Скачать 189.89 Kb.
Дата22.08.2019
Размер189.89 Kb.
ТипРабочая учебная программа

Учебно-тематический план практических и семинарских занятий по общей физиологии




Министерство спорта Российской Федерации

Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГУФК



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины М.1.Б.1 История и методология научных исследований в области спорта

по направлению (специальности) - 034500 Спорт

квалификация (степень) выпускника - магистр

Форма обучения - очная

Уфа 2014



1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Цель дисциплины

Дать магистранту совокупность современных систематизированных знаний о развитии системы российской науки в области ФИС, определить особенности, тенденции, закономерности ее становления, сформировать у магистрантов навыки научного мышления.

1.2. Задачи дисциплины


Познакомить с этапами становления и развития истории науки в области физического воспитания и спорта.

Объяснить роль интегративных общенаучных и поэлементно-аналитических подходов в обобщающих и избирательно-прикладных исследованиях физической культуры и спорта.

Научить овладевать методологией эмпирического и теоретического типов научного мышления.

Выработать умения критически осмысливать и адаптировать полученные знания для решения научных и профессиональных задач.

Формировать посредством целостной реализации учебной программы дисциплины общекультурные и профессиональные компетенции магистра денного направления.

1.3 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы



Дисциплина «История и методология научных исследований в области спорта» относится к базовой части общенаучного цикла. Содержание дисциплины рассматривает вопросы становления и развития науки в области физической культуры и спорта в России, методологические аспекты научных исследований в области спорта.

1.4 Перечень формируемых компетенций



  • − способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК- 1);

  • − способен самостоятельно изучать новые методы исследования, изменять научный и производственный профиль, социокультурные и социальные условия своей профессиональной деятельности(ОК- 2);

  • способен использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских работ и управления коллективом (ОК-4);

  • способен использовать углубленные теоретические и практические знания, часть которых находится на передовом рубеже науки о физической культуре и спорте (ОК-13);

  • − способен выполнять научные исследования и использовать их результаты в целях повышения воспитательного воздействия на личность обучаемого (ПК-2);

  • способен выполнять научные исследования использовать их результаты в целях повышения эффективности тренировочного процесса (ПК-10);

  • − способен разрабатывать обобщенные варианты решения проблемы, анализировать эти варианты, прогнозировать последствия, находить компромиссные решения в условиях многокритериальности, неопределенности, планировать реализацию проекта (ПК-16);



1.5 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В соответствии с ФГОС и ООП студент изучивший дисциплину “История и методология научных исследований в области спорта” базовой части общенаучного цикла должен:
знать:

  • - достижения отечественной и зарубежной науки в области спорта и смежных областях знаний;

  • - закономерности и тенденции развития науки в области ФКиС;

  • - методологию системного, модельного, классификационного и других современных познавательных подходов;

  • - современные методологические принципы и методические приемы исследования в области ФКиС;

уметь:


  • - выстраивать логику научно-исследовательской работы в сфере физической культуры, спорта и туризма;

  • - выявлять проблемную ситуацию в области физической культуры и спорта, формулировать рабочую гипотезу и ее проверяемые следствия;

  • - самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой;

  • - использовать в практической деятельности современные научные и теоретические знания для выявления тенденций развития физической культуры и в будущем;

  • Самостоятельно приобретать и определять новые знания, в том числе в смежных областях знаний;

ВЛАДЕТЬ


  • - теоретическими и практическими знаниями для решения профессиональных и карьерных проблем;

  • - способностью аргументировать собственный взгляд на проблемы изучаемой дисциплины;

  • - навыком вербальной передачи научной информации логично, системно, доступно.


1.6 Перечень и объем активных форм учебных занятий
Для успешного достижения планируемых результатов обучения и формирования компетенций используются активные (метод анализа конкретных ситуаций, дискуссионный метод, социально-психологический тренинг) и групповые (групповая работа, работа в малых группах) методы.

Групповая работа - Тема 2.1. Наука и научное исследование. Методология научных исследований в области спорта.

Работа в малой группе - Тема 2.4. Методы исследования в сфере физической культуры и спорта.



2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1 – Состав и объем дисциплины

Вид учебной работы

Всего

часов

Распределение по семестрам

(в часах)

1 семестр

Общая трудоемкость дисциплины (ЗЕ/часы)

3/88

3/88

Аудиторные занятия, всего

в т.ч. лекции (Л)

практические занятия (ПЗ)


40

8

32



40

8

32



Самостоятельная работа магистранта

40

40

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

8

экзамен

2.2. Темы дисциплины

Модуль 1. История научных исследований в области спорта.

Тема 1.1. История научных исследований в области спорта. Развитие естественнонаучных основ методологии физического воспитания в России (Вторая половина 18 - начало 20 в.)

Тема 1.2. Советский период развития науки в области физической культуры и спорта. Направления и школы научных исследований в сфере физической культуры и спорта.

Модуль 2. Методология научных исследований в области спорта.

Тема 2.1. Наука и научное исследование. Методология научных исследований в области спорта.

Тема 2.2. Уровни методологии науки и общая характеристика методов. Виды научных исследований в сфере физической культуры и спорта.

Тема 2.3. Организация научных исследований в физической культуре и спорте. Выбор направления и планирование исследования, поиск исходной информации. Этапы научно-исследовательской работы.

Тема 2.4. Методы исследования в сфере физической культуры и спорта.



Тема 2.5. Представление и оценка результатов научной и методической деятельности.
Таблица 1 Темы дисциплины и их краткое содержание

п/п

Тема

Краткое содержание

1

2

3

1

Модуль

История научных исследований в области спорта

1.1

История научных исследований в области спорта. Развитие естественнонаучных основ методологии физического воспитания в России (Вторая половина 18 - начало 20 в.)

Этапы становления и развития научных исследований. Материалистическая философия Н.Г Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Открытия в области функционирования и развития организма И.М. Сеченова. Открытия в области физиологии, анатомии и антропологии Н.И. Пирогова, И.П. Павлова. Деятельность основоположника отечественной педагогики К.Д. Ушинского. Научная система физического воспитания П.Ф. Лесгафта. В.С. Пирусский – основатель физической культуры в Сибири.

1.2

Советский период развития науки в области физической культуры и спорта. Направления и школы научных исследований в сфере физической культуры и спорта

Этапы советского периода развития науки в области физической культуры и спорта. Эволюция теоретико-методологических подходов к науке в области физической культуры и спорта. История советского периода развития спорта и науки в области физической культуры и спорта. Выдающиеся советские и российские ученые в области теории и методики спорта. Выдающиеся советские и российские ученые в области физиологии спорта. Выдающиеся советские и российские ученые в области психологии спорта. Выдающиеся советские и российские ученые в области биомеханики спорта.

2

Модуль

Методология научных исследований в области спорта

2.1

Наука и научное исследование. Методология научных исследований в области спорта.

Предмет и методология науки. Структура науки и научного исследования. Научная проблема как исходный пункт исследования. Проблемная ситуация. Общая характеристика методов науки. Классификация методов познания: диалектический метод. Экспериментальный метод. Методологические подходы к познанию в области физической культуры и спорта: системный, синергетический. Моделирование как метод исследования в физической культуре и спорте.

2.2

Уровни методологии науки и общая характеристика методов. Виды научных исследований в сфере физической культуры и спорта.

Уровни методологии науки. Методологические принципы науки о спорте. Функции спорта. Основные понятия теории спорта. Связь физической культуры с другими отраслями знаний. Направления научных исследований в сфере научного знания о физической культуре и спорте.

2.3

Организация научных исследований в физической культуре и спорте. Выбор направления и планирование исследования, поиск исходной информации. Этапы научно-исследовательской работы.

Основные понятия научно-исследовательской работы. Этапы научно-исследовательской работы. Планирование научно-исследовательской работы. Подготовительный этап научно-исследовательской работы. Сбор научной информации. Основные источники научной информации. Цели и задачи научного исследования. Объект и предмет научного исследования. Научная новизна и практическая значимость исследования. Гипотеза научного исследования. Педагогические, медико-биологические, психологические и биомеханические методы исследования. Система спортивной подготовки.

2.4

Методы исследования в сфере физической культуры и спорта.

Библиография научного исследования. Характеристика научной проблемы. Рабочий план научного исследования. Изучение и анализ литературных источников. Анализ документов. Педагогическое наблюдение. Хронометрирование. Педагогический эксперимент. Параллельные эксперименты. Тестирование. Методы исследования физического развития. Метод экспертных оценок.

2.5

Представление и оценка результатов научной и методической деятельности.

Представление материалов научного исследования. Общие правила представления текстового, табличного, иллюстративного и других материалов. Публикация основных результатов научного исследования. Доклад по теме научного исследования. Порядок защиты магистерской диссертации. Требования к оформлению магистерской диссертации. Подготовка медиа-сопровождения. Процедура и правила публичного выступления.



Перечень заданий для самостоятельной работы:


  1. Этапы становления и развития научных исследований.

  2. Материалистическая философия Н.Г Чернышевского и Н.А. Добролюбова.

  3. Открытия в области функционирования и развития организма И.М. Сеченова.

  4. Открытия в области физиологии, анатомии и антропологии Н.И. Пирогова, И.П. Павлова.

  5. Научная система физического воспитания П.Ф. Лесгафта.

  6. Этапы советского периода развития науки в области физической культуры и спорта.

  7. Выдающиеся советские и российские ученые в области теории и методики спорта. Их вклад в сферу физической культуры и спорта.

  8. Выдающиеся советские и российские ученые в области физиологии спорта. Их вклад в сферу физической культуры и спорта.

  9. Выдающиеся советские и российские ученые в области психологии спорта. Их вклад в сферу физической культуры и спорта.

  10. Выдающиеся советские и российские ученые в области биомеханики спорта. Их вклад в сферу физической культуры и спорта.

  11. Виды и типы диссертационных исследований

  12. Магистерская диссертация как вид научного исследования.

  13. Основные понятия научно-исследовательской работы.

  14. Этапы научно-исследовательской работы.

  15. Планирование научно-исследовательской работы.

  16. Подготовительный этап научно-исследовательской работы.

  17. Сбор научной информации.

  18. Основные источники научной информации.

  19. Цели и задачи научного исследования

  20. Объект и предмет научного исследования

  21. Научная новизна и практическая значимость исследования.

  22. Гипотеза научного исследования.

  23. Организация научного исследования.

  24. Философские и общенаучные методы научного исследования.

  25. Частные и специальные методы научного исследования.

  26. Библиография научного исследования.

  27. Характеристика научной проблемы.

  28. Рабочий план научного исследования.

  29. Теоретический анализ литературы и других источников.

  30. Методологические основы диссертации.

  31. Композиция диссертации.

  32. Язык и стиль диссертации.

  33. Представление материалов научного исследования.

  34. Общие правила представления текстового, табличного, иллюстративного и других материалов.

  35. Публикация основных результатов научного исследования.

  36. Доклад по теме научного исследования.

  37. Порядок защиты магистерской диссертации.

  38. Требования к оформлению магистерской диссертации.

  39. Подготовка медиа-сопровождения.

  40. Процедура и правила публичного выступления.



Вопросы к экзамену


  1. Предмет и методология науки. Научная проблема как исходный пункт исследования.

  2. Проблемная ситуация. Возникновение проблемы как выражение несоответствия в развитии научного знания.

  3. Общая характеристика методов науки. Классификация методов познания: диалектический метод. Экспериментальный метод.

  4. Методологические подходы к познанию культуры: системный, потребностно-деятельностный, синергетический.

  5. Общая характеристика методов науки. Предмет методологии науки.

  6. Классификация методов познания.

  7. Взаимодействие методологии с другими дисциплинами.

  8. Критерии и нормы научного познания.

  9. Анализ исследования и обоснование его результатов.

  10. Научная проблема – исходный пункт исследования

  11. Проблемная ситуация. Возникновение проблемы как выражение несоответствия в развитии научного знания.

  12. Решение проблем и прогресс научного знания.

  13. Постановка и разработка научных проблем.

  14. Содержание теории физического образования П.Ф. Лесгафта.

  15. Классификация физических упражнений.

  16. Школа В.В. Гориневского по научному и педагогическому контролю в области физической культуры и спорта.

  17. Школа Н.А. Бернштейна по биомеханике спорта.

  18. Школа динамической анатомии и спортивной морфологии М.Ф. Иваницкого.

  19. И.М. Саркизов-Серазини и его школа по лечебной физкультуре, лечебному и спортивному массажу.

  20. Школа П.А. Рудика по психологии спорта.

  21. Школа Н.Г. Озолина по легкой атлетике.

  22. Открытие высших учебных заведений как фактор развития науки о физической культуре и спорте.

  23. Формирование истории физической культуры как научной дисциплины. Характер интеграции научного знания в области теории и методики физической культуры.

  24. Концепция теории методики физического воспитания А.Д. Новикова.. Формирование теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины.

  25. Интеграция и дифференциализация наук как направления формирования научного знания о физической культуре и спорте.

  26. Этапы развития отечественной теории и методики физического воспитания.

  27. Направления научных исследований в сфере научного знания о физической культуре и спорте.

  28. Медико-биологическое направление. Работы В.В. Гориневского, В.Е. Игнатьева, М.В. Иващенко, И.М. Саркизова-Серозини, В.С. Фарфеля, А.А. Минха, Н.И. Волкова и др.

  29. Научное направление психологии спорта. Работы П.А. Рудика и А.Ц. Уни.

  30. Научное направление по биомеханике физических упражнений и спорта. Труды Н.А. Бернштейна, Д.Д. Донского, В.М. Зациорского, М.А. Годика, В.К. Бальсевича. Научное направление по истории физической культуры.

  31. Научное социологическое направление. Труды Г.И. Кукушкина, В.И. Столярова, О.А. Мильнштейна, Л.И. Лубышевой, И.М. Быховской.

  32. Организационно-управленческое и экономическое направление. Работы И.А. Петухова, А.А. Афанасьева, В.В. Кузина, М.Е. Кутепова, В.И. Жолдока и др.

  33. Формирование теории подготовки спортсменов. Труды Л.П. Матвеева, Ю.В. Верхошанского. В.Н. Платонова, Ю.Ф. Курамшина. В.П. Филина.

  34. Методология научного познания физической культуры и спорта.

  35. Теоретические методы познания, используемые в физической культуре и спорте.

  36. Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования.

  37. Физкультурно-спортивная наука и перспективы ее развития.

  38. Педагогика, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте.

  39. Психология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте.

  40. Социология, ее методы, место и роль в физической культуре и спорте.

  41. Медико-биологические науки, их методы, место и роль в физической культуре и спорте.

  42. Научно-исследовательская работа – условие организации физической культуры и спорта в вузе.

  43. Основные понятия теории физической культуры. Общие понятия о системе физической культуры и спорта.

  44. Основные черты, цель и задачи системы физической культуры и спорта.

  45. Формирование теории соревнования и соревновательной деятельности.

  46. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

  47. Логика построения научного исследования.

  48. Этапы научного исследования.

  49. Основные характеристики научного исследования: актуальность, противоречие, объект исследования, предмет исследования, гипотеза, цель исследования.

  50. Разнообразие методов, применяемых в исследованиях явлений физической культуры и спорта.



3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Таблица 3 – Тематический план лекционных и интерактивных занятий


Наименование тем и разделов

Всего (часов)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия

Тема1.1. Развитие естественно-научных основ методологии физического воспитания в России (Вторая половина 18 - начало 19 в.в.).

4

2

2

4

Тема1.2. Советский период развития науки в области физической культуры и спорта. Направления и школы научных исследований в сфере физической культуры и спорта

4

2

2

4

Тема 2.1. Сущность научной проблемы и ее роль в исследованиях в сфере физической культуры и спорта. Методология научных исследований

8

2

6

8

Тема 2.2. Виды научных исследований в сфере физической культуры и спорта

6

2

4

6

Тема 2.3. Выбор направления и планирование исследования, поиск исходной информации. Этапы научно-исследовательской работы.

6




6

6

Тема 2.4. Методы исследования в сфере физической культуры и спорта.

6




6

6

Тема 2.5. Представление и оценка результатов научной и методической деятельности.

6




6

6

Итого:

40

8

32

40



Таблица 4 – Тематический план самостоятельной работы магистрантов

п/п


№ тем

Вид СРС

Сроки выполнения

Формы

контроля


Часы



1.1-2.5

Подготовка к практическим занятиям, написание докладов и сообщений

В течение семестра

Конспект

18



1.1-2.5

Изучение учебного материала по учебным пособиям и др. литературным источникам без конспектирования

В течение семестра

Устные ответы

22

Итого

40

4 ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ


Курс обучения завершается экзаменом. Итоговый контроль проводится в форме ответов на вопросы, систематизированные в билеты, а также предполагает демонстрацию ряда необходимых умений и навыков.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Рекомендуемая литература (основная)

  1. Булдаков, С.К. История и философия науки: учеб. Пособие / С.К. Булдаков. - М. : РИОР, 2013. - 141 с. - (Высш. образование; Магистратура).

  2. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2010. - 246 с.

  3. Кожухар, В.М. Основы научных исследований : учеб. пособие / В.М. Кожухар. - М. : Дашков и К, 2012. - 216 с.

  4. Мокий , Михаил Стефанович Методология научных исследований : учеб. для магистров / М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий. - М. : Юрайт, 2014. - 255 с. - (Магистр).

  5. Никитушкин, Виктор Григорьевич Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта : учеб. для вузов / В.Г. Никитушкин. - М. : Советский спорт, 2013. - 280 с.

  6. Попков , Виталий Николаевич Эмпирическое исследование в физической культуре и спорте : учеб. пособие / В.Н. Попков. - Омск: СибГУФК, 2011. - 288 с.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для студ. вузов / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. - М.: Академия, 2008. - 320 с.

  2. Кузнецов, Игорь Николаевич Диссертационные работы: методика подготовки и оформления : учебно-метод. пособие / И.Н. Кузнецов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2009. - 488 с

  3. Кузнецов , Игорь Николаевич Научное исследование: методика проведения и оформление / И.Н. Кузнецов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2006. - 460с.

  4. Островский, Э.В. История и философия науки : учеб. пособие для студ. вузов / Э.В. Островский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 160 с.+ слов: с.153-155

  5. Яхонтов, Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований : курс лекций / Е.Р. Яхонтов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 187 с.+ прил.: с.174-187: 100-00.

Электронные ресурсы

  1. Научные исследования и разработки в спорте [Электронный ресурс]: вестник аспирантуры и докторантуры.- Вып. 18 / НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Электрон. дан. - СПб, 2009.- Режим доступа: локальная сеть ВЛГАФК. - Загл. с экрана.

  2. Научные исследования и разработки в спорте [Электронный ресурс]: Вестник аспирантуры и докторантуры.- Вып. 20 / НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Электрон. дан. - СПб., 2011.- Режим доступа: локальная сеть ВЛГАФК. - Загл. с экрана.

  3. Николаев, Ю.М. История и методология науки о физической культуре: учеб-метод. пособие [Электронный ресурс] / Ю.М. Николаев. – Электрон. дан.- СПб.: «Олимп- СПб», 2012.- Режим доступа: локальная сеть ВЛГАФК. - Загл. с экрана.