страница1/4
Дата10.01.2019
Размер0.74 Mb.
ТипПояснительная записка

Тренируясь, ты должен испытывать и отшлифовывать сам се6я


  1   2   3   4




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Популярность каратэдо в последнее время неизмеримо возросла во всем мире. После отмены запрета на занятия каратэдо в России тысячи людей получили возможность изучения этого древнейшего боевого искусства. Среди его приверженцев - учащиеся среднеобразовательных школ, студенты и учителя, люди разных профессий и возрастов. В ряде стран каратэдо является обязательной образовательной программой в учебных заведениях. С каждым годом количество занимающихся каратэдо непрерывно растет.

Вместе с ростом популярности каратэдо, к сожалению, приходится отмечать неверное понимание и интерпретацию каратэдо. В последнее время к каратэдо относятся, как к шоу, или, в лучшем случае, как к спорту, в котором два бойца атакуют друг друга. На самом деле каратэ - это комплексная система, направленная на достижение физического и духовного совершенства. Самое важное в занятиях каратэдо - это научиться побеждать не противника, а самого себя.

Каратэдо - это универсальная система физических упражнений, в которых каратист развивает и совершенствует абсолютно все свойства тела, применяет технику с усилием воли, нанося удары по цели точно и быстро. Тренировка превращает различные части тела в оружие, используемое свободно и эффективно. Необходимое условие для его качественного применения - самоконтроль, свободное и чистое сознание, непоколебимая и уравновешенная психика.

Основные физические приемы каратэдо изучались, развивались и совершенствовались долгие годы, но, для того чтобы стать эффективными, доминирующую роль в этом искусстве самообороны должен играть духовный аспект. Каратэдо как искусство самообороны и каратэдо как средство улучшения и поддержания здоровья известно издавна. Целью древнего искусства Окинавы действительно было умение нанести решающее поражение своему противнику одним ударом. Но даже старые мастера придавали большее значение духовной стороне искусства, чем технике исполнения приемов.

Таким образом в каратэдо, как и в любом другом боевом искусстве, помимо изучения чисто технических физических действий и приемов, рассматриваются вопросы этики, духовности, философии, истории, логики, способы обращения к старшим, психологии, физики, анатомии, общения с людьми, принципы поведения как в экстремальной ситуации, так и в обычных условиях. Главным постулатом каратэдо можно считать следующую фразу :


"Лучший бой - это бой, который не состоялся".
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

– формирование системы знаний, навыков и умений, являющихся основой специфической деятельности каратэ-ка (занимающийся каратэ-до) - соревновательной, судейской, педагогической, организационной и т. д.

- формирование оптимального объёма, разносторонности и достаточной глубины знаний по теории каратэ-до Сётокан;

- совершенствование познавательных творческих возможностей;

- формирование и совершенствование навыков выполнения общеподготовительных, специально-подготовительных и соревновательных упражнений каратэ-ка;

- формирование и совершенствование навыков и умений ведения учебных, учебно-тренировочных, контрольных, соревновательных и показательных выступлений;

- формирование и совершенствование знаний, умений и навыков показа, анализа и объяснения элементов техники и тактики каратэ-до Сётокан;

- формирование и совершенствование навыков организации и проведения уроков по каратэ-до Сётокан;

- формирование и совершенствование знаний, умений и навыков организации, проведения и судейства соревнований по каратэ-до и массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.

Наряду с решением задач, обеспечивающих специальную подготовку занимающихся каратэ-до Сётокан в секциях «КТК ШОТО», в ходе учебного процесса осуществляется воспитание каратэ-ка.

Обучение является организационной формой преподавания. При этом под преподаванием понимается процесс передачи знаний, а под учением - процесс усвоения знаний.

Обучение осуществляется как целостный процесс, в котором все его стороны, компоненты, части выступают в сложном взаимодействии.



Выделяются следующие основные воспитательные задачи:

- воспитание моральных качеств личности и волевых черт характера каратэ-ка;

- воспитание и развитие познавательных потребностей и творческих способностей каратэ-ка.

Решению воспитательных задач подчиняются все элементы учебного процесса: его содержание, форма, средства и методы обучения.



Воспитательная работа – это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребёнка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни.

На протяжении многолетней спортивной подготовки обучающихся тренер решает задачу формирования личностных качеств, которые включают: воспитание патриотизма; воспитание нравственных качеств (честность, доброжелательность, ответственность, терпимость, коллективизм, дисциплинированность, выдержка и самообладание) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость); эстетическое воспитание (чувство прекрасного, аккуратность), воспитание трудолюбия.

Руководящая роль в процессе обучения принадлежит тренеру (инструктору). Это проявляется в руководстве обучением (планирование, организация и контроль), руководстве в процессе обучения (управление и оптимизация процесса обучения) и руководстве через обучение (формирование личности каратэ-ка).

Составляя план воспитательной работы, тренер должен учитывать возрастные рамки развития ребёнка, и что эффективность воспитательного воздействия будет достигнута лишь в том случае, если мероприятия, включённые в план, будут интересны для обучающихся, и когда они будут убеждены в необходимости принимать в них активное участие.



Методы обучения - это система целенаправленных действий тренера, организующих познавательную и практическую деятельность обучающегося.

Существует несколько классификаций методов обучения:



Словесные методы.

Слово играет чрезвычайно важную роль в педагогической деятельности. Практически все основные стороны этой деятельности связаны с использованием слова: сообщение знаний, систематизация и повторение учебного материала, постановка проблем и заданий для самостоятельной работы, анализ и оценка выполненных заданий, углубление учебного материала в мировозренческом отношении, осуществление воспитательных мероприятий.

Словесные методы особенно важны для осмысления, самооценки и саморегуляции действий обучающихся. Среди этих методов следует отметить прежде всего лекцию, рассказ, беседу,

объяснение, дискуссию, а также инструктирование, сопроводительное пояснение, указания и команды, словесные оценки, устные отчёты и др.



Наглядные методы.

Эту группу методов называют ещё методами демонстрации. Они применяются для создания образного представления у занимающихся об изучаемом явлении, предмете. В основе методов демонстрации лежит показ. Показ должен сопровождаться объяснением, в котором указывается, на что надо обратить внимание и как выполнить задание. Показ должен быть четким, образцовым. Если при показе эти требования не соблюдаются, то занимающиеся могут выполнить задание неверно. При, отработке неправильно воспринятого упражнения у них может выработаться неправильный навык, на изменение которого потребуется значительно большее время. При показе преподаватель должен уметь находить для себя оптимальное место, чтобы занимающиеся имели возможность получить представление не только о движении в целом, но и об основных его элементах. Некоторые приемы целесообразно показывать обучающимся из разных исходных положений. Для показа технического действия тренер может пригласить каратэ-ка, в совершенстве владеющего им, или предложить выполнить его одному из занимающихся. Это целесообразно тогда, когда тренер не может образцово показать техническое действие. Например, техническое действие требует такой гибкости, какой преподаватель уже не обладает.

К методам демонстрации относятся: показ упражнений, технических и тактических действий, показ наглядных пособий – схем, графиков, таблиц, макетов, кинограм, кинокольцовок, видеомагнитофонных записей и др. Во время показа обучаемые должны наблюдать, обдумывать увиденное, ставить вопросы, вносить результаты своих наблюдений в дневники, зарисовывать, комментировать, прорабатывать мысленно то, что они наблюдают и воспринимают со слов тренера. Наличие соответствующих наглядных пособий – основная предпосылка успешного применения данного метода.

Методы самостоятельной работы.

Большое значение для развития активности и самостоятельности, занимающихся в обучении играют методы самостоятельной работы. Самостоятельная работа обучающегося начинается с возникновения желания проявить свою активность, продолжается при наличии достаточно сильных и стойких внутренних побуждений и сходит на нет, когда иссякают внутренние движущие силы. Следовательно, наличие внутренних побуждений и связанное с ним осознание смысла и цели работы являются существенными признаками самостоятельных действий. Отличительными чертами самостоятельной работы учащихся являются:

- наличие организующего внешнего стимула - конкретного задания, которое: формирует цель предстоящей самостоятельной деятельности; ставит вопросы, требующие решения; определяет приемы самоконтроля за успешностью достижения поставленной цели;

- использование накопленных знаний, умений, навыков, обеспечивающих возможность программирования тех умственных процессов и практических действий, которые были бы адекватны содержанию задания и способствовали бы его успешному осуществлению;

- управление процессом учения благодаря предусмотренным в задании элементам самоконтроля и обратной информации, дающим тренеру возможность не только определить степень усвоения знаний обучаемых, но и выяснить ход познавательных процессов, обеспечивающих усвоение знаний и практическое их использование.

К методам самостоятельной работы относят: работу с учебной книгой; упражнения по развитию физических и волевых качеств, совершенствованию двигательных умений и навыков; специальные задания.

Работа с учебной книгой (учебник, пособие, разработки, рекомендации и др.) является необходимым условием образования новых устойчивых временных связей и прочного усвоения учебного материала. В результате специально организованного обучения под руководством тренера у обучающихся формируются умения и навыки работы с книгой.

Тренер (инструктор) «КТК ШОТО» в воспитательном процессе выступает как:

- руководитель коллектива (организатор);

- учитель (теоретик и практик);

- воспитатель (психолог);



  • личность, имеющая собственное мировоззрение, моральные принципы, профессиональные качества.



Формы организации воспитательной работы:

- лекции и беседы с обучающимися;

- информации о спортивных событиях в стране, мире;

- встречи с интересными людьми, ветеранами спорта;

- родительские собрания;

- взаимодействие с общеобразовательными учреждениями;

- культурно-массовые мероприятия;

- эстетическое оформление спортзалов АЦТК «ШОТО»;

- поддержание традиций «КТК ШОТО»; таких как: поздравление с Новым Годом, торжественный приём новых детей в секции «КТК ШОТО», празднование дней рождения.

Доминирующими качествами тренера (инструктора) «КТК ШОТО», работающего с юными спортсменами, являются следующие:

- умение привить любовь к каратэ-до;

- любовь к детям;

- стремление помочь в трудную минуту;

- полная самоотдача любимому делу, способность не жалеть свободное время;

- оказание помощи в становлении личности, формировании характера;

- осуществление контроля над поведением учеников во внеучебное время (за успеваемостью и поведением в школе, на улице, в семье);

- оказание помощи в решении жизненно важных вопросов.


ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Тренируясь, ты должен испытывать и отшлифовывать сам се6я,

чтобы достойно встретить вызов жизни.

Морихэй Уэсиба


Программа обучения в Астраханском Клубе Традиционного Каратэ «ШОТО» (далее по тексту «КТК ШОТО») разделена по степеням мастерства (КЮ) ученика. Каждая степень осваивается за определенный период времени (в среднем – 4 месяца). После прохождения очередного этапа ученик сдаёт экзамен, где проверяется его овладение конкретной техникой за конкретный период времени. Такая программа не дает возможности перескакивать через какие-то разделы техники во имя достижения скороспелых результатов и ведет ученика постепенно и планомерно к освоению сложной техники и её исполнению на высокой скорости. Многократное выполнение каждого приёма приводит к автоматизму его исполнения в экстремальной (боевой) ситуации, то есть к высокому мастерству.

Постепенно усложняются условия работы с партнером. От обусловленной работы в парах (Гохон Кумитэ, Санбон Кумитэ, Иппон Кумитэ) ученик переходит к полувольным (Дзию Иппон Кумитэ и вольным Дзию Кумитэ) боям.

Многократность повторений представляет собой монотонный процесс, когда одно и то же движение повторяется не менее 50 раз за тренировку. А это приводит к быстрой психической усталости, и ученики, не привыкшие к такому режиму работы, постепенно теряют концентрацию внимания. Обычно самыми трудными для начинающих являются первые три месяца тренировок, пока психика не привыкнет к подобному режиму работы. В этот период в процессе тренировки в секциях Федерации периодически меняются тип упражнений и ритм их выполнения, чтобы уменьшить степень нервной утомляемости учеников. Тренировки постепенно специализируются: ученики все больше времени работают в парах (Кихон Кумитэ). На каждом этапе изучаются и сдаются экзамены по базовым ката (Хейан, от 1-го до 5-го), которые являются показателем освоения изученного материала по чистоте исполнения блоков и ударов, правильности стоек и перемещений, смене концентрации и расслабления, изменению ритма воображаемого боя.

Многолетняя спортивная программа подготовки учеников в секциях «КТК ШОТО» рассчитана таким образом, что вольные бои между учениками и участие в соревнованиях по вольным боям разрешаются только через приблизительно 2,5 года после начала тренировок, на уровне 3-го КЮ (высшая ученическая степень). К тому времени ученик владеет достаточно высоким техническим уровнем как в работе с партнерами, так и в исполнении ката.

Только через 2,5 года после начала занятий каратэ-до ученик считается готовым физически и психически для участия в соревнованиях.

Наряду с обучением базовой технике в секциях «КТК «ШОТО» развивают у учеников и такие физические качества, как силу (без физической силы нет скорости удара, при малой скорости удара нет силы удара), прыгучесть, гибкость, ловкость, выносливость, координацию движений. Для развития выносливости существует специализированная физическая подготовка, например, бег.

При использовании бега для развития выносливости, общая скорость бега не очень важна. Основная задача этих занятий - в течение максимального времени поддерживать высочайший уровень нагрузки сердечно-сосудистой системы. Этой цели вполне удовлетворяет пробежка со скоростью 3/4 максимальных возможностей ученика. Гораздо важнее держать ровный темп бега и дыхания. Чтобы получить хороший тренировочный эффект продолжительность бега должна составлять 15 – 20 минут непрерывного бега для мальчиков и девочек от 7 до 10 лет и не менее получаса для тех, кто старше 12 лет.

Приблизительный уровень нагрузки можно определить по таблице:


Таблица. Примерные беговые нагрузки для разных возрастов.


Возраст

Время бега


Скорость

(минут на км)

Общая дистанция





7 – 9 лет

15 минут

1 км за 6 1/4, – 6 1/2 мин

2 – 2,5 км

10 – 12 лет

20 минут

1 км за 6 – 6 1/4, мин

3 – 3,5 км

13 – 15 лет

30 минут

1 км за 5 1/2, – 6 мин

до 5 км

16 – 18 лет

30 минут – 1 час

1 км за 5 – 5 1/2, мин

до 10 км
  1   2   3   4