Скачать 485.46 Kb.
страница1/3
Дата06.11.2018
Размер485.46 Kb.

Учреждение российской академии наук


  1   2   3


УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ТЕМАТИКЕ, ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКИХ КАМПАНИЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И АНТИЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП И КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

Москва 2010г.


Аннотация

В настоящих рекомендациях даны принципы, виды, темы, методы и приоритетные формы проведения информационно-пропагандистской работы антитеррористической и антиэкстремистской направленности, выделяются наиболее актуальные группы и категории населения, с которыми такая работа должна проводиться; характеризуется понятие кампании, в рамках которой данная деятельность может осуществляться комплексно; приводятся примеры эффективных технологий, применявшихся в ходе отдельных кампаний.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Теоретические основы проведения информационно-пропагандистских кампаний по противодействию терроризму и экстремизму.


5-13

2. Тематика кампаний, методы, содержание основных посланий, приоритетные формы проведения.


14-19

3. Виды информационно-пропагандистских кампаний, акции антитеррористической и антиэкстремистской направленности:

     1) Кампании по информированию .

2) Кампании по образованию.

     3) Кампании по вовлечению.

4) Кампании по нейтрализации.

5) Доктринальные кампании.

6) «Декампанизация» терроризма и экстремизма.


20-36

4. Приоритетные методы проведения информационно-пропагандистских кампаний антитеррористической и антиэкстремистской направленности применительно к специфике некоторых целевых групп.


37-43

1. Теоретические основы проведения информационно-пропагандистских кампаний по противодействию терроризму и экстремизму

В соответствии с наиболее общим определением, «кампания – эта система мероприятий, объединенных общей стратегической целью и проводимых в определенный, ограниченный период» (см., например, в книге: Сайтэл Фрейзер П. Современные паблик рилейшенз. - М.: Инфра-М, 2002, с. 54).

Соответственно, информационно-пропагандистскую кампанию мы предлагаем понимать как комплексную систему мер воздействия на определенные группы населения с помощью различных средств и каналов массового и индивидуального информирования и обучения с целью побуждения к принятию, сохранению оптимальных, полезных для них самих и для общества, моделей поведения в определенной сфере жизни и непринятию, отторжению неоптимальных моделей.

     Форма кампании – это структура, вид, способ организации которых обусловлен содержанием.

А методсистема приемов, совокупность определенных действий, нацеленных на решение определенной, ясно очерченной задачи (Катлип Скотт, Сентер Аллен и др. Паблик рилейшенз. Теория и практика, 8-е изд. - М.: Вильямс, 2005).

К этим понятиям следует добавить и еще одно – акция, под которой подразумевается конкретное специально организованное мероприятие, проводимое в рамках определенной формы и определенным методом.

Воздействие на определенные группы осуществляется путем улучшения знаний в определенной области, изменения отношения к определенному явлению или проблеме, а также путем формирования навыков желательного поведения. Разработка информационной кампании базируется на структурированных моделях изменения, сохранения, закрепления, а также стимулирования поведения, согласно которым новая значимая информация, полученная человеком, становится для него стимулом для должного поведения.

В настоящих рекомендациях мы говорим об информационно-пропагандистских кампаниях антитеррористической и антиэкстремистской направленности, то есть о таких кампаниях, которые способны привлечь внимание общества к проблеме терроризма и экстремизма, повысить уровень информированности, повлиять на взгляды и отношения к данной проблеме, продемонстрировать или проиллюстрировать навыки более безопасного поведения.

К основным принципам успешной информационно-пропагандистской кампании мы относим:

- понимание исторических аспектов (организаторы кампаний могут многому научиться на примере успешных кампаний прошлых лет);

- применение и развитие теорий (теоретические принципы помогают организаторам кампаний понять основную динамику процессов убеждения и коммуникации);

- планирование кампании (установить реальные цели, задачи, потребности и возможности);

- анализ целевой аудитории и ее сегментация;

- анализ и понимание выбора масс-медиа (подробнее см. в книге: Дженнингз Брайант, Сузан Томпсон. Основы воздействия СМИ. - М.: Вильямс», 2004. с.62).



Информационная кампания представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые выполняются в определенной последовательности и усиливают друг друга.

С помощью информационной кампании антитеррористической и антиэкстремистской направленности можно, во-первых, добиться открытого и откровенного обсуждения вопросов, связанных с противодействием терроризму и экстремизму, во-вторых, выработать единую или сходную позицию разных слоев населения и СМИ по теме «терроризм и экстремизм», в-третьих, влиять на принятие оптимальных решений во властных структурах.

Структура информационно-пропагандистской кампании может быть представлена в виде глобального подхода к планированию. Он заключается в попытках применить закономерности, в принципе присущие проектной или проектно-коммуникационной сфере, к теории и технологии информационно-пропагандистской деятельности.

В качестве одного из самых известных проектных подходов фигурирует формализованная и признанная в ми­ре система (формула) RACE, которая широко используется в ходе реализации коммуникационных проектов.



Rэто Research (исследование: анализ и постановка задачи), А — Action (действие: разработка программы и сметы кампании), С — Communication (общение: осуществление программы информационно-коммуникативными средст­вами), Е — Evaluation (оценка: определение результатов и внесение коррективов в программу).

Имеется в виду, что основная задача исследовательского этапа кам­пании — определение целевых аудиторий, их отношения к конкретной личности, организации, идеологии, а также характера и источни­ков информации, через которые можно было бы достичь актуального (же­лаемого) отношения и поступка.

На этапе «действие» (а точнее, планирование действия) готовится концепция кампании, определяются типология и перечень ключевых акций, принципы выбора и технологии использования различных каналов коммуникации, разрабатывается поэтапный рабочий план реализации некоторого проекта.

На коммуникативном этапе происходит осуществление намеченных действий в направлении влияния на восприятие определенных ранее целевых групп.

Эта работа сопровождается регулярным мониторингом ситуации, дина­мичным реагированием на ее изменение. По итогам каждого из этапов осуществляется оценка проделанной работы на предмет ее соответствия желаемым изменениям, проводится коррекция стратегии, а по завер­шении всей кампании готовится аналитическая справка о ее эффектив­ности и разрабатываются рекомендации на перспективу.

Каждый из элементов формулы RACE мы, в свою очередь, можем разложить на собственные проектные циклы. Рассмотрим, например, проектную часть элемента «С», связанного с реализацией коммуникационной программы.

Проектная формула выражается здесь аббревиатурой AIDA (attention — внимание, interest — интерес, desire — желание, action - действие). Суть ее состоит в том, что коммуникационная программа, предусмотренные ей послания должны в первую очередь ориентироваться на привлечение внимания аудитории. Когда внимание привлечено, послание должно удер­жать интерес целевых групп. Затем - возбу­дить желание адресата поближе познакомиться с предлагаемой информацией и, наконец, стремление поверить в нее, стать ее последователем.

К глобальным подходам относится и стремление спланировать движение информации в универсальной коммуникационной цепи: передатчик информа­ции — приемник информации — обратная связь. Представим развернутую картину данной цепи.

1) На начальном этапе некоторая персона формулирует свое видение развития какого-либо процесса. Назовем данную персону РУКОВОДИ­ТЕЛЕМ, а выполняемую им функцию — первичным озвучиванием послания, провозглашением общей философии (идеологии).

2) Далее к работе подключаются КОРПОРАТИВНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ (в данном случае имеются в виду специалисты из организации руко­водителя), которые занимаются фиксацией и первичной интерпретацией послания. Общий смысл интерпретации (по-другому она называется кодированием) заключается в переводе послания в знаковую систему, понятную одной или нескольким целевым группам.

Другими словами, руководитель может произнести несколько слов, которые вполне ясны его подчиненным, но совершенно непонятны для каких-то других персоналий. Чтобы «растолковать» сказанное, возмож­но, придется подготовить несколько страниц текста, однако суть намере­ний руководителя останется при этом неизменной.

3) На этапе вторичной интерпретации КОРПОРАТИВНЫЕ И (ИЛИ) ПРИВЛЕЧЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ проводят сколь угодно широко развернутый комплекс действий по многоступенчатой дифференциации посланий:

- по тематике (пакет информационных поводов);

- по форме (историческая справка, биографии, тексты интервью, тематические брошюры, набор компонентов фирменного стиля);

- по стилю и содержанию и т.д.

4) Следующий этап коммуникационной цепи — выбор и использование каналов распространения информации.

Например, мы можем вести речь об использовании традиционных медийных каналов (информационные агентства, газеты, журналы, радио, ТВ), сети Интернет (новостные ленты, форумы, блоги), каналов наружной рекламы, систем массовой коммуникации (книги, кинофильмы), прямой рассылки или раздачи и т.д.

Хотелось бы обратить внимание на то, что последующий эффект «попадания» послания зависит не только от правильного выбора кана­лов, но и от дифференциации посланий применительно к этим каналам. Такие формы посланий, как, например, текст для прямой рассылки адре­сатам, речь для выступления перед целевой аудиторией, статья для СМИ, модуль для наружной рекламы, пресс-релиз, выставочная экс­позиция, учебно-методическая презентация должны существенно отличаться друг от друга.

Но и здесь процесс дифференциации не заканчивается, поскольку неодинаковы не только формы и каналы распространения информации, но и сами целевые группы: речь может идти о насе­лении страны в целом или отдельного региона, внутрирегиональных прослойках и, наконец, о самих СМИ, которые являются, с одной сторо­ны, каналом распространения, а с другой — специфической целевой группой. Соответственно различаться могут не только устное выступле­ние и письменный пресс-релиз, но и сами пресс-релизы и выступления - в зависимости от того, кому они адресованы.

5) Даже при максимальной объективизации процесса создания и распространения послания на пути к сознанию целевых групп всегда присутствуют субъективные барьеры восприятия информации. В тех или иных случаях они возникают из-за ментального уровня, ситуационных состояний, психофизиологических особенностей целевых групп; их порождают также технологии прохождения информационных потоков через окружающую целевые группы среду. При движении через барьеры восприятия послания «прочитываются» целевыми группами. Если какие-то слова и фразы оказываются не слишком понятными, они подлежат переводу (декодированию) на более приемлемый и необязательно совпадающий с «оригиналом» язык.

6) Пройдя эти барьеры, «сухой информационный остаток» (никогда не совпадающий полностью с первоначально направленной информацией) закрепляется в сознании. Но и на этом процесс движения информации не заканчивается, поскольку в дальнейшем она «путешествует» внутри сознания, где существуют различные уровни восприятия.

7) В большинстве случаев информационное воздействие осуществляется с целью влияния на один уровень — побуждение целевых групп к совер­шению определенных действий. Но действия представляют собой всего лишь «верхушечный участок» некоторой пирамиды, и, чтобы такое по­буждение имело реальный эффект, необходимо оказать влияние на «фун­дамент» и последующие уровни, а именно:



ценности, которые управляют

потребностями, которые влияют на

интересы, которые формируют

отношения, которые, наконец, находят выражение в

мнениях, которые сталкиваются в

действиях.

Ценности — базисные, формируемые в течение длительного периода, а потому устойчивые и трудноизменяемые компоненты, определяющие пове­дение людей. Полностью изменить ценностные ориентации вряд ли спо­собна даже самая масштабная информационная кампания, но пытаться оказать влияние на них и во всяком случае учитывать их можно и необхо­димо, поскольку именно они управляют потребностями, т.е. иерархиче­ским комплексом позиций (материальных и духовных), без которых че­ловек не мыслит своей жизни. В то же время совокупность этих потребностей носит гибкий, подвижный характер и целенаправленное ин­формационное воздействие вполне способно оказать воздействие на ха­рактер их формирования.

Дальше идут интересы — то, что не только осознается как необходи­мое, но и воспринимается как собственное, свое, во имя чего стоит предпринимать конкретные действия. Способствовать лучшему понима­нию интересов — еще одна задача информационных посланий.

Однако за интересами еще не следуют действия. Между ними суще­ствует прослойка мнений, когда одни воспринятые объекты индивид на­чинает оценивать с той или иной мерой симпатии, а другие — с разной степенью негативизма. Стать своеобразным маркером в формировании мнений, мягко и ненавязчиво разъяснять в отношениях с людьми, «что такое хорошо и что такое плохо», — это очередная задача информационной кампании.

Здесь совсем близко до действий: поддержать то, что нравится, и отвергнуть воспринимаемое со знаком «минус».

Принципиальный вывод таков: чем дальше от финального звена це­почки («действия») начинается реализация проектного цикла кампании, тем более зна­чимый результат будет достигнут. И наоборот: прямой призыв к соверше­нию немедленных действий приносит очень низкий эффект.

8) Совершены целевыми группами желаемые действия или нет — ка­кие-то изменения в уровнях восприятия скорее всего произошли. Фиксация этих изменений и доведение их до головного звена в коммуникационной цепи одновременно означает завершение одного проектного цик­ла и возобновление следующего (подробнее см. в книге: Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика, 6-е изд. – М.: Дело, серия «Классический университетский учебник, 2010).

2. Противодействие терроризму и экстремизму: тематика кампаний, методы, содержание основных посланий, приоритетные формы проведения

Тема кампании и предпосылки ее возникновения

Метод кампании и его направленность

Содержание основных посланий кампании

Приоритетные формы проведения кампании

Причины терроризма и экстремизма устранимы.

Примечание. Согласно результатам исследования

«Этноэкстремизм, 2009»,

это: экономический кризис, безработица, социальная несправедливость.

Демистификация «неизбежных» причин терроризма и экстремизма,

перевод их в рамки «возможных для устранения», демонстрация опыта их устранения.

Показ действий «сверху» с обязательным подтверждением наличия и эффективности этих действий «снизу».


- Экономический кризис преодолевается.

- Безработица сокращается.

- Разница в доходах самых богатых и самых бедных сокращается.

- Государство и бизнес всё в большей степени демонстрируют социально ответственное поведение.




Производство и размещение позитивных посланий в СМИ.

Специальная подготовка журналистов.



Мы – россияне.

Примечание.

Согласно результатам исследования

«Этноэкстремизм, 2009», во вспышках терроризма и экстремизма повинны: психологический кризис, связанный со сломом прежней ценностной структуры общества и ущемлением достоинства страны, или отдельного ее народа, мировоззренческий раскол в обществе.


Демонстрация завершения периода «разброда и шатаний», наступления качественно нового этапа жизни России, формирования новой общероссийской идеологии.

- Россия – вновь великая держава.

- Формируется новая идеология: в ее основе – общероссийская идентичность с широкими возможностями национально-культурной автономии для каждого народа.



Подтверждающие научные (в том числе социологические) исследования.

Тексты посланий первых лиц государства, ученых, лидеров мнений.



Толерантное общество.

Примечание.

Согласно результатам исследования

«Этноэкстремизм, 2009», терроризм и экстремизм обусловлены отсутствием идеологии и механизмов обеспечения терпимости (толерантности).


Формирование культуры толерантности.

Толерантности можно и нужно научиться. В частности, за счет освоения технологий переговорного процесса, фасилитации (метод группового решения проблем), медиации (посредничество в конфликтной ситуации).

«Всеобуч» по толерантности: выпуск популярных книг и учебных пособий, курсы в школах и ВУЗах, занятия в государственных структурах и организациях различных форм собственности.

Подробные описания см., например в книге: Чумиков А.Н. Ведение переговоров: стратегия, коммуникация, фасилитация, медиация. – М.: МГУ, 1997 и ряде других изданий того же автора до 2010 г. включительно.


Юридический ликбез.

Примечание.

Согласно результатам исследования

«Этноэкстремизм, 2009»,

терроризм и экстремизм становятся возможными из-за неверия людей в возможность решать проблемы законным путем.


Демонстрация эффективной практики решения проблем законным путем.

- Созданное за 20 лет существования новой России законодательство позволяет решать многие (национальные, конфессиональные, бытовые и др.) проблемы в рамках закона.

- Незнание законов и юридической практики – проблема каждого человека, знание – путь к безопасной и эффективной жизнедеятельности.

- Решать проблемы можно и внесудебным путем, через организации третейского характера.


Дифференцированный юридический «всеобуч» по проблемам, на фоне которых в конкретной местности возникают экстремистские проявления: выпуск популярных книг и учебных пособий, курсы в школах и ВУЗах, занятия в государственных структурах и организациях различных форм собственности.

Формирование и развитие сети общественных организаций, занимающихся решением конфликтов внесудебным путем.



В исследовании

«Этноэкстремизм, 2009» в качестве примера традиции коллегиального решения возникающих межэтнических трений приводится деятельность Совета национальных общин Сочи.

Многопартийное общество.

Примечание.

В исследовании

«Этноэкстремизм, 2009» отмечалось, что «есть мировые практики, когда на неблагополучных территориях разрешают создание партий агитационного характера, тогда с их лидерами появляется возможность вести ответственные переговорные процедуры».


Управляемая канализация агрессии.

1. Возврат к реальной многопартийности как фактору, «растворяющему» большой конфликт в множестве малых и не дающему ему уйти на латентный (скрытый) уровень. Предоставление за счет этого людям альтернативных (по сравнению с экстремистскими) способов воздействия на власть.

Вокруг таких партий концентрируются участники, потенциально готовые к экстремальным действиям, и это сокращает спонтанные силовые экстремистские акции.

2. Реорганизация Общественной палаты РФ в сторону органа, обеспечивающего реальное представительство общественных организаций (сегодня это – представительство экспертного сообщества).




- Российские власти провозглашают курс на возврат к реальной многопартийности в целях учета интересов большинства граждан.

- Общественная палата РФ из экспертного органа превращается в представительство общественных организаций.



Дискуссионные площадки (конференции, круглые столы) с последующим

Изменением нормативных установок и внесением поправок в законодательство.

Фестивали партий, общественных организаций, культурных и спортивных учреждений под лозунгом: «Найди свою партию (НПО, клуб, секцию и др.)».

Подробные обоснования см., например, в книге: Чумиков А.Н. Социально-политический конфликт: теоретические и прикладные аспекты. – М.: Ин-т молодежи, 1993 и ряде других изданий до 2010 г. включительно.


Бренд-кампания «Российский Кавказ».

В исследовании

«Этноэкстремизм, 2009» отмечалось, что происходит «героизация образа кавказца как бандита и экстремиста… Они начинают уже гордиться своей репутацией «крутых парней» и даже специально носят майки с названиями своих республик («Чечня», «Дагестан», «Ингушетия» и т.п.) в качестве своеобразного символа устрашения окружающих».


Массированное внедрение компонентов и носителей фирменного стиля «Россия» на Кавказе.

Переформатирование образов местного исторически сложившегося пантеона героев как людей, действовавших в интересах развития местных сообществ в составе России.




- Кавказ – это Россия.

- Кавказец – это россиянин.

- Лучшие кавказские воины (например, осетины: по итогам ВОВ самое большое число генералов и Героев Советского Союза на душу населения), борцы (чеченцы, ингуши, дагестанцы и пр.) и др. всегда отстаивали интересы России.


Разработка бренд-пакета компонентов фирменного стиля «Российский Кавказ», где «горская» стилистика пересекается с общероссийской.

Распространение (раздача, награждение) носителей фирменного стиля в ходе значимых массовых мероприятий.

Социальная реклама.


Межнациональное согласие.

Фиксируются проявления терроризма и экстремизмы на почве национальной неприязни.


Показ материализованного опыта межнационального согласия, равноправия и сотрудничества на формализованном, «буквальном» уровне.

В каждом субъекте РФ, включая Северный Кавказ, есть немало примеров мирного сосуществования, согласия и сотрудничества различных наций.

Ежегодное проведение «фестивалей наций» в местах предполагаемой демонстрации опыта.

Создание туристических этнопарковых зон на территориях традиционного расселения диаспорных и коренных этнических групп региона.



Наиболее успешные примеры, реализованные на проектном уровне – национально-культурные комплексы «Национальная деревня» в Оренбурге и Саратове.

Исследователи отмечают, что, помимо прочих позитивных эффектов, они легитимно размежевывают этнические группы на рынке туристско-экскурсионного бизнеса.

  1   2   3