страница1/8
Дата30.08.2019
Размер0.95 Mb.

Влияние подвижных игр на развитие физических качеств в младшем школьном возрасте в учебной деятельности в условиях реализации фгос ноо


  1   2   3   4   5   6   7   8


Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Железноводске


Гуманитарный факультет

(очное отделение)

Кафедра начального и дошкольного образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Влияние подвижных игр на развитие физических качеств в младшем школьном возрасте в учебной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

студентки 4 курса группы 4-2Н

специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах



Ереминой Надежды Владимировны
Научный руководитель:

доцент кафедры начального и дошкольного образования



Ярлыкова Ольга Васильевна
Рецензент:

старший преподаватель кафедры

начального и дошкольного образования

Петрова Марина Георгиевна


Работа допущена к защите

«____» ___________2016 г.



Дата защиты «____» ________ 2016 г.

Зав. кафедрой__________

Ситак Лариса Александровна



Оценка «________________»












г. Железноводск, 2016г.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ




1.1. Подвижная игра как один из видов деятельности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………

7

1.2. Различные подходы к классификации подвижных игр…………………...

11

1.3. Педагогическое значение подвижных игр………………………………....

17

1.4. Влияние подвижной игры на развитие основных физических качеств обучающихся в начальной школе……………………………………………….

23

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВО УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




2.1. Цель, задачи и методы, организация исследования……………………….

36

2.2. Организация формирующего эксперимента……………………………….

42

2.3. Контрольный эксперимент………….…….………………………………...

44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

54

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………

57



















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Система российского школьного образования в последние годы подвергается существенным изменениям, связанным с внедрением государственного стандарта образования, в первую очередь, на этапе начального общего образования, а также поиском оптимальных решений по реализации его основных требований.

Физическая культура человека определяется, прежде всего, степенью владения знаниями и умениями по использованию ценностей физической культуры с целью удовлетворения собственных потребностей в укреплении здоровья, физическом совершенстве, организации здорового образа жизни.

Учеными выявлено, что проблемой, выросшей в наши дни до глобальных размеров, является недостаточная двигательная активность детей. Примерно у 85% всех неуспевающих школьников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья.

Приобщение к занятиям физической культурой и спортом с раннего возраста позволяет человеку достичь высокого уровня развития двигательных действий и физических качеств не только в учебном процессе, но и во внеучебной деятельности. Известно, что уже в детском возрасте закладывается фундамент физических качеств, от которых зависит успешная трудовая деятельность, крепкое здоровья и работоспособность.

В решении этих задач используется все многообразие средств системы физического воспитания; среди них важное место в оздоровлении и всестороннем развитии занимают подвижные игры.

Регулярное использование подвижных игр способствует укреплению здоровья, содействию правильному физическому развитию, разносторонней подготовленности обучающихся, воспитанию активности, смелости, решительности, дисциплинированности, коллективизма и других черт характера. Подвижные игры развивают жизненно-важные двигательные умения и навыки, воспитывают любовь к систематическим занятиям спортом.

В подвижных играх участники проявляют определенные физические качества. Руководя играми, можно следить за активным проявлением этих качеств в их гармоническом единстве, а также в большей степени развивать те из них, которые имеют важное значение на различных ступенях развития и обучения школьников.

Для развития ловкости используются игры, побуждающие быстро переходить от одних действий к другим в соответственно изменяющейся обстановке. Совершенствованию быстроты могут содействовать игры, требующие мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением действий, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Для развития силы подходят игры, требующие проявление кратковременных скоростно-силовых напряжений, умеренных по нагрузке. Развитию выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанных со значительной затратой сил и энергии. Однако здесь следует учитывать возраст и физическую подготовленность играющих.

Целью работы является изучение влияния подвижных игр на развитие физических качеств в младшем школьном возрасте в учебной деятельности.

Объект исследования – учебная деятельность, ориентированная на физическое воспитание в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования – влияние подвижных игр на развитие физических качеств в младшем школьном возрасте.

Гипотеза исследования: если в учебной деятельности в работе с младшими школьниками использовать подвижные игры, то это окажет положительное влияние на развитие физических качеств.

Задачи исследования:


  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.

  2. Определить сущность и содержание понятия «подвижная игра»;

  3. Рассмотреть классификацию подвижных игр;

  4. Исследовать психолого-педагогический механизм влияния подвижных игр на физическое воспитание младших школьников в учебной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

Научно-методологической основой являются труды, посвященные изучению подвижных игр следующих авторов: Коротков И.М, Былеева Л.В., Жуков М.Н., Качашкин В.М., Портных Ю.И.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

Методы исследования:

- на теоретическом уровне – анализ, синтез, обобщение, конкретизация;

- на эмпирическом уровне – наблюдение, опрос, проведение тестирования, сравнительный анализ, математическая обработка полученных результатов.

Исследование проходило в несколько этапов:

1 этап - определение темы, плана, подбор литературных источников;

2 этап - изучение, анализ научно - методической, педагогической литературы;

3 этап - определение базы исследования, проведение исследования;

4 этап - обработка результатов, оформление работы.

Теоретическая значимость и практическая значимость исследования заключается в том, что система работы по подвижным играм может быть рекомендована учителям, студентам при прохождении педагогической практики для развития физических качеств, повышения физической подготовки обучающихся начальных классов.

База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 13», Ставропольского края, Александровского района, х. Всадник. В исследовании принимали участие школьники 3«а» и 3«б» классов, в количестве 20 человек.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературных источников.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ



1.1. Подвижная игра как один из видов деятельности в младшем школьном возрасте

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, развитии духовных и физических сил.



Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению П.Ф. Лесгафта, игра является упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни [4]. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают младшего школьника к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции школьника на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Разнообразные движения в играх требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения младшим школьником знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития обучающегося. Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры младшего школьника. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества; при этом она отличается творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность обучающегося в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, младший школьник не только познает окружающий мир, но и преображает его [8, с. 45].

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие обучающегося, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры обучающимся приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

Совместные действия в играх сближают младших школьников, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Методика проведения подвижных игр нашла свое отражение в работах ученых: Е.А.Аркина, В.В.Гориневского, Н.А. Метлова, А.В.Кенеман, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е. А. Тимофеевой и др.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры подбирается с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.



Содержание подвижной игры определяется движениями, которые входят в её состав - бег, прыжки и т.д. и включает сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной [14, с. 88].

Правила - обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

К особенностям игровой деятельности относится ее неопределенность, так как она не имеет предсказуемого развития результата. У участника игры всегда есть возможность проявить свои личные качества для достижения успеха.

Творческий характер игры вызывает целостную реакцию организма и проходит с участием основных функциональных систем при ведущей роли психических процессов и деятельности мозга.

Игровая деятельность представляет собой разновидность соревновательной деятельности, имеющей характер спортивного единоборства между отдельными участниками или коллективами.

Для подвижных игр характерны творческие, активные двигательные действия, мотивированные сюжетом. Частично регламентируются правилами и направляются в условия изменяющейся игровой обстановки [12].

Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность обучающемуся проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими обучающимися. Игра в этом возрасте занимает второе место после учебной деятельности. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Выготский Л. С. отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л. С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». [3, с. 12]

Значение игры в развитии и воспитании личности младшего школьника уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества [8, с.54]

1.2. Различные подходы к классификации подвижных игр

Подвижные игры являются хотя и не преобладающим, но важным видом деятельности в младшем школьном возрасте. На сюжеты игр для обучающихся решающее влияние оказывает окружающая действительность. Путем игры развиваются физические и умственные способности.

Подвижные игры не требуют специальной подготовки. Представляют собой широкий набор сравнительно несложных игр, главной особенностью которых является активная деятельность играющих, основанная на привычных движениях. Подвижные игры с относительно простым содержанием и использованием естественных движений, не связаны с высокими физическими и психическими усилиями. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с различными правилами, разным количеством участников. Наименование и правила подвижных игр имеют много вариантов [16, с. 90].

По своей целенаправленности, по способам и характеру действий подвижные игры наиболее доступны детям. Реже применяются в юношеском, зрелом и даже пожилом возрасте, но со специфическими целями.

К элементарным играм относятся:



  • сюжетные игры - имеют готовый сюжет и зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Это игры преимущественно коллективные. К сюжетным относятся и народные хороводные игры (с пением и речитативом): «Ручеек» и народные игры без пения: «Кот и мыши», «Колечко» и т.д.

  • бессюжетные игры - содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению игровой цели. К ним относятся:

- игры типа перебежек и ловишек (не имеют сюжета, образов, но имеют правила, роль, игровые действия): «Краски», «Пятнашки».

- игры с элементами соревнования (индивидуального и группового): «Жмурки», «Третий лишний», «Пустое место».

- игры-эстафеты (проводятся с разделением на команды, каждый играющий стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды).

- игры с использованием предметов (кегли, мячи) требуют определенных условий, правила в них направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий и элемент соревнования).

- игры-аттракционы - в них двигательные задания выполняются в необычных условиях, часто включают элемент соревнования, эстафеты: «Бег со связанными ногами вдвоем», «Болото», «Рыбки», «Сматываем веревочку».

К сложным относятся спортивные игры (бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т.д.), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции. В зависимости от возраста они могут играть и по упрощенным правилам (в т.ч. в разновозрастных группах) [31, с. 110].

По степени нагрузки подвижные игры разделяются на:

Игры большой подвижности

Игры средней подвижности

Игры малой подвижности

Одновременно участвует весь класс; ведущие движения - бег и прыжки.

Активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный или движение выполняется командами Ведущие движения - ходьба, передача предметов.

Движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна. Ведущее движение - ходьба + игры на внимание.

Для выбора ведущих и разделения играющих на команды в подвижных играх используются считалки и жеребьевки. Можно использовать народные или авторские произведения этих жанров, а также придумывать их самостоятельно (к сюжету игры или решая определенную воспитательную задачу, связанную с конкретной группой) и вместе с детьми.

Этапы проведения подвижной игры:

- подготовка игры самим педагогом (продумывание правил и их объяснения, разучивание текстов, подготовка оборудования и материалов);

- эмоциональный настрой обучающихся на игру;

- точное, краткое, заинтересовывающее обучающихся объяснение правил;

- проигрывание игры с обязательным участием педагога (в роли ведущего, водящего или «капитана» группы - в зависимости от того, чья задача в данной игре сложнее);

- 2-3 повторения игры на одном уроке;

- предложение обучающимся выбирать понравившиеся игры из известного репертуара и закрепление игры на последующих уроках напоминанием основных правил;

- введение новых вариантов игры на основе уже хорошо знакомой (в т.ч. придумывание вариантов игры вместе с обучающимися - например, пусть будет не «Кот и мыши», а «Том и Джерри» или «Волк и зайцы» - тогда и текст речевого сопровождения, и характер движений обязательно поменяются!)


  • Народные подвижные игры

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. К.Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство [19].

По мнению Усовой А. П., игры, которые обучающиеся заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, также, как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.

На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности. Покровский Е. А. отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали важное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми [21, с. 93].

Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма» [24].

На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют обучающиеся, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера. Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений обучающихся, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.

Водовозова Е. Н. рекомендовала заимствовать игры у народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости. Главное условие этих игр — развить фантазию младшего школьника настолько, чтобы потом он сам, без помощи педагога, взрослого, мог изобретать подобные игры [19, с. 32].

Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

Все многообразие коллективных подвижных игр подразделяется на 2 основных типа:



  1. Игры без разделения коллектива на группы.

  2. Игры с разделением коллектива на группы.

К 1 типу относятся игры, построенные на простейших взаимоотношениях между участниками. Правила таких игр немногочисленны и просты, игровые конфликты разрешаются быстро. Такие игры распространены среди младших школьников.

Игры 2 типа требуют проявления сложных отношений между играющими, основанные на чувстве дружбе, сплоченности. Игры, в которых ведут борьбу за предмет, место, выигрыш времени; игры, в которых интересы играющих направлены на достижение конечной цели. Правила сложнее, в результате личных действий каждого участника заинтересована вся команда, разрешение игровых задач требует от участника настойчивости и выдержанности. Увлекаются обучающиеся младшего школьного возраста. Сюда же относятся и спортивные игры.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Влияние подвижных игр на развитие физических качеств в младшем школьном возрасте в учебной деятельности в условиях реализации фгос ноо