страница1/6
Дата27.09.2018
Размер1.5 Mb.
ТипТезисы

Тезисы докладов апатиты экономика. География. Экология


  1   2   3   4   5   6

Управление образования Администрации города Апатиты

XXII городская научно-практическая конференция

«Шаг в будущее»

10 октября 2015 года

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ




эмблема


Апатиты




ЭКОНОМИКА. ГЕОГРАФИЯ. ЭКОЛОГИЯ.
ВЛИЯНИЕ ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИ НА ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКОВ
Автор: Антонова Карина, МБОУ СОШ № 7 г. Апатиты, 6 класс

Научный руководитель: Старосоцкая Л. Г., учитель начальных классов


Актуальность. Воздух нужен всем живым организмам, чтобы дышать, а значит, чтобы жить. Но для дыхания нужен только чистый воздух. От состояния воздуха и его чистоты зависит здоровье людей. Я решила выяснить, как воздух в классе влияет на здоровье школьников. Это стало идеей моей работы.

Объект исследования: воздух в классе.

Предмет исследования: физические свойства и микробиологический состав воздуха.

Цель исследования: выяснить, какой микроклимат в классе и как он влияет на здоровье детей.

В процессе работы использовались следующие методы исследования:

• теоретические (изучение и анализ литературы, обобщение данных);

• практические (наблюдение, эксперимент, сравнение, интервью, анкетный опрос);

• математические (построение диаграмм, таблиц).

Результаты исследования.

В результате проведённых экспериментов, наблюдений, можно сделать выводы, что:

1. Без проветривания в классе повышается вероятность заражения микробами органов дыхания. Могут развиться инфекционные и аллергические заболевания, т. к. в воздухе присутствуют бактерии и грибы, опасные для здоровья человека.

2. Частые проветривания в классе уменьшают количество грибков, бактерий, снижают содержание углекислого газа, делают воздух чище, что положительно влияет на здоровье и работоспособность учеников.



ВЛИЯНИЕ ЗАПРАВКИ ПОЧВЫ НА ВКУС И УРОЖАЙНОСТЬ КАРТОФЕЛЯ
Автор: Лабунская Диана, МБОУ СОШ № 15 г. Апатиты, 10 класс

Научный руководитель: Учуватова В. С., учитель биологии


Актуальность: в городе Апатиты 11 752 семьи выращивают сельскохозяйственные культуры: картофель, овощные в открытом и закрытом грунте, ягодные кустарники и землянику садовую на площади 755,1 гектара. Ассортимент культур расширяется из года в год, так как огородники очень любознательны, апробируют на своих участках новые культуры и новые сорта. Наши родители, бабушка и дедушка, и все дачники на своих участках большую часть почвы выделяют под картофель. На небольшом участке в 6 соток нужно собрать столько картофеля, чтобы его хватило до следующего урожая и осталось на семена!

Объект исследования: картофель сорта «Северянин».

Предмет исследования: органическое удобрение (перегнивший коровий навоз) и минеральное удобрение «Кемира». Для опыта использовали сортовой материал сорта «Северянин», репродукции ПОСВИРА.

Оборудование: три делянки по 2,73 м2, лопата, грабли, вилы, ведро, перчатки.

Гипотезы:

1. Урожайность картофеля сорта «Северянин» увеличивается от использования органического удобрения (перегнивший коровий навоз) и от минеральных удобрений «Кемира».

2. Органические и минеральные удобрения «Кемира» влияют на сохранность картофеля в вегетационный период и на вкус.

Цель: выяснить влияние заправки почвы на вкус и урожай картофеля.

Задачи:

1. Проанализировать литературные источники: научно-популярную литературу и Интернет-ресурс о возделывании картофеля в условиях Крайнего Севера.

2. Провести предпосевную подготовку семенного материала. Проращивание картофеля.

3. Изучить биологические особенности картофеля сорта «Северянин».

4. Проанализировать условия выращивания картофеля, которые влияют на урожайность (обработка почвы, удобрения, температура, влажность).

5. Провести посадку картофеля в условиях эксперимента и контроля.

6. Провести работы по уходу за картофелем и наблюдения.

7. Анализ материала.

8. Дегустация клубней.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ сельскохозяйственной литературы по данному вопросу.

2. Фенологические наблюдения за развитием картофеля.

3. Визуальная оценка пораженности клубней картофеля болезнями.

4. Дегустация клубней картофеля.

5. Весовой способ учета урожая.

Для проведения эксперимента использовался участок площадью 6 соток с песчаными почвами. С этого участка родители нам выделили три делянки, каждая имеет площадь 2,7 м2. С разных концов дачного участка заложены экспериментальные делянки, и в отдалении от экспериментальных участков выделен контрольный участок. Это сделали, чтобы не было влияния разных удобрений на развитие растения. Дачный участок находится за промплощадкой.

Я предположила, что чем разваристие картофель, тем он лучше. Это не так. Если картофель разваривается при варке - в нем мало крахмала. Показатель разваристости клубней зависит от соотношения в них белка и крахмала. Если крахмала больше, чем белка в 8 раз, то клубни не развариваются, а если в 16 и более раз - клубни растрескиваются даже при варке в «мундире». В мелких и очень крупных клубнях его может оказаться на 7 % меньше, чем в клубнях среднего размера, которые и бывают обычно более рассыпчатыми.

Рассыпчатость картофеля в основном определяется содержанием пектиновых веществ, которых в рассыпчатых сортах гораздо меньше, но зато больше фосфора, калия и кальция. Наиболее ярко вкус и аромат клубней определенного сорта выражен в вареном картофеле, приготовленным сразу после осеннего сбора урожая. Вкус картофеля в основном зависит от концентрации в клубнях аминокислот и сахаров.

Наш исследуемый картофель сорта «Северянин» обладает хорошими вкусовыми качествами, быстро варится, хорошо разваривается, содержание крахмала в нём 16 %, при использовании минеральных удобрений «Кемира» и фосфорных, содержание крахмала увеличивается с 20,9 % до 23,5 %. Время варки картофеля при использовании органических удобрений 19 минут, а при использовании минеральных удобрений больше на три минуты.
ВСЁ НА КАРТУ: КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ МОШЕННИЧЕСТВА
Автор: Сусь Анастасия, МБОУ СОШ № 4 г. Апатиты, 8 класс

Научный руководитель: Жильцова Ю. Н., учитель английского языка


Банковские карты являются удобным и современным платёжным инструментом. Но технологии мошенничеств с применением пластиковых карт в последние годы развиваются невероятно быстро.

Гипотеза: учитывая постоянно повторяющиеся случаи мошенничества с банковскими картами, существующие меры безопасности нельзя назвать идеальными.

Цель данной работы: проанализировать существующие меры предосторожности при использовании банковской карты, разработать собственные рекомендации.

Методы исследования:

-методы теоретического исследования: изучение и анализ литературы по теме работы;

-методы эмпирического исследования: опрос методом анкетирования; личная беседа (интервью).

Теоретическая значимость исследования: в работе приводится типология мошенничества с банковскими картами.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём изучена ситуация с мошенничеством в Мурманской области; выявлено, какие рекомендации по безопасному использованию карт существуют и какие из них действительно работают.

Практическая значимость проведённого исследования заключается в возможности использования рекомендаций по безопасному использованию карт.

Научная новизна: изучена ситуация с мошенничеством в Мурманской области; выявлено, какие рекомендации по безопасному использованию карт существуют и какие из них действительно работают.

Из проведённого нами исследования следует, что в г.г. Апатиты и Кировск всё ещё имеют место случаи мошенничества с банковскими картами. Однако наблюдается положительная тенденция: люди сейчас гораздо меньше доверяют сомнительным сообщениям и стараются соблюдать осторожность при пользовании банковской карты. При соблюдении элементарных правил безопасности использование банковской карты для совершения платежей довольно безопасно. Все банки при выдаче клиенту карты обязательно знакомят его с правилами использования карты, выдавая памятку и размещая информацию на сайте банка. Безопасность карт постоянно совершенствуется с учётом рисков и угроз.


КРАПИВА – СОРНЯК ИЛИ ПОЛЕЗНОЕ РАСТЕНИЕ?
Автор: Рябинин Андрей, МБОУ ДОД ДДТ имени академика А. Е. Ферсмана, объединение «Любители природы», г. Апатиты, 10 лет

Научный руководитель: Мукадесова В. В., педагог дополнительного образования


Мир окружающих нас растений многообразен и удивителен! Они повсюду: в лесу, в поле, на лугах и полях, в парках и садах. Это и ромашки, и лютики, и одуванчики! Почти в каждом доме на подоконнике растут комнатные растения, такие как герань, фиалка, бальзамин и пр. Но меня заинтересовало, на первый взгляд, обыкновенное растение – крапива. Не раз, гуляя по лесу, на даче меня «кусала» крапива. От этого кожа моментально краснела и покрывалась белыми волдырями, а руки и ноги начинало жечь.

«Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня!» Эта загадка известна всем. В народе крапиву называют «жигалка», «жгучка», «кострыка». Мне захотелось подробнее узнать об этом растении и на практике проверить несколько гипотез:

Гипотеза 1: «Жгучесть» крапивы – защитная реакция растения.

Гипотеза 2: Крапива – полезное лакомство для кроликов и морских свинок.

Гипотеза 3: Многие растения выращивают в домашних условиях, следовательно, и крапиву можно выращивать дома.

Цель работы: выяснить, является ли крапива на самом деле удивительным и полезным растением, и можно ли ее выращивать в домашних условиях.

Задачи исследования:

- узнать особенности крапивы, и где она встречается;

- узнать, какие виды крапивы встречаются в Мурманской области;

- научиться работать с бинокуляром;

- узнать строение жгучих волосков крапивы;

- выяснить, может ли крапива являться кормом для животных;

- проверить, можно ли вырастить крапиву в домашних условиях.

Время проведения исследования: сентябрь 2012 г. - сентябрь 2015 г.

Место проведения исследования: поле, лесная зона вблизи дачного поселка, территория около дома, живой уголок Дома детского творчества, лаборатория Полярно-альпийского ботанического сада-института им. Н. А. Аврорина КНЦ РАН.

Методы исследования:

- сбор информации по литературным источникам и видеоматериалам;

- поиск познавательной информации в сети Интернет;

- визуальные наблюдения за животными, за ростом растений. Работа с бинокулярным микроскопом;

- эксперимент;

- метод сравнения.

Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие выводы:



  1. Жгучие волоски, расположенные на стеблях и листьях крапивы, вызывают болезненный ожог, поэтому и говорят, что крапива жжётся. Жгучесть крапивы – ее защитное свойство, которое спасает растение от поедания животными и способствует её распространению.

  2. Крапива может использоваться в качестве корма для кроликов и морских свинок.

  3. Крапиву можно выращивать в домашних условиях, но ее внешний вид и свойства существенно отличаются от растения в природе: в помещении крапива растет значительно медленнее, не цветет, высота взрослого растения не достигает и 50 см.


МОЯ ДОМАШНЯЯ КОЛЛЕКЦИЯ МИНЕРАЛОВ
Автор: Калашников Данил, МБОУ СОШ № 14 г. Апатиты, 7 класс

Научный руководитель: Никифорова Е. А., учитель географии


Однажды автор увидел по телевизору рекламу о том, что в продажу поступают журналы «Минералы. Сокровища земли» от компании De Agostini. Он заинтересовался: что такое минералы, какие они бывают, как их находят? Информация о минералах, которую стал находить в Интернете, очень интересная, но ему хотелось иметь дома свою собственную коллекцию минералов. Свою будущую профессию автор хочет связать с минералогией, стать геологом. Он купил первый номер журнала. Вместе с журналом пришла реклама на подписку всей коллекции. Автор выписал данную коллекцию, и теперь каждый месяц его коллекция увеличивается на четыре минерала.

В каждом выпуске журнала можно найти: 



  • Таблицы с описанием свойств каждого минерала.

  • Привычные и необыкновенные способы использования минералов.

  • Фотографии красивейших драгоценных камней и минералов мира.

  • Графики, открывающие сокровенные секреты Земли. Более 800 страниц, на которых есть всё, что необходимо знать о загадочном и чарующем мире минералов – свойства, использование и применение.

  • Знакомство и коллекционирование.

  • Истории и легенды о минералах и драгоценных камнях.

  • Месторождения и открытия.

Цель работы: собрать свою собственную коллекцию минералов.

Гипотеза: нужно знать об элементах своей коллекции как можно больше, чтобы показывать свою коллекцию друзьям и знакомым и отвечать на любые их вопросы о коллекции.

Автор поставил перед собой следующие задачи:



  1. Следить за появлением новинок коллекций на сайте компании De Agostini.

  2. Внимательно изучать материалы каждого выпуска журнала о минералах.

  3. Искать дополнительную информацию о минералах в сети Интернет.

  4. Изучить образцы минералов своей коллекции.

  5. Рассказать одноклассникам и друзьям о своей коллекции.

Объект исследования: минералы домашней коллекции.

Предмет исследования: свойства минералов.

Методы исследования: информационно-познавательный, анализ полученных данных, классификация, синтез результатов исследования.

Изучая внешний вид минералов, пришел к выводу, что они имеют разный цвет. При более близком рассмотрении (был использован микроскоп с 20-40 кратным увеличением) видно, что изломы различные, форма кристаллов тоже разная. В журналах «Минералы. Сокровища земли» свойства каждого минерала описаны подробно. Анализируя данные журналов, составил таблицу сравнительной характеристики свойств минералов домашней коллекции.

Знаниями, полученными из материалов журналов, поделился со своими одноклассниками на уроке географии при изучении темы «Минералы и горные породы», рассказал и показал ребятам, какие минералы встречаются на территории Кольского полуострова. Это было интересно, одноклассники задавали вопросы, всем хотелось потрогать руками минералы домашней коллекции.

В ходе работы гипотеза подтвердилась. Все поставленные задачи были выполнены. Цель работы достигнута. Автор продолжит свою работу, так как коллекция включает в себя намного большее число минералов, чем у него есть сейчас.


ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ


Автор: Малоземова Юлия, МБОУ СОШ№ 7 г. Апатиты, 10 класс
Научные руководители: Гурьева С. Б., учитель математики;

Тянникова И. В., учитель истории и обществознания



Человеку в своей жизни часто приходится делать выбор. Он выбирает, где ему учиться и где работать, что покупать, что производить. Подчас бывает совсем нелегко сделать какой-то определенный выбор. Сколько раз, приходя из школы домой, мы выбираем, сразу садиться за уроки или сначала отдохнуть. Даже когда мы собираемся отдыхать, выбираем, посмотреть телевизор, почитать книгу или пойти погулять. Выбирать человеку приходится всегда и везде. Хорошо, если рядом с ним есть близкие ему люди, с которыми можно посоветоваться, вместе подумать, какой выбор сделать лучше. Такие близкие люди – это семья, родственники. Ведь даже если человек живет один, он всё равно ведет какое-то хозяйство. Человек, чтобы получить доход, затрачивает на это свой собственный труд, свои силы, мысли и знания. Совместное ведение хозяйства, прежде всего, подразумевает наличие общего бюджета. При этом каждый трудоспособный член семьи вносит посильную лепту в общий семейный фонд.


Цель исследования:
Составить примерные рекомендации по планированию рационального семейного бюджета.

Гипотеза: Умение составлять рациональный потребительский бюджет поможет повысить уровень благосостояния семьи.

Задачи:

- определить понятие и структуру семейного бюджета;

- изучить источники доходов и расходов наших семей;

- составить бюджеты наших семьей;

- проанализировать проблемы формирования бюджета и найти способы его улучшения.
Объект исследования:
Семейная экономика.

Методы исследование: Анкетирование, анализ, сравнение и обобщение результатов.
Прикладные программы:
текстовый редактор MS Word, редактор презентации MS Power, редактор публикаций MS Publish.

Заключение: Исследования психологов и социологов показывают, что способность человека управлять своими финансами напрямую зависит от того, имел ли этот человек такой опыт в детстве, приучали ли родители самостоятельно пользоваться деньгами, обсуждали ли в семье с детьми крупные покупки. Необходимо с детского возраста объяснять, откуда берутся деньги, как их зарабатывают и для чего они нужны. Из проведенного исследования мы сделали определенные выводы:
1. Самый доступный способ улучшить благосостояние - научиться контролировать расходы, и главное - понять, какие покупки нужны, а от каких можно отказаться (покупка сладостей или бесконтрольная трата денег на телефон и Интернет), ничего не потеряв при этом.

2. Чтобы правильно контролировать свой бюджет, необходимо производить несложные экономические расчеты ежедневно, т. е. рассчитать сумму повседневных расходов и стараться придерживаться данных расчетов.

3. Никогда не экономить на всём подряд, ведь нельзя экономить на здоровье, питании, образовании.
Если мы своевременно будем вносить некоторые корректировки и наведём порядок в своем бюджете, то со временем у нас выработается грамотный подход к планированию бюджета.
МИКОБИОТА ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ДДТ
Автор: Канивец Анастасия, МБОУ ДОД ДДТ им. академика А. Е. Ферсмана,

объединение «Экология», г. Апатиты, 16 лет

Научные руководители: Титова Н. С., педагог дополнительного образования,

Корнейкова М. В., к. б. н., старший научный сотрудник ИППЭС КНЦ РАН


В связи с увеличением уровня аллергических заболеваний детей особенно интенсивно изучается микрофлора воздуха детских учреждений. Это обстоятельство ставит перед необходимостью усиления санитарно-экологического контроля воздуха в целях улучшения его санитарного состояния. Дом детского творчества имени академика А. Е. Ферсмана (ДДТ) является учреждением дополнительного образования детей, где ежедневно занимается более 300 детей.

Можно предположить, что в составе воздуха ДДТ присутствуют условно патогенные микроскопические грибы.

Мы решили провести исследование и выяснить, какие виды микромицетов присутствуют в воздухе ДДТ.

С целью определения микобиоты воздушной среды данного учреждения был проведен отбор проб воздуха. Отбор проб воздуха проводили в мае 2015 года в 7 различных помещениях ДДТ.

Цель исследования: изучение и сравнительная характеристика микобиоты воздуха в различных помещениях Дома детского творчества.

Задачи:

- провести отбор проб воздуха в помещениях Дома детского творчества;



- определить численность и видовое разнообразие микроскопических грибов в воздухе исследуемых помещений;

- определить долю условно-патогенных грибов (УПГ) в воздухе помещений ДДТ;



- провести анализ результатов;

- составить план профилактических мероприятий.

В работе использовались следующие методы:

- получение информации из литературных источников;

- выбор помещений и отбор проб;

- выращивание микромицетов в термостатах при температуре 27 ºС;

- учёт численности микроскопических грибов и их статистическая обработка;

- выделение чистых культур микромицетов;

- микроскопирование и идентификация выделенных грибов;

- графическое представление результатов исследования.

Объект исследования: воздушная среда Дома детского творчества.

Выводы исследования:

1. Численность микромицетов в воздухе исследуемых помещений колеблется от 11 до 432 КОЕ/м³, что не превышает допустимого уровня содержания микроскопических грибов в воздухе (500 КОЕ/м³).

2. В исследуемых помещениях выделено 8 видов грибов, относящихся к родам Penicillum, Aspergillus, Fusarium, Trichoderma. Степень сходства видового состава воздушной среды разных помещений ДДТ изменяется от 30 до 90 %.

3. По показателю ПЧВ к доминирующим видам относятся Penicillium decumbens, Penicillium simplicissimum и Aspergillus niger.

4. По индексу обилия видов доминирующим является Penicilium decumbens.

5. Доля УПГ воздушной среды ДДТ составляет 50 %. Группа УПГ представлена 4 видами микроскопических грибов, способными вызывать инфекции дыхательной системы, диссеминированные кожные инфекции, легочную аспергиллому, астму, отомикоз, онихомикоз, кератомикоз, перитонит, эндофтальмит, эндокардит, кератит, эндофтальмит, альвеолит, ринит.

Анализируя показатели ПЧВ и обилие УПГ можно сделать вывод, что доминирующими видами воздушной среды ДДТ являются Penicillium decumbens, Aspergillus niger, которые относятся к группе условно-патогенных, на что следует обратить особое внимание.

Рекомендации:

На основании проведенного исследования могут быть даны следующие рекомендации по улучшению состояния микробиологической среды помещений ДДТ:



  1. Улучшить уборку помещений ДДТ. Обязательно использовать средства дезинфекции, как дополнение к влажной уборке.

  2. Ввести обязательный контроль присутствия второй обуви у учащихся.

  3. Провести повторные исследования микобиоты.

  4. Администрации ДДТ рекомендуется приобрести кварцевую установку в целях ежедневного кварцевания помещений, как наиболее опасных в микробиологическом отношении.


БУМАГА ИЗ МАКУЛАТУРЫ
Автор: Полюгаев Роман, МБОУ СОШ № 10 г. Апатиты, 6 класс

Научный руководитель: Исаева Ж. Н., учитель биологии


С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают, уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.

Проблема: Низкий уровень знаний о безотходном производстве.

Гипотеза: В целях экономии природных ресурсов возможно изготовление бумаги в домашних условиях из вторичного сырья и использование её в быту и творческой работе.

Цель работы: Получение бумаги из вторичного сырья.

Задачи:

  1. Анализ литературных источников «О безотходном производстве».

  2. Познакомиться с технологическим процессом изготовления бумаги на предприятии.

  3. Применить полученные знания на практике: получить бумагу из макулатуры в домашних условиях.

Объект исследования: Ненужная бумага (макулатура).

Предмет исследования: Процесс исследования материала и использование безотходного производства.

Актуальность: Применение безотходного производства путем практических работ на примере макулатуры. В настоящее время в связи с развитием бумажного производства, увеличением применения бумаги во многих различных целях уничтожаются огромные площади леса. Остаётся все меньше зелёного массива, наносится большой вред природе, поэтому нужно бережно и по-хозяйски относиться к лесу.

Методы исследования:

    1. Методы теоретического исследования (работа с литературой).

    2. Методы эмпирического исследования (практическая работа по получению бумаги из макулатуры).

    3. Математические методы (регистрация, сравнение и анализ полученных результатов).

Вывод:

  1. Исследование показало, что из обычной макулатуры с помощью простых экологических опытов можно сделать полезные различные материалы, например, картон.

  2. Опыт был проведён со старыми газетами, листами формата А-4, исписанными тетрадными листами. В результате со старыми газетами, листами бумаги формата А-4 и тетрадными листами. Получилась бумага серого цвета, плотная и толстая (картон). Полученную бумагу можно использовать для поделок.



ОПЕРАЦИЯ «УТИЛИЗАЦИЯ»
Автор: Чистяков Роман, МБОУ СОШ № 14 г. Апатиты, 6 класс

Научный руководитель: Калашникова И. И., учитель математики, информатики


В наше время тема твёрдых бытовых отходов очень актуальна. Везде, где появляется человек, остаётся мусор. Количество населения планеты неукоснительно растёт и, разумеется, количество отходов тоже. Значит, загрязнение нашей планеты увеличивается.

Осенью наш класс принял участие в конкурсе «Чистый город начинается с тебя», тогда нам показали, что из пластиковых отходов можно сделать много полезных вещей. Эта идея - вторичное использование твердых бытовых отходов - очень понравилась. Так возникла гипотеза: вторичное использование твердых бытовых отходов на примере пластиковых бутылок и компьютерных дисков уменьшает загрязнение нашего города.



Объект исследования: ненужные пластиковые бутылки и испорченные компьютерные диски.

Предмет исследования: возможность вторичного использования пластиковых бутылок и компьютерных дисков.

Цель исследования: изучить возможности использования пластиковой бутылки и компьютерных дисков в жизни человека и найти способы вторичного их использования.

Задачи:

  1. Ознакомиться с историей создания и применения пластиковых бутылок и компьютерных дисков;

  2. Узнать, какой вред наносят данные предметы окружающей среде;

  3. Узнать, какие виды утилизации или вторичной переработки существуют;

  4. Провести анкетирование семей школьников с целью выявления отношения к твёрдым бытовым отходам;

  5. Привлечь внимание одноклассников и младших школьников к бережному отношению окружающей среды;

  6. Найти полезное применение пластиковым бутылкам и компьютерным дискам.

Значимость работы: научить школьников бережно относиться к окружающей нас природе, привить им навыки ручного труда и уважения труда старших, расширить знания об истории вещей.

Ожидаемый результат:

  • узнать, кто и когда придумал пластиковые бутылки;

  • выяснить, пользу или вред они приносят;

  • придумать им вторую жизнь;

  • привлечь внимание ребят к сохранению окружающей среды;

  • вызвать интерес к творчеству и выдумке.

Автор изучил несколько материалов из Интернета, чтобы подробнее изучить историю создания пластиковых бутылок и компакт-дисков. Пластик придумали для того, чтобы заменить стекло, ведь пластиковая упаковка прочная и легкая, она не разобьётся, если вдруг упадёт. В то же время люди сейчас думают о том, как утилизировать использованную тару. Оказывается, когда изобретали такой прочный материал, мало думали о том, что его будут производить слишком много. От пластика страдает весь живой мир: и растения, и животные, и рыбы – все они погибают. К сожалению, в нашей стране нет практики вторичной переработки такого сырья, а сжигание и мусорные свалки это не выход, это очень опасно для окружающей среды.

Анкетирование семей школьников с целью выявления отношения к твёрдым бытовым отходам показало, что все семьи часто покупают продукты и товары в пластиковой упаковке, но они вторично практически не используют упаковку.



ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ОБРАЗ РЕБЁНКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Автор: Еремеева Алёна, МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты, 8 класс

Научный руководитель: Фридер Е. И., учитель русского языка и литературы
Цель работы: на примере некоторых ярких образцов классической литературы XIX и XX веков проследить, каким образом ребёнок выстраивает свои отношения с окружающим миром, каковы мотивы его поступков, каковы особенности его внутреннего мира и как, основываясь на этом, взрослым лучше всего строить отношения с ребенком и помогать ему ориентироваться в этой непростой жизни.

Образ ребёнка в русской литературе XIX века

Л. Н. Толстой «Детство»

Внешне незамысловатое повествование о детстве близкого автору по происхождению и нравственному облику героя, Николеньки Иртеньева, открыло для всей русской литературы новые горизонты. Толстой показал зарождение духовных способностей ребенка, психологические черты возраста, тонкость и чуткость в восприятии мира. Главным объектом внимания писателя была жизнь души.

Таким образом, автору удалось запечатлеть сложный психологический период в эмоциональном и душевном состоянии ребёнка при переходе из детства в более «взрослую» жизнь.

Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»

В первой части также автобиографического произведения, посвящённого ранним детским годам, Гарин-Михайловский крайне достоверно описал внутренний мир ребёнка.

И хотя в повести затронуты многие актуальные для своего времени социальные вопросы (общественное неравенство, бедность, формальный подход к образованию), нам она интересна своей, так сказать, педагогической стороной, так как затрагивает вопросы, прежде всего, семейного воспитания.

Автор описал ещё один переломный момент в жизни ребёнка – выход из жизни семейной в жизнь общественную.



Ф. М. Достоевский «Неточка Незванова»

Повесть написана в форме «личного» рассказа героини о своей жизни. В истории творчества писателя «Неточка» занимает видное место, как первый опыт психологического романа. Здесь автор также акцентирует внимание на роли семейных взаимоотношений в формировании личности ребёнка и его психологического состояния.



Образ ребёнка в русской литературе конца XX-начала XXI века

Русская литература конца XX-начала XXI века по-своему подходит к теме детства: писатели акцентируют внимание больше на образах именно подростков, которые имеют уже свои идеалы, стремятся к ним и учатся отстаивать своё мнение и взгляды в столкновениях со своими сверстниками и общественными реалиями.



В. Железников «Чучело», Л. Матвеева «Конкурс красоты в 6 «а», «Невеста из 7 «б»

Тему трудных подростков развивает в своём творчестве Владимир Железников. Его повесть «Чучело» является откликом на самые негативные проявления подросткового возраста: резко выраженная ненависть к окружающим, непризнание себя как члена социальной ячейки, антиобщественное поведение.

Герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти.

В центре повествования - ребята, которые остро чувствуют несовершенство мира и поэтому особо обострённо осмысливают нравственный принцип порядочности.

Нашим героям приходится испытать многое: первую любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных – с одной стороны, и стремление разобраться в себе, в своём собственном мире – с другой, вот что определяет особенности душевного мира героев-подростков этих повестей.

Заключение

Кроме того, литература XIX и XX веков изображает ребёнка как своеобразный символ неудовлетворённости автора обществом, как символ воображения и чувствительности, незащищённости и одиночества, страха и удивления и, конечно, изначальной чистоты и наивности. Писатели сосредотачивают своё внимание именно на формировании личности и на факторах, способствующих этому, их произведения служат в определённой степени практическим руководством для взрослых и весьма ненавязчиво учат понимать, чувствовать детей, которым нужны, прежде всего, любовь, искренность, заинтересованность, забота, понимание, тепло и поддержка.


ОБРАЗ СОБАКИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЕЙ XIX-XX ВЕКОВ
Автор: Бреева Ульяна, МБОУ СОШ № 7 г. Апатиты, 6 класс Научный руководитель: Басалаева Е. А., учитель русского языка и литературы
В данной работе рассматривается образ собаки в творчестве писателей XIX-XX веков. Актуальность нашего исследования: анализ функций конкретного образа животного, связанного с жизнью человека, позволяет оценить не только поступки людей, но и окружающий мир в целом, понять авторскую позицию. Тема, поднимаемая в данной работе актуальна еще и потому, что, на мой взгляд, в современном мире всё чаще наблюдается жестокое отношение к четвероногим друзьям. Данная работа заставит людей задуматься о том, что собака нуждается в любви и нашей заботе.

Гипотеза: образ собаки играет важную роль в произведении - отношение к братьям нашим меньшим является проверкой на человеческую состоятельность.

Цель работы: выявить роль образа собаки в произведениях А. П. Чехова («Каштанка»), И. С. Тургенева («Муму»), Л. Н. Андреева («Кусака»).

Цель работы определила постановку и решение следующих задач:

1. Выбрать и прочитать произведения, в которых встречается образ собаки. 2. Описать проблемы, которые раскрываются с помощью образа собаки в художественных произведениях.

3. Выяснить, какую роль играет образ собаки в произведениях авторов XIX-XX веков.

4. Определить нравственные уроки, которые пытаются донести авторы произведений через образ собаки. 5. Создать список-рекомендацию произведений о собаках.

Объектом исследования стал образный мир писателей XIX-XX веков (И. С. Тургенева,

А. П. Чехова, Л. Н. Андреева).



Предмет исследования: образ собаки в указанных произведениях авторов XIX-XX веков.

Заключение: проведя исследование, мы выяснили: 1. Образ собаки играет важную роль в литературных произведениях. 2. Благодаря этому образу мы можем точнее понять идею произведения и авторский замысел. 3. С помощью данного образа писатели характеризуют реальную действительность и внутреннее состояние человека.

    1. Этот образ многофункционален: собака – действующее лицо, персонаж; средство характеристики человека (уровень образованности, воспитанности); символ, позволяющий выявить внутреннюю сущность человека («добрые» люди у Л. Н. Андреева); - ненормальность человеческого существования (страдание – норма жизни для людей и этот стиль копирует собака (А. П. Чехов); - оценку поступков людей (самоотверженность – предательство).

Проблемы: проблема несправедливого и жестокого отношения человека к собаке; проблема одиночества и человека, и животного; проблема власти и жажды наживы посредством эксплуатации животного; проблема нравственных ценностей в жизни. Наша гипотеза подтвердилась: русские писатели в своем творчестве пытались донести до читателей мысль о том, что мы проявляем всю свою несостоятельность, когда не обращаем внимания на собак, не заботимся о них, бросаем. Отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Мы должны заботиться о тех, кого приручили.
ПРИТЯЖЕНИЕ ХИБИН

(ОБРАЗЫ ХИБИН И ОЗЕРА ИМАНДРА В ЛИРИКЕ)
Автор: Михайлова Анна, МБОУ СОШ № 7 г. Апатиты, 7 класс

Научный руководитель: Афонина О. В., учитель русского языка и литературы


В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и обратиться к прекрасным видам своей родной природы. В произведениях русской классики природа представлена во всей своей красе. Это многообразие русской яркой природы помогает нам глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляд на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы.

В данной работе выбраны для анализа стихотворения о природе нашего края, в которых поэты создавали образы озера Имандра и Хибинских гор. И это неслучайно: именно в этих образах заключено своеобразие поэтического мира Кольской земли, древней страны с её лесами, озёрами, саамскими легендами.

Объект исследования: лирика о нашем крае.

Предмет исследования: тема природы в лирике, образы озера Имандра и Хибинских гор.

Гипотеза исследования: если Север так привлекателен для писателей и поэтов, то в произведениях о нашем Кольском крае обязательно найдем яркие образы озера Имандра и Хибинских гор.

Объект, предмет и гипотеза обусловили постановку основных задач:



  • Познакомиться с художественными произведениями о Кольском крае;

  • Найти образы озера Имандра и Хибинских гор;

  • Провести лингвистический анализ текстов, в которых встречаются образы озера Имандра и Хибин;

  • Проанализировать изобразительно-выразительные средства языка;

  • Установить основные средства создания образов озера Имандра и Хибинских гор в прочитанных произведениях.

Методы исследования: описательный метод, наряду с которым при изучении текстового материала с учетом его особенностей применялись методы эмпирического исследования (наблюдение, лингвостатистика), методы теоретического плана (анализ, синтез, сравнение).

Практическая значимость работы обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о природе родного края, о возможностях лирического произведения и будет использован на уроках литературы.

Заключение:

  • Озеро Имандра и Хибины притягивают к себе сильных людей, романтиков, умеющих видеть красоту нашего сурового края. Северная природа в лирических произведениях одушевлена, гармонична, её красота сурова и обворожительна. Человек, однажды оказавшийся в этих краях, не может остаться равнодушным к Кольской земле.

  • В проанализированных произведениях образ озера Имандра связан с древней историей края, саамскими легендами. Озеро у поэтов прекрасно, это друг, рядом с которым хорошо и спокойно. Но это не только красивое озеро, где приятно проводить время, но и место, где можно подумать о вечном, а ещё это символ прародительницы всего живого – Матери.

  • Горы Хибины изображены по-разному. Одни авторы создают образ одухотворенной природы, уподобляют горы прекрасному храму. Другие же делают суровые Хибины символом края, который привлекает к себе людей смелых, мужественных и проверяют, испытывают их. Горы испытывают человека, выявляют его суть. Седые Хибины - только для сильных духом людей, считают поэты. Только они могут по достоинству оценить их значение и суровую красоту. А слабых здесь не ждут.


БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА В ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ
Автор: Сказкина Ангелина, МБОУ гимназии № 1 г. Апатиты, 8 класс

Научный руководитель: Фридер Е. И., учитель русского языка и литературы
Цель работы: соотнеся исторические факты о блокаде Ленинграда и литературные произведения, ей посвящённые, раскрыть внутренний мир людей того времени, их душевное состояние и определить ведущую роль в этом художественной литературы.

Историческая справка. Блокада Ленинграда.

Блокада Ленинграда продолжалась 900 дней: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, два с половиной года. Несмотря на широко развернувшуюся эвакуацию, в сентябре 1941 года в окружённом городе оказалось 2 млн 887 тысяч жителей.

Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала «Дорога жизни», проложенная зимой через Ладожское озеро.

Всё питание для работающего на производстве человека составляли 250 граммов хлеба, выпеченного пополам с древесными и другими примесями и от того тяжёлого и такого маленького. Все остальные, в том числе и дети, получали 125 граммов такого хлеба.

Только за два месяца - январь и февраль 1942 г. – в Ленинграде умерли 200 тысяч человек.  Город подвергался  обстрелам неприятеля 617 дней. В среднем ежедневно в Ленинграде разрывалось 245 снарядов.   Разрушено свыше 3 000 и повреждено свыше

7 000 зданий. Уничтожено или повреждено 393 школы.

Город продолжал жить и трудиться.  

27 января 1944 года город был полностью освобожден от вражеской блокады.



Художественная литература о блокаде Ленинграда

В осаждённом городе говорили пушки, но Музы не молчали.

Поэтессу Ольгу Берггольц в годы войны и сразу после неё называли «блокадной музой», «голосом осаждённого Ленинграда». Её слова: «Никто не забыт и ничто не забыто!» высечены на гранитной стене Пискарёвского мемориального кладбища. В годы войны, оставаясь в осаждённом Ленинграде, она работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Её голос стал для тысяч людей символом надежды.

Нехитрыми средствами, не задумываясь о литературной технике, она добивалась главного: своим голосом, стихом-беседой, доверительным и искренним монологом-обращением сплачивала людей в некое «блокадное братство», в монолитное единство.



Поэзия А. Ахматовой

С началом войны Ахматова стала одной из немногих женщин-бойцов пожарной команды и выполняла мужскую работу наравне с другими жителями города.

Переживая вместе со всеми лишения и ужасы блокады, Ахматова больше всего откликалась на страдания детей, а детьми были и малыши, и уходившие на фронт старшеклассники. В условиях жёстокой войны она черпала вдохновение не в ненависти, а в сострадании к самым беззащитным. Жизнь Ахматовой в эвакуации была наполнена тревогой о Ленинграде и оставшихся там людях. Она чувствовала свою неразлучность с великим страдающим городом.

Новеллы О. Шестинского

Писатель и поэт  О. Н. Шестинский родился в Ленинграде и  пережил блокаду ребенком, (в 1941 году ему было 12 лет, он был  почти нашим ровесником).

Его «Блокадные новеллы» посвящены детям Ленинграда, тому, как они вместе со взрослыми выживали, как переносили все тяготы и как смогли остаться людьми. Все новеллы представляют собой небольшие зарисовки из бытовой и семейной жизни наших героев, написанны очень простым и немудрёным языком. Все новеллы подчёркивают одну важную мысль: самые тяжёлые испытания человек может выдержать, если есть любовь, забота, поддержка, если есть Дом, Семья.

Заключение

Таким образом, мы видим, что в художественных произведениях, с одной стороны, отображены все суровые и страшные реалии ленинградской блокады: голод, очереди за хлебом, карточки, бомбёжки, болезнь, смерть, страх, отчаяние, какое-то оцепенение, тяжёлая работа и многое другое. Но поэты и писатели ставили перед собой не менее, а, может быть, и более важную задачу: передать душевное состояние людей, их эмоции и помочь в этой беде не замыкаться, не оставаться наедине с собой, продолжать верить, надеяться и помнить. Так литература, по сравнению с историей, не только даёт нам знания о тех событиях, но и, раскрывая внутренний мир героев, помогает более остро и чутко прочувствовать весь ужас той общенародной трагедии, принять близко к сердцу переживания героев и ценить ту мирную жизнь, которая у нас есть.


БАБА-ЯГА - КАКАЯ ОНА?
Автор: Мухина Мария, МБОУ СОШ № 5 г. Апатиты, 6 класс

Научный руководитель: Дашевская С. С., учитель русского языка и литературы


На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в избушке на курьих ножках, окруженной забором из человеческих костей, старая Яга. С самого раннего детства мы сталкиваемся с этим персонажем. Про нее написаны сказки, её рисуют художники, снимают фильмы с её участием.

Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор? Кто же эта Баба-Яга и что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечёт читателя по тропинкам сказки?



Цель: Подробно исследовать образ Бабы-Яги в русских народных сказках и выяснить, каким персонажем она является: положительным или отрицательным.

Задачи:

1. Изучить этимологию имени сказочного персонажа Баба-Яга.

2. Выяснить, как появился образ Бабы-Яги.

3. В процессе изучения русских народных сказок познакомиться с особенностями изображения Бабы-Яги в них.

4. Провести опрос среди учащихся МБОУ СОШ № 5 города Апатиты на предмет их знания этого сказочного персонажа.

Гипотеза: В русских народных сказках Баба-Яга может быть разной.

Методы и приёмы исследования:


  • чтение и анализ научной и художественной литературы,

  • сравнение образа Бабы-Яги в разных литературных источниках

  • анкетирование.

Работа над проектом позволила нам убедиться в том, что Баба-Яга совершает как злые, так и добрые дела. Мы выяснили, что первоначально образ Бабы-Яги рассматривался в славянской мифологии как хранительницы домашнего очага. Ей поклонялись как божеству. Со временем образ Бабы-Яги претерпел изменения.

В русских народных сказках Баба-Яга совсем не милая старушка, а всё же страж между добром и злом, и может быть и на стороне добра, и на стороне зла. В народных сказках она чаще пугающая, страшная. А сейчас её чаще представляют доброй старушкой, помощницей героев.



  1   2   3   4   5   6