Скачать 91.98 Kb.
Дата30.11.2017
Размер91.98 Kb.

Влияние физических упражнений на открытом воздухе на уровень заболеваемости студентов



Каспийский государственный университет Технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ НА УРОВЕНЬ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

Демченко О.В.

This article reveals development of human tolerance to cold. Comparative assessment of the sickness rate of the students, exercising outdoors and gym is also shown in the article together with research of effect of outdoors activity on the level of the students’ progress.

Бұл мақалда ағзаның суыққа төзімділігін жетілдіру жолдары ашып көрсетілген. Сонымен бірге таза ауда және спорт залында жаттығатын студенттердің аураға шалдығу деңгейіне салыстырмалы баға берірілген.

Таза ауада өткізілген жаттығулардың студенттердің сабақ үлгерімі деңгейіне әсері зерттілген.

Встречась, каждый день со знакомыми людьми, мы говорим:

«Здравствуйте!», прощаясь, желаем: «Будь здоров!» Наилучшее пожелание на Новый год и в день рождения обязательно начинается с пожелания крепкого здоровья, и это не случайно. Люди давно поняли, что здоровье – наивысшая ценность жизни.

К сожалению, среди молодежи распространено пренебрежительное отношение к своему здоровью. Им кажется, что здоровье безгранично. Неправильная организация тркда, недосыпания приводят к перенапряжению организма, к нервозам. Переохлаждение грозит простудными заболеваниями. Есть такая поговорка, «Здоровье, как и удобства, их замечаешь, когда они отсутствуют». Что такое здоровье? Один человек не заболевает гриппом даже при его эпидемии, на другого достаточно «чихнуть», и он уже болен. Один в проруби купается и даже насморка не получит, другой погуляет на свежем морозном воздухе – и у него ангина. О первом мы говорим, что у него крепкое здоровье, о втором, что у него слабое. Значит, способность противостоять болезням и есть здоровье? Да, это важно, но не только. Другоеопределение здоровья – способность сохранять равновесие между органищмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой. Любой организм обладает большими резервами в поддержании такого равновесия. Что такое резерв? Можно объяснить на примере. Сердце человека в состоянии покоя за минуту перекачивает около 4 литров крови. При нагрузке (при беге на 3км.) потребность организма в кислороде, а, следовательно, и в притоке крови возрастает. Минутный объем может увеличиться до 20 литров, то есть сердце обладает пятикратным резервом. А зачем нужен такой большой резерв в жизни? Пример, человекзаболел. Температура поднялась до 400С, потребность в кислороде возросла в два раза. При пятикратном резерве сердце справится с такой нагрузкой спокойно. У нетренированного сердца такого резерва нет. В покое оно также перекачивает 4 литра, но максимальная трудоспособность его – 6 литров в минуту, уже через несколько минут ткани тела окажутся в условии тяжелого кислородного голодания, так как они заберут из крови весь килород. Может быть, и стремительный исход от сердечной недостаточности. Резервами обладают все системы организма и те больше, чем больше подвергаются тренировке. Определение здоровья, данное всемирной Организацией Здравоохранения. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. По данным медицинского осмотра, проведенного в 2000 году, только что поступившие в колледж студенты, примерно 40-60% имеют какие-либо отклоннения в состоянии здоровья.

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. При недосатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность органищма. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опрнодвигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглабина и количества эритроцитов. Совершенствуются функции и строение самих органов. Доказано, что систематические занятия физическими упражнениями также оказывают положительное воздействие на психические функции, формируют умственную и эмоциональную устойчивость к выполнению напряженной интеллектуальной деятельности. [1] Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. При применении физических упражнений восстанавливается приспособляемость выздоравливающего к климатическим факторам, повышается устойчивость человека к различным заболеваниям и стрессам. Под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем организма человека, повышается работоспособность и укрепляется здоровье. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, также могут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека. Их общее значение в качестве жизненной среды хорошо известно. Достаточно скачать, что проблема сохранения ее является одной из актуальных общечеловеческих проблем.

В процессе физического воспитания названные оздоровительные системы природы используются в двух направлениях:



  1. Как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями, когда естественнные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений.

  2. При организации специальных процессов, в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом, как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления.

В настоящее время все шире используется сравнительно длительное пребывание в необычных условиях среды, в целях стимулирования роста работоспособности. Одним из основных результатов целесообразного использования естественных факторов среды в процессе физического воспитания является закаливание человека. Л.П.Матвеев считает, что, сочетая физические упражнения с естественными факторами закаливания, можно повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий, с которыми приходится сталкиваться человеку, такими как вибрация, укачивание. [2] При занятиях на свежем воздухе повышается устойчивость человека к таким погодным факторам, как холод, жара, сырость, понжение и повышение атмосферного давления и так далее. Процесс закаливания является специфичным, то есть холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, а высокие температуры – к жаре. При воздействии на кожу холодного воздуха, ветра, воды наступает реакция в виде сокращения сосудов. Раздражение, полученное воспринимающими нерными аппаратами кожи (рецепторами), распространяется и на слизистые оболочки: их сосуды в начале сокращаются, а затем расширяются, при этом происходит выделение жидкости, слизи (насморк, чихание и кашель). Однако, если раздражающие кожу факторы будут действовать постепенно и постоянно, нервы к ним приспособятся, и реакция организма будет менее выраженной и безболезненной. Это и есть закаливание.[3] Один из основных видов закаливания – закаливание воздухом. Оно повышает обменные процессы организма, укрепляет сосуды и нервы кожи, возбуждает мозговую деятельность, улучшает работу сердца, повышает общий тонус организма. Воздух, действуя непосредственно на наше тело, вызывает ряд биохимических изменений в клетках и тканях путем раздражения кожных рецепторов нервной системы. Температура воздуха, как правило, ниже температуры тела человека, что и вызывает раздражение кожной поверхности, слизистых оболочек дыхательных путей и заложенных в них нервных аппаратов, систематическое раздражение кожи и слизистых холодным воздухом закаливает организм, делает его более устойчивым к неблагоприятным условиям внешней среды. Положительное влияние воздушных ванн, зависит от температуры, влажности воздуха, чистоты и ионизации атмосферы. Воздух комфортной темперы, или близкой к температуре тела (при нормальных: влажности, давлении и легком ветре) не дает ощутимого эффекта, поскольку теплообразование и теплоотдача в этих условиях близки к состоянию равновесия. Закаливающие свойства воздуха зависят не только от температуры и влажности, но и от скорости его движения. Чтобы предотвратить переохлаждение организма, необходимо увеличить выработку тепла во время воздушных ванн физическими упражнениями. Ветер быстрее охлаждает организм, чем безветрие. И чем больше его скорость, тем сильнее теплоотдача организма. При низких температурах сильный ветер оказывает неблагоприятное влияние, затрудняет дыхание, раздражает нервную систему, утомляет: легкий ветер, особенно прохладный, бодрит, оказывает стимулирующее влияние. В жаркое время, он усиливает кожное испарение, улучшает самочувствие. При очень высоких температурах сильный ветер у неадаптированных людей вызывает состояние тревоги, и даже обреченности. Облачность оказывает непосредственное влияние на закаливание людей: снижает освещенность, является причиной выпадения атмосферных осадков, уменьшает суточную температуру и увеличивает влажность воздуха. Сильные осадки могут негативно воздействовать на состояние организма. Влажность воздуха в сочетании с температурой оказывает выраженное влияние на организм. Комфортной для человека является пятидесяти процентная влажность воздуха при температуре 17-220С, при повышении влажности тяжелее переносится жара, увеличивается действие холода. Холод и жара в сухом климате переносятся легче, чем во влажном. Резкие внезапные колебания температуры воздуха могут вызывать массовые простудные заболевания. В действии холода на организм человека различают две фазы: первая – фаза стимуляции, повышения жизненной функции организма; вторая – угнетение их. При закаливании холодным воздухом, как и холодной водой, используется естественно первая фаза.[4] Закаливание холодным воздухом способствует тренировке и совершенствованию механизмов терморегуляции, повышению устойчивости организма к охлаждению, оказывает положительное психоэмоциональное воздействие. В результате нормализуется реактивность организма, его способность сохранять равновесие при постоянно изменяющихся условиях внешней среды, в результате чего в несколько раз сокращается число простудных заболеваний. Характерно, что у людей круглосуточно находящихся на открытом воздухе в период эпидемии гриппа совсем не отмечалось случаев заболевания. В тоже время те, кто располагался в здании, почти все переболели гриппом. Исходя из вышеизложенного, видно, что находиться на свежем воздухе полезно, а заниматься на свежем воздухе физическими упражнениями полезно в двойне. К тому же проводя занятия по физическому воспитанию на открытом воздухе наблюдается высокая плотность урока, так как студенты находятся в постоянном движении с минимальными интервалами отдыха, до неполного восстановления, на фоне частичной усталости и как следствии улучшается общее функциональное состояние организма, повышается работоспособность, всех органов и систем организма. То, есть при интенсивном выполнении упражнений происходит быстрое срабатывание систем и органов организма. Различные системы организма настраиваются на необходимый рабочий уровень равномерно. Так, двигательный аппарат, обладая достаточно высокой возбудимостью и лабильностью, настраивается быстрее, чем вегетативные системы. Однако скелетные мышцы не в состоянии проявлять необходимые двигательные качества сразу, им для этого требуется определенное время. Работа отдельных внутренних органов, показатели деятельности вегетативной системы еще более инертны. Если сердечный ритм, хотя и нарастает с первых секунд, к максимальному своему значению он приближается почти через минуту. Вырабатывание дыхательных функций происходит в течении нескольких минут и далее.[1]

В качестве ускоряющего процесса восстановительного средства используется активный отдых, то есть переключение на другой вид деятельности. При занятиях в зале, также происходит движение, но с большими интервалами отдыха и малой амплитудой активности, то есть длительная и менее интенсивная выполняемая работа способствует осуществлению более длительного врабатывания. Доказано, что мышечная тренировка вызывает значительное повышение устойчивости к теплу и проводит к уменьшению теплоотдачи при действии холода. Но следует помнить, что излишнее переусердствование закаливанием холодом или теплом может пагубно отразиться на здоровье. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе, используя природные факторы, закаливание, имеет огромное значение для укрепления здоровья и предупреждения ряда заболеваний. Они более полезны чем те же занятия в комфортных условиях, то есть в помещении. Закаливание должно быть достаточным для поддержания здоровья. Излишняя закаленность не добавляет здоровья, но требует дополнительных затрат энергии.[5] Физическая нагрузка не должна вызывать перегрев организма, то есть при занятиях на открытом воздухе одежда должна быть более облегченная, чем при простой прогулке. После занятий должно быть чувство бодрости, а не усталости и отсутствие желания продолжать выполнять упражнения. Занятия нужно проводить на повышенном эмоциональном уровне, чтобы возникло желание их повторить. После них должно остаться чувство удовлетворенности, хорошее настроение, хороший сон, легкое чувство голода.



Выводы:

В процессе проведения физических упражнений на открытом воздухе, выявлено: на результаты физической подготовленности влияет не только свежий воздух, солнечная радиация и так далее, но и психоэмоциональное воздействие, то есть положительный настрой на урок; вид деревьев и так далее. А при занятиях в зале, в обстановке давно привычной, могут создаваться отрицательные эмоции. При выполнении физических упражнений повышается температурный уровень организма в целом, а при выполнении их постоянно на открытом воздухе происходит тренировка аппарата терморегуляции, то есть закаливание, что как следствие приводит к снижению уровня заболеваемости. А этот факт в свою очередь положительно влияет на уровень успеваемости, т.к. студенты посещают больше занятий и соответственно ими усвоено больше материала.



Литература:

  1. Н.В.Решетников, Ю.Л.кислицын. Физическая культура: Учеб. пособие для студентов сред. спец. учеб. заведений/ - М., 1988. -70с.

  2. А.Т.Смирнов. Основы военной службы/-М.: Академия, 2000.-367 с.

  3. Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарства от простуды// Физкультура и спорт. – 1989. - №2. –С.95-168.

  4. Козырёва Т.В. Физиологическая тренировка и холодовая чувствительность человека// Дошкольное воспитание. – 1994.-№10.-С.6-9

  5. Шестаков В.А., Степанов А.Я. Закаливание к холоду в режиме утренней гимнастике// Теория и практика физической культуры.-1989.-№1.-С.13-15.