Скачать 356.37 Kb.
Дата04.09.2019
Размер356.37 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс дисциплины массаж (наименование дисциплины) Специальность



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Массаж


(наименование дисциплины)
Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

ЛФК для инвалидов (ОДС. 05)
АННОТАЦИЯ
1. Минимальные требования к содержанию дисциплины (модуля)/спецкурса (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля/спецкурса).
ОДС. 05 Лечебная физическая культура и массаж
Механизмы лечебного действия физических упражнений и приёмов массажа при различных формах патологии. Современная классификация физических упражнений в ЛФК. Современная классификация приёмов и видов массажа. Периодизация, средства, формы и методы ЛФК и массажа в зависимости от нозологической единицы. Организация занятий ЛФК и массажем в различных лечебных учреждениях. Клиническая практика.
2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО).

Лечебная физическая культура и массаж занимает одно из ведущих мест в программах по физической реабилитации инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья в системе адаптивной физической культуры, поэтому на факультете физической культуры, наряду с другими дисциплинами курс лечебная физкультура и массаж играет важную роль в системе подготовки специалистов по адаптивной физической культуре.



3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;

  • Практический блок: лабораторные занятия;

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, образец теста текущей аттестации, перечень требований к зачёту;

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.


4. Список авторов элементов УМК:

Ачкасов В.В., к.м.н., доцент




5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура, квалификация - специалист по адаптивной физической культуре)


- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2000 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»


Декан ФФК
________________О.В. Смирнов
«_____»_____________2008 года
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОДС. 05
«Массаж»

1. Цель дисциплины: сформировать у студентов глубокие теоретические и практические умения и навыки массажа.

Задачи дисциплины:

  • вооружить студентов теоретическими знаниями, необходимые для практической работы;

  • обеспечить студентов профессиональными умениями и навыками выполнения массажных приемов;

  • дать студентам сведения о различных методиках массажа с их практической реализацией.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины «Массаж» студенты должны:

знать:

  • анатомию и физиологию человека;

  • теоретические основы общей и частной патологии;

  • физиологическое действие массажа на организм человека;

  • основные приемы массажа и их разновидности;

  • гигиенические основы массажа.

уметь:

- применять на практике основные приемы массажа при различных заболеваниях, травмах и функциональных изменениях у лиц с отклонениями в состоянии здоровья;


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.




Вид учебной работы

Всего часов

Семестры


10

Общая трудоемкость дисциплины

110

110

Аудиторные занятия

60

60

Лекции

20

20

Практические занятия (ПЗ)

40

40

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы

-

-

И другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

50

50

Курсовая работа

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет




  1. Содержание дисциплины:

    1. Тематический план




№ п/п

Разделы дисциплины

Лекции


Практические занятия (семинары)

1.

Анатомо-физиологические основы массажа. Механизм его действия на организм.

2

2

2.

Виды массажа. Гигиенические основы массажа.

4

4

3.

Спортивный массаж. Основные приемы массажа. Методические особенности при проведении массажа.

2

6

4.

Лечебный массаж, его характеристика, методы, показания и противопоказания к проведению массажа. Сочетание массажа с физиопроцедурами.

4

8

5.

Сегментарно-рефлекторный массаж. Точечный массаж, соединительно-тканный массаж, периостальный массаж. Техника и методика проведения.

2

4













6.

Массаж при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

2

6

7.

Массаж при травмах и заболеваниях нервной системы.

2

6

8.

Массаж при травмах и заболеваниях внутренних органов.

2

4




Итого:

20

40


4.2. Содержание разделов дисциплины:

  1. Анатомо-физиологические основы массажа. Механизм его действия на организм.

Влияние массажа на кожу. Влияние массажа на крово- и лимфоток. Влияние массажа на функцию внешнего дыхания и газообмен. Влияние массажа на метаболизм, гомеостаз и функцию выделения. Влияние массажа на центральную нервную систему и нервно-мышечный аппарат.

  1. Виды массажа. Гигиенические основы массажа.

Гигиенический, лечебный, спортивный, косметический, аппаратный, криомассаж, реанимационный, профилактический и самомассаж. Их характеристика, цели, задачи. Помещение и оборудование для массажа. Требования к массажисту. Средства для скольжения рук. Осмотр массируемой области тела. Режим работы массажиста. Продолжительность процедуры массажа. Противопоказания к применению массажа. Физические факторы (физио- и гидробальнеотерапия). Гидро- и бальнеотерапия.

  1. Спортивный массаж. Основные приемы массажа. Методические особенности при проведении массажа.

Возникновение и развитие спортивного массажа. Виды спортивного массажа: подготовительный (мобилизационный), репаративный, превентивный (профилактический), реабилитационный (после операций, травм и заболеваний). Задачи, особенности методики каждого вида спортивного массажа. Массаж в различных видах спорта. Особенности проведения массажа юных спортсменов, женщин и лиц пожилого возраста. Применение сауны; мазей, гелей и кремов; тейпа. Массаж в системе реабилитации спортсменов.

  1. Лечебный массаж, его характеристика, методы, показания и противопоказания к проведению массажа. Сочетание массажа с физиопроцедурами.

Характеристика и методы лечебного массажа. Методические особенности при проведении лечебного массажа (техника и методика проведения приемов, дозирование массажа). Общие показания и противопоказания к проведению лечебного массажа. Сочетание с ЛФК и физиотерапией (теплолечение, электролечение, водолечение).

  1. Сегментарно-рефлекторный массаж. Точечный массаж, соединительно-тканный массаж, периостальный массаж. Техника и методика проведения.

Техника и методика сегментарного массажа. Точечный массаж: сущность точечного массажа, техника выполнения. Точечный массаж при некоторых заболеваниях. Периостальный массаж. Техника выполнения периостального массажа. Противопоказания к выполнению периостального массажа. Методики периостального массажа. Соединительнотканный массаж. Техника выполнения соединительнотканного массажа. Методики соединительнотканного массажа. Индийский массаж (массаж рефлексогенных зон стоп). Массаж рефлексогенных зон кистей.


  1. Массаж при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Заболевания и повреждения мышц: задача и методика массажа. Заболевания и повреждения сухожилий: задача и методика массажа. Заболевания и повреждения костей и надкостницы: задача и методика массажа. Заболевания и повреждения суставов: задача и методика массажа. Массаж при варикозном расширении поверхностных вен: задача и методика массажа. Ожоги: задача и методика массажа. Отморожение: задача и методика массажа. Массаж при переломе костей: задача и методика массажа.

  1. Массаж при травмах и заболеваниях нервной системы.

Сотрясение головного мозга: задача и методика массажа. Остеохондроз позвоночника: задача и методика массажа. Травматическая энцефалопатия: задача и методика массажа. Пояснично-крестцовый радикулит: задача и методика массажа. Невралгии, невриты: задачи и методики массажа. Неврастения, невроз навязчивых состояний, истерия: задача и методика массажа.

  1. Массаж при травмах и заболеваниях внутренних органов.

Жаропонижающий массаж, баночный массаж, вибрационный массаж, перкуссионный массаж. Их применение в зависимости от заболевания. Цели, задачи, техника и методика проведении массажа. Показания, противопоказания к массажу.
5. Лабораторный практикум – не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

1. Бирюков, А. А. Лечебный массаж : учебник для вузов / А. А. Бирюков. – Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Академия, 2007.- 360 с.

2. Дубровский, В. И. Лечебный массаж : учебник для средних и высших учебных заведений / В. И. Дубровский. – Изд. 4-е, испр. и доп. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 462 с.

б) дополнительная литература

1. Белая, Н. А. Лечебная физкультура и массаж : учебно-методическое пособие для медицинских работников / Н. А. Белая. – Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2004.- 270 с.

2. Мартынов, С. М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей : книга для родителей / С. М. Мартынов. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 223 с.


    1. Средства обеспечения дисциплины.

Программы, учебники, методические наглядные пособия, материалы для самостоятельных работ, мультимедийные материалы.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Массажный кабинет, массажные кушетки, халаты.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1 Методические рекомендации преподавателю

При изучении дисциплины «Массаж» следует исходить из того, что она является одним из основополагающих разделов физической реабилитации, и предполагает не только теоретическую, но и практическую подготовку (см. приложение № 1)


8.2 Методические указания для студентов (см. приложение № 2)
8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.





Наименование темы

Часы

Форма контроля

1

История возникновения и развития массажа

3

*

2

Классический массаж, цели, задачи

3

*

3

Основные приемы классического массажа и их разновидности

4

*

4

Техника массажа отдельных частей тела

4

*

5

Массаж в детском возрасте

6

*

6

Массаж при оперативных вмешательствах на тканях опорно - двигательного аппарат

5

*

7

Влияние массажа на кожу

3

*

8

Влияние массажа на крово – и лимфоток

2

*

9

Влияние массажа на функцию внешнего дыхания и газообмен

5

*

10

Влияние массажа на нервную систему

5

*

11

Реабилитационный массаж и его действие на организм

2

*

12

Особенности техники массажа при неврите лицевого нерва

2

*

13

Особенности техники массажа при неврите малоберцового нерва

2

*

14

Задачи и методика массажа при дискинезии желчных путей

2

*




Задачи и методика массажа при повреждениях ахиллова сухожилия

2

*

* Тестирование на компьютере в компьютерном классе ФФКиС


8.2.1.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Не предусмотрено.


8.2.2. Перечень вопросов к зачёту


  1. Анатомо-физиологические основы массажа.

  2. Механизм действия массажа на организм.

  3. Виды массажа и их характеристика.

  4. Гигиенические основы массажа.

  5. Техника классического массажа.

  6. Особенности методики массажа при детском церебральном параличе.

  7. Особенности методики массажа при травмах опорно-двигательного аппарата.

  8. Особенности методики массажа при заболеваниях суставов.

  9. Особенности методики массажа при заболеваниях органов дыхания.

  10. Особенности методики массажа при заболеваниях органов пищеварения.

  11. Особенности методики массажа при заболеваниях периферической нервной системы.

  12. Особенности методики сегментарно-рефлекторного массажа.

  13. Характеристика и методы лечебного массажа.

  14. Сочетание лечебного массажа с ЛФК и физиотерапии.

  15. Сегмантарно-рефлекторный массаж, его применение при заболеваниях внутренних органов.

  16. Точечный массаж. Действие на организм. Техника проведения.

  17. Периостальный массаж. Цель, задачи. Применение при травмах опорно - двигательного аппарата.

  18. Массаж при артериальной гипотонии.

  19. Массаж при гипертонической болезни.

  20. Массаж при остеохондрозе позвоночника.

  21. Массаж при сколиозах у детей.

  22. Частные методики периостального массажа при заболеваниях суставов и мышц конечностей.

  23. Частные методики соединительно-тканного массажа при заболеваниях плечевого сустава и плеча.

  24. Индийский массаж. Характеристика. Воздействие на организм. Техника проведения.

  25. Криомассаж. Характеристика. Воздействие на организм. Техника проведения.

  26. Баночный массаж. Характеристика. Воздействие на организм. Техника проведения.

  27. Массаж произвольно напряженных мышц. Методика и основные принципы проведения.

  28. Самомассаж. Характеристика. Приемы, последовательность самомассажа отдельных частей тела.

  29. Вибромассаж. Цель, задачи. Влияние на организм. Методика проведения.

  30. Задачи и методика массажа при пояснично-крестцовом радикулите.

31. Режим работы массажиста.

32.Продолжительность одной процедуры массажа и длительность курсового лечения.

33.Противопоказания к применению массажа.

34.Выполнить разновидности приёмов поглаживания спины.

35.Выполнить разновидности приёмов растирания верхних конечностей

36.Выполнить разновидности приёмов разминания дельтовидной мышцы и мышцы плеча.

37.Выполнить разновидности приёмов вибрации мышц нижних конечностей.

38.етодические указания при выполнении приёма вибрации.

39.Выполнить массаж локтевого сустава.

40.Выполнить массаж плечевого сустава.

Приложение 1
Методические рекомендации преподавателю
1. Методические рекомендации преподавателю по чтению лекций.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения и практической демонстрации отдельных упражнений и комплексов. Необходимо использовать на лекционных занятиях мультимедийную установку с компьютером для демонстрации приёмов массажа в виде слайдов, видеороликов и анимации.

Для проверки уровня освоения лекционного материала рекомендуется включать лекционный материал в перечень вопросов для компьютерного тестирования.
2. Методические рекомендации преподавателю по проведению семинарских и лабораторных занятий.

Семинарские и лабораторные занятия рекомендуется проводить в начале в спортивном зале или кабинете с кушетками, где студенты на себе должны отработать все тонкости проведения сеансов массажа при конкретных заболеваниях. Затем подключать студентов в помощь действующим массажистам для проведения сеансов массажа больным на базе лечебных учреждений города.

Важным аспектом практической подготовки по дисциплине является овладение студентами техникой проведения функциональных проб для контроля эффективности сеансов массажа.

Особое внимание следует уделять практической отработке вопросов связанных с техникой безопасности и навыкам страховки при проведении студентами сеансов массажа с больными людьми.


3. Методические рекомендации преподавателю по формированию вопросов для текущей аттестации и экзамена.

В текущую аттестацию следует включать вопросы, позволяющие оценить практические навыки студента, которые он должен сформировать в ходе освоения дисциплины. В билеты для текущей аттестации следует включать два вида вопросов:

- демонстрация техники проведения функциональных проб для оценки адекватности и эффективности сеансов массажа при конкретном заболевании;

- демонстрация приёмов массажа при конкретном заболевании.

В экзаменационные билеты следует включать вопросы теоретического характера: характеристика заболеваний, обоснование использования массажа при различных болезнях, методические подходы к подбору приёмов массажа и т.п.

Приложение 2


Методические указания для студентов
1. Методические указания для студентов по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям.

Целью проведения семинарских и лабораторных занятий является практическое закрепление полученных на лекциях теоретических знаний, отработка практических навыков по технике проведения функциональных проб, приёмов массажа и методов страховки больных на сеансах массажа. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с соблюдением техники безопасности.

Семинар и лабораторные занятия обычно включают теоретическую и практическую части. В первой – проводится устное повторение пройденного материала, а также разбираются вопросы связанные и текущей отработкой практических навыков по массажу. Далее следует практическая работа по освоению техники функциональных проб и приёмов массажа на себе или на больных.

В конце занятия проводится рефлексия по полученным каждым студентом в ходе урока результатам.

При подготовке к семинарским и лабораторным занятиям, студентам необходимо повторить пройденный материал, а также подготовить соответствующую одежду и обувь в зависимости от места проведения занятия.

Необходим строгий самоконтроль за своим здоровьем, особенно когда занятия проводятся с больными, так как при плохом самочувствии нередко возможно нарушение техники безопасности и как следствие причинение вреда здоровью пациентов.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 022500 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Программу составил:

к.м.н, доцент кафедры АФК _______________________ В.В. Ачкасов


Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры адаптивной физической культуры факультета физической культуры и спорта ТГПУ протокол №1 от «29» августа 2008г.
Заведующий кафедрой АФК

д.м.н., профессор _______________________ С.Б. Нарзулаев


Программа дисциплины одобрена методической комиссии факультета физической культуры ТГПУ

Председатель методической

комиссии факультета

физической культуры и спорта ТГПУ ____________________ Л.П. Канакова


Согласовано:

Декан ФФКиС _______________________ О.В. Смирнов



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Массаж (ОДС. 05)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (4 часа)

1. Общие основы лечебной физкультуры и массажа. Отчетная документация. Лечебные виды массажа. Лечебный и спортивный массаж. Гигиенические основы массажа (помещение и инвентарь), требования к масса­жисту и массируемому, поза массируемого. Смазывающие сред­ства. Противопоказания к массажу. Техника и методика выполне­ния массажных приемов. Механизм физиологического влияния массажных приемов на организм. Виды спортивного массажа. Особенности проведения спортивного массажа.

2. Классификация физических упражнений в ЛФК. Методические прин­ципы и формы ЛФК. Систематизация физических упражнений по анатомическому признаку и по степени нагрузки и активности. Формы ЛФК (физические упражнения в воде, ходьба, террен­кур, туризм, механотерапия, спортивно-прикладные упражнения).

Дозировка и оценка величины нагрузки в ЛФК по частоте сердечных сокращений

Врачебно-педагогический контроль за переносимостью и эффективностью дозировки лечебно-физкультурных комплексов и массажа по назначению.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 (4 часа)

1. Все виды и средства массажа, показания и противопоказания к его проведению. Массаж при различных заболеваниях и травмах. Классический массаж, гигиенический (общий и локальный), лечебный (при травмах и заболеваниях), реабилитационный (для восстановления физической работоспособности), массаж при реанимации, спортивный массаж (для снятия утомления и повышения функционального состояния спортсменов сегментарно-рефлекторный (при воздействии на рефлекторные зоны кожи), косметический (при уходе за нормальной кожей) и самомассаж, восточный массаж, аппаратный массаж и др.

Приемы классического, гигиенического, лечебного и реабилитационного массажа.

Реабилитационный массаж для функционального восстановления после травм, опе­раций, тяжелых заболеваний. ЛФК и массаж для коррекции фун­кционального состояния детей до 1 года. Улучшение трофики тка­ней, обмена веществ, формирования опорно-двигательного ап­парата, деятельности нервно-мышечной и нервной систем, повышение иммунитета.



2. Механизм лечебного действия физическими упражнениями и массажем при заболеваниях суставов.Упражнения без отягощений и с отягощениями для улучше­ния биомеханики и объема движений в суставах, увеличения опор­ной функции и силы мышц. Занятия на тренажерах и в воде.

Факторы риска заболеваний сердечно-сосудистой системы и роль ЛФК в их профилактике. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней. Клинико-физиологическое обоснование выбора упражнений ЛФК, показания и противопоказания к ЛФК при различных стадиях болезни. Методика ЛФК для больных при инфаркте миокарда, гипертонии, ишемической болезни сердца.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (4 часа)

Лечебно-профилактическое действие лечебной и физкультуры и массажа в дошкольных детских учреждениях. Методика и особенности проведения занятий ЛФК с детьми по корригирующей гимнастике. Факторы риска хронических заболеваний органов дыхания у детей и роль ЛФК в их профилактике. Использование ЛФК и массажа для улучшения состояния вер­хних дыхательных путей, проходимости носоглотки, бронхов, нормализации потребления кислорода тканями организма, улуч­шения функции межреберных мышц и диафрагмы, нормализа­ции диффузионной способности легких, улучшения общего газо­обмена.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 (4 часа)

Факторы риска гипертонической болезни и роль ЛФК и массажа в их профилактике. Комплексы ЛФК при гипертонии 1 и 2 степени. Виды и способы массажа при гипертонии 3 и 4 степени. Остеохондроз и коррекция функционального состояния позвоночника средствами ЛФК и массажа у подростков и взрослых. Частные методики ЛФК и массажа для коррекции " нарушений осанки у подростков и взрослых.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 (4 часа)

ЛФК и массаж для коррекции функционального состояния организма детей до 1 года. Особенности массажа и ЛФК, показания и противопоказания для их проведения. Методика восстановительного лечения средствами ЛФК. Методика ЛФК и массажа при заболеваниях органов дыхания. Авторские методики дыхательных упражнений.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 (4 часа)

Методика ЛФК и массажа при ожирении 3-й степени и других нарушениях обмена веществ. Упражне­ния с отягощениями, на тренажерах, ЛФК в сочетании с гидро­процедурами, диетой и ограничением потребления жидкостей. Лечебная физическая культура при травмах, спортивный массаж. Виды массажа. Основ­ные приемы массажа, порядок их выполнения. Требования к по­мещению, массажисту, нормы нагрузки.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 (4 часа)
Методика ЛФК при заболеваниях органов пищеварения. Методы врачебно-педагогического контроля состояния пациента с учетом вида упражнений ЛФК, дозировки, ритма и темпа выполнения, сочетания с установлен­ной диетой и другими лечебными средствами. Физиологическая кривая нагрузок ЛФК при групповых занятиях во Врачебно-физкультурных диспансерах. Методика ЛФК и массажа при неврозах, врачебно-педагогический контроль. Методика проведения ЛФК при различных двигательных нару­шениях. Принципы реабилитации больных с травмами головного мозга. Дозирование нагрузок ЛФК при заболеваниях и поврежде­ниях нервной системы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 (4 часа)

Способы вытяжения, ротации, укрепления мышечного корсета при травмах. Использование специальных тренажеров и биомеханических бло­ков вытяжения поврежденных костей для правильного сопоставле­ния травмированных костей и лучшей регенерации участков тканей. Сегментарно-рефлекторный массаж, точечный массаж, самомассаж, косметический массаж. Использование со­единительно-тканного, периостального, точечного, китайского и др. видов массажа с лечебной и профилактической целями. Кос­метический (лечебно-пластический) массаж.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9 (4 часа)

Методика ЛФК и массажа при травмах нижних конечностей со смещением костей. Авторские методики ЛФК и массажа. Способы массажа для профилактики осложнений после острых инфекционных заболеваний. Инструментальный массаж. Использование лечебного и реабилитационного массажа для повышения иммунитета.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10 (2 часа)

ЛФК и методы массажа при заболеваниях почек. Выбор методов проведения ЛФК и массажа с учетом характе­ра, тяжести и локализации поражения почек.

Комплекс ЛФК для беременных женщин (в первые 4 месяца). Подбор упражнений ЛФК включает общеукрепляющие упраж­нения для мышц брюшной стенки, органов брюшной полости и улучшения функционального состояния внутренних органов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11 (2 часа)

1. Комплекс ЛФК для беременных женщин (во второй половине беременности). Подбор упражнений ЛФК с учетом прошлого двигательного опыта женщины, состояния ее здоровья, возраста. Комплекс ЛФК включает упражнения для мышц тазового дна с целью улучшения функционального состояния органов малого таза. Комплекс ЛФК и массажа при травматических повреждениях верхних конечностей. Выбор упражнений ЛФК и массажа с учетом места и характе­ра травматического повреждения, общего состояния здоровья пациента.

2. Комплекс ЛФК и массажа при травмах нижних конечностей. Реабилитация больных с травмами опорно-двигательного аппарата методами ЛФК, ме­ханотерапии, трудотерапии, физическими упражнениями, мас­сажем, бальнеотерапией. Показания и противопоказания.

ЛФК и массаж при плоскостопии. Авторские методики коррекции деформаций стопы. Приемы мануальной терапии. Экспресс-диагностика повреждений шейного, грудного, пояснич­ного и крестцового отделов позвоночника. Использование при­емов мануальной терапии с диагностической целью, для стиму­ляции мышечного тонуса мышц, выпрямления позвоночника, снятия мышечной блокировки.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Массаж (ОДС. 05)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

1. История возникновения и развития массажа

2. Классический массаж, цели, задачи

3. Основные приемы классического массажа и их разновидности

4. Техника массажа отдельных частей тела

5. Массаж в детском возрасте

6. Массаж при оперативных вмешательствах на тканях опорно - двигательного аппарат Влияние массажа на кожу

7. Влияние массажа на крово – и лимфоток

8. Влияние массажа на функцию внешнего дыхания и газообмен

9. Влияние массажа на нервную систему

10. Реабилитационный массаж и его действие на организм

11. Особенности техники массажа при неврите лицевого нерва

12. Особенности техники массажа при неврите малоберцового нерва

13. Задачи и методика массажа при дискинезии желчных путей

14. Задачи и методика массажа при повреждениях ахиллова сухожилия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Массаж (ОДС. 05)

ОБРАЗЕЦ ТЕСТА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

(демонстрация практических навыков)


Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

Аттестационное задание № 1

Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой систе­мы.


Аттестационное задание № 2
Составить комплекс ЛФК и дать рекомендации по массажу для пациентов на стадии выздоровления после травмы верхних конечностей с переломами костей скелета.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Массаж (ОДС. 05)

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ

Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008



  1. Анатомо-физиологические основы массажа.

  2. Механизм действия массажа на организм.

  3. Виды массажа и их характеристика.

  4. Гигиенические основы массажа.

  5. Техника классического массажа.

  6. Особенности методики массажа при детском церебральном параличе.

  7. Особенности методики массажа при травмах опорно-двигательного аппарата.

  8. Особенности методики массажа при заболеваниях суставов.

  9. Особенности методики массажа при заболеваниях органов дыхания.

  10. Особенности методики массажа при заболеваниях органов пищеварения.

  11. Особенности методики массажа при заболеваниях периферической нервной системы.

  12. Особенности методики сегментарно-рефлекторного массажа.

  13. Характеристика и методы лечебного массажа.

  14. Сочетание лечебного массажа с ЛФК и физиотерапии.

  15. Сегмантарно-рефлекторный массаж, его применение при заболеваниях внутренних органов.

  16. Точечный массаж. Действие на организм. Техника проведения.

  17. Периостальный массаж. Цель, задачи. Применение при травмах опорно - двигательного аппарата.

  18. Массаж при артериальной гипотонии.

  19. Массаж при гипертонической болезни.

  20. Массаж при остеохондрозе позвоночника.

  21. Массаж при сколиозах у детей.

  22. Частные методики периостального массажа при заболеваниях суставов и мышц конечностей.

  23. Частные методики соединительно-тканного массажа при заболеваниях плечевого сустава и плеча.

  24. Индийский массаж. Характеристика. Воздействие на организм. Техника проведения.

  25. Криомассаж. Характеристика. Воздействие на организм. Техника проведения.

  26. Баночный массаж. Характеристика. Воздействие на организм. Техника проведения.

  27. Массаж произвольно напряженных мышц. Методика и основные принципы проведения.

  28. Самомассаж. Характеристика. Приемы, последовательность самомассажа отдельных частей тела.

  29. Вибромассаж. Цель, задачи. Влияние на организм. Методика проведения.

  30. Задачи и методика массажа при пояснично-крестцовом радикулите.

31. Режим работы массажиста.

32.Продолжительность одной процедуры массажа и длительность курсового лечения.

33.Противопоказания к применению массажа.

34.Выполнить разновидности приёмов поглаживания спины.

35.Выполнить разновидности приёмов растирания верхних конечностей

36.Выполнить разновидности приёмов разминания дельтовидной мышцы и мышцы плеча.

37.Выполнить разновидности приёмов вибрации мышц нижних конечностей.

38.етодические указания при выполнении приёма вибрации.

39.Выполнить массаж локтевого сустава.

40.Выполнить массаж плечевого сустава.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Массаж (ОДС. 05)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

Профессиональная компетенция будущего специалиста по адаптивной физической культуре (АФК) обеспечивается лекционно-практическим курсом. Основным результатом освоения дисциплины является сформированная готовность выпускника осуществлять педагогическую деятельность с использованием всего арсенала знаний и умений в области лечебной физической культуры.

Статус лечебной физической культуры и массажа как одних из наиболее доступных и популярных видов физической реабилитации инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья, а также их междисциплинарная универсальность в сфере физической культуры накладывают на будущего специалиста АФК особую ответственность. В этой связи существенно важно чтобы студенты, осваивая учебный курс «Массажа», расширяли багаж специальных знаний и формировали соответствующую культуру движений.

Изучение массажа в педагогическом вузе предполагает практическую подготовку, реализуемую на практических занятиях посредством выполнения практических заданий и упражнений.

Изучение дисциплины «Массаж» основано на системном подходе и учитывает междисциплинарный характер учебного материала. Основным результатом освоения курса является сформированное мышление студента, предполагающее свободное оперирование методическими понятиями, понимание реальных учебных ситуаций, владение различными технологическими подходами в практической деятельности.

Тематика практических занятий связана с существующими программами по физической реабилитации инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья. Лечебные упражнения, осваиваемые на практических занятиях, являются основным средством физического восстановления (компенсации) у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья. В качестве результата прохождения курса практических занятий выступает двигательная оснащённость студентов, выражающаяся в свободном владении приёмами массажа, используемых при разных видах инвалидности и отклонениях в состоянии здоровья.

Техника безопасности обеспечивается применением правильно подобранного инвентаря, а также соответствующими организационными приёмами (чередование поточного и индивидуального методов, страховка и др.).



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»


Кафедра

Адаптивной физической культуры
Учебно-методический комплекс дисциплины

Массаж (ОДС. 05)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Специальность

022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)

код наименование

Томск-2008

В УМК представлено основное содержание лекционного материала: термины и понятия, необходимые для освоения дисциплины, основные положения; традиционные и инновационные подходы к физической реабилитации инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья с использованием лечебной физической культуры и приёмов массажа; методы и приёмы организации работы и т.п.; весь курс разбит на темы в соответствии с учебной программой.

Основная цель курса – формирование профессиональной компетенции будущего специалиста по адаптивной физической культуре.

Специальными целями курса «Массажа» являются: освоение приёмов массажа используемых при различных видах инвалидности и отклонениях в состоянии здоровья с развитием особой двигательной культуры у студентов.

Учебная работа реализуется в ходе практической подготовки, которая представлена в планах практических занятий практическими заданиями и упражнениями:



  • освоение приёмов массажа, используемых при различных видах инвалидности и отклонениях в состоянии здоровья;

  • освоение медико-педагогических тестов для оценки функционального состояния инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья до, во время и после сеансов массажа;

  • моделирование подготовки и самостоятельного проведения сеансов массажа;

  • повышение ресурсов здоровья студентов.


Техника безопасности на лабораторных занятиях обеспечивается посредством соблюдения учебной дисциплины и точным, неукоснительным выполнением заданий и команд преподавателя.