Скачать 248.16 Kb.
Дата12.02.2020
Размер248.16 Kb.
ТипПрограмма

Высшего образования



АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по научной работе
_______________ Е.А. Палкин

«___»__________ 2016 г.



ПРОГРАММА

кандидатского экзамена  по программам подготовки

научно-педагогических кадров в аспирантуре

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

09.06.01 Информатика и вычислительная техника

Москва 2016 г.



ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая программа разработана в целях подготовки аспирантов и соискателей кафедр к сдаче экзамена кандидатского минимума по направлениям подготовки: 09.06.01 Информатика и вычислительная техника направленности «Управление в социальных и экономических системах», «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ», «Системный анализ, управление и обработка информации».



Она включает три раздела: «История философии (науки)», «Общие проблемы философии науки» и «Современные философские проблемы технических наук».

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ НАУКИ
История философии как отдельная отрасль социально-гуманитарных наук изучается на кафедре по отдельной программе.

Раздел II. Общие проблемы философии науки
Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Объект и предмет философии науки. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Функции философии науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М.Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А. Койре, Р. Мертона, М. Малкея.


Тема 2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное сознание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).


Тема 3. Структура научного знания

Специфика научного знания. Уровни научного знания. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения Эмпирическая зависимость и эмпирические факты. Процедура формирования факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Научная картина мира и ее исторические формы.


Тема 4. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Проблема развития научного знания. Динамика науки. Кумулятивизм и антикумулятивизм. Научная парадигма и научная революция. Закономерности развития научного знания. Механизмы развития научных понятий. Классический и не­классический варианты формирования теории. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


Тема 5. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес­ких универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необ­ходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.


Тема 6. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современного этапа развития науки. Наука как производительная и социальная сила общества. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Компьютеризация науки, ее проблемы и следствия. Современная наука и перспективы научно-технического прогресса. Концепция устойчивого развития. Междисциплинарный характер оценки научно-технического развития. Информационное общество и общество знаний. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.


Тема 7. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Становление науки как социального института. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Подготовка научных кадров. Способы трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.
РАЗДЕЛ III. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК
Тема 8. Наука. Техника. Человек
Наука как социальный институт: становление науки как социального института и профессиональной деятельности; наука, техника, производство, превращение науки в непосредственную производительную силу; социальный заказ, наука и ее роль в жизни общества.

Нормы и ценности науки: нормативно-ценностная система научного сообщества, этос науки; наука и ценности общества.

Нравственная и социальная ответственность ученых: объективность дальнейшего развития науки и ответственность ученых за исследования и поиск открытий; социальные силы и ответственность ученого за применение научных знаний.

Проблема предела развития науки.

Сциентизм и антисциентизм как философские позиции в осмыслении появления глобальных проблем и дегуманизации современного общества и перспектив будущего.

Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность - право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации населением научно-технической политики государства.


Тема 9. Философия техники и методология технических наук
Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.

Что такое техника? Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование.

Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.

Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.


Тема 10. Особенности неклассических научно-технических дисциплин
Различия современных и классических научно-технических дисциплин; природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами.

Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах: системно-интегративные тенденции и междисциплинарный теоретический синтез, усиление теоретического измерения техники и развитие нового пути математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий, размывание границ между исследованием и проектированием, формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники.

Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К кандидатскому экзамену
1. Предмет истории и философии науки

2. Вера и знание, достоверность и сомнение.

3. Эволюция подходов к анализу науки.

4. Проблема истины в свете практического применения социально – гуманитарного знания.

5. Концепции истины в социально – гуманитарном знании.

6. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки.

7. Логико – эпистемологический подход к исследованию науки.

8. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» в интерпретации и понимании.

9. Динамика науки.

10. Структура эмпирического знания.

11. Подходы к пониманию науки в русской философии.

12. Дисциплинарная структура социально – гуманитарного знания и процесс ее изменения.

13. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

14. Проблема разделения социальных и гуманитарных наук.

15. Ценность научной рациональности в различных типах общества.

16. Вера и понимание. Вера и истина.

17. Ценность научной рациональности в различных типах общества.

18. Субъект социально – гуманитарного познания.

19. Процесс формирования научных дисциплин социально – гуманитарного цикла.

20. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

21. Основные исследовательские программы социально – гуманитарных наук

22. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации.

23. Основания науки.

24. Природа ценностей и их роль в социально – гуманитарном познании.

25. Конструктивная роль веры. Вера и верования как обязательные компоненты и основания личностного знания.

26. Проблемные ситуации в науке.

27. Подходы к пониманию науки в русской философии.

28. Ценность научной рациональности в различных типах общества.

29. Наука как социальный институт.

30. Научные традиции и научные революции.

31. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

32. Рациональное, объективное, истинное в социально – гуманитарном знании.

33. Структура теоретического знания.

34. Научное знание как сложная развивающаяся система и ее критерии.

35. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

36. Глобальные научные революции и историческая смена типов рациональности.

37. Значение социально – гуманитарных наук. Участие социально – гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ.

38. Особенности современного этапа развития науки.

39. Особенности научного познания. Роль науки в системе культуры.

40. Становление неклассической и постнеклассической науки.


Вторая часть.


  1. Информатика как междисциплинарная наука.

  2. Информационно-компьютерная революция в ракурсе философско-методологического анализа.

  3. Философско-методологические аспекты проектирования сложных антропотехнических комплексов.

  4. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.

  5. Виртуальная реальность и ее онтологический статус.

  6. Понятие киберпространства. Интернет и его философское значение.

  7. Теория информации К. Шеннона и кибернетика Н. Винера.

  8. Общая теория систем А. Раппопорта.

  9. Конструктивная эпистемология В. Турчина.

  10. Информатика в контексте неклассической науки.

  11. Информатика в контексте постнеклассической науки.

  12. Кибернетическая и семантическая теория информации.

  13. Проблема информационного моделирования.

  14. Информация и знание.

  15. Компьютерная репрезентация знаний как проблема информационной эпистемологии.

  16. Инженерное проектирование: его сущность и функции.

  17. Эпистемологические смыслы теории фреймов.

  18. С. Пейперт о формировании нового типа мышления.

  19. Соотношение науки и техники: линейная и эволюционная модели.

  20. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ
Основная:


  1. Багдасарьян, В.Г.Горохов, А.П.Назаретян. История, философия и методология науки и техники. М.: Изд-во «Юрайт», 2014.

  2. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учеб. пособие для магистров. М.: Изд-во Юрайт, 2014.

  3. История и философия науки: учебник для вузов /П под ред. А.С. Мамзина и Е.Ю. Сиверцева. М.: Изд-во Юрайт, 2013.


Дополнительная:

  1. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2012.

  2. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2012.

  3. Касавин И.Т. Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы. М., 2013.

  4. Степин B.C./Философия науки. Общие проблемы / М., 2011.

  5. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А./Философия науки и техники./ М., 2010.

  6. Батурин В.К. Философия науки: учебное пособие / Юнити-Дана/ 2012.

  7. Рузавин Г.И. Философия науки: учебное пособие /Юнити-Дана/ 2012.

  8. Крянев Ю.В., Моторин Л.Е./ История и философия науки (философия науки): учебное пособие/ М.,2011.

  9. Автономова Н. С. Познание и перевод. Опыты философии языка. М., 2008.

  10. Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки М., 1999.

  11. Ахутин А. В. История принципов физического эксперимента. М., 1975.

  12. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гумани­тарных наук. СПб., 2000 .

  13. Бек У. Общество риска. М., 2000 .

  14. Богданов В.В. История и философия науки. Философские проблемы информатики. История информатики: учебно-методический комплекс по дисциплине/ Богданов В.В., Лысак И.В.— Таганрог: Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, 2012.

  15. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 2007.

  16. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых исследовательских программ. М., 2008.

  17. Гадамер Х. Г.Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Директ-Медиа, 2000.

  18. История и философия науки: учебная программа и методические рекомендации для аспирантов/ О.М. Панфилов [и др.].— Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012.

  19. Лакатос И. Методология исследовательских программ: Пер. с англ. /И. Лакатос. М., 2003

  20. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М., 2004.

  21. Мамчур Е. А. Объективность науки и релятивизм: (К дискуссиям в современной эпистемологии). М., 2004.

  22. Пружинин Б. И. Прикладное и фундаментальное в этосе современной науки // Философия науки. Вып. 11. Этос науки на рубеже веков. М., 2005.

  23. Степин B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2010.

  24. Степин B.C., Горохов В.Г., Розов МА. Философия науки и техники. М., 2011.

  25. Торосян В.Г. История и философия науки, учебник/ Торосян В.Г— М.: Владос, 2012.