-продажи товаров, обязательства продавца, покупателя и, соответствующие этим обязательствам, торговые термины.

Венская конвенция регламентирует лишь наиболее общие аспекты международной купли-продажи и не определяет, в частности, порядок расчетов по международному контракту, переход права собственности на товар, действительность самого договора или каких-либо из его положений, сроки исковой давности и др. Конвенция не применяется (ст.2) к продаже: товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования; фондовых бумаг, акций и т.п.; судов водного и воздушного транспорта; электроэнергии; продаже с аукционов. В соответствии со ст.6 конвенции при согласовании условий контракта стороны могут отступить от любого из ее положений или изменить его действие, а также исключить применение конвенции.

При заключении контракта, на основе соглашения сторон, решается вопрос о праве, применимом к контракту. При применении к международному контракту норм российского законодательства руководствуются, в частности, нормами содержащимися в гл. 30 ГК РФ - "Общие положения о купле- продаже "; "Поставка товара".

При применении к контракту норм Венской конвенции 1980 г. существенными условиями соглашения являются условия о предмете договора (обозначение товара; количество и цена товара, которые устанавливаются прямо или косвенно или предусматривается порядок их определения - ст. 14). Стороны должны дополнительно согласовать все те условия, которые они считают существенными для данного соглашения.



3.4.  Логистический аспект внешнеторговых сделок

В широком плане, задачу экспортной (импортной) логистики можно определить как организацию и обеспечение эффективного управления материальными, финансовыми и информационными потоками с целью минимизации операционных издержек, при достижении основных параметров сделки, согласованных контрагентами



Путь товара при экспорте делится на три этапа:

1.

предварительная доставка (на терминал основного перевозчика, в порт, аэропорт, на пограничный пункт);

2.

основная перевозка (международная перевозка); в международной коммерческой практике распространено наименование основной перевозки как «фрахт». Понятие «фрахт» имеет также значения:«сам товар во время перевозки»; «оплата транспортных  услуг».




3.

конечная доставка (от таможенной границы до пункта назначения на территории страны-контрагента).

Учитывая сложную структуру, а также вариантность любой внешнеэкономической операции, для целей планирования, анализа, контроля целесообразно разработать алгоритм (модель) операции. Такие модели различаются степенью детализации отдельных этапов, составом отображаемой информации, возможностями ее компьютерной обработки, ориентацией на требования логистической системы фирмы. Укрупненный вариант модели экспортной операции включает следующие элементы:

1.

Подготовка предложения (оферты), переговоры

2.

Согласование технических документов, лицензий, сертификатов




3.

Подписание контракта; аванс (поступление)

4.

Производство товара (если необходимо)




5.

Технический контроль; упаковка

6.

Предварительная доставка




7.

Таможенные операции при экспорте

8.

Основная перевозка




9.

Таможенная очистка при импорте

10.

Конечная доставка




11.

Монтаж (если необходимо)

Детально разработанный алгоритм (модель) операции позволяет правильно организовать (в частности, согласовать в пространстве и во времени) материальные, финансовые и информационные потоки. В табличном или сетевом варианте алгоритма операции фиксируются моменты начала и окончания отдельных этапов операции, подготовки и пересылки соответствующих документов, схема финансирования и др.

При разработке и в процессе ведения операции необходима оценка исходных условий, а также проверка изменений в нормативно-правовых, инструктивных документах, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.

Применительно к операциям по экспорту и импорту контроль необходим по следующим направлениям:



разрешен ли ввоз (вывоз) товара на территорию страны;



необходимо ли получение специальных разрешений на ввоз (вывоз) товара;






подпадает ли товар под режим лицензирования или квотирования, каким органом выдается лицензия, каков порядок ее получения, стоимость получения лицензии;



требуется ли получение фитосанитарного, ветеринарного, экологических и других  сертификатов;






облагается ли товар экспортной (импортной) пошлиной, каков размер этих пошлин;



имеются ли льготы по вывозу (ввозу) товара (освобождение от пошлин, налогов, сборов);






каковы требования валютного контроля;



есть ли какие-либо особенности при осуществлении платежей со страной контрагентом;






имеются ли  специальные требования при транспортировке товара по территории страны-партнера.



  1   2   3   4   5