страница1/5
Дата22.08.2019
Размер1.13 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 14 Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте Специальность


  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


Кафедра теории и методики обучения физической

культуре и спорту


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.Ф.14 Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте

Специальность 050720.65 (033100) Физическая культура

1. АННОТАЦИЯ

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050720.65 (033100) Физическая культура от 31.01.05 г. (далее ГОС ВПО) устанавливает обязательный минимум содержания дисциплины ДПП.Ф.14 «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»



Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта. Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов по физической культуре. Выбор направления и планирование исследования, поиск исходной информации. Накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности. Представление и оценка результатов научной и методической деятельности. Внедрение и эффективность научных исследований и методических работ.
Цель УМКД – обеспечение выполнения требований ГОС ВПО к подготовке специалиста, повышение эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению дисциплины «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте».
Задачи УМКД:

  • определить содержание, объем и последовательность изучения разделов дисциплины;

  • установить требования к уровню освоения содержания дисциплины;

  • обеспечить преемственность в преподавании дисциплин;

  • определить содержание и объем самостоятельной работы студентов,

  • установить формы и средства контроля текущих, промежуточных и итоговой аттестаций по дисциплине;

  • методическое и информационное сопровождение образовательного процесса по дисциплине.

Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» (далее УМКД) составлен на основании Положения «Об Учебно-методическом комплексе дисциплины» ТГПУ от 06.11.2008 г., в соответствии с установленными едиными требованиями к содержанию и оформлению УМКД, реализуемых в университете по очной и заочной формах обучения.
Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • Нормативный блок: титульный лист, аннотация, рабочая учебная программа;

  • Блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов: вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, перечень вопросов и заданий к зачёту;

  • Методический блок: методические рекомендации по дисциплине для преподавателей, методические рекомендации по дисциплине для студентов.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


«Утверждаю»

Декан ФФКиС

________ О.В.Смирнов

«_____»_______2006 г.



ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.Ф.14

Основы научно-методической деятельности

в физической культуре и спорте

1. Цель и задачи дисциплины.
Цель преподавания дисциплины «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» – совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов на основе соединения учебного процесса с научной и методической деятельностью.
Задачи изучения дисциплины:


  • Обеспечение научного и методического осмысления основ физического воспитания и спорта.

  • Освоение методов исследования, навыков организации и проведения эксперимента.

  • Освоение умений практической реализации научно-методических положений в процессе физкультурно-спортивных занятий.

  • Ознакомление с методами применения технических средств и компьютерной техники в процессе проведения теоретических и практических занятий

  • Выработка у студентов творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения дисциплины, студент должен иметь представление:

-об интеграционных процессах наука-производство, наука-образование, междисциплинарных связях в учебном процессе;

-о закономерностях формирования профессионализма.

Студенты должны знать:

- методы организации и проведения научно исследовательской работы в физическом воспитании и спорте;

- основы методической деятельности в сфере физической культуры и спорта;

Студенты должны уметь:

- организовать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки.



- применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе физкультурно-спортивной деятельности;


  1. Объем дисциплин и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Всего часов

семестр







6

Общая трудоемкость дисциплины

110

110

Аудиторные занятия

36

36

      1. Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







И(или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

74

74

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







      1. Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




зачет



  1. Содержание дисциплины

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план)


№п.

    1. Разделы дисциплины

    1. Виды занятий







Лекции

Практические

занятия или

семинары


Лабораторные

работы


1.

Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта. Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуре.

2

2




2.

Методологические основы научного познания и творчества Основная проблематика научных исследований и организационная структура НИР в физической культуре и спорте.

2

2




3.

Методическая деятельность в физической культуре и спорте. Трансформация научных, теоретических положений в практический результат, профессиональную деятельность.

2

2




4.

Выбор направления и планирование исследования, поиск исходной информации.

2

2




5.

Методы исследования. Эксперимент, виды, организация и методика проведения.

2

2




6.

Накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности.

4

4




7.

Представление и оценка результатов научной и методической деятельности.

2

2




8

Внедрение и эффективность научных исследований, методических работ.

2

2





4.2. Содержание разделов дисциплины

Лекции:

Тема 1. Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта. Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуре.

Наука как фактор прогрессивных преобразований в обществе, в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании. Характеристика высшего профессионального образования, место и роль научно-методической подготовки студентов. Значение науки в профессиональной деятельности специалиста физической культуры и спорта. Структура профессионального, общего и дополнительного образования. Факторы, обуславливающие содержание и технологию профессионального физкультурно-спортивного образования. Перспективы развития научных исследований в физическом воспитании. Система подготовки и использования научно-педагогических кадров. Магистратура, аспирантура, соискательство, стажировка, докторантура. Роль научной школы и научного руководства. Материальное оснащение науки.

Тема 2. Методологические основы научного познания и творчества. Основная проблематика научных исследований и организационная структура НИР в физической культуре и спорте.

Методология научного познания и определение научных проблем. Наука – как система научных знаний. Научные исследования. Методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровне исследования. Методология творчества. Мотивация творчества. Краткая история развития и современное состояние спортивной науки.

Паспорт науки «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры» (13.00.04), её цели и задачи в современном обществе.

Фундаментальные проблемы: общей теории физической культуры; теории и методики физического воспитания; теории и методики спорта; теории и методики профессионально-прикладной физической культуры; теории и методики оздоровительной физической культуры; теория и методика адаптивной физической культуры; психология физической культуры.

Организационная структура науки в Российской Федерации. Система государственного управления наукой. Стандартизация – основа управления качеством. Контроль научной деятельности.

Организация работы в научном коллективе. Основные принципы управления коллективом. Формирование и методы сплочения коллектива. Научная организация и гигиена умственного труда. Рациональный режим ученого. Нравственная ответственность ученого.

Тема 3. Трансформация научных, теоретических положений в практический результат, профессиональную деятельность. Виды научных и методических работ формы их представления.

Методическая деятельность как служба реализации, воплощения результатов научных исследований в физкультурно-спортивную практику (наука и практика, теория и методика). Содержание методической деятельности. Элементы исследовательской работы в методической деятельности (наблюдение, фиксирование результатов, анализ информации и внесение корректив). Связь учебной, научной и методической деятельности студентов на базе дисциплин учебного плана. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов (УИРС и НИРС), курсовые и дипломные работы студентов. Роль научно-методической деятельности в самообразовании будущего специалиста.

Комплексные научные группы в спорте высших достижений – пример взаимосвязанной научной и методической деятельности.

Познавательные, прикладные и экономические функции научного исследования. Классификация научно-исследовательских работ.

Виды научных и методических работ и формы их представления: реферат, контрольная работа, курсовая и дипломная работа, магистерская, кандидатская, докторская диссертация, монография, научная книга, научная статья, программы, учебник, учебное пособие, методические рекомендации (указания), электронное издание.

Тема 4. Выбор направления и планирование исследования, поиск исходной информации

Выбор направления научного исследования. Критерии актуальности научно-исследовательских работ.

Основные этапы эмпирического исследования и его связь с практической деятельностью. Сбор и анализ информации по теме исследования. Объект исследования, предмет исследования. Научная проблема и изучение состояния проблемы. Постановка цели и формирование темы исследования. Разработка рабочей гипотезы и постановка задач исследования. Выбор и разработка методики исследования. Проведение исследования. Представление и передача информации. Внедрение результатов научной работы. Планирование дальнейших исследований.

Основные факторы, определяющие организацию исследования. Характерные черты научного исследования в области физического воспитания..

Тема 5. Методы исследования. Эксперимент, виды, организация и методика проведения.

Выбор методов исследования. Анализ научно-методической литературы. Педагогическое наблюдение. Хронометрирование. Экспертное оценивание. Опрос, анкетирование. Эксперимент как метод исследования. Виды эксперимента: по целям исследования; условиям проведения; по направленности; по способу комплектования групп испытуемых и др. Стратегия и тактика эксперимента. Задачи, организация эксперимента. Экспериментальная база, подготовка документации, обеспечение безопасности проведения эксперимента. Учет факторов, влияющих на ход и качество эксперимента. Экспериментальные и сопутствующие факторы. Контрольная и экспериментальная группы. Влияние психологических факторов на ход и качество эксперимента.

Тема 6. Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности.

Понятия «информация», «информатизация». Информационно-поисковые системы. Современные информационные технологии в процессе научно-методической деятельности. Интернет технологии в процессе поиска и обмена информацией. Рассеивание и старение информации. Универсальная десятичная классификация: ее структура, классы, знаки. Государственная система научно-технической информации.

Накопление научной информации. Домашние библиотека и картотека. Особенности работы с картотекой и архивными (документальными) материалами. Анализ дневников тренеров и спортсменов, протоколов соревнований. Фиксация результатов анализа документальных данных. Понятие о типологическом отборе. Закон больших чисел в теории исследования. Способ случайной выборки

Критерии научности фактов (новизна, достоверность, точность). Вычисление достоверности различий по t- критерию Стюдента, Т-критерию Уйта, W- Вилкоксона, по критерию χ². Определение меры связи между явлениями (Определение коэффициента ассоциации, ранговой корреляции Спирмена и коэффициента корреляции Пирсона. . Анализ теоретико-экспериментальных исследований, формулирование выводов и предложений, практических рекомендаций..

Тема 7. Представление и оценка результатов научной и методической деятельности. Формы представления результатов научного исследования. Основные требования к оформлению рукописи и ее оформление. Основные разделы научной работы. Работа с черновиком и редактирование. Язык и стиль и манера изложения, термины, цитаты и ссылки на авторов в научных и методических работах. Представление отдельных видов текстового материала. Представление табличного и иллюстративного материала. Библиографическое описание. Подготовка доклада и научных сообщений. Особенности устного представления информации в публичном выступлении. Ответа на вопросы и выступление в дискуссии. Произведение и авторское право. Критерии качества научно-методических работ. Рецензирование и оппонирование научной работы.

Тема 8. Внедрение и эффективность научных исследований, методических работ

Формы внедрения результатов научно-методической деятельности. Публикации: научные издания, учебные издания. Документальное оформление внедрения. Акты внедрения. Открытия, изобретения, рационализаторские предложения. Выступление с докладами на конференциях различного уровня. Система конкурсов на лучшую научную работу, учебные издания на Федеральном, региональном и вузовском уровнях. Оценка эффективности научных исследований и методических работ..
Практические занятия:
Тема 1. Научная и методическая деятельность в сфере физической культуры и спорта. Учебная, научная и методическая деятельность в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов физической культуре.

Наука, ее функции, роль в обществе, в физической культуре и спорте. Научное знание, научное исследование. Методика, методическая деятельность.

Характеристика научной специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Тема 2. Методологические основы научного познания и творчества. Основная проблематика научных исследований и организационная структура НИР в физической культуре и спорте.

Система подготовки научных кадров. Проблематика научных исследований. Нравственная ответственность ученого.

Тема 3. Трансформация научных, теоретических положений в практический результат, профессиональную деятельность. Виды научных и методических работ формы их представления.

Методика, методическая деятельность. Виды методических работ и их характеристика. Элементы исследовательской работы в методической деятельности (наблюдение, фиксирование информации и внесение коррективов т.п.).



Тема 4. Выбор направления и планирование исследования, поиск исходной информации

Основные требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам. Планирование работы исследования. Проблемная ситуация, проблема. Выбор темы исследования признаки актуальности. Определение объекта и предмета, цели исследования. Гипотеза исследований. Постановка задач исследования, требования к их постановке. Сбор и анализ фактического материала.



Тема 5. Методы исследования. Эксперимент, виды, организация и методика проведения Особенности педагогического эксперимента. Виды педагогического эксперимента. Методика проведения педагогического эксперимента. Учет факторов, влияющих на ход и качество эксперимента.

Тема 6. Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности

Интернет технологии в процессе поиска и обмена информацией.

Измерительные шкалы. Оценка статистических параметров и величин.Корреляция. Дисперсионный и факторный анализ.

  1   2   3   4   5

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 14 Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте Специальность