Скачать 164.14 Kb.
Дата24.10.2018
Размер164.14 Kb.
ТипПрограмма

«Важнейший результат воспитания готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию); «выращивание»



Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного

общего образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО
«Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию); «выращивание» у него способности и потребности к творчеству, в первую очередь социальному и личностному - творчеству самого себя» (А.А. Леонтьев).

Программы воспитания и социализации обучающихся в 5 классах на ступени ООО, раскрывающие такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.

Программы воспитания и социализации обучающихся предусматривают формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности гимназии, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программы воспитания и социализации обучающихся направлены на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.


2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
Цель воспитания и социализации обучающихся: создание условий для осуществления социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, воспитанного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации учащихся решаются следующие задачи:



Направления

Цели

В области формирования личностной культуры

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

формирование основ нравственного самосознания личности (совести)

  • формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;

  • формирование морали;

  • формирование чувства уважения и любви к «малой» родине

  • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

  • формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности;

  • формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

  • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям;

  • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры

    • формирование российской гражданской идентичности;

    • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны, своего города;

    • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

    • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

    • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

    • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

    • формирование осознанного и уважительного отношения к религиям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России.

В области формирования семейной культуры

    • укрепление отношения к семье как основе российского общества;

    • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

    • укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

    • усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

    • формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

    • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей Воронежской области, Павловского района, своего народа, других народов России.


2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:



воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность;мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);

воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога;духовно-нравственное развитие личности);

воспитание культуры здоровья и безопасного образа жизни (ценности: физическое, социально-психологическое и духовное здоровье человека; здоровый образ жизни);

воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности;уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

воспитание ценностного отношения к природе, окружающейсреде -экологическое воспитание (ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, эволюция природы, экологическая культура);

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание (ценности: красота; гармония; духовный мир человека; самовыражение личности в творчестве и искусстве; эстетическое развитие личности).

2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

- принцип диалогического общения со значимыми другими;

- принцип идентификации;

- принцип полисубъектности воспитания и социализации;

- принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем;

- принцип системно-деятельностной организации воспитания.

При организации социально-педагогического партнёрства определяются ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности.

Для решения воспитательных задач используется содержание:

• общеобразовательных дисциплин;

• произведений искусства;

• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

• духовной культуры и фольклора народов России;

• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

• жизненного опыта своих родителей и прародителей;

• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

• других источников информации и научного знания.

Гимназии как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

2.3.4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся

Классификация задач воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования осуществляется по направлениям, каждое из которых основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.



Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

Направления

Ценности, планируемые результаты

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов

воспитание социальной ответственности и компетентности

правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны

воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности

воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой

воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии

воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности

Все направления воспитания и социализации дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.



  • Семья

    • общение;

    • организация быта;

    • поддержка физических и духовных сил;

    • организация досуга;

    • создание условий для полноценного развития;

    • создание условий для профессиональной

    • деятельности.

    Учитель

    • информационный кругозор;

    • потребность применять знания на практике;

    • умение обобщать, анализировать, делать выводы;

    • умение заниматься самообразованием.

    Классный руководитель

    • правовая и политическая культура;

    • жизненный социальный оптимизм;

    • патриотизм;

    • мировоззренческая терпимость;

    • материалистическое мировоззрение.





  • Культурно-эстетическая сфера

    • эстетический кругозор, эстетический вкус;

    • иметь развитое творческое начало;

    • иметь чувство эстетической меры;

    • уметь со вкусом одеваться и организовывать быт;

    • отличать прекрасное и безобразное.

    Медико-оздоровительная сфера

    • знать механизм и способы поддержания здоровья;

    • стремиться к физическому совершенствованию;

    • не иметь вредных привычек;

    • относиться к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности.

  • Я личность

    • дисциплинированность;

    • независимость;

    • решительность;

    • порядочность;

    • раскованность;

    • самоуважение;

    • самовоспитание.





  • Досуг

    • самопознание, поиск себя;

    • приобретение чувственного опыта;

    • удовлетворение личных интересов и притязаний;

    • самореализация и самореабилитация;

    • ситуация успеха;

    • профилактика бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узости, практической ограниченности.





  • Коллектив

    • интерес к людям, общительность;

    • доброжелательность;

    • терпимость, уступчивость;

    • умение постоять за себя;

    • склонность к сотрудничеству;

    • гуманность;

    • бескорыстная забота о других;

    • чувство меры в общении.

    Труд

    • добросовестность и старательность;

    • предприимчивость и самостоятельность;

    • творческий подход к работе;

    • конкурентоспособность.


ОСНОВНЫЕ ИДЕИ




Сотрудничество – система развивающих и развивающихся отношений. Сотрудничество детей и взрослых является важнейшим элементом в развитии личности ребенка

Развитие ребенка – это взаимодействие ребенка и взрослого. Личность педагога помогает раскрываться личности в учение, обеспечивая стартовую площадку в жизни для самоакуализации взрослеющей личности.


Образование личности – происходит тогда, когда уделяется внимание удовлетворению ее физических, социальных, эмоциональных, когнитивных потребностей

Ценности личности - включают уважение к собственности, своему «Я», другим, охрану окружающей среды и признание достоинства работы, радость умения сопровождающую весь процесс образования, равенство прав и возможностей как внутри, так и вне системы, толерантность к отличающимся воззрением

Развитие личности – непрерывное образование представляет собой процесс продолжающего развития. В дополнение к традиционным функциональным базовым умениям (языковая, математическая грамотность) необходимо знакомство с новыми технологиями. Личность также требует возможности самоопределения и рефлексии.

Уникальные потребности

Личность находится в центре всех образовательных процессов, определяемая через ее уникальность, гуманность и индивидуальный опыт



2.3.5. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА УЧИТЕЛЯ


Содержание является ключевым фактором учебно-воспитательного процесса. Четыре концептуальных положения относятся к содержанию образования и видам учебно-воспитательной деятельности



Непрерывность отражает отсутствие в программах временных, возрастных и классно-урочных барьеров и ограничений.

Толерантность программ выражается в целенаправленном развитии уважения к другим и себе, бережного отношения к окружающей среде.




Гибкость содержания обеспечивается модульным подходом к формированию структуры классных коллективов, снимающим традиционную установку на классно-урочную систему, индивидуализацией и наличием эффективной обратной связи, привязывающей содержание к определенному времени и месту.




Целесообразность содержания складывается на его релевантности (уместности), сбалансированности, проблемности и личностной ориентированности, которые обеспечивают интеграцию знаний и умений.

2.3.5. Виды деятельности и формы работы с обучающимися
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений. Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности:



  • познавательную;

  • игровую;

  • творческую;

  • спортивную;

  • общественно-организаторскую;

  • досуговую.


2.3.8. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

- тестирование (метод тестов);

- опрос (анкетирование, интервью, беседа);

- психолого-педагогическое наблюдение (включённое наблюдение, узкоспециальное наблюдение);

- психолого-педагогический эксперимент.

В рамках мониторинга психолого-педагогическое исследование предусматривает внедрение в педагогическую практику комплекса различных самостоятельных эмпирических методов исследования, направленных на оценку эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся.

Основная цель исследования: изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности.

В рамках психолого-педагогического исследования следует выделить три этапа:

Этап 1.Контрольный этап исследования (диагностический срез) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 2.Формирующий этап исследования предполагает реализацию образовательным учреждением основных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся.

Этап 3.Интерпретационный этап исследования ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований после реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики воспитания и социализации обучающихся.

Для изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся и эффективности реализуемой школой программы результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной программы), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования. Таким образом, при описании динамики процесса воспитания и социализации подростков используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.



Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.



Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

  1. Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий. В школе применяются такие методики:(ТЕСТ «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой)

  2. Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

    • анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся и их родителей на специально подготовленные вопросы анкеты, например: «Анкета для родителей, анкета «Школа глазами родителей». Анкеты по воспитательной деятельности для педагогов, учащихся и родителей.

    •  беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся (индивидуальные беседы с учащимися и родителями с администрацией школы, классным руководителем, психологом, социальным педагогом)

  3. Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

    • включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

    • узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



«Важнейший результат воспитания готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию); «выращивание»

Скачать 164.14 Kb.