Скачать 387.69 Kb.
Дата03.11.2018
Размер387.69 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

Титульный лист (бакалавриат)


    Навигация по данной странице:
  • Часы

1. Цель и задачи освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины (модуля) …Анатомия и возрастная физиология…………

(наименование дисциплины)

является - изучение основных закономерностей роста и развития организма человека в различные периоды пре- и постнатального онтогенеза.
Задачи освоения дисциплины:

  • освоить особенности роста и развития организма детей и подростков

  • освоить анатомо-физиологические особенности различных систем

органов детей разного возраста

  • освоить основные гигиенические требования к учебно-воспитательному

процессу.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла ООП бакалавриата.

(ГСЭ, МЕН, профессиональный; базовая и вариативная части)


Дисциплина адресована…профиль – 44.03.02.01п «Психология и социальная педагогика», 44.03.02.01а «Психология и педагогика дошкольного образования»

1-й год обучения

(профиль подготовки, год обучения)
Для успешного освоения дисциплины должны быть сформирована(ны)………..

ОК-11 ……. компетенция(и) на пороговом уровне.

(пороговый, повышенный, продвинутый)

Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению

…Возрастная психология…..

(каких дисциплин)


Программа дисциплины построена линейно-хронологически,

(линейно-хронологически, блочно-модульно, др.)


в ней выделены разделы 2 раздела: 1) Основные закономерности роста и развития организма человека; 2) Возрастные особенности строения и функционирования систем организма.

3. Компетенция(и) обучающегося, формируемая(ые)

в результате освоения дисциплины

ОК-11 - выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать:

  • 1) Основные закономерности роста и развития биологического

организма.

  • 2) Анатомо-физиологические особенности различных систем

органов детей разного возраста

  • 3) Основные гигиенические требования к учебно-воспитательному

процессу.



  • Уметь: 1) Адекватно оценивать уровень развития детей различного

возраста.

профессиональной деятельности.


  • Владеть: 1) Методами оценки уровня анатомо-физиологического психического развития детей различного возраста.


4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

(1 семестр)



п/п


Разделы, темы


дисциплины

Неделя


семестра

Виды учебной работы

(в часах)



Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям семестра)


Формируемые

компетенции (код)


Л.

Лаб

Сам.

раб.


1.

Раздел 1.

Основные закономерности роста и развития организма человека


1 – 6

12


12





ОК-11

2.

Тема 1.1.

Понятие возрастной физиологии. История науки. Связь с другими науками.



1


2




2








3.

Тема 1.2.

Методы возрастной физиологии.


2

2




2





4.

Тема 1.3.

Понятие роста и развития детского организма.


3

2




2





5.

Тема 1.4.

Понятие онтогенеза.


4

2




2





6.

Тема 1.5.

Основные законы и закономерности развития организма детей и подростков.



5


2





2



7.

Тема 1.6.

Акселерация и ретардация.


6

2




2





8.

Раздел 2.

Возрастные особенности строения и функционирования систем организма.



7 – 18


24


36


24





ОК-11

9.

Тема 2.1.

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.


7

2

2

2





10

Тема 2.2.

Возрастные особенности системы крови.


8

2

2

2





11

Тема 2.3.

Возрастные особенности иммунной системы.


9

2

2

2





12

Тема 2.4.

Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.


10

2


4

2





13

Тема 2.5.

Возрастные особенности системы дыхания.


11

2

4

2

Рубежный тест



14

Тема 2.6.

Возрастные особенности системы пищеварения и обмена веществ.



12


2


4


2





15

Тема 2.7.

Возрастные особенности мочеполовой системы.


13

2

2

2





16

Тема 2.8.

Возрастные особенности эндокринной системы.


14

2

2

2





17

Тема 2.9.

Возрастные особенности центральной нервной системы (ЦНС).


15


2

4

2





18

Тема 2.10.

Возрастные особенности высшей нервной деятельности (ВНД).


16

2

4

2





19

Тема 2.11.

Возрастные особенности анализаторов.


17

2

4

2




20

Тема 2.12

Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса


18

2

2

2

Рубежный тест





Форма промежуточной аттестации – экзамен

Семестр 1
5. Содержание дисциплины

Часы


5.1. Темы лекционных занятий

(2ч)


1. Понятие возрастной анатомии и физиологии. История науки. Связь с другими науками.

Предмет возрастной физиологии. Возрастная физиология как учебный предмет. Задачи курса «Возрастная физиология». История возрастной физиологии (педагоги-гуманисты XIV-XVI вв., Ратке и Я. Каменский, Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, М. Ломоносов, Бецкий, И.М. Сеченов, Н.П. Гундобин, Н.А. Бернштейн, А.А. Маркосян, В.М. Бехтерев, А. Аршавский). Связь возрастной физиологии с общей анатомией и физиологией, генетикой, экологией, эмбриологией, педагогикой, возрастной психологией и др.



(2ч)

2. Методы возрастной физиологии.

Роль наблюдения и эксперимента в возрастной физиологии. Естественный, лабораторный и острый (хронический) эксперимент. Метод поперечных и продольных срезов. Близнецовый метод. Метод телеметрии.



(2ч)

3. Понятие роста и развития детского организма.

Рост и развитие в возрастной физиологии. Их взаимосвязь. Закономерности перехода количественных элементов в качественные новообразования.



(2ч)

4. Понятие онтогенеза.

Биогенетический закон Геккеля - Мюллера. Пре- и постнатальный онтогенез. Их стадии. Возрастная периодизация и ее критерии.



(2ч)

5. Основные законы и закономерности развития организма детей и подростков.

Этапность, гетерохрония, гармоничность, принцип опережающего развития, возрастные кризисы.



(2ч)

6. Акселерация и ретардация.

Понятие акселерации. Эпохальная (вековая) и внутригрупповая акселерация. Генетические, гелео-физические, социально-экономические причины.

Понятие ретардации и ее причины.


(2ч)

7. Опорно-двигательный аппарат и его возрастные особенности.

Скелет. Строение кости. Химический состав костей и его возрастные особенности. Рост и развитие костей. Суставы. Части скелета и их возрастные особенности. Строение и функции мышц. Классификация мышц. Гетерохрония в созревании мышц. Возрастные особенности силы и выносливости мышц. Регуляция движений.



(2ч)

8. Возрастные особенности системы крови.

Строение и функции крови. Плазма и ее состав. Форменные элементы, возрастная динамика их численности. Возрастные особенности свертывания крови. Группы крови и резус-фактор. Резус-конфликт матери и плода.



(2ч)

9. Возрастные особенности иммунной системы.

Понятие и виды иммунитета. Неспецифический (врожденный) и специфический (приобретенный) иммунитет. Центральные и периферические органы иммунной системы. Механизм иммунного ответа. Первичный и вторичный иммунный ответ. Активная и пассивная вакцинация в различные возрастные периоды. Возрастные особенности иммунной системы.



(2ч)

10. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

Строение сердца и его возрастные особенности. Возрастные особенности ЧСС. Сосуды, строение и возрастные особенности. Круги кровообращения. Кровообращение плода. Возрастные особенности АКД. Явление юношеской гипертонии. Нейрогуморальная регуляция сердечно-сосудистой системы и ее возрастные особенности.



(2ч)

11. Система дыхания и её возрастные особенности.

Понятие дыхания. Внешнее и внутреннее (тканевое) дыхание. Воздухоносные пути и их возрастные особенности. Строение и функционирование легких и их возрастные особенности. Физиологические объемы легких и их возрастные особенности. Нейрогуморальная регуляция дыхания и ее возрастные особенности.



(2ч)

12. Возрастные особенности системы пищеварения и обмена веществ.

Отделы желудочно-кишечного тракта и процессы, происходящие в них. Возрастные особенности. Онтогенез зубов у ребенка. Понятие обмена веществ. Белковый, жировой, углеводный и водно-солевой обмен. Витамины и их значение. Возрастные особенности. Понятие о рациональном питании. Правило поверхности М. Рубнера.



(2ч)

13. Возрастные особенности мочеполовой системы.

Органы выделения. Почки, строение, возрастные особенности. Нефрон и его строение. Механизм мочеобразования. Возрастные особенности мочеиспускания. Проблема детского энуреза. Строение и функции мужской и женской половой системы. Возрастные особенности. Половое созревание.



(2ч)

14. Возрастные особенности эндокринной системы.

Строение и функционирование эндокринной системы. Железы и их виды. Железы внутренней секреции, их гормоны и действие. Возрастные особенности эндокринной системы.



(4ч)

15. Возрастные особенности центральной нервной системы (ЦНС).

Строение и функции отделов ЦНС. Спинной мозг, строение, функции, возрастные особенности. Головной мозг и его отделы. Строение, функции, возрастные особенности отделов головного мозга.



(2ч)

16. Возрастные особенности анализаторов.

Понятие об анализаторах. Части анализаторов. Принципы обработки информации в органах чувств.

Зрительный, слуховой, обонятельный, кожный и вкусовой анализаторы. Строение, функции и возрастные особенности.


(2ч)

17. Возрастные особенности высшей нервной деятельности (ВНД).

Понятие о высшей нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы. Торможение условных рефлексов. Возрастные особенности образования и торможения условных рефлексов. Особенности ВНД новорожденных. Особенности ВНД ребенка 1 года жизни. Понятие пищевых и игровых рефлексов. Особенности ВНД детей 2-3 лет. ВНД детей 4-6 лет. ВНД младших школьников. ВНД подростков. Особенности ВНД пожилых.



(2ч)

18. Гигиенические основы учебно-воспитательного процесса

Проблема утомления и работоспособности школьников различного возраста. Недельная динамика работоспособности. Работоспособность в течение дня. Требования к школьному расписанию в младшей, средней и старшей школе. Гигиена письма и чтения. Гигиенические требования к школьному классу. Режим для школьников разных возрастов.




5.2. Программа практических занятий

(РП не предусмотренно)


5.3. Программа лабораторного практикума

(при наличии в учебном плане)
Описание базы лабораторных занятий, форм их проведения:
Для выполнения лабораторного практикума подготовлены следующие приборы и материалы –
- кистевой динамометр

- становой динамометр

- тонометры

- фонендоскопы

- секундомеры

- спирометры

- расчётные таблицы ценности продуктов

- периметры

- аудиометр

- эстезиометры Вебера

- таблица Сивцева-Головина

- неврологические молоточки

- прибор для выработки условных рефлексов

- психотест

- 96% этиловый спирт

- медицинская вата

Занятия проводятся в специализированных лабораториях.

с соблюдением техники безопасности.

Лабораторные работы обеспечивают формирование повышенного уровня

(пороговый, повышенный, продвинутый)


ОК-11 ……компетенци(й)

(наименование, код)


Лабораторные работы помогают –

- овладеть работой с физиологическими и медицинскими приборами



- освоить опыт - оценки уровня анатомо-физиологического психического развития детей различного возраста.


Часы



Темы лабораторных занятий

Деятельность студента.

Решая задачи студент:


(2ч)

1. Измерение силы мышц кисти и спины с помощью метода динамометрии.

  • получает знания о факторах определяющих силу мышц;

  • приобретает навыки работы с кистевым и становым динамометрами.

(4ч)

2.Измерение артериального кровяного давления (АКД) и определение систолического (СО) и минутного объёма крови (МОК) расчетным путем.

  • получает знания о факторах определяющих АКД;

  • знакомится с методом измерения АКД методом Рива-Роччи – Корткова;

  • приобретает навыки работы с медицинскими приборами.

(2ч)

3. Измерение физиологических объёмов лёгких методом спирометрии.

  • получает знания об основных физиологических объёмах лёгких;

  • приобретает навыки работы со спирографом.

(4ч)

4. Составление сбалансированного рациона питания для детей разного возраста.

  • получает знания об особенностях обменных процессов у детей разного возраста;

  • получает навыки составления сбалансированного рациона питания для детей разного возраста исходя из их потребностей в питательных веществах и энергии.

(2ч)

5. Определение поля зрения методом периметрии.

  • получает знания о строении и функциях глазного анализатора;

  • получает навыки работы с периметром;

  • изучает возрастную динамику изменения поля зрения.

(2ч)

6. Определение уровня слухового восприятия с помощью метода аудиометрии.

  • получает знания о строении и функциях слухового анализатора;

  • получает навыки работы с аудиометром;

  • изучает возрастную динамику изменения слухового восприятия.

(2ч)

7. Измерение латентных периодов слухомоторной и психической реакций человека.

  • получает знания о структурно-функциональных основах передачи нервного импульса и его возрастных особенностей;

  • получает навыки работы с прибором ИПР-01.

(4ч)

8. Выработка условного защитного рефлекса на свет у человека.

  • получает знания о механизме формирования условных рефлексов и их возрастных особенностей;

  • приобретает навыки выработки условных рефлексов.

(4ч)

9. Определение скорости образования и торможения условного зрачкового рефлекса на звук у человека.

  • получает знания о механизме образования и торможения условных рефлексов;

- получает навыки

образования

условного

рефлекса у человека;



  • изучает связь скоро

сти образования и

торможения

условных

рефлексов с темпера-

ментом человека


(4ч)

10. Определение объёма кратковременной и долговременной слуховой, зрительной и образной памяти.

  • получает знания о механизмах кратковременной слуховой, зрительной и образной памяти.

  • приобретает навыки

определение объёма

кратковременной

слуховой, зрительной

и образной памяти.



(2ч)

11. Влияние текстов различного содержания на эмоциональное состояние человека.

  • получает знания о механизмах реализации эмоций;

  • учится анализировать

эмоциональное со

стояние на влияние

текстов различного

содержания.



(4ч)

12.Исследование изменений ЭЭГ и ЭМГ на умственную деятельность и эмоциональное напряжение.

  • приобретает навыки

исследования измене-

ний ЭМГ на умствен

ную деятельность и

эмоциональное на-

пряжение.




Вопросы и задания к лабораторным занятиям.
ЗАНЯТИЕ 1.
1. Строение и функции соматических мышц.

2. Какие факторы влияют на силу мышц?

3. В чем заключаются возрастные и половые особенности силы мышц?
ЗАНЯТИЕ 2.
1. Что такое артериальное кровяное давление?

2. Для чего необходимо в организме артериальное кровяное давление?

3. От каких факторов зависит величина артериального кровяного давления?

4. История изучения артериального кровяного давления.

5. Устройство тонометра и принцип его работы.

6. Возрастные и половые особенности артериального кровяного давления.


ЗАНЯТИЕ 3
1. Понятие дыхания, его значение. Внешнее и внутреннее (тканевое) дыхание.

2. Основные физиологические объемы легких.

3. Устройство стационарного спирографа.

4. Возрастные и половые особенности физиологических объемов легких.

5. Факторы, влияющие на физиологические объемы легких.

ЗАНЯТИЕ 4


1. Понятие сбалансированного рациона питания.

2. Основные минеральные и органические вещества, содержащиеся в пище и их роль в организме.

3. Витамины и их значение.

4. Возрастные потребности в основных питательных веществах.


ЗАНЯТИЕ 5
1. Зрительный анализатор. Строение и функции.

2. Понятие поля зрения.

3. Чем определяются размеры поля зрения для различных цветов?

4. Возрастные особенности поля зрения.

5. Метод периметрии. Устройство периметра.

ЗАНЯТИЕ 6


1. Природа звука. Частотно-амплитудные характеристики звука.

2. Слуховой анализатор. Строение и функции.

3. Понятие абсолютного порога слуховой чувствительности.

4. Основные патологии слухового анализатора. Тугоухость и глухота.

5. Устройство аудиометра. Метод аудиометрии.
ЗАНЯТИЕ 7
1. Законы проведения нервного импульса по нервному волокну (аксону)

2. Понятие латентного периода реакции и его составляющие элементы.

3. Возрастные особенности латентного периода реакции.

4. Возрастные особенности миелинизации нервных волокон.

5. Факторы, влияющие на время проведения нервного импульса по нервному волокну.

6. Понятие и механизм нервного утомления.


ЗАНЯТИЕ 8 и 9
1. Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД)

2. Условные рефлексы, классификация, механизм образования.

3. Возрастные особенности возбуждения и торможения в ЦНС

4. Свойства нервных процессов и динамика их созревания.

5. Возрастные особенности образования и торможения условных рефлексов.

6. Возрастные особенности созревания безусловного зрачкового рефлекса.

ЗАНЯТИЕ 10
1. Понятие нервной памяти. Виды памяти.

2. Возрастные особенности слуховой, зрительной и образной памяти.


ЗАНЯТИЕ 11
1. Понятие эмоций. Виды, значение эмоций.

2. Возрастные особенности эмоций

ЗАНЯТИЕ 12
1. Понятие о электроэнцефалограмме (ЭЭГ) и электромиограмме (ЭМГ).

2. Природа ЭЭГ и ЭМГ. Механизм формирования ЭЭГ и ЭМГ

3. Влияние различных факторов на ЭЭГ и ЭМГ.

4. Возрастные особенности ЭЭГ и ЭМГ.


5.4. Программа самостоятельной работы студентов (СРС)

Структура СРС

Код формируемой компетенции

Тема

Вид

Форма

Объем учебной работы (часов)

ОК-11

1. Понятие возрастной физиологии. История науки. Связь с другими науками.

подготовка к контрольной работе
подготовка к коллоквиуму

СРС без участия преподавателя

2

2. Методы возрастной физиологии.

подготовка к контрольной работе
подготовка к коллоквиуму

СРС без участия преподавателя

2

3. Понятие роста и развития детского организма.

подготовка к контрольной работе
подготовка к коллоквиуму

СРС без участия преподавателя

2

4. Понятие онтогенеза.

подготовка к контрольной работе
подготовка к коллоквиуму

СРС без участия преподавателя

2

5. Основные законы и закономерности развития организма детей и подростков.

подготовка к контрольной работе
подготовка к коллоквиуму

СРС без участия преподавателя

2

6. Акселерация и ретардация.

подготовка к контрольной работе
подготовка к коллоквиуму

СРС без участия преподавателя

2

7. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.

подготовка к контрольной работе;
подготовка к коллоквиуму;
подготовка реферата, доклада;

КСР контроль самостоятельной работы студента

2

8. Возрастные особенности системы крови.

подготовка к контрольной работе;
подготовка к коллоквиуму;
подготовка реферата, доклада;

КСР контроль самостоятельной работы студента

2

9. Возрастные особенности иммунной системы.

подготовка к контрольной работе;
подготовка к коллоквиуму;
подготовка реферата, доклада;

КСР контроль самостоятельной работы студента

2

10. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы.

подготовка к контрольной работе;
подготовка к коллоквиуму;
подготовка реферата, доклада;

КСР контроль самостоятельной работы студента

2

11. Возрастные особенности системы дыхания.

подготовка к контрольной работе;
подготовка к коллоквиуму;
подготовка реферата, доклада;

КСР контроль самостоятельной работы студента

2

12. Возрастные особенности системы пищеварения и обмена веществ.

подготовка к контрольной работе;
подготовка к коллоквиуму;
подготовка реферата, доклада;

КСР контроль самостоятельной работы студента

2

13. Возрастные особенности мочеполовой системы.

подготовка к контрольной работе;
подготовка к коллоквиуму;
подготовка реферата, доклада;

КСР контроль самостоятельной работы студента

2

14. Возрастные особенности эндокринной системы.

подготовка к контрольной работе;
подготовка к коллоквиуму;
подготовка реферата, доклада;

КСР контроль самостоятельной работы студента

2

15. Возрастные особенности центральной нервной системы (ЦНС).

подготовка к контрольной работе;
подготовка к коллоквиуму;

СРС без участия преподавателя

2

16. Возрастные особенности высшей нервной деятельности (ВНД).

подготовка к контрольной работе;
подготовка к коллоквиуму;

СРС без участия преподавателя

2

17. Возрастные особенности анализаторов.

подготовка к контрольной работе;
подготовка к коллоквиуму;

СРС без участия преподавателя

2

18. Основные гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу.

подготовка к контрольной работе;
подготовка к коллоквиуму;

СРС без участия преподавателя

2

Виды СРС:



  • подготовка к контрольной работе;

  • подготовка к коллоквиуму;

  • подготовка реферата, доклада;

  • подготовка к деловым играм;

  • решение задач;

  • выполнение расчетно-графических работ;

  • написание курсовой работы.

По одной теме может быть несколько видов СРС.
Формы СРС:

  • СРС без участия преподавателя;

  • КСР контроль самостоятельной работы студента.

График контроля СРС




Недели семестра


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18

формы

контроля






д




кр




к




р




кр




д




к




р




кр

Условные обозначения: кр – контрольная работа, к – коллоквиум, р – реферат, д – доклад, ди – деловая игра, рз – решение задач, кур – курсовая работа.




6. Образовательные технологии

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются:

ТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, предполагающие передачу информаций в готовом виде, формирование учебных по образцу: лекция – изложение, лекция – объяснение, практические работы.

Использование традиционных технологий обеспечивает ориентирование студента в потоке информации, связанной с различными подходами к определению содержания предмета, систематизацию знаний, полученных студентами в процессе аудиторной и самостоятельной работы. Практические занятия обеспечивают развитие и закрепление умений и навыков.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, предполагающие организацию обучения как продуктивной творческой деятельности в режиме взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем.

Согласно учебному плану количество часов по дисциплине – 72, из них проводимых в интерактивной форме – 36

Интерактивные образовательные технологии, используемые на аудиторных занятиях


Тема

Виды учебной работы

Используемые интерактивные образовательные технологии

количество часов

Возрастные особенности системы крови.

Строение и функции крови. Плазма и ее состав. Форменные элементы, возрастная динамика их численности. Возрастные особенности свертывания крови. Группы крови и резус-фактор. Резус-конфликт матери и плода.



Лекция

Лекция-диалог

2 ч.

Возрастные особенности иммунной системы.

Понятие и виды иммунитета. Неспецифический (врожденный) и специфический (приобретенный) иммунитет. Центральные и периферические органы иммунной системы. Механизм иммунного ответа. Первичный и вторичный иммунный ответ. Активная и пассивная вакцинация в различные возрастные периоды. Возрастные особенности иммунной системы.



Лекция

Микродискуссия

2 ч.

Измерение силы мышц кисти и спины с помощью метода динамометрии.

Лабораторная

работа


Работа в микрогруппах

2 ч.

2.Измерение артериального кровяного давления (АКД) и определение систолического (СО) и минутного объёма крови (МОК) расчетным путем.

Лабораторная

работа


Работа в микрогруппах

2 ч.

Измерение физиологических объёмов лёгких методом спирометрии.

Лабораторная

работа


Работа в микрогруппах

2 ч.

Понятие возрастной физиологии. История науки. Связь с другими науками.
Методы возрастной физиологии.
Понятие роста и развития детского организма.

Самостоятельная работа



Ролевая игра «Докладчик-Оппонент-Рецензент»

2 ч.

2 ч.

2 ч.


Понятие онтогенеза.
Основные законы и закономерности развития организма детей и подростков.
Акселерация и ретардация.

Самостоятельная работа


Ролевая игра «Докладчик



2 ч.

2 ч.

2 ч.


Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата.
Возрастные особенности системы крови.
Возрастные особенности иммунной системы.

Самостоятельная работа



Ролевая игра «Докладчик



2 ч.

2 ч.

2 ч.


Возрастные особенности центральной нервной системы (ЦНС)
Возрастные особенности высшей нервной деятельности (ВНД).
Возрастные особенности анализаторов
Основные гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу



Самостоятельная работа

Ролевая игра «Докладчик

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.


ИТОГО:

36 ч.



7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

Текущий контроль проводится в форме – устного опроса, теста, доклада

Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в форме теста.

Оценочные средства по дисциплине (по выбору преподавателя):




  • Примерные тестовые задания для текущего контроля и промежуточной аттестации -


РУБЕЖНАЯ КОНТОЛЬНАЯ – 1


  1. Индивидуальный подход к ребенку применяется в следующих методах возрастной анатомии и физиологии –

- близнецовый метод

- продольный срез

- поперечный срез

- телеметрия




  1. Рост – это:

- качественное изменение

- количественное изменение




  1. Перечислите критерии возрастной периодизации

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________



  1. Второй период зрелого возраста у мужчин приходится на _________лет




  1. Гетерохрония в развитии мышц не наблюдается. ДА НЕТ




  1. Как известно сосательный рефлекс созревает у плода к 7-му месяцу внутриутробного развития. Какую закономерность развития иллюстрирует этот факт?____________________________________

__________________________________________________________


  1. Как называется генетическая причина акселерации?

_____________________________________________________________


  1. В какое время у ребенка образуется в организме костная ткань?

_____________________________________________________________


  1. В каком возрасте происходит полное окостенение скелета у

женщин?_____________


  1. В каком возрасте у ребенка появляется грудной кифоз?_______________________

11. Перечислите парные кости тазового отдела у ребенка 2-х лет

_______________________________________________________________

________________________________________________________________




  1. В каком возрасте у ребенка окостеневают клиновидные роднички?______________




  1. Какие мышцы созревают первыми: мышцы кисти или мышцы спины?

_____________________________________________________________


  1. Перечислите двигательные качества скелетных мышц в порядке их гетерохронного созревания

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. На какой возрастной период у девочек приходится пик силы мышц?_____________


РУБЕЖНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ-2


  1. Какое содержание эритроцитов в 1 мм3 крови у девушки 17 лет

- 4,5 млн

- 8 тыс


- 300 тыс

- 4,1 млн

- 6,7 млн

2. Минимальная норма ЖЁЛ у ребенка 5 лет ___________ л.




  1. Какое содержание лейкоцитов в 1 мм3 крови у новорожденных

- 250 тыс

- 1 тыс


- 4,7 млн

- 21 тыс


- 5 тыс



  1. Нормальное время свертывания крови у мальчика 14 лет _________ мин.



  1. У плода иммунная система активно борется с вирусами и бактериями ДА НЕТ



  1. Содержание тромбоцитов у ребенка 4 лет около 8 тыс. в 1 мм3 крови

ДА НЕТ


  1. Резус-конфликт между матерью и плодом возможен если:

- мать Rh+ плод Rh-

- мать Rh- плод Rh+

- мать Rh+ плод Rh+

- мать Rh- плод Rh-




  1. Норма СОЭ для девушки 20 лет _____________________




  1. У детей евстахиевы трубы короткие и длинные ДА НЕТ




  1. В каком возрасте наблюдается мутация (ломка) голоса у мальчиков средней полосы России ?

_________________________________________________


  1. Укажите нормальные величины артериального давления у ребенка у девушки 18 лет

_____________________________________________________________



  1. Чем объясняется явление юношеской гипертонии? (дайте развернутый

ответ)

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________




  1. Перечислите причины более низкого артериального давления у детей

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________



  1. В чем функция боталлового протока?

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________





  1. Овальное окошечко у плода закрывается в течение 1-го года жизни ДА НЕТ



РУБЕЖНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ-3


  1. У детей первые 8 зубов появляются в

- 1 мес

- 1 год


- 3 мес

- 6 мес


- 6-8 недель

2. Вторые моляры (большие коренные зубы) появляются в_____________


3. К концу второго года жизни у ребенка появляются _______ молочных зубов



  1. Чаще всего энурезом страдают мальчики ДА НЕТ



  1. В чём причины детского энуреза?

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________




  1. В чём роль колыбельной песенки перед сном?

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________


  1. В чем физиологический механизм приучения ребенка к горшку?

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________


  1. У новорожденного с момента рождения имеются безусловные рефлексы

ДА НЕТ


  1. Перечислите 3 основных безусловных рефлекса новорожденных

_________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________


  1. В каком возрасте в норме появляется членораздельная речь?

____________________________________________________


  1. В каком возрасте наблюдаются явления динамического стереотипа и стадии аффективности?

_______________________________________________________________



  1. В каком возрасте у детей мышление является предметным?

_______________________________________________________________


  1. В каком возрасте у детей в коре головного мозга наблюдается уравновешивание

процессов возбуждения и торможения?


  1. Перечислите 4 основных особенности поведения подростков

_______________________________________________________________ _______________________________________________________________
15. В каком возрасте полностью созревает ВНД?_________________

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ТЕСТ ПО КУРСУ
1. Знания возрастных особенностей системы дыхания необходимы для работы педиатра. ДА НЕТ

2. Индивидуальный подход к ребенку применяется только в методе поперечных срезов. ДА НЕТ

3. Близнецовый метод позволит определить среднее значение роста и веса у новорожденных. ДА НЕТ

4. Окружность головы и грудной не относятся к возрастным показателям организма. ДА НЕТ

5. Рост является качественным изменением. ДА НЕТ

6. Первый шаг и первое слово ребенка являются яркими примерами процесса роста. ДА НЕТ

7. Эмбриональный период постнатального онтогенеза длиться 2 месяца. ДА НЕТ

8. Автором возрастной периодизации постнатальной жизни человека является М. Рубнер. ДА НЕТ

9. Пубертатный период у девочек приходится на 12 – 15 лет. ДА НЕТ

10. 2-й период зрелого возраста у женщин приходится на 36 – 60 лет. ДА НЕТ

11. Наиболее заметно снижается функционирование иммунной системы у подростков. ДА НЕТ

12. Определенное соотношение роста и веса у детей не является показателем гармоничности. ДА НЕТ

13. Гетерохрония в развитии позвоночника не наблюдается. ДА НЕТ.

14. Школьный кризис 6-7 лет очень заметно снижает адаптационные возможности ребенка. ДА НЕТ

15. Генетической причиной акселерации является эффект гетерозиса. ДА НЕТ

16. Внутригрупповая акселерация наиболее ярко проявляется у детей 2 – 3 лет. ДА НЕТ

17. Полное окостенение скелета у женщин происходит в 19 – 25 лет. ДА НЕТ

18. Костная ткань у человека появляется на 6 – 8 неделе пренатального онтогенеза. ДА НЕТ

19. Грудной кифоз появляется в 9 – 12 месяцев постнатального онтогенеза. ДА НЕТ

20. Подвздошная, седалищная и лобковая кости начинают срастаться с 7 – 8 лет. ДА НЕТ

21. Клиновидные роднички черепа окостеневают в 1,5 года. ДА НЕТ

22. Пик силы мышц у мальчиков приходится на 13 – 14 лет. ДА НЕТ

23. Первыми развиваются мышцы разгибатели. ДА НЕТ

24. Двигательные качества мышц развиваются в следующем порядке:

скорость – сила – ловкость – выносливость. ДА НЕТ

25. Возрастная норма содержания эритроцитов у взрослого мужчины составляет 3,9 – 4,7 млн. ДА НЕТ

26. Возрастная норма содержания лейкоцитов у новорожденных составляет 20 - 30 тыс. ДА НЕТ

27. Возрастная норма СОЭ у взрослых женщин составляет 1 – 10 мм/ч. ДА НЕТ

28. Бурная активация иммунной системы наблюдается в возрасте 2 – 10 лет. ДА НЕТ

29. Возрастная норма АКД у мальчика 6 лет составляет 100-120 / 60 – 80 мм рт. ст. ДА НЕТ

30. Юношеская гипертония объясняется ускоренным ростом артерий по отношению к сердцу. ДА НЕТ

31. Повышение АКД у пожилых объясняется увеличением эластичности стенок артерий. ДА НЕТ

32. Евстахиевы трубу у детей длинные и широкие. ДА НЕТ

33. Тестостерон удлиняет и утолщает голосовые связки. ДА НЕТ

34. Гортань у детей узкая, короткая и располагается ниже, чем у взрослых. ДА НЕТ

35. Тубоотитом чаще всего страдают дети после 12 – 13 лет. ДА НЕТ

36. Физиологическая норма ЖЁЛ у женщин – 3,8 л. ДА НЕТ

37. Энурезом страдают преимущественно мальчики, а логоневрозом – девочки. ДА НЕТ

38. Нижние центральные резцы появляются у детей в 8 – 9 месяцев. ДА НЕТ

39. Безусловный глотательный рефлекс появляется на 2-е сутки жизни человека. ДА НЕТ.

40. Внутреннее торможение хорошо у ребенка выражено, начиная с 6 лет. ДА НЕТ

Для определения уровня сформированности компетенции(й) предлагаются следующие критерии оценки (экзаменационного ответа, ответа на зачете, творческой работы, контрольной работы и др. (по выбору преподавателя)……...



- 1 балл за правильное выполнение одного тестового вопроса

Основными технологиями оценки уровня сформированности компетенции(й) являются: (по выбору преподавателя) -



  • Стандартизированный тест с дополнительным творческим заданием (анализ текста, ситуационные задачи и др.);

  • Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов:

Общее количество баллов - 60

Количество рубежных контролей - 2

Текущая работа студента оценивается в 10 б., в т.ч. активная работа на лабораторных занятиях.

(указывается количество баллов за отдельные виды учебных работ студентов, включая самостоятельную работу)


Промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины предполагает 60 баллов, в т.ч. 10 баллов за активную работу на.

(указывается количество баллов за отдельные виды контролирующих работ студентов)


Данные контрольно-оценочные технологии обеспечивают – адекватность оценивания знаний студентов.

(обоснование выбора технологии)



8. Методические указания по дисциплине –
Данная дисциплина включает в себя лекционные и лабораторные занятия. На лекционных занятиях преподаватель в классической форме, а так же при использовании интерактивной доски излагает основные ключевые моменты курса. Остальной объем материала студенты изучают самостоятельно.

В начале каждого занятия объявляется тема лабораторной работы. Далее указываются цели работы и перечисляются приборы и материалы. Потом следует вводная часть, где обсуждаются теоретические вопросы данной темы в форме обсуждения и опроса. После уяснения теоретической части студентам объясняется устройство приборов, необходимых для решения поставленных целей работы. При необходимости студентам рекомендуется зарисовать основные элементы приборов с целью более полного понимания их работы. После этого производится инструктаж по технике безопасности в необходимом объеме. Далее студенты приступают к самостоятельной работе с приборами для выполнения поставленных целей работы. После этого полученные данные заносятся в таблицу и проводится стандартная статистическая обработка. Далее следует обсуждение полученных результатов и формулировка выводов.

Запланированы 2 рубежных контроля в рамках балльно-рейтинговой системы.


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

- кистевой динамометр

- становой динамометр

- тонометры

- фонендоскопы

- секундомеры

- спирометры

- расчётные таблицы ценности продуктов

- периметры

- аудиометр

- эстезиометры Вебера

- таблица Сивцева-Головина

- неврологические молоточки

- прибор для выработки условных рефлексов

- психотест

- 96% этиловый спирт



- медицинская вата