Скачать 134.97 Kb.
Дата15.05.2019
Размер134.97 Kb.
ТипЛабораторная работа

Учебный план научно-популярных лекций по направлению «История» Цель



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

научно-популярных лекций по направлению

«История»

Цель: популяризация исторической науки среди различных социальных групп с целью усвоения комплекса знаний в области исторического развития России, овладения навыками анализа событий исторического прошлого и формирования активной гражданской позиции населения

Категория слушателей: учащиеся общеобразовательных организаций Пермского края; студенты высших учебных заведений Пермского края; заинтересованные группы населения г. Перми и Пермского края

Срок обучения: 18 академических часов

Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий

Режим занятий: по договоренности



Наименование дисциплин (модулей)

Всего, час

В том числе

Форма контроля

Лекции

Практические занятия

2


Модуль 1.

История России: основные этапы развития российской государственности


9

7

2

Лабораторная работа

3

Модуль 2.

История развития России в ХХ веке

9

5

4

Лабораторная работа

Презентация исследовательской работы






Итого

18

12

6



Учебный план разработан

Доцент кафедры ГУиИ ПНИПУ Кузнецова П.Ю.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

научно-популярных лекций по направлению «История»






Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего, час



В том числе

Форма контроля


Лекции


Практические занятия


1

Модуль 1.

История России: основные этапы развития российской государственности

9

7

2

Лабораторная работа 1,2

2

История семьи – история страны

1

1







3

Зарождение и развитие российской государственности: теория и практика

2

2







4

Особенности социально-экономического и политического развития России в период перехода от самодержавной монархии к абсолютизму

2

1

1

Лабораторная работа 1

5

Социальные преобразования в России в XVIII веке: кризис сословной системы;

2

2





6

Модернизация России в XIX-XX в.: основные этапы и противоречия;

3

1

1

Лабораторная работа 2

7

История развития России в ХХ веке

9

6

3

Лабораторная работа 3

Презентация исследовательских работ



8

История развития представительных органов местного управления в России IX – XX вв.;

2

2







9

Эволюция политической системы России в начале ХХ в.: история парламентаризма;

2

2




Лабораторная работа 3

10

Особенности развития советской общественно-политической системы в 1917 – 1991 гг. : осмысление истории

3

2

1

Лабораторная работа 4

11

История России ХХ века через историю семьи

2




2

Презентация исследовательских работ




Итого

18

13

5



Учебно-тематический план разработан:



доцент кафедры ГУиИ ПНИПУ Кузнецова П.Ю.




УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

научно-популярных лекций по направлению «История»
Введение

Настоящая образовательная программа предназначена для учащихся общеобразовательных организаций Пермского края, студентов высших учебных заведений Пермского края, заинтересованных групп населения г. Перми и Пермского края.

Целью образовательной программы является популяризация исторической науки среди различных социальных групп с целью усвоения комплекса знаний в области исторического развития России, овладения навыками анализа событий исторического прошлого и формирования активной гражданской позиции населения

После обучения по данной программе слушатель должен



знать:

– основные методологические положения, применяемые исторической наукой для анализа закономерностей исторического развития общества;

– основные этапы исторического развития, процессы, ситуации, события и явления, деятельность исторических персонажей, составляющих содержание этих этапов

уметь:

− анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества, используя основные положения и методы исторической науки;

− поиска закономерностей исторического развития в событиях (ситуациях) различных этапов развития общества

владеть:

- навыками установления причинно-следственных связей этапов исторического развития, процессов и явлений, понимания исторической обусловленности социально-значимых проблем развития общества.




  1. Содержание дисциплины (модуля)


Модуль 1. История России: основные этапы развития российской государственности

Тема 1. История семьи – история страны

Лекции – 1 час

Возможности исторической науки по исследованию семейной истории. Генеалогические исследования. Источники исторических генеалогических исследований семьи. Междициплинарность генеалогических подходок к изучению семьи.

Рекомендации по подготовке исследовательского проекта «История моей семьи в истории страны»



Тема 2. Зарождение и развитие российской государственности: теория и практика

Лекции – 2 часа.

Зарождение российской государственности. Возвышение Москвы как центра объединения русских земель

Становление единого государства и самодержавно-крепостническая система. Завершение «собирания земель».



Тема 3. Особенности социально-экономического и политического развития России в период перехода от самодержавной монархии к абсолютизму

Лекции – 1 час, лабораторная работа – 1 час.

Монархия как форма правления: понятие, виды, особенности.

Особенности социально-экономического и политического развития России в XVII в. Оформление абсолютизма в России в XVIII в.


Тема 4. Социальные преобразования в России в XVIII веке: кризис сословной системы


Лекции – 2 часа.

Особенности формирования сословий в России в XVIII веке. Социальный протест в XVIII веке.

Противоречия сословных преобразований в России в XVIII веке

Тема 5. Модернизация России в XIX-XX в.: основные этапы и противоречия

Лекции – 1 час, лабораторная работа – 1 час.

Теория модернизации.

Первый этап модернизации в России конец XVIIIв. – 50-е годы XIX в. Второй этап модернизации в России 60-е – 90-е годы XIX в. Третий этап модернизации в России 1900-1917 гг.



Модуль 2. История развития России в ХХ веке

Тема 6. История развития представительных органов местного управления в России IX – XX вв.

Лекции – 1 час.

История развития представительных органов в IX-XVI веках. Местные представительные органы в XVI-XVII вв. Местное самоуправление в XVIII веке.

Местное самоуправление в XIX веке.

Местные представительные органы в советский период (1917-1990гг.). Местные представительные органы в 1990-1993 гг.

Тема 7. Эволюция политической системы России в начале ХХ в.: история парламентаризма

Лекции – 2 часа, лабораторная работа – 1 час.

Эволюция представлений об ограниченной монархии в российской общественно-политической мысли XVIII-XIX веков

Этапы формирования «Третьеиюньской монархии» как новой модели политической системы России в 1906-1917 гг. Деятельность Государственных Дум в дореволюционной России. Формирование феномена «публичной политики» в деятельности российских парламентариев начала ХХ века

Многопартийная система России в начале ХХ века и ее особенности


Тема 8. Особенности развития советской общественно-политической системы в 1917 – 1991 гг. : осмысление истории

Лекции – 2 часа, лабораторная работа – 1 час.

Предпосылки формирования советской общественно-политической системы.

Периодизация советской истории. Особенности экономического развития советского государства. Специфические черты социальных отношений в рамках советской системы

Эволюция советской политической системы.

Советская культура и её место в советской общественно-политической системе.



Тема 9. История России ХХ века через историю семьи

Практические занятия – 2 часа. Презентация исследовательских работ.



Методические рекомендации по изучению программы

Подготовка к занятию и компетенция лектора. Важнейшим фактором успеха обучающих мероприятий является детальная проработка материала и компетентность преподавателя в вопросах методологии знаний в области права. Преподаватели подготовлены для ответов на дополнительные вопросы слушателей, которые зачастую выходят за рамки программы.

Подходы к проведению занятия. Образовательная программа предполагает использование пяти различных подходов и их сочетание:

1) работа преподавателя со всеми слушателями одновременно;

2) работа слушателей в группах;

3) работа преподавателя с группами;

4) работа преподавателя индивидуально с каждым слушателем;

5) самостоятельная работа каждого слушателя в группах.

Первый подход преподаватель использует при объяснении аудитории общих правил и теоретической информации, второй подход – это обсуждение поставленной задачи в малых группах (3-5 человек), третий подход связан с координацией работы групп преподавателем при соблюдении принципа невмешательства. Четвертый подход необходим для консультирования слушателей по поводу выполнения задания, при этом преподаватель не должен показывать и делать упражнение вместо слушателя, а лишь консультировать. Пятый подход – это индивидуальное задание.

Таким образом, программа включает в себя как традиционные формы преподавания (лекции и практические занятия, дискуссии), так и активные формы обучения (case-study, круглые столы).

Такая технология проведения занятий позволяет решить ряд очень важных для слушателя вопросов:


  • какие существуют типичные проблемные ситуации?

  • в каких ситуациях, какие инструменты можно использовать?

  • какова практическая применимость и значимость изучаемой информации лично для каждого слушателя?

  • как пользоваться конкретным инструментарием?

  • как не забыть изученный материал в будущем?

  • как усовершенствовать используемый инструмент и свои навыки в будущем?

Контрольные мероприятия

Контрольные мероприятия по Модулю 1:

  1. Лабораторная работа по темам 1,2.

  2. Лабораторная работа по темам 3, 4, 5

Контрольные мероприятия по Модулю 2:

  1. Лабораторная работа по теме 6,7

  2. Лабораторная работа по теме 8

  3. Презентация исследовательской работы на тему «История России ХХ века через историю семьи».



Список литературы
Учебные издания

  1. Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней. Минск: Современный литератор, 2014.

  2. Данилов А.А. История России с древнейших времен до конца ХХ века: Пособие. 3-е изд. М.: Дрофа, 2013.

  3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – М.: ИТК «Дашков и К», 20014.

  4. Отечественная история (учебное пособие). Под ред. Р.В.Дегтярева, С.Н.Полторака. М.: Гардарики, 2014.

  5. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов В.А. История России с древнейших времен до наших дней. М.: КНОРУС, 2014.


ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

научно-популярных лекций по направлению «История»



Текущий контроль. Проводится в форме лабораторных работ по темам. Слушателям предлагается задание, выполнение которого осуществляется на основе полученных в ходе лекций знаниях. Предварительно лектор вместе со слушателями разбирает типовое задание лабораторной работы, после чего слушателям предлагается его выполнить самостоятельно.

В результате можно определить уровень закрепления знаний по теме:

1) Высокий уровень: слушатель самостоятельно без помощи лектора справился с заданием;

2) Средний уровень: слушатель справился с заданием и использовал незначительную информационную поддержку лектора;

3) Низкий уровень: слушатель не смог справиться с заданием без помощи лектора;

Итоговый контроль. Проводится в форме презентации исследовательской работы, самостоятельно выполненной слушателем по определенной заранее теме.

Целью подготовки исследовательской работы является анализ исторической событий ХХ века через семейную историю.

Задачами подготовки научно-исследовательской работы являются


    • закрепление знаний, полученных в ходе научно-популярных лекций, их систематизация и расширение;

    • самостоятельный анализ источников по истории семьи;

    • развитие навыков самостоятельной исследовательской работы;

Исследовательская работа представляет собой самостоятельное исследование развития своей семьи в различные периоды российской истории ХХ века. Работа должна содержать анализ событий, явлений, процессов исторического периода, в контексте которого анализируются исторические события семейной истории.

Работа выполняется в письменном виде и оформляется в соответствии с требованиями (приложение 1).

Результаты выполненной работы представляются в виде презентации (выступления) студента. Студент в течение 10 минут, используя мультимедийные средства, излагает основные положения исследовательской работы, применяя при этом знания, полученные в ходе лекций.

Критерии оценки исследовательской работы представлены в приложении 2.

В результате проведения обучающих мероприятий по программе слушатели получат содержательные теоретические знания об основных этапах и тенденциях исторического развития, причинно-следственных связях исторических процессов в России, Проанализируют учебную и научную литературу, отработают практические навыки работы с историческими источниками.

Ожидаемые результаты:

Получение знаний об основных этапах исторического развития, процессах, ситуациях, событиях и явлениях, деятельности исторических персонажей, составляющих содержание этих этапов

Приобретение умений в области анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества, используя основные положения и методы исторической науки; поиска закономерностей исторического развития в событиях (ситуациях) различных этапов развития общества.

Освоение навыков установления причинно-следственных связей этапов исторического развития, процессов и явлений, понимания исторической обусловленности социально-значимых проблем развития общества

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

  1. Объем работы 510 страниц.

  2. Шрифт Times New Roman, кегель 14, полуторный интервал.

  3. Заголовок должен набираться жирным шрифтом (Times New Roman),

кегель 14 в центре страницы.

  1. Внутренние подзаголовки кегель 14 (жирный)

  2. Фамилия автора печатается справа заглавными буквами (Times New Roman, кегель 14, над названием статьи.

  3. Работа состоит из следующих частей:

    1. Введение (1 страница) (актуальность, важность работы, цель, задачи, объект, предмет).

    2. Основная часть, которая может быть представлена в виде сплошного текста или в виде теоретической части (анализ исторического периода) и практической части (анализ истории семьи). Теоретическая и практическая части имеют свои заголовки.

    3. Заключение (не более 1 страницы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ




• системный подход;

умение раскрыть тему;

оригинальность и находчивость в решениях;

грамотность и стиль изложения;

умение логически мыслить;

умение правильно применять полученные знания;



творческий подход и индивидуальность;