Скачать 132.47 Kb.
Дата01.02.2018
Размер132.47 Kb.

Внедрение модульной системы обучения самым непосредственным образом связано с построением новых образовательных стандартов высшего образования




Технология модульного обучения

Теория

Практика

Внедрение модульной системы обучения самым непосредственным образом связано с построением новых образовательных стандартов образования.

Важными целями образования должны стать:


  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • умение отстаивать своё мнение, обосновывая его, опираясь на научные знания;

  • готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

  • терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

В настоящее время ни в европейской, ни в американской, ни в российской системах образования не существует единого понимания того, что такое образовательный модуль. В то же время специалисты сходятся на том, что в понятие модуля в качестве необходимых компонентов входят: законченность, самостоятельность и комплексность. Объем предметно-логического содержания, входящего в модуль, остается пока также неопределенным: это может быть и раздел дисциплины, и отдельная дисциплина, и комплекс дисциплин одной направленности.

Остановимся на том, что: модуль – это автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, методическое руководство, систему контроля и предполагает рейтинговую оценку качества усвоения знаний.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно, или с определенной дозой помощи, достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Модуль выступает средством обучения, так как в него входят:

- целевой план действий;

- банк информации;

- методическое руководство по достижению цели;

-система контроля усвоения материала.

Внедрение модульной технологии требует большой и тщательной подготовки.

1. Необходимо провести структурирование изучаемого материала.

2. Составить технологическую карту.

(примерный вариант карты)


Темы

Знания учащихся


Умения учащихся

Сопутствующее повторение

Трудные темы

Внутрипредметные связи

Межпредметные связи






















Технологическая карта должна дать целостное представление о содержании материала, который необходимо подготовить к самостоятельному изучению учениками.

3. Составить модульную программу, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей.

Программу можно представить в виде схемы:





  • Дать название модульной программе, которое отражает суть выбранной для нее крупной темы или раздела.

  • Сформулировать комплексную дидактическую цель на трех уровнях: значение этих знаний для развития личности, для жизненной практики и профессионального самоопределения; знания; умения.

4. Выделить в комплексной дидактической цели интегрирующие дидактические цели для каждого модуля и отобрать его содержание, которое представляет собой законченный блок информации, т.е. построить систему модулей.

5. Разделить каждую интегрирующую дидактическую цель на частные дидактические цели и сформировать содержание учебных элементов, составляющих модуль.

6. Построить сам модуль:


  • сформулировать цель;

  • определить задание для входного контроля (цель - установить готовность учащихся к работе;

  • сформулировать цель каждого учебного элемента, включающего в себя: алгоритмы действий ученика, методические рекомендации учителя и задание для контроля и коррекции усвоения знаний и умений;

  • составить задания выходного контроля. Их смысл в выявлении степени овладения содержанием модуля.

  • продумать структурно-логические схемы обобщения материала модуля и возможные ошибки учащихся при их построении.

Чаще всего используется следующая форма учебного элемента (УЭ).

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Советы учителя

Цель:……..

Учащиеся должны знать:………
уметь:………


 

 

Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям, к деятельности учащихся и учителя.

Задания осуществляют непрерывность внутрипредметных и межпредметных связей; дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности; проблемны, ориентируют на поиск решения проблем; отражают механизм усвоения знаний; включают повторение изученного.

Возможность применения модульной технологии обучения в физико- математическом лицее г. Сергиева Посада обусловлена тем, что:

- с первых дней работы, а лицей был организован в 1990 году, учебный процесс ведется по лекционно-семинарской системе. Это требует определенной структуризации учебного материала, дает возможность объяснения материала блоками с последующей

его отработкой. Недельная нагрузка по алгебре (9,10 класс), алгебре и началам анализа(11 класс) для каждого ученика составляет 5 часов:

1 час – лекционные занятия (на уроке присутствуют все ученики класса);

4 часа – семинарские занятия (на уроке присутствует только одна подгруппа в составе 11-12 человек).

Всем учащимся предоставляется 1 час консультаций (вне основной сетки занятий) по вопросам изучаемого курса.

- в 2000 году учителями лицея, под руководством директора лицея, кандидата технических наук, Заслуженного учителя РФ Сухова В.Г., по каждой дисциплине было разработано понедельно – поурочное планирование изучения учебного материала. Эту работу школьных методических объединений можно рассматривать как определенную стадию составления модульной программы курса.

Приведу, в качестве примера, фрагмент планирования по алгебре и началам анализа 11 класса:



№ недели

Темы лекций

Темы семинаров

Числовые последовательности. Предел числовой последовательности.


1

Числовые последовательности, способы их задания. График числовой последовательности.

  1. ПМИ. Применение метода МИ к решению различных задач.

2. Рекуррентный способ задания числовых последовательностей.

3. Графики числовых последовательностей.

4. Решение упражнений.


2

Свойства числовых последовательностей (монотонность и ограниченность)

1,2. Монотонные числовые последовательности.

3,4. Ограниченные числовые последовательности.



Очевидно, что планирование имеет модульную структуру.

- учителя математики лицея ведут занятия только по одной из дисциплин: или по алгебре, или по геометрии;

- в лицее постоянно функционирует, совершенствуется и модернизируется кабинет информатики. В 2005 году был оборудован мультимедийный кабинет, позволяющий более широко использовать современные компьютерные технологии. Начата работа по созданию библиотеки электронных уроков;

- существует и расширяется база множительной техники.

Дальнейшее внедрение модульной технологии в процесс обучения связан с рядом трудностей:

- необходимостью составления технологических карт и непосредственно самих модулей, как алгоритмов изучения материала с учетом всех его составляющих;

- несоответствием изложения материала в учебниках;

- уровнем готовности школьников к ведению самостоятельной учебно–познавательной деятельности;

- материальных возможностей лицея в размножении модулей, так как они только тогда сыграют свою роль, когда каждый ученик будет обеспечен программой действий.

Но необходимость внедрения так же является очевидной, так как ориентирует деятельность ученика на самоуправление и взаимоуправление; формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; позволяет выпускникам лицея более качественно адаптироваться к процессу обучения в высших учебных заведениях. Изменяется и деятельность учителя. Его главная задача – разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет управление обучением.

В практике своей работы применяю проведение уроков по алгебре (алгебре и началам анализа) с применением элементов модульной технологии и бригадного метода работы. Это и уроки изучения нового материла, и уроки-практикумы по формированию навыков решения различных задач.

Так, при изучении раздела «Производная и ее применение» в 11 классе, провожу урок на тему «Применение определения понятия производной функции в точке к выводу правил дифференцирования».

Внедрению этого урока предшествовал подготовительный этап.

1. Разработка структуры урока.

2. Разработка модуля урока.



М: Применение определения понятия производной функции в точке к выводу правил дифференцирования.

Цели:


1) доказательство правил дифференцирования функций:

2) развитие навыков самостоятельного изучения и обобщения материала.

3) развитие навыков коллективного творческого труда и самооценки.

УЭ

Цели

Учащийся должен знать

Учащийся должен уметь

Форма работы

Форма контроля

УЭ-1

входной контроль10мин.



1)проверить усвоение понятий:

2)развитие навыков устной речи с применением математических терминов



1)определение понятий:
2)правила вычислений пределов функции в точке

3)формулы тригонометрии



1)записывать символические определения


2) преобразовывать равенства, в зависимости от конкретно поставленной задачи

3)проводить преобразования алгебраических и тригонометрических выражений


Решение задачи №1

Теоретическая часть

Фронтальный опрос с использованием готового чертежа



Практическая часть

1)взаимоконтроль

2)контроль со стороны учителя







































УЭ-2 20мин.

1) вывод правил дифференцирования указанных функций:
тригонометрических функций

2) развитие навыков самостоятельного получения знаний

3) развитие навыков работы в коллективе; умений объяснить освоенный материал

4) обучение проведению самоконтроля и оценки учебной деятельности



1)правила дифференцирования указанных функций

(с учетом индивидуальных карточек-заданий)



1)применять определение

к выводу правил дифференцирования

2) решать задачу в общем виде

3)вычислять пределы функции в точке



Решение задачи №2

1)взаимоконтроль

2) контроль через консультацию учителя





УЭ-3 резюме + выходной контроль10мин.
10мин.
10мин.


1)формирование навыков систематизации и обобщения материала

2)развитие навыков устной и письменной речи с использованием математических терминов




1)правила дифференцирования указанных функций


1)записывать правила дифференцированияизученные на уроке

2)обобщать результат




Составление итоговой таблицы к задаче №2

Обобще


ние результа

тов



1) контроль учителя и необходимая коррекция

2) самоконтроль

(учебник по алгебре и матем. анализу 10кл. авт.

Н.Я.Виленкин

О.С.Ивашев-Мусатов, С.И.Шварцбурд

стр. 178-180

стр. 275).


3.Вопросы и задачи к уроку .




Для изучения нового материала


3. Разработка итоговой таблицы к решению задачи № 2.






Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

1)

 

 

 

 

2)

 

 

 

 

3)

 

 

 

 

4)

 

 

 

 

5)

 

 

 

 

4. Подбор домашнего задания.

5. Составление индивидуальных карточек-заданий для каждой группы учащихся.

Приведу пример такой карточки для одной из групп.



Очевидно, что карточка почти соответствует требованиям структуры модуля. Она содержит банк задач, необходимых для проведения входного контроля и изучения нового материала; планы решений и «подсказки» к решению.

Перед началом урока на доске готовится чертеж к опросу. Учащиеся подгруппы класса разбиваются на 4 бригады (по 3-4 человека) так, чтобы в каждой находился ученик, хорошо владеющий теоретическим материалом, способный дать необходимую консультацию товарищу. Каждая группа получает задание.

После объявления темы и постановки цели, проводится опрос-контроль учителя готовности класса к самостоятельному изучению и выводу некоторых правил дифференцирования. Учитель дает геометрическую иллюстрацию к ответам и записывает формулы (они остаются на доске как справочный материал).

Для закрепления решается задача №1. Группа, первая получившая результат, выписывает его на доске. Учитель проверяет и проводит консультации для групп (если это необходимо).

Продолжая работу по внедрению модульной технологии, предложу в следующий раз каждому ученику самостоятельно вести в течение урока рейтинговую оценку своего труда и выставить итоговую оценку. Для этого разработана карта:

Правда, скорее всего, содержание задачи № 1 придется изменить в целях высвобождения времени.

Изучение нового материала (вывод правил дифференцирования), проводится при решении задачи №2. Контроль за выполнением идет внутри группы, а при затруднении можно обратиться за консультацией к учителю.

Для обобщения полученных знаний и подведения итогов (формулировки правил дифференцирования указанных функций), на доске готовится таблица



Итоговая таблица решения задачи №2

(обобщение изучения нового материала)





Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

1)









2)









3)









4)









5)









Соответствующий раздел таблицы заполняет один из членов группы. Учитель контролирует результат и помогает сформулировать правила дифференцирования.

В заключение урока выдается домашнее задание с указанием справочного материала .



С введением карточки контроля, появится возможность выставления оценки в журнал.

Такой подход к проведению уроков позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельного изучения материала, учит работе в коллективе, меняет роль и функции учителя.

Введение модульной технологии нужно осуществлять постепенно, сочетая с традиционными технологиями обучения.




Главная страница
Контакты

    Главная страница



Внедрение модульной системы обучения самым непосредственным образом связано с построением новых образовательных стандартов высшего образования

Скачать 132.47 Kb.