Скачать 46.21 Kb.
Дата13.04.2019
Размер46.21 Kb.

Утренняя гимнастика



Консультация для воспитателей

«Методика проведения утренней гигиенической гимнастики в средней группе ДОУ»

Утренняя гимнастика - одна из главных форм режима пребывания воспитанников в ДОУ. Проводя утреннюю гимнастику в прохладное время года или плохую погоду в помещении, рекомендуется организовывать её не в групповой комнате, а в зале. Дети 5-го года более самостоятельны при под­готовке к утренней гимнастике и участии в ней. Продолжительность утренней гигиенической гимнастики — 6—8 мин.

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4—5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины.

Начинается утренняя гимнастика с недлительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной. Она совершается в любых построениях: друг за другом, парами, врассыпную и др. Постепенно ходьба переходит в легкий бег, а бег снова в спокойную ходьбу, во время которой производится перестроение. Для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в колонны.

Схема расположения общеразвивающих упражнений в комплексе утренней гимнастики следующая: сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Содержание комплексов составляют упражнения, с которыми дети познакомились на занятиях в этом или прошлом году.

На утренней гимнастике в средней группе должны быть использованы всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед, на пояс, за голову, к плечам и др.). Помимо мелких предметов (кубиков, платочков и др.), для упражнений применяются кегли, мячи, кубы средних размеров. Повторяются упражнения для разных групп мышц по 4— 6 раз. После общеразвивающих упражнений проводятся прыжки на месте. Они становятся разнообразнее: ноги врозь — ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кегли. Дозировка—15—20 прыжков (1—2 раза). Прыжки могут быть заменены бегом на месте (или по залу), переходящим в спокойную ходьбу. На утренней гимнастике целесообразна иногда вместо прыжков и бега простая, но эмоциональная подвижная игра.

Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1—2 недели. Некоторые упражнения по усмотрению педагога могут меняться. В средней группе сохраняется значение утренней гигиенической гимнастики для привлечения внимания детей к коллективным формам деятельности и для организованного начала дня в детском саду. Вместе с тем возрастает ее роль в активизации функциональной деятельности организма ребенка. Это обязывает педагога проводить утреннюю гимнастику в хорошем, бодром темпе, без длительных пауз между упражнениями.

Особенность объяснения упражнений — краткость и четкость. Для утренней гимнастики подбираются известные детям или очень простые упражнения, поэтому нет необходимости подробно пояснять каждое. Воспитатель лишь напоминает схему упражнения, последовательность его частей, например: «Средняя стойка – ноги врозь, руки на пояс – ставь, наклоны вперед – начи - най! Раз-два-три, и.п.». И далее, уже по ходу упражнения, не теряя ритма движения, продолжает пояснение, выдвигая требования к правильности движения: «Ниже, ниже наклониться, смотреть вперёд, ноги не сгибать»

Таким образом, методические указания педагога способствуют правильному выполнению упражнения. В ряде случаев педагог прибегает к имитациям. Однако он делает это не столько с целью повышения эмоциональности упражнения, сколько затем, чтобы подчеркнуть особенность движения и тем самым помочь детям выполнить его качественно: «Часы идут, если маятник качается точно в стороны. Постарайтесь и вы наклоняться точно в стороны, не наклоняйтесь вперед, спины держите ровно».

Пояснения воспитателя чаще всего сливаются с показом. В этой группе возрастает значение качества показа воспитателя, так как дети начинают понимать особенности образца. Теперь уже нельзя ограничиваться общим рисунком движения. Необхо­димы четкие исходные положения и зафиксированные проме­жуточные положения (сидя — ноги подтянуть, коленки вместе, поближе к груди, выпрямить, ноги вместе, оттянуть носочки). Четкость показа и объяснений важны, так как на утренней гим­настике закрепляются навыки выполнения основных движений рук, ног, туловища, головы.

На утренней гимнастике воспитатель постепенно приучает детей действовать одновременно в общем для всех темпе. Исклю­чение составляют некоторые упражнения, требующие проявле­ния силы и координации движений (лежа на спине сесть и сно­ва лечь; сидя на полу ноги «калачиком» прокатить мяч вокруг себя и т. п.).

Начиная со средней группы воспитатель более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время вы­полнения упражнений. Нужно напоминать и показывать детям, когда во время упражнений удобнее совершать вдох и выдох, следить, чтобы они не задерживали дыхания во время бега и подскоков. Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики. Именно эти упражнения ока­зывают наибольшую функциональную и эмоциональную нагруз­ку на организм ребенка. Выполняемые ежедневно в небольших дозах, они ведут к положительному тренировочному эффекту. В начале утренней гимнастики не применяется быстрый бег широким шагом. Наоборот, бег дается в умеренном темпе, мел­кими шажками,- с постановкой ноги с носка, руки свободно со­гнуты, корпус прямо, смотреть вперед. В конце утренней гимнас­тики бег должен быть активным, энергичным. Во время подско­ков воспитатель задает определенный темп — примерно 12—15 подскоков за 10 сек. Высокий темп объясняется тем, что дети 5-го года подпрыгивают на месте еще не высоко, лишь слегка отрывая носки от пола.

Если дети сильно возбуждены после бега и прыжков, надо дать им успокоиться. Для этой цели хороша спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения (руки в сто­роны — вдох, руки опустить — выдох; руки вниз-назад — вдох, руки опустить — выдох, то же, поднимаясь на носки и т. п.).

Эти же упражнения иногда используют и в конце утренней гимнастики. Но не следует их рассматривать как обязательные. Они предлагаются воспитателем, если это необходимо. Легкое учащение дыхания является естественной реакцией на интен­сивные движения, не надо этого бояться, частота дыхания быст­ро входит в норму и без дополнительных мер.


Разработал:



инструктор по физическому воспитанию

Болдырева Надежда Владимировна