Скачать 204.75 Kb.
Дата14.10.2018
Размер204.75 Kb.
ТипУчебная программа

Учебнаяпрограмма дисциплина: дс. 02. 06 Музееведение Специальность: 100103. 65 – Социально-культурный сервис и туризм Квалификация: Cпециалист по сервису и туризму Нижний Новгород




Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова»








У Ч Е Б Н А Я П Р О Г Р А М М А
Дисциплина: ДС.02.06 - Музееведение
Специальность: 100103.65 – Социально-культурный сервис и туризм
Квалификация: Cпециалист по сервису и туризму


Нижний Новгород

2011

1. Цели и задачи дисциплины

Музей – обязательный элемент сферы социально-культурного сервиса в целом и отдельных туристических маршрутов, в частности. Это обусловлено тем, что музей – один из важнейших институтов культуры современного общества, имеющих отношение к сбору, хранению и передаче социально значимой информации, наряду с архивами, библиотеками и т.п. Облик музея и понимание его роли непрерывно менялся на протяжении человеческой истории – и сегодня мировая культура располагает великолепными музейными комплексами в разных регионах мира. В связи с этим, особую актуальность приобретает освоение студентами указанной специальности истории, теории и практики музейного дела.

Необходимость введения курса также обусловлена потребностью в обретении знания современного уровня развития отечественного и зарубежного музееведения и основных направлений работы в музеях различного профиля. Студенты получают теоретическую подготовку, необходимую для самостоятельной практической работы в сфере социально-культурного сервиса.

Цель курса – дать студентам знания об истории развития музейного дела, теоретических основ и практических навыков работы в музеях различного профиля, ознакомить студентов с современным набором самых крупных и наиболее интересных музеев мира и формами их работы.

В связи с этим перед студентами ставятся задачи:

– изучить историю музейного дела;

– освоить теоретические основы музейного дела;

– приобрести практические навыки работы с музейным предметом;

– ознакомиться с основными направлениями музейной работы не только теоретически, но и во время семинаров или при посещении музеев.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Изучив курс «Музееведение», студент должен:

– знать понятийный аппарат, владеть специальной терминологией (языком науки);

– знать этапы развития музейного дела в мире, их сущность, региональную специфику развития музейного дела в России;

– уметь классифицировать музеи по профилям, типам и т.д.;

– знать основы российского законодательства в сфере музейного дела и охраны памятников истории и культуры;

– владеть современными средствами поиска информации в сфере музейного дела; знать международные и российские организации в сфере музейного дела и охраны памятников истории и культуры, их цели и функции;

– знать основные направления музейной работы и уметь применить полученные знания на практике.



3. Объем и виды учебной работы.

3.1. Общий объем дисциплины по учебному плану - 90 часов

3.2. Аудиторные занятия - 40 часов

3.3. Лекции - 20 часов

3.4. Семинары - 20 часов

3.4. Самостоятельная работа - 50 часов

3.5. Контроль - зачет (6й семестр)
4. Виды учебно-научной работы

Курсовые и дипломные работы не предусмотрены.



5. Содержание дисциплины

5.1.Содержание по разделам

Тема 1. Музееведение как научная дисциплина. Теоретические проблемы музееведения

Объект и предмет музееведения, соотношение с дисциплинами историко-культурологического цикла; понятийно-терминологический аппарат. Музей как социокультурный институт: функции, типо­логия, современные концепции. Музейная коммуникация, ее основные модели. Музейная сеть: анализ и прогнозирование. Ведущие музееведческие центры в России и за рубежом; состояние и тенденции му­зееведческих исследований. Музейный предмет; классификация музейных предметов. Музейное источниковедение; методы раскрытия информационного потенциала музейного источника. Коммуникативные свойства музейного предмета; мемориальность, аттрактивность, экспрессивность  и репрезентативность. Музееведческие теории: общее и особенное. Музееведение как научная дисциплина: история появления дисциплины, употребление терминов: «музееведение», «музеология». Объект музееведения. Подходы к определению предмета музееведения (предметный, институциональный, «нигилистский», культурологический, комплексный). Язык науки: определения «музееведение», «музейное дело», «музейная сеть», «музей», «музейные фонды», «музейное собрание», «музейная коллекция», «музейный предмет», Понятие Всемирного культурного, исторического и природного наследия и критерии экспертной оценки музейных предметов UNESCO.

Тема 2. Классификация музеев. Социальные функции музеев

Основные классификации музеев: по масштабам деятельности; по форме собственности; по административно-территориальному признаку; по типам; по профилю. Понятия типа и профиля музея. Крупнейшие отечественные музеи в своих профильных группах. Международные организации, курирующие основные профильные группы музеев.

Тема 3. История музейного дела в мире

Периодизация развития музейного дела в мире. Основные этапы становления и развития музея как социокультурного института.

Понятие протомузейного собирательства и коллекционирования. Отличие музейного и протомузейного собирательства и коллекционирования. Концепции коллекционирования. История коллекционирования и собирательства в древнем мире и средневековье.

Коллекционирование и формирование музе­ев в эпоху Возрождения; крупнейшие частные собрания Западной Европы. Первые публичные музеи в Европе. Движение за публичность музеев. Становление музейной архитектуры, первые специальные проекты музейных зданий. Становление музейной педагогики. Усложнение профильной классификации музеев. Всемирные выставки. Распространение музейного дела за пределы старого света: первые музейные инициативы в Америке, Австралии, Азии, Африке.

Музейное дело в ХХ в.: усложнение классификации, новые объекты коллекционирования и новые профильные группы музеев в ХХ в. Использование технических новшеств в различных областях музейной работы. Международные организации и объединения в сфере музейного дела и охраны памятников. Развитие международного законодательства в сфере музейного дела и охраны памятников.

Тема 4. История музейного дела в России

Периодизация музейного дела в России, ее специфика. Протомузейное коллекционирование и собирательство в России: его субъекты и объекты. Первые учреждения музейного типа в России (Оружейная палата и пр.). Становление современного феномена музея в эпоху Петра I. Публичные и закрытые музеи петровской эпохи. Коллекционирование и собирательство второй половины XVIII в., крупнейшие собрания. Появление первых провинциальных музеев. История музейного дела в XIX - нач. ХХ вв. Государственная политика и общественные инициативы. Новые типы и профильные группы музеев. Профильные группы впервые появившиеся именно в России. Участие во Всемирных выставках. Первые попытки объединения музейной общественности на национальном уровне. Проекты орга­низации национального музея России; первые частные музеи в Х1Х в.; профильные музеи; но­вые виды музеев; частное коллекционирование; музейная тема на археологических съездах; предварительный музейный съезд. История музейного дела 1917-1991 гг. Музейные инициативы в период Февральской революции. Периодизация советского музееведения. Становление советской политики в сфере музейного дела и охраны памятников. Развитие законодательства в сфере музейного дела и охраны памятников. Новая музейная политика в 20-30 гг. ХХ  в.; музейное законодательство; формирование новой сети музеев; музейное дело в советскую эпоху; Управление музейным делом в РСФСР и СССР. Подготовка кадров для музейного дела. Музейные съезды и их роль в развитии музейного дела. История советского (российского) отделения ICOM. Итоги развития музейного дела за годы Советской власти. Музейная политика во второй половине 80-90-е гг.; международные связи музеев; ИКОМ; поиск перспективных моделей музея  ХХ1 в. История музейного дела в Российской Федерации с 1991до наших дней. Развитие и современное состояние отечественного законодательства в сфере музейного дела и охраны памятников. Появление частных музеев. Национальные отделения международных организаций в области музейного дела и охраны памятников. Национальные Ассоциации музеев. Управление музейным делом в Российской Федерации. Современные проблемы развития отечественного музейного дела: реституция музейных объектов, демузеефикация, подготовка кадров для музейной работы. Государственный музейный фонд. Музейное собрание как источниковая база научных исследований. Фонд музея, его структура и состав. Виды музейных коллекций.

Тема 5. История музейного дела в Нижегородском регионе

Зарождение музейного дела в Нижегородском регионе, первые музейные инициативы. История музейного дела до Великой Отечественной войны. Расширение музейной сети. Музейное дело в Нижегородском регионе 1945 – 1991 гг. История музейного дела в регионе с 1991 года до наших дней. Появление новых музеев. Особенности развития музейной сети. Формирование местного законодательства в сфере музейного дела и охраны памятников.

Тема 6. Основные направления деятельности музеев. Хранительско-учетная (фондовая) работа

Понятие основных направлений деятельности музея и их связь с функциями современного музея. Понятие хранительско-учетной (фондовой) работы.

Комплектование фондов. Основные этапы комплектования. Научные исследования и их роль в процессе комплектования фондов. Способы (виды комплектования). Формы комплектования фондов музея. Концепция музейной работы и План комплектования как основа деятельности по комплектованию фондов. Фондовая документация.

Учет музейных фондов. Требования законодательства РФ к учету фондов, основные инструкции и нормативные документы по учету и хранению. Учетная документация. Основные подразделения музейных фондов. Научно-вспомогательные материалы и особенности их учета. Учет музейных предметов и коллекций. Каталогизация в музее, виды музейных каталогов и их функции. Государственный каталог Музейного фонда РФ. Внемузейные выдачи и их оформление. Экспонент. Сверка фондов. Хранение музейных фондов. Понятия режима и системы хранения. Режим хранения музейных предметов: составляющие режима хранения, виды режимов, нормы: отечественная и зарубежная практика, технические средства для соблюдения режима хранения. Система хранения. Группы предметов в системе хранения. Правила хранения предметов в фондах. Правила хранения и упаковки предметов для перемещения. Консервация и реставрация. Различие в понимании реставрации и консервации в отечественной и зарубежных школах музееведения. Типы реставраций: эстетическая, коммерческая, научная реставрация. Принципы научной реставрации. Законодательство РФ, регулирующее вопросы реставрационных работ, аттестация реставраторов. Отечественные методические реставрационные центры. Международные организации в области реставрации памятников истории и культуры. Методы научной реставрации. Требования к музейным зданиям и помещениям. Основные типы проектов (функциональных грифов) музейных зданий в архитектуре ХХ в.

Тема 7. Научно-исследовательская работа музеев

Типы и направления научных исследований в музее. Научное исследование в музее и научное исследование на базе музея (с использованием музейных предметов). Атрибуция: понятие, задачи, методы. Определители и их использование при атрибуции. Планирование научно-исследовательской работы в музее. Представление результатов научных исследований музея: основные формы. Музейные издания.

Музейная педагогика и социология. Музейный менеджмент и фандрейзинг. Научные исследования и практическая работа в этих областях музейной деятельности.

Методические научно-исследовательские музейные центры Нижегородского региона края и их работа.

Тема 8. Экспозиционная работа

Понятие и теория экспозиционной работы. Музейная экспозиция, выставка. Классификация экспозиций. Экспозиционные комплексы и их классификация. Экспозиционер. Экспонат, экспозиционный материал: отличия в понимании терминов в практике отечественного и зарубежного музееведения.

Методы создания экспозиций: систематический, ландшафтный, ансамблевый, тематический, инсталляция и др. Виртуальные экспозиции. Научно-вспомогательные средства в экспозиции, экспозиционное оборудование и его виды. Технические посредники в экспозиции.

Научное проектирование музейной экспозиции: основные этапы, документация (общая (научная) концепция, расширенная тематическая структура, тематико-экспозиционный план, сценарий (либретто)).

Художественное проектирование экспозиции. Виды проектов (генеральный, эскизный). Цвет и свет в экспозиции: основные правила применения. Раскладка. Монтажные листы. Монтаж экспозиции. Представление экспозиции – вернисаж.

Тема 9. Культурно-образовательная и рекреационная работа музеев



Музейная коммуникация. Экскурсионная работа: теория и практика. Экскурсия, экскурсант, экскурсовод. Классификации экскурсий. Развернутый план экскурсии. Методическая разработка экскурсии. Методы и приемы экскурсионной работы. Иные виды культурно-образовательной и рекреационной работы: лекция (лекторий), консультация, кружок, студия, клуб, игра, викторина, олимпиада, музейный праздник, мастер-класс, презентация.

5.2. Содержание по видам занятий

(лекции, семинары, самостоятельная работа)






Всего

Из них




Тема

часов

Ауд.

В том числе

Сам.

раб.










раб.

Лекц.

Сем.

Практ.

1.

Музееведение как научная дисциплина. Теоретические проблемы музееведения

6

2

2







4

2.

Классификация музеев. Социальные функции музеев

8

4

2

2




4

3.

История музейного дела в мире

12

6

2

4




6

4.

История музейного дела в России

16

8

4

4




8

5.

История музейного дела в Нижегородском регионе

10

4

2

2




6

6.

Основные направления деятельности музеев. Хранительско-учетная (фондовая) работа

12

6

2

4




6

7.

Научно-исследовательская работа музеев

8

3

2

1




5

8.

Экспозиционная работа

10

4

2

2




6

9.

Культурно-образовательная и рекреационная работа музеев

8

3

2

1




5




ИТОГО:

90

40

20

20




50


6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Литература, рекомендованная по курсу

Основная литература

  1. Юренева Т.Ю. Музееведение. М., 2004.

  2. Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 1-2.

  3. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: Теория и практика: Учеб. пособие. М., 2005.

  4. Основы музееведения / Отв. ред Э. А. Шулепова. М., 2005.

  5. Пономарев Б.Б. Несовершенный музей в несовершенном мире. М., 2002.

  6. Словарь основных музейных терминов. Хабаровск, 2003.

  7. Сотникова С. И. Музеология. М., 2004.

Дополнительная литература

  1. Акулич Е. М. Музей и регион. Монография. Екатеринбург, 2004.

  2. Атрибуция музейного памятника: Классификация, терминология, методика. СПб., 1999.

  3. Атрибуция фотоисточников в музее: Методические рекомендации. М., 2000.

  4. Всемирное наследие UNESCO: Россия страны СНГ и Балтии // GEO.  2004. № 3.  Приложение.

  5. Дубов И. В. Музееведение: исторические и краеведческие музеи. Краткий курс лекций. СПб., 2004.

  6. Зайцев Г. Б. Музеи мира. Учебный справочник. Екатеринбург, 2001.

  7. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // http://sobstv.h11.ru/law/doc00153.shtml.

  8. Закон РФ «О некоммерческих организациях» // http://www.internews.ru/law/noncommercial/noncommercial.html.

  9. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР. М., 1987.

  10. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР – М., 1984.

  11. Константинова С. С. Экзамен по музееведению. М., 2005.

  12. Концепция развития Государственного центрального музея современной истории России. М., 2003.

  13. Краткий словарь музейных терминов. М., 1974.

  14. Кучеренко М.Е. Научно-фондовая работа в музее.  М., 2002.

  15. Лорд Б., Лорд Г.Д. Менеджмент в музейном деле. М., 2002.

  16. Лысикова О. В. Музеи мира. М., 2004.

  17. Магомедов А. Д. Историческое краеведение и музейное дело. Учебно-методическое пособие. Махачкала, 2003.

  18. Музееведение и охрана памятников. Реставрация и консервация музейных ценностей. М., 1981. Вып. 1-5.

  19. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов. М., 2001.

  20. Музееведение. Музеи исторического профиля / Под ред. К.Г. Левыкина, В.Хербста. М., 1988.

  21. Музееведение. На пути к музею XXI в. М., 1989.

  22. Музееведение: музеи исторического профиля / Под ред. К.Г.Левыкина, В. Хербста. М., 1988.

  23. Музей и власть. М., 1991. Ч.1-2.

  24. Музей как сообщество в условиях глобализации. М., 2002.

  25. Музейное образование: история и современные концепции. СПб., 2004.

  26. Нормативные документы по музейному делу.  М., 2000.

  27. Овчинникова Б. Б., Чижова Л. В. Музеи России: становление и развитие до начала ХХ в. Екатеринбург, 2002.

  28. Описание музейных предметов. Основные элементы и образцы: Методическое пособие. М., 2000.

  29. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. М., 2000.

  30. Основы советского музееведения. М., 1955.

  31. Пантелеева Л.В. Музей и дети. М., 2000.

  32. Полякова М. А. Охрана культурного наследия в России. М., 2005.

  33. Решетников Н. И. Музееведение. Курс лекций. М., 2000.

  34. Романова Н.М. Этнографические материалы в экспозициях краеведческих музеев России. СПб., 2001.

  35. Самарина Н.Г. Культурное наследие народов России в содержании современного гуманитарного образования (статья) // М., 2005. С. 9-15.

  36. Самарина Н.Г. Роль источника в музейной коммуникации (статья) // М.; СПб., 2006. С. 247-258.

  37. Создание музейной выставки: Методическое пособие. Казань, 2000.

  38. Старикова Ю. А. Музееведение. Конспект лекций. М., 2006.

  39. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2001.

  40. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. М., 2005.

  41. Шляхтина Л. М., Фокин С. В. Основы музейного дела. СПб., 2000.

  42. Шулепова Э. А. Основы музееведения. М., 2005.

  43. Шустрова И. Ю. История музеев мира. Ярославль, 2002.

6.2. Интернет-ресурсы

  1. АДИТ (Ассоциация по документации и информационным технологиям в музеях) // http://www.adit.museum.ru.

  2. Союз Музеев России // http://www.museum.ru

  3. Список Всемирного наследия UNESCO) //http: //www.unesco.ru/heritage/Obiects/tentative.htm

  4. История Международного комитета по музеологии (ИКОФОМ) // http://www.biennale.ru/dos.asp?id=51

  5. Выставка – ярмарка «Арт-Манеж» // http://www.art-manege.ru

  6. Выставка - ярмарка «Арт-Москва» // http://www.art-moscow.ru

  7. Галерея «Арт-Этаж» // http://www.museum.ru/m2618

  8. Галерея современного искусства «Арка» // http://www.arkagallery.ru

  9. Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // http://sobstv.h11.ru/law/doc00153.shtml

  10. Закон РФ «О некоммерческих организациях» // http://www.internews.ru/law/noncommercial/noncommercial.html


7. Контроль знаний студентов

7.1. Контрольные вопросы и задания по курсу

  1. Как соотносится содержание понятий «музеология» и «музееведение»?

  2. Что изучают общее музееведение и специальное музееведение? Общее и специфическое.

  3. Имеет ли музееведение собственные методы исследования предмета?

  4. Какие методы и каких дисциплин использует музееведение?

  5. Как Вы понимаете смысл словосочетания «язык музееведения»

  6. Какие элементы входят в структуру музееведения?

  7. Какие периодические издания по музееведению Вам известны?

  8. Чем занимается ИКОМ?

  9. Входит ли Россия в ИКОМ? Если, да, то с какого времени?

  10. Каковы основные функции музея как образовательного и научно-исследовательского учреждения?

7.2. Вопросы к зачету

  1. Музееведение как научная дисциплина.

  2. Классификация музеев (по типу, профилю и др.).

  3. Основные направления деятельности музеев.

  4. Хранительско-учетная (фондовая) работа музея.

  5. Научно-исследовательская работа музея.

  6. Экспозиционная работа музея.

  7. Социальные функции музеев.

  8. Великие музеи мира.

  9. Музейное и охранное законодательство Российской Федерации.

  10. Международные объединения в области музейного дела.

7.3. Тест по курсу

  1. Современное понимание музея. Музей – это:

А) научно-исследовательское и образовательное учреждение;

Б) выражение специфического отношения человека к действительности;

В) коммуникативная система;

Г) все позиции.



  1. Основные функции музея. Вычеркните неправильный ответ:

А) документирование:

Б) научно-исследовательская деятельность:

В) культурно-образовательная и воспитательная деятельность:

Г) археологические раскопки.



  1. Музейный экспонат – это:

А) реликвия;

Б) предмет обихода;

В) предмет как носитель информации;

Г) предмет или объект, обладающий определенной научной, художественной, исторической ценностью.



  1. Термин «музей» имеет происхождение:

А) латинское;

Б) греческое;

В) арабское.


  1. Один из первых известных нам музейонов:

А) Александрийский;

Б) Феспийское святилище муз;

В) Пинакотека в Афинском акрополе.


  1. Когда началось коллекционирование различных предметов:

А) в первобытности;

Б) в античности;

В) в средние века;

Г) в новое время.



  1. Почему XVII столетие назвали «золотым веком коллекциони-рования»?

А) тогда началось коллекционирование предметов, которые могли стать музейными экспонатами;

Б) к коллекционированию приобщились все европейские страны;

В) коллекционированием занимались представители элиты того времени.

8. Первым музеем в современном смысле этого слова считается:

А) галерея Уффици;

Б) Эрмитаж;

В) Метрополитен.

9. Какой из названных музеев возник раньше других:

А) Лувр;

Б) Государственный исторический музей в России;

В) Музей Сальвадора Дали (Испания).

10. Благодаря ему художники-передвижники смогли сохранить идейную и творческую самостоятельность. На базе его частной галереи возникло одно из крупнейших художественных собраний России:

А) В.И.Суриков;

Б) В.Л. Боровиковский;

В) П.М.Третьяков.

С О Д Е Р Ж А Н И Е


  1. Цели и задачи дисциплины 2

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 2


3. Объем и виды учебной работы 3

3.1. Общий объем дисциплины по учебному плану 3

3.2. Аудиторные занятия 3

3.3. Лекции 3

3.4. Семинары 3

3.5. Самостоятельная работа 3

3.6. Контроль (зачет) 3
4. Виды учебно-научной работы 3

5. Содержание дисциплины 3

5.1. Содержание по разделам 3

5.2. Содержание по видам занятий

(лекции, семинары, самостоятельная работа) 7
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7

6.1. Рекомендуемая литература (основная, дополнительная) 7

6.2. Интернет-ресурсы 9
7. Контроль знаний студентов 9

7.1. Контрольные вопросы и задания по курсу 9

7.2. Вопросы к зачету 10

7.3. Тест по курсу 10


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», утвержденным Министерством образования РФ 27.03.2000 г.
Программу составила д.и.н., профессор кафедры культурологии, истории и древних языков Сенюткина О.Н.

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры культурологии, истории и древних языков 2 сентября 2011 года, протокол №1.


Зав. кафедрой культурологии, истории и древних языков

М.П.Самойлова


Программа утверждена ________________________

(дата)


Проректор по учебной работе Л. А. Львов



Главная страница
Контакты

    Главная страница



Учебнаяпрограмма дисциплина: дс. 02. 06 Музееведение Специальность: 100103. 65 – Социально-культурный сервис и туризм Квалификация: Cпециалист по сервису и туризму Нижний Новгород

Скачать 204.75 Kb.