Скачать 101.13 Kb.
Дата27.08.2019
Размер101.13 Kb.

Украинский кризис и испытание извечных российских проблем



УКРАИНСКИЙ КРИЗИС И ИСПЫТАНИЕ ИЗВЕЧНЫХ РОССИЙСКИХ ПРОБЛЕМ



Степанов С.А.

Д.п.н., к.и.н., доцент, профессор МНЭПУ

ecosas@rambler.ru
Аннотация. Рассматриваются условия размещения беженцев из Украины в регионах России, где автором вскрывается глубокая взаимосвязь несовершенства инфраструктуры страны и обеспечения достойной жизни российских граждан и украинских беженцев и влияния извечных российских проблем: дураков (чиновников) и дорог.

Ключевые слова: беженцы, достойная жизнь, индексы, чиновники, дороги, кризис, инфраструктура.
Ukraine's crisis and test of eternal Russian problems
Stepanov S.A.
Аннотация. Рассматриваются условия размещения беженцев из Украины в регионах

Annotation. In the article research the condition of dispose from Ukraine in Russian regions. Тhe author brings to light a deep interdependency non-perfect of infrastructural and a dignified life of Russian citizens and Ukraine refugees, influence of eternal Russian problems: fools (clerks) and paths.

Keywords: refugees, dignified life, indexes, clerks, paths, crisis, infrastructure.
В самом начале глобального противостоянии России и западного мира- после воссоединения Крыма и нашей страны спикер тогдашней Рады Украины заявил, что наступит время, когда сами крымчане будут проситься вернуться в состав цветущей и поддерживаемой Европейским союзом незалежной Украины.

Заявление весьма симптоматично. Сотни тысяч украинских беженцев в основном русских и украинцев по национальным корням могут стать российскими гражданами и заселить десятки тысяч малонаселенных городов и сел, а могут и не стать таковыми, по причине российских бюрократических проволочек и чиновного неприятия.

Недавнее заседание Государственного Совета, рассматривавшего состояние и перспективы сельского хозяйства в нашей стране в отечественных СМИ прокомментировали так: на селе даже проблема с жильем понемногу решается, но, вот органы местного самоуправления и дороги – это, видимо, проблемы вечные для России [3].

Если вспомнить трагическую историю распада СССР, то причинами этой геополитической катастрофы конца прошлого века, как мы теперь понимаем, были не только и не столько политические, сколько экономические причины, тот исторический груз нерешенных социально-экономических проблем, который ускорил развал советской системы и сделал его неизбежным. Поводов для анализа указанных причин на фоне событий на Украине достаточно.



В последнее время приходят тревожные сообщения о том, что российская бюрократия вынуждает переселенцев из Украины возвращаться на родину[1]. И все это происходит только потому, что российское чиновничество не восприимчиво ни к экономическим и технологическим новшествам, ни к человеческим страданиям бывших соотечественников. Главная причина этого – коррупция практически на всех уровнях властных структур.

Бывший экономический советник главы нашего государства А.Илларионов объясняет механизм и устойчивость этого явления в верхних эшелонах власти: «Два года назад у нас не было такого элемента разрушения отечественной экономики, как квотирование импорта. Теперь есть. Начали с мяса. Власти были многократно предупреждены: квотирование не может вызвать иных последствий, кроме уменьшения потребления, роста цен, распространения коррупции. Теперь получили подтверждение экономических законов, проверенных в десятках странах мира: потребление мяса в стране стало меньше, цены – выше, доходы импортеров и их друзей во власти – больше. Кто от этого выиграл – понятно. Кто проиграл? Российские граждане, заплатившие дополнительные миллиарды долларов за увеличение благосостояния узкой группы лиц»[12].

Говоря о первом феномене – чиновничестве, как субъекте российской действительности, целесообразно обратить внимание на его последствия, выраженные в постоянно накапливавшемся долге государства перед российским человеком, и влиянии на второй объективный феномен – состояние российских дорог, которое в век постиндустриального и информационного развития человеческого общества неумолимо замедляет этот процесс в нашей стране.

Как в природе различают возобновляемые и невозобновимые биологические виды, ресурсы, благоприятные и неблагоприятные условия обитания живых организмов, так и в человеческом обществе долги подразделяются на возвратные и невозвратные.

К числу невозвратных социальных долгов перед гражданами российского государства - как отрицательное следствие его деятельности и деятельности «великого сонма» его чиновников в новейшей истории

можно отнести следующие. Это: разгон Учредительного собрания (1918г.) и жертвенный разрыв с демократическим направлением развития страны в ходе так называемого социалистического эксперимента; миллионные жертвы голода 20-30-40- гг.; бесчеловечные индустриализация, коллективизация и гибель наиболее производительной части крестьянства как класса; неизмеримые человеческие жертвы политических репрессий, военных конфликтов и войн в прошлом веке; и, наконец, обретение судьбы «разделенной» нации в ходе Гражданской войны и распада СССР.

К числу возвратных социальных долгов государства перед российскими гражданами можно отнести несколько иные аспекты. Это: нерешенность жилищной проблемы и устойчивого продовольственного обеспечения; ощущение гражданами незащищенности от криминала, коррупции и терроризма; системный кризис в социальной сфере, где образование, здравоохранение, культура постепенно превращаются в сферу коммерческих услуг, а благополучие пенсионеров зависит от «милостей» чиновников и несовершенства законодательства; невыполненное обязательство страны - преемника советской империи по моральной и материальной компенсации жертвам и родственникам политических репрессий, а также пострадавших от техногенных аварий («Маяк», Чернобыль и др.) и испытаний ядерного оружия (Семипалатинск, Капустин Яр и особенно Тоцкий полигон); непредсказуемость истории советского периода, когда прошлая жизнь людей измерялась этапами жизни страны (А. Гельман); и, наконец, незавершенность инфраструктуры - при всем многообразии и протяженности телефонных линий связи, водных, воздушных, морских, железнодорожных, автомобильных путей сообщений, газовых, нефтяных и нефтепродуктовых трубопроводов и как следствие - неравномерное экономическое развитие и низкий уровень жизни людей.

Сегодня дороги России - это «задыхающаяся» экономика которая страдает от отсутствия не столько финансов - кровеносных сосудов всякой экономики, сколько от несовершенства современной транспортной инфраструктуры – жизненно необходимых артерий экономики и нормальной жизни людей. По оценке, данной в отчете о глобальной конкурентоспособности, подготовленном экспертами Всемирного экономического форума, качество российских дорог оценивается в 2,3 балла из 7-ми возможных, Россия занимает в мире по этому показателю только 136-е место из 144 [6].

Неравномерное развитие различных видов транспорта в России не позволяет ей использовать экономические выгоды территориально срединной - между Западом и Востоком страны, что приводит к огромным экономическим убыткам [8].

Но дороги - это еще и важная составляющая часть безопасности страны. Отставание России в развитии транспортной инфраструктуры провоцирует и усиливают позиции НАТО и США по окружению, блокаде и дестабилизации экономической и политической обстановки вокруг России. В связи с этим, один из европейских экспертов с тревогой заявляет: «Нас могут отрезать от России в цивилизационном, геополитическом, политическом и энергетическом плане. Причем новая стена в Европе пройдет не через Берлин, а через Украину, разделив ее на пророссийский Восток и проамериканский Запад. Эта линия разломов приблизительно поделит континент на католическую и православную Европы соответственно теории разделенных цивилизаций, представленной С. Хантингтоном и Н. Моисеевым». Примечательно, что эти пророческие слова были сказаны еще в 2009 г.![2].

Нынешнее инфраструктурное отставание России усугубляется экспортно-сырьевой направленностью экономики. Мировой финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. заставил ведущие страны обратить внимание на новую парадигму постиндустриального развития – ориентацию на модель государства благосостояния или социально-ориентированной рыночной экономики,* как, например, в Германии.

Для снижения исторического груза, на наш взгляд, дальнейшее развитие экономики должно ориентироваться на повышение качества жизни людей, а новая индустриализация, перестройка всех отраслей промышленности, финансовых институтов и индустрии услуг должны стать базой такой экономики. Основой же новой индустриализации современной России, по твердому убеждению авторов данной статьи , должна стать газификация* и автомобилизация* всей страны, способные в корне изменить условия и качество жизни ее граждан.

В качестве социально-экономического механизма измерения и оценки этого изменения необходима новая система координат. В последние десятилетия в мире предпринимаются попытки разработать универсальный показатель качества жизни людей разных стран и регионов мира (индекс благополучия, индекс счастья и т.д.). В ходе проведенного авторами в Международном независимом эколого-политологическом университете (Академия МНЭПУ) сравнительного исследования состояния создания российским государством условий для достойной жизни и свободного развития человека (в соответствии с положением Ст.7 Конституции РФ) разработан интегрированный композитный индекс для измерения этого важного направления работы государства [7]. Он основан на системе международных индексов и показателей: индекс развития человеческого потенциала, коэффициент Джини - показатель имущественного расслоения населения, индекс экономической свободы, показатель стоимости жизни, индекс экологической эффективности, уровень общей смертности населения, индекс демократии, расходы на образование, индекс восприятия коррупции.



Расчеты по Композитному индексу деятельности государства по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека (КИДР) произведены по 187 странам, по которым имеется соответствующая международная статистика. В первую группу наиболее эффективных стран мира (расположены по рейтингу КИДР) вошли: ОАЭ, Швеция, Исландия, Новая Зеландия, Тайвань, Австрия, Финляндия, Дания, Норвегия, Люксембург, Нидерланды, Канада, Германия, Ирландия, Бельгия, Австралия, Франция, Великобритания, Швейцария, Кипр, Словения, Эстония, Соломоновы острова, Мальта. Замыкает мировой рейтинг по КИДР страны: Буркина Фасо, Туркменистан, Сирия, Лаос, Ирак, Гаити, Ангола, Гвинея – Бисау, Афганистан, Северная Корея. Украина, Беларусь и Россия по данному показателю занимают 84,101 и 144 места, соответственно.

Анализируя существенную разницу показателей КИДР России, Украины и Беларуси, следует обратить внимание на то, что Россия, незначительно опережая Украину и Беларусь по индексу экономической свободы, индексу восприятия коррупции* и общей смертности, значительно отстает по индексу Джини и расходам на образование. Эти показатели усиливаются в связи с притоком в Россию значительного количества трудовых мигрантов.

  • В связи с событиями на Украине резко возрос приток беженцев из братской славянской страны, который может изменить иммиграционную политику в России и повысить качество труда российских граждан. До этого в Россию в огромных масштабах ввозилась почти исключительно неквалифицированная рабочая сила из стран Средней Азии. Бесконтрольная иммиграция повлекла за собой значительный рост напряженности в крупных городах, бросая вызов социальной и политической стабильности в стране. «Но главная линия напряженности в России,- отмечают специалисты по миграционным процессам, - проходит сегодня не между гражданами России и иммигрантами, а между этническими группами с Северного Кавказа и русскими» [11].

  • В вязи с этим принципиально важно утверждение Н.Н. Моисеева о том, что «логика взаимодействий цивилизаций, основанная не на их стандартизации, а на учете их различий, – это очередная страница логики истории. И она отвечает логике Природы… Более того, наиболее естественный сценарий развития планетарной ситуации как раз и есть сценарий по Хантингтону с его разломами, приводящими к противостояниям. Они чреваты конфликтами, которые при нынешнем уровне средств уничтожения грозят самому факту существования человечества. Планетарное гражданское общество, которому еще предстоит сформироваться, ожидает немалый труд – перевести цивилизационные разломы из «состояния по Хантингтону» в «состояние по Моисееву!» [5].

У России есть преимущества в привлечении трудовых мигрантов (рабочей силы и квалифицированных специалистов): необходимо грамотно использовать приток трудовых ресурсов из бывших союзных республик, ныне независимых государств (Молдова, Украина, Беларусь и др.), менталитет народов которых, близок по совместному проживанию в СССР; умело использовать опыт дореволюционного переселения огромных масс населения их трудоизбыточных южных регионов России в регионы Сибири и Дальнего Востока при государственной и общественной поддержке коренного населения (общественные советы содействия, общественные кассы взаимопомощи и т.д.). Именно такая поддержка доброжелательности и всяческой помощи сегодня необходима украинским переселенцам, особенно их детям, которые со временем могут влиться в полноправный трудовой поток во многие обезлюдевшие регионы России.

Но без создания цивилизованных условий их жизни, как и жизни российских граждан городов и сел, принимающих украинских переселенцев - добротного жилья, современных дорог и газификации быта и производства, рассчитывать на переезд значительных масс людей из Украины не приходится. Как нельзя рассчитывать на современное развитие тысяч деревень и малых городов разных регионов страны, инфраструктура которых находится на уровне середины прошлого века, и пока нет заметного изменения этого положения сегодня.
Литература

1. Евдокимова Д., Иванова А., Бойко А.Бегство к проблемам. Российская бюрократия вынуждает переселенцев из Украины возвращаться на родину // Новые извести, 12 ноября 2014.

2. Латса А. Будущее Европы – это Россия! («Geostrategie.com», Франция) // htt://inosmi.ru/text/translation/253324.html

3. Колесников А. Зрели в корни. В ходе Госсовета обсуждали жизнь деревни и пути от сохи во власть России // Коммерсантъ, вторник 22апреля 2014, № 69.

4. Куликов С., Сергеев М. «Газпром» терпит поражение на двух фронтах. Концерн проигрывает на внешнем рынке и недооценивает внутренний // Независимая газета, 18 октября 2011.

5. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

6. Российские дороги попали в десятку худших дорог в мире//htpp://lenta.ru//news/2013/02/28/roads/

7. Степанов С.А. В поисках качества жизни. Является ли Россия социальным государством, как определено в ее Конституции? // Независимая газета. НГ-НАУКА, 24 апреля 2013.

8. Степанов С.А. Дороги России: гуманитарный взгляд // Поиск, 2010.– № 1.

9. Степанов С.А. Какие мигранты нужны России для ее модернизации // Социально - гуманитарные знания, 2012. №2

10. Субботин Ю. Овес-то нынче не укупишь. Почему в нефтедобывающей стране такое дорогое топливо // Парламентская газета, 7– 13 марта 2014.

11.Тропкина О. Рогозин сыграл старую новую роль// Независимая газета, 9 сентября 2011г.

12. http://lenta.ru/articles/2005/09/23/illarionov/_Printed.htm

13. http:www.mintrans.ru/pressa/ Dorogy_Ross_1.htm.

14. http://lenta.ru/news/2012/08/30/mrot/