страница1/9
Дата13.10.2018
Размер1.71 Mb.
ТипУчебное пособие

Учебное пособие «организация автомобильных перевозок»


  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рязанский автотранспортный техникум имени С.А. Живаго»



Учебное пособие
«ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК»


Для студентов по специальности 23.02.01

«Организация перевозок и управления на транспорте (автомобильном)»

Квалификация выпускника: техник

Рязань 2016



Содержание
  1. Тема 1 Введение. Основные понятия о транспорте и транспортном процессе5Введение5Транспортная сеть и ее показатели7Тема 2 Общие сведения о транспорте, охрана окружающей среды9Общие сведения о транспорте9Охрана окружающей среды14Тема 3 Взаимодействие видов транспорта Единой транспортной системы17Понятие о Единой транспортной системе и формах взаимодействия видов транспорта17Метод выбора более выгодного вида транспорта или их сочетанияпо критерию приведенных затрат18Тема 4 Автомобильный транспорт. Классификация автомобильного транспорта и автотранспортных средств.22Классификация автомобильного транспорта22Классификация и индексация подвижного состава а/т23ТЕМА 5 Эксплуатационные характеристики подвижного состава автомобильного транспорта27Общая характеристика, удельные приведенные затраты, трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость перевозок.27Грузовместимость и ее оценки, коэффициенты использованиягабаритных размеров, компактности, использования массы, удельная грузоподъемность пола кузова.29Тема 6 Грузы и их классификация32Грузы и их классификация32Правила перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов34Правила перевозок пищевых и скоропортящихся грузов38Тема 7 Транспортное оборудование, маркировка грузов42Упаковка и тара42Маркировка грузов43Средства пакетирования груза43Контейнеры45Тема 8 Транспортный процесс и его элементы47Структура перевозочного процесса47Объем перевозки грузов, грузооборот, грузопотоки47Эпюры и картограммы грузопотоков49Тема 9 Технико-эксплуатационные показатели работы подвижногосостава52Общие сведения по системе показателей, ездка, оборот52Парк грузовых автомобилей, основные показатели и измерителиработы54




  1. Использование грузоподъемности, пробег, коэффициент использования пробега, длина ездки56Показатели, характеризующие простой под погрузкой-разгрузкой и скоростные характеристики грузового подвижного состава58Производительность грузового автомобиля, производительность парка60Производительность тягача со сменными прицепами61Тема 10 Себестоимость перевозок63Себестоимость перевозок63Анализ себестоимости перевозок65Метод характеристических графиков67Тема 11 Пассажирские перевозки69Общие сведения69Пассажирооборот и пассажиропотоки71Транспортная подвижность населения72Основные технико-эксплуатационные показатели73Режимы работы автобусов74Производительность автобуса и автомобиля-такси75Тема 12 Определение потребного количества автобусов и ихвместимости78Общие сведения78Алгоритм расчета79Тема 13 Тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом87Тарифы на перевозку пассажиров87Билетные системы89Список литературы90





  1. Тема 1 Введение. Основные понятия о транспорте и транспортном процессе

1.Введение
Транспорту принадлежит важная роль в процессе общественного производства, т.к. он является неотъемлемым элементом всякого процесса производства.

Как и во всех других отраслях материального производства на транспорте осуществляется производственный процесс. Особенность его в том, что продукция этого процесса (т.е. перемещение грузов или людей) является одновременно и производственным процессом. Ясно, что эту специфическую продукцию нельзя накапливать (в отличие от продукции других отраслей), т.к. она не существует самостоятельно, вне самого производственного процесса.

Транспорт в промышленно развитых странах потребляет 12-17% всех энергетических ресурсов (из них 60% автомобили). Энергоемкость грузовых перевозок составляет 1690% по отношению к энергоемкости перевозок по железной дороге. Автомобильный транспорт перевозит до 80% всех грузов страны.

В РФ транспорт представляет собой единую транспортную систему, в которую входят железнодорожный, автомобильный, вводный (речной и морской), воздушный, трубопроводный и, частично, промышленный (при перевозках вне территории предприятий).

Транспорт  представляет собою совокупность перевозочных средств, путей сообщения, средств управления и связи, а также различных технических устройств, механизмов и сооружений, обеспечивающие их работу.

Перевозочные средства  – подвижной состав, трубопроводы, контейнеры, поддоны, одноразовая или многооборотная тара.

Подвижной состав  – автомобили, прицепы, полуприцепы, транспортные тракторы, локомотивы, вагоны, суда, самолеты, вертолеты, дирижабли.

Пути сообщения – автомобильные дороги, железнодорожные и водные пути, воздушные линии, монорельсовые и канатные дороги, трубопроводы.

Технические устройства и механизмы – погрузочно-разгрузочные машины и механизмы, конвейеры, бункеры, пакетоформирующие машины.

Сооружения – гаражи, стоянки, автобазы, депо, станции технического обслуживания, доки, ремонтные мастерские и заводы, склады, погрузочно-разгрузочные пункты, терминалы, грузовые и пассажирские станции, вокзалы, аэропорты, пристани, компрессорные и насосные станции.

В зависимости от своего назначения транспорт может быть:


  1. внутрипроизводственный (внутризаводской, внутри совхозный), технологический транспорт, обеспечивающий перемещение предметов труда внутри предприятия (завода, шахты, карьера, колхоза и т.д.) и не входящий в состав транспорта как отрасли народного хозяйств;

  2. городской, перевозящий пассажиров и грузы в пределах черты города, населенного пункта;

  3. пригородный, перевозящий пассажиров и грузы в зоне с радиусом до 50 км от черты города;

  4. внутрирайонный, выполняющий перевозки между объектами внутри экономического района;

  5. межрайонный, выполняющий перевозки между соседними экономическими районами;

  6. междугородный, осуществляющий перевозки за пределы города (населенного пункта) на расстояние > 50 км;

  7. межреспубликанский, обеспечивающий перевозки по территории двух и более республик;

  8. международный, выполняющий перевозки за пределы или из-за пределов территории страны

Грузом называются машины, агрегаты, детали, сырье, продукты питания, строительные материалы и конструкции, топливо, химикаты, и т. п. с момента предъявления их к перевозкам и до момента доставки и сдачи потребителю.

Транспортный процесс перевозки груза составляют:



  1. подготовка груза к перевозке;

  2. подача подвижного состава;

  3. погрузка груза;

  4. оформление перевозочных документов;

  5. перемещение (собственно перевозка);

  6. выгрузка;

  7. сдача груза грузополучателю.

Транспортный процесс перевозки пассажиров составляет:

  1. подача пассажирского подвижного состава;

  2. обеспечение удобной посадки людей;

  3. перемещение пассажиров необходимым комфортом;

  4. организация выхода пассажиров.

Основными показателями работы любого вида транспорта являются объем перевозок и выполненная транспортная работа.

Объем перевозок – это количество перевезенных (или запланированных к перевозке) грузов и пассажиров.

Транспортная работа – это количество перевезенных (или запланированных к перевозке) грузов и пассажиров с учетом расстояния перевозок.

Большое значение в осуществлении перевозок имеют такие составляющие элементы транспортного процесса как:



  1. транспортно-экспедиционные операции, к которым относятся прием, упаковка, маркировка и выдача грузов представителю перевозчика, кратковременное их хранение на промежуточных складах, оформление различного рода платежей, передача груза с одного вида транспорта на другой, выдача груза грузополучателю и т. п.;

  2. погрузочно-разгрузочные операции, к которым относятся погрузка грузов на транспортные средства, их выгрузка, крепление, замер и оформление документов.

Перевозки грузов и пассажиров организуются одним несколькими видами транспорта.

Перевозки в прямом сообщении  – это перевозки, осуществляемые одним видом транспорта (автомобильным, железнодорожным или водным).

Перевозки в прямом смешанном сообщении – это перевозки, осуществляемые двумя или несколькими видами транспорта по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования.

Разновидностью прямых смешанных перевозок являются смешанные бесперегрузочные (комбинированные) перевозки грузов, в которых участвует несколько видов транспорта, и при которых сами грузы не перегружаются, а следуют от грузоотправителя к грузополучателю в контейнерах, контрейлерах или в укрупненной таре.


2. Транспортная сеть и показатели ее работы
На долю транспорта РФ приходится 20% основных производственных фондов страны, 14% общего числа работников, занятых в народном хозяйстве, около 12% всех капиталовложений и свыше 10% потребляемых в стране энергоресурсов.

О значении транспорта можно судить по издержкам на транспорт при производстве многих видов продукции. Они составляют 15% от себестоимости производства в среднем.

Совокупность путей сообщения всех видов транспорта образует транспортную сеть.

Транспортная сеть обычно разделяется на сеть магистральных линий и низовую сеть.



Сеть магистральных линий  состоит из путей сообщения большой протяженности, позволяющих обеспечить ускоренную доставку больших объемов грузов и пассажиров на большие расстояния.

Низовая транспортная сеть позволяет организовать регулярные перевозки грузов и пассажиров при транспортном обслуживании предприятий, организаций и населения городов и населенных пунктов.

Плотностью транспортной сети называется протяженность путей сообщения, приходящихся на 1 тыс. кв. км. площади страны (республики, области, района). Этот показатель чаще используется по видам транспорта (плотность сети автомобильных дорог, плотность сети железнодорожных линий и т. д.).

Плотность транспортной сети РФ крайне неравномерна (очень мала в восточных и северо-восточных районах).

Основная часть транспортной сети – железные дороги, обеспечивающие прямую связь между экономическими районами и союзными республиками.

В меридиальном направлении межрайонные связи осуществляются также речными путями.

Сложившаяся сеть трубопроводов (нефти и газа) имеет преимущественно широтное направление.

Внутренние морские линии сосредоточены главным образом в Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах.


  • Тема 2 Общие сведения о транспорте, охрана окружающей среды





  1. Общие сведения о транспорте


Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в ETC РФ. На его долю приходится около 60% грузооборота и около 40% пассажирооборота. Несмотря на то, что протяженность железных дорог в СНГ составляет 11% протяженности всех железных дорог мира, доля мирового грузооборота превысила 50 и 25% всего мирового пассажирооборота. Около 9% основных производственных фондов народного хозяйства приходится на железнодорожный транспорт. На нем работают около 3,5 млн. чел., в том числе в сфере перевозок около 2 млн. чел.

Характерной особенностью развития советских железных дорог является сравнительно быстрое техническое перевооружение подвижного состава. В настоящее время 99,6% общего грузооборота железных дорог осуществляется с помощью электровозной и тепловозной тяг. Протяженность электрифицированных линий железных дорог составляет около 30% (более 46 тыс. км.). РФ по протяженности электрифицированных линий занимает первое место в мире. На этих линиях выполняются более 52% всего грузооборота железных дорог.

Новые электровозы позволили в значительной мере увеличить среднесуточную производительность подвижного состава. Уже работают электровозы большой мощности: ВЛ10–5200 кВт и ВЛ80Т–6520 кВт. На очереди выпуск еще более мощных электровозов.

Для повышения пропускной способности перенапряженных грузопотоками линий и производительности труда на перевозочной работе созданы секционные электровозы, обеспечивающие вождение тяжеловесных поездов массой до 9 тыс. т.

Подвижной состав железнодорожного транспорта постепенно переводится на роликовые подшипники вместо подшипников скольжения. Ролики снижают потери тяговых усилий на трение в подшипниках, исключают перегрев букс.

В настоящее время вагонный парк железных дорог состоит в основном из четырехосных вагонов, средняя грузоподъемность которых составляет 62,4 т. Освоен производством восьмиосный парк вагонов повышенной грузоподъемности, среди которых универсальные цельнометаллические вагоны грузоподъемностью 125 т, цистерны – 120 т, специализированные полувагоны с глухим кузовом – 132 т, вагоны-самосвалы – до 180 т.

Уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте достиг 93%. Широкое развитие получили перевозки с применением контейнеров, в том числе крупнотоннажных массой брутто 10, 20 и 30 т. Строятся и вводятся в эксплуатацию все новые механизированные комплексы для перегрузочных операций с крупнотоннажными контейнерами.

Растут объемы укладки тяжелых рельсов Р-65 и Р-75, увеличивается протяженность пути с железобетонными шпалами и с бесстыковыми участками. Расширяется применение автоматики, телемеханики и современных средств связи. Полностью внедрены системы автоматического торможения и автосцепки. Успешно работает автоматическая система управления билетно-кассовыми операциями для пассажирских перевозок.



Речной транспорт выполняет значительный объем перевозок грузов и пассажиров, являясь важной отраслью народного хозяйства.

Ни одно государство мира не располагает такой большой сетью речных путей, как РФ. В стране насчитывается более 100 тыс. крупных рек, протяженность которых превышает 3 млн. км. Около 500 тыс. км рек пригодно для судоходства и сплава, из них эксплуатируемых основных водных путей 145 тыс. км (больше чем в США в 3,5 раза). Большая их часть (около 115 тыс. км.), находится на территории РФ.

Кроме рек, в стране имеются более 2 тыс. озер, построены искусственные водные каналы и в том числе такие, как Беломорско-Балтийский (222 км), Волго-Балтийский имени ни Ленина (360 км), канал имени Москвы (128 км), Волго-Донской (101 км).

Единая глубоководная система европейской части РФ имеет гарантированные глубины используемых водных путей 3,8 ...4,0 м и пропускает суда грузоподъемностью д( 10 тыс. т. Она соединила пять морей: Белое, Балтийское Каспийское, Азовское и Черное. Водный путь от Одессы до Ленинграда сократился до 4678 км вместо 8749 км морского пути вокруг Европы.

Большое значение речной транспорт имеет в северных; и восточных широтах на реках Оби, Енисее, Лене, Ангаре, Амуре и др. Из-за отсутствия во многих районах автомобильных и железных дорог преимущества речного транспорта в сезон открытого судоходства бесспорны Удельный вес грузооборота речного транспорта в района: европейского Севера составляет примерно 40%, в Красноярском крае – 30%, в Якутии около 60%, Tюменской и Томской областях – 50% от общего грузооборота всех видов транспорта.

К достоинствам речного транспорта следует отнести: высокую пропускную способность глубоководных путей, возможность перевозить тяжеловесные крупногабаритные неделимые грузы, относительно небольшие удельные затраты энергетических ресурсов на транспортную работу, сравнительно невысокие себестоимость перевозок и капитальные вложения, меньшую металлоемкость. К недостаткам его относятся: большие сроки доставки грузов, сезонность перевозок в климатических зонах, где реки замерзают или мелеют.


Морской транспорт занимает важное место в ETC РФ, выполняя перевозки грузов и пассажиров между портами страны (каботажные плавания), а также большие объемы международных перевозок

РФ – великая морская держава. Длина береговой линии страны, включая острова, превышает 110 тыс. км, а протяженность морской границы около 47 тыс. км. В нашей стране создана контрольная служба, именуемая Регистром РФ. Регистр РФ – орган, осуществляющий технический надзор за советскими морскими судами (в процессе постройки, ремонта и эксплуатации) и проводящий их классификацию.

Морской транспорт располагает современным, технически совершенным флотом, оснащенным судами, предназначенными как для перевозки генеральных грузов (готовые промышленные изделия, некоторые полуфабрикаты, штучные грузы в таре), так и массовых грузов (навалочных, насыпных, наливных). Генеральные грузы, как правило, наиболее ценные, погрузка и выгрузка их обычно требуют больших затрат времени и рабочей силы.

В общем объеме сухогрузных перевозок на долю навалочных грузов (руда, глинозем, уголь, зерно, удобрения и др.) приходится примерно 50%. Для их перевозки созданы однопалубные с большим раскрытием палубы суда, которые получили названия балкеры.

Суда для перевозки наливных грузов (нефть, нефтепродукты, аммиачная вода, жидкие пищевые продукты, химические вещества, сжиженные газы) называются танкерами.

В последние годы получили большое развитие специализированные суда, предназначенные для перевозки определенного рода груза (рудовозы, углевозы, лесовозы, цементовозы, зерновозы, контейнеровозы, газовозы, лихтеровозы, суда рефрижераторы, суда паромы и др.). Специализированные суда обеспечивают лучшую сохранность количества и качества перевозимого груза, сокращают время погрузки и выгрузки и трудоемкость технического обслуживания. Наметилось направление перехода от узкоспециализированных судов к судам совмещенной специализации, позволяющим в ряде случаев загружать их в обратные рейсы другими видами грузов (лесозерновозы, хлопколесовозы, углерудовозы и др.).

Как и на других видах, на морском транспорте растет грузоподъемность одной средней единицы подвижного состава. Флот пополняется крупнотоннажными судами.

Морской транспорт незаменим для большинства международных перевозок грузов на большие расстояния. На его долю приходится свыше 45% всех перевозок экспортных и импортных грузов.



Автомобильный транспорт является одной из важнейших отраслей народного хозяйства и подразделяется на транспорт общего пользования и ведомственный.

Бесспорная сфера применения автомобильного транспорта – перевозки грузов и пассажиров на небольшие расстояния. Однако для некоторых условий экономически целесообразно осуществлять автомобильные перевозки определенных видов грузов и на большие расстояния, иногда на тысячу километров и более (перевозки ранних овощей, фруктов, высоко стоимостных небольших по размеру партий грузов, в районах, не имеющих железных дорог или водных путей сообщения, во вновь осваиваемых районах Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии). Предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования, помимо перевозок осуществляют транспортно-экспедиционное обслуживание предприятий, организаций, учреждений и населения.

В РФ автомобильный транспорт стал быстро развиваться в годы первой пятилетки, когда были заложены основы массового выпуска отечественных грузовых, легковых автомобилей и автобусов. Среди сложных проблем развивающегося автомобильного транспорта в настоящее время следует выделить проблему снижения трудоемкости перевозок. На автомобильном транспорте работают примерно 2/3 рабочих и служащих, занятых на всех видах транспорта. Учитывая же, что у автомобильного транспорта высокие темпы роста объемов перевозок и грузооборота по сравнению с железнодорожным и речным, одна из важнейших задач состоит в непрерывном и значительном росте производительности труда.

Автомобильный транспорт имеет сравнительно небольшой грузооборот, так как перевозки осуществляются в среднем на небольшие расстояния (около 17 км). Что же касается количества перевозимых грузов, то на долю автомобильного транспорта приходится 4/5 объема перевозок, выполняемых всеми видами транспорта. Погрузка и выгрузка автомобилей производится в многочисленных пунктах предприятий и на объектах народного хозяйства.

Большую социальную значимость имеет и работа по обеспечению на автомобильном транспорте эффективных мероприятий по дальнейшему повышению безопасности дорожного движения и снижению загрязнения окружающей среды.

Воздушный транспорт – наиболее скоростной. Основная сфера его применения — перевозки пассажиров, срочных грузов, почты на большие расстояния. Самолеты и вертолеты интенсивно используются и на сравнительно небольших расстояниях в районах, недоступных для автомобильного транспорта. Большое значение воздушный транспорт имеет при необходимости срочной доставки пассажиров и грузов. «Аэрофлот» эксплуатирует известные советские самолеты Ил-62, Ту-154, Ту-134, Як-40, Ан-24 и др. На оснащение воздушного транспорта поступили новые самолеты: аэробус Ил-86 на 350 пассажиров (дальность полета до 4 тыс. км, крейсерская скорость 900 ...950 км/ч); для перевозки грузов Ил-76Т грузоподъемностью 40 т (дальность полета до 5 тыс. км, крейсерская скорость 850 км/ч); Як-42 на 120 пассажиров для линий протяженностью до 1850 км (скорость 820 км/ч), а также новый вертолет-кран Ми-10К грузоподъемностью 12 т.

Наряду с самолетами большой вместимости и грузоподъемности созданы 15-местные самолеты Ан-28 иАн-32 и грузовой самолет Ан-72 грузоподъемностью 5 т, которые могут садиться не только на бетонные, но и грунтовые полосы аэродромов длиной 400 ...600 м и взлетать с них.

Пассажирские перевозки на воздушном транспорте преобладают над грузовыми. При переездах на большие расстояния пассажиры ради значительной экономии времени предпочитают пользоваться воздушным транспортом. Так, в пассажирообороте между Москвой и городами: Иркутск, Тбилиси, Ереван и Алма-Ата пользуются самолетами около 80% всех пассажиров, а в сообщении между городами Ашхабад, Душанбе, Хабаровск и Владивосток – до 90%.

Большое значение воздушный транспорт приобрел в перевозках скоропортящихся грузов. Ежегодно в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока доставляется до 40 тыс. т ранних овощей и фруктов.

РФ осуществляет пассажирские перевозки воздушным флотом более чем в 80 государств.

Трубопроводный транспорт – сравнительно новый и быстро развивающийся вид транспорта, предназначенный для транспортирования нефти и нефтепродуктов, природного газа и других грузов.

В ETC рассматривается только та ее часть, которая отнесена к магистральному трубопроводному транспорту, доставляющему по трубам нефть, нефтепродукты, газ, уголь щепу и другие грузы из районов добычи (производства) на перерабатывающие предприятия или первоначальные базы (пункты налива), расположенные у железнодорожных станций, речных и морских портов, а также на промежуточные головные перекачивающие станции.

Средний диаметр труб строящихся в РФ газопроводов составил: в 1960 г. – 675 мм, 1965 – 706 мм, 1970 – 812 мм, 1975 – 1025 мм, и в 1980 г. –1198 мм.

Тенденция к увеличению диаметра труб – положительное направление в развитии трубопроводного транспорта, так как с увеличением диаметра трубы резко повышается ее пропускная способность. Пропускная способность нефтепровода в год, например, соответствует следующим показателям: для диаметра трубы 520 мм – 8 млн. т, 720 мм – 15 млн. т, 1020 мм – 45 млн. т, 1420 – 75 млн. т, 2000 мм – 100 млн. т.

Трубопроводный транспорт обладает рядом преимуществ, которые обеспечили ему большие темпы развития в последний период времени. Для передачи больших количеств газа на большие расстояния – газопровод, бесспорно, самый эффективный вид транспорта.

Промышленный транспорт обеспечивает перевозками промышленные объекты, которые имеют большое и сложное транспортное хозяйство. В его состав входят различные виды транспортных средств и путей сообщений (железнодорожные, автомобильные, трубопроводные, конвейерные, канатные, пневматические и др.).

Промышленный транспорт чаще всего является важной составной частью внутрипроизводственного технологического процесса. На подъездных железнодорожных путях промышленных предприятий, строек и организаций начинают и заканчивают свой путь около 90% всех грузов железных дорог страны.

По назначению перевозки на промышленном транспорте подразделяют на внутрипроизводственные (склад–цех, цех–цех, цех–склад) и внешние (завоз сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и оборудования, отправление готовой продукции к пунктам железной дороги, близлежащим предприятиям и др.).

Издержки промышленного транспорта большие и составляют 20–30% от себестоимости продукции. В промышленном транспорте работают более 5 млн. чел. Объем перевозок составляет более 20 млрд. т.




  1. Охрана окружающей среды и потребление энергоресурсов

Охране окружающей среды посвящена специальная статья Конституции РФ. В ней говорится: «В интересах настоящего и будущего поколений в РФ принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».

Многие виды транспорта оказывают вредное влияние на окружающую среду. Так, например, все транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания поглощают из атмосферы кислород, увеличивают в нем содержание углекислого газа. Кроме того, отработавшие и картерные газы, как правило, имеют токсичные вещества: окись углерода, окислы азота, углеводороды, альдегиды, соединения свинца (этилированный бензин), сажу и др. При большой насыщенности транспортными средствами, особенно в городах с малым воздушным обменом, возникают недопустимо большие концентрации токсичных веществ, которые оказывают вредное влияние не только на .здоровье человека и все живые организмы, но и увеличивают разрушающее воздействие на строительные материалы, металлы, ткани, краски и т. п. Автомобили при движении выбрасывают в атмосферу большое количество резиновой пыли, в которой также имеются токсичные вещества.

В РФ существуют нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе населенных мест и осуществляется контроль за их содержанием. Борьба с загрязнением воздушного бассейна городов приобретает большое значение. Она идет по пути ужесточения требований к совершенству конструкции двигателей и их техническому состоянию в процессе эксплуатации, организации движения на территории города с проведением градостроительных мероприятий.

Нефтепродукты и продукты сгорания от автомобильного подвижного состава загрязняют землю и водоемы при мойке автомобилей, небрежном обращении со свежими и отработанными маслами и различными жидкостями. Все это в сочетании с нефтепродуктами, попадающими в воду при эксплуатации водных транспортных средств, оказывает губительное влияние на состояние планктона, рыб, птиц.

Автомобили, самолеты и железнодорожный подвижной состав создают шумовые и вибрационные «загрязнения» среды, которые могут оказывать отрицательное воздействие на здоровье людей. На улицах с интенсивным автомобильным движением, в зонах взлета и посадки самолетов, вблизи железнодорожных путей уровень шума иногда превышает допустимый существующими санитарными нормами.

Автомобили, трамваи, троллейбусы являются часто причиной возникновения радио- и телевизионных помех.

При строительстве автомобильных и железных дорог, прокладке трубопроводов часто уничтожается плодородный верхний слой почвы. Законодательством РФ предусмотрена обязательная рекультивация земель по окончании строительных работ.

Уменьшение отрицательного влияния транспорта на окружающую среду — это сложная социально-экономическая и техническая задача, решение которой осуществляется большим комплексом природоохранных мероприятий.

Транспорт в промышленно развитых странах потребляет 12–17% всех энергетических ресурсов. На автомобильный транспорт приходится 50–60% этого количества. Энергетическая база транспорта слагается из энергетических установок всех видов и в настоящее время распределяется примерно так: автомобильный транспорт 82%, железнодорожный 10%, воздушный 4%, энергетические установки судов 2% и насосные станции трубопроводов 2%. Энергетические затраты на перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта имеют большой диапазон (табл. 1.). Наиболее энергоемки перевозки пассажиров и грузов воздушным и автомобильным видами транспорта.

Данные расхода энергии приведены при условии полного использования грузо- и пассажировместимости и пробега. Если учесть фактическую степень использования транспортных средств (эффективность организации транспортного процесса), то энергоемкости грузовых перевозок по отношению к железнодорожному транспорту составят:


  1. нефтепроводного 65%,

  2. морского 117%,

  3. речного 133%,

  4. газопроводного 700%,

  5. автомобильного 1690%.

За последние 15 лет произошло значительное снижение удельных энергозатрат на всех видах транспорта. Это было достигнуто как внедрением новых, более экономичных силовых установок (замена паровых машин на дизели и электродвигатели) и увеличением грузоподъемности единицы подвижного состава, так и повышением уровня его технической эксплуатации и эффективности использования (увеличение коэффициентов использования пробега и грузоподъемности, уменьшение простоев).
Энергоемкость перевозок разными видами транспорта

Таблица 1

Вид транспорта и тип подвижного составаЭнергоемкость в (МДж) на 100пасс-кмткмВоздушный

Вертолет (Ми-4)

Самолет малый (Як-40)

средний (Ту-134)

большой (Ил-62)

Железнодорожный

Поезд с электротягой

» с тепловозной тягой

Водный

Речной сухогруз (5,0 тыс. т)



Морской » (13,5 тыс. т)

» танкер (150 тыс. т)

Трубопроводный

Нефтепровод 700 мм

Газопровод 1420 мм

Автомобильный

Легковой автомобиль

Автобус малый бензиновый

» средний »

» большой дизельный

Грузовой автомобиль средний бензиновый

» большой дизельный

Автопоезд дизельный

407,0


550,0

234,0


270,0
5,5

20,2


60—80

40-50


20—25

12-15
2.8

8,8
38.1

16,0


5,4
5.4

230-060


300—400

140—160


100—110


  1   2   3   4   5   6   7   8   9