страница1/8
Дата29.11.2017
Размер1.25 Mb.
ТипУчебная программа

Учебная программа для группы энп методические рекомендации для группы энп система контроля и зачетные требования для группы энп учебный план для группы тэ (СС) 1


  1   2   3   4   5   6   7   8



СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………….……….3

Оптимальный объем тренировочной и соревновательной деятельности…..9

Учебный план для группы ЭНП……………………………………………….10

Учебная программа для группы ЭНП………………………………………....11

Методические рекомендации для группы ЭНП……………………………....15

Система контроля и зачетные требования для группы ЭНП……………… ..21

Учебный план для группы ТЭ (СС) – 1……………………………………….22

Учебная программа для группы ТЭ (СС) – 1…………………………………23

Методические рекомендации для группы ТЭ (СС) – 1………………………27

Система контроля и зачетные требования для группы ТЭ (СС) – 1………...34

Учебный план для группы ТЭ (СС) – 2……………………………………….35

Учебная программа для группы ТЭ (СС) – 2…………………………………36

Методические рекомендации для группы ТЭ (СС) – 2………………………41

Система контроля и зачетные требования для группы ТЭ (СС) – 2………...48

Учебный план для группы ЭССМ…………………….……………………….50

Учебная программа для группы ЭССМ ………………………………………51

Методические рекомендации для группы ЭССМ …………………………....56

Система контроля и зачетные требования для группы ЭССМ ……………...58

Список литературы……………………………………………………………..60

Приложение 1 …………………………………………………………………..61

Приложение 2 …………………………………………………………………..63

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по спортивному ориентированию разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726 – р; с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», согласно методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015г. Министерства образования и науки РФ, краевых методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных программ и программ электронного обучения от 15 июля 2015г., Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта спортивное ориентирование (далее – ФССП) приказ Минспорта России от 20.11.2014г. № 930 (зарегистрированный Минюстом России 24.12.2014г. № 35351), в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Спортивное ориентирование бегом – вид спорта, в котором участники активно передвигаясь (бегом), при помощи спортивной карты и компаса должны пройти маршрут, спланированный на местности и отмеченный контрольными пунктами.

Дистанция (маршрут движения) в ориентировании имеет точку старта, линию финиша и контрольные пункты, через которые проходят все участники. КП обычно располагаются у какого-нибудь ориентира. Каждый контрольный пункт оснащен средством отметки. Спортсмен-ориентировщик сам выбирает путь от одного КП до другого. Способность выбрать лучший маршрут и умение точно и быстро его преодолеть - смысл этого вида спорта.

Суть спортивной борьбы в ориентировании - состязание умов в условиях высокого физического напряжения, связанного с бегом по лесу; соревнование в выдержке, стойкости, умении быстро и четко мыслить.

Соревнования по спортивному ориентированию проводятся в основном в лесу, но некоторые из видов соревнований могут проводиться в парках и в городской зоне.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа носит физкультурно - спортивную направленность с элементами социально - педагогической, рассчитанную на развитие здоровой, образованной, гармонично развитой личности, умеющей адекватно воспринимать окружающий мир природы, умело противостоять возникающим трудностям в условиях тренировочных занятий и соревнований по спортивному ориентированию, на достижение высоких результатов в соревновательном периоде. Также программа предусматривает знакомство обучающихся с элементами туризма, походной деятельности и изучение родного края.

Программный материал объединен в систему спортивной подготовки и имеет следующие цели:



  • формирование и развитие устойчивой мотивации к занятиям спортивным ориентированием;

  • углубленное изучение данного вида спорта и спортивное совершенствование учащихся;

  • формирование творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

  • формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

  • формирование умения работать самостоятельно и в команде;

  • развитие бережного отношения к природе и окружающей среде;

  • выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте,

  • подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса, в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предполагает решение основных задач:

Обучающие:

- обучение технике и тактике приемов ориентирования;

- обучение основам туристской подготовки;

- изучение истории Краснодарского края, его природных особенностей;

- обучение навыкам походной деятельности.

Развивающие:

- развитие понимания спортивной карты;

- развитие навыка пользования компасом;

- привитие интереса к занятиям спортивным ориентированием;

- развитие физических качеств и способностей к спортивной деятельности;

- приобретение и накопление соревновательного опыта.

Воспитательные:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование бережного отношения к природе.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по спортивному ориентированию является корпоративной.

Предлагаемая программа обеспечивает не только решение главных задач физического воспитания, укрепления здоровья учащихся, формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, но и требует от занимающихся спортивным ориентированием максимального проявления физических возможностей, волевых усилий, пользоваться приобретенными навыками и умениями во время соревнований.

При реализации данной программ используются различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение , размещение методического материала на сайтах.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по спортивному ориентированию заключается в вовлечении одаренных детей, в спортивные школы. В условиях агрессивной информационной среды программа «Спортивное ориентирование» способствует формированию позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия. Занятия способствуют повышению самооценки учащегося. Тренируясь в неформальной обстановке, ребёнок более раскрепощается, обнаруживает свои скрытые возможности по формированию логического мышления. Педагогическая целесообразность программы «Спортивное ориентирование» позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. Спортивное ориентирование - это спорт. Научившись ориентироваться в школьные годы, ребёнок, став взрослым, использует полученные умения и навыки, продолжая участвовать в массовых соревнованиях по ориентированию в соответствующих возрастных группах. Проблемы досуга для него не существует. Календарь соревнований весьма насыщен. И летом, и зимой всегда можно выбрать, куда поехать в выходной день, чтобы запастись энергией на предстоящую трудовую неделю. В зависимости от самочувствия и функциональной подготовки можно ставить перед собой разные задачи: поучаствовать в соревнованиях, преодолеть себя и дойти до финиша, погулять по лесу с картой и получить удовольствие, победить. Привычка планировать свою деятельность, полученная ориентировщиками в школьном возрасте, позволяет в дальнейшем всегда находить время для регулярных пробежек и упражнений, что повышает жизненный тонус и снимает нервное напряжение. Участие в массовых соревнованиях необычайно расширяет круг общения. Кроме того, ориентирование - спорт семейный. Им занимаются и дети, и их родители, и бабушки, и дедушки.

Педагогическая целесообразность программы «Спортивное ориентирование» позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта. Спортивное ориентирование - это спорт. Научившись ориентироваться в школьные годы, ребёнок, став взрослым, использует полученные умения и навыки, продолжая участвовать в массовых соревнованиях по ориентированию в соответствующих возрастных группах. Проблемы досуга для него не существует. Календарь соревнований весьма насыщен. И летом, и зимой всегда можно выбрать, куда поехать в выходной день, чтобы запастись энергией на предстоящую трудовую неделю. В зависимости от самочувствия и функциональной подготовки можно ставить перед собой разные задачи: поучаствовать в соревнованиях, преодолеть себя и дойти до финиша, погулять по лесу с картой и получить удовольствие, победить. Привычка планировать свою деятельность, полученная ориентировщиками в школьном возрасте, когда в учебный день вписаны тренировки, и приходиться напрягаться, чтобы всё успеть, позволяет в дальнейшем всегда находить время для регулярных пробежек и упражнений, что повышает жизненный тонус и снимает нервное напряжение. Участие в массовых соревнованиях необычайно расширяет круг общения, появляются новые знакомые, а это немаловажно в жизни. Кроме того, ориентирование - спорт семейный. Им занимаются и дети, и их родители, и бабушки, и дедушки, всем в лесу находиться место. Практика показывает, что люди прошедшие школу ориентирования, уже по-другому воспитывают своих. С самого раннего возраста они прививают им любовь и бережное отношение к природе, к лесу, навыки здорового образа жизни. В настоящее время, под влиянием многочисленных факторов социально-экономического характера, в том числе и недостаточной физической активности, здоровье детей и молодёжи ухудшилось. Благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, обучения и духовного развития. Одним из таких условий может быть занятие спортивным ориентированием как физической культурой, которая имеет воспитательное, обучающее оздоровительное и общекультурное значение, с одной стороны, и формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к своему 3 телу, содействует воспитанию волевых и моральных качеств, развивает понятие необходимости укрепления здоровья, самосовершенствования, с другой стороны.



Педагогическая целесообразность. Спортивное ориентирование развивает в детях быстрое и точное мышление, умение самостоятельно принять правильное решение в экстремальной обстановке. Основное достоинство спортивного ориентирования – развитие пространственного мышления, которое является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям, например, таким как архитектор, строитель, геодезист, топограф, инженер, диспетчер. Еще одно достоинство - это отчетливо развитое умение схематизировать задачу, без чего не обходится ни одна область науки и техники. Таким образом, спортивное ориентирование может являться моделью элементов многих видов профессиональной и социальной деятельности.

В соответствии с современными концепциями образования, программа учитывает и максимально развивает природные особенности каждого ребенка, реализуя эти качества в спортивных достижениях или активной общественной жизни. Программа направлена на углубленное обучение одаренных детей с 10 до 17 лет спортивному ориентированию и ориентирована на здоровый образ жизни.



Отличительной особенностью и спецификой обучения по данной программе является формирование у учащихся более глубоких теоретических знаний и практических умений, результативного участия в соревнованиях и наличие климатических особенностей южного региона. В связи с чем программа ориентирована по способу передвижения на ориентирование бегом (ОБ).

Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 46 недель.

Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:

- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;

- работа по индивидуальным планам;

- тренировочные сборы;

- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;

- инструкторская и судейская практика;

- медико-восстановительные мероприятия;

- тестирование и контроль.

Лицам, проходящим спортивную подготовку, не выполнившим предъявляемые программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки, но не более одного раза.

С учетом специфики вида спорта спортивное ориентирование определяются следующие особенности спортивной подготовки:

- комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с возрастными особенностями развития;

- в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта спортивное ориентирование осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

Допускается проведение тренировочных занятий одновременно с занимающимися из разных групп при условии, что разница в уровне подготовки занимающихся не превышает двух спортивных разрядов (званий), не превышен максимальный количественный состав объединённой группы (приказ Минспорта России № 1125 от 27.12.2013г. «Об утверждении особенностей организации и осуществлении образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»).

Структура системы многолетней подготовки имеет следующие этапы: Программный материал разбит на этапы спортивной подготовки и включает в себя: этап начальной подготовки (1 год), тренировочный этап (начальной и углублённой специализации 2 года), этап совершенствования спортивного мастерства (1 год).

Возраст детей для зачисления на этап начальной подготовки составляет 10-11 лет. Возраст зачисления на тренировочный этап – начальной специализации - 12 - 13 лет, углубленной специализации – 14 – 15 лет, на этап совершенствования спортивного мастерства – 16 - 17 лет.

Наполняемость в группах начальной подготовки составляет 10-15 человек, в группах тренировочного этапа 9-15 человека, в группах спортивного совершенствования 2-15 человек.

Группы формируются из мальчиков и девочек.

Возможно досрочное зачисление детей на последующие этапы обучения, если физическое развитие ребёнка, подтверждённое сдачей контрольных нормативов и тестированием, позволяют это сделать.



Режим тренировочной работы. Организация учебно-тренировочного процесса предусматривает занятия в течение календарного года – 46 недель. Объём нагрузки 414 часов по 9 часов в неделю - для групп начальной подготовки; на тренировочном этапе (спортивной специализации) 1 года обучения - 552 часов по 12 часов в неделю; 2 года обучения - 690 часов по 15 часов в неделю. На этапе спортивного совершенствования - 828 часов по 18 часов в неделю. Форма обучения – очная.

Зачисление детей на этап начальной подготовки производится для лиц, успешно сдавших контрольные вступительные нормативы, не имеющих медицинских противопоказаний по предъявлению медицинской справки от врача, с дальнейшей постановкой на учёт в спортивном диспансере. Минимальный возраст зачисления для занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе по спортивному ориентированию (мальчики, девочки) 10 лет.

Спортивное ориентирование - вид спорта использующий в подготовке спортсменов навыки технико-тактической, физической, психологической подготовки используемых при подготовки спортсменов в таких видах спорта как туризм, лёгкая атлетика, игровые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол).

Ожидаемые результаты. Планируемые показатели соревновательной деятельности учащегося зависят от этапа спортивной подготовки и определяются минимальным количеством выступлений на соревнованиях согласно календарному плану, выполнением спортивных разрядов, занятием призовых мест, включением в состав сборных команд.

Способы определения закреплённых теоретических знаний осуществляются с помощью контрольных тестовых заданий, отдельно по изучаемым темам. Физическая подготовка определяется сдачей контрольных нормативов.

Основой для успешного выступления на соревнованиях является наряду с физической, технической, тактической, психологической подготовкой, является хорошо подобранный инвентарь и личное снаряжение спортсмена.

В соответствии со спецификой данного вида спорта, одежда ориентировщика должна быть легкой, прочной, быстросохнущей, иметь защиту голеностопа, обувь должна иметь удерживающие на склонах шипы. Снаряжение ориентировщика состоит из компаса, карты, ЧИПа, которые должны обеспечить чёткое движение по избранному маршруту и однозначную фиксацию взятия контрольного пункта.



Практическая значимость. Данная программа универсальна, возможна ее реализация в любом образовательном учреждении Краснодарского края.

Безопасность жизнедеятельности детей во время проведения занятий и участия их в соревнованиях обеспечивается путём получения учащимися определённых знаний из дисциплины ОБЖ, памяток и инструкций, контролем учебно-тренировочного процесса преподавателем.

Особое значение необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, проведения каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия. Преподаватель должен планировать углубленное изучение вопросов выживания и деятельности юного ориентировщика в экстремальных условиях природной среды и непосредственно на дистанциях соревнований.


ОПТИМАЛЬНЫЙ ОБЪЁМ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Разделы подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный

этап (этап

спортивной

специализации)



Этап

совершенство-

вания спортивного

мастерства







ЭНП- 1

ТЭ(СС) -1

ТЭ(СС) -2

ЭССМ -1

Теория и методика ФК и С:

-теоретическая подготовка



33

39

69

83

Общая и специальная

физическая подготовка



83

110

138

165

Избранный вид спорта:

-техническая подготовка,

-тактическая

подготовка,



- участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика

195

265

311

372

Специальные навыки

41

55

69

83

Работа со спортивным и специальным оборудованием

41

55

69

83

Самостоятельная работа учащихся

21

28

34

42

Количество часов в неделю

9

12

15

18

Контрольные испытания

согласно локальным актам

Медицинское обследование

справка

Контрольные

3-6

3-4

3-4

3-4

Отборочные

-

2-3

3-4

4-5

Основные

-

4-6

5-7

10-12

Итого:

414

552

690

828















  1   2   3   4   5   6   7   8

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Учебная программа для группы энп методические рекомендации для группы энп система контроля и зачетные требования для группы энп учебный план для группы тэ (СС) 1