страница1/6
Дата24.08.2019
Размер0.98 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие издание четвертое дополненое г. Донецк 2015 год


  1   2   3   4   5   6



Донецкий республиканский учебно-методический центр культуры и искусств

Организация планирования и разработки программ деятельности

клубних учреждений в новых

социально-экономическких условиях.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ




Издание четвертое дополненое.

г.Донецк


2015 год

Организация планирования и разработки программ деятельности культурно-досуговых учреждений в новых социально-экономических условиях. Учебно-методическое пособие. Четвертое дополненное.Авторы:Н.Слабенко,Г.Погорелая. Донецк, ДРУМЦКИ, 2015 г.

Пособие составили:
М.И. Слабенко
Г.М. Погорелая
набор – И.М. Финькова
Ответственный за выпуск:
Яровая В.В.
Рецензенты:
проректор по научно-исследовательской работе и внешним связям Донецкого института управления, профессор А.В.Кальянов, преподаватель-методист Донецкого училища культуры Л.В.Санжаревская.

Рекомендовано к ведению учебно-методическим советом Донецкого республиканского учебно-методического центра культуры и искусства.


© Слабенко Н.И., 2015 г.
© ДРУМЦКИ, 2015 г.

Содержание


Вступление................................................................................................ 4
Планирование – средство организации деятельности культурно-досуговых учреждений......... 5
Источники планирования............................................................................. 6
Виды планов........................................................................................ 6
Перспективное планирование...................................................................... 7
Годовое планирование................................................................................. 14
Текущее (месячное) планирование................................................................. 30
Планирование работы самодеятельного творческого коллектива................................. 30
Другие виды планов.................................................................................. 31
Клубная аудитория................................................................................. 32
Приложение 3. Клубы и любительские объединения................................................ 53
Приложение 4. Тематика мероприятий для клубных учреждений, парков культуры и отдыха..........................................................................................
56
Использованная литература......................................................................... 95

Вступление

Процесс радикальных общественных преобразований, вызванный переходом Республики к своей государственности, коснулся и сферы культуры, в том числе клубной сети. Она, вместе со всей страной, переживает период становления.


Этот период определил приоритетное место культуры в политической и общественно-экономической сферах деятельности государства, ибо знание ценностей культуры, ее влияние на развитие государственности нашей страны и сознание ее граждан способствует общему повышению культурного уровня всех возрастных, социальных, профессиональных групп населения; воспитывает высокое национальное сознание, любовь к родительскому наследию; формирует художественные и эстетические вкусы, мировоззренческие представления; учит разумно использовать свое свободное время; привлекает широкие слои населения к познанию и созиданию культурных ценностей.
Концепция развития культуры должна предусматривать:
- расширение участия различных групп населения в культурной деятельности;
- обеспечение и развитие национальной самобытности;
- обеспечение максимальной свободы творчества всем субъектам культурного процесса;
- укрепление престижа культуры наше края в мире.

Конкретизированы пути решения основных задач, которые включают такие вопросы:


- оптимизация государственной системы управления учреждениями культуры;
- обеспечение модернизации отрасли;
- реорганизация учреждений культуры клубного типа;
- совершенствование системы информационно-методического обеспечения отрасли;
- кадровое обеспечение культурно-досуговой сферы;
- организация культурно-просветительской деятельности на основе новых досуговых технологий.
Первым шагом в этом направлении должно стать совершенствование системы планирования деятельности клубного учреждения, как действенного средства организации его работы.
При подготовке данного пособия использован опыт организации планирования в районах и городах Республики, учебная разработка темы планирования преподавателями Донецкого высшего училища культуры и разработка методики планирования учебно-воспитательной работы самодеятельного художественного коллектива.
В пособие включены также "Тематику клубных мероприятий", которая является вспомогательным материалом при составлении планов.

Проблемы планирования работы клубов по интересам и любительских объединений изложены в учебно-методическом пособии "Клубные объединения по интересам: удовлетворение социально-культурных потребностей личности",


Пособие адресовано широкому кругу клубных работников, студентам учебных заведений культуры.

Планирование – средство организации

деятельности культурно-досуговых учреждений.



План – это форма фиксированного определения

объемов деятельности в конкретные сроки.



Планирование – процесс обобщения опыта и

прогнозирования деятельности в аспекте будущих

запросов и потребностей населения в

определенных услугах в сфере культурно-

досуговой деятельности.
Основные культурные события и акценты культурной политики сегодня перенесены на региональный и муниципальный уровни, где создаются стратегии развития сферы культуры с учетом социально-экономических особенностей развития территории, интересов различных категорий населения, потенциала культурных ресурсов, возможностей конкретных учреждений культуры. Работа в текущих экономических условиях ставит специалистов всех уров­ней перед необходимостью принимать быстрые и грамотные решения в самых различных ситуациях, мотивировать работников на производительный творческий труд, стратегически мыслить и принимать меры по решению как многолетних, так и вновь возникающих проблем.

Современная система культурного обслуживания требует от коллекти­вов учреждений эффективного владения инструментами современного менеджмента в сфере культуры. Одним из них является планирование деятельности организаций культуры.

Период конца 1990-х - начала 2000-х гг. ознаменовался внедрением ак­тивного культурного программирования. Понятия "целевая программа", "социо­культурное программирование" стали доминировать как плановые инструменты, обеспечивающие перестройку методологии управления. Планы в данном случае стали выступать как конкретизированные подпрограммы, где указывались про­граммные мероприятия, исполнители (организаторы) и сроки реализации мер.

Появились региональные программы развития территорий, программы развития конкретных учреждений культуры, в которых была сделана попытка соединить традиционное тяготение к тотальному регулированию всех процессов и субъектов планирования с рыночными механизмами. Сегодня ясно одно: такие образцы программ и планов нужны. В них должны сочетаться интересы потребителей куль­турных услуг, широкая самостоятельность учреждений и необходимость выпол­нения социально-культурных заказов вышестоящих управляющих структур.

Традиции планирования в сферах общественной жизни распространяются и на процесс культурно-досуговой деятельности (КДД), но имеют свои конкретные отличия.
Для планирования в сфере КДД обязательным является:
- знание социальной структуры общества;
- учет общественных и политических тенденций развития общества;
- направления культурной политики региона;
- изучение местных традиций, обычаев относительно выбора досуговых видов деятельности;
- требования государственных и территориальных программ, касающихся сферы культуры;
- соответствие запросам, интересам конкретной личности или социальной группы относительно досуга;
- знание методики КДД.


План – средство организации деятельности культурно-досуговых учреждений и поэтому является одним из основных документов.
Очень важно понять, что планирование деятельности учреждения культу­ры - необходимый и основополагающий процесс функционирования современной организации. Его интегрирование имеет такие же управленческие, экономические и эмоциональные последствия, как и "провальные" или успешные концерты. Хо­рошо спланированные виды деятельности становятся фундаментом привлекатель­ной деловой культуры организации, предпосылкой удачных творческих событий и решений.

Приступая к планированию, следует учитывать как общие аспекты этого процесса (принципы и источники планирования), так и специфические особенности, которые заложены в направлениях деятельности учреждений, определенные Уставом. Это прослеживается в содержательном характере планирования, форме записи плана.



Главными принципами планирования в культурно-досуговых учреждениях (КДУ) являются:
- научность (все данные плана должны опираться как на результаты исследования , так и на теорию КДД);
- актуальность (соответствие содержания плана мероприятий современным потребностям, проблемам, событиям, знаменательным датам);
- дифференцированный подход (учет интересов социальных групп населения и отдельного индивида инфраструктуры региона, города, района и т. п);
- последовательность (поэтапное раскрытие содержания того или иного направления работы, использование традиций, установившихся в предыдущей деятельности);
- конкретность (точное определение форм, содержания, сроков, исполнителей);
- социальная направленность (связь с социально-экономическими программами различного уровня, адресность, определение отдельных социальных проблем).


Источники планирования
Основанием для включения в план (или в долгосрочную программу) того или иного мероприятия, вида работ могут стать следующие источники:

1.Государственные документы, законодательные акты, постановления правительства, распоряжения и приказы Министерства культуры , решения местных Советов и администраций, управления и отдела культуры.


2. Основные направления деятельности клубного учреждения, закрепленные его Уставом.
3. Результаты изучения потребностей и интересов населения в сфере досуга.
4. Социально-творческий заказ, сформированный учредителем.
5. Рекомендации республиканского, городского, районного методического центра.
6. Мероприятия по выполнению государственных программ и планов развития культуры в регионе.
7. Мероприятия по празднованию юбилейных дат и событий в жизни государства, города, района.
8. Планы работы предыдущих лет.

Для районных Домов культуры, методических центров источником планирования работы являются также материалы изучения потребностей клубных заведений своей сети в практической и методической помощи, в их информационному обеспечению.

Подготовка плана клубной учреждения – творческой, коллегиальный процесс, который предусматривает участие всех структурных подразделений КГУ в разработке предложений. Поэтому базовыми материалами для составления разделов есть также планы работы кружков и любительских объединений, отделов, секторов КГУ.
Информацию можно также получить из справочников о знаменательных и памятных датах, народного календаря, результатов анкетирования и опроса населения, нормативных документов сферы культуры.

Отметим основные принципиальные моменты процесса планирования: принципы, элементы и этапы планирования.



1. Для сферы культуры актуальны перспективное, текущее и, конечно же, оперативное планирование. В прикладном виде это означает необходимость разработки стратегии (программы) развития учреждения на срок от 3 до 5 лет, плана деятельности учреждения на год (приложение ), планов работы на месяц (приложение ), планов работы структурных подразделений, планов работы по отдельным направ­лениям.

Также существует практика создания:

1. Мероприятий в период политических, социальных кампаний (выборов, зимних или летних каникул, культурологических акций, обзоров и прочее).
2. Планов концертно-шефской деятельности.
3. Творческие (индивидуальные) планы работников клубного учреждения.
4. Репертуарных планов.
5. Планов творческих коллективов и любительских объединений.
6.Планов методической работы (для учреждений, выполняющих данную работу).
7. Учебных программ и планов и др.
2.Планирование деятельности целесообразно начинать с предпланового анализа, который базируется на годовых информационно-аналитических отчетах учреждения. На данном этапе чрезвычайно важно определить главные проблемы внутренней деятельности организации и вызовы внешней среды.

3.Планирование разделяется на следующие этапы: подготовительный, предварительный, основной и заключительный.

На подготовительном и предварительном этапах в учреждениях культуры необходимо содействовать тому, чтобы в составлении планов участвовало как можно больше работников. Практическое наблюдение автором процессов планирования в учреждениях подтверждает целесообразность этого. Чем больше и ярче идеи специалистов, высказанные во время "мозгового штурма", тем успешнее и эффективнее ре­зультаты совместной управленческой и творческой деятельности организации.



ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ

В УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ

Форма работы

Содержание

Срок

Исполнитель

1 этап -

подготовительный (определение приоритетов, целей, задач)







Совещание рабочей группы

Анализ проблем предыдущего планового периода. Выбор целей, задач, приоритетов. Определение по­казателей

сентябрь

Руководитель рабочей груп­пы

Собрание коллектива

Ознакомление с целями и задачами, ценностями и приоритетами. Получение заданий

сентябрь

Рабочая группа

2 этап - предварительный (разработка проекта плана (согласно разделам, подпланам))










Совещания рабочей группы, структурных подразделений, форми­рований, специалистов.

Совещания вышестоя­щих организаций



Разработка, обсуждение, доработка, согласование

Разработка показателей. Прогнозирование ситуации. Определение влияющих факторов. Получение за­даний



октябрь

Коллектив

3 этап - основной (формирование проекта плана)










Совещание рабочей группы

Совещания вышестоя­щих организаций

Совещания заинтересо­ванных лиц


Сопоставление с целями. Определение показателей. Определение бюджета. Корректировка подпланов

Корректировка планов и заданий учреждений куль­туры

Оценивание экспертами и вышестоящими организа­циями. Корректировка заданий


октябрь

октябрь


Октябрь-ноябрь

Рабочая группа

4 этап -

заключительный (утверждение, контроль, пропаганда плана)







Процедура утверждения планов работы на год

Оформление соответствующих документов

ноябрь

Руководитель учреждения культуры

4. Предплановый анализ невозможен без четких, утвержденных, "про­зрачных" показателей деятельности. Особо заметим, что показатели в учрежде­ниях культуры изначально носят комплексный характер, как и вся культурная деятельность (услуги, мероприятия, направления работы). Однако важно сгруп­пировать показатели по направлениям деятельности учреждения, а также раз­делить их на непосредственные и конечные (приложение ).

5. План работы обязательно должен следовать правилам деловой культу­ры организации. То есть прежде чем приступить к составлению стратегических, перспективных и текущих планов, необходимо осознать миссию учреждения, цен­ности и приоритеты деловой этики коллектива. Это может быть закреплено в таких самостоятельных документах, как кодекс работников или концепция деятельности, Устав учреждения. В атрибутике и рекламных материалах следует отразить девиз работы организации.

6. План - логичная и подвижная система. С одной стороны, все его раз­делы должны быть взаимоувязаны друг с другом, служить достижению единой цели. С другой стороны, каждый раздел может стать самостоятельным документом и программой действий в рамках стратегии учреждения.

Основными элементами современной методологии планирования явля­ются:

■ стратегии (программы) развития учреждения;

■ целевые программы развития культуры (государственные, региональные, муниципальные, местные);

■ специальные, социальные программы и долгосрочные проекты территории (региона, города, микрорайона, поселения);

■ государственные (муниципальные) задания.



Перспективное планирование

Долгосрочное планирование предполагает прогнозирование направлений деятельности, развитие народного творчества и любительских объединений, состояние и развитие кадрового потенциала, развитие материально-технической и информационно-методической базы, а также материальную поддержку реализации социально-культурных программ.


Объем запланированных работ из разных направлений и их приоритетность определяется, исходя из Устава клубного заведения, наличия кадрового и творческого потенциала, материально-технической базы и финансов. На практике чаще применяется региональное долгосрочное планирование в виде комплексных программ.
Примерная структура
долгосрочной территориальной (районной, городской)
комплексной программы развития культуры


на ___ (период).

Введение. Анализ территориальной социально-культурной ситуации. Основные задачи развития культуры.

I раздел. Возрождение, сохранение и развитие национальных культур народов территории, культурного и исторического наследия.

II раздел. Совершенствование содержания, форм и методов социально-культурной и культурно-досуговой деятельности, любительского движения.

III раздел. Развитие самодеятельного художественного творчества, народных художественных промыслов и ремесел.

IV раздел. Гуманитарное образование и эстетическое воспитание детей, подростков и молодежи.

V раздел. Развитие и пропаганда профессионального искусства, киноискусства.

VI раздел. Модернизация сети учреждений культуры, содействие развитию учреждений всех форм собственности.

VII раздел. Межрегиональное сотрудничество в сфере культуры, развитие социального партнерства.

VIII раздел. Организационное, информационное и методическое обеспечение функционирования сети учреждений культуры.

ІХ раздел. Укрепление и развитие материально-технической базы культуры, финансовое обеспечение функционирования сети.

Заключительная часть.

Механизм реализации программы.

Ожидаемые последствия от реализации программы.

Рекомендации для составителей программы


1. Вступление и заключительная часть программы составляются в текстовой форме в определенном варианте самостоятельно.
Пример 1.
Вступление. Социокультурная ситуация в регионе. Основные направления развития культуры.
Правовая база:
- Конституция ДНР (статья, часть).
- Закон ДНР «О культуре» и другие законодательные акты.
Содержание вступления:
- цель программы;
- социальный, демографический, национальный состав населения, тенденции в его изменениях;
- результаты изучения эффективности форм работы, которые использовались и предложения населения;
- тенденции развития сети учреждений культуры;
- приоритетные и актуальные направления развития культуры;
- перечень задач и этапы выполнения (за определенный период) и улучшения социокультурной ситуации.

Пример 2.


Заключительная часть. Ожидаемые последствия от реализации программы.
- изменения, которые ожидаются от реализации отдельных мероприятий;
- показатели позитивных изменений;
- риски и негативные последствия, которые ожидаются при не полной реализации программы;
- корректирующие мероприятия, решения, необходимые для устранения негативных последствий.

Другие разделы разрабатываются по приведенной ниже схеме.


РЕКОМЕНДАЦИИ
по структуре региональной программы развития
культуры на_________________________
(период)
I. Формирование региональной культурной политики
1. Широкое вовлечение сельских, поселковых общин, в коммунальной собственности которых находятся учреждения культуры, к решению ими проблем содержания и функционирования этих учреждений, поддержка местных социально-культурных инициатив населения (подаются формы и направления такого вовлечения).

2. Создание при отделах культуры фондов поддержки местных культурных инициатив и предоставления грантов на конкурсной основе для развития инноваций и передового опыта (представляются конкретные меры функционирования фонда, механизм предоставления грантов).


3. Внедрение конкурсной (тендерной) системы предоставления бюджетного финансирования деятельности учреждений культуры с целью установления здоровой конкуренции и развития рынка культурных услуг, определения лучших культурно-просветительских, творческих и досуговых проектов (представляются конкретные мероприятия внедрение этой системы).

4. Внедрение рыночных отношений и принципов социального партнерства на взаимовыгодной основе между учреждениями культуры, органами местного самоуправления и предприятиями, хозяйственными, коммерческими структурами (представить формы сотрудничества, конкретные адреса, примеры и прочее).

5. Формирование партнерских отношений учреждений культуры с учреждениями, заведениями и общественными организациями, занимающимися культурно-досуговой деятельностью и эстетическим воспитанием (подать формы, содержание и объемы таких отношений).

6. Создание положительного имиджа региональной сферы культуры среди населения, в органах власти, предпринимателей, руководителей хозяйственных и коммерческих структур (подать формы, содержание мероприятий, сотрудничества со СМИ, отчетов перед населением и прочее).

7. Внедрение в практику планирование работы учреждения культуры на основе потребностей, предпочтений, запросов и инициатив населения (подать мероприятия по исследованию, изучению социокультурной ситуации, предложений и спроса на рынке культурных услуг, потребностей в развитии народных промыслов, декоративно-прикладного искусства, семейной культуры и тому подобное).

8. Осуществление широкого доступа сельского населения, населения малых городов к ценностям самодеятельного искусства в рамках региональных акций "Открытое искусство" (представить мероприятия по культурному обслуживанию этих регионов).

II. Развитие инфраструктуры отрасли
1. Обеспечение оптимального размера сети учреждений культуры и ее реструктуризации, согласно уровней развития существующей ресурсной базы и повышение уровня базовых центров, как центров развития культурных достижений
(представить количественные показатели сети с выделением инновационных, базовых учреждений, требующих особого внимания, учреждений, не имеющих необходимого творческого ресурса и используются как досуовые или прокатные учреждения, заведения, что никакой ценности не представляют и требуют преобразования или закрытия).

2. Создание инновационных учреждений культуры относительно приоритетных направлений их деятельности на базе существующих (подать конкретные адреса и новые типы учреждений, необходимые мероприятия по изменению типа).

3. Внедрение различных форм существования учреждений культуры: арендных отношений, корпоративного содержания, коллективного содержания обществом и создание юридических основ для этого (подать конкретные примеры форм собственности, содержание или внедрения такой работы).

4. Обеспечение содержания базовой инфраструктуры отрасли (представить мероприятия и количественные показатели по ремонтно-реставрационным работам, завершение строительства "долгостроев", проведение капитальных и текущих ремонтов, ремонтов и замены систем отопления, пожарно-охранные мероприятия, и предоставить истоки финансирования).

5. Обеспечения эксплуатации существующей сети (подать мероприятия и количественные показатели возобновления отопления, обеспечения коммунальными услугами и энергоснабжением, необходимыми моющими средствами, расходными материалами и инвентарем, мебелью, одеждой сцены и прочее предоставить источники финансирования).

6. Провести в____ году осмотр материально-технического состояния учреждений культуры в сельской местности, выявление учреждений приоритетного развития (по решению госадминистраций).

7. Улучшение охраны учреждений культуры и их имущества, объектов культурного наследия (подать меры относительно этого).

III. Техническое переоснащение отрасли

1. Обновление базы комплектов инструментов, костюмов для самодеятельных художественных коллективов, школ эстетического воспитания (подать нужды с учетом возможностей для их удовлетворения и источники финансирования).


Обеспечение необходимой базы аудио-видео-техники, комплектов звукоусиливающей и светотехнической аппаратуры для осуществления художественных мероприятий (представить количественные показатели и адреса их применения с учетом вспомогательных возможностей финансирования).

2. Обеспечение учреждений культуры современными средствами связи, а региональные методические центры – средствами телекоммуникации, тиражирования информации и компьютерной техникой (подать какие заведения чем обеспечить и в каком виде).

3. Обновления кино-видео показа и обеспечения технических условий для этого (предложения по восстановлению сети кинопоказа).

4. Техническое и программное обеспечение информатизации районной (городской) библиотеки, подключение к единой информационной системе

5. Создание районной (городской) передвижной базы технического обеспечения мероприятий (на базе чего и в какой комплектности).

IV. Политика формирования кадрового потенциала и социальная защита работников учреждений культуры

1. Внедрение системы последипломного образования в течение жизни в разных формах обучения.

2. Внедрение краткосрочных программ переподготовки и повышения квалификации кадров с введением в них обучение по основным проблемам культурно-досуговой деятельности современности (для которых категорий, на какие сроки, по каким направлениям).

3. Широкое использование для обучения семинаров, практикумов, лабораторий, интерактивных форм (тренингов, деловых игр, мастер-классов, стажировок) (подать конкретно которые, когда будут осуществлены).

4. Введение в учебные программы новых курсов и тем, связанных с менеджментом современной культуры, социокультурной деятельностью, развитием народных художественных ремесел, деловой культурой, социальным партнерством (для кого и в какие сроки).
5. Организация проблемного обучения в группах специалистов по специальным программам (сценаристы, ведущие мероприятий, лидеры культурно-досуговой деятельности, руководители учреждений культуры села и малых городов, и тому подобное) (какие именно группы создать и в какие сроки проводить обучение).

6. Для повышения престижа работников культуры и повышение мотивации к продуктивной творческой работы применение проведения ежегодных рейтингов работников культуры, аттестацию специалистов. Установление региональные стипендии лучшим специалистам учреждений культуры (подать меры относительно этого, количественные показатели).

7. Осуществление на основе современных программ подготовки специалистов, руководителей, преподавателей для школ народного мастерства и школ искусств (подать конкретные предложения каких, сколько и чему научили).

8. Открытие в специализированных художественных учебных заведениях отделений, специализации, факультативов и новых предметов для получения более глубокого и современного образования, что соответствует потребностям рынка и предпочтений населения (отделения, специализации в каком учебном заведении будут открываться, с каким количеством учеников, слушателей и прочее).

9. Восстановление оплаты труда на полную ставку заработной платы с учетом группы по оплате труда.

10. Обеспечение всех выплат и льгот работникам отрасли, предусмотренных действующим законодательством.

11. Улучшение жилищных условий работников культуры, выделении средств для строительства жилья.

12. Обеспечения работников культуры в сельской местности землей для ведения хозяйства, согласно существующего законодательства.

13. Информационно-методическое обеспечение деятельности учреждений культуры (направления, формы и содержание).

V. Развитие народного творчества

1. Содействие возрождению и развитию народных ремесел, существовавших в регионе в местах их исторического становления, особенно в сельской местности и малых городах (подать где, какие виды народных ремесел, как традиционных так и современных, будут развиваться).


Создание условия для развития индивидуальных домашних семейных видов художественного творчества (прикладное искусство, рукоделие) и прикладного умения – шитье, оздоровительные процедуры, ремонт бытовой техники и прочее (подать меры по распространению этих видов творчества, где и в каком количестве).

2. Открытие и обеспечение работы авторских школ народного мастерства из различных видов декоративно-прикладного искусства и привлечения к их работе детей, подростков, молодежь. Практиковать открытие в летний период выездных творческих лагерей на базе существующих детских оздоровительных учреждений.

3. Содействие повышению художественного и профессионального уровня самодеятельных коллективов, развития сети муниципальных "народных" и "образцовых" коллективов (за каким видом искусства, в каких заведениях, каким образом, обновление репертуара и тому подобное).

4. Проведение политики протекционизма для творческих художественных коллективов и исполнителей: пропаганды их творчества, привлечения в областные и региональные мероприятия, развитие продюсирования исполнителей, ставших лауреатами творческих конкурсов и фестивалей.

5. Содействие проведению уравновешенной репертуарной политики художественных коллективов и исполнителей, использование лучших образцов произведений отечественных и местных авторов (каким образом)

6. Содействие сохранению и развитию народных (образцовых) любительских коллективов.

7. Проведения основных мероприятий (конкурсов, праздников, фестивалей) с целью развития народного творчества различных категорий населения (когда, с какого жанра, где и прочее).

8. Содействие развитию народного творчества национальных меньшинств (этносов) (каким образом).



VI. Развитие основных направлений культурно-досуговой деятельности и эстетического воспитания

1. Содействие дальнейшему развитию сети любительских объединений, клубов по интересам, негосударственных общественных организаций и местной инициативы. Особое внимание уделять созданию социально-культурных клубных формирований для различных категорий граждан (подать конкретные факты: где, когда, какого направления будут создаваться).

2. Обеспечение обогащения содержания и совершенствования форм деятельности учреждений культуры, внедрение новых культурно-досуговых технологий (какие формы и темы будут конкретно внедрено).

3. Проведение культурно-художественных мероприятий, посвященных выдающимся историческим событиям в жизни народа, государственным и народным праздникам, выдающимся деятелям культуры, искусства, науки, литературы (подать конкретные мероприятия).

4. Проведение региональных праздников, фестивалей, направленных на развитие культуры, национальных культур народов, проживающих в республике, обрядово-праздничных народных традиций и фольклора (подать конкретные мероприятия, как традиционные, так и те, что планируется ввести и их цели).

5. Совершенствование практики проведения праздников и фестивалей детского творчества, современной молодежной культуры (подать конкретные мероприятия).

6. Распространение участия учреждений культуры в решении таких проблем, как экологическое воспитание, социализация личности, гражданское образование, развитие культуры села и малых шахтерских городов, формировании здорового средства жизни (где, когда, что будет проведено).

7. Содействие созданию ассоциаций, общественных объединений работников культуры и населения с целью распространения их участия в решении проблем развития культуры на демократических началах.

8. Углубление работы с наиболее уязвимыми категориями населения (пожилые люди, женщины, дети и подростки, молодежь, семья) по специальным программам.

9. Предоставление приоритета в работе учреждений культуры вопросам возрождения национальной культуры, традиций и обрядов, развития народных ремесел.

10. Обеспечение дальнейшего реформирования детских музыкальных школ в школе искусств с целью распространения направлений эстетического воспитания.

Годовое планирование

Годовой план работы клубного учреждения составляется, исходя из установленных на данный год, контрольных показателей с учетом полученных социально-творческих заказов и финансов, платных услуг, изменения профиля заказов учредителя, структуры потребительского спроса.


Исходя из того, что есть разные типы клубных учреждений (центры культуры и досуга, Дома народного творчества, клубы-музеи, клубы-кафе, центры национальных культур, Дворцы культуры, культурно-досуговые комплексы и прочее), каждому клубному заведению необходимо творчески подходить к решению вопроса выбора структуры годового плана.
Разделы плана должны состоять прежде всего из направлений работы, положенных в основу Устава клубного учреждения и предусматривать формы и содержание мероприятий, которые состоятся на протяжении года, сроки исполнения и ответственных за их проведение.
Поэтому в данном пособии приведены некоторые примеры различных структурных разделов планов. В своей деятельности клубные учреждения самостоятельно решают вопросы структуры годового плана работы.
План деятельности учреждения культуры на год

Включает следующие раз­делы (подпланы):



Раздел 1. Характеристика (паспорт) учреждения. Этот раздел может быть представлен в виде краткого текста либо в табличной форме (паспорт, информационная карта ит. п.). Характеристика в сжатом виде дает основ­ные сведения об организации, подготавливает к восприятию дальнейше­го материала, демонстрирует конечные результаты деятельности в преды­дущем отчетном периоде. Данные должны совпадать с данными отрасле­вого статистического отчета по типу учреждения.

Характеристика должна быть небольшого объема (до 20 предложений или один лист формата А4, размер шрифта - 12-14) и содержать следующую ин­формацию об учреждении культуры:

■ название, местоположение, ведомственная принадлежность, организа­ционно-правовая форма;

■ количественная характеристика ресурсов (кадровых, материально-технических, творческо-производственных, финансовых);

■ качественная характеристика ресурсов (кадровых, материально-техни­ческих, творческо-производственных, финансовых);

■ качественная характеристика показателей деятельности (относительные или натуральные);

■ характеристика внешней среды;

■ рейтинговые результаты (могут быть в качественных характеристиках, должны быть официальными. Как правило, даются управляющими струк­турами).



Раздел 2. Характеристика деятельности учреждения. Это текст, от­ражающий:

■ миссию, долгосрочные цели и задачи деятельности;

■ проблемы, выявленные в ходе предыдущего планового периода;

■ краткую характеристику-анализ показателей деятельности за последний плановый период, последние два-три года, творческий сезон (творческо-производственная, финансовая, хозяйственная, кадровая, управленческая, инновационная).



Раздел 3. Цели и задачи на плановый период. Перечисляются цели, задачи, приоритеты, направления деятельности в течение планового пе­риода.

Раздел 4. План деятельности учреждения. Этот раздел может быть представлен в виде программы с учетом раздела 3 и указанием основных мероприятий, их исполнителей, бюджета, сроков и показателей.

План деятельности учреждения, в свою очередь, состоит из нескольких подпланов (разделов).



4.1. План центральных (основных, главных и т. п.) мероприятий, со­бытий.

4.2. План административно-управленческой деятельности:

■ рабочие планерки, совещания, "летучки";

■ оргкомитеты по организации мероприятий;

■ совещания с общественным (родительским) активом, попечительским советом;

■ работа с архивом, презентационным материалом;

■ проверки, ревизии.



4.3. План кадровой работы (социального развития коллектива):

■ обучение, повышение квалификации, учебные выезды и семинары;

■ меры по поощрению, сплочению и стимулированию сотрудников;

■ кадровые совещания, аттестация.



4.4. План финансово-хозяйственной деятельности:

источники финансирования, учет, распределение, контроль;

■ модернизация оборудования, техническое оснащение;

■ ремонты, реконструкция, строительство;

■ создание базы для проектов и программ;

■ работа с поставщиками, подрядчиками;

■ приобретение оборудования и материалов.

4.5. План деятельности структурного подразделения, клубного фор­мирования. Конкретизирует все формы деятельности структур, субъектов деятельности учреждения, перечисленных в характеристике организации (формирований, отделов, аппарата, бухгалтерии, филиалов, обществен­ных объединений).

4.6. План инновационной, предпринимательской деятельности. Упо­рядочивает решения и действия, связанные с внедрением новых техноло­гий деятельности:

■ реализацию творческих и управленческих проектов;

■ эксперименты;

■ работу со спонсорами и партнерами.



4.7. План выполнения заявок. Составляется в тех случаях, когда заявки имеют циклический характер и поступают от постоянных клиентов, парт­неров.

4.8. Приложения к плану:

■ рекламные буклеты учреждения, события, клубного формирования;

■ график (расписание) занятий в клубных формированиях;

■ график (расписание) деятельности учреждения и его структурных подраз­делений;

■ план-сетка работы на год по месяцам и главным приоритетам деятель­ности.

Оформление планов деятельности учреждения



Приведенные в приложениях разделы годового плана деятельности учреж­дения имеют единую логическую структуру: четыре основные вертикальные графы (столбцы) во всех разделах аналогичны. Они отражают: содержание мер (меро­приятий), сроки их реализации, ответственных исполнителей и плановые показа­тели выполнения мер. По желанию авторов планов могут добавляться графы, указывающие, например, бюджет и партнеров мероприятия, планируемое коли­чество посетителей.

План ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ НА ГОД

Цели и задачи на плановый период

п/п

Содержание мероприятий

Бюджет, тыс. руб.

Показатели (индикаторы) выполнения задачи

Примечания

Цель 1. Приобщение молодежи к культурным ценностям













Задача 1. Расширение культурных услуг для молодежной аудитории

Создание молодежного информа­ционного центра в учреждении

8,0 тыс.руб.

Оснащение помещения компьютерной техникой

До 1 ноября 201_ г.

Задача 2. Вовлечение молодежи в процесс создания электронного банка культурных ценностей


Проведение фестиваля презентаций электронных банков культурных цен­ностей

2 тыс.руб.

Количество участников - до 200 чел. Новые идеи по проведению фести­валя. Создание молодежного клуба

Обеспечение циклич­ности мероприятия. Привлечение партне­ров

И далее по задачам и целям клубного учреждения













План центральных (основных, главных и т. п.) мероприятий, событий

п/п

Содержание

Срок, дата, периодичность

Исполнитель

Бюджет, тыс. руб.

Показатели мероприятия

1

Праздник

9 мая

Художественный руково­дитель, организационно-методический отдел

12

Посетителей: 800 чел. Доход: 146 тыс. руб.




ИТОГО:

мероприятий














  1   2   3   4   5   6