Скачать 58.14 Kb.
Дата28.09.2018
Размер58.14 Kb.

В гостях у эвенков Саха (Якутии)



В гостях у эвенков Саха (Якутии)

В начале лета мне удалось побывать в Якутии, на республиканском национальном эвенкийском празднике Бакалдын. Традиционный праздник проходит ежегодно в городе Якутске

и собирает эвенков со всей Якутии.

В этом году праздник состоялся на территории родовой общины эвенков «Аркит» и был посвящен 25-летию Бакалдын, 70-летию Великой Победы, 85-летию Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района) и 100-летию эвенкийского сказителя-нимнгакана Н.Г. Трофимова.

Организаторами мероприятия выступили Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия), администрация Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса (района), Ассоциация эвенков Республики Саха (Якутия), землячество Анабарского улуса и другие предприятия и организации.
Эвенки Якутии

Для начала мне хотелось бы рассказать об эвенках Якутии, которые относятся к одной из малых народностей, проживающих на территории Якутии. Как известно, эвенки населяют обширную территорию от Енисея на западе до Охотского моря на востоке. Южная граница расселения проходит по левобережью Амура и Ангаре. В административном отношении эвенки расселены в границах Иркутской, Амурской, Сахалинской областей, Республик Якутии и Бурятии, Красноярского, Забайкальского и Хабаровского краёв. Эвенки проживают также в Томской и Тюменской областях. На этой огромной территории они нигде не составляют большинства населения, живут в одних поселениях вместе с русскими, якутами, бурятами и другими народами. В современной России наибольшее количество эвенков проживает на территории Якутии – 18 тысяч человек. Для сравнения, в Красноярском крае – 4,6 тысячи человек, в том числе 3,8 тыс. в Эвенкийском районе, в Бурятии – 2,6 тыс., Приамурье – 1,5 тыс., Забайкалье – 1,5 тыс., Приангарье (Предбайкалье) – 1,4 тыс.

В Якутии действует и довольно успешно Ассоциация эвенков, которая была создана по решению II съезда эвенков республики. По инициативе и при поддержке Ассоциации был создан Межрегиональный союз молодежи эвенкийского народа Российской Федерации в г. Нерюнгри.

Общественная организация эвенков Якутии занимается не только возрождением и сохранением культуры и языка своего народа, но активно участвует в общественно-политической жизни республики. Так, при содействии членов Ассоциации три улуса при переходе на местное самоуправление сохранили статус эвенкийских улусов. По сравнению с другими регионами России, где живут эвенки, ситуация в республике выглядит лучше в законодательном и экономическом плане. Принято шесть законов, направленных на сохранение и развитие коренных малочисленных народов, действует программа социального развития села с отдельными разделами, посвященными оленеводству, рыбным и охотничьим хозяйствам. Причем благодаря усилиям руководства республики поддержка и развитие оленеводства проводится в рамках национального проекта РФ по развитию села. Показатели в этой отрасли и рыбном хозяйстве имеют положительные результаты. В городе Нерюнгри открыта школа «Арктика», где обучаются дети эвенков не только Якутии, но и других регионов. В Якутске открыт эвенкийский детский сад. Язык изучают в якутском университете, в одной из школ столицы также введено изучение эвенкийского языка.

Хотелось бы отметить, что ассоциация эвенков проводит огромную работу по сохранению самобытной культуры. Один из примеров – ежегодный праздник Бакалдын, на котором эвенки встречаются родами, семьями. Я познакомилась на празднике с двумя женщинами, одна из них приехала из г. Мирный, другая из улуса. Приехали специально, чтобы встретиться друг с другом и земляками. Кроме того, ежегодно проводятся Дни оленевода, фестиваль строганины, день охотника, зимний праздник встречи солнца и т.д.
Бакалдын

Праздник прошел на территории родовой общины эвенков «Аркит», что на 46 километре Вилюйского тракта, на берегу речки Кэнкэмэ. Родовая община создана известным общественным деятелем Якутии, первым президентом эвенков России Иваном Атласовым. И надо сказать, что это официально зарегистрированное, как юридическое лицо, ТОС. На большом земельном участке, арендованном на 50 лет, разводится скот, сдаются домики туристам. Кстати, насколько я поняла, сюда любят приезжать жители Якутска на выходные. Хотя условия проживания идеальными не назовёшь.

Традиционно, как и народные праздники северных народов, Бакалдын проводится в начале лета. Представляет собой встречу лета, начало отсчета нового жизненного цикла, Нового года. В этом году в празднике приняли участие гости из соседних регионов – поэты и писатели, приехавшие как раз на Дни литературы коренных малочисленных народов ДВФО – из Сахалина, Хабаровска, Магадана и Амурской области.

Самое главное, что поразило на празднике – почти все присутствующие, и участники, и просто зрители, были в национальной одежде. Причем у эвенков из разных улусов одежда отличалась. Например, у женщин из Анабарского района преимущественно одежда светлая, бело-голубая, вышитая бисером. А у южан одежда в коричневых тонах. Но всё было так зрелищно, так ярко. И я подумала, что в суровых северных условиях не зря одежда такая. Она является украшением неяркой северной природы. Поразительно искусство шитья, вышивания, выделки и отделки меха. У анабарских женщин я восхищалась бисерными колье, воротничками, головными уборами. Также я была приятно поражена тем, что многие несколько раз меняли свои национальные наряды.

На празднике, очевидно, по всем традиционным канонам, было проведено несколько обрядов. Это обряды очищения, подвешивания салама, кормления духа огня, охотничьей удачи и поклонения воде. Ночью, в три часа, прошел обрядовый ритуал встречи солнца. Впрочем, было светло как днём. Ведь в это время в Якутии белые ночи. Своеобразно провели анабарцы традиционный обряд задаривания гостей "Нимат": они преподнесли почётным гостям брэнд улуса – гусей и уток. Как я узнала, в году законодательством разрешается всего несколько дней в начале лета охоты на них. В это время всё мужское население уходит на охоту. Надо сказать, что некоторые виды этих птиц водятся только в Анабарском улусе.

В конце ритуальных действий всех празднующих объединил обрядовый хоровод «Дэвэйдэ».


Анабар наградил победителей и призёров бриллиантами

Вот уже в течение 25 лет организация и проведение праздника передается как эстафетная палочка от одного улуса к другому. В прошлом году эстафету принял Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус.

Улус находится на крайнем северо-западе республики, за Северным полярным кругом. От столицы находится на расстоянии: наземным путём – 2621 км, водным – 2835 км, воздушным – 1285 км. Расстояние приличное. Но анабарцы не ударили лицом в грязь. Делегация была внушительной. Прилетели на праздник анабарцы двумя рейсами. Артисты, спортсмены, руководители, просто желающие побыть на празднике, Привезли с собой утварь, выставочную продукцию. Почти все расходы взяли на себя администрация улуса и эвенкийского Наслега, главным спонсором выступило ОАО "Алмазы Анабара".

Почти весь первый вечер и затем весь второй день шёл концерт, проходили конкурсы и соревнования. Потрясли меня своим исполнением фольклорный ансамбль «Авлан икэр», вокальный ансамбль «Элдээнэ», образцовый танцевальный ансамбль «Алмазы Анабара», фольклорный ансамбль «Хайачаана», Владимир Попов – Лукачи, братья Егор и Гаврил Толбоновы. Ансамбль «Тэбэй» только-только прилетел из Анапы, где завоевал звание лауреата всероссийского конкурса. Так сказать, с корабля на бал. Но выступал на празднике блестяще. Анабар богат талантами. К такому выводу я пришла после концертов и конкурсов. Любимцами публики стали братья-близнецы Толбоновы. Егор и Гаврил не только исполнители песен. Они сами сочиняют их: и слова, и музыку. Удивительный северный народ. В любом действе он поражал меня своей искренностью, самобытностью, удивительной близостью к природе.



И, конечно, улус поразил всех своими подарками. Победители и призёры конкурсов и соревнований были награждены грамотами и (!) сертифицированными бриллиантами. Причем размер каратов был разным – у победителя повыше, у призёров поменьше. За это, конечно, стоило побороться.

Дарима ГАРМАЕВА,

корреспондент газеты «Вести Закамны», Бурятия