Скачать 310.54 Kb.
Дата06.09.2019
Размер310.54 Kb.

Толстенко Людмила Ивановна




Муниципальное казенное учреждение

«Научно-методический информационный центр»



ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ у детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ.

Толстенко Людмила Ивановна,

воспитатель МБДОУ – д/с №56

Белгород

2015


Содержание
Информация об опыте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 3
Технология опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Результативность опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18


Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Раздел I

Информация об опыте
Условия возникновения, становления опыта

Дошкольные учреждения выполняют задачу большой значимости - подготовку детей к обучению в школе. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу - формирование нового человека. В условиях современного динамично развивающегося мира, роста научно-технического прогресса и небывалой трудовой и политической активности масс особое значение приобретают вопросы трудового воспитания подрастающего поколения. Проведённая мной психолого-педагогическая диагностика по выявлению уровня развития трудовых представлений, навыков и умений, а также анкетирование родителей показало, что у детей недостаточно сформированы необходимые для детей дошкольного возраста требуемые навыки и умения. Не секрет, что родители слишком опекают своих детей, им не предоставляется достаточной самостоятельности, родители считают, что главное- это интеллектуальное развитие ребёнка. А ведь дошкольный возраст- ответственная и благодатная пора, когда ребёнок с радость открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. При этом труд входит в жизнь ребёнка радостно и помогает в его всестороннем развитии. Основная цель педагогики - подготовить ребенка к мирской ,повседневной жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия – добросовестный труд с малых лет. Об этом – многочисленные пословицы, сказки, былины, идея которых отражена в мудром изречении - «Без труда нет добра.». Отметим: «добро» в народном понимании - это не столько созданные трудовыми усилиями реальные продукты, сколько (и это главное!) заключение в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, в трудовом воспитании значимым становиться еще один аспект- содействие развитию личности, формированию волевых проявлений, произвольности поведения, потребности в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. С успехами трудового воспитания связываются надежды на счастливую достойную жизнь человека. Уже на ступени дошкольного ребенок испытывает ощущение счастья, если, участвуя в труде, он проявляет самостоятельность, настойчивость, сноровку, ловкость, смекалку получает одобрение и признание окружающих людей. Для старших дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Именно влияя на чувства, воспитатели и родители могут успешнее вызвать у них желание « поступать хорошо и не делать плохо». Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию детей старшего возраста, играющему важную роль в формировании нравственно-волевых качеств личности ребенка. Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослому иногда легче сделать что-то самому, чем ждать, когда его малыш справиться с заданием. Как показывает опыт, методика трудового воспитания, при всей ее разработанности нуждается в дополнении, обновлении, переосмыслении некоторых положений, наполнении их новым значением. Однако бережное отношение к тому, что создано педагогами прошлых времен, мы должны сохранить, чтобы не пришлось начинать все сначала.

Опираясь на важность и необходимость формирования нравственно – волевых качеств личности в дошкольном возрасте, и проблему способа решения данного вопроса, мы обратились к технологии «трудовое воспитание детей в природе».



Почему? Да потому, что автор опыта считает, что именно использование данной технологии поможет воспитанникам стать друзьями не только на время выполнения общих заданий в детском саду, формированию их доброжелательного отношения к друг другу, но и их симпатии и заинтересованности в успехах других, которые переходят на жизнь и вне стен детского сада, становятся качествами их личности. А это - уже успехи нравственного воспитания - помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Таким образом, непосредственной задачей считаем необходимость дать правильное направление трудовому воспитанию ребёнка, которое неизменно остается важной составной частью педагогического процесса.



Актуальность опыта

Актуальность заявленной темы очевидна, так как за последние годы учёные-психологи и педагоги пришли к заключению, что процесс становления человека сложен, многогранен и имеет базисное значение для формирующейся личности. Именно дошкольный возраст – время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств и формирования нравственных качеств личности. Среди образовательных задач, выдвигаемых обществом - вопросы нравственно-трудового (социального) воспитания дошкольников. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значимости в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка, в ближайшем будущем ученика школы.

В последние годы прослеживается весьма настораживающий факт: во многих программах (исключая «Детство») практически игнорируется термин «нравственно-трудовое воспитание». В лучшем случае авторы ограничиваются включением этого термина в разные виды предметно- продуктивной деятельности (конструирование, театральная, изобразительная, музыкальная). Каждая деятельность преследует определенную цель, содержание, методы воспитания. Чем она разнообразнее, тем интереснее жизнь ребенка и приобретаемый им опыт. Волевые усилия, формирующиеся в ходе трудовых занятий, сказываются положительно на достижении результата в других видах. Положительный результат - это уже показатель успеха; успех в свою очередь стимулирует развитие к деятельности, а в итоге - развивает личность (А.В.Запорожец, Т.А.Репинаи др.) Отказываясь от трудового воспитания, мы не только обедняем жизнь детей, но и тормозим их дальнейшее развитие.

Таким образом, обнаруживается противоречие между социальной значимостью, необходимостью повышения уровня сформированности нравственно-волевых качеств личности старшего дошкольника в процессе трудовой деятельности и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях дошкольного образования.



Ведущая педагогическая идея опыта состоит в создании психолого–педагогических условий, обеспечивающих педагогическое воздействие не только и не столько на формирование у ребенка определенных трудовых навыков, а, прежде всего, решение задач нравственно-трудового воспитания.

Длительность работы над опытом

Работа по разрешению противоречия между необходимостью повышения уровня сформированности нравственно-волевых качеств личности дошкольника и недостаточной технологической проработкой этого процесса велась поэтапно на протяжении нескольких лет. Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности нравственно-волевых качеств у детей.

На формирующем этапе была проведена апробация технологии «Трудовое воспитание дошкольников в природе» Диагностика нравственно-волевых черт личности детей на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы

Диапазон опыта

Работа по данной теме охватывает систему работы по обучению старших дошкольников трудовой деятельности в природе, организует его непосредственную деятельность через:

- организованную деятельность детей – занятия, знакомство с трудом взрослых, труд в природе, коллективный труд, занятия-проекты, экскурсии, тренинги;

- совместную деятельность взрослых и детей – драматизации сказок, беседы воспитателя и ребенка, проблемные ситуации, логические задачи, наблюдение, общение в процессе труда, чтение художественной литературы;

- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры, художественно-творческая деятельность;

- работа с семьями воспитанников.



Теоретическая база опыта

За основу опыта мы взяли положения А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, Т.А.Марковой, В.Г.Нечаевой, Р.И.Жуковской, А.В.Запорожца, М.И. Лисиной, Л.Ф.Островской, Р.С.Буре, Г.Н.Годиной, А.Д.Шатовой и других представителей отечественной педагогики и психологии, уделявших большое внимание трудовому воспитанию детей в соответствии с их психологическими и физиологическими возможностями и условиями воспитания. Также учтён и зарубежный опыт, т.е. использовалось то, что приемлемо для традиций национальной культуры нашей страны. Особое внимание уделили методике обучения. Она разработана в соответствии с основными дидактическими принципами (связь с жизнью, систематичность и последовательность в обучении, наглядность и др.).



Настольными книгами стали: программа экологического образования детей «Мы» Н.Н. Кондратьевой, программно-методическое пособие «Нравственно-трудовое воспитание дошкольника» Л.В Куцаковой, «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» М.А Васильевой, изучены статьи об опыте работы детских садов, публиковавшиеся в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребёнок в детском саду» по ознакомлению детей с природой, организации их трудовой деятельности».

Проблема формирования у дошкольников психологических предпосылок трудовой деятельности, ее элементов достаточно обстоятельно изучена еще в 60-е годы. Трудами Д.Б.Эльконина, Я.З.Неверович, В.Г.Нечаевой, Т.А Марковой, В.И.Логиновой, Р.С.Буре и многих других заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Ее суть: в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение действовать целесообразно, дифференцировать действия в связи с особенностями используемых предметов, материалов, развивать способность заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность их выполнения и др.); трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Обязательный компонент трудовой деятельности дошкольника (как и у взрослого) - результат. Педагоги определяют труд как целесообразную деятельность человека, требующую умственных и физических усилий, направленную на видоизменение и приспособление предметов природы для своих потребностей. Касаясь проблемы трудового воспитания детей, следует отметить, что здесь следует различать два аспекта. Первый – сам труд, т.е. практическая деятельность, связанная с трудом. Второй – трудовое воспитание в процессе самой деятельности. Оба эти аспекта должны реализоваться одновременно. Да, это не так просто. Еще в 70-80-е годы, когда разрабатывалась методика трудового воспитания, ведущие специалисты предупреждали: недопустимо подменять труд взрослых трудом детей. Труд детей дошкольного возраста (а не игра в труд) может и должен быть только средством воспитания. В этом его главное отличие и особенность. Обязательный компонент трудовой деятельности дошкольника (как и у взрослого) - результат, имеющий продуктивную ценность. (Объективно продукты детского труда не имеют особого значения для окружающих). Это так, однако, они важны для самого ребенка, вложившего в них много физических, умственных, волевых усилий. Задача взрослого - соблюдать разумное соотношение меры детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился. Темп современной жизни настолько напряжен, что взрослому иногда легче сделать что-то самому, чем ждать, когда его малыш справиться с заданием. Интерес ребенка с первых лет его жизни к труду, желание принять участие в труде взрослых, действовать самому поддерживает семья, дошкольное учреждение. Как велика потребность в такого рода деятельности в детях - общеизвестно. Важно, чтобы они чувствовали себя полноценными участниками совместного труда, когда их усилия поддерживают взрослые. Мы считаем, что деятельность дошкольника, его интерес к труду укрепляет только взрослый, умеющий создать в своем подопечном эмоционально – положительный настрой для выполнения задания, поддерживающий его усилия, вовремя помогающий и подчеркивающий полезность осуществленной работы. Нетерпение, раздражительность, перебранки, споры в присутствии детей, отрицательные отзывы о своей работе полностью исключаются (см. исследования Д.О.Дзинтере). Дети принимают все всерьез и делают вывод о том, сколь тягостен труд. Чтобы привить ребенку желание трудиться, немаловажное значение имеет содержание труда. В этой связи уместно процитировать слова И.Кона: « Все народы во все времена хотят воспитывать своих детей честными, сильными, трудолюбивыми. Вопрос заключается в том, какой конкретный смысл вкладывается в содержание этих общечеловеческих ценностей и какими средствами и насколько эффективно общество добивается их осуществления». Главная цель трудового воспитания детей старшего возраста - это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности и важности труда. Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. Социально-нравственное развитие старшего дошкольного возраста, процесс приобщения его труду возможны только при условии правильной организации трудовой деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Алгоритм организации трудовой деятельности включает в себя постановку цели, мотивацию труда, планирование деятельности, овладение трудовыми навыками и способами работы, сам процесс труда, получение результата и его оценку. При этом важнейшими являются мотивы (побуждения) той или иной работы и эмоционально ценные условия ее протекания. Значение материальных результатов детского труда и его социальная значимость весьма относительны. Но задачи и содержание некоторых видов трудовой деятельности ребенка (помощь взрослым по хозяйству, уход за животными уголка и т.д.) аналогичны задачам и содержанию труда взрослых. Результаты некоторых трудовых процессов, выполняемых детьми, оказываются полезными не только для ребенка, но и для более широкого круга людей, значит, труд дошкольников может быть социально значим (естественно, с учетом их возможностей). Своеобразие труда детей дошкольного возраста в том, что он тесно связан с игрой: игровые ситуации помогают им выполнять работу с большим интересом, добиваться лучших результатов. Однако нельзя превращать труд в игру. Да и сами 5-6-е дети, как правило, отделяют труд от игры, начинают относиться к нему серьезно, с чувством ответственности за его результаты.

7. Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы применения известных методик и технологий по трудовому воспитанию дошкольников в природе, в результате реализации которых повышается уровень сформированности у детей нравственно-волевых качеств личности.




  1. Технология описания опыта

Обнаруженное нами противоречие между социальной значимостью, необходимостью повышения уровня сформированности нравственно-волевых качеств личности старшего дошкольника в процессе трудовой деятельности и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях дошкольного образования, явилось фактором разработки педагогической технологии и апробации ее на практике.

Поскольку современное общество, под влиянием различных факторов, повысило требования к своим членам. А высокая коммуникабельность, жесткий самоконтроль, высокий уровень внутренней культуры являются неотъемлемыми характеристиками не только в производственной деятельности, но и в повседневной жизни. То необходимо говорить об актуальности, формирования всех этих качеств с раннего детства.

Поэтому целью нашей деятельности является обеспечение положительной динамики формирования нравственно – волевых качеств детей при подготовки их к школьному обучению путем внедрения в работу педагогической технологии «трудовое воспитание детей в природе».

Для решения поставленной цели нами определены следующие задачи:



  1. Определить основные направления работы по данной теме.

(Приложение №1)

2. Разработать формы и виды организации трудовой деятельности с детьми, родителями. (Приложение№1)

3. Разработать систему планирования. (Приложение №2)

4. Подобрать необходимое оборудование и инвентарь, необходимый детям для работы. (Приложение №3)

5. Обеспечить методическое сопровождение данного направления работы.

6. Уточнить и систематизировать представления детей о труде взрослых.

7. Закрепить полученные знания и развивать на их основе уважение детей к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребёнку предстоит жить, воспитывать трудолюбие, сознательное отношение к учению, стремление к созидательной деятельности, интерес к труду взрослых, формировать трудовые навыки, привычку к трудовому усилию, положительные взаимоотношения между детьми, самостоятельность, целеустремлённость, развитие настойчивости в выполнении трудовых действий.

8. Создать условия для применения детьми трудовых умений и навыков.

Опираясь на возрастные психофизические и интеллектуальные особенности детей старшего дошкольного возраста, выделим ряд моментов, которые необходимо учитывать при решении данных задач:

-Учитывать особую значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка.

-Воспитывать у детей привычку к постоянной занятости.

-Формировать у детей устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду, желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым.

-Воспитывать у детей бережное отношение к результатам труда.

-Приучать экономно расходовать материалы.

-Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать интересы и склонности детей, развивать их творческую активность.

-Необходимо знать, что, выполняя ту или иную задачу, каждый ребенок должен затрачивать определенные усилия в соответствии с его возможностями. Постоянная недостаточная нагрузка ведет к приучению ребенка трудиться без напряжения, искажает его представления о труде.

- Учитывать физические возможности, состояние здоровья и индивидуальные особенности каждого ребенка.

-Формировать у детей трудовые умения и навыки.

-Обеспечивать детям четкий и грамотный показ приемов работы.

-Чаще практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и школьников, дошкольников и взрослых.

-Особое внимание важно уделять воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к разным видам труда.

-Необходимо чаще подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы труда (Приложение №1).

-Работу по трудовому воспитанию необходимо осуществлять в тесном контакте с семьей, с этой целью важно знакомить родителей с содержанием труда в детском саду, использовать разнообразные формы педагогического просвещения.

-Планируя воспитательную работу, важно знать, что в утренние часы во время приема детей необходимо включать их в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение, поэтому это время благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.

-Целесообразно с наибольшей пользой использовать утренние и вечерние прогулки, наполнять их разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей.

-Важно, чтобы труд детей во второй половине дня был содержательным и включал различные виды ручного труда, хозяйственного и труда в природе, совместного и индивидуального. Это удобное время для работы с родителями.

Работу по формированию нравственно-волевых качеств у детей в процессе трудовой деятельности в природе мы начали с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, которые проводились в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.

Результаты обследования позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению. (Приложение №5)

Воспитание трудовых навыков возможно только на основе личного примера взрослых, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах трудового воспитания детей между детским садом и семьей. Наше сотрудничество с родителями началось с изучения их знаний и умений по данной теме. (Приложение №6)

Отбор доступного детям содержания осуществлялся на основе принципов построения программы «Детство» В.И. Логиновой, требованиями парциальной программы «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаевой и результатов диагностики знаний и умений по трудовому воспитанию у старших дошкольников.

Творчески переработав материал, мы разработали конспекты учебно-игровых занятий по экологическому и познавательному развитию (Приложение №7), подобрали художественные произведения (Приложение №8), составили перспективный план работы на год (Приложение №3), картотеку опытов (Приложение №9), растения в народных приметах (Приложение №4), комнатных растений, аквариумных рыб и дидактических игр.

Оформили «Уголок природы», где проводим с детьми наблюдения, труд и опыты. Наш девиз: «Человек часть природы. Она это ты. Ты это она» Дежурные ежедневно отмечают в календаре наблюдений состояние погоды, температуру в помещении и на улице, число, месяц, день недели, делают зарисовки, сочиняют, занимаются творчеством. Здесь же выставляются фотографии дежурных, чтобы другие ребята знали: кто сегодня в ответе за благополучие «братьев наших меньших»? В «журнале наблюдений» также отмечают состояние растений, рыб, птиц.

Эстетически организованная среда – важное условие для осуществления трудового воспитания детей. Поэтому большое внимание уделено подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлагаемого детям для работы (учитывается соответствие размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления) (Приложение №3)

Принципы нашей работы – движение к свободе и достоинству каждого ребенка, создание необходимых условий для развития его индивидуальности. Обеспечение психологического комфорта.

Учитываем также принцип интеграции – взаимосвязь разных видов деятельности, так как считаем, что трудовое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребенка (например, чтобы познакомить детей с трудом взрослых, педагог организует экскурсии, беседы, проводит сюжетно-ролевые и дидактические игры, читает художественную литературу, предлагает нарисовать людей разных профессий и т.п.). Особо выделяем еще один принцип, без которого невозможно трудовое воспитание.

Это принцип «Сам!». Ведь научиться чему-либо человек может только сам, если захочет и испытает потребность в той или иной деятельности. Вот почему в работе с детьми большое внимание уделяем семи «сам».


САМ- Самостоятельность, самовыражение, самоутверждение, самоконтроль, самооценка, самообучение, самовоспитание.


Определяющая позиция педагога при этом – помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развить желания и потребности ребенка в получении определенных трудовых умений (доступных возрасту ребенка).

Мы выделили следующие виды детского труда:

-самообслуживание

-хозяйственно-бытовой труд

-труд в природе

-ручной труд

Определили формы и виды организации трудовой деятельности. (Приложение №1)

Основной формой общения с детьми считаем сотрудничество. Рассматриваем труд как средство умственного воспитания детей, поскольку труд способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, признает мир социальных отношений между людьми.

Определяющим направлением в организации труда детей продолжает оставаться игра, которая диктуется логикой личностного развития ребенка-дошкольника. Как известно, именно при активном использовании игровых приемов в педагогическом процессе происходит соподчинение интересов. Совпадают интересы ребенка, подкрепленные игровой ситуацией, и интересы воспитателя с его педагогической позицией. Такой подход гораздо эффективнее принуждения, поэтому и позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным развитием ребенка. Также в организации трудового воспитания детей, в подборе методов и наиболее эффективных приёмов работы необходимой закономерностью стал индивидуальный подход.

1 этап - это изучение индивидуальных особенностей ребёнка - физическое состояние, особенности высшей нервной деятельности, уровень трудовых навыков.

2 этап - согласованные требования к ребёнку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными.

Обучение осуществляем на специальных занятиях и вне занятий. Проводим мероприятия с детьми в традиционной и нетрадиционной форме, различные по содержанию, с использованием моделей и алгоритмов.

В работе использовали народное творчество во всем его многообразии. В педагогический процесс трудового воспитания включили потешки, пословицы, поговорки, заклички, сказки, загадки, песни, растения в народных приметах и пр. (Приложение №4, №8)

Систему работы выстроили так, что благодаря труду смогли решать вопросы эстетического воспитания детей, видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека, научить детей замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.

Приобщаем детей к здоровому образу жизни через посильный труд. У детей укрепляются мышцы, развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.

Большое внимание в опыте уделяем развитию эмоциональной сферы ребенка. Труд входит в их жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно. Ребенок получает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам. Это достигается благодаря игровым приемам и различным методическим находкам, которые раскрываются в рекомендациях.

В группе оборудовали эколого-экспериментальный центр, где дети проводят длительные наблюдения за растениями, знакомятся с материалами и их свойствами, делают умозаключения, ставят опыты.

Ритуалом стал еженедельный «Трудовой десант». Фронт работ планируем заранее, дети самостоятельно распределяют, кто с кем будет работать, и что будут делать.

Постепенно у детей появился интерес к труду, им нравилось работать в коллективе. «Так веселее и работа спорится»- говорят воспитанники. Огромную радость дети получают от участия в оборудовании «огорода на окне», значимости своего труда и заботливого ухода за рассадой овощей и цветов. В декабре с детьми посеяли семена огурцов. Томатов. Посадили морковь на семена, лук в воду и землю. Провели серию опытов. Например: лук в холоде, в темноте, без воды и другие. Когда появились первые ростки. Дети очень радовались, дежурные зарисовали результаты в альбом наблюдений. Ежедневно дети заботились о растениях и терпеливо ожидали урожай. С гордостью дети собирали свой урожай (огурец- 20 см., лук- 22 см., томаты-0,5 кг.), а цветы на клумбе цвели целое лето и дарили радость детям и взрослым.

В марте провели познавательное занятие «Черенкование комнатных растений» (Приложение №7), дети не только познакомились со способами размножения комнатных растений, но и с большим желанием ухаживали за ними, ждали, когда черенки приживутся, следили, чтобы на неукоренившиеся ещё растения не попадали прямые солнечные лучи, опрыскивали их. Поливали. Ведь эти маленькие растения готовились на подарок маме. От такого подарка были в восторге все. Подросшие растения пересадили затем в горшки и пополнили ими свой уголок природы, а часть подарили малышам.

Благодаря системной работе по проблеме мне удалось создать в группе комфортную обстановку, сплотить детский коллектив, воспитать добрых и заботливых детей. Психолого-педагогическая диагностика «Мои друзья» показала, что морально-психологический климат в группе хороший, так как выявленный показатель удовлетворённости детей своими отношениями со сверстниками составил 80%. Изолированных детей нет.

При решении воспитательно-образовательных задач интегрируем содержание педагогического процесса, это даёт возможность осуществлять в единстве познавательное, образовательное, эмоциональное, нравственно-волевое, практическое развитие личности каждого ребёнка.

Совместно с физкультурным руководителем разработали маршруты экскурсий и походов за пределы детского сада. К организации и проведению привлекали родителей. Полученные эмоциональные впечатления давали почву для творчества детей: ребята сочиняли стихи, сказки, делали поделки из природного материала, собранного своими руками, оформили альбом из фотографий, сделанных на экскурсиях. Изготовили панно «Воспоминания об осени». На экскурсиях мы не только наблюдали и отдыхали, но и собирали природный материал, проводили игры, викторины, соревнования.

Систематически сотрудничаем с родителями, которые являются участниками педагогического процесса, в курсе всех событий группы. Воспитание трудовых навыков возможно только на основе личного примера взрослых.

В рамках работы с родителями проводим следующие мероприятия:

-родительские собрания по теме трудового и нравственного воспитания детей;

-дни открытых дверей;

-лекции и консультации «Руководство трудовой деятельностью детей», «Экологическая азбука для детей», «Трудовое воспитание старших дошкольников» (Приложение №10)

- просмотр видеофильмов: фрагментов занятий, праздников, игр, презентаций.

- распространение памяток «Основы нравственных отношений в семье», «Подарите детям радость труда», «Постулаты здоровья»;

- оформление стендов «Труд кормит, лень портит», «Радость в труде», «Воспоминания об осени»;

- выставки совместных творческих работ «Рыбки в аквариуме», «Осенние мотивы», «Наш огород на окне»;

- наглядная информация;

- круглый стол «Что такое нравственное воспитание?», «День знаний – правила ухода за растениями»;

- фотовыставки «Наше лето», «Экскурсия в сосновый бор»

Мы смогли привлечь внимание родителей к трудовому воспитанию детей, сделать из равнодушных наблюдателей активных помощников. Таким образом, целенаправленная работа дала позитивные результаты: у детей появился повышенный интерес к труду, ответственность за порученное дело, чувство взаимопомощи, улучшились трудовые навыки и умения. Достижение положительного результата достигнуто в результате:

- системности работы;

- доступности ее содержания детям;

- интеграции – установлении соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности;

- экологизации образовательного процесса;

- теоретизации содержания, связанной с формированием у ребенка умений выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.

Хорошие результаты позволили поделиться опытом своей работы с коллегами: консультации «Совместная деятельность взрослых и детей в природе, её значение в процессе экологического воспитания», «Природа и человек, их взаимосвязь» презентация «Огород на окне» (Приложение №11) Надеемся, что наша работа поможет воспитанникам легко адаптироваться в социуме, самостоятельно справляться с любыми проблемами и трудностями, которые могут возникнуть на их пути, легко влиться в школьный коллектив. Ведь любовь к природе достигается не словами, а тем, как человек знает её, как умеет и любит трудиться в природе, стремится к её улучшению, к бережному отношению.




  1. Результативность опыта

Первые результаты работы стали видны не сразу. Потребовалось время, чтобы максимально обеспечить педагогические и материальные условия для каждого ребёнка в группе, что является базовым условием реализации поставленных задач. Наиболее наглядны изменения в коммуникативной и поведенческо-деятельностной сфере. Постепенно микроклимат в группе стал более спокойным, снизилось число проявления неадекватного социального поведения. Но так как именно познавательный компонент социального опыта раскрывает социальную информированность дошкольников относительно представлений о социально приемлемых и неприемлемых способах действий и отношений, уровень освоения предложенного материала выявила диагностика. Для проведения диагностики мы пользовались критериями, предложенными разработчиками программы «Детство».

Комплексная диагностика включает в себя следующие задачи:

1. Определить уровень социальной компетентности старших дошкольников о значимости труда сотрудников детского сада, названия данных профессий, трудовые процессы, выполняемые этими людьми, какие знают профессии, представление о структуре конкретного трудового процесса.

2. Выявить уровень практических умений и навыков деятельности детей в природе.

3. Установить уровень сформированности нравственно-волевых качеств личности у детей, осознанного понимания ребенком необходимости выполнения трудовых процессов.

Критериями знаний детей стали следующие показатели:

- объем и полнота знаний о предметном мире, о значимости труда взрослых (по разделам);

- точность и аргументированность суждений о необходимости трудиться в природе, стремиться к её улучшению, бережному отношению.




Раз-делы

Показатели

Методики

Оце-нка

Ребёнок познаёт предметный мир.

1. имеет представление, что предметы- результат труда многих людей

2. знает, какие предметы нужны человеку в зависимости от его действий

3. знает правило «каждой вещи- своё место» и следует ему

4. правильно обследует предмет

5. понимает, чем опасны некоторые предметы

Методика «Исключение лишнего»

Д/и «Художники»;

Д/и «Опасные предметы»;

Д/и «Предметы труда»

Беседа по сюжетным картинкам

Д/и «Такие разные слова»

(разница слов «экономный», «бережливый», «жадный».)

Наблюдение


См. критерии

Труд взрослых

1. Выявления знаний:

а) о разных видах труда

б) о том, что труд-это деятельность, в результате которой создаются необходимые людям материальные ценности.

в) о правилах обращения с инструментами и бытовой техникой.

г) о структуре трудового процесса

2. Понимаю значимость труда людей непроизводственной сферы.

3. Испытываю чувство уважения и благодарности к людям, создающим разнообразные предметы и ценности.

Д/и «Угадай профессию»

Д/и «Кто огромный труд вложил, чтобы ты костюм носил?»

Д/и «Кем я буду?»

Методики «Без хлеба не обойтись», «Прачечная», «Конкурс кондитеров», «Хочу все знать»

Д/и «Позвони» = вопросы


Наблюдение

См. критерии

Практическая деятельность детей в природе.

1. Выявление знаний:

а) о комнатных растениях

б) о содержании растений в чистоте (рыхление, полив, опрыскивание)

в) о размножении

г) о труде на участке, огороде

д) об уходе за животным в уголке природы

2. Отношение детей к природе


Моделирование «Разложи картинки по порядку», «способы ухода за растениями»

Д/и «Узнай по описанию»

Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо»

Д/и «О чём сегодня просит нас цветок»

Д/и «Я поступил хорошо, когда…»

Поручения, труд, наблюдение




См. критерии

Представленная диагностика помогает проанализировать содержание компонентов опыта деятельности детей в природе, и факторы, обуславливающие корректировку нашей работы по формированию нравственно-волевых качеств личности дошкольника. Критериями оценки выступают 3 уровня знаний, умений и навыков:

- высокий,

- средний,

- низкий.

Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года.



Уровень социальной информированности дошкольников по теме

«Труд в природе»; (%)





высокий

средний

низкий

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

2007-2008

29

57

64

43

7

0

2008-2009

14

33

68

67

18

0

2009-2010

35

66

65

34

0

0


Сравнительные результаты диагностики

уровня знаний и умений детей; (%)



Критерии и показатели, диагностирующие проявления настойчивости, самостоятельности и целеустремлённости у детей дошкольного возраста


Критерии

Показатели

-социальная ориентация;

-готовность

к самоорганизации


-умение поставить цель, спрогнозировать деятельность и результат. Выполнить задание в соответствии с намеченным планом;

-стремление доводить начатое дело до конца, добиваясь качественных результатов.



-готовность к рефлексивной деятельности

-самоанализ, самоконтроль и адекватная самооценка результатов своей деятельности;

-социально-ценная мотивация, ответственность за результат и последствия своих поступков;

-способность получать удовлетворение от деятельности

-методика «Цветовой тест отношений»-Дерманова И.Б.



-самостоятельность;

-готовность к ответу за своё поведение



-потребность в активной самореализации своих возможностей

--способность нестандартно реализовать собственный замысел на основе полученных знаний и умений, преодоление трудностей в ходе выполнения;

-способность отвечать за свои поступки перед обществом и самим собой.



Сравнительные результаты диагностики уровня сформированности у дошкольника нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, самостоятельности и целеустремлённости

Представленные в таблицах результаты позволяют сделать выводы:

1.У детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.

2.Сформировалась положительная мотивация к труду в природе.

3. Заметно изменились отношения между детьми в процессе труда

4. Дети стали активнее участвовать в разных видах повседневного труда

5. Труд стал результативен

6. У большинства детей ярко выражено стремление к самостоятельности

7. Повысился уровень сформированности таких нравственно-волевых качеств как настойчивость, целеустремлённость, готовность к самоорганизации.

Мы смогли привлечь внимание родителей к трудовому воспитанию детей, сделать из равнодушных наблюдателей активных помощников, родители являются участниками всех праздников, мероприятий, проводимых в ДОУ и микрорайоне. Таким образом, целенаправленная работа дала позитивные результаты: у детей появился повышенный интерес к труду, ответственность за порученное дело, чувство взаимопомощи, улучшились трудовые навыки и умения. Для определения микроклимата в группе использовались тесты «Два домика», «Поиграем в день рождения». Психолого-педагогическая диагностика «Мои друзья» показала, что морально-психологический климат в группе хороший, так как выявленный показатель удовлетворённости детей своими отношениями со сверстниками составил 90%. Изолированных детей нет.



Сравнительные результаты диагностики эмоционального благополучия ребёнка в группе сверстников.- «Мои друзья» (%)

Показатель удовлетворённости детей своими отношениями со сверстниками (%)
Мы считаем, что систематичность, плановость, использование различных форм и методов работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей дает возможность нашим воспитанникам адаптироваться в любой социально-экономической ситуации современного общества.

Исходя из этого, можно сделать вывод: уровень сформированности нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста значительно повышается, если в образовательном процессе дошкольного учреждения реализуется педагогическая технология трудового воспитания детей в природе.



Библиографический список


  1. Аксёнов Д.Е. О трудовом воспитании. - М.: Просвещение, 1982г.- 336с.

  2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. –ТЦ Учитель, г. Воронеж, 2005г.-79с.

  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. –ТЦ Учитель, г. Воронеж, 2004г.-132с.

  4. Буре Р.С., Година Учите детей трудиться. –М.: Просвещение,1983г. -144с.

  5. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. –М.: Просвещение. 1989г. -96с.

  6. Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

–М.: Просвещение, 1984г. -95с.

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. –СПб.: Детство-пресс, 2003г. -332с.

  2. Джейн Уокер Природоведение- погода. –ООО Издательство Фламинго,1996г. -32с.

  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. –М.: ТЦ Сфера, 2001г. -192с.

  4. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. –СПб.: Детство-пресс,2002г.; 41-42с.

  5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2004г. -224с.

  6. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2004г. – 162с.

  7. Куцакова Нравственно-трудовое воспитание дошкольника. М.: ИЦ Владос, 2004г. -204с.

  8. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. –М.: ИЦ Академия, 2002г. -59с.

  9. Мазурина А.Ф. Труд и наблюдения в природе. –М.: Просвещение. 1969г. -227с.

  10. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. –М.: Просвещение, 1984г. -160с.

  11. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2007г. – 96с.

  12. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 2004г. -226с.

  13. Степанова В.А., Королёва И.А. Листок на ладони. СПб.: Детство-пресс, 2004г. -234с.


Приложение
Приложение №1 - Схемы.
Приложение №2 - Планирование
Приложение №3 - Примерный набор оборудования для детского труда
Приложение №4 - Растения в народных приметах
Приложение №5 - Диагностика
Приложение №6 - Анкеты для родителей
Приложение №7 - Конспекты учебно-игровых занятий
Приложение №8 - Пословицы и поговорки
Приложение №9 - Картотека опытов
Приложение №10 –Консультации для родителей
Приложение №11 –Консультации для педагогов