Скачать 46.83 Kb.
Дата03.03.2018
Размер46.83 Kb.

Учебной дисциплины «основы безопасности жизнедеятельности» кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина



Приложение 25.
АННОТАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций

Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина

(для студентов 3-курса)
В дисциплине рассматриваются взаимодействие человека и среды обитания; психологические и анатомо-физиологические особенности функционирования и защитные системы (физиологические и психологические) организма человека; психосоматическое и психологическое здоровье человека как основной фактор безопасной жизни и деятельности; безопасная жизнедеятельность в различные возрастные периоды; основы психологии, физиологии и рациональные условия деятельности; современное экологическое состояние и негативные факторы среды обитании; организация условий обеспечения устойчивости функционирования человека в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование и экстраполяция чрезвычайных ситуаций, разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала, объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях ведения военных действий; ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности; причины, признаки и меры предупреждения ряда наиболее распространенных заболеваний; диагностические методы изучения психических состояний, устойчивых особенностей личности; приемы оказания первой медицинской и психологической помощи при травмах и неотложных неблагоприятных состояниях, возникающих вследствие различных чрезвычайных ситуаций, в бытовых условиях.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ


Раздел дисциплины

Введение

Раздел 1. Система «Человек-среда обитания» и основы взаимодействия в ней.

Раздел 2. Негативные (опасные) факторы среды обитания.

2.1.Опасные чрезвычайные ситуации, признаки, классификация, прогнозирование

2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера

2.2.1. Опасные ситуации в литосфере

2.2.2. Опасные ситуации в атмосфере

2.2.3. Опасные ситуации в гидросфере



2 3. Биологические чрезвычайные ситуации

2.4. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

2.4.1. Аварии с загрязнением окружающей среды

2.4.2.Аварии без загрязнения окружающей среды


2.5. Чрезвычайные ситуации социально-психологического характера.

2.5.1 Чрезвычайные ситуации, связанные с воздействием на человека

2.5.1.1. Насилие над детьми

2.5.1.2.Насилие над женщинами



2.5.1.3. Криминальные чрезвычайные ситуации

2.5.1.4. Синдром утрат

2.5.2. Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушением здоровья человека

2.5.2.1. Суицидальное поведение

2.5.2.2. Алкоголизм

2.5.3. Чрезвычайные ситуации, связанные с воздействием на группы людей



2.6. Чрезвычайные ситуации военного характера

2.7. Терроризм и агрессия

2.8. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

2.8. Способы автономного выживания человека в природе.

Раздел 3 Системы психологической и физиологической организации жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях.

3.1. Системы физиологической организации (регуляции) жизнедеятельности человека.

3.2. Высшие психические функции регуляции жизнедеятельности человека.

3.3. Воздействие негативных факторов на психофизические способности человека и среду обитания.

3.4. Безопасность жизнедеятельности в разные возрастные периоды психофизического развития человека.

Раздел 4. Посттравматические стрессовые (психологически и физиологически) расстройства (ПТСР) и психотерапия ПТСР

4.1. Стресс и травматический стресс.

4.2. Посттравматическое стрессовое расстройство

4.3. Теоретические модели ПТСР

4.4. Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы

4.5. Диссоциация и ПТСР

4.6. Методы диагностики ПТСР

4.7. ПТСР участников военных действий

Раздел 5. Оказание медико-психологической и социальной помощи в чрезвычайных ситуациях и при неотложных состояниях, возникающих в результате различных повреждений организма.

5.1. Психофизическое здоровье как основной фактор безопасной жизни и деятельности.

5.2. Психогигиена, физиология и психология труда и безопасность жизнедеятельности.

5.3.Оказание психологической, медицинской и социальной помощи при повреждении организма в чрезвычайных ситуациях и заболеваниях.

5.3.1. Помощь при повреждении анатомо-физиологических систем организма.

5.3.2.Помощь при заболеваниях различных систем организма.

5.3.3. Психологическая помощь в чрезвычайных и кризисных ситуациях.

5.3.3.1 Общие представления о психологической помощи

5.3.3.2 Психологическая помощь при синдроме утраты.

5.3.3.3. Консультационная и групповая работа с детьми-жертвами насилия.

5.3.3.4 Психологическая помощь жертвам семейного и сексуального насилия.

5.3.3.5. Психологическая помощь при суицидах.

5.3.3.6. Профилактика алкогольной зависимости


Раздел 6. Филогенетические и онтогенетические аспекты развития субъективного отношения к безопасности жизнедеятельности (здоровью).

6.1. Филогенетические аспекты развития субъективного отношения человека к собственной безопасности жизнедеятельности.

6.1.1. Культурно-историческая обусловленность субъективного отношения человека к безопасности жизнедеятельности.

6.1.2. Отношение к безопасности жизнедеятельности в современном общественном сознании.


6.2. Развитие субъективного отношения человека к безопасности жизнедеятельности в процессе онтогенеза.

6.2.1. Отношение к собственной безопасности жизнедеятельности в дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском и зрелом возрасте.

6.2.2. Содержательно-динамическая характеристика отношения к безопасности жизнедеятельности.


6.2.3. Закономерности и механизмы развития субъективного отношения к безопасности жизнедеятельности.

6.2.4. Методологические основы и методические аспекты психолого-педагогической коррекции развития субъективного отношения к безопасности жизнедеятельности.



Раздел 7. Мониторинг системы «Человек-среда обитания».

Раздел 8. Управление безопасностью жизнедеятельности.


Главная страница
Контакты

    Главная страница



Учебной дисциплины «основы безопасности жизнедеятельности» кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций Казанского государственного университета им. В. И. Ульянова-Ленина

Скачать 46.83 Kb.