Скачать 139.21 Kb.
Дата10.04.2018
Размер139.21 Kb.

Управление образования администрации города екатеринбурга



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 385



Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Это все мое, родное!»

(для детей 5-7 лет)



Составитель:

Бородина Елена Владимировна

Воспитатель МБДОУ № 385


тел. 8-900-199-40-13

г. Екатеринбург, 2011

«Это все мое, родное!»




«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»



В. Орлов


В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей стран. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

- исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Уральского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Екатеринбургу - городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.



Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Екатеринбургом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, я сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.



Цель проекта:

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.



Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.



Участники проекта

Дети 5-7 лет

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

2 года


Принципы

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:



Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).



Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.



Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.



Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Екатеринбурга.



Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Екатеринбурга, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

План проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.



I этап - подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,

  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

II этап - основной, включает в себя:

  1. работа с детьми в соответствии с перспективным планом,

  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,

  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,

  4. экскурсии по городу,

  5. пополнение развивающей среды,

  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2011-2012 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Моя малая Родина

- изготовление альбома, составление рассказов «Дом, в котором я живу»

Октябрь

День рождение города

- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

- выставка детского рисунка «Мой любимый ночной город »



Ноябрь

История возникновения города

- изготовление альбома «Природа моего края»,

- оформление стенда «Екатеринбург теперь и прежде»



Декабрь

Знакомство с гербом города

- изодеятельность - «Нарисуй герб семьи»,

- знакомство с флагом, гербом и гимном России.



Январь

Экскурсия по городу

- изготовление макета города,

- дидактическая игра «Путешествие по городу»



Февраль

Они прославили наш город

- игры «Рыбаки», «Магазин сувениров»,

- беседа о важности труда всех людей



Март

Папа, мама, я - Екатеринбургская семья (викторина)

- дидактическая игра «Край, в котором мы живём»,

- заучивание стихотворений о Екатеринбурге



Апрель

Екатеринбург - спортивный

- спортивный фестиваль «Белый медвежонок»,

- выставка детского рисунка «Мы любим спорт»



Май

Боевая слава города

- изготовление праздничных открыток,

- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей),

- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне;

- Экскурсия к магазину «Кировский» по ул. Эскадронная, 29 с целью проведения акции

« Вместе сделаем город чище»


Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей подготовительной группы на 2012 -2013 учебный год.

Дата

Тема

Связь с другими видами деятельности




Сентябрь

Наша родина в России

- чтение стихов об Уральском крае,

- рассматривание географической карты

- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира;

-экскурсия к магазину № 6 по ул. Газетной с целью проведения акции «Водитель, сохрани мне жизнь!»






Октябрь

Мой город, дороже которого нет

- прогулки по городу Екатеринбургу

- рассказы о достопримечательностях г.Екатеринбурга, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

- беседа о звании «Почетный гражданин»,

- изготовление альбома совместно с родителями «Мой город - моя судьба»,

- чтение стихов о родном городе, прослушивание песен;

- Экскурсия в детскую библиотеку;






Ноябрь

Площадь

- изготовление коллажа «Гостиный двор»,

- история возникновения площади 1905 года:«Раньше и теперь»: Герб города






Декабрь

Знакомство с государственной символикой.

Герб. Флаг. Гимн России.

Герб Екатеринбурга.


- чтение стихов о Родине,

- прослушивание песен,

- закрашивание изображения герба Екатеринбурга





Январь

Дружная семья

- изготовление фотоальбома «Семейные традиции»




Март

Екатеринбург- - спортивный

Вот моя улица

- экскурсия по микрорайону,

- знакомство с улицами:



Апрель




Екатеринбург- город рыбаков

- рассказ о труде рыбаков,

- чтение стихов, рассказов,




Май










III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,

  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Екатеринбурга доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput38_1.htm

Литература.

  1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.

  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.

  3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.

  4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у

  5. В.И. Перова, Т. Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2008

  6. Е.К. Рывина Знакомим дошкольников с семьей и родословной. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

  7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003.