Скачать 91.32 Kb.
Дата11.07.2019
Размер91.32 Kb.
ТипУрок

Урок ритмики и хореографии. Предварительная работа


«Открытый урок ритмики и хореографии».




Предварительная работа:

  • разучивание дыхательных упражнений;

  • слушание музыкальных произведений , беседы о характере музыки и возникающих образах;

  • беседы о народных традициях,

  • разучивание музыкально – ритмических движений: (подскоки, перекрестный, переменный шаг, попеременные и одновременные махи руками, повороты, вращения);

  • разучивание подвижной игры

  • хореографические этюды

  • подбор музыкального материала.

Оборудование: презентация “Адыгейские танцы ”, национальный костюм , флаги для призов из орехов, песня “Исламей ”, песня “Зафак …”, национальный танец «Удж», народная мелодия “Горцы».

Цель: Укрепление физического здоровье школьников в условиях школьного обучения: развитие эмоциональной выразительности, творческих способностей, коммуникативности, стремления к созданию выразительных образов. Научить почитать традиции и обычаи своего народа.

Задачи:

  • Научить детей запоминать последовательность движений народного танца.

  • Сформировать двигательные навыки: правильную осанку, походку; развивать общую и мелкую моторику, снизить напряжение средствами релаксации под музыку в процессе движения.

  • Корректировать начало и окончание движений с началом и окончанием музыки; изменять темпоритм движений в определенной последовательности в соответствии с текстом; четко произносить слова и их окончания; координировать движения в играх и танце.

  • Воспитывать уверенность при выполнении поставленных задач.

Методы и приемы:

  • слушание музыки.

  • похлопывание и простукивание ритма шумовыми инструментами,

  • показ движений учителем,

  • дыхательная гимнастика,

  • ходьба с изменением направления по сигналу,

  • пластический этюд,

  • символы-жесты,

  • напоминания,

  • слово-сигнал.

Тип урока: обобщающий урок

Вид урока: урок адыгейского национального танца.

 

Ход урока



I. Организационный момент

Выход под музыку “Си дахэк1ай ”.

(под слова учителя ). Презентация прилагается.

Релаксация.

1слайд:
Ото всех дверей, ото всех ворот,
К нам на урок спешит народ!
Кто умеет хорошо резвиться,
Играть и веселиться!
Собирайся, - народ!
Заходите – не пожалеете, если время имеете!
Будьте как дома, не стесняйтесь!
И с нами в пляс скорей пускайтесь!

Учитель:

Здравствуйте дорогие гости! Приглашаем вас на урок адыгейского национального танца. Сегодня мы с вами поговорим о культуре, обычаях нашего народа. Мы живём в прекрасной республике Адыгея, которая очень богата своей природой, традициями, песнями и конечно же танцами.

Танец — один из самых древних видов искусства, берущий свое начало с момента зарождения человеческого общества. Почти все народы мира тысячелетиями создавали свои хороводные шествия, танцы, игры, в которых отражались обычаи, традиции, мир их чувств, религиозные верования. В этом плане адыги являются одним из древнейших народов, имеют свою самостоятельную культуру со своей историей. До нашего времени дошли многие образцы адыгской мифо­логии и фольклора.

Адыги пели песни, играли на музыкальных инструментах, исполняли национальные танцы, они были одеты в национальный костюм (ЦЫЕ, САЕ). Также обязательно был гармонист, пхъэк1ычао (играющий на трещотках) и ведущий праздник (ХЬАТИЯК1О), которые веселили народ своей музыкой.

Человек, оказавшийся на празднике, некоторое время пребывал в удивлении и восхищении, а затем незаметно для самого себя вовлекался в ритм праздничной атмосферы, где сам танцевал и веселился. Услышав адыгейскую музыку невозможно было стоять или сидеть на одном месте хотелось танцевать.
2 слайд:
Танец как зеркало души» – это танец для познания себя: своего тела, внутреннего я. На наших занятиях танец – это не просто комплекс движений, а танец как жизнь, как «зеркало», в котором отражается душа.

Сегодня на нашем уроке я бы хотела вам рассказать более подробно о нашей культуре, адыгейских танцах. Конечно же, мы изучим несколько элементов народной хореографии, выучим самые используемые движения на пластику и гибкость, также вспомним позиции рук и ног.

Адыги считаются мудрым народом. Наши предки воспитывали детей мудрыми сказаниями и притчами. Сейчас я бы хотела послушать одну из притч «Наставление отца».

(музыка вступления играет до 3 слайда)

Звучит притча «Наставление отца».

Так как наше занятие сегодня полностью посвящено адыгейской культуре, мы с вами вместе поиграем в развивающие игры наших предков.



Разминка

3 слайд:

Скачки

Цель игры: развитие быстроты, умения ориентиро­ваться, укрепление мышц ног.

Игра предназначена для детей 6-8лет. На игровой площадке отмечаются линии старта и финиша (на рас­стоянии 20—30 м).



Игроки садятся на «коня», то есть пропускают меж­ду ног хворостину, придерживая ее рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуть­ся и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша).

Правила игры:

  • выигрывает тот, кто первый пересечет линию фи­ниша;

  • если хворостина во время бега окажется в дру­гом положении (то есть не между ног), игроку засчитывается поражение.

  • (Музыка прилагается)

Учитель: Все играли хорошо, молодцы.

4 слайд:

  • Адыгейские танцы – часть культуры народов Кавказа, оставшаяся практически нетронутой и дошедшая до наших дней в своем неизменном виде. Адыгея славится большим количеством танцев. Когда адыги встречаются на праздниках, свадьбах главным ведущим назначают весёлого, ответственного, справедливого, удерживающего внимание людей, следящего за порядком, знающего все обычаи и традиции адыгов- «ХЬАТИЯК1О». Также выбирают членов жюри, которые в течении всего праздника смотрят за танцующими парами, их внешним видом, правильным исполнением танца. Теперь поговорим о разных танцах Адыгов.

5 слайд:



  • Исламий. У адыгского народа «Исламий» известен как жизнерадостный лирический танец подвижного характера. Его композиция насыщена разнообразием линий, диагоналей и круговых мотивов, сочетающихся с различными перестроениями, неожиданными поворотами и разводами. У адыгского народа музыка к «Исламий» особенная, единственная, которая состоит из нескольких частей и является традиционной, обязательной. Танец этот широко популярен в народе, потому что является средством общения молодежи. В виду строгих традиций и обычаев, юноши и девушки могли встречаться и как-то проявить свои симпатии только на народных празднествах, свадьбах, в которых участвовали целые аулы, селения. Познакомившись однажды на каком-либо торжестве с девушкой, юноша искал встречи с нею и на других праздниках. С приглянувшейся ему девушкой он стремился танцевать все танцы. Так завязывался узел их будущих взаимоотношений.

Сейчас мы вместе прослушали и просмотрели танец «Исламий» и я бы хотела пригласить вас выстроиться в 2 ряда. (Выполняется комплекс упражнений используемых в этом танце).

6 слайд:



Следующий танец «Зафак»

  • Так зовут этот танец небыстрый недаром,
    Это значит: "Навстречу друг другу идти".
    Легким облаком и затаенным пожаром
    Мне навстречу плыви, сердцем к сердцу лети!
    В танце этом лишь сдержанность парня украсит.
    Так улыбкою тихой меня одари -
    Ты давно поняла, что никто не погасит
    Этот тихий огонь, что таится внутри.
    Пять шагов между нами – и вечность, и малость;
    Пять коротких шагов – или жизнь впереди?
    Скоро кончится танец – полкруга осталось,
    Так плыви мне навстречу, навстречу иди!
    Пусть гармонь не устанет, и мы не устанем,
    Мы танцуем зафак у молвы на виду.
    Как он смыслом велик, этот радостный танец:
    "– Я навстречу иду! Я навстречу иду!"


7 слайд:



  • Удж» - это древний адыгский праздничный парный танец.Во время исполнение этого танца раскрывается новый этап взаимоотношений танцующих, а потому их движения, взгляды, расположение в танце по отношению друг к другу выражают согласие в мыслях и чувствах. Общий орнамент танца складывается из разнообразных рисунков и многочисленных переплетений прямых линий и диагоналей. При внешней строгости и подтянутости исполнительской манеры взаимоотношения в парах остаются непринужденными. Однако возможность близкого общения танцующих не нарушает сложившихся в народе этических норм.

8 слайд:

«Девичий танец»

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

Девичий танец исполняли девушки очень медленно, грациозно как бы показывая себя, свою статность и красоту. В танце все элементы выполнялись, одинаково можно было, любоваться единой пластикой и смотреть на рисунок танца как на что-то невероятно красивое, одно целое слияние водопада или журчащего ручья. Считается самым сложным коллективным танцем потому что все движения синхронны.

9, 10, 11 слайды.

Сейчас я хочу Вам показать выступления нашего хореографического кружка «ЛЕЗГИНКА». К нам ходят дети разных возрастов с 1-8 классы. (ВИДИО ПРИЛАГАЕТСЯ).

Ознакомившись с различными танцами адыгов и элементами адыгейской хореографии, предлагаю вам потанцевать и попробовать себя в роли танцора. В конце занятия будет определён победитель, которому по адыгейским обычаям дарят самый дорогой приз- «ДЭЖЪЫЕ БЫРАКЪ»- (адыгейский флаг сделанный из фундука, орехов, конфет, как символ победы).






(Звучит медленная музыка Аслана Тлебзу).
Учитель: Наше занятие подошло к концу, но я оставила вам вот такой адыгейский инструмент «ПХЪЭК1ЫЧ» , этот инструмент используют для более динамичного звучания гармони вместе с гармонистом (ТРЕЩОТКИ) вопросов, и хочу вам его отдать (показываю трещотки). На каждой части трещотки есть вопрос о нашем занятии, каждый из вас оторвет часть трещотки и ответит на вопрос.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

II. Вопросы:

  1. Чем богата культура Адыгеи?

  2. Какие адыгейские танцы вы сегодня узнали?

  3. Какой танец понравился вам больше всего?

  4. Кто веселил народ на праздниках, свадьбах, как оценивали лучшую пару?

  5. Что было сложно выполнить?

  6. Какой танец понравился вам больше всего?

  7. Что не понравилось?

  8. Что понравилось больше всего?

Итог урока: Вы сегодня все активно играли, хорошо выполняли упражнения, танцевали. У вас всех на местах лежат смайлики, покажите, пожалуйста мне свое настроение. Молодцы!

Наш урок подошел к концу, давайте поаплодируйте себе все дружно и поздравим лучшего танцора, обладателя нашего приза

«ДЭЖЪЫЕ БЫРАКЪ».

Я вас всех приглашаю в нашу ХСОШ№6. Мы всегда рады гостям!





Нам очень нравятся наши адыгейские танцы!!!


Чем богата культура Адыгеи?

Какие адыгейские танцы вы сегодня узнали?

Кто веселил народ на праздниках, свадьбах, как оценивали лучшую пару?

Что было сложно выполнить?

Какой танец понравился вам больше всего?

Что не понравилось?

Что понравилось больше всего?