Скачать 171.06 Kb.
Дата27.09.2018
Размер171.06 Kb.

Учебные материалы для студентов заочной ускоренной формы обучения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет экономики и управления

Кафедра управления персоналом



УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной ускоренной формы обучения

по дисциплине Управленческие решения в профессиональной деятельности



наименование дисциплины (модуля)

для направления подготовки 080400.62 Управление персоналом
код и наименование направления подготовки (специальности)
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Виды занятий

Распределение по семестрам

Всего часов

--3--

семестр


----

семестр


----

семестр





1







3




Общая трудоемкость

72







72

Аудиторные занятия, в т.ч.:

6







6

лекционные (ЛК)

4







4

практические (семинарские) (ПЗ, СЗ)

2







2

лабораторные (ЛР)













Самостоятельная работа студентов (СРС)

66







66

Форма промежуточного контроля в семестре

зачет







зачет

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП)














Краткое содержание курса

Задачи изучения дисциплины:

- дать бакалаврам знание теории и практических аспектов процесса разработки, планирования, принятия и исполнения управленческих решений (УР), организации их эффективной реализации и контроля в системе муниципальной службы.

- подготовить высококвалифицированных специалистов широкого профиля, умеющих разрабатывать и реализовывать управленческие решения на основе применения современных моделей управления и принятия решений;

- научить будущих муниципальных служащих основам теории принятия управленческих решений, методам диагностики и анализа проблемных ситуаций, базирующихся на теории и практике оптимального управления и теории систем;

- развить у обучающихся способности к деятельности: управленческой; информационно-аналитической; проектно-исследовательской; организационной; инновационной.

Перечень изучаемых тем, разделов дисциплины (модуля).

Тема 1. Предназначение дисциплины, понятие управленческое решение, общая методология разработки управленческих решений в системе муниципального управления

Роль и значение дисциплины «Принятие управленческих решений в профессиональной деятельности» в подготовке специалистов. Цель изучения дисциплины, задачи. Место дисциплины в системе экономических, политических и управленческих дисциплин, ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Структура и содержание дисциплины «Управленческие решения в профессиональной деятельности ». Методология изучения дисциплины. Системный подход к изучению дисциплины. Основные понятия и определения теории принятия управленческих решений : проблема, цель, задача, решение, ограничение, критерий, варианты, альтернативы, лицо, принимающее решение. Предмет, задачи, законы, закономерности теории решений. Функции мышления при разработке управленческих решений. Понятие методологии и методики разработки управленческих решений. Методология разработки управленческого решения и его характеристика. Сущность и содержание управленческого решения. Типовой алгоритм разработки управленческого решения, его характеристика. Функции управленческого решения в методологии и организации процесса управления.



Тема 2. Принципы и основные этапы разработки управленческих решений.

Сущность и содержание основных принципов разработки управленческих решений. Характеристика основных этапов разработки управленческих решений. Сущность и содержание процесса подготовки к разработке управленческого решения. Сущность и содержание процесса разработки управленческого решения. Сущность и содержание процесса принятия решения, реализации, анализа результатов.



Тема 3. Сущность и содержание процесса планирования при разработке управленческих решений.

Содержание процесса планирования. Компоненты плана. Схема процесса планирования. Роль творческого и аналитического в процессе планирования. Форма критерия разработки управленческих решений, шкалы для измерения значения критериев. Технологии измерения критериев. Матрица оценок альтернатив в соответствии с критериями. Карта ключевых событий и план-график. Анализ альтернатив действий. Выбор оптимального варианта решения. Влияние внешней и внутренней среды на реализацию альтернатив.



4. Методы и технологии разработки управленческих государственных решений в условиях неопределенности и риска

Понятие неопределенности и риска. Задачи обоснования управленческих решений в условиях неопределенности. Условия неопределенности. Методы и технологии принятия управленческих решений в условиях «природной неопределенности». Составляющие и источники рисков в управлении. Технологии принятия управленческих решений в условиях стохастического риска. Технологии принятия управленческих решений в условиях поведенческого риска. Меры по снижению возможного риска.



5. Власть и организационная иерархия, делегирование управленческих полномочий в процессе разработки управленческих решений

Власть, влияние, сила и источники их формирования. Делегирование управленческих полномочий. Ключевые показатели эффективности (KPI) в процессе управления. Централизация и децентрализация процесса разработки решений. Процедурный характер выбора управленческого решения и его измерение.



6. Методологические основы системного анализа при разработке управленческих решений

Общая теория систем и системного анализа. Основные понятия системного анализа. Принципы и структура системного анализа. Основы оценки сложных систем (понятие шкалы, шкалы номинального типа, шкалы интервалов, шкалы отношений, шкалы разностей, абсолютные шкалы). Обработка характеристик, измеренных в разных шкалах. Показатели и критерии оценки систем. Методы качественного оценивания систем. Методы количественного оценивания систем.



8. Сущность и содержание процесса разработки стратегических решений в органах муниципального управления

Сущность и содержание стратегического управления. Основные принципы стратегического муниципального управления. Технологии разработки стратегии управления. Классификация стратегий. Сущность и содержание сценарного моделирования при разработке стратегических решений.



9. Мониторинг и контроль исполнения управленческих решений

Мониторинг и контроль. Этапы процесса контроля. Схема процесса мониторинга и контроля. Установление норм. Средства мониторинга. Требования к информации, необходимой для осуществления контроля. Применение информационных технологий в процессе осуществления мониторинга и контроля. Значение, функции и виды контроля. Методы контроля и механизм его осуществления.



10.Зарубежный опыт организации контроля исполнения управленческих решений, система ответственности

Сущность и виды ответственности. Регламентное управление и разделение ответственности. Нравственная ответственность руководителя. Основные черты разработки и принятия управленческого решения в США. Особенности японских методов разработки управленческого решения. Разработка управленческого решения в странах Западной Европы.



Форма текущего контроля

Для студентов заочного отделения по курсу «Управленческие решения в профессиональной деятельности» предусматривается в 3 семестре выполнение контрольной работы виде реферата.

Письменный реферат является обязательной работой. Объем реферата – 25 с. Срок сдачи реферата – по указанию преподавателя. Отметим основные признаки реферата. Рефератом студента следует считать краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности.

Тема реферата должна соответствовать следующим критериям: грамотность с литературной точки зрения; четкость рамок исследуемой проблемы (недопустима как излишняя широта, так и узкая ограниченность); сочетание емкости и лаконичности формулировок; адекватность уровню студенческой учебно-исследовательской работы (недопустима как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность, а также использование спорной с научной точки зрения терминологии).

Структура реферата:

1. План – содержание.

2. Введение

3. Основная часть.

4. Заключение. Ваш личный вывод.

5. Список литературы.

Введение – важнейшая часть реферата. В нем необходимо обосновать: актуальность выбранной темы; степень изученности проблемы; цель и задачи работы; выбранный метод (или методы) исследования. Основная часть может состоять из двух, трех или более параграфов. Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, количество и название которых определяются автором и руководителем. В ней должны быть раскрыты основные положения темы. Эта часть реферата, помимо почерпнутого из разных источников содержания, должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате.

Заключение – не больше 2 с. Оно не должно слово в слово повторять уже имеющийся текст, но содержать кратко и четко сформулированные собственные выводы автора (может быть, и о перспективах дальнейшего исследования темы, итогов выполненной работы), анализ степени выполнения поставленных во введении задач, указание того, что нового лично для себя автор вынес из работы над рефератом.



Выбор варианта контрольной работы осуществляется в соответствии с фамилией и именем по таблице.

Вариант темы контрольной работы




Первая буква фамилии

А, Л, Х

Б, Н, Ц

В, М, Ч

Г, О, Ш

Д, П,Щ

Е, Р, Э

Ж, С

З, Т, Ю

И, У, Я

К,Ф




Вариант контрольной работы

Первая буква имени

А, Л, Х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б, Н, Ц

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

В, М, Ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Г, О, Ш

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Д, П

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е, Р, Э

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ж, С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

З, Т, Ю

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

И, У, Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

К,Ф

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Варианты контрольных заданий (тематика рефератов)


  1. Понятие решения, государственного решения, управленческого решения. Отличия и признаки управленческого государственного решения.

  2. Творческий характер управленческих решений: интуитивный и рациональный подходы.

  3. Разработка эффективного управленческого государственного решения: применение на конкретных примерах 8-ми этапной схемы разработки управленческого решения.

  4. Показать на конкретном примере 8-ми этапный процесс эффективного планирования.

  5. Отбор информации и управление временем при разработке и реализации управленческого 1. Современный научный подход: 3 парадигмы принятия управленческих решений.

6. Классическая модель Герберта Саймона принятия решений: достоинства и недостатки модели.

7. Разработка целевых и процессорных технологий принятий управленческих государственных решений.

8. Социально-психологические основы эффективной коммуникации руководителя и подчиненного.

9. Основные управленческие навыки. Правила постановки целей. Делегирование полномочий.

10. Этапы процесса планирования. Календарное планирование: ленточная диаграмма Г. Ганта.

11. Алгоритмические и активизирующие методы при анализе альтернатив управленческих государственных решений.

12. Зарубежный опыт организации контроля исполнения управленческих государственных решений, система ответственности.

13.Мониторинг и контроль исполнения управленческих государственных решений

14. Сущность и содержание процесса разработки стратегических государственных решений в органах МУ.

15. Методологические основы системного анализа при разработке управленческих государственных решений.

16. Сущность и содержание процесса принятия решения, реализации, анализа результатов

17. Централизация и децентрализация процесса разработки решений.

18. Процедурный характер выбора управленческого государственного решения и его измерение.

19. Роль и значение дисциплины «Принятие управленческих решений в профессиональной деятельности» в подготовке специалистов.

20. Технология разработки управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

Оформление письменной работы выполняется согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации



Форма промежуточного контроля

Зачет.

Вопросы к зачету по дисциплине «Управленческие решения в профессиональной деятельности»

1.Роль принятия решений в управлении СЭС. Деятельность менеджера как процесс принятия управленческих решений.

2.Определение основных понятий теории принятия управленческого решения: проблема, проблемная ситуация, цель, предпочтение.

3.Определение основных понятий теории принятия управленческого решения: ЛПР (лицо, принимающее решение); допустимое, эффективное и оптимальное решения.

4.Основные причины возникновения проблемы в управляемых СЭС; трудности идентификации проблемы.

5.Основные методологические принципы системного анализа применительно к процедурам принятия управленческих решений.

6.Классификация управленческих решений.

7.Основные этапы системного подхода к процедуре принятия управленческих решений.

8.Элементы структуры и базисная модель принятия управленческих решений для случая индивидуального ЛПР.

9.Элементы структуры и базисная модель принятия управленческих решений для случая группового ЛПР.

10.Типовые принципы группового согласования, используемые в процессе принятия управленческого решения (групповой выбор).

11.Особенности процесса формулировки проблемной ситуации.

12.Особенности процесса формирования множества целей (целеполагания) при принятии управленческого решения. Приоритетность (важность) целей.

13.Особенности процесса формирования множества допустимых решений с учетом ограничений.

14.Особенности процесса формирования множества неопределенных ситуаций («состояний природы») в системах принятия управленческого решения. Особенности вероятностной оценки этих ситуаций.

15.Основные этапы анализа полезности альтернатив при выработке управленческого решения.

16.Типовые функции полезности, используемые ЛПР в процессе принятия управленческих решений, и их влияние на выбор критерия оптимального решения в условиях неопределенности.

17.Шкалы измерений, используемые при оценке полезности альтернатив.

18.Особенности принятия управленческих решений в условиях полной информации.

19.Особенности принятия управленческих решений в условиях неполной информации.

21.Особенности принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска. Понятие относительного риска принятия ошибочного решения.

22.Основные элементы модели принятия управленческих решений по методу расстановки приоритетов.

23.Методы построения обобщенной групповой оценки экспертов путем обработки их индивидуальных оценок.

24.Роль интуиции ЛПР, его субъективных представлений и гипотез о будущем развитии СЭС, факторах и условиях этого развития в практике принятия управленческих решений.

25.Понятия качества и эффективности управленческого решения.

26.Основные характеристики механизма реализации ответственности ЛПР в системах принятия управленческого решения.

27.Методы экспертных оценок (обзор).

28.Методы обработки экспертных оценок (обзор).

29.Методы определения обобщенной групповой оценки объектов.

30.Методы определения количественного состава экспертной группы.

31.Обзор методов нахождения оптимального решения из множества альтернатив путем последовательного улучшения результата (методы математического программирования).

32.Регулярные численные методы поиска экстремума, используемые в задачах принятия управленческих решений.

33.Классификация компьютерных информационных систем для поддержки принятия управленческих решений.

34.Использование экспертных систем для поддержки принятия управленческих решений.

35.Сущность и условия применения ММ-критериев в задачах принятия управленческого решения.

Сущность и условия применения критериев Сэвиджа в задачах принятия управленческого решения.

36.Сущность и условия применения критерия Байеса-Лапласа в задачах принятия управленческого решения. Оценка относительной величины риска принятия ошибочного решения.

37.Сущность и условия применения производных критериев в задачах принятия управленческих решений.

38.Организация экспертного оценивания для процедур принятия управленческих решений. Вопросы количественного и качественного состава экспертной группы.

39.Характеристика методов, направленных на активизацию использования интуиции и опыта специалистов-экспертов.

40.Классификация информационных систем поддержки принятия управленческих решений по виду используемых информационных технологий.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Нормативная литература

1.Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря. Москва: Юрид. лит., 1993. – 63 с.

2.Трудовой кодекс Российской Федерации – Москва, 2007.

3.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 окт. 2003г. №131-ФЗ // СЗ РФ. – 2003. – №40. Ст. 3822

4.О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ// СЗ РФ. – 2007. – №10. Ст. 1152.

5.Закон Забайкальского края «О муниципальной службе в Забайкальском крае» от 29.12.2008 г. N 108-ЗЗК,



а) Основная литература

1. Смирнов Э.А. Управленческие решения: учеб. пособие / Э.А. Смирнов. - Москва: РИОР, 2009.-216 с.

2. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: учеб. пособие. 5-е изд., испр. и доп. / Б.Г. Литвак. - Москва: Дело, 2004.-320 с.

3. Вертакова Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор. учеб. пособие. / Ю.В. Вертакова. - Москва: Кнорус, 2005.-216 с.

4. Лапыгин Ю.Н. Управленческие решения: учебное пособие. / Ю.Н. Лапыгин. - Москва: Эксмо, 2009.- 324

5. Чудновская С.Н. Управленческие решения: учебник. / С.Н. Чудновская. -Москва: Эксмо, 2007.- 243 с.



б) дополнительная литература

1. Карданская Н.Л. Принятие управленческих решений. учебник. / Н.Л. Карданская. - Москва: Юнити, 2009.-112 с.

2. Лукичёва Л.И. Управленческие решения. учебник. / Л.И. Лукичёва.- Москва: Омега-Л, 2009.- 235 с.

3. Шишкова Г.А. Менеджмент: Управленческие решения. Учебно-методический модуль “Я иду на занятия”, факультет управления РГГУ. / Г.А. Шишкова. - Москва: Изд-во Ипполитова, 2002.360 с.



Собственные учебные пособия

1. Воробьева Е.А.,. Основы управленческого консультирования./ Воробьева Е.А., Белоганов В.А. Учебное пособие. – Забайкал. гос. ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2015.-158 с.



Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы*

1. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы: http://www.libfl.ru/

2. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского: http:// www. gnpbu.ru

3. Государственная публичная историческая библиотека: http:// www.shpl.ru

4. Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

5. Российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru

6. Университетская библиотека онлайн: http://www.biblioclub.ru

7. Другие библиотеки: http://www. gnpbu.ru/katalog/kat_0.htm


Ведущий преподаватель : доцент кафедры УП Белоганов В.А.

(должность, подпись, ФИО)



Заведующий кафедрой: доцент кафедры УП Казарян И. Р.

(должность, подпись, ФИО)