Скачать 251.47 Kb.
Дата09.09.2019
Размер251.47 Kb.
ТипУчебная программа

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности



УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Утверждаю

Пректор по учебной работеУО «ПГУ»

____________ Д.В. Дук

«___»_________ 2014 г.

Регистрационный № УД-_______/р

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ФОСПИТАНИЯ

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине

для специальности

1-03 02 01 «Физическая культура»

Факультет спортивно-педагогический

Кафедра физической культуры, спорта и туризма

Курс 3, 4

Семестр 5, 6, 7, 8 Курсовая работа 8 семестр

Лекции 24 часа (12, 12) Зачет 5, 6 семестр

Практические

занятия 16 часов (8, 8) Экзамен 7, 8 семестр

Аудиторных

часов по учебной дисциплине 40 часов
Всего часов по учебной 306 часов

дисциплине


Форма получения высшего образования

* заочное отделения



** заочное отделение на основании среднего специального образования

Составила Лутковская Ольга Юрьевна, преподаватель кафедры физической культуры, спорта и туризма

2014 г.

Учебная программа составлена на основе типовой программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине «Теория и мкетодика физического воспитания» для специальности 1-03 02 01 «Физическая культура».


Регистрационный № УД-_______/ баз. от «___» _____________ 20___ г.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой физической культуры, спорта и туризма

«___» _____________ 20___ г. протокол №_____

Заведующий кафедрой

___________________ Н.И. Антипин

Одобрена и рекомендована к утверждению методической комиссией спортивно-педагогического факультета УО «ПГУ»

«___» _____________ 20___ г. протокол №_____

Председатель

___________________ Н.И. Апрасюхина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа обеспечивает системное сочетание преподавания учебного материала, основанного на новейших исследованиях в сфере физической культуры, с технологией моделирования профессиональной деятельности.

Особенности содержания дисциплины связаны с четко выраженным дедуктивным построением ядра теории и с опорой на обширный фактический материал в процессе подтверждения теоретических положений. Это обеспечивает интеграцию знаний в области физического воспитания и смежных отраслей науки, а также является объективной основой повышенной учебной активности студентов, самостоятельности и проявления элементов творчества.

Преподавание дисциплины направлено на формирование знаний об основных закономерностях физического воспитания; ориентацию студенотов на эффективное использование достигнутого уровня теолретической и методической подготовленности в практической деятельности в сфере физического воспитания; систематизацию знаний студентов, приобретенных в ходе изучения различных смежных дисциплин.

Цель дисциплины – обеспечение современного уровня фундаментальной теоретико-методической подготовленности будущих специалистов в области физической культуры.

Задачи дисциплины:

- освоить методические основы теории физической культуры;

- усвоить педагогические знания о сущности процесса физического воспитания;

- изучить общие основы теории и методики обучения двигательным действиям;

- сформировать педагогические знания о сущности физических способностей человека и освоить общие основы методики их направленного развития;

- изучить общие основы теории и методики построения и проведения занятий в физическом воспитании;

- сформировать систему знаний о возрастных особенностях физического воспитания;

- сформировать систему знаний и умений управления учебным процессом по физической культуре в школе;

- обеспечить теоретическую и методическую готовность студентов к педагогической практике в школе.

Студент должен иметь следующие социально-личностные компетенции:



- обладать качествами гражданственности, быть способным к социальному взаимодействию, к межличностным коммуникациям;

- быть способным к критике и самокритике;

- уметь работать в коллективе.

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности:

- контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

- анализировать и оценивать собранные данные в процессе выполнения практических работ;

- разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы;

в научно-исследовательской деятельности:

- организовывать и проводить в доступныхформах научные исследования в области биомеханики;

- оценивать биомеханическую эффективностьдвижений спорсмена;

- строить и использовать модели для описания и прогнозирования двигательных действий спорсмена, осуществлять их качественный и количественный анализ.

В результате освоения дисциплины «Теории и методики физического воспитания» студент должен:

знать:

- методологические основы теории физической культуры;

- основные закономерности процесса физического воспитания;

- общие основы теории и методики обучения двигательным действиям;

- общие основы теории и методики направленного развития двигательных способностей человека;

- особенности физического воспитания различных контингентов населения.



уметь:

- планировать процесс физического воспитания в учреждениях образования;

- проводить уроки физической культуры с занимающимися различного возраста;

- организовывать спортивно-массовые мероприятия;

- осуществлять контроль за эффективностью физического воспитания.

владеть:

- понятийным аппаратом теории физической культуры;

- методами исследования в сфере физической культуры;

- средствами и методами физического воспитания;

- методикой нормирования физической нагрузки;

- методикой обучения двигательным действиям;

- методикой направленного развития двигательных способностей;

- методами контроля в физическом воспиатнии.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Введение в теорию физической культуры
Тенденцию формирования общей теории в системк научных знаний о физической культуре и физическом воспитании. Теории физической культуры кака научная дисциплина. Цель и предмет теории и методики физического воспитании.

Система основных понятий теории физической культуры.

Физическая культура. Физическая культура личности. Основные компоненты физической культуры личности.
1.2. Методы исследования в теории физической культуры
Методология и методы познания. Диалектико-материалистический метод в теории физической культуры: теоретические положения, законы и категории.

Общелогические методы познания: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, индукция и дедукция, моделирование.

Методы построения теоритеческого знания: мысленный эксперимент, идеализация и формализация, аксиоматический метод, восхождение от абстрактного к конкретному, метод математической гипотезы, исторический и логический метод.

Методы построения эмпирического знания: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Частные методы: изучение литературы, наблюдение, описание, измерение, эксперимент.
1.3. Функции, формы и направление использования физической культуры
Функции физической культуры. Общекультурные функции (эстетическая, нормативная, информационная, коммуникативная, воспитательная, социальной интеграции и др.). Специфические функции физической культуры (образовательная, прикаладная, спортивная, рекреативная, оздоровительно-реабилитационная и др.)

Формы физической культуры. Базовая физическая культура, спорт, професионально-прикладная физическая культура, фоновая физическая культура, оздоровительно-реабилитационная физическая культура.


1.4. Средства физического воспитания
Специфические и неспецифические (общепедагогические) средства физического воспитания. Физическое упражнение как основное специфическое средство физического воспитания. Содержание и форма физических упражнений. Свойства физических упражнений. Классификация физических упражнений.
1.5. Методы физического воспитания
Определение понятия «метод». Специфические и неспецифические (общепедагогические) методы, используемые в процессе физического воспитания.

1.6. Принципы физического воспитания
Основополагающие принципы системы физического воспитания (всестороннего развития личности, прикладности и оздоровительной направленности).

Общепедагогические принципы обучения и воспитания. Принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступеости и индивидуализации, принцип систематичности. Формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями.

Специфические принципы методики физического воспитания: принцип непрерывности, принцип системного чередования нагрузок и отдыха, принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий (динамичности), принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок, принцип циклического построения системы занятий и принцип возрастной адекватности направлений многолетнего процесса физического воспитания.
2. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Основы методики обучения двигательным действиям
Цель и задачи обучения движениям. Двигательное умение и двигательный навык. Общая структура процесса обучения. Этапы обучения, логика их последовательности. Варианты структуры процесса обучения в зависимости от цели обучения, подготовленности занимающихся, избранного направления физического воспитания.

Предпосылки обучения двигательному действию.

Этапы разучивания двигательному действию.

2.2. Силовые способности и методика их направленного развития
Понятие о двигательных способностях. Классификация двигательных способностей.

Общая характеристика силовых способностей. Значение силовых способностей в физическом воспитании. Основные разновидности силовых способностей.

Методика направленного развития силовых способностей. Средства направленного развития силовых способностей.
2.3. Скоростные способности и методика их направленного развития
Общая характеристика скоростных способностей. Значение скоростных способностей в физическом воспитании.

Методика направленного развития быстроты реагирования и быстроты движений. Средства направленного развития скоростных способностей.



2.4. Выносливость и методика ее направленного развития
Общая характеристика выносливости. Значение выносливости в физическом воспитании.

Методика направленного развития гибкости. Средства направленного развития гибкости.



2.5. Формы построения занятий в физическом воспитании
Формы занятий физическими упражнениями в физическом воспитании. Содержание и структура занятий.

3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
3.1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Задачи, содержание и организация работы по физическому воспитанию детей. Основыне формы направленного использования физической культуры в дошкольном возрасте.

Особенности методики обучения движениям и направленного развития двигательных способностей детей дошкольного возраста. Содержание и построение занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста.


3.2. Физическое воспитание детей раннего возраста

Значение физического воспитания в раннем возрасте. Содержание и методика занятий физической культурой с детьми раннего возраста. Формы направленного использования физической культуры.


Раздел 4. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Физическое воспитание в общеобразовательной школе
Значение физического воспитания учащихся в период обучения в общеобразовательной школе. Общее физкультурное образование учащихся. Учебный предмет «Физическая культура и здоровье» как основная форма общего физкультурного образования. Особенности содержания, построения, методики обучения, воспитания и развития учащихся в процессе освоения учебного предмета. Физическое воспитание учащихся в семье. Общее физкультурное образование учащихся как фактор физического и духовного оздоровления нации средствами физической культуры.
4.2. Содержание учебного предмета «физическая культура и здоровье»
Государственный образовательный стандарт учебного предмета «Физическая культура и здоровье». Цель, задачи и содержание государственного образовательного стандарта.

Учебные программ «Физическая культура и здоровье» для 1-4, 5-9 и 10- 11 классов. Общая структура учебных программ. Содержание учебного материала. Требования к учащимся, оканчивающим начальную, базовую, среднюю общеобразовательную школу. Умения и навыки, универсальные способы деятельности, подлежащие усвоению на каждой ступени общего среднего образования. Направленность учебных программ на формирование компетенций,- необходимых для самостоятельного использования средств физической культуры.


4.3. Методика планирования учебного процесса в общеобразовательной школе
Планирование как исходный компонент управления физкультурным образованием школьников. Требования к планированию процесса физкультурного образования (научность, непрерывность, последовательность и параллельность, согласованность компонентов и др.).

Общая характеристика технологии разработки основных документов планирования (план-конспект урока, поурочный план на учебную четверть, годовой план-график учебного процесса по физической культуре).


4.4. Методика урока физической культуры в общеобразовательной школе
Значение урока физической культуры в решении задач физического воспитания школьников. Типы, виды, структура урока физической культуры и характеристика его частей.

Требования к проведению современного урока физической культуры. Определение задач урока. Подготовка учителя к уроку. Организация урока физической культуры (формирование учебных групп, методы организации деятельности учащихся на уроке, распределение времени на уроке).

Руководство процессом физкультурного образования учащихся на уроке (стили руководства, требования к учащимся, инструктирование учащихся, предупреждение ошибок и др.).

Домашние задания по физической культуре и подготовка учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.


4.5. Педагогический контроль в физическом воспитании школьников
Объекты, виды, формы контроля в физическом воспитании. Педагогический контроль общего физкультурного образования. Функции педагогического контроля. Требования к педагогическому контролю (комплексность, объективность, непрерывность, полнота, дифференцированность).

Методика педагогического контроля освоения учащимися содержания общего физкультурного образования.


4.6. Внеклассная и внешкольная физкультурно-

оздоровительная и спортивно-массовая работа
Значение и предпосылки направленного использования физической культуры в режиме учебной деятельности учащихся. Организация и методика проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня школы (гимнастика до уроков, физкультминутка, подвижная перемена, спортивный час).

Внеклассные формы спортивно-массовой работы со школьниками (секции и кружки спортивной и оздоровительной направленности, соревнования, туристические слеты, праздники и т. д.).

Внешкольные учреждения, осуществляющие физкультурно- оздоровительную и спортивно-массовую работу с учащимися (детские спортивные школы, детско-юношеские клубы, спортивные секции, «школы здоровья» и др.).

Физическое воспитание школьника в семье (физическая культура в режиме дня, самостоятельные занятия физической культурой и спортом, выполнение домашних заданий по физической культуре и др.).ъ


4.7. Физическое воспитание в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования
Физическое воспитание в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования. Профессионально-прикладная направленность физического воспитания. Особенности содержания, планирования, контроля и организации учебной работы по общему физкультурному образованию учащихся в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально- технического и среднего специального образования.

Физическое воспитание в системе высшего образования. Профессионально- прикладная направленность физического воспитания студентов. Основные формы направленного использования физической культуры в вузах. Обязательный курс физического воспитания в высших учебных заведениях как основная форма общего физкультурного образования с профессионально- прикладной направленностью. Характеристика программ по физической культуре для студентов вузов. Задачи, содержание, особенности организации и методики общего физкультурного образования студентов основного, подготовительного, специального и спортивного учебных отделений. Формы направленного использования физической культуры и спорта в режиме учебного дня, быта и отдыха студентов. Спорт в системе высшего образования.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА



Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)

Литература

Формы контроля знаний

лекции

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

1

1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Введение в теорию физической культуры

1.2. Методы исследования в теории физической культуры

1.3. Функции, формы и направление использования физической культуры

1.4. Средства физического воспитания

1.5. Методы физического воспитания

1.6. Принципы физического воспитания


2

2


2
2

2

2



УМК. Презентация

1-10, 12

14, 20, 23



Устный опрос

2


2. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1. Основы методики обучения двигательным действиям

2.2. Силовые способности и методика их направленного развития

2.3. Скоростные способности и методика их направленного развития

2.4. Выносливость и методика ее направленного развития

2.5. Формы построения занятий в физическом воспитании



2


2
2
2
2

УМК. Презентация



1-10


1-10

Устный опрос



3


3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

3.1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста

3.2. Физическое воспитание детей раннего возраста





2
2

УМК. Презентация

1-10, 21, 17



Практич. работа.

Защита работы


4

4. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

4.1. Физическое воспитание в общеобразовательной школе

4.2. Содержание учебного предмета «физическая культура и здоровье»

4.3. Методика планирования учебного процесса в общеобразовательной школе

4.4. Методика урока физической культуры в общеобразовательной школе

4.5. Педагогический контроль в физическом воспитании школьников

4.6. Внеклассная и внешкольная физкультурно-

оздоровительная и спортивно-массовая работа

4.7. Физическое воспитание в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования



2
2
2


2
2
2

2




УМК. Презентация












ВСЕГО

24

16










ИнформационнО-МЕТОДИЧЕСКАЯ часть
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Теория физической культуры как научная дисциплина.

2. Исходные категории теории и методики физической культуры.

3. Физическая культура, ее формы и функции.

4. Система физического воспитания.

5. Методы исследования в теории физической культуры.

6. Педагогический эксперимент как метод научного исследования в сфере физической культуры и спорта.



7. Педагогическое наблюдение как метод научного исследования в сфере физической культуры и спорта.

8. Тестирование как метод научного исследования в сфере культуры и спорта.

9. Цели, задачи и основополагающие принципы физического воспитания.

10. Базовая физическая культура.

11. Специализированное направление физической культуры.

12. Фоновая физическая культура.

13. Общеподготовительное направление физической культуры.

14. Спорт как компонент специализированного направления физической культуры.

15. Профессионально-прикладная физическая подготовка в системе высшего и среднего специального образования.

16. Физическое упражнение как специфическое средство физического воспитания.

17. Метод строго регламентированного упражнения и его разновидности при обучении двигательным действиям в физическом воспитании.

18. Метод строго регламентированного упражнения и его разновидности при развитии двигательных способностей в физическом воспитании.

19. Игровой и соревновательный методы в физическом воспитании.

20. Круговая тренировка в физическом воспитании.

21. Нагрузка и отдых в физическом воспитании.

22. Научно-методические основы обучения двигательным действиям.

23. Двигательные умения и навыки как результат процесса обучения двигательным действиям.

24. Техника физических упражнений и ее характеристики.

25. Этап начального разучиваниядвигательного действия в визическом воспитании.

26. Этап углубленного разучивания двигательного действия в физическом воспитании.

27. Этап закрепления и совершенствования двигательного действия в физическом воспитании.

28. Общеметодические (дидактические) принципы физического воспитания.

29. Методические (специфические) принципы физического воспитания.

30. Координационные способности и методика их направленного развития в физическом воспитании.

31. Равновесие и методика его направленного развития в физическом воспитании.

32. Способность соблюдать и регулировать пространственные параметры движений и методика её направленного развития в физическом воспитании.

33. Силовые способности и методика их направленного развития в физическом воспитании.

34. Скоростные способности и методика их направленного развития в физическом воспитании.

35. Скоростно-силовые способности и методика их направленного развития в физическом воспитании.

36. Выносливость и методика её направленного развития в физическом воспитании.

37. Методика направленного развития аэробной выносливости в физическом воспитании.

38. Методика направленного развития анаэробной выносливости в физическом воспитании.

39. Гибкость и методика её направленного развития в физическом воспитании.

40. Контроль силовых способностей в физическом воспитании.

41. Контроль скоростно-силовых способностей в физическом воспитании.

42. Контроль скоростных способностей в физическом воспитании.

43. Контроль выносливости в физическом воспитании.

44. Контроль координационных способностей в физическом воспитании.

45. Контроль гибкости в физическом воспитании.

46. Формирование осанки в процессе физического воспитания.

47. Теоретические и методические основы регулирования массы тела.

48. Формы построения занятий в физическом воспитании.

49. Урочные формы построения занятий в физическом воспитании.

50. Научно-методические основы построения урока физической культуры.

51. Методы организации деятельности учащихся на уроках физической культуры.

52. Неурочные формы построения занятий в физическом воспитании.

53. Планирование в физическом воспитании как вид практической деятельности педагога.

54. Контроль в физическом воспитании.

55. Физическое воспитание как многолетний процесс и его особенности в различные периоды возрастного развития.

56. Содержание и методика занятий физической культуры с детьми раннего возраста.

57. Содержание и методика занятий физической культуры с детьми дошкольного возраста.

58. Особенности методики обучения движениям и развития двигательных способностей детей дошкольного возраста.

59. Физическая культура в основной период трудовой деятельности.

60. Физическая культура в пожилом возрасте.

61. Физическая культура людей старшего возраста.

62. Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе физкультурно-оздоровительных занятий с людьми пожилого и старшего.



ПримернЫЕ ТЕМЫ практических занятий
1. Силовые способности и методика их направленного развития.

2. Физическое воспитание как многолетний процесс и его особенности в различные периоды возрастного развития.

3. Физическое воспитание детей раннего возраста.

4. Физическая культура людей в основной период трудовой деятельности (зрелый возраст).

5. Физическое воспитание в общеобразовательной школе.

6. Содержание учебного предмета «Физическая культура и здоровье».

7. Методика планирования учебного процесса в общеобразовательной школе.

8. Методика урока физической культуры в общеобразовательной школе.

9. Педагогический контроль в физическом воспитании школьников.

10. Внеклассная и внешкольная рекреационная и спортивно-массовая работа.

11. Физическое воспитание в средних специальных и высших учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Введение в теорию физической культуры [Текст]: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. Л.П.Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.

2. Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» [Текст]. – Минск, 2003. – 21 с.

3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) [Текст]: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П.Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991.-543 с.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет [Текст]: учеб. для высших спец. физкультурных учебных заведений / Л.П.Матвеев. - 4-е изд., стер. – СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004. – 160 с.

5. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб. для техникумов физ. культуры / В.М.Выдрин [и др.]; под ред. А.А.Гужаловскош. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 387 с.

6. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учеб. для ин-тов физ. культуры: в 2 т. / под общ. ред. Л.П.Матвеева, А.Д. Новикова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 2 т.

7. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учеб. для вузов физ. воспитания и спорта / под ред. Т.Ю.Круцевич: в 2 т. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – Т. 1. – 422 е.; Т. 2. – 391 с.

8. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник / под ред. Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

9. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]/ Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2001. – 479 с.
Дополнительная
10. Александров, С.Э. Социальные функции физической культуры как составной части общечеловеческой культуры [Текст] / С.Э.Александров // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 11. – С.51 - 54.

11. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости [Текст]: учеб. пособие / М.Дж.Алтер; пер. с англ. Г.Гончаренко. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 424 с.

12. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы [Текст] / П.К.Анохин. – М.: Наука, 1986. – 196 с.

13. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 224 с.

14. Безиосиков, Е.Я. Теория и методика оздоровительной физической культуры [Текст]: пособие для слушателей ФПК / Н.Я.Безносиков, В.И.Морозов. – Минск: Респ. метод, кабинет Госкомспорта РБ, 1992. – 23 с.

15. Боген, М.М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М.М.Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.

16. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст]/ В.В.Бойко. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144 с.

17. Бойченко, С.Д. Классическая теория физической культуры: Введение. Методология. Следствия [Текст] / С.Д.Бойченко, И.В.Бельский. – Минск: Лазурак, 2002. – 312 с.

18. Вайнбаум, Д. Дозирование физических нагрузок школьников [Текст] / Д.Вайнбаум. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.

19. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте [Текст]/ Ю.В.Верхошанский. – Изд 2-е, перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 215 с.

20. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В.Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 330 с.

21. Войнар, Ю. Подготовка физкультурных кадров. Традиции, реалии, перспективы: Монография [Текст] / Ю.Войнар. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 228с.

22. Выдрин, В.М. Физическая культура и ее теория [Текст] / В.М.Выдрин // Теория и практика физической культуры. – 1986. – №5. – С.24 - 27.

23. Годик, М.А. Контроль тренировочных соревновательных нагрузок [Текст] / М.А.Годик. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 136 с.

24. Городилин, С.К. Физическое воспитание студентов [Текст]: тексты лекций / С.К.Городилин. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 83 с.

25. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств школьников [Текст] / А.А.Гужаловский. – Минск: Народная асвета, 1978. – 88 с.

26. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание в школе [Текст]: метод, пособие / А.А.Гужаловский, Е.Н.Ворсин. – Минск: Полымя, 1988. – 95 с.

27. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура [Текст]: учеб. Пособие / С.П.Евсеев, Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.



28. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст] / В.М. Зациорский. –М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

29. Казначеев, В.П. Современные аспекты адаптации [Текст] / В.П.Казначеев. –Новосибирск: Наука, 1980. – 540 с.