Скачать 277.02 Kb.
Дата02.12.2019
Размер277.02 Kb.
ТипУрок

Уроках курса «Окружающий мир»




Методические рекомендации

по организации экскурсий и практических работ

учащихся начальных классов на уроках курса «Окружающий мир» Методические рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В настоящее время, в связи с переходом начальной школы ЛНР на ФГОС НОО, основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания на практике.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания.

Курс «Окружающий мир» закладывает основы естественнонаучных знаний и позволяет ребёнку адаптироваться в окружающей среде, воспитывает экологическую культуру и формирует мировоззрение учащихся, воспитывает любовь к родному краю, бережное отношение к природе, помогает детям осознать то, что мы являемся частью природы.


  1. Организация экскурсий

Одним из ведущих средств познания окружающего мира является экскурсия. Необходимость использования такой формы обучения как экскурсии состоит в том, что во время их проведения развивается мышление, наблюдательность, формируются эстетические отношения, умение видеть такие явления и объекты, мимо которых дети раньше проходили, не замечая их. Неоценима роль экскурсий в экологическом образовании школьников, именно на экскурсиях представляется возможность школьникам непосредственно показать как негативные, так и позитивные последствия деятельности человека, привлечь их к выполнению несложных природоохранительных мероприятий, способствовать формированию умений вести себя природе. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.

Если в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой по «Окружающему миру», она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся.

Экскурсии могут быть традиционные и виртуальные.






Традиционная экскурсия

Виртуальная экскурсия

Место проведения

Природные сообщества, музеи, промышленные предприятия

Кабинет, лекционный зал.

Соблюдение техники безопасности

Требуется особое внимание к соблюдению техники безопасности

Не требуется соблюдение техники безопасности

Использование экскурсионного оборудования

Требуется экскурсионное оборудование

Не требуется экскурсионное оборудование

Объекты их доступность для наблюдения

Не все объекты доступны для наблюдения в любой момент времени

Доступны для наблюдения практически любые объекты

Затраты времени и труда учителя на подготовку

Необходим предварительное посещение и знакомство с территорией, отбор объектов наблюдения

Подбор материалов, их обработка и систематизация, звуковое и видео оформление.

Затраты времени и труда учителя на проведение

Длительность включает дорогу до места экскурсии, ее непосредственное проведение и дорогу обратно. Продолжительность более 45 минут. Сложности в поддержании дисциплины во время экскурсии

Не нужно покидать класс, школу. Продолжительность устанавливается самим учителем.

Формирование навыков общения с живой природой

Предоставляет более широкие возможности

Отсутствует полностью общение с живой природой

Формирование навыков наблюдения

Навыки формируются при условии наличия объектов наблюдения и целенаправленной работе учителя

Можно остановить фрагмент, приблизить, рассмотреть детально с комментариями учителя, что дает больше возможностей для формирования навыков наблюдения

Возможность многократного воспроизведения условий наблюдения

Отсутствует Возможность многократного воспроизведения условий наблюдения

Однажды созданной виртуальной экскурсией можно воспользоваться неоднократно, причем не только на уроках окружающего мира, но и на других уроках и во внеурочной деятельности.

Степень активности и подвижности детей во время экскурсии

Высокая

Проведение динамических пауз

Фиксация промежуточных результатов, ведение записей

Ведение записей во время экскурсий младшими школьниками затруднено.

Возможно ведение записей в приемлемом для детей темпе и удобной посадке.

Зависимость от погодных условий

Полностью зависит от погодных условий

Не зависит от погодных условий

Организация и проведение традиционной экскурсии

Экскурсия является эффективной формой организации учебной деятельности, направленная на усвоение учебного материала.

Основная дидактическая цель традиционных экскурсий – формирование новых знаний путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. Дети наблюдают изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя.

Экскурсия выполняет обучающую, развивающую и воспитывающую функции, позволяя сблизить методы обучения и методы научного исследования. Ее можно рассматривать как аналог научной экспедиции.
Экскурсии можно подразделить на предметные и комплексные.

На предметных экскурсиях основное внимание уделяется изучению какого-то одного компонента природы, одного вопроса темы. Например, на экскурсии по теме «Поверхность нашего края» изучаются только формы рельефа (геоморфологическая экскурсия); на экскурсии по теме «Полезные ископаемые» изучаются полезные ископаемые (геологическая экскурсия); по теме «Растения поля» рассматриваются ботанические объекты -сельскохозяйственные культуры и сорняки и т.п.

На комплексных экскурсиях изучается комплекс объектов. Например, в ходе комплексной экскурсии по теме «Природа нашего края» изучаются встретившиеся по маршруту движения горные породы, формы рельефа, растения, животные, следы деятельности человека.

Составные элементы экскурсий:

  • тема экскурсии;

  • объект экскурсии;

  • время проведения;

  • оформление результатов.

Выбор темы экскурсии и объекта экскурсии осуществляется комплексно, взаимосвязано. В условиях ограниченности времени, которое отводится программой на проведение экскурсий, учитель должен выбрать такую тему, которая имеет практическое значение и воплощение в данных условиях. И это воплощение должно быть как можно более яркое и полное, удобное для наблюдения.

Другими словами: зная, какие возможны объекты для экскурсии, нужно выбрать тему, что согласовывается с местными условиями.

Выбранная тема обусловливает время проведения экскурсии, которое регламентируется учебным планом и расписанием уроков.

Оформление результатов планируется с учетом потребностей кабинета, школы, всего учебного процесса.



Структура экскурсии:

  • вводная беседа;

  • коллективное наблюдение;

  • индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

  • сбор материала;

  • игры детей с собранным материалом;

  • заключительная часть, во время которой учитель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Экскурсия должна быть четко спланирована и старательно подготовлена.

Последовательность подготовки экскурсии учителем

  1. Определение цели экскурсии и отбор программного содержания. Педагог намечает экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

  2. Детальное ознакомление с объектом экскурсии. Определение тех частей объекта или технологического комплекса, которые непосредственно представляют интерес относительно данной темы.

  3. Определение экскурсовода на время проведения экскурсии. Идеальным случаем нужно считать случай, когда экскурсию ведет сам учитель. Но на промышленных объектах эрудиции учителя может быть недостаточно. Поэтому, как правило, в таких случаях экскурсию проводит работник предприятия, с которым предварительно проведенная согласительная беседа относительно цели экскурсии и уровня подготовленности учеников.

  4. Определение и изучение маршрута, которым будет осуществляться перемещение учеников от школы до объекта экскурсии.

Определяя место экскурсии, учитель выбирает наилучший путь к нему - не утомительный, не отвлекающий учащихся от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды. Как бы ни было знакомо место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, учитель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения.

  1. Проведение беседы с учениками, во время которой ученикам сообщается тема и цель экскурсии, повторяется нужный теоретический материал. Ученики получают вопросы, на которые нужно найти ответ во время экскурсии. Для того чтобы экскурсия была интересной, готовятся стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.

Деятельность учащихся во время экскурсий:

  • наблюдают объекты и слушают объяснение учителя (экскурсовода);

  • ведут записи по ходу рассказа и наблюдения;

  • ведут сбор иллюстративных материалов для оформления отчетности;

  • придерживаются правил поведения на улице (в природе)

После экскурсии обязательно проводится обобщающее итоговое занятие.

Ученики делятся впечатлениями, дают ответы на вопросы, которые учитель поставил перед экскурсией. Оформляется письменный отчет об экскурсии (на выбор ученика: проект, презентация, рисунок с выводами и др.)

Изготавливаются стенды-выводы с материалами, полученными во время экскурсии (коллективная работа учителя и учеников).

Учитель обязательно обобщает результаты экскурсии, объясняет материал, который ученики плохо поняли.



Организация и проведение виртуальной экскурсии

Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации.

Сидя за партами, ученики с помощью фотографий и презентаций могут совершить путешествие в зоопарк, отправиться всем классам по дорогам родного города, провести день на производство. В наше время возникает необходимость такой формы работы.

В городских и сельских условиях проводятся заочные экскурсии-беседы с использованием презентаций, фотографий, картин, таблиц и других средств наглядности.

В основу виртуальной экскурсии могут быть положены выступления учащихся - рассказы о природе, животных, о родном городе и т.д.( по теме). Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий, ресурсы интернета (учитель заранее это подготавливает и раздаёт материал желающим учащимся).

Использование виртуальных экскурсий позволяет выполнить практическую часть государственной программы в полном объеме.



Виртуальная экскурсия помогает решить следующие задачи:

  1. Активизация познавательной деятельности учащихся.

  2. Повышение эффективности урока.

  3. Создание набора цифровых образовательных ресурсов для организации учебной работы

Требования в виртуальной экскурсии как к организационной форме работы практически не отличаются от требований к проведению реальных традиционных экскурсий.
Характерные признаки виртуальной реальности:

  • моделирование в реальном масштабе времени;

  • имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;

  • возможность неоднократного повторения в необходимом темпе.

Для организации виртуальной экскурсии так же, как и для экскурсии реальной, необходимо определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации.

Местом проведения виртуальной экскурсии может стать участок природы, музей промышленное предприятие. К сожалению, значительная часть детей очень редко бывают в музеях и мало путешествуют. Решить эту проблему хотя – бы частично помогают виртуальные экскурсии.

Поскольку у пользователя нет возможности увидеть реальный объект, важно предусмотреть наличие графической информации – прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов

Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Однако создание звуковых файлов требует более кропотливой работы, а сами они достаточно велики, что усложняет манипуляцию с ними. Поэтому можно опираться на материал в текстовой форме.

Таким образом, текстовая и графическая информация составляют основу экскурсии. В некоторых случаях уместна звуковая информация, особенно для голосов дикой природы, фольклорного песенного материала.

Видеоинформация может также оживить экскурсию, однако работа с ней очень сложна и требует наличия специальных технических компонентов, отсутствующих в стандартном наборе компьютера.

Подготовка виртуальной экскурсии


Учитель может готовиться к виртуальной экскурсии в удобное для него время, но совершенно понятно, что это будет не накануне ее проведения, а как минимум за несколько дней. Так как необходимо определить тему экскурсии, выбрать объект изучения, подобрать информационные материалы, наконец, создать саму виртуальную экскурсию. Конечно, это доставляет некоторые трудности для учителя, но однажды созданной презентацией можно пользоваться и в дальнейшем.

Подготовка экскурсии осуществляется по следующему плану:

    • Формулируются проблемы;

    • Определяется цель экскурсии;

    • Выбирается объект изучения;

    • Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте;

    • Создание практической работы по ознакомлению или закреплению изучаемого материала;

    • Определение формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.

При предварительном знакомстве с объектом экскурсии учитель будет обращаться не к реальному производству или какому-либо другому месту, а он будет знакомиться с информацией того или иного сайта, книги, видеофрагмента. Маршрут экскурсии будет разрабатываться следующим образом: учитель будет отбирать, какие объекты и в какой последовательности должны просмотреть учащиеся, на какие объекты нужно обратить особое внимание, какие наблюдения должны произвести учащиеся. Также при разработке маршрута виртуальной экскурсии для себя учитель отмечает и затем строго соблюдает санитарно-гигиенические нормы работы на компьютере.

Проведение виртуальной экскурсии также будет очень похоже на проведение обыкновенной экскурсии, с той лишь разницей, что учащиеся совершают экскурсию, не покидая стен школы и оставаясь за экранами компьютеров, но все также понадобится разъяснение учащимся цели экскурсии, сообщение им знаний, необходимых для успеха экскурсии. Стоит отметить, что самостоятельное совершение виртуальной экскурсии учащимися или же выполнение разнообразных, нестандартно сформулированных заданий к ней переводит экскурсию из разряда иллюстративной, в разряд исследовательской, что значительно увеличивает их дидактическую значимость и потенциал.


Подведение итогов экскурсии


Обязательно в конце экскурсии подводятся итоги. Делается это с помощью методов обсуждения добытого материала и составления отчёта с обязательной фиксацией выводов о проделанной работе. Итоги экскурсии могут подводиться различными способами:

  • Обобщающая беседа;

  • Выставка рисунков;

  • Конкурс письменных отзывов;

  • Тестирование;

  • Мини-сочинение; в 4 классе это может быть создание презентации Power Point

В настоящее время темп развития компьютеров и программного обеспечения к ним довольно высок. Ни для кого уже не секрет, что зачастую учащиеся овладевают компьютерными технологиями быстрее своих преподавателей. Поэтому уже при планировании итоговых мероприятий учитель должен учитывать, что, во-первых, расширяется диапазон самих отчетных мероприятий, а, во-вторых, средствами информационных технологий усиливается их техническая поддержка. Это дает возможность создания «ситуации свободного выбора», при которой учащийся из ряда предложенных учителем форм отчетности по экскурсии выбирает одну или предлагает свою в соответствии со склонностями и возможностями. Это можно осуществлять уже в 3-4 классе, где ,создание виртуальной экскурсии в идеале может стать результатом проектной совместной деятельности учителя и учеников.

П. Практические работы на уроках курса «Окружающий мир»

Практическая работа – представляет собой осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получения новых, относящихся к использованию предмета знаний. Практические работы проводятся обычно после изучения крупных разделов или тем и носят обобщающий характер.



Цель практических работ зависит от цели урока: одни из них формируют и совершенствуют природоведческие знания, другие – практические умения и навыки и способствуют более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала.

Использование на уроках окружающего мира практических работ позволяет добиться понимания важнейших закономерностей устройства природы и общества, так как каждый ученик не просто получает ту или иную информацию от учителя или из учебника и воспроизводит ее, но открывает ее сам, выполняя опыты самостоятельно.

Через опыты изучаются свойства объектов. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические и практические работы.

В процессе изучения курса используются уроки - практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки - практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

В практической работе в деятельности учеников преобладает применение полученных знаний; умений на практике, что способствует углублению знаний и умений; решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Этапы, через которые проходит познавательная деятельность учеников на уроке:

• объяснение учителя – теоретическое осмысление работы;

• показ – инструктаж;

• проба – этап; на котором два-три ученика выполняют работу, остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания; если допущена ошибка;

• выполнение работы – этап; на котором каждый самостоятельно выполняет задание. учитель здесь особое внимание уделяет тем; кто плохо справляется с заданием;

• контроль – на этом этапе принимаются и оцениваются работы учеников: учитывается качество выполнения; бережное отношение ко времени и материалам, скорость и правильное выполнение задания .


Три основополагающих этапа организации практических занятий:
1 этап – подготовительный.

Предварительно подготавливаясь к занятию, учащиеся знакомятся с теорией по данному материалу, работают с картой, представленной в атласе, изучают материал учебника и дополнительной литературы, применявшийся в практической работе, готовятся к беседе с преподавателем по основным вопросам (представлены в методическом описании), пользуясь при желании дополнительной литературой.



2 этап – непосредственное выполнение практической работы.

Непосредственно на практическом занятии преподавателем еще раз ставится цель и основные задачи.

Проверка подготовки учащихся к занятиям (к выполнению практической работы) осуществляется с помощью различных методов: опрос, беседа, контроль решенных задач.

В ходе беседы со школьниками педагог обращает внимание на теоретическую и практическую значимость работы, отмечает посильный уровень сложности экспериментальных заданий, способствуя тем самым созданию положительной мотивации к работе.

В ходе опроса ученикам задаются как вопросы репродуктивного типа, служащие основой для усвоения приобретаемых на практическом занятии знаний, умений и навыков, так и вопросы, направленные на то, чтобы помочь учащимся осмыслить методику проведения работы. Кроме того, назначение некоторых из них состоит в том, чтобы учащиеся проверили и оценили степень согласованности экспериментальной методики с теорией, выявили источник систематических, случайных и субъективных ошибок.

Если ответы на вопросы, указанные в практической работе, вызывают наибольшие трудности у школьников, преподаватель выясняет, с чем связаны возникающие затруднения:

В связи с этим одним ученикам достаточно будет помочь при работе с картой, другим – посоветовать дополнительную литературу, третьим - указать на ошибку, четвертым - внимательно прочитать тот или иной теоретический материал. Таким образом, в любом случае, преподаватель лишь подводит учащихся к тщательному осмыслению вопросов, направляет, оказывает дозированную помощь, а все необходимые действия они выполняют самостоятельно. При возникновении затруднений преподаватель сам поясняет непонятные моменты.

В зависимости от полученной в результате общения со школьниками обратной информации, как об их знаниях, умениях и навыках, так и их индивидуальных особенностях (темп работы и т. д.), преподаватель принимает решение о том, один ученик или с товарищем будет выполнять работу, сколько заданий и какие именно предоставить учащимся.

В соответствии с этим учащимся предъявляется задание с полным описанием выполняемых действий и подробным инструктажем; с указаниями к действиям или только с целью задания, но без его подробного описания.

3 этап – этап итогового контроля.

Коррективный контроль в процессе выполнения практической работы осуществляется следующим образом: одним учащимся указывается способ проверки полученного результата, вторым – предлагается просмотреть теорию, третьим - повторить работу (если результаты работы и теории сильно расходились), четвертым - объяснить причины отклонения полученного результата от истинного. Необходимо отметить, что педагог одобряет те или иные действия учащихся, даёт советы, методические указания, уточняет задание, задаёт вопросы.

Результаты работы учащиеся оформляют в виде таблиц. Таким образом, достигалось упорядочение, осознанность выполняемых учащимися действий.

По окончании выполнения заданий учащимися производится анализ полученных результатов, сравнение их с теоретическим материалом. Сделав соответствующие выводы, они выполняют контрольные задания, отвечают на вопросы.

Защита практической работы проводится в форме беседы с преподавателем. Вопросы к учащимся теперь уже носят преимущественно эвристический характер. Педагог осуществляет более глубокий контроль, определяя, на каком уровне усвоен учебный материал: знание, понимание, применение, анализ, оценка.
Рекомендации подготовлены творческой группой в составе:

Чорная Е.В., методист по начальному образованию отдела методики преподавания учебных дисциплин ГУ ЛНР «НМЦРО ЛНР»;

ОвчаренкоС.Н., учитель начальных классов высшей категории, учитель-методист, КУ «ЛСОШ I-III ступеней № 8»;

Шапоренко Т.Я., учитель начальных классов высшей категории, учитель-методист, Свердловская образовательная школа I-III ступеней № 8»;

Ребец О.А., учитель начальных классов высшей категории, учитель-методист, Ровеньковская образовательная школа №8

Жук Е. А., учитель начальных классов, КУ «ЛСОШ I-III ступеней № 48».

Приложение1

Перечень экскурсий в курсе «Окружающий мир»

УМК «Школа России»

.

1 класс ( 6 экскурсий )

- Знакомство со школой.

- Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

- Что у нас над головой?

- Что у нас под ногами?

- Знакомство с растениями цветника (клумбы, парника).

- Что такое зоопарк?
2 класс( 8 экскурсий )

- Что нас окружает?

- Живая и неживая природа.

- Осенние изменения в природе.

- Зимние изменения в природе.

- Знакомство с достопримечательностями родного города.

- Весенние изменения в природе.

- Формы земной поверхности родного края.

- Водоёмы родного края.
3 класс ( 4 экскурсии )

- Природа, её разнообразие.

- Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей.

- Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

- Дорожные знаки в окрестностях школы.
4 класс ( 4 экскурсии)

- Лес и человек.

- Поверхность нашего края.

- Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

– Во времена древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Приложение 2

Примеры уроков–экскурсий

по предмету «Окружающий мир» в 1- 4 классах

( УМК «Школа России» )
2 класс

Тема экскурсии

Цели и задачи экскурсии

Содержание

В гости к осени (урок-экскурсия)


Наблюдения  за осенними  явлениями в неживой и живой природе.


Понимать учебные задачи  и стремиться их выполнить; наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимо зависимость между ними; определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.

 В гости к зиме (урок -экскурсия)


Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе



Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать нал зимними погодными явлениями; обсуждать зимние явления в неживой природе и прошедшие дни; исследовать пласт снега.

В гости к весне (урок-экскурсия)


Наблюдения над весенними явлениями природы в  неживой и живой природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; оценивать свои достижения на уроке



Впереди лето


Летние явления  в  неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных,   доступных  для   наблюдений в летнее время. Красота животных

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба».



4 класс

Тема экскурсии

Цели и задачи экскурсии

Содержание

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Уточнить представления учащихся об условиях жизни в лесу, приспособленности растений леса к совместной жизни;

продолжить знакомство с особенностями растений леса (на основе материала, собранного на экскурсии);

научить различать эти растения.


На уроке используются ветки и гербарии хвойных и лиственных деревьев, ветки кустарников, гербарии травянистых растений леса, таблица или картина "Лес".

Урок можно начать с чтения стихотворения Вс. Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный..." Это позволит не только создать определенный эмоциональный настрой, но и вспомнить впечатления о лесе, полученные во время экскурсии.




Приложение 3

Памятки

1. Что наблюдать и делать осенью


  • Изменения природы в окрестностях школы в травяном покрове.

  • Подготовка растений к зиме: кустарники и деревья осенью.

  • Окраска листьев. Листопад.

  • Вечнозелёные растения.

  • Сельскохозяйственные растения.

  • Сезонные работы в саду и в огороде.

  • Плоды и семена декоративных растений. Их сбор и хранение.

  • Различные способы распространены семян дикорастущих растений.

  • Сбор лекарственных растений и их заготовка.

  • Подготовка животных к зиме.

  • Жизнь в водоёме и др.

2. Что наблюдать и делать зимой

  • Определение средней толщиной снежного покрова.

  • Значение роста снежного покрова.

  • Жизнь растений под снегом.

  • Снегозадержание.

  • Влияние полезащитных полос для снегозадержания.

  • Жизнь животных. Чьи следы на снегу?

  • Организация подкормки птиц.

  • Проверка пригодности семян к посеву.

  • Водоёмы зимой и др.

3. Что наблюдать и делать весной

  • Таяние снега.

  • Протравливание семян, работа в парках, в саду, на огороде, в поле.

  • Наблюдение за развитием кустарников и деревьев.

  • Сокодвижение.

  • Распускание листьев. Начало цветения.

  • Наблюдение за развитием травянистых растений.

  • Подготовка почвы к севу.

  • Посев и посадка полевых и огородных растений.

  • Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными.

  • Пробуждение жизни в водоёме и др.

4. Что наблюдать и делать летом

  • Летний травяной покров.

  • Строение цветка.

  • Сорные растения в полях и огородах (описание и гербарий)

  • Борьба с сорняками.

  • Развитие кустарников и деревьев в летних условиях.

  • Летние работы в огороде, саду, колхозе.

  • Уход за культурными растениями.

  • Пропалывание.

  • Цветение и созревание зерновых культур.

  • Сенокошение.

  • Летняя жизнь животных.

  • Растительность и животный мир водоёмов.

Приложение 4
Перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:


  1. Компас

  2. Нивелир

  3. Рейка

  4. Рулетка

  5. Оборудование для сбора растений:

  • Лопатки или совочки для выкапывания растений -- 3.

  • Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника -- 1.

  • Папки для растений -- 2.

  • Корзиночки для шишек, листьев -- 2.

  • Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов -- 2.

  • Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений -- 2--3.


Приложение 5

Перечень обязательных практических видов работ

по предмету «Окружающий мир»

(УМК «Школа России»)
1 класс ( 10 практических работ)


  1. Знакомство с комнатными растениями.

  2. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.

  3. Распознавание листьев различных деревьев.

  4. Сравнительное исследование сосны и ели.

  5. Что общего у разных растений?

  6. Знакомство с глобусом.

  7. Изучение свойств снега и льда.

  8. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.

  9. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

  10. Простейшие правила гигиены.


2 класс (10 практических работ)

  1. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.

  2. Знакомство с горными породами и минералами.

  3. Свойства воды.

  4. Распознавание деревьев, кустарников и трав.

  5. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.

  6. Приемы ухода за комнатными растениями.

  7. Отработка правил перехода улицы.

  8. Отработка основных правил этикета.

  9. Определение сторон горизонта по компасу.

  10. Основные приемы чтения карты.


3 класс (11 практических работ)

  1. Тела, вещества, частицы.

  2. Состав и свойства воздуха.

  3. Свойства воды.

  4. Круговорот воды.

  5. Состав почвы.

  6. Размножение и развитие растений.

  7. Знакомство с внешним строением кожи.

  8. Подсчет ударов пульса.

  9. Полезные ископаемые.

  10. Знакомство с культурными растениями.

  11. Знакомство с различными монетами.


4 класс (19 практических работ)

  1. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года.

  2. Знакомство с картой звездного неба.

  3. Глобус и географическая карта.

  4. Пояса Земли.

  5. Знакомство с историческими картами.

  6. Равнины и горы России (нашей местности).

  7. Моря, озера и реки России (нашей местности).

  8. Зона Арктических пустынь.(ознакомление ,карта, презентация).

  9. Тундра.(растительный мир, гербарий).

  10. Леса России (нашей местности)

  11. Зона степей.

  12. Пустыни.

  13. У Черного моря.

  14. Знакомство с картой края.

  15. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края.

  16. Жизнь леса.

  17. Жизнь луга.

  18. Жизнь пресного водоема.

  19. Знакомство с культурными растениями нашего края.


Приложение 6

Из опыта работы Овчаренко С.Н.,

Курс «Окружающий мир» 3 класс.

Раздел « Эта удивительная природа».

Тема урока : Воздух его состав и свойства.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Состав и свойства воздуха.

1) уточнить представление о том, что воздух есть везде, в том числе и в воде, особенно чистой, свежей;

2) познакомить с новыми свойствами воздуха: не имеет запаха, вкуса, необходим для горения;

3) доказать, что в почве есть воздух: в рыхлой - больше. В уплотненной -меньше;

4) доказать, что теплый воздух легче, поэтому вверху тепло, ниже -холоднее, закрепить умение пользоваться термометром;

5) учить самостоятельно делать выводы, обобщать, доказывать.



Материалы и инструменты:

3 сосуда с водой: в одном - холодная, в другом - теплая, в третьем -кипяченая; кусочки земли, взятые в разных местах:( на спорт - площадке, с участка, с грядки;) емкость с подкрашенной водой, термометры (2 штуки), 2 свечи, 2 банки (0, 5 л и 3 л), листы бумаги, карандаши, лупы.



Ход практической работы:

Запись на доске ( по выбору учителя)

Сто тысяч «Почему?»

Живут на белом свете.

Сто тысяч «Почему?»

Гуляют по планете.

И ждут , и ждут, и ждут,

Пока на все ответят

Такие вот ребята,

Обычные, как мы!

Учитель:

Ребята, отгадайте, пожалуйста, мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же -

Без него мы жить не сможем.



Учитель: Верно, это - воздух. Вот сегодня мы с вами будем рассказывать, наблюдать, экспериментировать, наблюдать за тем, что связано с воздухом.

А сейчас вспомним, что нам уже известно о воздухе. Какой он?



Ответы учеников…

(прозрачный, невидимый, без цвета, вкуса, запаха).



Учитель : Хотите узнать новое, неизвестное, интересное о воздухе?

Что ж, приступим. Открываем нашу экспериментальную лабораторию.



Запись в тетрадях ( опыты 1-7 , на усмотрение учителя).

Опыт 1

На столе стоит банка с водой, в банке - ложка. Один из ребят (вызывает учитель) размешивает эту воду. Пузырьки снимаются с места, начинают кружить, постепенно поднимаются вверх и исчезают. (Зарисовать опыт)



Вывод: в воде есть воздух, он легче воды.

Опыт 2

На столе стоят три стакана с водой:

1 - холодная, 2 - горячая, 3 - кипяченая

Наблюдают, делают вывод:

Чем холоднее вода, тем больше в ней воздуха, в кипяченой воде воздуха нет.



Опыт 3 ( демонстрирует учитель, ученики подходят к столу учителя или демонстрационной парте)

На столе таз с подкрашенной водой. Маленькую пустую банку опускаем в

таз, вверх дном. Что происходит? Вода в банку не входит, если наклонить -

банка наполняется.



Вывод:

банка (маленькая) не пустая, в ней есть воздух, он не дает воде проникнуть в

банку;

Опыт 4

Внести лупы с рыхлой землей и твердым грунтом, внимательно рассмотреть

почву через лупу. Бросить оба вида почвы в банку с водой. Наблюдение.

Вывод:

в почве есть воздух, его больше в рыхлой земле;



Опыт 5

Определение температуры воздуха.( использование термометра для воды)



Вывод:

внизу холоднее, вверху - теплее;



Опыт 6

Игра «Угадай по запаху».

В банках из - под витаминов (выбор учителя) заранее находились кусочки поролона, пропитанные духами, бензином, чесноком, лимоном, растворителем. (выбор учителя) Затем поролон убрали (перед уроком).

Вывод:

чистый воздух не имеет запаха собственного, но поглощает другие запахи.



Опыт 7 ( повторить правила техники безопасности«Осторожно, огонь»)

На столе стоят 2 свечи, поставить их рядом, зажечь. Одну свечу накрыть 0.7 л

банкой, другую –З-х литровой банкой. ( демонстрирует учитель) Наблюдение.

Вывод:

в маленькой банке меньше воздуха, там быстрее гаснет свеча.


Учитель вместе с детьми подводит итог, делает обобщение.

Воздух есть везде: в воде, почве, необходим для горения, для дыхания, притягивает чужие запахи.



Домашнее задание: Статья учебника «Воздух его состав и свойства».