страница1/15
Дата13.02.2018
Размер1.32 Mb.
ТипРеферат

Управление развитием системы оценивания учебной деятельности студентов в вузе


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет менеджмента
Кафедра институциональной экономики



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению 081100.68


«Государственное и муниципальное управление» магистранта группы №2431

(магистерская программа «Управление образованием»)


На тему:

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Бойко Татьяны Викторовны
Руководитель ВКР

доктор педагогических наук, чл.корр. РАО

Лебедев Олег Ермолаевич

Санкт-Петербург, 2013



РЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ

Сведения об объеме диссертации: состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в 3 главы, заключения. В работе представлены 22 таблицы, 2 рисунка, 7 приложений. Список литературы содержит 53 наименования.


Оъбем работы -124 страниц.

Ключевые слова: образовательный стандарт, модульно-рейтинговая система, система оценивания учебной деятельности студентов, принципы, ценности, функции оценки

Краткая характеристики работы:
Тема работы «Управление развитием системы оценивания учебной деятельности студентов в вузе».

Цель исследования: определить пути управления развитием системы оценивании учебной деятельности студентов, на основе сочетания контролирующей, прогностической и диагностической функций.



Объектом исследования является система оценивания учебной деятельности студентов.

Предмет исследования: реализация прогностической, диагностической и контролирующей функций системы оценивания.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что своевременная, актуальная и достоверная информация об индивидуальных образовательных достижениях студента и проблемах обучения будет способствовать повышению качества обучения в вузе, если система оценивания будет выполнять не только контролирующую функцию, а в сочетание с ней прогностическую и диагностическую.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить теоретические основы исследования, раскрыть сущность понятий, определить функции оценки, вывить критерии системы оценивания учебной деятельности студентов в системе высшего профессионального образования;

- сопоставить систему оценивания, описанную в нормативно-правовых документах с реальной системой оценивания учебной деятельности студентов;

- определить пути повышения эффективности системы оценивания учебной деятельности студентов.

Основными методами исследования являются:

- общетеоретические методы, такие как синтез, анализ, системный подход.

- социологические методы;

- метод конструирования системы новых теоретических представлений, метод аналогий, моделирование;

- психолого-педагогические.

Информационная база исследования включает:

− федеральные законы, законодательные акты Российской Федерации, Указы Президента, постановления Правительства Российской Федерации по проблемам развития образования;

− данные, опубликованные в отечественных научных журналах и представленные на сайтах авторитетных учреждений и организаций;

− нормативно-правовые документы НИУ ВШЭ, включая программу развития и другие документы;

− материалы социологических опросов студентов и преподавателей вуза.

Научная новизна исследования заключается в выявление степени соответствия практики оценивания в вузе системе оценивания, установленной нормативно-правовыми документами университета. А также определение соответствия нормативной модели европейской системе оценивания, принятой в рамках Болонского процесса.

К конкретным элементам приращения нового научного знания относятся следующие результаты:

Выявлены представления различных групп участников образовательного процесса о сущности системы оценивания и эффективности ее использования.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Установлена степень соответствия системы оценивания, реализуемой на практике, существующим принципам, функциям и критериям.

Определена методика оценки системы оценивания, которая позволяет выявить факты, раскрывающие связь между эффективностью системы оценивания учебной деятельности студентов и их вовлечённостью в процесс оценивания.

Определены способы преодоления имеющегося рассогласования между нормативной моделью и моделью реализуемой на практике.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования

Содержащиеся в диссертации основные положения, выводы и полученные результаты ориентированы на применение в сфере образования.

Материалы исследования могут быть использованы:

- руководителями факультетов и учебных офисов НИУ ВШЭ при разработке образовательных программ по направлениям обучения;

- сотрудниками учебно-методических подразделений НИУ ВШЭ для сопровождения учебного процесса в университете;

- преподавателям учебных дисциплин при разработке программ дисциплин.

Апробация результатов исследования.

Полученные теоретические, методологические и практические результаты поэтапной проработки проблемы докладывались и обсуждались на:

-информационных и методических совещаниях и семинарах преподавателей и сотрудников факультета экономики;

-на заседаниях совета факультета экономики;

- на конференциях НИУ ВШЭ СПб "Инновационное управление: от теории к практике" и "Теория и практика управления: вызовы современности".
Основные положения работы, выносимые на защиту, состоят в следующем:

- методика оценки системы оценивания и использование ее для конкретной ситуации, которая позволит установить степень соответствия реальной модели оценивания нормативной;

-обоснование необходимости изменений в системе оценивание учебной деятельности студентов.

Основные выводы и результаты диссертационного исследования:

В ходе исследования были сопоставлены три модели оценивания: «Болонская модель», нормативная модель, разработанная для условий конкретного вуза и модель, отражающая реальную практику оценивания. Основные противоречия имеют место в звене «нормативная модель» - «реальная ситуация». Указанное противоречие основано на том, что в «реальной модели» не достаточно проявляются критерии эффективной системы оценивания, не реализация в полной мере контролирующая, прогностическая и диагностическая функции оценивания. Система оценивания не удовлетворяет запросам студентов и преподавателей, не обеспечивает качество оценки, и требует большой трудоемкости при организации контроля знаний от преподавателей и студентов.

Особый интерес представляют данные о существенных различиях во взглядах преподавателей и студентов на реализацию основных функций системы оценивания. Преподаватели считают, что они выполняют все требования системы оценивания, ориентируясь на жесткий регламент. Студенты считают, что многообразие подходов к формированию оценки, отсутствие четких и понятных критериев, не своевременная информация о результатах обучения – все это не гарантирует качество оценки. Оценка преподавателей не эффективна, так как требуется много временных затрат для выполнения заданий, но не помогает студентам диагностировать свои проблемы и прогнозировать дальнейшее их развитие.

В работе обоснованы изменения, управление которыми, повысит эффективность системы оценивания учебной деятельности студентов. К таким изменениям относятся: предложения о внесении дополнений к существующей технологии оценки. В частности при распределении нагрузки студентов на текущий контроль необходимо правильно распределять часы самостоятельной работы. Предложены варианты расчета формул итоговой оценки для дисциплин, имеющих несколько контрольных испытаний. Методика формирования бальной оценки должна быть понятной для студентов и преподавателей. Единообразие требований снимет напряженность у студентов, и позволит результаты обучения сделать «прозрачным» для участников учебного процесса.

Обоснована необходимость перехода от количественной оценки преподавателя к экспертной оценки учебной деятельности студентов. Оценка должна соответствовать критериям, которые позволят студентам диагностировать свои достижения и своевременно определять трудности обучения.

В работе предложено еще одно управленческое решение по оказанию методической помощи преподавателям. Разработана программа повышения квалификации преподавателей в области оценочной деятельности, которая может помочь решению методических проблем в профессиональной деятельности преподавателей.

Особое внимание обращено на то, что в существующей системе оценивания не предусмотрены критерии самооценки студентами результатов обучения. В работе предложен вариант составления студентами карты, в которой они могут фиксировать формирование компетенций. Данная карта позволит студенту оценивать себя лично, как он освоил нормы поведения, научился применять конкретные знания в решении жизненных и профессиональных задач.

Таким образом, в оде исследования получены следующие результаты:

Определена методика оценки системы оценивания, которая позволяет выявить факты, раскрывающие связь между эффективностью системы оценивания учебной деятельности студентов и их вовлечённостью в процесс оценивания.

Обоснованы изменения в системе оценивания, которые позволят управлять развитием системы оценивания вуза.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 9

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 13

1.1. Система оценивания результатов учебной деятельности студентов, ее функции и принципы 13

1.2. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов 17

1.3 Критерии оценки балльно-рейтинговой системы оценивания 21

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЭКОНОМИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 24

2.1. Основные элементы системы оценивания учебной деятельности студентов (анализ нормативно-правовой базы университета) 24

2.2. Практика оценивания учебной деятельности студентов на факультете экономики 29

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИНИУ ВШЭ СПБ) 46

3.1. Необходимые изменения в технологии формирования бальной оценки учебной деятельности студентов в условиях модульно-рейтинговой системы 46

3.2. Обоснование необходимости формирования экспертной оценки преподавателя, выполняющей прогностическую и диагностическую функцию в системе оценивания 51

3.3. Обоснование необходимости формирования самооценки студента в учебной деятельности 62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69

Приложение 1 76

Приложение 2 79

1.Преподаватели должны информировать студентов о результатах текущего контроля знаний не позднее 10 рабочих дней после проведения формы контроля знаний. 80

Приложение 3 83

Приложение 4 83

Приложение 5 85

Приложение 6 106

Приложение 7 112





ВВЕДЕНИЕ 9

ГЛАВА 1. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 13

1.1. Система оценивания результатов учебной деятельности студентов, ее функции и принципы 13

1.2. Балльно-рейтинговая система оценивания учебной деятельности студентов 17

1.3 Критерии оценки балльно-рейтинговой системы оценивания 21

ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЭКОНОМИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 24

2.1. Основные элементы системы оценивания учебной деятельности студентов (анализ нормативно-правовой базы университета) 24

2.2. Практика оценивания учебной деятельности студентов на факультете экономики 29

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА ЭКОНОМИКИНИУ ВШЭ СПБ) 46

3.1. Необходимые изменения в технологии формирования бальной оценки учебной деятельности студентов в условиях модульно-рейтинговой системы 46

3.2. Обоснование необходимости формирования экспертной оценки преподавателя, выполняющей прогностическую и диагностическую функцию в системе оценивания 51

3.3. Обоснование необходимости формирования самооценки студента в учебной деятельности 62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69

Приложение 1 76

Приложение 2 79

1.Преподаватели должны информировать студентов о результатах текущего контроля знаний не позднее 10 рабочих дней после проведения формы контроля знаний. 80

Приложение 3 83

Приложение 4 83

Приложение 5 85

Приложение 6 106

Приложение 7 112



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15