Скачать 87.86 Kb.
Дата18.04.2018
Размер87.86 Kb.
ТипОбразовательная программа

Тур фирма в вузе



ТУРИСТСКАЯ ФИРМА В ВУЗЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУi
Чернов В.А., Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Россия
Совершенствование системы подготовки кадров для туристской отрасли должно предусматривать следующие направления:

  1. Внедрение в учебный процесс большего количества учебных, ролевых и деловых игр, применение кейз-стади и других современных обучающих технологий за счет снижения количества обычных лекционно-семинарских занятий.

  2. Создание в рамках вузов учебных предприятий туризма, гостеприимства, общественного питания, так называемых учебных комплексов, в которых студент с первого курса, проходя все должности, начиная с простейшей, рабочей, мог к пятому курсу вырасти до менеджера конкретного направления или руководителя структурного подразделения данного комплекса. Желательно, что бы этими структурами руководили специалисты, имеющие практические навыки, так как в некоторых вузах подобные попытки не имели ничего общего с практической реализацией, и опыт оказался неудачным. [6]

Это необходимо для выпуска специалистов не просто обладающих знаниями, умениями и навыками, а компетентных, т.е. умеющих применять все это на практике.

В настоящее же время производственная подготовка выпускников вузов, в основном, осуществляется посредством проведения кратковременных учебно-ознакомительной, производственной и преддипломной практик студентов на предприятиях отрасли. Далеко не все вузы могут найти в настоящее время предприятия необходимого профиля, способные обеспечить качественную практическую часть образовательного процесса, что обусловлено как объективными экономическими, так и субъективными причинами развития производственных организаций. [5]

Отраслевые производственные предприятия, весьма своеобразно функционирующие в условиях нестабильной российской экономики, не всегда идут навстречу вузу в деле организации производственной практики студентов, справедливо полагая, что кратковременное пребывание студентов на производстве вызывает дестабилизацию производственного процесса, требует обеспечения его дополнительной безопасности, отвлечения от производственного процесса специалиста-производственника и т.д. Отсюда – фактическое сокращение часов, отводимых на практическую подготовку в рамках производственного процесса организации, превращающее производственную практику в экскурсию, перевод нагрузки на лаборатории института и, как следствие, неполное соответствие качества производственной подготовки выпускаемых специалистов требованиям к их компетенции. [1]

Пытаясь самостоятельно решать эти проблемы, некоторые вузы туристского профиля создают свои учебные турфирмы. Далеко не всегда этот опыт бывает положительным. Значительная часть турфирм прекратила свое существование, часть из них существует формально, либо выполняет не свойственные ей функции или реализует только небольшую часть заявленных задач. И лишь единичные вузы могут подтвердить, что их турфирмы выполняют те функции, которые были возложены на них при создании фирмы.

Основные ошибки при создании турфирмы можно свести к следующим:


  1. Не верный выбор цели создания турфирмы, и, следовательно, не точная постановка задач, которые она должна решать.

  2. Отсутствие практического опыта работы в туризме руководителей или консультантов студенческой фирмы.

  3. Не точный выбор формы взаимодействия фирмы и вуза (или практики с теорией).

  4. Неудачное позиционирование на рынке (как следствие выбранной цели).

Целью создания учебной турфирмы не должно быть появление на рынке еще одной турфирмы, благодаря которой была бы организована просто практика для студентов, или организация их отдыха и путешествий. Студенческая фирма должна оказать содействие вузу в создании условий для подготовки компетентных специалистов по туризму (гостиничному, ресторанному делу). Учебный процесс обеспечивает студентов необходимыми знаниями, частично умениями, еще в меньшей степени нужными навыками, поэтому в студенческой фирме студент сможет не только овладеть этими навыками, но и, самое важное, применить их при решении профессиональных задач в изменяющихся рыночных условиях. А это уже и есть компетенция.

Поэтому для достижения указанной цели необходима постановка следующих основных задач:



  1. Разработка реальных туров (экскурсий, маршрутов) для овладения студентами навыков разработки, продвижения и реализации турпродукта.

  2. Практическая реализация (апробация, внедрение) разработанных в рамках учебного процесса (курсовые и дипломные работы) проектов, туров, маршрутов, экскурсий и т.д.

  3. Постановка перед учебным процессом реальных задач для их исследования и отработки (также в виде курсовых, дипломных работ, деловых игр).

  4. Первичная адаптация будущих выпускников в производственных условиях.

Сюда следует отнести также и вопросы нормативного и финансового обеспечения работы студенческой турфирмы, но в данной работе они не рассматриваются.

Что касается решения первой задачи, то на начальном этапе в Дальневосточном государственном университете путей сообщения (ДВГУПС) были взяты за разработку следующие направления:



  • Детские туры. Прием в Хабаровске школьных групп из населенных пунктов Хабаровского края и других территорий позволяет отработать множество туристских технологий: проектирование тура, разработка необходимых туристских документов, взаимодействие с предприятиями-поставщиками услуг (гостиницами, автотранспортными и предприятиями питания, музеями и театрами), разработка и проведение экскурсий, расчет стоимости и взаиморасчеты с потребителями и с поставщиками услуг.

  • Работа с иностранными студентами. Организация для иностранцев экскурсий, маршрутов выходного дня, кратковременных поездок в другие регионы сопряжена с необходимостью изучения туристских формальностей, соответствующих нормативных документов, особенностей пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, их потребностей. Всё это ведет к закреплению знаний по страноведению и навыков по технологиям въездного туризма.

  • Маршруты выходного дня. Разработка этих туров позволяет закрепить знания по туристским ресурсам Хабаровского края и ближайших регионов, особенностям размещения в сельской местности, транспортному обслуживанию и т.д.

Прием детских групп в Хабаровске позволяет проводить и профориентационную работу по привлечению будущих абитуриентов, для этого в программу приема старшеклассников включается экскурсия в ДВГУПС. Эти туры дают возможность лучшим студентам, изучающим дисциплину «Экскурсионно-выставочная работа», закрепить на практике разработанную ими в рамках курсового проектирования экскурсию по городу.

Помимо разработки, продвижения и реализации собственных туров студенческая турфирма предоставляет возможность студентам, которые в рамках учебного процесса разрабатывают проекты своих туров, возможность их практической апробации. Приведем только два примера. В настоящий момент дипломница, ведущая исследования по развитию детского туризма в Хабаровском крае, используя возможности студенческой фирмы, разрабатывает реальный эколого-этнографический тур для школьников Хабаровска. Это дает возможность студентам на практике проверить реальность своих положений и выводов, и, что самое важное, приобрести навыки разработки, продвижения и реализации тура. Для выпускника вуза такая практика дает большую возможность получения в дальнейшем хорошей работы в туристской компании и быстрейшую его адаптацию. Один из студентов ведет исследования по изучению истории и становления российско-корейских связей. Эта длительная и кропотливая работа ведет к разработке этнических (ностальгических) туров, так как корейцы привлекались в XIX в. на российский Дальний Восток для освоения территории практически наравне с русскими переселенцами. [3] Подобный тур практически не реально разработать в условиях обычной туристской компании.

Следует отметить, что немаловажное значение занимает и такая форма, как постановка задач для учебного процесса. Этапы разработки и продвижения туров занимают большое количество времени и требуют проведения всевозможных исследований. В рамках учебных дисциплин студенты проводят исследования по заказу учебной турфирмы и для неё. Это разработка имиджа фирмы, маркетинговые исследования, разработка рекламных материалов. Студенты защищали перед аудиторией и представителями турфирмы основанные на собственных исследованиях такие мини-проекты, как разработка логотипа фирмы, разработка слогана, определение потенциальных клиентов, определение спроса на конкретные туры и т.д. Таким образом, к участию в работе студенческой турфирмы привлекаются и те студенты, которые напрямую в ней не задействованы. В настоящее время уже идет разработка Интернет-сайта, рекламного видеоролика и другой рекламной продукции, в которых задействованы все студенты, изучающие дисциплину «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме». На очереди «подключение» к турфирме и других дисциплин специализации.

В этой связи представляется, что реализация в учебном процессе концепции контекстного обучения в значительной мере будет способствовать повышению качества профессионального образования в туризме: мы исходим из основополагающего принципа этой концепции – содержание всех преподаваемых дисциплин должно быть представлено не только в логике внутреннего содержания каждого предмета, но и в логике будущей профессиональной, а в нашем, случае, туристской деятельности студента. [2]

Следует отметить, что реализация реальных проектов во время учебного процесса дает возможность студентам вплотную приблизиться к решению реальных задач и проблем, с которыми сталкивается турфирма. В дальнейшем процесс адаптации на производстве выпускников туристского вуза реально сокращается и происходит наименее чувствительно.

Есть и еще одна проблема, которую помогает решить студенческая турфирма. Подписание нашей страной Болонской конвенции и вступление в ВТО обязывает все вузы выйти на уровень требований единого европейского образовательного пространства. И если традиционная российская система высшего профессионального образования, предусматривающая пятилетнее базовое образование с выдачей диплома, не вполне соответствует международным стандартам с форматом «4+2», то это, как представляется, органический недостаток двухуровневой системы образования. Сможет ли бакалавр открыть свое дело, создать туристскую фирму, возглавить финансовый отдел в компании, стать оценщиком бизнеса в независимом консалтинговом агентстве, возглавить структурное подразделение в социально-культурном учреждении и т.д.? Тогда на каких и кем отведенных ролях бакалавр окажется в реальном секторе экономики и социально-культурной сфере[4]? Ответы на эти вопросы можно получить только путем создания студенческой турфирмы, интегрированной в учебный процесс.

Таким образом, создание в туристском вузе учебной туристской фирмы обосновано при условии, что это не будет самоцелью, т.е. создание ради создания турфирмы. Иначе, как показывает опыт, такие фирмы не конкурентоспособны на рынке, либо решают мелкие задачи или подменяют часть учебного процесса (занимаются организацией практики студентов или дают студентам дополнительное образование). В создании реально действующих учебных турфирм должны быть заинтересованы как руководство вузов, так и сам турбизнес с непременной поддержкой туристской администрации. Так как при условии достижения поставленных целей на рынок будут выходить не просто выпускники («специалисты», в дальнейшем бакалавры), а реальные работники, и некоторые с реальным стажем и опытом работы в туризме.

В ДВГУПСе создание учебной туристской фирмы «Альма-тур» включено в проект развития инновационных образовательных программ. Курируют туристскую часть проекта специалисты с опытом и навыками работы в туризме.




  1. Альгина, М. Бизнес и вуз: вертикальная интеграция // Высшее образование в России, 2005, № 12. – С. 9-15.

  2. Бгатов, А.П. Применение новых обучающих технологий при подготовке специалистов по туризму // Туризм – перспективная модель развития регионов: Материалы международной научной конференции, Владивосток, 28-29.09.2006 г. – Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2006. – С. 5-8.

  3. Ким, О.В. Становление российско-корейских связей в контексте развития этнического туризма на российском Дальнем Востоке / О.В. Ким, В.А. Чернов // Современные проблемы социально-культурного сервиса и туризма. – Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2008. – С. 57-62.

  4. Цапулин, А.Н. Проблемы междисциплинарного взаимодействия в свете реализации компетентностной модели вузовской подготовки профессионалов для туриндустрии / А.Н. Цапулин, Е.Б. Егорова // Вестник национальной академии туризма, 2007, № 1 (2). – С. 46-50.

  5. Чернов, В.А. К вопросу об участии государства в подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства // Цивилизация знаний: российские реалии: Труды седьмой всероссийской научной конференции, Москва, 21-22 апреля 2006 г. Ч. 1. – М. : Изд-во РосНОУ, 2006. – С. 273-279.

  6. Чернов, В.А. Современные требования к подготовке кадров для туристской отрасли // Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития: труды международной научно-практической конференции, Москва, 23-24 марта 2006 г. – М. : Изд-во МГУС, 2006. – С. 162-167.

i Чернов, В.А. Туристская фирма в вузе как инновационная образовательная программа при подготовке специалистов по туризму // Профессиональное педагогическое образование студентов вуза: проблемы и перспективы (научно-педагогическая школа М.Е. Кобринского) : материалы международной научно-практической конференции, Минск, 14 мая 2008 г. : в 2 ч. / редкол.: М.Е. Кобринский (гл.ред.) [и др.]. – Минск : БГУФК, 2008. – Ч. 2. Инновационные технологии в сфере туризма, гостеприимства, рекреации и экскурсоведения. – 219 с. – С. 51-55.