Скачать 353.37 Kb.
Дата07.02.2019
Размер353.37 Kb.
ТипПояснительная записка

Управление образования






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая учебная программа дополнительная образовательная (ДО) кружковой деятельности по физическому развитию старших дошкольников, разработана по обучению художественной и спортивной гимнастики.

Охрана жизни и укрепление физического здоровья детей - главная задача в физическом развитии. В МБДОУ ЦРР №8 «Буратино» созданы условия для формирования физически здорового ребенка.



«Развивающая оздоровительная работа с дошкольниками окажется эффективной в той мере, в какой она будет опираться на идеи особого междисциплинарного научно-практического направления, которое В.Т.Кудрявцев назвал педагогикой оздоровления. Это направление сегодня постепенно оформляется на «стыке» возрастной физиологии, гигиены, педиатрии, педагогики, детской психологии». Одним из его основоположников является Ю.Ф.Змановский. Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что многие дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме: снижение силы и работоспособности скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, координации движений, выносливости, гибкости, силы, плоскостопие, вызывает задержку возрастного развития, развития мелкой и крупной моторики. Длительное пребывание за столом увеличивает статическую нагрузку на определенную группу мышц, способствует искривлению позвоночника, формированию жировых отложений.

Стабилизация, коррекция стопы, и опорно-двигательного аппарата у детей одна из ключевых задач, так как это влияет на формирование здоровья в целом. Плоскостопием страдают от 40 до 60% населения земного шара (данные А.А.Очерет); в США дефекты стоп и опорно-двигательного аппарата имеют 85% взрослого населения; в Индии и Китае – 7% (данные П.С. Брэгга); в России в детских садах 40% у детей дошкольного возраста – у каждого четвертого ребенка и каждого 20 нарушение осанки, сколиоз (данные А.А. Николаевой доктора медицинских наук).

Анализируя медицинские показатели, диагностическое обследование детей нашего МБДОУ ЦРР - д/с №8 «Буратино» за последние три года (2012г.- 2014г.), наблюдается постоянный рост количества детей с нарушением осанки и плоскостопием(14%,16%,19%), низким уровнем физического развития, что позволяет говорить о проблеме и необходимости путей решения.

В связи с этим в детском саду было принято решение:



  • провести анкетирование среди родителей;

  • родительское собрание на тему «Здоровые дети», где выявили проблему здоровья детей дошкольного возраста.

По итогам анкетирования и запросам родителей, коллективом ДОУ принято решение:

  • оформить для родителей в вестибюлях информационный стенд;

  • предложить для родителей в группах папки – передвижки с консультациями по проблем здоровья;

  • провести индивидуальные беседы;

  • анкетирование;

  • организация встречи с врачами и индивидуальные консультации;

  • специальные медицинские обследования детей врачами районной детской поликлиники;

  • деятельность по сопровождению детей направленная на коррекцию укрепления мышц брюшного пресса, стопы, спины, координации движений, развитие мелкой и крупной моторики.

Цель работы: совершенствовать двигательную деятельность детей старшего дошкольного возраста, укрепляя их здоровье через художественную и спортивную гимнастики.

Была изучена социально – педагогическая и медицинская литературы, влияние художественной и спортивной гимнастики на профилактику и лечение опорно-двигательного аппарата и плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.




Задачи:

  • повышать эффективность физического развития через введение создание условий художественной и спортивной гимнастики;

  • укреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки;

  • развивать мотивацию на проявления двигательной активности и потребности в здоровом образе жизни;

  • формировать правильную осанку, свод стопы и координацию движений, укреплять опорно – двигательный аппарат;

  • учить детей правильному дыханию во время физической нагрузки формировать;

  • в процессе социализации систематизировать знания детей о пользе занятий гимнастикой.

В исследованиях последних лет С.Г. Лемешева, Н.Ю. Соболева, С.Б. Шарманова экспериментально доказано, что методически правильное использование средств художественной и спортивной гимнастики в различных формах физического воспитания дошкольников достаточно эффективно. Оно способствует укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма, гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки, а также потребности в физическом совершенствовании.

С опорой на физиологические особенности, состояние опорно-двигательного аппарата и физическую подготовленность, в работе с детьми подготовительной группы (ОВЗ), включены элементы художественной и спортивной гимнастики.

Основное содержание художественной и спортивной гимнастики составляют:


  • упражнения основной гимнастики (строевые, общеразвивающие);

  • упражнения без предметов (волны, взмахи, равновесия, повороты, прыжки и т.д..);

  • элементы акробатики, (группировки, кувырки, перекаты, колесо, мостик и т.д.);

  • ритмичные упражнения, гимнастика (согласование движений с музыкой);

  • упражнения с предметами (мячом, обручем, лентой, скакалкой и др.).

Обучение элементам художественной и спортивной гимнастики для детей проходит в игровой форме (подражательные элементы движений). Их эффективность заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползания, что дает хорошую нагрузку на все группы мышц, так необходимую для укрепления опорно-двигательного аппарата и профилактике плоскостопия.

Здоровье во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса. Введение в комплексы упражнений, элементов художественной и спортивной гимнастики помогают сохранить природную гибкость. Упражнения с предметами развивают ловкость, быстроту и выносливость. Дети обучаются разным способам удержания ленты, обруча, мяча, гимнастической палки и элементарным действиям с ними. Использование акробатических упражнений позволяет развивать ловкость, силу и пространственную ориентацию. В соответствии с принципами постепенности и системности детям демонстрирую точную технику упражнения. При выполнении упражнения обращается внимание на четкость исходного положения и направление движения отдельных частей тела. Для повышения тонуса мышц туловища (особенно мышц спины), формирования правильной осанки применяются упражнения на равновесие, используются предметы различной формы. Это помогает детям приобретать двигательный опыт, воспринимать как часть игры и позволяет многократно повторять одни и те же полезные упражнения, поддерживая к ним интерес.

Исходя из этого, возникла необходимость уделить дополнительное внимание вопросу о дополнительном физическом развитии детей дошкольного возраста. Одним из решений данного вопроса является занятие детей в кружке физического развития «Гимнастика маленьких волшебников», где дети научатся:


  • соблюдать правила гигиены;

  • бережно относится к своему здоровью;

  • сформировать навыки здорового образа жизни;

  • выработать стойкую привычку к занятиям художественной и спортивной гимнастики;

  • научаться обращаться с предметами (скакалкой, обручем, лентой, палкой, шнуром, и другими предметами);

  • приобрести знания о строении человеческого организма;

  • выполнять подражательные движения;

  • слушать, размышлять, двигаться.

Программа позволит формировать физическое развитие на основе духовного самосовершенствования.

Надо помнить, как важна работа над точным, энергичным и выразительным исполнением элементов художественной и спортивной гимнастики, совершенствованием владения предметом в зависимости от индивидуальных особенностей воспитанников. Поэтому особое внимание уделяю свободной двигательной деятельности, развивающей творческие способности ребенка направленные на гармоничное развитие тела. Все это помогает детям научиться осознанно, владеть своим телом, выработать потребность в прогибании и растягивании позвоночника, сформировать свод стопы, основы здорового образа жизни при подготовке к обучению в школе.



Целевые ориентиры: планируемые результаты освоения Программы конкретизирую требованиям Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей. На этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными движениями, у него развита крупная и мелкая моторика;

  • ребенок подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • контролирует поведение и взаимоотношения с взрослыми и сверстниками;

  • соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного общего образования.
Отличительные особенности программы
Данная программа модифици­рованная, базируется на ведущих теоретических идеях следующих программ: «Старт» (Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина), «Применение средств художественной и спортивной гимнас­тики в физическом развитии детей дошкольного возраста» (СБ. Шарманова), «Веселая йога: специально для детей» (О.А. Вол­ков, Е.А. Волкова), «Физическая культура. Ритмические упражне­ния, хореография и игры» (Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов) и др.

Программа обеспечивает все­стороннее развитие личности в процессе индивидуального фи­зического развития ребенка на основе его психофизиологи­ческих особенностей и природ­ных двигательных задатков. Способствует личной заинтере­сованности детей в самостоя­тельном совершенствовании своих результатов. Создает оп­тимальные условия (специфич­ные для дошкольников) для реализации творческой актив­ности. Учитывает интегративный подход, гендерное воспитание (упражнения для мальчиков имеют силовую на­правленность, а для девочек — грациозную).

Положительная эмоциональ­ная окрашенность физической деятельности при сотрудниче­стве детей и руководителя обес­печивает комфортную обстанов­ку на занятиях и укрепляет же­лание дальнейшей работы. Смена видов двигательной дея­тельности с разной физической нагрузкой сосредоточивает вни­мание детей, дисциплинирует их, снимает напряжение.

Программа представляет со­бой гибкую систему, позволяю­щую научить ребенка чувство­вать свое тело и владеть им, по­лучая от этого удовольствие и радость. Ребенок знакомится с такими видами спорта, как гим­настика и акробатика, и может выбрать для себя в большей сте­пени соответствующий его тем­пераменту и физическим спо­собностям.

Программа предусматривает работу с детьми в индивидуальной организации и в групповой.

Данная программа составле­на с учетом особенностей де­тей старшего дошкольного воз­раста.



ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Возраст 5-8 лет период стремительного роста ребёнка. В этом возрасте ежегодные прибавки роста составляют 8-10 см, тогда как в возрасте 4- 5 лет всего лишь 4-5 см. влияние на рост оказывает щитовидная железа - гипофиз. При этом наиболее быстро растут нижние конечности: если у новорожденного отношение длины ног ко всему телу равно 33-35%, то 6-летнего ребёнка 44,6%. Этот возрастной период называют первым периодом вытяжения. У ребёнка 5-6 лет заметно проявляется активность щитовидной железы, она усиливает обмен веществ и процессы дифференциации тканей, и следовательно, органов; под влиянием щитовидной железы активизируются процессы окисления и сгорания питательных веществ в организме, тем самым уменьшая возможность для отложения жировых веществ. Кроме того, гормоны щитовидной железы стимулируют подвижность ребёнка, что в свою очередь усиливает процессы расходования питательных веществ, их сгорание. Поэтому дошкольники худощавее, чем дети более ранних возрастов.

Интенсивно протекает окостенение скелета, прежде всего таких его частей, как запястье, фаланги пальцев, руки, плечи, стопа, позвоночник, хотя приобретает изгибы, характерные для взрослого человека, главным образом во время сна, эти изгибы сглаживаются (постоянным они становятся лишь к 8 годам).

Между 5 – 8 годами с усложнением центральной нервной системы и развитием мелкой мускулатуры у ребёнка совершенствуются мышечные движения – это способствует развитию его продуктивной деятельности.

На основе расширения и обогащения двигательного опыта совершенствуется координация движений. Активно развиваются основные виды движений: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание. (Приложение №1).

Начиная с 5 лет, активно растёт грудная клетка, особенно у мальчиков. К 6 годам значительно увеличивается жизненная емкость лёгких. С возрастом глубина дыхания увеличивается, уменьшается его частота и повышается ритмичность. Продолжает развиваться нервная система.

С возрастом мышечная система увеличивается и развивается, и к старшему дошкольному возрасту достигает 2,4% . Таким образом антропометрические показатели у здоровых детей из месяца в месяц интенсивно изменяются в сторону роста, в зависимости от сезонов года, характера деятельности.

Существует пять основных групп здоровья:


  1. Здоровье, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

  2. Здоровье, но имеющие отклонения.

  3. Дети больные хроническими заболеваниями.

  4. Дети больные с снижением функциональными возможностями.

  5. Дети больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительными функциональными возможностями.

Перспективное планирование обеспечивает освоение про­граммного материала в опреде­ленной последовательности. Повторяемость заня­тий позволяет закреплять уме­ния и навыки.

Занятия проводятся 2 раза в месяц по 30 минут.

Педагогическая диагностика – наблюдение 2 раза в год (сентябрь – май).



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

  1. ДОСТУПНОСТЬ

- учет возрастных особенностей детей;

- адаптированность материала к возрасту.



  1. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ;

-постепенная подача материала от простого к усложнению;

-частое повторение упражнений, движений.



  1. НАГЛЯДНОСТЬ:

-учет особенностей мышления.

  1. ДИНАМИЧНОСТЬ

Интеграция программы в разные виды деятельности.

  1. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ:

-учет возрастных особенностей – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.


Материально техническое обеспечение образовательной программы

на 2014-2015 учебный год


1

Наличие специализированных помещений:

- физкультурный зал;

- кабинет инструктора физкультуры;

- склад для оборудования

- бассейн

- сауна


- раздевалка

- туалетная комната



2

Санитарно-гигиеническое обеспечение:

- центральное отопление

- общеобменная вентиляция

- смешанное освещение

- наличие пожарной сигнализации


3

Материально-техническое оснащение:

- технические средства обучения – магнитофон; диски, кассеты;

- мебель:

- шкаф для пособий, литературы;

- письменный стол;

- стул полумягкий



4

Учебно-научно программное обеспечение:

- программа физическое развитие и здоровье «Старт» Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина;

-Обучение плаванию в детском саду Т.И.Осокина.


5

Наличие инвентаря, оборудование

-тренажеры:

-«Тяга верхняя»

-«Тяга нижняя»

-«Скамья наклонная»

-«Брусья опорные»

Велотренажер

-«Жим руками»

-«Жим ногами»

-«Скамья опорная»

-«Брусья атлетические»

-«Конь гимнастический»

-«Батут гимнастический»

Модуль «Башня»

-Гимнастические скамейки

-Подвесные турники

-Велосипед

-Санки


-Самокаты

-Ребристая доска

-Гимнастические доски

-Горка


-Бадминтоновые ракетки, валанчики.

-Тенисные ракетки, теннисные мячи

-Кегли

-Мячи (маленькие, средние, большие)



-Мячи «Хопп»

-Мячи набивные

Обручи

-Массажеры для ног



-Скакалки

-Ленты на колечках, ленты на палочке.

-Гантели

-Гири


-Гимнастические палки

-Погремушки

-Платочки

-Цветные дорожки

-Набивные мешочки

-Флажки


-Кубики

-Степ- доски

-доски для плавания

-игрушки


-мячи

6

Наличие программы кружковой деятельности, тематический план работы.

7

-Выполнение оформления:

К праздникам, развлечениям

-Фотовыставки

-Консультативная помощь для родителей

-Консультативная помощь для воспитателей, сотрудников.



Виды гимнастики и их характеристика

В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики:



общеразвивающая (к ней относятся - основная гимнастика, гигиеническая и др.), гимнастика со спортивной направленностью, включающая в себя элементы, доступные детям и направленные на повышение их общей физической подготовленности (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая и др.), прикладная, или лечебная.

Основная гимнастика. Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовленности, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем (сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной). 

В содержание основной гимнастики входят строевые (упражнения в построении и перестроении), общеразвивающие и основные движения.

Выполнение физических упражнений проводится на гимнастических снарядах и с использованием физкультурного инвентаря. Под влиянием основной гимнастики улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервно-мышечный аппарат. Отечественные ученые считают гимнастику важным фактором повышения работоспособности, лучшим средством отдыха.

Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Занятия гимнастикой содействуют образованию навыков различной сложности и тем самым предъявляют высокие требования к нервной системе и функциям анализаторов. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом движений, особенностями исходных положений.

Гимнастические упражнения могут быть:

а) динамичными (направленными на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений и одновременное уменьшение сил тормозящих);

б) статическими (они связаны с неподвижным сохранением какого- либо положения тела и его позы).

Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный характер (т.е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода).



Спортивная гимнастика имеет целью повышение общей физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно применять только ее элементы.

Художественная гимнастика включает в себя упражнения со спортивной направленностью. Это могут быть упражнения без предметов или с предметами, а также упражнения с не опорными прыжками. Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы упражнения художественной гимнастики стали доступными детям, а их движения гармоничными, естественными и грациозными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру.

Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии, повороты, танцевальные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (мяч, обруч, ленты, скакалки, булавы, флажки и т.д.). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц.

В художественной гимнастике широко используется художественное движение - система физических упражнений преимущественно танцевального характера, отличающихся ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений. Они органично связаны с музыкой, развивают способность к импровизации. В художественное движение включаются шаги, повороты, вращения, прыжки; при этом создаются композиции, сочетающиеся с определенной музыкой. В дошкольных учреждениях можно использовать доступные элементы художественного движения при проведении разных форм организации двигательной деятельности.

К спортивным видам гимнастики относится акробатика. В дошкольных учреждениях используются отдельные элементы акробатики, в основном это подводящие к акробатическим упражнениям движения, которые подготавливают ребенка к выполнению упражнений в школьном возрасте.



Ритмическая гимнастика представляет собой систему физических упражнений, выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грациозности, ритмичности движений. Она развивает музыкальность, формирует чувство ритма. 

Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях включается в разные формы двигательной деятельности: в утреннюю гимнастику, в вводную часть физкультурных занятий или как ритмические блоки в основную их часть и другие виды деятельности.

Прикладная гимнастика. К прикладной гимнастике относится лечебная гимнастика, или лечебная физкультура, направленная на восстановление здоровья. Она используется для улучшения состояния нервной системы, повышения тонуса организма, снятия отрицательных эмоций, улучшения телосложения, исправления осанки.
Основное содержание про­граммы составляют методичес­кие рекомендации и материалы по обучению детей (автор Г.А.Боброва)

  • упражнениям основной гим­настики;

  • упражнениям с предметами;

  • упражнениям без предметов (волны, взмахи, равновесие, по­вороты, прыжки);

  • элементам акробатики;

  • элементам хореографии;

  • ритмике (упражнения на со­гласование движений с музы­кой).

Средства реализации программы

  1. Специально организованное обучение. Занятия по программе проводится 4 раза в месяц.

  2. Совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей.

  3. Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, укрепления физического и психического здоровья ребенка.

  4. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.

  5. Работа с родителями.

  6. Диагностика.


Педагогическая диагностика:

Методология исследования: в основу научного поиска положена

диагностическая теория использования физических упражнений, направленных на

формирование координации рук и ног в сочетании с музыкальным сопровождением

различного темпа.



Методы исследования: анализ педагогической литературы по теме

исследования, наблюдения, диагностирование, практическая деятельность автора в качестве инструктора по физкультуре дошкольного учреждения, анализ планов воспитательно-образовательной работы дополнительного образования.



Научная новизна исследования: состоит в том, что разработано содержание,

формы и методы диагностического обследования координации у детей старшего

дошкольного возраста; охарактеризована методика проведения художественной и спортивной гимнастики.

Теоретическая значимость исследования: раскрыта возможность

координационных способностей у детей дошкольного возраста, сущность проведения художественной и спорттивной гимнастики в дошкольном учреждении.



Практическая значимость исследования: адаптировано наблюдение и

разработана педагогическая методика обучения физическим упражнениям,

направленных на координацию движений рук и ног, художественной и спортивной гимнастики, определены критерии эффективности.

На защиту выносится следующие положения:

1. сущность художественной и спортивной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения.

4. подготовка детей к проведению художественной и спортивной гимнастики предполагает учет принципов постепенности, систематичности, последовательности, учет возрастных особенностей и решение задач по формированию координационных и двигательных способностей, развитию творчества и активности дошкольников.

Обследование (гибкость, растяжка, мышечный тонус) Автор: (Г.А.Боброва, Л.В.Воротилкина)

Гибкость, растяжка, плас­тичностьэто взаимосвязан­ные функциональные свойства опорно-двигательного аппарата (ОДА), определяющие сте­пень подвижности его звеньев. Учитывая, что у детей дошколь­ного возраста ОДА, особенно позвоночник, отличается боль­шой пластичностью, необходи­мо равномерно разрабатывать мышечный тонус, гибкость, ра­стяжку. От этого зависят осанка и состояние здоровья.

Чтобы определить гибкость, ребенку предлагается выполнить следующие упражнения: пригибания туловища вперед, в сторо­ны, назад; «замок» — правой и левой ногой достать до головы; «кольцо» — из и.п., лежа на животе, дотянуться ногами до головы; наклониться вперед и коснуться головой выпрямлен­ных коленей и др.



Растяжка определяется теми же упражнениями, а так­же: сед на шпагат боковой и прямой с упором на руки; «стрела» — из и.п., стоя, с опорой у стены или самостоятель­но, поднять выпрямленную ногу вверх.

Мышечный тонус опреде­ляется длительным выполнени­ем упражнения «Самолет» с раз­ным положением рук и ног. «Уголок» — из и.п. сед на полу, вис на лестнице, подтягивание, отжимание.
Критерии эффективности:

1. критериями эффективности владения координационными движениями является сформированность двигательных способностей, показателями которых выступают:

2. естественная активность, ориентировка в окружающем пространстве, равновесие;

3. пластичность, точность движений, динамическая выносливость, произвольное

расслабление мышц, управление моторикой, направлением движений.

4. основными направлениями в формировании координационных способностей

является поэтапное усложнение движений, ритмичность, четкость показа

инструктора физкультуры в согласовании с комментариями.


Ожидаемые результаты

  1. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, занятий спортивной и художественной гимнастикой позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

  2. Приобретенные знания помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

  3. Полученный опыт позволит сформировать физическое и психическое здоровье ребенка, выбрать в дальнейшем вид спорта.


Последовательность проведения занятия

  1. Приветствие и настроечная медитация (например, «Лучик, лучик, покажись!»). Помогает от­страниться от предыдущих заня­тий или событий дня и дает возможность ребенку почув­ствовать себя «здесь и сейчас». Вибрационный самомассаж акти­визирует кровообращение и об­мен веществ.

  2. Разминочные разогревающие упражнения подготавливают организм к нагрузке, тренируют

вестибулярный аппарат, улучша­ют синхронность движений. Силовые упражнения способ­ствуют включению в работу.

  1. Гимнастика и упражнения на растяжку подготавливают к вы­полнению основных упражнений. Гимнастика дает необходимую мышечную нагрузку, укрепляет мышцы спины, живота, разраба­тывает суставы, снимает напряже­ние, улучшает кровообращение и синхронность движений.

  2. Акробатические упражнения (перекаты, кувырки, упражнения в партере, на спортивных снаря­дах), силовые упражнения.

  3. Упражнения с гимнастичес­ким предметом (обручем, мячом, скакалкой, лентой, гимнастичес­кой палкой).

6. Комплекс упражнений с предметом на основе гимнасти­ческих и акробатических упражнений и танцевальных дви­жений.

  1. Подвижные игры, музыкаль­но-двигательные задания приме­няются в разных частях занятия. Упражнения на внимание и быстроту реакции, несложные по форме танцевальные движе­ния, поднимающие общий тонус занимающихся. Применяются в подготовительной части, упраж­нения, требующие совершен­ствования техники и характера движений — в основной, а уп­ражнения, спокойные по харак­теру, — в заключительной час­ти занятия.

  2. Физкультурные игры: индивидуальные и групповые.

  3. Дыхательные упражнения позволяют управлять получен­ной в процессе занятий энерги­ей и контролировать мыслитель­ный процесс.

9. Гимнастика для развития чувств, ощущений, внимания: («Изучаем себя», «Злимся и ра­дуемся», «Тень», «Ладошки»).

10. Медитация («Волшебные превращения», «Кротенок»).

11. Ре­лаксация («Полет в космос», «Ковер-самолет»).

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:



  • повышение уровня физичес­кого развития и укрепление здоровья;

  • владение спортивными атри­бутами и техникой выполнения, упражнений с ними;

  • применение умений в играх, свободной деятельности и по­вседневной жизни (в соответ­ствии с возрастом и физичес­ким развитием);

  • владение своим телом, выпол­нение движений осознанно, лов­ко, красиво, ритмично, с нужной амплитудой и силой;

  • гимнастических и акробатических упражнений на ковре и тренажерах, с проявлением элементов творчества, смелости, демонстрации достигнутых ре­зультатов гибкости, растяжки, силы, ловкости, координации движений;

  • овладение навыками релакса­ции и восстановления после физической нагрузки;

  • повышение интереса к спорту, двигательной культуре, привыч­ки держать осанку;

  • укрепление костно-связочного аппарата и мышечного кор­сета;

  • овладение умением честно оценивать свои результаты и свое поведение в коллективе, до­стигать целей благодаря выдер­жке и настойчивости.

Проверка результатов осу­ществляется путем наблюдения гибкости, растяжки, мы­шечной силы в начале и кон­це обучения (сентябрь, май). В качестве спосо­бов учета знаний и умений и оценки личностных качеств обучающихся служат выступле­ния детей на спортивных ме­роприятиях, показ занятий или отдельных комплексов родите­лям (возможно совместное вы­полнение), мастер – класс для инструкторов дошкольных образовательных учреждений.

Особенно важным показате­лем освоения программы явля­ется применение полученных умений и навыков в самостоя­тельной двигательной деятель­ности детей дома и в детском саду.


Организация физкультурно-оздоровительной работы с воспитателями в детском саду

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом определяется взаимодействием руководителя физической культуры с медицинским персоналом, музыкальным руководителем и воспитателями. Планирование совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде консультаций для воспитателей, выступление на педагогических советах, медико-педагогических совещаниях.

Я, как инструктор физкультуры оказываю помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей. Основным из них являются:


  • подбор упражнений для утренней гимнастики, организации игр с предметами на прогулке;

  • оборудование физкультурного уголка лентами, скакалками, мячами, обручами.

  • организация самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на прогулке;

  • проведение мастер – классов для родителей, педагогов;

  • индивидуальная работа с воспитателями по подготовке к кружковой деятельности

  • совместное проведение спортивных праздников;

  • страховка возле снарядов и тренажеров;

  • физическая нагрузка после болезни;

  • рекомендации к одежде для занятий в кружке и прогулке;

  • оформление консультаций для родителей – важный раздел моей работы. На родительских собраниях не всегда предоставляется возможность рассказать обо всех детях. Более того, в ряде случаев информация о ребенке обсуждается только с его родителями. Этой цели служат индивидуальные консультации. В своем графике работы я выделяю время, когда смогу провести консультацию. Помимо консультаций приглашаю родителей на открытые занятия и спортивные мероприятия, где они смогут увидеть своего ребенка в физическом развитии, владении предметами, своим телом.


1. Содержание тем дисциплины

п/п


Наименование темы учебных предметов,

курсов, дисциплины

Содержание темы учебных предметов, курсов, дисциплины

Тема 1

Обследование

Растяжка: шпагат, «стрела», наклоны к разведенным ногам.

Гибкость: наклон туловища вперед, в стороны, назад; «замок», «кольцо», «мостик».

Мышечный тонус: «самолет», «уголок».





Одной из положительных сторон спортивной и художественной гимнастики является обеспечение гармоничности развития организма детей благодаря многообразию её средств. Упражнения художественной и спортивной гимнастики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность суставов. Динамичность упражнений способствует улучшению кровообращению, улучшению обмена веществ и повышению функциональных возможностей организма детей дошкольного возраста.

Тема 2

Подготовительный базис упражнений

Настроечная медитация, самомассаж.

Разминочные разогревающие упражнения,

суставные гимнастики.

Ритмика, элементы хореографии, пантомимы (волны, взмахи, повороты, равновесия, прыжки).

Гимнастики и упражнения на растяжку.

Акробатические упражнения (перекаты, кувырки и т.д.), силовые упражнения, упражнения на снарядах.

Дыхательные упражнения.

Гимнастика для развития чувств, ощущений,

внимания («Изучаем себя», «Злимся и радуемся»).

Медитация, релаксация.

Музыкально-двигательные задания



Упражнения художественной и спортивной гимнастики легко дозируются как по трудности, так и по физической нагрузке. Этапы физического развития данных видов деятельности. Особенности развития игровой и спортивной деятельности. Роль взаимодействия в системе «Инструктор по физической культуре – ребенок».



Тема 3.

Обруч

Беседа, рассматривание фото, иллюстраций.

Способы удержания обруча и варианты их

изменения.

Повороты обруча.

Перекаты.

Маховые и круговые движения обручем Прыжки.

Вращения.

Броски и ловля.

Подвижные игры с обручем под музыку.

Соединение упражнений в комплекс под

музыку с включением гимнастики, акробатических упражнений.



Мяч

Беседа, рассматривание фото, иллюстра­ций.

Способы удержания, ОРУ. Маховые и круговые движения. Передача. Броски и ловля. Отбивы. Перекаты. Выкруты.

Подвижные игры с мячом под музыку. Соединение упражнений в комплекс под музыку с включением гимнастики, акроба­тики, танца

тики, танца


Чтобы создать представление о предлагаемом упражнении, его следует правильно назвать и показать. При разборе техники можно повторно продемонстрировать упражнение в замедленном темпе, или прибегнуть к показу наглядных пособий в упражнениях с предметами. Следует проводить подводящие упражнения. Это играет важную роль в осмыслении техники выполнения.

Тема 4.

Скакалка

Беседа, рассматривание фото, иллюстра­ций.

Способы удержания. Маховые и круговые движения. Передача скакалки. Прыжки со скакалкой. Переводы скакалки. Броски и ловля.

Закручивание и раскручивание. Подвижные игры со скакалкой. Соединение упражнений в комплекс под музыку с включением гимнастики, акроба­тики, танца с лентой. Танец с лентой.

Композиция с лентой с элементами гимна­стики и акробатики под музыку. Заключительная беседа о занятиях в спор­тивном кружке, планах на будущее


При разучивании различных комбинаций с предметами и без предметов, наиболее сложные элементы и связки прорабатываются предварительно.

Тема 5.


Силовые упражнения на тренажерах, гимнастических кольцах, канате, наклонной доске, верхней и нижней тяге.

Проблема физической готовности ребенка к систематическим занятиям спорта в слабом мышечном корсете. Упражнения на тренажерах, гимнастических кольцах, турнике, канате способствует укреплению мышц брюшного пресса, что способствует укреплению осанки, крупной и мелкой моторики.



2. Учебно-тематический план рабочей программы

п/п


Наименование тем учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практич.

самост работа

Тема 1

Обследование


12

4

6

2




Тема 2

Подготовительный базис упражнений


12

4

6

2

Тема 3

Обруч, мяч


12

4

6

2

Тема 4

Скакалка


14

6

4

4

Тема 5

Силовые упражнения

10

4

4

2




Итого

60

22

26

12

зачет


Перспективный план по обучению  художественной и спортивной гимнастике.


   Месяц

       Цель

  Двигательные навыки и упражнения.

Дополнительное оборудование

Сентябрь

  • 1. Учить детей правильной постановке рук в 1 и 2-ой позиции;

  • 2. Учить детей правильной постановке ног в 1 и 2-ой позиции;

  • 3. Упражняться в растяжке;

  • 4. Разучить йога-комплекс «Кошка, собака, змея, мышка»;




Постановка 1 и 2-ой позиции  ног;

Постановка 1 и 2-ой позиции  рук;

Упражнения для рук и плечевого пояса «Зеркало, «На лопатки»;

Разучить йога-комплекс «Кошка, собака, змея, мышка»;

Упражнения на растяжку ног «Бабочка», «Паучки»;





Октябрь

1. Учить детей правильной постановке рук в 3 и 4-ой позиции;

2. Учить детей правильной постановке ног в 3 и 4-ой позиции;

3. Упражняться в растяжке;

4. Учить удерживать равновесие в упражнении «Берёзка»;

5. Упражнять в заданиях на гибкость;

6. Учить начинать и заканчивать движения в полном соответствии с музыкой.

7. Упражнять в висах на брусьях.

8.Учить удерживать «Уголок» на брусьях.



Постановка 3-й и 4-й позиции ног;

Постановка 3 и 4-ой позиции  рук;

Упражнение «Берёзка» с поддержкой;

Упражнение «Полушпагат»;

Упражнение на гибкость  «Змейка»;

Хореографическая композиция «Осенние лучики»



Ленточки на кольцах по 2 шт. на каждого.

Ноябрь

1. Учить детей правильной постановке ног в 5 и 6-ой позиции;

 2. Упражнять в заданиях на гибкость;

3. Упражнять в удерживании равновесия в упражнении «Берёзка» без поддержки;

4. Учить точно и правильно воспроизводить характер музыки по средствам движения.

Проложать упражнять в упражнениях на брусьях.


Постановка 5-й и 6-й позиции ног;

Упражнение на гибкость «Корзинка»;

Упражнение «Берёзка» без поддержки;

Хореографическая композиция «Снежинки»;

Хореографическая композиции

«Снеговики и гномы»



Шарфы, шапочки, колпачки, жилетки.

Декабрь

1. Упражнять в растяжке ног;

2. Изучить боковой перекат;

3. Продолжать учить точно и правильно воспроизводить характер музыки по средствам движения;

5. Выступление на новогоднем утреннике с хореографическими композициями.

6. Упражнения на развитие силы, выносливости: лазание по канату, подтягивание на перекладине, гимнастических кольцах. 


Упражнение на растяжку ног «Лодочка»;

Боковой перекат;

Хореографическая композиция «Снежинки»;

Хореографическая композиция «Снеговики и гномы»



Шарфы, шапочки, колпачки, жилетки.

Январь

1. Изучить продольный шпагат на правую и левую ногу;

2. Учить гимнастическим упражнениям с мячом;

3. Изучение прыжка «Наскок»;

4. Изучение прыжка «Полушпагатом»

5. Выполнение упражнения «Уголок» на брусьях, гимнастических кольцах.


Продольный шпагат на правую и левую ногу;

Подброс мяча с последующим припаданием на одно колено

Перенос мяча под коленом Прыжок «Наскок»

Прыжок «Полушпагатом»



Мячи большого диаметра по количеству детей.

Февраль

1. Продолжать развивать гибкость, используя упражнение «мостик»;

2. Обучать длинному кувырку вперёд;

3. Упражнять в растяжке на продольные шпагаты;

4. Изучение прыжка «Поворотом»;

5. Упражняться в гимнастических заданиях с мячом.


Упражнение «Мостик» из и. п. лёжа на спине;

Длинный кувырок вперёд;

Продольный шпагат на правую и левую ногу;

Прыжок «Поворотом»;

Прыжок «Полушпагатом» с мячом


Мячи большого диаметра по количеству детей; гимнастические маты.

Март

1.Продолжать обучение длинному кувырку вперёд;

2. Продолжать развивать гибкость, используя упражнение «мостик»;

3. Повторить хореографические упражнения

4. Учить передавать музыкальное настроение при помощи движений;

5. Выступление с хореографической композицией на весеннем празднике.


Совершенствовать длинный кувырок вперёд;

Упражнение «мостик» с положения стоя;

«Хореографическая композиция «Весенняя».


Гимнастические маты; цветы.

Апрель

1. Продолжать развивать гибкость.

2. Обучать стойке на голове;

3. Совершенствовать прыжок «Полушпагатом»;

4. Обучать гимнастическим упражнениям с обручем.

5. Подтягивание на перекладине, турнике, канате.


«Мостик» с положения стоя;

Стойка на голове;

Подброс мяча одной рукой и ловля его в воздухе другой рукой;

Прыжок «Полушпагатом» с подбросом обруча.



Обручи по количеству детей.

Май

1. Закрепление пройденного материала;

2. Совершенствовать хореографические упражнения

3. Совершенствовать упражнения на гибкость, растяжку и координацию: «шпагат», «мостик», «берёзка», «длинный кувырок вперёд»,
«стойка на голове».

4. Совершенствовать гимнастические прыжки: прыжок «Полушпагатом»; прыжок «Наскок»;

прыжок «Поворотом»

5.Уголок, вис на гимнастических кольцах, перекладине.



  • «шпагат»,

  • «мостик»,

  • «берёзка»,

  • «длинный кувырок вперёд»,

  • «стойка на голове».

  • «Батман»,

  • «Гранд-батмана»,

  •  прыжок «Полушпагатом»,

  • прыжок «Наскок»,

  • прыжок «Поворотом».




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. В.Г Алямовская Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении / В.Г Алямовская;

  2. Специфика организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении. Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2005- 51с.

  3. Г.А. Боброва Художественная гимнастика для детей / Г.А. Боброва Художественная гимнастика и классификация её средств. М., «Физкультура и спорт», 1978. 208 с. с ил.

  4. Волков О.А., Волкова Е.А. Веселая йога: специально для детей. Ростов н/Д., 2008, 206 с. с ил.

  5. Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов Физическая культура — ритмичес­кие упражнения, хореография и игры. М., 2003.

  6. В.С. Лосева Плоскостопие у детей 6 – 7 лет / В.С. Лосева Плоскостопие у детей 6-7 лет: профилактика и лечение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с (Серия «Здоровый малыш».)

  7. С.Б. Сергеев Йога для детей — практические методики. М., 2008, 198 с. «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис»

  8. Т.П. Игнатьева Практическая хатха – йога для детей / Т.П. Игнатьева; Гармонирующие комплексы. – СПб.: Издательский дом «Нева»; М.; «ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис», 2003. -128с.: ил. (нарушение осанки,.)

  9. Е.А. Чекунова, Т.П.Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. Учебно – методическое пособие. – М.: УЦ

  10. « Перспектива», 2010. – 240 с.

  11. С.Б.Шарманова Применение средств художественной гимнасти­ки в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Челябинск, 2001, 218 с. с ил.

  12. Л.В. Яковлева , Р.А. Юдина Физи­ческое здоровье и развитие детей 3— 7 лет — программа «Старт». М., 200

  13. Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении: Метод, пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. - 144 с.

  14. 2. Гавердовский, Ю.К. Техника гимнастических упражнений: Попул. учеб. пособие. - М.: Тера - Спорт, 2002. - 512 с.


НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА, РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Конституция РФ

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) – Минобразования РФ от 17.06.2003г.

  4. ФЗ от 24.07.98г. №124 – «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ», изменения от 20. 07.2000г.

  5. Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

  6. Письмо МО РФ от 14.03.2000г. №65/32 – 16 « О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста организованных формах обучения».

  7. Федеральный закон от 24.07.98 года № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» с изменениями от 20.07.2000 года.

  8. Государственная программа Сахалинской области «Развитие образования в Сахалинской области 2014 -2020 годы, подпрограмма № 1 «Повышение качества и доступности образования».

  9. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2008 г. № 1662 – р «Концепция долгосрочного – экономического развития РФ на период 2020 года».

  10. Распоряжение Правительства РФ от 04.10.2000г. №751 «О Национальной доктрине образования в РФ»

  11. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009г. № 655.

  12. Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 17.11.2011г. № 03-877 « О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011г. №2151 – Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений.

  13. Региональные законы. УМК.

  14. Локальные акты ДОУ

  15. Письмо Министерства образования и науки России от 21.10.2010 № 03-248 "О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

  16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

  17. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26

  18. Приказ Министерства образования и науки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"

  19. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 года № 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"

  20. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

  21. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

  22. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы"

  23. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295

  24. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"

  25. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

  26. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

  27. Постановление Сахалинской областной Думы о законе Сахалинской области «Об образовании в Сахалинской области» от 06.03.2014 г. № 4/4/43 –

СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка…………………………………………………. 2 - 6.

2. Отличительные особенности программы………………………………… 7.

3. Физиологические особенности……………………………………………..8.

4. Дидактические принципы…………………………………………………..9.

5.Материальнотехническоеобеспечение……………………………… 10 – 11.

6.Виды гимнастики и их характеристика………………………………11 – 13.

7. Средства реализации программы………………………………………….13.

8. Педагогическая диагностика……………………………….........................14.

9. Последовательность проведения занятий……………….....................15 - 17. 10.Организация физкультурно – оздоровительной работы ………… ..17 – 18.

11. Содержание тематической дисциплины ……………………….. ….19 – 21.

12. Учебно-тематический план рабочей программы…………………………21.

13. Перспективный план обучения……………………………………… 22 – 25.

14.Библиографический список……………………………………………… ...26.

15. Нормативно правовая основа, реализации программы……………….27 – 28.