страница1/4
Дата03.12.2018
Размер0.76 Mb.
ТипМетодические рекомендации

Управление алтайского края по культуре и архивному делу алтайский государственный дом народного творчества


  1   2   3   4

УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО КУЛЬТУРЕ И АРХИВНОМУ ДЕЛУ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА



Организация досуга людей

с ограниченными возможностями здоровья

в учреждениях культуры


Методические рекомендации

Барнаул 2017


Составитель

В.М. Каменецкая

Организация досуга людей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях культуры: Методические рекомендации / Алт. госуд. Дом народного творчества, учебно-методич. отд.; сост. В.М. Каменецкая. – Барнаул: РИО АГДНТ, 2017. – 48 с.

КАУ «Алтайский государственный

Дом народного творчества», 2017

От составителя

Преодоление отчуждения инвалидов от общества по-прежнему является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. К сожалению, до сих пор в работе с инвалидами преобладает исключительно медико-социальный подход, который не ориентирован на использование форм, методов и средств культурно-досуговой деятельности.

В стране существует немало организаций, занимающихся проблемами инвалидов. Это и Всероссийское общество инвалидов, и различные общественные организации. Однако работа большинства из них направлена, прежде всего, на решение социально-бытовых проблем, осуществление медицинской реабилитации. Без сомнения, это важные задачи. Человеку с ограниченными физическими возможностями необходима высококачественная медицинская помощь, жильё, оборудованное в соответствии с его возможностями передвижения, зрения и слуха, доступная среда на улице.

Однако не следует забывать о духовной сфере человеческой жизни. Ведь именно в области культуры, искусства результаты деятельности человека не связаны напрямую с состоянием его здоровья. В наше время люди с ограниченными возможностями всё чаще заявляют о своём высоком духовном и культурном потенциале. Поэтому так необходимы сейчас усилия общественных организаций, в том числе культурно-досуговых учреждений, направленные на содействие творческой самореализации и способствующие личностному росту людей с ограниченными возможностями здоровья.

В методических рекомендациях представлены материалы по осуществлению культурно-досуговой, социально-воспитательной работы с лицами с ограниченными физическими возможностями здоровья в учреждениях культуры, обобщён опыт работы с данной категорией населения, предложены сценарии мероприятий. В сборник также включена программа проведения занятий по коррекционной ритмике учителя начальных классов Казанской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Н. Аникиной. Разнообразные уроки, развивающие моторику рук, координацию, слух, зрительное восприятие, внимание, чувство коллективизма, пригодятся в работе не только с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и со всеми посетителями клубных формирований 8-10 лет.

Основная цель методических рекомендаций – помочь осуществить работу с лицами с ограниченными физическими возможностями здоровья и наладить связь с людьми, требующими внимания и заботы.





В. М. Каменецкая, ведущий методист учебно-методического отдела АГДНТ

Установление инвалидности в соответствии

с российским законодательством
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.



Способность к самообслуживанию способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.

Способность к самостоятельному передвижениюспособность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.

Способность к ориентации – способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения.

Способность к общениюспособность к установлению контактов между людьми путём восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации.

Способность контролировать своё поведениеспособность к осознанию себя и адекватному поведению с учётом социально-правовых и морально-этических норм.

Способность к обучению – способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни.

Способность к трудовой деятельности – способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объёму, качеству и условиям выполнения работы.

Установление инвалидности у взрослых и детей осуществляется при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Условиями признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности; необходимость осуществления мер социальной защиты, включая реабилитацию. Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом. Инвалидность устанавливают исходя из комплексной оценки состояния здоровья гражданина в соответствии с Классификациями и критериями, утверждёнными Минтрудом России. В зависимости от степени расстройства функций организма гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. I группа инвалидности устанавливается при наиболее тяжёлых расстройствах функций организма, III группа инвалидности – при наиболее лёгких. Ребёнку (лицу в возрасте до 18 лет) независимо от тяжести расстройства функций организма устанавливается категория «ребёнок-инвалид». Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Наряду с термином «инвалид» в нормативных актах и специальной литературе используется термин «маломобильные группы населения» (МГН), который определяется как «люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве». К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п. Таким образом, маломобильная группа населения – это более широкая категория людей, включающая в себя инвалидов.
Роль культурно-досуговых учреждений в изменении стереотипов поведения людей с ограниченными возможностями здоровья
Среди множества проблем инвалидов существенное место занимают стереотипы их поведения. Именно они приводят к тому, что человек, имеющий инвалидность, не выходит на контакт со здоровыми людьми, стесняется своего физического недостатка, ведёт пассивный образ жизни. Культурно-досуговые учреждения способны оказать помощь и поддержку в изменении данных стереотипов.

Рассмотрим систему убеждений инвалидов и формы культурно-досуговой деятельности, направленные на их трансформацию.

- «Стыдно появляться с признаками инвалидности в общественных местах». Для изменения данного стереотипа культурно-досуговым учреждениям необходимо как можно чаще приглашать инвалидов на мероприятия, где бывает самая разнообразная аудитория. В работе с ребёнком-инвалидом также необходима работа по формированию и закреплению интересов, самореализации. Немаловажна и работа с родителями детей-инвалидов с акцентом на возможности, потенциал их ребёнка и будущую его реализацию.

- «Инвалид не может создать свою семью». Изменению этого стереотипа может способствовать проведение таких мероприятий, как вечер-портрет семей инвалидов, где один из супругов – инвалид, или оба супруга – люди с ограниченными возможностями здоровья. Во время проведения таких вечеров необходимо показать мир увлечений супругов, их эмоциональный контакт, хорошие взаимоотношения. Для расширения круга общения инвалидов возможно создание клубов встреч, клубов знакомств.

- «Стыдно обращаться за помощью к другим людям». Большое значение здесь приобретает увеличение контакта инвалидов со здоровыми людьми, проведение праздников, игровых программ на раскрепощение, приобретение навыков общения. Работники клубных учреждений могут стать организаторами тренингов общения с привлечением специалистов- психологов.



- «Я не смогу жить самостоятельно, отдельно от родителей». В трансформации этого убеждения помогут беседы и семинары для родителей детей-инвалидов о необходимости самообслуживания, создания приспособлений для удобного жизнеустройства ребёнка-инвалида; тренинги с детьми-инвалидами по самообслуживанию.

- «Я не смогу найти работу и зарабатывать деньги сам». Решение этой проблемы возможно посредством встреч с теми инвалидами, которые смогли сделать карьеру, преуспеть в жизни. Это могут быть просто увлечённые люди, имеющие интересное хобби. Также необходима работа по выявлению потребностей, интересов инвалидов, реализации их возможностей.

Таким образом, арсенал форм культурно-досуговой деятельности широк и разнообразен. И не столь значимо, какое из занятий (музыка, хореография, рисование, театр и т. д.) выберет инвалид. Важно помочь ему максимально реализовать свои возможности, избавить его от комплекса неполноценности.



Правила этикета при общении с инвалидами

Работниками организаций, предоставляющих услуги населению, должна быть оказана помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения при оказании помощи инвалидам в преодолении барьеров, называется коммуникативная эффективность.

Коммуникация (общение) рассматривается как важнейшая сторона любой деятельности, во многом обеспечивающая её успех и продуктивность. Коммуникативная компетентность необходима каждому. Для специалистов профессионально значимыми являются умения правильно воспринимать и понимать другого человека, грамотно оказывать услуги в учреждении или организации.

Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:

– избегать конфликтных ситуаций;

– внимательно слушать инвалида и слышать его;

– регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;
– обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений;

– цивилизованно противостоять манипулированию.




Общие правила этикета

1. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.

2. Когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.

3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь.

4. Если вы предлагаете помощь, ждите, пока её примут, а затем спрашивайте, что и как делать.

5. Обращайтесь со взрослыми инвалидами как со взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на «ты», только если вы хорошо знакомы.

6. Опираться или повиснуть на чьей-то коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на её обладателе.

7. Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так.

8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам легче будет разговаривать.

9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите, чётко артикулируя губами. Постарайтесь, когда вы говорите, чтобы вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.

10. Расслабьтесь. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность.

Правила этикета при общении с людьми

с плохим зрением и незрячими

Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.

1. Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили.

2. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит.

3. Опишите коротко, где вы находитесь. Например: «В центре зала, примерно в шести шагах от вас, стоит стол». Или «Слева от двери, как заходишь, - кофейный столик». Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п. Обратите внимание на наличие бьющихся предметов.

4. Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырём.

5. Не отнимайте и не стискивайте трость человека.

6. Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.

7. Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.

8. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

9. Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

10. Нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.



Правила этикета при общении с людьми с нарушением слуха

1. Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.

2. Не затемняйте своё лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

3. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (её) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

4. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.

5. Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.

6. Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

7. Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

8. Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам надо обсудить…».

9. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

И, наконец… Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим – ведь вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если вы стремитесь быть понятым – вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет вам наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, уважайте его – и тогда всё будет хорошо.

Социокультурная работа с инвалидами
Для человека, ставшего инвалидом, начинается новый этап жизни: деформируются привычные жизненные стереотипы, нарушается сложившаяся система социальных контактов, меняется общественный статус личности, появляются барьеры на пути удовлетворения важнейших биологических и социальных потребностей.

Необходимость реабилитации инвалидов продиктована пониманием того, что в гармоничном обществе все его члены должны иметь возможность для наиболее полной самореализации, что инвалид, в большинстве случаев, способен отвечать за себя наравне со здоровыми людьми и нуждается в помощи лишь для того, чтобы справиться с определёнными трудностями, вызванными нарушениями функций организма.

Необходимым условием интеграции инвалидов в социокультурное пространство является реализация специализированной социокультурной политики, учитывающей количественные и качественные особенности данной группы населения, специфику современной общественной ситуации, строящейся на таких базовых принципах, как системность подхода при выявлении и постановке проблем; учёт характера и степени дифференцированности различных групп инвалидов; опора на правовые основания; технологичность подходов и решений. Недостаточный уровень развития сферы культуры в контексте жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья предопределён рядом факторов и обстоятельств, которые могут быть сведены к трём группам:

- неразвитость соответствующей инфраструктуры, ориентированной на организацию досуговой деятельности инвалидов;

- отсутствие сложившихся социальных ориентаций, способствующих развитию данной области деятельности инвалидов;

- слабая собственная мотивированность использования досуговых форм деятельности у лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Неразвитость инфраструктуры, ориентированной на организацию досуговой деятельности инвалидов, проявляет себя в таких характеристиках, как:

- низкий уровень доступности, а нередко и просто недоступность, многих учреждений культуры в силу их неприспособленности для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями здоровья (слабовидящими, слабослышащими, колясочниками и др.);

- отсутствие систематической подготовки профессиональных организаторов досуга для соответствующих групп инвалидов;

- слабое методическое и техническое обеспечение данной области деятельности.
Конечно, нельзя сказать, что современное общество не заботится об инвалидах: их перестали стесняться, открыто говорят об их проблемах, создают самые различные общественные институты, организовывают международные мероприятия, фестивали, форумы. Реализуя политику государства в отношении инвалидов, клубным учреждениям необходимо обратить внимание, что организация досуга должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей различных групп инвалидов в различных видах досуговой деятельности.

Ориентируясь на данные цели, необходимо осуществить следующее:

- изучить существующие культурно-досуговые учреждения с точки зрения их доступности и возможности полноценного использования для каждой группы инвалидов;

- изучить потребности и запросы соответствующих групп лиц с ограниченными возможностями относительно пассивно- и активно-творческих форм досуговой деятельности;

- с учётом данных такого исследования разработать приоритетные направления развития инфраструктуры досуговой деятельности инвалидов;

- разработать и апробировать новые оздоровительные технологии в системе досуговой деятельности;

- разработать и апробировать новые формы и технологии развлекательной деятельности инвалидов;

- создать современную инфраструктуру для инвалидов (техническое оснащение, приспособления, оборудование и т.п.).


Социокультурная реабилитация

людей с ограниченными возможностями здоровья
Наиболее прогрессивным методом социокультурной реабилитации инвалидов, естественной формой изменения эмоционального состояния является арт-терапия. Арт-терапия – это метод психотерапии, использующий для лечения художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое.

Арт-терапевтические занятия способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, и творческому самовыражению – с другой. В процессе творчества инвалид гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи.

Арт-терапевтические произведения способствуют прорыву содержания комплексов в сознание и переживанию сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для больных, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают проговаривание переживаний. В процессе творчества ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате инвалид правильнее и реальнее оценивает свои ощущения окружающего мира. Методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Причём используются элементарные художественные средства, а для участия в арт-терапии не требуется предыдущего опыта творческой деятельности.

Рисуя свою проблему, человек оставляет на бумаге все негативные эмоции. Занятие искусством всегда приносит творческое удовлетворение.

Очень распространена в использовании фототерапия – художественное фотографирование. Выбор искусства фотографии не случаен: ведь то, как, каким образом видят окружающий мир люди с ограниченными возможностями здоровья, явно отличается от восприятия его обычными людьми.

Созерцание произведений живописи, скульптуры, архитектуры вызывает не только эстетические и познавательные импульсы, но и исцеляющие: возрастает энергетический тонус, улучшается самочувствие, происходит самовосстановление.

Таким образом, душевная рана, как результат какого-то внутреннего конфликта или травмирующего события, излечивается через творчество.
Декоративно-прикладное искусство
Приобщение к родной культуре, народному искусству и традициям через уроки ремёсел помогает инвалидам стать более мобильными и коммуникативными, активными и любознательными, почувствовать вкус жизни. Данная методика даёт возможность расслабиться и обрести внутреннее равновесие, так как творчество позволяет в скрытой символической форме реконструировать травмирующую ситуацию и найти её разрешение через повторное моделирование.

Во время занятий прикладным творчеством люди с ограниченными возможностями здоровья получают массу впечатлений, заряд положительной энергии, делают шаг навстречу самостоятельной и независимой жизни, интеграции в общество. Порой почувствовать себя нужным можно просто создавая что-нибудь собственными руками.

Эмоциональное погружение в историю народного искусства способствует возрастанию потенциала возможностей человеческого организма, пробуждает чувство уверенности в себе, веру в свои возможности. Элементом реабилитации здесь является натуротерапия – принцип самоисцеления. Самореализация, осознание своего единения с другими членами общества, возможность проявить себя особенно важны для людей с ограниченными физическими возможностями, поскольку означают «быть как все». Творчество, как и искусство, немыслимо без общения, они являются мощным средством, способствующим интеграции инвалидов в общество.

Глинотерапия – эффективный способ реабилитации, сочетающий комплекс медицинских, валеологических, культуроориентированных комплексов, имеющий в своей основе работу с пластическими материалами. Издавна известно о лечебных свойствах глины, обладающей антисептическими, абсорбирующими свойствами.

Практические занятия по изготовлению глиняной игрушки сочетаются с рассказом об истории её возникновения, сложившихся народных традициях и технике изготовления. Лепка способствует развитию мелкой моторики, координации и согласованности движений рук. Роспись изделия вырабатывает пластичные движения, формирует чувство ритма, объёма, пропорций, цвета, воспитывает художественный вкус.

Творческая работа с природными материалами – это важный фактор формирования трудовых навыков, аккуратности, планирования, способствующий развитию воображения, пространственного мышления.

Такие материалы, как бумага, картон, ткани, нити дают представление о формировании объёма, развивают мелкую моторику, фантазию и самостоятельность.
Игровая деятельность с элементами театрализации
Участие в фольклорном фестивале для инвалидов означает расширение коммуникативного пространства, осознание своего единения с другими членами общества. Используемые здесь игровые элементы социокультурных технологий имеют и адаптивное, и лечебно-оздоровительное, и эмоциональное значение.

Хорошие возможности для социальной реабилитации инвалидов дают методики игротерапии, особенно с элементами театрализации: используются игры, способствующие развитию внимания, памяти, наблюдательности. Игровые программы с песнями, танцами, викторинами способствуют активизации участников, межличностному общению, снижению усталости. В народных играх сконцентрирован положительный опыт поколений, динамические процессы жизни. Они развивают целеустремленность, лидерство, дают мышечную разрядку, способствуют приближению к ритмам природы.

В досуговой работе целесообразно использовать тематически выдержанный игровой комплекс, состоящий из конкурсной деятельности. При этом важно, чтобы были учтены психические и физические особенности участников: игра не должна ставить их в затруднительное положение и вызывать неуверенность в своих силах. Игротерапия на открытых сценических площадках востребована и детьми, и взрослыми. Для детей-инвалидов это естественное занятие и способ моделирования отношений с окружающим миром и развития личности, для взрослых – лояльный и безопасный метод исследовать свой прошлый опыт. Игра позволяет сбросить напряжение, избавиться от депрессии, побуждает активизироваться физически и умственно в спонтанном выражении, погружает участников в атмосферу эмоционального комфорта. Театрализованные действа на открытых сценических площадках несут раскрепощение и зрителю, и актёру. Нередко зрители становятся актёрами. Вовлекаемые в действо люди с ограниченными возможностями здоровья как бы «отыгрывают» болезненные для себя жизненные или психологические ситуации, ищут и приобретают оптимальные жизненные роли.

Большое преимущество в развитии детей-инвалидов имеют коллективные игры. Для участия в них создаётся группа. В группе ребёнок развивается интеллектуально, обогащается социальным опытом, учится проявлять свою индивидуальность. Если проводить соревновательные игры, он ощущает себя частью коллектива, переживает за свою группу, в случае выигрыша команды испытывает гордость, радость, ощущение своей причастности к этому. Отдельные виды соревнований могут быть рассчитаны на совместное участие детей и родителей.

Положительные эмоции, полученные инвалидом через участие в массовых мероприятиях, дадут эффект, если будут проводиться системно, в рамках целевых программ.

Куклотерапия

(маскотерапия, работа с куклами и марионетками)
Весьма популярен кукольный театр, особенно театр ростовых кукол (большие кукольные персонажи оптимальны для открытых сценических площадок в силу яркости и размера). Программы с участием различных кукол: перчаточных, тростевых, ростовых, марионеток – воспринимаются детьми-инвалидами (да и взрослыми) иначе, чем игра обычных актёров, даже если те искусно загримированы. Ведь кукла несёт в себе закодированный семантический образ, воспринимаемый даже самыми маленькими зрителями с инвалидностью. И это не образ игрушки, а гораздо более глубокий и древний персонаж, спонтанно погружающий нас в сказочную реальность.

Куклотерапия напрямую связана с технологиями сказкотерапии: архетип сказки сам по себе является исцеляющим, в нём зритель как будто вписывается в философскую сказку со счастливым концом, история служит средством встречи с самим собой. Люди с ограниченными возможностями

здоровья приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. Сказка учит ребёнка с инвалидностью продуктивно преодолевать страх, активизирует творческий потенциал.
Паркотерапия
Паркотерапия – одна из инновационных здоровьесберегающих технологий социально-культурной деятельности. В современных условиях на парки культуры ложится не только культурно-досуговая, но и весомая рекреативно-оздоровительная нагрузка. Поэтому парк как многофункциональное учреждение, предоставляющее различные виды услуг, использует в своей работе целый комплекс здоровьесберегающих технологий, которые в совокупности можно охарактеризовать как комплексную паркотерапию. Основываясь на исследованиях современных учёных, выделяют следующие направления этой технологии: ландшафтотерапия, акватерапия и фонтанотерапия, садовая терапия.

- Ландшафтотерапия – исцеление происходит благодаря воздействию природной красоты (природы). Неоценимо положительное влияние на психоэмоциональное состояние человека природной среды в целом, так как именно в обстановке естественной природы осуществляется её комплексное воздействие через все органы чувств. Зелёные насаждения способствуют оздоровлению организма человека. Аромат цветов, хвои, нежное трепетание листвы, шум леса, пение птиц благотворно влияют на нервную систему. Человек невольно видит в растении, животном или камне «нечто человеческое», и возникает чувство единения с природой, придающее новые творческие и физические силы.

- Акватерапия, фонтанотерапияперенос театрализованных программ на водные просторы добавляет зрелищности. Во всех культурах вода почиталась как источник и символ жизни, как носитель информации. Издревле было известно успокаивающее и релаксирующее воздействие неторопливого течения проточной воды.

- Садовая терапия один из старейших видов активной терапии, которая практикует физическое и психологическое исцеление человека через общение с растениями. Садовая терапия основывается на взаимодействии человека с природой, специалисты рассматривают этот процесс не только как положительную физическую нагрузку, но и как возможность постоянного сопереживания, соучастия, эмпатии. Практика показывает, что инвалиды успешно справляются с работой на земле, с выращиванием растений и созданием из них различных произведений. Использование элементов садовой терапии даёт положительные результаты в силу того, что продукты деятельности имеют конкретный наглядный результат и находятся в прямой зависимости от усилий, которые человек вложил в свой труд. Также известно, что при садовых работах земля поглощает импульсы негативных переживаний человека.


Туризм в системе социокультурной реабилитации инвалидов
Туротерапия – реабилитационная технология социально-культурной деятельности, в основу которой положены туристические виды: путешествия, экскурсии, походы, выезды (групповые и индивидуальные). Реабилитационная направленность: развитие физических возможностей, отвлечение от личных проблем, выработка позитивной установки, культуротворчество.

Туризм всесезонен, его можно практиковать как пешком, так и на любом виде транспорта. Он может быть оздоровительным, познавательным, спортивным. Туризм создает сферу полноценного общения, даёт возможность установления социальных контактов, апробации социальных ролей, получения поддержки, интеграции в общество.

В многодневных туристических поездках, которые оказывают огромное реабилитирующее воздействие, могут принимать участие и семьи с детьми-инвалидами. Само предвкушение скорого путешествия, подготовка к нему, ожидание дня отъезда создаёт радостное возбуждение, объединяет семью.

Наиболее эффективно эти поездки влияют на развитие эмоциональной сферы людей с инвалидностью, помогают социализации. В поездках они получают возможность знакомиться с архитектурой и историей города, посещать музеи, выставки, видеть красоту и величие просторов нашей страны, что способствует также воспитанию патриотизма и любви к Родине.

Также туризм способствует расширению кругозора, появлению интереса к окружающей жизни, повышению самооценки и уверенности в себе, появлению новых друзей. Более того, совместно проводимый досуг благотворно влияет на сплочение семьи.

Во время экскурсионных поездок можно наблюдать позитивные изменения в поведении людей с ограниченными возможностями здоровья, их интеллектуальном развитии. Интерес к истории данной местности побуждает их узнавать народные обычаи и традиции, вспоминать песни о событиях в этом крае, чтобы потом, по приезду, поделиться впечатлениями с друзьями. Авторитет после таких поездок у людей с инвалидностью значительно возрастает, соответственно самооценка становится выше. И на мир эти люди уже смотрят по-другому.







Музейно-педагогическая деятельность
Неиссякаемым источником творческой реабилитации является искусство. Интерактивное общение с людьми в музейном пространстве, «проживание» истории с помощью художественного вымысла мастеров Средневековья и Нового времени помогает инвалидам преодолеть «косность» души и тела. Используя возможности музейной арт-терапии, музейное пространство превращается в реабилитационное поле.

Творческий процесс в области изобразительного искусства преображает духовную сферу человека. Инвалид, испытывающий физические и нравственные страдания, через культуру обретает опору в себе и поддержку в обществе. Овладевая культурными ценностями, он по-новому осознаёт себя.

Все музеи, по сути, являются многофункциональными культурными центрами и работают с инвалидами как с участниками реабилитационных проектов, помогая им в социальной адаптации. На базе музеев и музейных уголков в клубных учреждениях можно организовать школы народной культуры, состязательные программы на знание культуры, истории (в зависимости от профиля музея).

Праздничная деятельность

Праздник – это радость, ощущение счастья. Он способен поднять настроение, улучшить самочувствие. И в последние годы всё чаще приходится слышать о праздникотерапии – реабилитационной технологии, основанной на использовании возможностей праздников. Здесь элементом социокультурной реабилитации является актуализация волевого потенциала и оптимистическое настроение. Праздники помогают семьям с инвалидами выйти из изоляции, обрести уверенность в своих силах, завести новых друзей.

Участие в организации и проведении праздников создаёт уникальные условия для значительного позитивного воздействия на физический статус и психоэмоциональную сферу инвалида. При этом возможно как пассивное, так и активное участие в мероприятиях. Главный принцип – это принцип включения.

Реабилитационный потенциал – чередование различных элементов праздника (игра, театрализация, музыка и др.), общение с прекрасным – формирует позитивную эмоциональную среду, помогает человеку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, в котором меньше тревоги, боли и одиночества, дарит ощущение победы над своей болезнью и своими страхами.

Праздник может проводиться в виде театрализованного представления. Очень важно, чтобы в нём принимали участие как можно больше детей с инвалидностью. Считается, что даже пассивное присутствие на мероприятии способствует их социальной адаптации. Поэтому детям с тяжелыми формами инвалидности присутствовать на празднике необходимо. Например, в театральных постановках могут принимать участие не только дети, умеющие ходить, говорить, но и ребята со множественными нарушениями или на коляске.

В этом случае им поручаются роли без слов или с небольшим количеством слов или с восклицаниями. Например, сказка «Колобок». Можно ввести дополнительную роль для неговорящего мальчика – роль второго волка-молчуна. Ребёнок надевает костюм, участвует в действе и выходит в конце спектакля на поклон. Только представьте, сколько положительных эмоций получит мальчик, участвуя в представлении!

Праздник – это также замечательная возможность применить новые технологии, предложить гостям торжества необычные развлечения. Большинство из нас знакомо с понятием «рисование на лице». Разрисовывание лиц – это весёлое развлечение, которое нравится и детям, и взрослым. Грим на лице великолепно дополнит карнавальный костюм и создаст единый образ. Прекрасным вариантом проведения праздника может стать игра в сказку. Самое главное – не зацикливаться на «собаке, кошке и принцессе». Необходимо рисовать всё, что окружает сказочных героев. Это и море, и дерево, и бабочка, и ветер. Важно, что ребёнок, рисующий на лице, видит не нос-рот-глаз, а пространство для изображения: создаются условия для развития воображения и происходит момент самовыражения. Ведь когда наше лицо скрывает маска, нам легче выразить себя. В этот момент ребёнок забывает, что «он не такой, как все». И он не просто передаёт художественный образ, он подключает свои театральные способности, учится свободно выражать свои чувства. По окончании процесса – фотосессия.

Праздником можно отмечать многие события: приход весны, прилёт птиц, начало нового учебного года и т.п. Праздники дают возможность людям с ограниченными возможностями здоровья радоваться жизни, способствуют улучшению их психологического состояния, помогают обрести уверенность в своих силах и с оптимизмом смотреть в будущее.

Таким образом, активная социокультурная реабилитация позволяет инвалидам реализовать себя и свою потребность в общении, возможность увидеть окружающий мир, встретиться с людьми, переживающими сходную ситуацию, и понять, что им доступно если не всё, то почти всё.





Логоритмика

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки. Занятия логоритмикой в первую очередь рекомендованы детям с речевыми нарушениями: дислалия, дизартрия, нарушения темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание, алалия, задержка речевого развития, логоневроз. А также детям с СДВГ (синдром дифицита внимания и гиперактивности), с ДЦП, с задержкой психического развития, когнитивно простым детям и детям с различными синдромами и расстройствами, сопровождающимися нарушением развития (аутистический, эпилептический и т. д.). Для коррекции речевых


нарушений у взрослых, перенёсших инсульт, нейрохирургические операции и черепно-мозговые травмы, логоритмические занятия сочетаются с восстановительной нейропсихологической коррекцией и неврологическим лечением.

Люди с ограниченными возможностями ничем не отличаются от здоровых людей. Они также мечтают о счастье и хотят быть уверенными в завтрашнем дне, любить и быть полноценными участниками культурной жизни. С самого детства инвалиды живут как бы вне общества. Для многих людей даже самый обычный выход на улицу сопряжён с трудностями. Проблемы со здоровьем зачастую закрывают перед ними дверь в нормальную жизнь. Задача работников культуры – помочь людям этой категории адаптироваться в жизни, показать им, что они такие же, как и мы!


Приложение

А.А. Карпова,

заведующая Токаревским КДЦ


филиалом МБУК «Новичихинский РДК»

Разноцветный праздник

Сценарий концертно-игровой программы для детей

с ограниченными возможностями здоровья
Цели и задачи мероприятия: выработать у детей правильное и разумное отношение к инвалидам, привлечь внимание школьников к проблеме детей с ОВЗ, целенаправленно воспитать ребёнка с ОВЗ как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями. Звучит музыка. Входит Незнайка.

Незнайка (читает вслух). Задачка. В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя девочками, чтобы одно яблоко осталось в корзинке? Ну и задачка… Как поделить яблоки? Да если бы у меня были яблоки, я-то уж точно съел бы их сам. Была охота с кем-то делиться.

Звучит музыка. Входит Василиса Премудрая.

Василиса. Здравствуй, Незнайка. Чем занимаешься?

Незнайка. Задачку решаю.

Василиса. Молодец, что решил учиться.

Незнайка. Да это я со Знайкой поспорил, что решу эту задачку без всякого труда.

Василиса. Ну и как, решил?

Незнайка. Тут нечего решать. Яблоко, которое осталось в корзине, лишнее, значит, я его заберу себе, ну а два яблока отдам девочкам.

Василиса. Задачка у тебя очень простая, но ты решил её неправильно.

Незнайка. Это почему же неправильно?

Василиса. Я думаю, ребята могут тебе подсказать. Всё очень просто, Незнайка. Нужно двум девочкам отдать по одному яблоку, а третье яблоко вместе с корзинкой.

Незнайка. И себе не оставить ни одного яблока? Больше я такие задачки решать не буду.

Василиса. Не переживай, Незнайка. Хочешь, я приглашу ребят и тебя тоже в свою волшебную страну? Согласны отправиться в путешествие? Вас ждут необычайные приключения на нашем пути.

Незнайка. Приключения? Вот здорово! Я согласен. А вы, ребята?

Василиса. Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно сказать волшебные слова.

Эни-бени, черебени,

Маятник качается,

Эни-бени, черебени –

Путешествие начинается.

Ребята хором повторяют эти слова, звучит музыка.

Василиса. Добро пожаловать в нашу страну. Все жители этой страны знают волшебные слова, которые помогают им спастись от беды и неприятностей. А вы знаете волшебные слова?

Незнайка. Здравствуйте, до свидания.

Василиса. Молодец, Незнайка. Уверена, что вы знаете много волшебных слов. Сейчас мы это проверим. Если я назову волшебное слово, то вы выполняйте моё задание, если нет, не двигайтесь. Понятно?

Игра «Пожалуйста»

Поднимите правую руку вверх, пожалуйста. Левую тоже поднимите и присядьте (и т.д.).



Василиса. Мы смело можем отправляться в путь дальше.

Звучит музыка.

Друзья, мы с вами попали в город разноцветных фонарей. По вечерам фонарщики зажигают фонари в городе, чтобы всем жителям было светло и уютно. Для фонарщиков это сложная работа, потому что они должны перенести огонь с одного конца улицы на другой.



Незнайка. Да разве это сложная работа? Если нужно, мы поможем. Правда, ребята?

Василиса. Молодец, Незнайка. Конечно, им нужна ваша помощь. Игра «Фонарщики»

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по два шарика. Нужно передать их над головами из рук в руки, не роняя их, и вернуть обратно.

Василиса. А сейчас, друзья, мы с вами попали в удивительный город. В этом городе всё необычно. Здесь во вторник сажают овощи, а в среду уже убирают урожай.

Незнайка. Этого не может быть.

Василиса. Может, ты забыл, что страна эта волшебная, а ещё здесь очень часто идёт дождь, который помогает быстро созревать овощам. Давайте вспомним, как начинается дождь.

Игра «Дождь»

Правильно, с одной капли – хлопаем в ладоши тихо один раз, затем упало две капли – 2 хлопка, а потом три – и заморосил мелкий дождь (аплодисменты). Дождик стал усиливаться и пошёл ливень (громкие аплодисменты). После дождя можно сажать и овощи. Давайте поможем жителям в этом.



Игра «Сбор урожая»

Команды выстраиваются друг за другом. Первый игрок сажает овощи в обруч, второй собирает их в корзину, следующие игроки сажают и собирают и т.д.

Василиса. Молодцы, вы очень быстро справились с заданием, а главное, помогли жителям города.

Звучит музыка.

Внимание, друзья, впереди нас ждёт опасность – это болото, которое мы должны перейти, чтобы попасть в другой город.



Игра «Переход через болото»

Для игры необходимо 8 колец – это кочки. Нужно пройти по кочкам от старта до финиша.

Василиса. Перешли через болото и попали в город художников.

Задание для команд: нарисовать кошку на альбомном листе фломастерами.



Конкурс «Художник»

Незнайка. Молодцы, ребята. Хорошие вы художники.

Слышен детский плач.

Незнайка. Вы слышите? Кто-то плачет.

Василиса. Мы с вами попали в город, жители которого малыши, они очень часто плачут.

Незнайка. А что нам сделать, чтобы они улыбались?

Василиса. Я думаю, малыши перестанут плакать, если мы им споём.

Незнайка. Ой, как это просто. Давайте все вместе споём мою любимую песню «В траве сидел кузнечик». Запевай!

Дети поют первый куплет песни.

Василиса. Молодцы, ребята, вы хорошо поёте. Вот и закончилось наше путешествие по волшебной стране.

Незнайка. Мне понравилось! А вам, ребята?

Василиса. Страна наша небольшая, но красивая и добрая. Она дарит всем улыбки и хорошее настроение. Если хотите, можете пригласить нас с Незнайкой, и мы продолжим наше путешествие. А сейчас до свидания!

Незнайка. До свидания!


О.А. Белова,

методист ДК «Алтайсельмаш»,


г. Рубцовск



С днём рождения, мультфильм!

Сценарий познавательно-развлекательной программы для клуба «Семицветик»



Цель: воспитание у детей уважения к людям с ограниченными возможностями здоровья, формирование желания прийти на помощь нуждающимся людям, содействие развитию самостоятельности и творчества обучающихся.

Задачи: вовлечь всех детей в проведение праздника; раскрыть (по возможности) способности каждого ребёнка; формировать духовность, нравственно-патриотические чувства у детей; развивать творческие способности.

Баба Яга. Здравствуйте, ребятишечки! А что это вы тут собрались? Может, решили заглянуть ко мне на обед?

Маша. Нет! Нет! Они пришли со мной поиграть, попеть, мультики посмотреть.

Баба Яга. Какие мультики? Зачем они вообще нужны, сидишь, смотришь в эту коробку. Лучше пойдёмте со мной в лес прогуляемся, я вам дом свой покажу, печечку (потирает руки).

Маша. Что я в твоём лесу не видела? И вообще, сегодня день рождения мультфильмов, и поэтому мы будем смотреть мультфильмы, и не только смотреть.

Баба Яга. А может, они не любят их смотреть.

Маша: Любят, любят. Правда, ребята? Вы любите мультфильмы? А каких персонажей мультфильмов вы знаете?

Баба Яга. Так совсем просто, пусть назовут мультфильмы, где есть бабусечки Ягусечки.

Маша. А в каких мультфильмах есть медведи?

Баба Яга. Мультики, мультики! А откуда они вообще взялись, эти мультики?

Маша. А я вам сейчас покажу.

Видео «Как появились мультфильмы» (4 мин. 27 сек.)

Баба Яга. Ооо, так я ещё и постарше ваших мультфильмов буду.

Маша. Старше-то, старше. А ты хоть их смотрела? Я знаю загадки про мультики, сможешь разгадать?

Баба Яга. Да мне столько лет, я такая умная, что мне твои загадки как орешки расщёлкать. Загадывай!

Маша. Он пиявок добывал,

Карабасу продавал,

Весь пропах болотной тиной,

Его звали... (Буратино – Дуремар).

В Простоквашино он жил

И с Матроскиным дружил.

Простоват он был немножко,

Звали песика... (Тотошка – Шарик).

Он гулял по лесу смело,

Но лиса героя съела.

На прощанье спел бедняжка.

Его звали... (Чебурашка – Колобок).

Бедных кукол бьёт и мучит,

Ищет он волшебный ключик.

У него ужасный вид,

Это доктор... (Айболит – Карабас).

Много дней он был в пути,

Чтоб жену свою найти,

А помог ему клубок,

Его звали... (Колобок – Иван-Царевич).



Баба Яга. Так не интересно, ни одной загадки про меня.

Маша. И про тебя есть. Стоит в лесу избушка,

Живёт в избе старушка.

Не входи в избушку:

Съест тебя старушка! (Баба Яга)



Баба Яга. Ну, со старушкой вы не правы. Мне ещё и трёхсот лет нету. И не такая я уж и страшная. А в мультфильмах я тоже старая и страшная?

Маша. Нуууууу, разная ты там. Вот какой тебя художник-мультипликатор представит, такой ты и будешь.

Баба Яга. А кто это?

Маша. А вот сейчас мои друзья и расскажут тебе о том, как создаётся мультфильм.

Видео «Создание мультфильма» (Смешарики) (З мин. 08 сек.).

Баба Яга. Я тоже, значит, художник-мультипликатор, смотри, какие у меня картины.

Маша. И из какого это мультфильма?

Баба Яга. Я ещё не придумала название.

Маша. Пока ты придумываешь название, помоги ребятам угадать мультфильмы по кадрам.

Конкурс «Стоп-кадр».

Баба Яга. Я так, конечно, рисовать не умею. Зато я петь люблю. Давайте попоём.

Маша. О, давайте. А какую песню будем петь?

Баба Яга. А вот какую!

Видео «Два весёлых гуся»

Маша. О! Я знаю эту песню.

Баба Яга. Нет! Петь будем по-моему, а то всё слишком просто. Нужно спеть песню «Жили у бабуси», заменив гласные.

Маша. Не поняла, это как?

Баба Яга. А так:

Жала а бабаса

Два васалах гаса.

Адан сарай,

драгай балай.

Два васалах гаса.

А вы споёте с У.



Маша. Ой, здорово! А давайте теперь с Я.

Маша. Здорово, я и не думала, что с тобой так может быть весело.

Баба Яга. А то! Вот будете дальше такими же весёлыми и смекалистыми, то разрешу вам покататься на своей метле! Маша, смотри, это кто?

Маша. О, это Миша. А куда это он собрался? И без меня.

Видео «Ловись, рыбка».

Маша. Он без меня пошёл. Я тоже хочу рыбу ловить.

Баба Яга. Да без проблем, вот две удочки, пошли.

Садятся у «озера», ловят рыбу.

Маша. Ну как, клюёт? А теперь клюёт? А теперь?

Баба Яга. Да не клюёт у меня. Может, у ребят получится?

Конкурс «Ловись, рыбка»

«Озера» можно нарисовать мелом, если обруча нет. Дети делятся на 2 команды (у каждой команды своё озеро, количество рыбы должно быть одинаковым). Первый игрок получает удочку и отправляется на скоростную рыбалку. Ловит рыбку, возвращается, передаёт удочку второму игроку. Побеждает команда, которая быстрее выловит всю рыбу в своём озере.

Маша. А это что за чудо?

Баба Яга. Ты что, не узнала его? А ребята узнали? (Шалтай-болтай) А из какого он мультфильма? («Алиса в Зазеркалье»)

Видео «Шалтай-болтай».

Маша. А с ним можно поиграть?

Баба Яга. Не знаю, как с ним, но игру такую знаю.

Конкурс «Шалтай-болтай».

Для конкурса нужны два шарика (мячика) с рожицами. Командам выдаются теннисные ракетки (или ракетки для бадминтона). Нужно пробежать с Шалтаем-болтаем на ракетке вокруг кегли и вернуться к началу дистанции так, чтобы он не «свалился во сне».

Баба Яга. Что-то уморилась я, разбегались вы, аж голова закружилась.

Маша. Бабуся, так ты присядь, отдохни.

Баба Яга садится на край сцены.

Баба Яга. Ох, вроде и не старая, а мне летать охота.

Маша. Что-то ты распелась.

Баба Яга. Да настроение хорошее, весело с вами.

Маша. А у меня есть много весёлой музыки.

Баба Яга. Ну и давай включай, а ребята пусть угадывают, что за песня и из какого она мультфильма.

Конкурс «Угадай мелодию» (по очереди).

Баба Яга тащит мешок с мячиками, Маша это замечает и пытается его отобрать.

Маша. Дай, дай, хочу!

Баба Яга. Да что ж ты жадная такая, тут на всех хватит.

Маша. Я хочу с ними поиграть.

Баба Яга. Вот ты сейчас с ребятами и поиграешь.

Конкурс «Жадина» с маленькими мячиками.

Участники выстраиваются в очередь друг за другом. В обруч, лежащий на определённом расстоянии на полу, высыпаются шарики. 1-й участник подставляет руки. Следующий берёт шарик и даёт в руки 1-го, затем бежит другой игрок, берёт шарик и кладёт в руки 1-го и т.д. Задача: собрать как можно больше шариков и не уронить!

Маша. Бабуся Ягуся, я тут мультик смотрела и совсем забыла, как он называется.

Баба Яга. Ты же знаешь, я мультфильмы не смотрю. Что за мульт?

Маша. Смотри, может, ребята помогут?

Видео «Пингвинёнок Лоло».

Баба Яга. Не, я такой не знаю. Спроси у ребят. Зато я знаю, как пингвины переносят свои яйца. Была я в тех краях в гостях у Снежной королевы и видела, как интересно они ходят.

Маша. Покажи, покажи!

Баба Яга показывает.

Маша. А я знаю, как можно поиграть. Мы будем пингвинами.

Конкурс «Пингвин».

Маленький шарик нужно зажать между щиколотками или коленями. Прыгать не надо, нужно идти маленькими шажками к цели, стараясь не потерять шарик.

Баба Яга. Да, весело мы побегали! Поиграли. Надо немножко отдохнуть.

Маша. Отдыхать тоже можно весело и с пользой. На этот случай у меня есть ну очень интересное задание. Я вам прочитаю цитату из мультфильма, а вы мне скажете, как он называется и назовёте героя, который её произносит.

Викторина «Цитаты из мультфильмов»

1) - Таити, Таити... Не были мы ни в какой Таити! Нас и здесь неплохо кормят. («Возвращение блудного попугая»)

2) - Сокол ты мой! А у бабули-то Ягули кренделёчки сахарные! Вернись, я всё прощу! («Приключения домовёнка Кузи»)

3) - И это всё потому, что у кого-то слишком узкие двери...

- Нет! Всё потому, что кто-то слишком много ест! («Винни-Пух и все-все-все»)

4) - Безвозмездно то есть даром. (Сова из «Винни-Пух и все-все-все»)

5) - А где дедушка-то спит? Да вон там, в коридоре. На коврике. А если не слушается, так я его веником!



- Это правильно. («Бобик в гостях у Барбоса»)

6) - Скушай, доченька, яйцо диетическое. Или, может, обратиться к врачу?

Ни-че-го я не хо-чу! («Бременские музыканты»)

7) - Фокусы — это ловкость рук и никакого мошенства. («Приключения поросёнка Фунтика»)

8) - Ты заходи, если что! («Жил-был пёс»)

9) - А мы тут, знаете, всё плюшками балуемся...(«Карлсон вернулся»)

10) - Пустяки, дело-то житейское! («Малыш и Карлсон»)

11) - Ребята, давайте жить дружно! («Кот Леопольд»)

12) - Лучший мой подарочек – это ты! («Ну, погоди!»)

13) - Усы, лапы и хвост — вот мои документы! (Кот Матроскин, «Зима в Простоквашино»)

14) - Нет, мы не хотим в живой уголок — мы хотим... в пионеры! («Чебурашка и крокодил Гена»)

15) - Казнить нельзя помиловать.

- Казнить?! Меня?! А-а-а... за что?

- А за невежество, лень и незнание родного языка. («В стране невыученных уроков»)

16) - Эх, жизнь моя, жестянка! Да ну её в болото! («Летучий корабль»)

17) - Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт. («Приключения капитана Врунгеля»)

18) - Не ходи туда, там тебя ждут неприятности.

- Ну как же туда не ходить? Они же ждут! («Котёнок по имени Гав»)



Баба Яга. Молодец, Маша! Сколько мультфильмов вы знаете! Заслужили покататься на моей метле!

Маша. Ура! Ой, а нос у нас не вырастет и не покроется бородавками?

Баба Яга. Да ты что, я всю жизнь на ней летаю, смотри какая красавица! Раз сама боишься, то дай ребятам поскакать, они-то точно не боятся! Правда, ребята?

Конкурс «Полёт на метле»

Баба Яга. Всё, покатались, и хватит, и вообще мне надо домой собираться, печь не топлена, изба не кормлена. Дела-дела....

Маша. Да и меня уже Мишка заждался, (тихо) точнее он не знает, что он меня заждался, надо навестить его. Обязательно ему расскажу, как здесь было весело, интересно и с какими ребятами мы познакомились!

Баба Яга. Всё, заболталась я с вами, до свиданьица!

Маша. Пока, ребята!

С.Н. Аникина,

учитель начальных классов,

ГБОУ Казанская школа-интернат № 4

для детей с ОВЗ,

г. Казань



Коррекционная ритмика

  1   2   3   4

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Управление алтайского края по культуре и архивному делу алтайский государственный дом народного творчества