страница1/5
Дата13.10.2018
Размер0.87 Mb.

Вместо введения


  1   2   3   4   5

прямоугольник с одним вырезанным углом 14

прямоугольник 15прямоугольник с двумя вырезанными противолежащими углами 18



при поддержке:

прямоугольник 16

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

В 2011 г. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации совместно с Ассоциацией «Народные художественные промыслы России» провели работу по анализу экономики отрасли и приступили к разработке предложений по ее сохранению и развитию. Мы заинтересованы в максимально широком участии предприятий отрасли в совместной работе и поэтому создаем на базе Финансового университета Экспертный совет по сохранению и развитию народных художественных промыслов.

Мы предполагаем, что в задачи Экспертного советабудет входить:


  • подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы функционирования предприятий и индивидуальных предпринимателей в отрасли народных художественных промыслов;

  • подготовка предложений для предприятий народных художественных промыслов, касающихся совершенствования механизмов продвижения продукции на рынок и поддержания их устойчивого финансово-экономического положения;

  • разработка предложений, направленных на совершенствование государственной политики в сфере регулирования отрасли;

  • подготовка предложений по совершенствование конкретных механизмов государственной поддержки предприятий отрасли, в том числе инвестиционной поддержке и предоставлению льгот, как для конкретных предприятий, так и для отрасли в целом и др.

Планируется, что в состав Экспертного совета войдут представители Минпромторга России, Комитета Государственной Думы Российской Федерации по культуре, Комитета Совета Федерации Российской Федерации по культуре, Минэкономразвития, Минкультуры, Минрегиона, Ростуризма, представители Правительств субъектов РФ, директора крупнейших предприятий народных художественных промыслов, Российской академии наук, Финансового университета, руководители учреждений образования в сфере народных художественных промыслов, а также представители Ассоциации «Народные художественные промыслы России».

Учитывая Ваш опыт и знания сферы деятельности организаций народных художественных промыслов России, а также небезразличие к культуре России приглашаем Вас войти в состав Экспертного совета.


С искренним уважением,

Проректор по научному и

инновационному развитию С.Н. Сильвестров

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Обзор отрасли НХП………………………………………………………..4

  2. Государственная поддержка НХП……………………………………….44

  3. Развитие рыночной инфраструктуры НХП………………………….….71

  4. Руководство к действию……………………………………………...…..91

К великому сожалению сегодня необходимо признать, что кардинальных позитивных изменений в работе отрасли за последние годы не произошло.

Принятые меры законодательной, организационной и финансовой поддержки промыслов на федеральном, региональном и местном уровнях не дают основания говорить, что этот уникальный вид культурной деятельности имеет устойчивую и эффективную законодательную и материальную базу не только для развития, но даже для сохранения.

Несмотря на значительную работу, продолжается стабильное падение объемов производства, сокращение численности мастеров и художников, старение творческих коллективов. Прерывается преемственность художественного мастерства поколений, передающих традиционные навыки и секреты технологии молодым мастерам.

За два года объем производства в существующих ценах возрос на 12%, но по нашей оценке, учитывая повышение тарифов на энергоресурсы, увеличение стоимости сырья и материалов и в целом уровеньинфляции объем производства снизился почти на 20%.

По результатам 2010 года в 21 субъекте Российской Федерациипроизошло снижение объемов производства, а весь прирост, составивший 740 млн. руб., был получен за счет 5 регионов: Московской обл. – 300 млн., Республики Дагестан – 145 млн. руб., Нижегородской обл. – 111 млн. руб., Ярославской и Брянской обл. соответственно 35 и 30 млн. рублей.Средняя зарплата работников промыслов значительно ниже средней по стране.


  1. ОБЗОР ОТРАСЛИ НХП

Крайне медленно ведется модернизация действующих подготовительных производств, энергетическое хозяйство промыслов крайне неэффективно и морально устарело еще в конце прошлого столетия. Крайне медленно ведется работа по созданию инфраструктуры рынка в стране в целом.Одной из главных причин нынешнего состояния отрасли мы считаем отсутствие четкой административной, отраслевой и профессиональной координации в работе.

Более чем в половине регионовНХП курируют департаменты культуры, в остальных – департаменты промышленности, экономики, малого предпринимательства, туризма. На федеральном уровне курирование НХП осуществляетсявСоветом по культуре при Президенте Российской Федерации, в Совете Федерации – комиссией по культуре, в Государственной Думе – комитетом по культуре, в Правительстве Российской Федерации – Департаментом культуры.

Таким образом, проблемы промыслов имеют межотраслевой, межведомственный и межрегиональный характер, как на федеральном, так и на региональном уровнях.Их решение может быть обеспечено только на основе скоординированного сочетания усилий различных министерств и ведомств и единых отраслевых органов исполнительной власти на региональном уровне, где центральную роль на себя возьмет независимая площадка на базе Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации.
1.1 Анализ общей ситуации в отрасли НХП

Для подготовки данной части доклада были использованы данные по НХП по 54 субъектам Российской Федерации, располагающихся в 8 федеральных округах России. Таким образом, были использованы анкетные данные по 64,3% от общего числа субъектов федерации России. Приэтом, выборкой охвачено 68% субъектов федерации, представленных предприятиями НХП (38 субъектов федерации из 56), дополнительно были проанализированы данные по 16 субъектам федерации.





Рис. 1 Распределение субъектов федерации, предоставивших информацию для подготовки аналитической части отчета, по федеральным округам

Как видно из приведенной выше диаграммы, как и в случае с распределением предприятий НХП по федеральным округам, в выборке также наиболее активно представлены Центральный, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. Менее всего представлены Дальневосточный и Уральский федеральные округа.

По результатам всего изложенного выше можно говорить о том, что используемая для подготовки аналитической части отчета выборка субъектам федерации является репрезентативной и основные результаты ее анализа могут быть использованы для подготовки выводов относительно текущей ситуации в отрасли по Российской федерации в целом.

В соответствии с данными анкет, предоставленными 54 субъектами Российской Федерации,по состоянию на I полугодие 2011 г общее количество предприятий НХП, действующих на территории данных регионов составляет 935 единицы. По сравнению с 2000 г кол-во предприятий в данных субъектах федерации выросло более, чем в 2 раза1. При этом, наибольшее сокращение количества предприятий наблюдалось в Свердловской области (-43 ед.). Наибольший прирост количества предприятий наблюдался в следующих регионах: Белгородская (+69 ед.), Ярославская (+79 ед.), Кировская (+30 ед.), Челябинская (+39 ед.) области, Республики Татарстан (+332 ед.) и Алтай (+44 ед.). Таким образом, рост общего количества действующих предприятий НХП более чем на 50% был обеспечен 1 субъектом федерации: Республика Татарстан.





Рис. 2 Количество предприятий, действующих в 30 субъектах федерации

(за период с2000 по 2011 гг.)

При этом, в соответствии с прогнозами изменения количества предприятий до 2020 г, предоставленных 21 субъектом федерации, в 11 из них прогнозируется дальнейшее увеличение количества действующих предприятий, еще в 6 прогнозируется сохранение существующего числа предприятий. Прогнозируемый рост количества предприятий составляет от 12 до 31% в зависимости от региона.

Количеству предприятий, занимающихся торговлей изделиями НХП, которые были предоставлены 26 субъектами РФ2, и их количество по данным на I полугодие 2011 г. составило 893 ед., что ниже аналогичного показателя 2008 г. на 44% (-691 ед.). Наибольшее сокращение количества предприятий было зафиксировано на территории таких субъектов федерации, как: Калужская (+11 ед.), Ярославская (+16 ед.) и Ростовская (+70 ед.) области, а также Республика Татарстан (+91 ед.). Наибольшее сокращение кол-ва предприятий наблюдалось в Республике Кабардино-Балкария (-931 ед.). Так, образом, если не принимать во внимание данные поданному субъекту РФ кол-во предприятий за рассматриваемый период увеличилось на 240 ед.

Количество занятых на предприятиях НХП по данным на первое полугодие 2011 г. составило 10 467 чел.





Рис. 3Динамика количества занятых на предприятиях НХП

(за период с 2000 по 2011 гг.)3

Как видно из графика №30 за период с 2000 по 2011 г количество занятых на предприятиях НХП увеличилось на 393 чел. (3,9%). Таким образом, среднее количество занятых на одном предприятии по данным на I полугодие 2011 г. составляет 11 чел.

Наибольший прирост численности персонала (более 80% от общего прироста) на предприятиях НХП наблюдался в следующих субъектах федерации: Белгородская (+195 чел.), Брянская (+582 чел.), Ярославская (+600 чел.), Кировская (+120 чел.) и Республика Татарстан (+1352 чел.).Таким образом, рост числа занятых на предприятиях НХП на 30% был обеспечен за счет 1 субъекта федерации: Республика Татарстан. Наибольшее сокращение численности персонала (более чем на 80% от общего сокращения) на предприятиях НХП наблюдался в следующих субъектах федерации: Ставропольский край (-880 чел.), Краснодарский край (-155 чел.), Республика Кабардино-Балкария (-102 чел.), Вологодская (-805 чел.) и Ивановская (-233 чел.) области. Таким образом, сокращение числа занятых на предприятиях НХП более чем на 50% был обеспечен за счет 2-х субъектов федерации: Ставропольский край и Вологодская область.

При этом по прогнозам, до 2020 года, подготовленным 21 регионами, в 15 из них ожидает дальнейший рост числа занятых на предприятиях НХП на 10-15%.

Количество мастеров и художников, занятых на предприятиях НХП по данным на первое полугодие 2011 г составляет 6 386 чел., что в среднем соответствует 7 занятым на 1 предприятии.

С учетом прогнозных данных совокупная выручка от реализации продукции НХП в 38 субъектах Российской Федерации4 составит 1301 млн. руб. При этом за период с 2008 по 2011 год совокупная выручка предприятий, расположенных на территории данных субъектов федерации выросла на 265 млн. (26%).

При этом, как видно из рисунка под влиянием кризиса в 2009 году наблюдалосьзамедление темпов роста выручки предприятий НХП до 2,9% (+30 млн. руб.). Однако, уже в 2010 году темпы роста выручки предприятий НХП составили 17,9%.



Рис. 4Динамика изменения выручки от реализации предприятий НХП

(за период с 2008 по 2011 гг., млн. руб.)

При этом в соответствии с прогнозами, подготовленными 21 регионами, в 17 субъектах федерации ожидается дальнейший рост выручки от реализации продукции на 11-16%.

При этом объем производства продукции признанной художественной ценностью, в указанных выше субъектах федерации, по данным на конец 2011 года составит 989 млн. руб., что составляет 76% от общего объема реализуемой продукции. При этом по данным на 2008 год доля такой продукции в выручке составляла 83%.



Рис. 5 Динамика изменения выручки от реализации продукции НХП, признанной художественной ценностью

(за период с 2008 по 2011 гг., млн. руб.)

Как видно из диаграммы № 32 динамика реализации продукции, признанной художественной ценностью, отличается от динамики изменения выручки по предприятиям НХП в целом. Так, по прогнозам на конец 2011 г ожидается сокращение объемов реализации продукции, признанной художественной ценностью на 22 млн. руб. (2,2%).

При этом, как и в случае с прогнозом по выручке в соответствии с прогнозами 17 из 22 регионов, подготовивших прогноз, ожидают рост объемов производства продукции НХП, признанной художественной ценностью, к 2020 г на 9-14%.

По данным, предоставленным 31 субъектом федерации5 совокупный объем поддержки, направленной на развитие народных художественных промыслов по состоянию на конец 2011 г ожидается на уровне 414 млн. руб., что выше аналогичного показателя 2008 года практически в 2 раза (вырос на 134 млн. руб.).





Рис. 6Динамика поддержки НХП за чет средств федерального, регионального и местного бюджетов (за период с 2008 по 2011 гг., млн. руб.)

При этом за счет средств федерального бюджета поддержка оказывалась предприятиям 27 субъектов федерации из числа указанных по ссылке №5, за счет средств региональных бюджетов – 15 субъектов федерации, за счет средств местных бюджетов – 8 регионов.

Структура источников средств государственной поддержки НХП представлена на диаграмме №7 (а) и 7 (б).



Рис. 7 (а) Структура источников средств государственной поддержки НХП в 2008 г (% к итогу)

Рис. 7 (б) Структура источников средств государственной поддержки НХП в 2008 г (% к итогу)

Как видно из приведенной выше диаграммы, в сравнении с 2008 годом произошло существенное перераспределение источников государственной поддержки народных художественных промыслов с регионального на федеральный уровень. Так, если в 2008 году доля региональных бюджетов составляла 73,5%, то в 2011 г. ее доля сократилась до 22,9%, в то время как доля федерального бюджета выросла с 18,8% до 60,6%. При этом также более чем 2 раза выросла доля государственной поддержки, осуществляемой за счет местных бюджетов: с 7,8% до 16,57%.

При этом в 16 субъектах в 2011 г поддержка оказывалась преимущественно за счет федерального бюджета, в 11 преимущественно за счет средств регионального бюджета и в 4 преимущественно за счет местных бюджетов.



Промежуточные выводы.Процесс формирования информационной базы по предприятиям НХП для подготовки аналитической части отчета НИР показал, отсутствие достаточной открытости, заинтересованности и готовности предприятий к сотрудничеству в целях решения общеотраслевых задач. Органам власти необходимо активизировать и развивать работу с членами ассоциации для обеспечения более глубокого понимания участниками целей, задач и направлений деятельности ассоциации, а также их более активного вовлечения в решение актуальных проблем стоящих перед ассоциацией и ее членами.

  1. В виду высокой неравномерности распределения предприятий по территориальному признаку, а также наличие традиционных для регионов подотраслей НХП, при выработке мер государственной поддержки и распределении средств из федерального бюджета, направляемых на развитие предприятий народных художественных промыслов необходимо учитывать географический и отраслевой признаки.

  2. В виду того, что преобладающими организационно-правовыми формами деятельности предприятий НХП являются ООО (практически половина всех предприятий "отрасли") и ЗАО, а также учитывая тот факт, что в подготовке аналитической части отчета наиболее активное участие приняли наиболее крупные предприятия "отрасли", можно говорить о том, что в целом для отрасли характерны сравнительно небольшие масштабы деятельности предприятий и ограниченность предприятий в выборе методов финансирования. В следствие чего многие предприятия сталкиваются с проблемой недостаточности средств для финансирования их операционной и инвестиционной деятельности, что также было отражено в анкетах предоставленных субъектами федерации.

Предприятия народных художественных промыслов распределены по территории России крайне неравномерно. В 56 субъектах федерации, в которых действуют предприятия, их концентрация также существенно различается. Так, наибольшее количество предприятий располагается в 6 регионах России, на долю которых приходится почти 40% от общего числа предприятий народных художественных промыслов: Московская область (22 предприятия), Ивановская область (14 предприятий), Нижегородская область (12 предприятий), Республика Дагестан, Кировская область и г. Москва (по 11 предприятий).

Наибольшее количество предприятий, занимающихся производством продукции народных художественных промыслов, сконцентрировано в Центральном федеральном округе, на долю которого приходится около 40% всех предприятий НХП. Наименьшее количество предприятий НХП располагает на территориях Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, на долю которых приходится всего около 5% от общего числа предприятий НХП.





Рис. 9 Распределение предприятий по федеральным округам

По результатам анализа, проведенного рабочей группой, нами были выделены следующие основные направления (виды) деятельности предприятий-членов ассоциации:



Таб. 1 Основные виды деятельности предприятий НХП

производство изделий из дерева

производство изделий из камня

производство изделий из кости и рога

производство изделий из керамики, фарфора, стекла

производство изделий из металлов

производство изделий из драгоценных металлов и камней

производство изделий с живописью (росписью)

производство сувенирной продукции

производство текстильной продукции

Прочие

Как и в случае с распределением предприятий по географическому признаку, по видам деятельности их распределение также является достаточно неравномерным.



Рис. 10 Распределение предприятий по видам деятельности

Так, наибольшее количество предприятий занято в таких видах хозяйственной деятельности, как: производство изделий из керамики, фарфора, стекла (46 предприятий, 21,3%), производство текстильной продукции (43 предприятия, 19,9%), в производстве изделий с живописью/росписью (30 предприятий, 13,9%). Таким образом, данным видом деятельности занимаются около 55% от общего числа предприятий-членов НХП.

Преобладающими организационно-правовыми формами предприятий и организаций-участников являются: «Общество с ограниченной ответственностью» и «Закрытые акционерные общества», на долю которых в общей сложности приходится около 75% всех предприятий НХП. Достаточно большое количество предприятий и организаций также находятся в федеральной, региональной и муниципальной собственности – около 14%.



Рис. 11 Распределение предприятий по организационно-правовой форме
1.2 Анализ выборки по предприятиям НХП

В исследовании, проводимом рабочей группой, приняло активное участие 39 предприятий, что составляет 18% от общего количество предприятий НХП. Предприятия представляют 25 субъектов Российской Федерации из 7 федеральных округов России. Полный перечень анализируемых предприятий представлен в Приложении 1 к аналитической части отчета.

Наиболее активное участие в проведении исследования приняли предприятия, представляющие Республику Дагестан (5 предприятий) и Рязанскую область (3 предприятия), что составляет 21% от общего объема выборки. Представительство остальных субъектов федерации ограничилось 1-2 предприятиями.



Рис. 12 Распределение выборки по субъектам федерации (кол-во ед.)

Наиболее широко в выборке были представлены 3 федеральных округа: Центральный, Северо-Западный и Приволжский федеральные округа, на долю которых пришлось 77% всей выборки. Единственный округ, предприятия которого не приняли участия в исследовании – Дальневосточный федеральный округ. Таким образом, можно говорить о том, что в разрезе федеральных округов выборка соответствует составу предприятий НХП.





Рис. 13 Распределение предприятий по федеральным округам (% к итогу)



Рис. 14Распределение предприятий по организационно-правовой форме (% к итогу)

Как видно из приведенной выше диаграммы, наибольшее количество предприятий являются обществами с ограниченной ответственностью (38,5% или 15 ед.) закрытыми акционерными обществами (28,2% или 11 ед.).

Распределение выборки по организационно-правовой форме также в целом соответствует общей структуре НХП. Основное отличие между структурой выборки и структурой НХП состоит в том, что в исследовании не приняли участи государственные и муниципальные образовательные и прочие учреждения. Кроме того, доля открытых акционерных обществ в выборке оказалась выше, чем по ассоциации в целом, что объясняется более активным участием крупных предприятий в работе ассоциации.



Рис. 15 Распределение предприятий по видам деятельности (% к итогу)

По видам деятельности предприятия в выборке также распределены крайне неравномерно. Наименьшее кол-во предприятий представляет такой вид деятельности, как производство изделий из камня (2,6% или 2 ед.). При этом, около половины предприятий выборки представляют 2 направления деятельности: производство изделий из керамики, фарфора, стекла (28,2% или 11 ед.) и производство текстильной продукции (18% или 7 ед.).

В выборке представлены предприятия всех основных направлений деятельности, что и по ассоциации в целом. Единственным отличием от общей структуры является отсутствие в составе выборки предприятий, занятых в сфере производства изделий из кости и рога, что в целом не является достаточно существенным, т.к. общее кол-во предприятий данной подотрасли составляет менее 2% от общего количества предприятий НХП. Отклонения по отдельным позициям распределения предприятий НХП по видам деятельности в выборке относительно общей структуры предприятий НХП не превышает 3-5%.

  1   2   3   4   5