Скачать 384.65 Kb.
Дата06.02.2019
Размер384.65 Kb.

Ведущие цели Программы



c:\users\пользователь\desktop\сайт\рп психолога\001.jpg

c:\users\пользователь\desktop\сайт\рп психолога\002.jpg

c:\users\пользователь\desktop\сайт\рп психолога\003.jpg

c:\users\пользователь\desktop\сайт\рп психолога\004.jpg

c:\users\пользователь\desktop\сайт\рп психолога\005.jpg

c:\users\пользователь\desktop\сайт\рп психолога\006.jpg

c:\users\пользователь\desktop\сайт\рп психолога\007.jpg

c:\users\пользователь\desktop\сайт\рп психолога\008.jpg

c:\users\пользователь\desktop\сайт\рп психолога\009.jpg

  1. Ведущие цели Программы

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетенции, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.



Цель программы обеспечение полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:



  • Реализовывать содержащихся в программе комплекса мероприятий для преодоления недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере;

  • Повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

  • Обеспечить психологическое сопровождение образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

Основные субъекты психологического воздействия:


  • дети;

  • педагоги;

  • родители.




  1. Принципы и подходы к формированию Программы психолого-педагогического сопровождения

Реализация цели психолого-педагогического сопровождения достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.

1. Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, воспитателей, администрацию детского сада и родителей воспитанников, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).

2. Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах ребенка. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог детского сада.

3. Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности ребенка. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других специалистов детского сада.

Функции психолого-педагогического сопровождения обеспечивается компонентами сопровождения, среди которых выделяются профессионально-психологический и организационно-просветительский.

1. Профессионально-психологический компонент сопровождения – представлен системной деятельностью педагога-психолога, использующего принцип взаимосвязи диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. В практической деятельности педагога-психолога личность ребенка изучается только с целью оказания психологической помощи. В этом положении реализуется важнейший императив гуманистической психологии: Ребенок не может быть средством – он всегда цель психологического сопровождения.

2. Организационно-просветительский компонент обеспечивает единое информационное поле для всех участников психологического сопровождения, а также ее анализ и актуальную оценку. Данный компонент реализуется в деятельности педагога-психолога, через осуществление просветительской работы с родителями, педагогами и администрацией детского сада, при этом используются разнообразные формы активного полусубъектного взаимодействия всех участников. Анализ и оценка существующей системы сопровождения делает возможным развитие и совершенствование системы, обеспечивая ее важнейшие характеристики – открытость и развивающийся характер (синергетичность).



Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  • Принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности.

  • Принцип гуманистичности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия. Данный принцип основан на идее педоцентризма, которая подразумевает постановку во главу угла психологического сопровождения ребенка, полное его принятие и позицию фасилитации педагога и психолога.

  • Принцип превентивности: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.

  • Принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности ребёнка. Реализация данного принципа предполагает участие субъектов психологического сопровождения в опытно-экспериментальной работе, а также в создании и апробировании самостоятельно создаваемых методик диагностики и коррекции.

  • Принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и других специалистов;

  • Принцип «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;

  • Принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;

  • Принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ.

  • Принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит внутренняя непротиворечивость, опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов.

  • Принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

  • индивидуальное;

  • групповое;

  • на уровне детского сада.

Формы сопровождения:

  • консультирование;

  • диагностика;

  • коррекционно-развивающая работа;

  • профилактика;

  • просвещение.


РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА- ПСИХОЛОГА
1. Цели, задачи, принципы деятельности педагога-психолога
Цели деятельности педагога-психолога:

  • создание условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ.

  • содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

  • содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению.

  • формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников.

Задачи деятельности педагога-психолога:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявить основные проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;

  • способствовать личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;

  • содействовать педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;

  • содействовать профилактике и преодолению отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей;

  • участвовать в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий,

  • обеспечить деятельность педагогов ДОУ научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Деятельность педагога-психолога по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает решение ряда частных задач:

  • реализовывать в работе с детьми возможностей, резервов развития дошкольного возраста;

  • развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств и др;

  • содействовать созданию в ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется продуктивностью общения детей с взрослыми и сверстниками; и созданию успеха во всех видах деятельности дошкольников;

  • оказать своевременную психологическую помощь и поддержку детям, их родителям и членам педагогического коллектива ДОУ.

Психологическое сопровождение психического и личностного развития детей строится на основе следующих принципов:

  • обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;

  • сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования;

  • гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;

  • защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования;

  • повышения эффективности и качества дошкольного образования;

  • обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;

  • оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;

  • признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром;

  • создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений и осуществления жизненных выборов;

  • сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе сопровождения ребенка.



  1. Организация работы педагога-психолога ДОУ

Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование. Предлагаемое содержание деятельности педагога–психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных.



2.1. Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

  • актуализация и систематизация имеющихся знаний;

  • повышение уровня психологических знаний;

  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.

Обязательно:

  • Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.

  • Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см. «Примерный перечень»).

Дополнительно:

  • Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».

  • Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, технологическими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры). Для воспитателей – реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, систематика и отклонение в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.

Примерный перечень

Младший возраст

Родители

Педагоги

«Как подготовить ребенка к ДОУ»

«Рекомендации по оптимизации взаимодействия   с детьми».

«Как помочь ребенку в период адаптации»

«Зависимость развития психики ребенка и его физических   показателей»

«Как играть с ребенком»

«Кризис трех лет»

«Как справиться с детскими капризами»

«Возрастные особенности детей 2-4 лет»

«Поощрение и наказание»

«Речь и мышление»

«Если ребенок кусается, грызет ногти»

«Адаптация ребенка в ДОУ»

«Как провести с ребенком выходной день»

«Роль развивающих игр для детей 2-4 лет»

«Рекомендации родителям по формированию у   детей навыков самообслуживания»

«Пальчиковые игры – зачем они нужны?»


Средний возраст




Родители

Педагоги

«Мальчики и девочки – два разных мира»

«Возрастные особенности детей 4-5 лет»

«Секреты общения с ребенком в семье»

«Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого   отношения к сверстника в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной   жизни»

«Поощрение и наказания ребенка в семье»

«Коммуникативность в общении с коллегами, детьми»

«Условия поло-ролевого воспитания ребенка»

«Эффективное педагогическое общение»

«Влияние родительских установок на развитие»

«Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с   детьми»

«Взаимодействие с трудными детьми»

«Эмоциональное со стояние взрослого как опосредствующий   фактор эмоционального состояния детей»


Старший возраст

Родители

Педагоги

«Социально-эмоциональное   развитие детей старшего дошкольного возраста»

«Рекомендации по формированию адекватной самооценки и эмоционального благополучия у старших дошкольников в ДОУ»

«Психологические   особенности детей старшего дошкольного возраста»

«Конфликты между детьми»

«Детский   рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

«Формирование социально-адаптированного поведения у   детей старшего дошкольного возраста»

«Тревожный   ребенок»

«Решаем проблемы, играя с детьми»

«Гиперактивный   ребенок»

«Привычка трудится»

«Агрессивный   ребенок»

«Развитие познаний активности у детей дошкольного   возраста»

«Воспитываем   усидчивость»

«Развитие абстрактно-логического мышления у детей   старшего дошкольного возраста в процессе занятий математикой»

«Родительский   авторитет»

«Учимся общаться с детьми»

«Развитие   речи дошкольников 5-6 лет через чтение художественной литературы»

«Как привить любовь к книге»

«Воспитание   культуры поведения старших дошкольников средством художественной литературы»

«Сказки как источник творчества детей»


Подготовительный возраст

Родители

Педагоги

«Развития тонкой моторики дошкольников»»

«Здоровье педагога как компонент профессиональной   самореализации»

«Психологические особенности детей 6-7 лет»

«Психологическое здоровье детей как критерии успешности   работы дошкольного учреждения»

«Психологическая готовность ребенка к школе»

«Система работы воспитателя с детьми, имеющие отклонения в поведении»

«Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе»

«Развитие логических операций «классификация»,   «обобщение», «абстагирование-конкреттизация» у детей старшего дошкольного   возраста»

«Кризис семи лет»

Психологическая безопасность ребенка»

«Стили взаимодействия взрослых с детьми»

«Гиперактивность ребенка – опасность для его бедующего»

«Десять заповедей для родителей будущих   первоклассников»

«Детские конфликты»

«Почему он не хочет учиться»

«Приобщите ребенка к миру взрослых»


2.2. Психологическая профилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса. Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

  • разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

  • контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением грамотного, психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

  • обеспечению условий оптимального перехода детей на следующею возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;

  • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;

Обязательно:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:



  • анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

  • групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступивших детей;

  • информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путем устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.



  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

  • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

  • При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и проведении психологического сопротивления инновациям.

В рамках реализации данного направления психолог заботится о создании психологически благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспитательного процесса: детей и педагогов. Особое внимание уделяют стилю взаимодействия взрослых и детей, изучение которое включает и личностные особенности педагогов. Но также важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе сотрудников. Естественно, что разобщение, конфликтность, отсутствие взаимовыручки будет негативно сказываться на самочувствии педагогов, что может косвенно или на прямую способствовать снижению эффективности взаимодействия с детьми родителями.

Основным условием эффективного общения с родителями является взаимное уважение и открытость ДОУ.



В психологической профилактике выделяют три уровня:

I уровень – первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и образовательные проблемы и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически для всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все дети, как «нормальные», так и с проблемами.

II уровень – вторая профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблему уже начались. Вторая профилактика подразумевает ранее выявление у детей трудностей в поведении. Основная ее задача – преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторая профилактика включает консультацию с родителями и воспитателями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т.д.

III уровень – третическая профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными образовательными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными детьми (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.

Для реализации этих задач педагог-психолог проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормам:



  • диагностирует психологическое причины отклонений в интеллектуальном и личностном и развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;

  • проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.

2.3. Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от круга решаемых развивающих задач.

Психологическая диагностика – это углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, разработка рекомендаций педагогам, воспитателям и родителям по окончанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии.

Для решения поставленной психологической проблемы педагог-психолог обозначает содержание психодиагностической деятельности. Прежде всего, оно дифференцируется по направлениям (объектам) психологических воздействий: дети, родители (лица их заменяющие), воспитатели и специалисты. Затем определяются показатели (параметры), характеризующие основной предмет психологических воздействий.

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста:



1. Подготовительный этап:

  • составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником (образец выписки из медицинской карты);

  • составление социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей;

  • составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребенком;

  • составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми взрослыми в жизни ребенка.

2. Адаптационный этап:

  • знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализ продуктов детского творчества.

  1. Основной этап:

  • тестирование

  1. Индивидуальный этап:

  • составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

  1. Заключительный этап:

  • констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями);

  • рекомендации родителям (воспитателям) в устной или посменной форме.

Обязательно:

1. Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психологического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

2. Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

3. Диагностика воспитанников групп для детей с нарушением речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.



Методики исследования познавательной сферы

Младший возраст

1. Диагностика адаптации детей к условиям ДОУ.

2. Методика Стреблевой «Ранняя диагностика умственной отсталости».

3. Шкала Бине-Симона 4. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду».



Средний возраст

1. Шкала Бине-Симона, комплекс методик для диагностики познавательных процессов.

2. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду» 3.С.Д. Забрамная «Пакет методик для обследования детей 3-5 лет».

Старший возраст

1. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду».

2. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня развития зрительно-моторного восприятия».

3. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта».

4. Методика П. Торренса.

Подготовительный возраст

1. Л.А.Ясюкова «Методика определения готовности к школе».

2. Г. Вислак «Психодиагностика готовности к школе».

3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс диагностика в детском саду».

4. М. Безруких, Л. Морозова «Методика оценки уровня развития зрительно-моторного восприятия.

5. Д. Векслер «Методика исследования интеллекта».

6. Методика П. Торренса.

7. М.М. Семаго, И.Я. Семаго «Групповая диагностика готовности к школе».



Методики изучения особенностей личности дошкольников

  • Методика «Несуществующее животное»

  • Методика «Дом-дерево-человек» (ДДЧ)

  • Методика «Моя семья»

  • Тест Розенцвейга

  • Детский апперцептивный тест (САТ или ДАТ)

  • Тест на определение уровня притязаний ребенка

  • Методика родительских оценок притязаний

  • Оценка творческих способностей детей (адаптированная методика Торренса)

  • Опросник для определения сферы предпочтительных интересов

  • Графическая методика «Кактус»

  • Тест «Страхи в домике»

  • Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен)

  • Социометрия

  • Методика «Кинотеатр»

  • Методика «Паровозик»

Типология методик психологического обследования детско-родительских отношений в семье.

Предлагаемые ребенку:

  • Методика рисунка семьи и ее модификации (кинетический рисунок семьи, семья животных) (Хоментаускас, 1990; Венгер, 2003; Лосева, 1986)

  • Адаптированный вариант методики Рене Жиля (Гильяшева И.Н. и др., 1994; Осницкий, 1997)

  • Различные варианты методики «Незавершенные предложения» (Либере А.Г., 1991)

  • Модификация оценочно-самооценочной методики (РЕП) (Лидере А.Г., 1991)

  • Детский ТАТ (Бурлакова, Олешкевич, 2001)

  • Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене-Антони и его модификации (Лидерс А.Г., 1993)

  • Диагностическая беседа «Мой круг общения» Т.Ю. Андрущенко (Андрущенко Т.Ю., 1999)

Предлагаемые родителям:

  • Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» (Карабанова О.А., Захарова Е.И., 2002)

  • Опросник родительских отношений Варги-Столина – ОРО (Варга А.Я., Столин В.В., 1986)

  • Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера – АСВ (Эйдемиллер, 1976, 1996)

  • Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой ОДРЭВ (Захарова Е.И., 1996)

  • Опросник «Измерение родительских установок и реакций» - РАRI (Нещерет, 1980; Архиреева Т.В., 2002)

Предлагаемые независимо и одновременно детям и родителям:

  • Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской – ВРР (Марковская И.М., 1999)

  • Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители оценивают ребенка и дают оценки за ребенка, а затем обсуждают отличия в оценках родитлей от самооценки, полученной от ребенка, и наоборот (Лидерс А.Г., 1991; Бурменская и др., 2002)

  • Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» (Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой) Предлагаемые диаде «ребенок-родитель»:

  • Цветовой тест отношений А.М. Эткинда (Эткинд А.М., 1980)

  • Методика «Модель личностной сферы» (Шмидек) (А.Г. Лидере, 1991)


2.4. Развивающая и коррекционная работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включает психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.

Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

Обязательно:

Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.

Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств.

Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми групп с нарушением речи.



Дополнительно:

Проведение занятий с детьми других возрастных групп. Это направление работы включает:



  • групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);

  • индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах)

  • тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;

  • занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;

  • тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары)

ПРАВИЛА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

1. Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.

2. Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.

3. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства.

4. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.

5. К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.

6. Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.

7. Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).

8. Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания).

Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.

Таким образом, психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.

Перечень коррекционно-развивающих программ:

Программа С.В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Цель программы: Ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Возрастная группа: дети 4-6 лет.

Продолжительность: Занятия проводятся один раз в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 20-30 минут.

Оптимальное количество детей в группе 10-15 человек.



Программа В.Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе». Цель программы: Коррекция и развитие познавательных способностей.

Возрастная группа: дети 3-4 лет.

Продолжительность: Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 15 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6 человек.

Программа В.Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия в средней группе». Цель программы: Коррекция и развитие познавательных способностей.

Возрастная группа: дети 4-5 лет.

Продолжительность: Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 20 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6 человек.

Программа В.Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе». Цель программы: Коррекция и развитие познавательных способностей.

Возрастная группа: дети 5-6 лет.

Продолжительность: Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 25 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6 человек.

Программа В.Л. Шарохиной «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе». Цель программы: Коррекция и развитие познавательных способностей.

Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Продолжительность: Занятия проводятся раз в неделю продолжительностью 30 минут. Оптимальное количество детей в группе – 6 человек.

Программа А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Цель занятий: помочь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Возрастная группа: дети 2-4 лет.

Продолжительность: Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 10-20 минут.

Программа М.Н. Ильиной, Л.Г. Парамоновой, Н.Я. Головневой, Т.Г. Сырицо. «Развитие интеллекта и навыков общения у детей». Цель программы: развитие познавательных процессов, формирование коммуникативных навыков. Подготовка к школе.

Возрастная группа: дети 6-7 лет.

Продолжительность: Занятия проводятся один раз в неделю продолжительностью 30-35 минут. Оптимальное количество детей в группе 8-10 человек.

2.5. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т.е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине психолог вынужден дифференцировать содержание запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.



Возрастно-психологическое консультирование

Задачи:

  • ориентация родителей, педагогов в проблеме возрастных индивидуальных особенностей психического развития ребенка;

  • своевременное первичное выделение детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития, направление их к специалистам;

  • предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике;

  • составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения для педагогов и родителей;

  • составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;

  • коррекционная работа в специальных группах с детьми, родителями, педагогами.

Консультативная работа в ДОУ включает в себя также консультирование администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, а также консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом, как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в ДОУ.

Примерный перечень тем для психологического консультирования:  адаптация и дезадаптация к ДОУ



  • страхи

  • агрессивность

  • психологическое неблагополучие

  • непослушание

  • кризис 3-х лет

  • спонтанная двигательная активность

  • тревожность

  • левшество

  • недостаточное развитие мелкой моторики

  • низкий уровень развития познавательных процессов

  • нарушения в сфере общения

  • энурез

  • застенчивость

  • нестабильность эмоционального состояния

  • гиперактивность

  • отсутствие самостоятельности

  • непослушание

  • психологические проблемы детей с ОНР

  • психологическая поддержка семьи

  • роль игры в подготовке к школе

  • система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в поведении

  • психологическая готовность к школе


РАЗДЕЛ 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С АДМИНИСТРАЦИЕЙ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ

Направления деятельности педагога-психолога

С руководителем ДОУ

1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.

2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.

3. Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.

4. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).

5. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.

6. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.

7. Предоставляет отчетную документацию.

8. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).

9. Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.

10. При необходимости рекомендует администрации направить ребенка с особенностями развития на ПМПК.

11. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

12. Участвует в городских методических объединениях, курсах повышения квалификации.

Со старшим воспитателем

1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.

2. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

3. Участвует в разработке методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.

4. Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).

5. Участвует в деятельности Советов педагогов и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.

6. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в ДОУ с точки зрения создания в нем психологического комфорта.

7. Участвует в организации методических объединений .

8. Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.

9. Предоставляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).

10. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы.

С воспитателем

1. Содействует формированию банка данных развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.

2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.

3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности УУД у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце года).

4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.

5. Составляет Психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.

6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым, повышая их социально-психологическую компетентность.

7. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.

8. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.

9. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.

10. Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы.

11. Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).

12. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем

1. Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.

2. Осуществляет психологическое сопровождение детей на музыкальных занятиях, а также на праздниках, во время развлечений.

3. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса.

4. Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.

5. Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).

6. Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределение ролей.

7. Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.



С инструктором по физической культуре

1. Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию в рамках ФГОС ДО.

2. Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

3. Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.

4. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

5. Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.

6. Способствует формированию у детей волевых качеств.

С учителем-логопедом

1. Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе.

2. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях логопеда.

3. Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии, участвует в ПМПК ДОУ.

4. Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с логопедом.

5. Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации.

6. Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности.

Список нормативных документов……
1. Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников» М, 2006.

2. Алябьева Е. А. «Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» М:, ТЦ Сфера, 2002.

3. Алябьева Е. А. «Психогимнастика в детском саду» М., ТЦ Сфера, 2003.

4. Арцишевская И. Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду» М., 2004.

5. «Азбука общения» Л. М. Шипицина, О. А. Защиринская, А. П. Воронцова, Т. А. Нилова (развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками от 3 до 6). Детство – ПРЕСС, С-Пб, 1998.

6. Бардиер Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития детей/Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – Кишинев: Вирт; СПб.: Дорваль. – 1993.

7. Баркан А. «Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка». М., «АСТ – ПРЕСС», 1999.

8. Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников» М: АРКТИ, 2003.

9. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, Л. А. Венгер. – М.: Знание, 1994.

10. Ганичева И. В. «Телесно-риентированные подходы к психокфрекционной и развивающей работе с детьми» М., Книголюб, 2004.

11. Зимбаров Ф. «Застенчивость» М:, Педагогика, 1991.

12. Захаров П. И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка» С-Пб, «Союз» 1992.

13. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. «Развития интеллекта и навыков общения ребенка посредством групповых игр» С-Пб, «Дельта» 1998.

14. Каган В. Е. «Неконтактный ребенок в семье» С-Пб, Фолиант, 1996.

15. Кашапов Р. «Практическая психология для родителей или педагогика взаимности». М, «АСТ – ПРЕСС Книга», 2003г.

16. «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ» Семинары-практикумы, тренинги рекомендации. Волгоград: Учитель, 2012.

17. Коробицына Е. В. «Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет» Диагностика. Тренинги, занятия. М., Учитель 2012.

18. Катаева Л. И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» М., Книголюб, 2004г.

19. О. Л. Князева «Я-ты-мы» «Программа социально- эмоционального развития дошкольников. Москва, «Мозаика – Синтез» 2003.

20. Кулинцова И. Е. «Коррекция детских страхов» С-пб: Речь; М: Сфера, 2008

21. Калинина р. Р. «Тренинг развития личности дошкольника» С-Пб., речь, 2001.

22. Княжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1996.

23. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению» Ярославль «Академия развития» 1997.

24. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-С-Пб.:-Речь, -2000.

25. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» М:, просвещение, 1991.

26. Овчарова Р. В. «Семейная академия: вопросы и ответы» М., Просвещение, 1996.

27. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.

28. Панфилова М. А. « Игротерапия общения» М. Гном, 2000.

29. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво ривовать» С. Е. Гаврина, Н. Л. кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина – Ярославль: «Академия развития», 1997г.

30. Сиротюк А. Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» - М: АРКТИ, 2010.

31. Сиротюк А. Л. «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка». М: АРКТИ, 2010.

32. Спиваковская А. С. «Популярная психология для родителей» С-Пб., «Союз», 1991.

33. Сартан Г. Н. «Тренинг самостоятельности у детей»

34. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников» М: АРКТИ, 2010.

35. Семенака С. И. «Уроки добра» М: АРКТИ, 2005.

36. Саранская О. Н. «Психологичесий тренинг для дошкольников «Давайте дружить»»

37. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М: Генезис, 1998.

38. Хухлаева О. В. «Лесенка радости» М:, Совершенство, 1998.

39. «Психогимнастика» М. И . Чистякова. М., Просвещение, 1990г.

40. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе: конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2008.



41. Яковлева Н. Г. «Психологическая помощь дошкольнику» С-Пб., детство – ПРЕСС, 2000г.